Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция Германской империи 1871 г.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую федеративную конституцию. Германская империя — «Второй рейх» — состояла из 25 государственных образований: 4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств, 3 вольных городов, а также имперской провинции Эльзас-Лотарингии, захваченной у Франции. Все субъекты федерации сохранили свои законодательные и исполнительные органы власти. По форме правления Германия стала конституционной монархией. Германским императором (кайзером) стал король Пруссии. Законодательная власть по конституции вверялась рейхстагу и бундесрату. Из 58 голосов в союзном совете, пополненном Конституцией 1871 г., 17 по-прежнему принадлежало Пруссии, 6 досталось новоприсоединившейся Баварии, по 4 — Саксонии и Вюртенбергу, по 3 — Бадену и Гессену, остальным членам союза принадлежало по 1 голосу. Рейхстаг сначала избирался на 3 года, а с 1887 г. на 5 лет посредством всеобщих (для мужчин) и прямых выборов с тайной подачей голосов. Депутаты рейхстага работали бесплатно. Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. В сферу имперского законодательства Конституция включила все важнейшие вопросы государственной политики (права гражданства; свободы печати и союзов; налоговое, таможенное и торговое законодательство; денежную систему, системы мер и весов; общее законодательство в области судопроизводства, уголовного и гражданского права; законодательство о путях сообщения и связи; военное законодательство и постановления в области внешнеполитических сношений и др.). Кроме законодательных полномочий верхняя палата обладала рядом исполнительных функций: назначала некоторых имперских чиновников, издавала общие административные распоряжения и инструкции для исполнения законов и др. Во главе исполнительной власти стоял император, который являлся главой государства. Он назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя союзного совета — канцлера; имел право законодательной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением; выступал представителем империи в международных сношениях (заключал мир, подписывал международные договора, с согласия союзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал послов; являлся главой вооруженных сил; имел право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг, а также с согласия бундесрата досрочно распускать рейхстаг. Особое место в системе исполнительной власти принадлежало канцлеру. Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Формально канцлер был единственным общеимперским министром и обладал обширными полномочиями. Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами. Таким образом, исходя из Конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал и имел право сместить и др.) делало демократизацию власти затруднительной и привело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом.Конституция Германии. 16 апреля 1871 г. (извлечение) // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. М., 1957. С. 558–576. Второй рейх В первое десятилетие кайзеровской империи был принят комплекс законов, направленных на укрепление единства союзного государства: приняты общеимперский уголовный и процессуальные кодексы, введена единая золотая валюта, создана общеимперская почта. <QUEST6< FONT>Поскольку Германия объединилась на основе Пруссии, ее военная система распространилась на всю страну. С одной стороны, авторитарный политический режим рейха и милитаристская традиция Пруссии сделали влияние армии на общий политический курс и решение конкретных вопросов гипертрофированным. С другой стороны, наличие первоклассных вооруженных сил позволило Германии за короткий срок создать свою колониальную империю. На африканском континенте в 1884–1903 гг. были захвачены Того, Камерун, Германская Восточная Африка (ныне территория Танзании, Руанды и Бурунди) и Германская Юго-Западная Африка (ныне территория Намибии). В Китае Германия оккупировала порт Циндао (Кайтчоу) на полуострове Шаньдун (1897), а затем оформила свое господство в качестве «аренды» на 99 лет. В Океании Германия в 1885–1899 гг. завладела северо-восточным сектором острова Новая Гвинея, Микронезией (острова Науру, Палау, Маршалловы, Каролинские, Марианские острова), Западным Самоа. Германия создала свою колониальную империю, удовлетворяя запросы крупного национального капитала. В последней трети XIX — начале XX в. бурный рост экономики Германии сделал ее европейским лидером в сфере промышленного производства. В мировом масштабе немецкая экономика уступала только США. Капиталистическое развитие народного хозяйства привело к формированию многочисленного рабочего класса, выразителем интересов которого стала Социал-демократическая партия — старейшая в мире. Для противодействия легальному социалистическому движению был принят Исключительный закон против социалистов 1878 г.: все социалистические организации распускались, распространение социалистических идей запрещалось, а членство в подобных организациях каралось тюремным заключением и крупным штрафом. Однако правительство стремилось снизить социальную напряженность, действуя методами не только кнута, но и пряника. Бисмарк стал инициатором таких законов, как