Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция Германской империи 1871 г.

Поиск

16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую федеративную конституцию. Германская империя — «Второй рейх» — состояла из 25 государственных образований: 4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств, 3 вольных городов, а также имперской провинции Эльзас-Лотарингии, захваченной у Франции. Все субъекты федерации сохранили свои законодательные и исполнительные органы власти.

По форме правления Германия стала конституционной монархией. Германским императором (кайзером) стал король Пруссии. Законодательная власть по конституции вверялась рейхстагу и бундесрату. Из 58 голосов в союзном совете, пополненном Конституцией 1871 г., 17 по-прежнему принадлежало Пруссии, 6 досталось новоприсоединившейся Баварии, по 4 — Саксонии и Вюртенбергу, по 3 — Бадену и Гессену, остальным членам союза принадлежало по 1 голосу. Рейхстаг сначала избирался на 3 года, а с 1887 г. на 5 лет посредством всеобщих (для мужчин) и прямых выборов с тайной подачей голосов. Депутаты рейхстага работали бесплатно.

Обе палаты парламента обладали правом законодательной инициативы. В сферу имперского законодательства Конституция включила все важнейшие вопросы государственной политики (права гражданства; свободы печати и союзов; налоговое, таможенное и торговое законодательство; денежную систему, системы мер и весов; общее законодательство в области судопроизводства, уголовного и гражданского права; законодательство о путях сообщения и связи; военное законодательство и постановления в области внешнеполитических сношений и др.).

Кроме законодательных полномочий верхняя палата обладала рядом исполнительных функций: назначала некоторых имперских чиновников, издавала общие административные распоряжения и инструкции для исполнения законов и др.

Во главе исполнительной власти стоял император, который являлся главой государства. Он назначал и увольнял должностных лиц империи, включая председателя союзного совета — канцлера; имел право законодательной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял контроль за их исполнением; выступал представителем империи в международных сношениях (заключал мир, подписывал международные договора, с согласия союзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал послов; являлся главой вооруженных сил; имел право созывать, открывать, отсрочивать, закрывать союзный совет и рейхстаг, а также с согласия бундесрата досрочно распускать рейхстаг.

Особое место в системе исполнительной власти принадлежало канцлеру. Он назначался императором и был ответственен только перед ним. Формально канцлер был единственным общеимперским министром и обладал обширными полномочиями. Все постановления и распоряжения императора требовали его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и руководил его постоянными комитетами.

Таким образом, исходя из Конституции 1871 г., государственная власть в Германской империи должна была основываться на принципе разделения властей и представительном правлении. Однако отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда юридических несообразностей (например, император был связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал и имел право сместить и др.) делало демократизацию власти затруднительной и привело к формированию режима, при котором правительство во главе с императором доминировало над парламентом.Конституция Германии. 16 апреля 1871 г. (извлечение) // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. М., 1957. С. 558–576.

Второй рейх

В первое десятилетие кайзеровской империи был принят комплекс законов, направленных на укрепление единства союзного государства: приняты общеимперский уголовный и процессуальные кодексы, введена единая золотая валюта, создана общеимперская почта.

<QUEST6< FONT>Поскольку Германия объединилась на основе Пруссии, ее военная система распространилась на всю страну. С одной стороны, авторитарный политический режим рейха и милитаристская традиция Пруссии сделали влияние армии на общий политический курс и решение конкретных вопросов гипертрофированным. С другой стороны, наличие первоклассных вооруженных сил позволило Германии за короткий срок создать свою колониальную империю. На африканском континенте в 1884–1903 гг. были захвачены Того, Камерун, Германская Восточная Африка (ныне территория Танзании, Руанды и Бурунди) и Германская Юго-Западная Африка (ныне территория Намибии). В Китае Германия оккупировала порт Циндао (Кайтчоу) на полуострове Шаньдун (1897), а затем оформила свое господство в качестве «аренды» на 99 лет. В Океании Германия в 1885–1899 гг. завладела северо-восточным сектором острова Новая Гвинея, Микронезией (острова Науру, Палау, Маршалловы, Каролинские, Марианские острова), Западным Самоа.

Германия создала свою колониальную империю, удовлетворяя запросы крупного национального капитала. В последней трети XIX — начале XX в. бурный рост экономики Германии сделал ее европейским лидером в сфере промышленного производства. В мировом масштабе немецкая экономика уступала только США. Капиталистическое развитие народного хозяйства привело к формированию многочисленного рабочего класса, выразителем интересов которого стала Социал-демократическая партия — старейшая в мире. Для противодействия легальному социалистическому движению был принят Исключительный закон против социалистов 1878 г.: все социалистические организации распускались, распространение социалистических идей запрещалось, а членство в подобных организациях каралось тюремным заключением и крупным штрафом.

Однако правительство стремилось снизить социальную напряженность, действуя методами не только кнута, но и пряника. Бисмарк стал инициатором таких законов, как закон о страховании на случай болезни (1883), о страховании от несчастных случаев (1884), о страховании по инвалидности и старости (1889). Несмотря на это влияние социалистов в рабочей среде неуклонно росло: в 1890 г. на выборах в рейхстаг за них проголосовало уже 20% избирателей. В силу неэффективности Исключительный закон был отменен 1 октября 1890 г.

