Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История государства и права Китая

Поиск

<QUEST1< FONT>Периодизация развития китайского государства и права в эпоху нового и новейшего времени

1. 1640 - 1911 Период империи (династии) Цин
2. 1912 - 1949 Период революций и гражданских войн
3. c 1 октября 1949 г. Период Китайской Народной Республики

Империя Цин

В середине XVII в. Китай в очередной раз был завоеван иноземными захватчиками. Но династия, образованная маньчжурами оказалась более китайской, чем все прежде создававшиеся захватчиками. Оккупанты переняли китайские традиции и только обеспечили своему этносу положение высшего слоя общества. В частности, официально запрещались смешанные браки маньчжуров и китайцев.

Начиная с Канси (1662–1723), маньчжурские императоры были конфуцианцами. Они управляли страной, следуя древним заветам и внимая советам конфуцианских ученых-чиновников. Были сохранены традиционная китайская административная система, как и механизм воспроизводства бюрократии, т. е. система экзаменов. Были проведены аграрные мероприятия, направленные на упорядочение землепользования и налогообложения. Казенные земли щедро раздавались маньчжурам, и правительство строго следило за тем, чтобы не слишком привязанные к земле вчерашние воины-кочевники не продавали своих наделов.

В первой половине XVIII в. цинскому правительству удалось наладить достаточно эффективное управление страной, одним из результатов этого стал быстрый рост численности населения. Вместе с тем китайская держава стала региональным гегемоном. К концу XVIII в. империя Цин распространила свою власть на Синьцзян — северо-западные территории, некогда принадлежавшие империи Хань. К ним добавились Внутренняя и Внешняя Монголия на севере, присоединенные в результате военных экспедиций или путем переговоров. Был восстановлен протекторат над Тибетом, а некоторые гималайские государства превращены в вассалов; был установлен суверенитет Китая над Кореей и рядом стран Юго-Восточной Азии.

Но в это время корабли европейцев уже стали частым гостем на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. В попытках противодействовать европейскому влиянию цинский двор не придумал ничего лучшего, как перейти к политике самоизоляции. Однако «закрыв» Китай, правительство перекрыло возможности для технологических заимствований у Запада. Их индустриальное и военное превосходство только нарастало. В XIX столети Китай, который представлял заманчивый рынок для европейских колонизаторов, был насильно «открыт» западными державами, постепенно превратившись во второй половине XIX в. полуколониальную страну.

Тайпинское государство. В конце XVIII — начале XIX в. китайская империя во главе с династией Цин переживала период упадка, обусловленного фактическим разложением феодальной системы и усугублявшегося коррупцией сановников. <QUEST3< FONT>В это время усилились попытки капиталистических государств, и прежде всего Англии, превратить Китай в свою полуколонию.

В результате всего этого, а также ухудшения экономического положения народа в июне 1850 г. началась крестьянская война, известная как тайпинское восстание. Во власти восставших оказалась значительная территория.

<QUEST4< FONT>В марте 1853 г. повстанцы захватили Нанкин, который провозгласили столицей тайпинского государства. Началось формирование его государственных органов. Тайпинское руководство обнародовало так называемую «Земельную систему Небесной династии», представлявшую собой программный документ преобразования китайского общества и государства. Провозглашалось преимущественно уравнительное землепользование. Создавалось «Небесное государство великого благоденствия». Государство возглавлял тяньван («Небесный князь»), носитель высшей законодательной и распорядительной власти. Другие руководители получили титулы ванов более низких рангов и должны были помогать ему в управлении, в основном советами.

При дворе главы государства функционировал многочисленный бюрократический аппарат. Каждый из ванов имел свою правительственную канцелярию, состоявшую из служб по налогам, военным делам и т.д. Сколько-нибудь четкого разграничения полномочий между отдельными органами власти не было.