закон о страховании на случай болезни (1883), о страховании от несчастных случаев (1884), о страховании по инвалидности и старости (1889). Несмотря на это влияние социалистов в рабочей среде неуклонно росло: в 1890 г. на выборах в рейхстаг за них проголосовало уже 20% избирателей. В силу неэффективности Исключительный закон был отменен 1 октября 1890 г. Борьба за рынки сырья и сбыта, в которую Германия была вовлечена в силу закономерностей развития экономики монополистического капитализма, и авантюристическая внешняя политика кайзера Вильгельма II (1888–1918) привела к созданию в Европе двух противостоящих военных блоков. Их вооруженное столкновение в 1914 г. ознаменовало начало Первой мировой войны. В этой войне Германия потерпела фатальное поражение, что привело к Ноябрьской революции 1918 г. и падению Второго рейха. Веймарская республика После победы 9 ноября 1918 г. восстания в Берлине было создано Временное правительство, состоявшее из социал-демократов — самой крупной партии прежнего режима. Оно начало переговоры о мире и созвало Учредительное собрание. Чтобы революционные выступления масс не препятствовали его деятельности, Учредительное собрание заседало в тихом Веймаре, который дал неофициальное название новому политическому режиму. Крупнейшей политической силой в Учредительном собрании были две социал-демократические партии: на январских выборах 1919 г. их поддержали 13,5 млн избирателей, тогда как все остальные партии получили в совокупности около 16 млн голосов. Учредительное собрание избрало президентом Германии социал-демократа Фридриха Эберта (1919–1925), который с 1916 г. был руководителем социал-демократической партии и рейхстага, а с ноября 1916 г. являлся главной революционного правительства. Главным делом Учредительного собрания стало принятие новой Конституции, которая оформила превращение Германии в республику с сильной властью парламента и президента. При этом страна сохранила наименование «Германская империя». Законодательная власть вверялась рейхстагу, избираемому на четыре года на основе всеобщего равного избирательного права (как для мужчин, так и для женщин). Конституция вводила пропорциональную систему выборов: депутатские места распределялись в прямой пропорции к числу голосов, поданных за тот или иной партийный список. Полномочия рейхсрата были существенно урезаны, по сравнению с его историческим предшественником — бундесратом. Рейхсрат состоял из представителей 18 земель-республик. Субъекты федерации, как и прежде, были представлены неодинаково: Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария — 10, Саксония — 7, Баден — 3 и т.д. В случае несогласия рейхстага и рейхсрата в процессе законодательной деятельности решение спорного вопроса принадлежало президенту империи (т. е. Германской республики). Он мог поддержать рейхсрату и тем разрешить конфликт либо передать вопрос на всенародное голосование (плебисцит). <QUEST8< FONT>Как и в XIX в., Германия была ассиметричной и сильно централизованной федерацией, в которой все важнейшие вопросы решал федеральный центр. Но каждая земля имела свою конституцию, ландтаг, правительство. В сфере уголовного и гражданского законодательства, ландтаги, как и прежде, могли конкурировать с рейхстагом. Однако федеральное право имело приоритет в вопросах совместной компетенции. Президент избирался всеобщим голосованием и имел поистине монархические полномочия. Так, он мог противопоставить свою власть рейхстагу и назначить рейхсканцлера — главу правительства воле мнению большинства депутатов парламента. Президенту был вправе объявить досрочные выборы в рейхстаг. Как главнокомандующий он назначал на высшие военные должности и т. д. Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала ему введение чрезвычайного положения в ситуации, которую он сочтет опасной для существующего порядка. При этом приостанавливалось действие важнейших конституционных прав и свобод. Конституция подчеркивала особое положение рейхсканцлера республики в формировании политики правительства. Конституция закрепила выдающийся перечень прав и свобод, включая свободу слова, печати, ассоциаций и т. д. Сказалось и влияние социалистических идей. Так, в ст. 165 Конституции, предусматривалось создание рабочих советов на предприятиях и в округах с контрольными полномочиями. В том же ключе подчеркивалось, что обладание собственностью связано с социальными обязанностями. Однако принудительное отчуждение собственности могло производиться только для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение. Конституция Германской империи (Веймарская) 1919 г. (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 302–318. В 1919 — начале 1920-х годов Германия пережила тяжелые испытания, вызванные поражением в войне, гибелью или увечьями миллионов немцев на полях сражений Первой мировой войны, революционной анархией и т. п. По условиям мира, продиктованным державами-победительницами, Германия потеряла все колонии и лишилась значительных территорий в Европе, которые отошли к Дании, Бельгии, Франции, Польше. Численность офицерского корпуса, вооруженных сил в целом, морские вооружения и т. п. ограничивались предельным минимумом. Суверенитет германских властей над частью территории государства подвергся