Периодизация истории государства и права



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация истории государства и права



Периодизация — это один из старейших методов познания исторических процессов, который позволяет определить главные направления в развитии общества в целом или его отдельных сфер, например, государства и права.

<QUEST9< FONT>Хотя в современной науке отсутствует универсальная концепция исторического процесса, человеческая мысль выработала два основных объяснения его направленности. Древнейшее из них — циклическая теория, которая зародилась в античную эпоху и представляет историю как движение по замкнутому кругу (например, от Золотого века к Серебряному, затем Медному и Железному и опять сначала). Эти взгляды в мифологизированной форме отражали реальности Древнего мира и Средневековья, когда снова и снова, бесчисленное множество раз самые могущественные царства и величайшие цивилизации, возникнув и достигнув расцвета, неизменно клонились к упадку и рушились от собственной немощи или под напором завоевателей.

В эпоху политического и экономического торжества буржуазии стараниями французского энциклопедиста Жана де Кондорсэ (1743–1794) и немецкого философа Георга Гегеля (1770–1831) утвердилась гораздо более оптимистическая теория прогресса, которая рассматривала историю человечества как подъем по лестнице достижений, ведущей к более справедливому общественному устройству и лучшей жизни для всех.Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990. С. 145. Очевидно, что идея прогрессивного развития всего человечества не отрицает возможности циклического развития или даже временного регресса отдельных народов и стран на отдельных этапах истории. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 76. В основе современной периодизации развития человечества лежит деление истории на Древнюю, Среднюю и Новую. Эта трехчастная модель исторической периодизации была окончательно сформулирована в ряде научных трактатов немецкого филолога, географа и историка Кристофа Келлера (1638–1707), известного под латинизированным именем Целлариус.

Восприняв трехчленную форму периодизации, западные ученые в XVIII–XIX вв. условились, что хронологическими рубежами, которые разделяют прошлое на Древнюю историю, историю Средних веков и Новое время, являются приблизительно 500 и 1500 гг. н. э. (падение западной античной цивилизации и эпоха великих географических открытий европейских народов). В свою очередь три главных периода для удобства расчленяются на меньшие хронологические отрезки. Так, Средние века разделяются на ранние, центральные и поздние с рубежами около 1000 и 1300 г., а современная эпоха разделена на раннюю и позднюю с рубежом в конце XVIII столетия.

Советская наука в целом унаследовала данную традицию, но существенно скорректировала хронологические границы эпох в угоду теории социально-экономических формаций. Формационный подход к периодизации истории, предложенный Карлом Марксом (1818–1883) и Фридрихом Энгельсом (1820–1895), использует социально-экономические критерии, которые существуют объективно, т. е. независимо от воли человека (в первую очередь изменения в производственных отношениях). Марксизм утверждает, что экономические процессы доминируют в обществе и определяют все другие, а история течет от эпохи к эпохе согласно четко предсказуемому диалектическому процессу смены способов производства.

В упрощенной, вульгаризированной и догматизированной форме марксистская теория общественных формаций была представлена на страницах «Краткого курса истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)», подготовленного в 1930-е годы под редакцией И. В. Сталина (1879–1953). Вся история человечества без учета разновременности и других особенностей развития отдельных народов, стран, регионов и целых континентов была поделена на пять неравных хронологических отрезков, охватывающих:

1. первобытный;

2. рабовладельческий;

3. феодальный;

4. буржуазный;

5. коммунистический строй (прогнозируемый).

В соответствии с этой социально-классовой трактовкой истории государство и право представляют собой орудия господствующих классов и существуют только в эксплуататорских формациях — рабовладельческой, феодальной и капиталистической, а при социализме, трактуемом как первая фаза коммунистической формации, они «засыпают» и должны исчезнуть. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Репринтное воспроизведение стабильного издания [19]30–40-х годов. М., 1997. С. 118–124.В настоящее время в отечественной науке более популярен цивилизационный критерий периодизации, который имеет комплексный характер и обнимает самые разнообразные аспекты исторического процесса — от географической среды и экономики до духовной культуры и человеческой психологии. Цивилизационный подход к истории обладает рядом несомненных преимуществ, в частности, он позволяет понять, что общественные процессы (например, развитие государства и права) проходят асинхронно в различных странах, а нередко даже и в разных регионах одной и той же страны. Однако цивилизационный критерий уступает социально-экономическому по своей определенности и однозначности, поэтому до настоящего времени сторонники данного подхода не выработали общепризнанной трактовки развития человечества.