Продолжающаяся война с цинским правительством вынуждала строить управление тайпинским государством на военный лад. Сельской администрацией руководили уездные начальники, возглавлявшие уездные управления. Над ними стояли начальники округов и окружные управления. Должностные лица на уровне округов назначались правительством, прочие — вышестоящими органами. Каждое должностное лицо было одновременно командиром соответствующего территориального военного подразделения.

Подавляющее большинство новых чинов происходило из простого народа. Они не имели собственности, однако получали нормированное содержание от государства. Земля и основные средства производства были фактически национализированы, иметь крупные денежные суммы или иную крупную собственность было запрещено.

К середине 1863 г. положение тайпинского государства заметно ухудшилось: тайпины потерпели ряд военных поражений в войне с цинским правительством. В результате связь центра с провинциями нарушилась. В среде повстанцев периодически вспыхивала борьба за власть, сопровождавшаяся многочисленными жертвами. Дисциплина в войсках падала. В июле 1864 г. столица тайпинов Нанкин была штурмом взята цинскими войсками.

Тайпинское восстание принято рассматривать как ключевой эпизод борьбы китайского народа против феодалов и иностранных колонизаторов.

Падение империи Цин. Многолетний опыт ведения военных действий против крестьянских армий, поражение в первой и второй опиумных войнах с Англией и Францией, а также совместная с иностранными державами борьба с тайпинскими государством подтолкнули правящие круги Цинской империи к признанию необходимости реформ. Прежде всего это касалось военного дела, поскольку на фоне вооружения, например, английской и французской армий китайские войска были оснащены примитивными средневековыми средствами. Назрела необходимость отказа от политики самоизоляции Китая и перехода к сотрудничеству с иностранными государствами — обмена посольствами, заключения соглашений и т. д. Появились сторонники так называемого усвоения заморских дел, которых поддерживали видные цинские сановники.

<QUEST5< FONT>В 1862 г. один из теоретиков реформ представил императору меморандум, где предлагал провозгласить политику «самоусиления», сводившуюся к установлению контактов с иностранцами, заимствованию зарубежных достижений, прежде всего в реорганизации армии. Меморандум был одобрен, и император своим указом создал канцелярию по управлению торговлей с различными странами. Ее члены совмещали посты с ответственными должностями в правительстве, что I усиливало авторитет этого органа. Результатом мероприятий цинского правительства стало строительство арсеналов, машиностроительных заводов, верфей.

Однако политика «самоусиления» привела к широкому проникновению в Китай иностранных сдержав. Используя права и привилегии, предоставляемые концессий, иностранцы стали пытаться усилить свое политическое влияние. В результате в 60–90-е гг. XIX в. проходили выступления против иностранного вмешательства, переходивших подчас в антиправительственные.

В японо-китайской войне 1894–1895 гг. империя Цин потерпела поражение. Китай понес болезненные территориальные потери. В частности, Япония получила остров Тайвань (Формоза). Курс на «самоусиление» фактически провалился. Правительство оказалось неспособным организовать защиту страны от агрессии колонизаторов, которые в 1840-х — 1890-х гг. захватили значительные территориальные плацдармы на территории Китая и добились консульской юрисдикции (экстерриториального статуса) для европейцев, американцев и японцев на территории страны. Ослабло централизованное управление страной, возросла автономия различных районов страны. Все это вызывало возмущение китайского народа.

<QUEST6< FONT>Началось новое движение за реформы, которое подпитывалось интересами национальной буржуазии, в среде которой возникли идеи введения конституционной монархии и учреждения парламента. Уже в начале XX в. произошел ряд безуспешных выступлений крестьян и ремесленников, прокатилась волна бойкота американских товаров. Повсеместно возникали разрозненные революционные организации, усиливалась антиправительственная агитация.