принципиальным ограничениям (например, в демилитаризованной Рейнской области у границ Франции). Однако с 1923 г. наступает эра всеобъемлющей социальной стабилизации. Население получило возможность воспользоваться гарантиями одной из самых демократических конституций в истории. Экономика процветала. Этот краткий период стал лучшей страницей Веймарской государственности. Период нацизма В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который ударил по основной массе населения Германии. Снижение жизненного уровня, массовая безработица (до 9 млн чел.), социальная нестабильность — и все это на фоне униженного положения, в которое Версальский мир поставил великую нацию. В результате на выборах в рейхстаг стремительно выросла доля голосов, которые получали две радикальные партии: с одной стороны, коммунисты, а с другой — нацисты. Национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) возникла в 1919 г. — в разгар послевоенного кризиса немецкого общества. В конце 1920-х годов эта партия активно вербовала сторонников демагогическими обещаниями ликвидировать безработицу, улучшить положение крестьян, бороться с крупным капиталом. Также широкие массы привлекали лозунги возрождения германского великодержавия и борьбы с врагами немецкого рейха, в качестве которых выставляли коммунистов, евреев и т. д. На выборах в рейхстаг в июле 1932 г. НСДАП получила 13 млн голосов и получила относительное большинство в парламенте. Но уже на внеочередных выборах в ноябре она неожиданно потеряла 2 млн голосов, тогда как КПГ резко нарастила свое представительство, получив 6 млн голосов. Опасаясь дальнейшего усиления левых партий, влиятельная часть немецкой элиты сделала ставку на нацистов. 30 января 1933 г. Президент Германии генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург (1925–1934) назначил канцлером лидера НСДАП Адольфа Гитлера. Нацисты пришли к власти формально конституционным путем, но вовсе не собирались в дальнейшем соблюдать Веймарскую законность. Будучи носителями тоталитарной идеологии, нацисты начали с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Так, февральский чрезвычайный декрет «В защиту народа и государства» отменил свободу личности, слова, печати, собраний; принятый в том же месяце декрет «В защиту германского народа» наделил неограниченными правами полицию и т. д. Сначала репрессии обрушились на коммунистов, которых обвинили в поджоге здания рейхстага и антигосударственном заговоре. В марте 1933 г. коммунисты были лишены мандатов в рейхстаге, КПГ объявлена вне закона, ее издания разгромлены. Однако затем наступила очередь остальных партий, включая и буржуазные — даже те, в коалиции с которыми А. Гитлер создал свое первое правительство.Закон против образования новых партий (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 320. Профессиональные союзы были распущены, их средства конфискованы. По образцу другого тоталитарного режима — фашистской Италии нацисты создали собственные профсоюзы, контролируемые партией, членство в которых было практически обязательным.Закон о порядке национального труда (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 321–322. <QUEST9< FONT>Из прежних партий сохранилась только сама НСДАП, которая получила особый статус, по сути равнозначный возведению ее структур в ранг государственных. Решения съездов НСДАП имели силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе требовало присяги на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили административные функции. Партия имела военизированную структуру; ее члены были обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям своих фюреров, которые назначались сверху и несли ответственность лишь перед вышестоящими органами. В непосредственном подчинении партийного руководства находились так называемые штурмовые отряды (СА) и охранные отряды (СС). Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы, и по особому ритуалу — на тайных заседаниях.Закон об обеспечении единства партии и государства (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 321. Важное место в репрессивном аппарате в 1930-е гг. заняла государственная тайная полиция (гестапо), на обеспечение деятельности которой не жалели средств. Она располагала большим штатом сотрудников, которые перед назначением подвергались проверке на верность фюреру и национал-социализму, а также опутала Германию сетью осведомителей. В краткий срок верховная власть сосредоточилась в руках правительства и его главы. Уже закон от 24 марта 1933 г. дозволил имперскому правительству без санкции парламента издавать акты, не соответствующие конституции 1919 г.Закон в целях устранения бедствий народа и государства (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 318. После кончины Гинденбурга в августе 1934 г. была ликвидирована должность президента, а его правомочия передавались рейхсканцлеру, которого стали именовать фюрером. Ни перед кем не ответственный, фюрер пребывал в этой роли пожизненно и мог назначать себе преемника.Закон о верховном главе Германской империи (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 319–320. Рейхстаг был сохранен, но не играл заметной роли. То же следует сказать о плебисциты, на которых даже нельзя было безнаказанно воспользоваться правом тайного голосования. Федеративные начала германской государственности оказались в 1934 г. ликвидированы,Закон о переустройстве империи (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 318–319. рейхсрат упразднен.