Тем не менее можно выделить два главных направления в изучении цивилизаций. Сторонники теории локальных цивилизаций абсолютизируют уникальность развития отдельных народов и утверждают, что региональные цивилизации неповторимо своеобразны, поскольку основаны на несовместимых системах социальных ценностей. В такой трактовке история предстает расчлененной и во времени, и в пространстве на изолированные друг от друга фрагменты.История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Репринтное воспроизведение стабильного издания [19]30–40-х годов. М., 1997. С. 118–124. Следовательно, бессмысленно говорить об универсальных этапах, о всемирной периодизации исторического развития, включая эволюцию государства и права.

Однако значительная часть ученых отстаивает мнение о стадиальном развитии цивилизаций, выделяя на основе хозяйственно-технологического критерия фазы:

1. доиндустриального;

2. индустриального;

3. постиндустриального (информационного) общества, через которые должно пройти все человечество.

Эти ступени в развитии цивилизации могут существовать одновременно у разных народов и в различных регионах земного шара.

Таким образом, и формационный, и стадиальный цивилизационный подходы к периодизации мировой истории выбирают тот или иной «ведущий сектор» в обществе, по степени развитости которого определяются лидирующие регионы и этапы развития народов, стран, человечества.

Следует иметь в виду, что все периодизации достаточно субъективны, произвольны и имеют те или иные изъяны. При любом делении времени, насколько бы удачно оно ни было произведено, не удается избежать искусственного разрыва продолжающихся исторических процессов, в том числе процессов эволюции государства и права.

Государство и право представляют собой взаимосвязанные (а по мнению многих ученых, и взаимообусловленные) сферы общественной жизни. Коренные изменения в политической области неизменно влекут существенные коррективы в юриспруденции, и наоборот. Поэтому хронологические рамки основных этапов эволюции государства и стадий развития права в целом совпадают. В свою очередь, государство и право играют настолько важную, нередко определяющую роль в обществе, что крупнейшие политико-правовые события во многих периодизациях служат для обозначения поворотных моментов во всемирной истории, истории отдельных стран и народов.

<QUEST10< FONT>В настоящее время наиболее распространенные отечественные периодизации истории государства и права по прежнему — завуалированно или открыто — исходят из формационных критериев деления всемирной истории. Как правило, они включают в себя четыре основных этапа:

1) эпоха зарождения и господства древнего, или рабовладельческого, государства и права (от возникновения первых государств и правовых систем в IV тысячелетии до н. э.до падения Западной Римской империи в 476 г.);

2) эпоха становления и господства средневекового, или феодального, государства и права (476–1640);

3–4) эпоха формирования и развития современного государства и права

· в период Нового времени (буржуазное государство и право домонополистической и раннемонополистической эпохи — от начала Великой Английской буржуазной революции в 1640 г.до окончания Первой мировой войны в 1918 г.);

· в период Новейшего времени (буржуазное государственно-монополистическое и социалистическое государство и право — с 1918 г. и до наших дней). Иеринг Р. Методы разработки истории права // Журнал Министерства юстиции. 1867. № 11–12. С. 258.

 

 

Тема 2. История государства и права Древнего Востока

 

Древний Китай

Возникновение государственности. Китайская историческая традиция связывает образование первого государства на территории Китая с фактом покорения одного племени другим: в XVIII в. до н.э. племя или союз племен, называвшееся Шань (Инь), завершило покорение племени (объединения племен) Ся. Вождь победителей провозгласил себя «ваном» (царем).

В истории китайской государственности принято выделять несколько периодов, связных с правлением определенных династий.