Стремясь сдержать рост революционного движения, маньчжурское правительство пообещало провести реформы и установить со временем конституционную монархию. В сентябре 1906 г. издан императорский указ о проведении подготовительных мер к установлению в Китае конституционного правления. Летом 1908 г. правительство, очевидно по образцу Японии, опубликовало программу мероприятий по созыву парламента, рассчитанную на девять лет: В октябре 1910 г. маньчжурский двор разрешил созыв общекитайской конституционной палаты для обсуждения проектов будущей конституции. Однако это только показало слабость правящего режима.

<QUEST7< FONT>10 октября 1911 г. (год «синьхай» по китайскому лунному календарю) в Учане восстал саперный батальон. Началась Синьхайская революция.

25 декабря 1911 г. Сун Ятсен избран временным президентом Китая. Он сформировал временное республиканское правительство, представлявшее собой блок буржуазных революционеров со старой бюрократией и либералами; большинство в правительстве принадлежало либералам.

Правительство Сун Ятсена осуществило ряд реформ умеренного характера. Но не смогло осуществить коренные социально-экономические преобразования.

При участии Сун Ятсена была разработана «временная конституция». Впервые в истории Китая провозглашались равные права всех граждан, свобода слова и печати, организаций, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, неприкосновенность личности и имущества, создание ответственного перед парламентом кабинета министров. Но эта конституция не была реализована.

В это время главнокомандующим контрреволюционными силами выдвигают Юань Шикая. Либеральные помещики и буржуазия, напуганные размахом революционного движения, склонялись к компромиссу с ним. Вследствие компромисса была ликвидирована монархия. Китай становился республикой. Но Сун Ятсену пришлось оставить свой пост. Президентом стал Юань Шикай.

10 марта 1912 г. Национальное собрание приняло временную конституцию, в соответствии с которой Китай представлял собой республику во главе с президентом. Законодательная власть вверялась парламенту, состоящему из двух палат: сената и палаты представителей. Выборы в парламент были двухступенчатыми. Избирателями могли быть лица старше 21 года, проживающие в данном избирательном округе не менее двух лет, уплачивающие прямой налог или обладающие имуществом на определенную сумму.Закон о Национальном собрании // Синьхайская революция 1911–1913 гг. Сборник документов и материалов. M., 1968. С. 164–175

<QUEST8< FONT>Союз либеральной буржуазии с Юань Шикаем вынудил Сун Ятсена организовал Гоминдан — национальную партию.

Руководители Гоминдана в июле 1913 г. подняли восстание, направленное против реакционной политики Юань Шикая. Подавив его, Юань Шикай запретил деятельность Гоминдана; Затем внес изменения в конституцию, значительно расширяющие полномочия президента в ущерб парламенту. Срок полномочий президента увеличивается до 10 лет. Эти нововведения явились частью плана, направленного на восстановление монархии. Попытки осуществления этого плана вызвали общее возмущение в стране. Юань Шикаю пришлось заявить об отказе от восстановления монархии.

Синхайская революция покончила с феодализмом и не ослабили влияние иностранного капитала. Однако она свергла монархию и способствовала усилению политической активности широких масс.

Период гражданских войн

Общественность страны связывала с окончанием первой мировой войны надежды на освобождение от чужеземного господства. Однако этого не произошло. Обманутые надежды дали толчок массовым волнениям, прокатившимся по стране. Началось с демонстрации студентов в Пекине 4 мая 1919 г., затем студенческие волнения переросли в широкое революционное движение, в котором объединились рабочие, городская беднота, многочисленные представители национальной буржуазии. На волне общественного подъема возникла Коммунистическая партия Китая (1921), которая вскоре вошла в состав Гоминдана. Однако первая гражданская война (1924–1927) закончилась поражением революционных сил, которые возглавляло прогрессивное крыло Гоминдана. Партия, основанная Сунн Ятсеном после его смерти переродилась и оказалась в руках контрреволюционных сил, отражающих интересы крупной буржуазии и помещиков; революционные и прогрессивные элементы были изгнаны из партии.