Закон о ликвидации рейхсрата (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 319. Областями управляли чиновники, назначенные в Берлине центральным правительством; местного самоуправления не существовало. Таким образом, Веймарская конституция в нацистском государстве подверглась системному демонтажу, хотя формально она не была отменена. Законом от 27 февраля 1934 г. в Германии учреждались хозяйственные палаты — имперская и провинциальные, во главе с крупными предпринимателями. Палаты участвовали в регулировании экономической жизни и социальных отношений, способствуя увеличению продолжительности рабочего дня, уменьшению заработной платы наемных работников, картелированию экономики. Закон о порядке национального труда от 20 марта 1934 г. объявлял предпринимателя высшей арбитражной инстанцией для рабочих данного предприятия по вопросам продолжительности рабочего дня, виды вознаграждения, размеры штрафов и пр.; он же издавал положения о проступках, влекущих немедленное увольнение. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность: работника могли послать в административном порядке на любую работу в любой район страны независимо от профессии. <QUEST10< FONT>Укрепившись у власти, нацисты стали готовиться к военному реваншу. Усилению тоталитаризма во внутренней политике неизменно сопутствовала нарастающая агрессивность внешней политики нацистов. Начиная с середины 1930-х гг. происходила заметная милитаризация страны и ликвидация ограничений, наложенных на Германию Версальским мирным договором. В 1935 г. немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую область; Германия добилась возвращения богатого углем Саарского региона. Весной 1938 г. гитлеровские войска оккупировали Австрию, которая под именем Остмарк вошла в состав Третьего рейха (аншлюс). Чехия оказалась в полукольце и в 1938–1939 г. была захвачена гитлеровской Германией при пособничестве Великобритании и Франции (Судетская область инкорпорирована в рейх, а на остальной территории Чехии создана германская провинция под названием «Протекторат Богемия и Моравия»). Не встречая сопротивления со стороны бывших держав-победителей в Первой мировой войне, Гитлер решился напасть на Польшу и тем самым начал Вторую мировую войну (1 сентября 1939 г.). После аннексии польских территорий Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы, а 1941 г. вторглась на территорию Советского Союза. Но в результате героической борьбы СССР и его союзники во главе с США и Великобританией в 1941–1945 гг. разгромили нацистскую Германию, представители которой в ночь с 8 на 9 мая были вынуждены подписать акт о безоговорочной капитуляции. Вся полнота власти в Германии перешла к СССР, США, Великобритании и Франции. Оккупационный режим В ходе военных действий в 1945 г. территория Германия была оккупирована четырьмя державами-победительницами. 5 июня 1945 г. для координации внешнего управления Германией создан Союзный контрольный совет в составе четырех командующих группами войск СССР, США, Великобритании и Франции в Германии; ему принадлежала верховная власть в Германии в 1945-1949 гг.. Согласно договоренностям, достигнутым на Ялтинской и Потсдамской конференциях руководителей США, СССР и Великобритании в мае-августе 1945 г. было образовано 4 оккупационные зоны: советская на востоке, американская, английская и французская на западе (аналогичному зонированию подверглась Австрия как независимое от Германии государство). Оккупационный режим устанавливался на время проведения денацификации и демилитаризации Германии. Было решено: распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать их органы управления; арестовать и предать суду военных преступников; провести демонополизацию экономики и чистку государственного аппарата от военных преступников; ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии с тем, чтобы она больше никогда не могла выступать в роли агрессора. Восстанавливалось действие институтов местного самоуправления и — в рамках оккупационных ограничений — свобода собраний, слова, печати. До декабря 1946 г. управление Германией сосредоточивалось в Союзном контрольном совете. Но с 1 января 1947 г. США и Великобритания создали сепаратное управление своими двумя зонами («Бизония»), а в 1948 г. к ним присоединилась французская зона оккупации («Тризония»); в июне 1948 г. в западной зоне введена собственная денежная система. Следствием этого стало разделение Германии, приведшее к возникновению двух германских государств — Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики. Важнейшим последствием конфликта бывших союзников по антигитлеровской коалиции и разделения Германии стало отсутствие мирного договора с последней. В результате вопросы территориального переустройства Европы по итогам Второй мировой войны на протяжении более чем сорока лет не обладали всеобщим международным признанием. Границы таких стран, как Чехословакия и Польша, не получили безусловного международного признания
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.014 с.) |