1. Шань (Инь) XVIII - XII в.в. до н.э. Формирование государственности
2. Чжоу XII в. - 221 г. до н.э. Отсутствие централизации
3. Цинь и Хань 221 г. до н.э. – 220 г. Централизованная империя
4. Распад империи 220 - 265 г.г. Период раздробленности и смут
5. Цзинь 265 - 420 г.г. Восстановление государственного единства

Высшие органы государства. Еще в период Шань (Инь) в Китае стали складываться основные особенности восточной деспотии. В конце этого периода царская власть стала передаваться старшему сыну по наследству. Для раннечжоусского Китая была характерна сильная власть царя, который считался «сыном Неба», «отцом и матерью» всех подданных, первосвященником.

В период Чжоу сложилась и дворцовая система управления. Близко к вану стоял «цзай» - управляющий делами, который вместе с подчиненными чиновниками был глашатаем воли царя. Он управлял дворцовыми делами, следил за храмами и т.д. Особое место при дворе занимали «шаньфу», обслуживавшие личные нужды вана, выполнявшие все военные и административные поручения. Ряд должностей при дворе был связан с функциями контроля над государственной хозяйственной деятельностью.

<QUEST4< FONT>В Циньско-Ханьском Китае власть монарха обожествлялась. Правитель царства Цинь принял титул императора («ди»). Он стал олицетворять собой «связующее единство» страны. Важное место в системе государственных органов стали занимать те из них, что были связаны с ритуалом и обрядами, призванными поддерживать идею божественного происхождения «сына Неба». В руках китайского императора была сосредоточена вся полнота государственной власти. Он являлся законодателем, стоял во главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех высших чиновников, являлся высшим судьей.

Центральный аппарат включал в себя ряд ведомств: финансовое, военное, судебное, сельского хозяйства, ведомство императорского двора, дворцовой стражи. Особое ведомство обрядов, руководимое верховным жрецом, должно было обеспечить унифицированный ритуал, предназначенный служить сплочению, воспитанию населения в духе признания незыблемости и святости существующих порядков. Примечательно, что верховный жрец осуществлял надзор за императорской академией, созданной в 124 г. до н.э. для подготовки высокопоставленных чиновников. Тем самым жрец выступал в роли министра образования. Верховный цензор возглавлял цензорские органы.

Следует отметить, что еще в конце III в. до н.э. в империи Хань была создана <CLOSETEST2< FONT>система чиновничьих рангов, в соответствии с которой чиновники занимали должности и получали жалованье.

Местное управление.Еще в середине IX в. до н.э. были предприняты попытки осуществления территориального деления. В Западном Чжоу были введены округа -военные и налоговые единицы.

В начале VII в. до н.э. в период существования удельной системы стала складываться уездная территориальная администрация. В каждый уезд направлялся чиновник, ответственный перед правителем царства или крупного удела. Позднее это привело к ликвидации удельной системы и укреплению центральной власти.

В Циньско-Ханьском Китае территория государства делилась на области или округа, округа - на уезды, уезды - на волости, волости - на общины. На местах действовала сложная система управления, основанная на соподчинении гражданских и военных чиновников. Так, во главе каждой провинции стояли губернаторы, которые делили свою власть с представителями военного ведомства. В пограничных областях гражданские и военные функции сосредоточивались в руках губернатора.

Община, несмотря на разрушение общинного землевладения, продолжала играть роль относительно обособленной единицы. Руководство общиной осуществляли староста и отцы-старейшины.

Городское самоуправление возглавлял совет старейшин. Однако бюрократический контроль распространялся и на органы местного самоуправления. Система взаимной слежки, коллективной ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или за плохую работу подчиненных им чиновников.

Судоустройство. В древности суд не был отделен от администрации.В империи Циньправосудие осуществлялось под руководством тинвэя ипровинциальных судей, что свидетельствовало об отделении судебных функций от административных. Подобное разделение касалось только уголовных дел и проводилось непоследовательно. В частности, провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе.

Судебное ведомство ("ведомство наказаний") также следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через него, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками и пр. Вместе с тем в Циньско - Ханьском Китае почти все административные органы обладали судебной властью.

Низшим судом по гражданским делам была уездная администрация. Если в уезде дело не было разрешено, то оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог направить дело в центр, начальнику судебного или другого ведомства. Император являлся высшим судьей и мог непосредственно рассмотреть любое дело.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.011 с.)