Гоминдан в 1920-х гг. перестал быть просто партией: его структуры являлись органами государственного управления. Функции верховного органа власти выполнял съезд Гоминдана, а в перерывах между его созывами — Центральный исполнительный комитет. ЦИК Гоминдана назначал правительство, которое ему подчинялось.

В августе 1927 г. КПК развернула боевые действия против Гоминдановского правительства («вторая революционная гражданская война»). В ходе гражданской войны под руководством Коммунистической партии создавались революционные базы — разрозненные территории, контролируемые революционными силами. 7 ноября 1930 г открылся I съезд советов рабочих и крестьянских депутатов — представителей всех революционных баз Китая. Съезд принял проект временной конституции, в котором указывалось, что на территории революционных баз вся, власть принадлежит советам рабочих, крестьян, красноармейцев и всех трудящихся. Съезд утвердил законы о земле, о труде, об основах экономической политики и избрал первое центральное правительство революционных районов Китая во главе с руководителем КПК Мао Цзэдуном (1893–1976).

Гоминдан в 1923–1926 гг. превратился из традиционного китайского политического общества в авторитарную партию коммунистического типа. Партийный съезд представлял все первичные ячейки и прочие элементы партии. В перерыве между съездами его руководящие полномочия делегировались Центральному исполнительному комитету, контролирующему политическую линию партии, и Центральному контрольному комитету, ответственному за внутреннюю организацию и партийную дисциплину. Подобно компартиям Запада, Гоминдан ввел для своих членов похожие на паспорт партийные билеты. Все члены партии были обязаны состоять на учете. Одновременно велась военная подготовка. Чан Кайши, самый многообещающий молодой офицер из окружения Сун Ятсена, был направлен в Москву. По возвращении он стал начальником офицерской школы и командиром малочисленной, но жизнеспособной армии. Со свежими военными кадрами и боевыми первичными организациями, способными привлечь в свои ряды студентов, рабочих и крестьян, Гоминдан через два года после смерти Сун Ятсена (1925) стал контролировать южный и центральный Китай.

Пока Сун Ятсен был жив, он удерживал вместе различные фракции Гоминдана. После его смерти два основных крыла партии размежевались. В 1927 националистическое большинство под предводительством Чан Кайши, старейшие члены партии и делающие карьеру партийные функционеры начали борьбу против китайских коммунистов. Сотрудничество с компартией продолжило лишь левое меньшинство. Разрыв коммунистов и Гоминдана привел к десятилетней гражданской войне (1927–1937).

В 1931 г. обстановка осложнилась вторжением в северо-восточный Китай японских войск и образованием марионеточной Маньчжурской империи во главе с последним императором Китая Пу И. Правительство революционных районов в апреле 1932 г. объявило войну Японии и предложило Гоминдану прекратить гражданскую войну, объединив все силы для отпора агрессору. Но гражданская война прекратилась только в 1937 г., когда началась полномасштабная японская агрессия в Китае. Был создан единый национальный антияпонский фронт, которому оказал активную поддержку СССР.

Антияпонские базы народного сопротивления создавались на освобождаемых территориях. Во всех освобожденных районах существовали выборные народно-политические советы, которые утверждали состав правительства каждого района. Органы власти строились по принципу «трех третей»: одну треть мест занимали члены коммунистической партии и по одной трети — представители буржуазии и патриотически настроенных помещиков.

Китайский народ вел героическую борьбу против японских захватчиков вплоть до окончания Второй мировой войны.

Образование и развитие КНР

В 1945 г. после освобождения советскими войсками занятого японцами северо-востока Китая соотношение сил изменилось в пользу Народной освободительной армии Китая, которую создала КПК. Шаткий союз Гоминдана и КПК рухнул. Началась новая гражданская война (1946–1949), в которой КПК опиралась на мощную поддержку СССР.

Общенародный революционный подъем ускорил развал Гоминдановского режима. В январе 1949 г. Чан Кайши обратился к руководству КПК с предложением начать мирные переговоры, что говорило о признании Гоминданом своего поражения. В результате переговоров был выработан проект мирного соглашения.

21 сентября 1949 г. открылась первая сессия Народной политической консультативной конференции, в работе которой участвовали представители всех демократических партий и групп. Сессия приняла статус Конференции как организации единого фронта, закон об организации Центрального народного правительства Китайской Народной Республики (КНР), а также Общую программу, которая до принятия конституции должна была выполнять роль Основного закона Китайской Народной Республики. Конференция избрала Центральное народное правительство КНР во главе с Мао Цзэдуном. 1 октября 1949 г. было торжественно провозглашено создание Китайской Народной Республики.

Общая программа провозгласила КНР «государством новой демократии», которое «ведет борьбу против империализма, феодализма, бюрократического капитала, за независимость, демократию, мир, единство и создание процветающего и сильного Китая».

В Общей программе было определено, что новая государственная власть в Китае представляет собой «демократическую диктатуру народа», основанную на союзе рабочих и крестьян, в котором, руководство принадлежит рабочему классу. При этом подразумевалось, что руководящая, роль рабочего класса в народном государстве осуществляется через КПК, которая стала Правящей партией.

Высшим органом государственной власти в КНР формально стал Центральной народный правительственный совет (ЦНПС), который сформировал остальные центральные государственные органы: Государственный административный совет (высший исполнительный орган), Народно-революционный военный совет, Верховный: народный суд и Верховную народную прокуратуру. Вместе с ЦНПС эти органы составили Центральное народное правительство КНР. Его председателем стал Мао Цзэдун, являвшийся одновременно главой Центрального народного правительственного совета и Народно-революционного военного совета, а главное — председателем ЦК КПК. Первоначально Центральное народное правительство КНР было правительством единого фронта: в состав высших государственных органов наряду с коммунистами входили представители небольших буржуазных и мелкобуржуазных партий, поддерживавших программу КПК и признававших ее руководящую роль.

<QUEST11< FONT>В стране начинается восстановительный период, в течение которого были решены основные задачи демократической революции. В 1953 г. в качестве генеральной линии Коммунистическая партия Китая провозгласила социалистическое направление развития.

В 1953–1954 гг. состоялись первые в истории страны всеобщие выборы в демократические органы власти — собрания народных представителей. 15 сентября 1954 г. в Пекине на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей была принята конституция КНР. В соответствии с конституцией произошли существенные изменения в структуре государственных органов КНР: высшим органом власти стало Всекитайское собрание народных представителей, а в период между его сессиями — постоянный комитет ВСНП.

Первая Конституция КНР юридически закрепила главные положения генеральной линии КПК в качестве основного закона государства. В Конституции провозглашались социально-экономические права граждан, их политические свободы, обязанности.

В области внешней политики Конституция предусматривала развитие и укрепление отношений дружбы с СССР и другими социалистическими странами, установление и развитие отношений со всеми, странами на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета и территориальной целостности.Конституция Китайской Народной Республики 1954 г. // Конституция и основные законодательные акты Китайской Народной Республики. М., 1955. С. 29–53.

Идеи социалистического развития реализовывались через пятилетние планы развития народного хозяйства, был взят курс на коллективизацию сельского хозяйства и индустриализацию.

В мае 1958 г. КПК выдвигает курс на досрочное построение социализма, получивший название «большого сказка». Эта политика распространялась на все сферы общественной жизни.

Установка на форсированное преобразование производственных отношений, на «ускоренный переход к коммунизму» была принята на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК в августе 1958 г. Политика «большого скачка» получила распространение в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере культуры, науки, образования; это обострило экономические и социальные проблемы развития страны, усилило нарастающий конфликт с КПСС и СССР.

В начале 1960-х гг. пришлось принимать чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Мао Цзэдун, отмечая отдельные ошибки в ходе реализации взятого курса, признавал в целом его правильность. Однако часть китайских руководителей выступала против политики «большого скачка». Разногласия по вопросам внутренней и внешней политики привели к обострению идейно-политической борьбы в руководстве и КПК. Чтобы избавиться от своих противников, Мао Цзэдун и его сторонники под лозунгом «культурной революции» (1966–1976) развернули кампанию тотальной «чистки» партии, органов народной власти, общественных организаций. В материалах и документах КПК конца 1970-х — начала 1980-х гг. замысел «культурной революции» и решения, обосновавшие эту кампанию, были оценены как заслуживающие исправления.

Попыткой законодательно закрепить политику «культурной революции» стало принятие Конституции 1975 г. В соответствии с идеей классовой борьбы, «сотрясающей общество в процессе построения социализма», были произведены изменения, касающиеся государственного строя, прав и свобод граждан. Так, ограничивались полномочия Всекитайского собрания народных представителей; учрежден принцип назначения депутатов вместо выборов; при организации органов власти в национальных районах не учитывались местные особенности.

Но в 1977 г. умеренному крылу КПК удалось отстранить радикалов от руководства партией и страной. В 1978 г. была принята Конституция восстановившая ряд положений Конституции 1954 г. В стране активизировалась правотворческая деятельность, был издан ряд кодексов, приняты законы, направленные на совершенствование системы государственных органов.

<QUEST12< FONT>В 1982 г. принимается новая Конституция КНР, определившая политическую сущность государства как демократическую диктатуру народа, подчеркнув при этом, что, по существу, диктатура народа является диктатурой пролетариата. Конституция закрепила многоукладное в экономике: наряду с государственной собственностью допускалось существование частной, а также смешанной, государственно-капиталистической собственности. Закреплялось право на деятельность иностранных частнокапиталистических предприятий. Значительные изменения произошли в государственном строе: восстанавливался пост председателя КНР; постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей получал равные права с самим собранием; создавался Центральный военный совет; ограничивался срок пребывания некоторых должностных лиц на своих постах. Были расширены права и обязанности граждан.Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. // Китайская Народная Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1984. С. 20–55.

По форме территориально-политического устройства КНР является унитарным государством с автономными образованиями: 23 провинции (без Тайваня), 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения — Пекин, Шанхай, Чунцин и Тяньцзинь. В 1997 г. бывшая английская колония Гонконг, возвращенная под суверенитет Китая, вошла в состав КНР в качестве специального административного района Сянган. А в 1999 г. португальская колония Макао (Аомынь) также была возвращена Китаю и получила статус специального административного района.

В КНР применяется административная форма автономии. Компактно проживающие национальные меньшинства могут создавать 3 вида автономных образований: автономный район, автономный округ и автономный уезд.

По форме правления КНР формально является республикой советского (социалистического) типа. Согласно Конституции 1982 г. КНР — социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Доминирующей и руководящей силой политической системы провозглашалась Коммунистическая партия. Для политической системы характерно тесное переплетение партийных и государственных функций, КПК и государства. Помимо КПК в Китае существует еще 8 «демократических» партий, имеющих декоративный характер.

Высшим органом государственной власти в КНР является Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), постоянно действующий орган которого — Постоянный комитет ВСНП. Оба эти органа осуществляют законодательную власть в стране. Депутаты ВСНП избираются от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил путем многоступенчатых выборов на конкурсной основе сроком на 5 лет. ВСНП — чрезвычайно многочисленный орган, в котором заседают порядка трех тысяч депутатов.

ВСНП вносит изменения в Конституцию; принимает уголовные и гражданские законы, законы о государственной структуре и другие основные законы и вносит в них изменения; избирает главу государства Председателя КНР и его заместителя, председателя Постоянного комитета ВСНП и его состав; утверждает Премьера и состав Госсовета КНР (правительства); избирает председателя Центрального военного совета КНР и утверждает его состав; избирает председателя Верховного народного суда и генерального прокурора Верховной народной прокуратуры; рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, государственный бюджет и отчеты об их выполнении; изменяет или отменяет ненадлежащие постановления Постоянного комитета ВСНП.

Поскольку депутаты совмещают выполнение производственных обязанностей с депутатской деятельностью, ВСНП как коллегиальный орган функционирует в течение весьма кратких сессий (2–3 недели в году). В остальное время значительную часть его полномочий осуществляет Постоянный комитет ВСНП, который избирается ВСНП и ему подотчетен. В его состав входят: председатель, заместитель председателя, начальник секретариата и члены Постоянного комитета. Его очередные заседания проводятся один раз в 2 месяца. Срок полномочий — 5 лет.

Полномочия Постоянного комитета весьма обширны и перечень их открыт, так как ВСНП может возложить на него и другие функции. Постоянный комитет ВСНП уполномочен: толковать Конституцию, принимать законы и вносить в них изменения, толковать законы, осуществлять контроль за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры; отменять акты органов государственной власти провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, противоречащие Конституции, законам и административным актам; принимать решения о всеобщей или частичной мобилизации в стране; ратифицировать и денонсировать международные договоры, а также традиционные полномочия главы государства (назначение и отзыв полномочных представителей в иностранных государствах, награждение орденами и присвоение почетных званий, принятие решений о помиловании).

В период между сессиями ВСНП его Постоянный комитет вносит частичные изменения и дополнения в законы, принятые ВСНП, рассматривает и утверждает поправки к планам экономического и социального развития, государственному бюджету в ходе их выполнения; назначает и смещает министров, председателей комитетов, главного ревизора и начальника секретариата (эти полномочия осуществляются по представлению премьера Государственного совета); по представлению председателя Центрального военного совета назначает и смещает его членов; объявляет войну в случае, если КНР подвергнется вооруженному нападению, или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по совместной обороне от агрессии.

Глава государства — Председатель КНР, избираемый ВСНП. Срок его полномочий соответствует сроку полномочий ВСНП, но он осуществляет их до вступления в должность Председателя, избранного ВСНП нового созыва. Никто не может занимать должность Председателя КНР более чем два срока подряд. На основе решений ВСНП и его Постоянного комитета Председатель КНР осуществляет полномочия по опубликованию законов, назначению ряда высших должностных лиц (премьера, его заместителей, членов Государственного совета и др.), награждению государственными орденами и присвоению званий, назначению и отзыву представителей в иностранных государствах, ратификации и денонсации договоров с иностранными государствами, опубликованию указов о помиловании, о мобилизации, о введении чрезвычайного положения и объявлению состояния войны. Председателю КНР помогает заместитель, который избирается ВСНП на тех же условиях и в том же порядке, что и Председатель.

Центральным исполнительным органом государства является Государственный совет КНР, который характеризуется в ст.85 Конституции как «Центральное народное правительство, исполнительный орган государственной власти, высший государственный административный орган». Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Премьер, его заместители, члены Госсовета и начальник секретариата образуют Постоянный комитет Государственного совета. Срок его полномочий — 5 лет. Государственный совет руководит административной работой общегосударственного масштаба, деятельностью министерств и ведомств и наделен соответствующими полномочиями. Он ответственен перед ВСНП и его Постоянным комитетом и им подотчетен.

Особенности права

<QUEST13< FONT>Цинский Китай имел два главных свода законов: по государственному и административному праву и по уголовному, гражданскому и семейному праву. Первый свод законов содержал детальные предписания относительно функций всех правительственных учреждений. В нем были перечислены, например, должности чиновников в каждом из 1293 уездов империи.

Тексты сводов законов не составлялись, каждой династией заново. Еще в 1644 г. особой комиссии было поручено рассмотреть минский свод законов, чтобы модернизировать его. Составление нового свода законов завершилось в 1646 г., а в следующем году он был опубликован. В результате работы кодификационной комиссии абсолютное большинство установлений династии Мин вошло в цинский свод законов в качестве основных законов. Новые же законы были включены в него в виде дополнительных постановлений. По указу 1746 г. их следовало периодически пересматривать, впоследствии такие пересмотры проводились через каждые 5–10 лет. Этот второй свод законов назывался «Основные законы и постановления Великой династии Цин». Он ставил маньчжурских завоевателей в привилегированное положение по отношению к коренному населению. Маньчжуры наказывались менее сурово, чем китайцы (за исключением китайцев, служивших в маньчжурских войсках). Они пользовались правом замены одного наказания другим — более легким или менее унизительным.

Нормы обычного права в императорском Китае в основном порождались низовыми социальными структурами (кланами, деревенскими общинами, купеческими гильдиями и т. д.) и действовали, как правило, в рамках этих структур. В силу же неодинаковости условий жизни в различных районах обширного государства они были многообразными, противоречивыми, что вело к чрезвычайной пестроте китайского обычного права.

Охрана господствующих общественных отношений была сферой уголовного законодательства, которое в XIX в. отличалось крайней жестокостью. Основные законы Цин предусматривали около трех тысяч преступлений, многие из них наказывались различными видами смертной казни, вечной и срочной ссылкой, ударами большой и малой палки. По остальным преступлениям предусматривалась ссылка в дальние гарнизоны и/или с отдачей в рабство. Все виды ссылки сопровождались битьем палками. В качестве дополнительных мер наказания применялись ношение шейной колодки и клеймение. Вместе с тем допускался откуп от уголовного наказания, в том числе и от смертной казни, а также наем других лиц для отбывания наказания (например, при битье палками). Некоторые преступления влекли за собой наказание не только виновного, но и всех близких родственников по мужской линии. Допускалась уголовная ответственность детей с 7 лет. В уголовном процессе широко применялись пытки.

Цинское законодательство отличалось казуальностью (казуизмом). Причем, чем опаснее были те или иные виды преступлений, тем детальнее описывались они в законах и различных подзаконных актах. Например, устанавливалась ответственность за совершение десятков видов убийств, которые в свою очередь детализировались в зависимости не только от формы вины, количества преступников и т. д., но и от степени родства, служебного подчинения или иной социальной зависимости преступника и потерпевшего, их социального положения, пола, возраста, времени и места совершения преступления, орудий убийства и т. п. К тягчайшим преступлениям относилось убийство родителей, деда и бабки, отчима или мачехи; менее тяжким признавалось, например, убийство дяди, тети, старшего брата; наконец, при определенных условиях совершенно ненаказуемым могло оказаться лишение жизни детей и внуков.

Многообразие конституирующих и квалифицирующих преступление признаков, усиленное многовековыми наслоениями законов, подзаконных актов и их толкований, делали невозможной систематизацию общественно опасных деяний.

Накануне революции была проделана большая работа по совершенствованию уголовного законодательства и его модернизации. Например, были исключены уголовные наказания палочными ударами, а меры физического воздействия, предусматривавшиеся в качестве санкций по гражданским делам, заменялись системой штрафов.

Однако многие положения законодательства Цин об ответственности за правонарушения действовали вплоть до 1931 г., т. е. до вступления в силу двух последних книг Гражданского кодекса Китайской Республики.

<QUEST14< FONT>Такое смешение древних правовых традиций и современного законодательства, основанного на идеях «социализма с китайской спецификой» и некоторых принципах романо-германской правовой семьи, характерно и для права КНР.

Для правовой культуры Китая характерно традиционное преобладание норм морали над нормами права в регулировании любых вопросов общественной жизни, включая самые важные. Такое отношение к праву вытекает из конфуцианского учения, составлявшего основу государственной идеологии Китайской империи вплоть до рево<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.252 (0.018 с.)