Борьба за рынки сырья и сбыта, в которую Германия была вовлечена в силу закономерностей развития экономики монополистического капитализма, и авантюристическая внешняя политика кайзера Вильгельма II (1888–1918) привела к созданию в Европе двух противостоящих военных блоков. Их вооруженное столкновение в 1914 г. ознаменовало начало Первой мировой войны. В этой войне Германия потерпела фатальное поражение, что привело к Ноябрьской революции 1918 г. и падению Второго рейха.

Веймарская республика

После победы 9 ноября 1918 г. восстания в Берлине было создано Временное правительство, состоявшее из социал-демократов — самой крупной партии прежнего режима. Оно начало переговоры о мире и созвало Учредительное собрание. Чтобы революционные выступления масс не препятствовали его деятельности, Учредительное собрание заседало в тихом Веймаре, который дал неофициальное название новому политическому режиму.

Крупнейшей политической силой в Учредительном собрании были две социал-демократические партии: на январских выборах 1919 г. их поддержали 13,5 млн избирателей, тогда как все остальные партии получили в совокупности около 16 млн голосов. Учредительное собрание избрало президентом Германии социал-демократа Фридриха Эберта (1919–1925), который с 1916 г. был руководителем социал-демократической партии и рейхстага, а с ноября 1916 г. являлся главной революционного правительства.

Главным делом Учредительного собрания стало принятие новой Конституции, которая оформила превращение Германии в республику с сильной властью парламента и президента. При этом страна сохранила наименование «Германская империя». Законодательная власть вверялась рейхстагу, избираемому на четыре года на основе всеобщего равного избирательного права (как для мужчин, так и для женщин). Конституция вводила пропорциональную систему выборов: депутатские места распределялись в прямой пропорции к числу голосов, поданных за тот или иной партийный список.

Полномочия рейхсрата были существенно урезаны, по сравнению с его историческим предшественником — бундесратом. Рейхсрат состоял из представителей 18 земель-республик. Субъекты федерации, как и прежде, были представлены неодинаково: Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария — 10, Саксония — 7, Баден — 3 и т.д.

В случае несогласия рейхстага и рейхсрата в процессе законодательной деятельности решение спорного вопроса принадлежало президенту империи (т. е. Германской республики). Он мог поддержать рейхсрату и тем разрешить конфликт либо передать вопрос на всенародное голосование (плебисцит).

<QUEST8< FONT>Как и в XIX в., Германия была ассиметричной и сильно централизованной федерацией, в которой все важнейшие вопросы решал федеральный центр. Но каждая земля имела свою конституцию, ландтаг, правительство. В сфере уголовного и гражданского законодательства, ландтаги, как и прежде, могли конкурировать с рейхстагом. Однако федеральное право имело приоритет в вопросах совместной компетенции.

Президент избирался всеобщим голосованием и имел поистине монархические полномочия. Так, он мог противопоставить свою власть рейхстагу и назначить рейхсканцлера — главу правительства воле мнению большинства депутатов парламента. Президенту был вправе объявить досрочные выборы в рейхстаг. Как главнокомандующий он назначал на высшие военные должности и т. д.

Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала ему введение чрезвычайного положения в ситуации, которую он сочтет опасной для существующего порядка. При этом приостанавливалось действие важнейших конституционных прав и свобод.

Конституция подчеркивала особое положение рейхсканцлера республики в формировании политики правительства.

Конституция закрепила выдающийся перечень прав и свобод, включая свободу слова, печати, ассоциаций и т. д. Сказалось и влияние социалистических идей. Так, в ст. 165 Конституции, предусматривалось создание рабочих советов на предприятиях и в округах с контрольными полномочиями. В том же ключе подчеркивалось, что обладание собственностью связано с социальными обязанностями. Однако принудительное отчуждение собственности могло производиться только для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение. Конституция Германской империи (Веймарская) 1919 г. (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 302–318.

В 1919 — начале 1920-х годов Германия пережила тяжелые испытания, вызванные поражением в войне, гибелью или увечьями миллионов немцев на полях сражений Первой мировой войны, революционной анархией и т. п. По условиям мира, продиктованным державами-победительницами, Германия потеряла все колонии и лишилась значительных территорий в Европе, которые отошли к Дании, Бельгии, Франции, Польше. Численность офицерского корпуса, вооруженных сил в целом, морские вооружения и т. п. ограничивались предельным минимумом. Суверенитет германских властей над частью территории государства подвергся принципиальным ограничениям (например, в демилитаризованной Рейнской области у границ Франции).

Однако с 1923 г. наступает эра всеобъемлющей социальной стабилизации. Население получило возможность воспользоваться гарантиями одной из самых демократических конституций в истории. Экономика процветала. Этот краткий период стал лучшей страницей Веймарской государственности.

Период нацизма

В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который ударил по основной массе населения Германии. Снижение жизненного уровня, массовая безработица (до 9 млн чел.), социальная нестабильность — и все это на фоне униженного положения, в которое Версальский мир поставил великую нацию. В результате на выборах в рейхстаг стремительно выросла доля голосов, которые получали две радикальные партии: с одной стороны, коммунисты, а с другой — нацисты. Национал-социалистская рабочая партия Германии (НСДАП) возникла в 1919 г. — в разгар послевоенного кризиса немецкого общества. В конце 1920-х годов эта партия активно вербовала сторонников демагогическими обещаниями ликвидировать безработицу, улучшить положение крестьян, бороться с крупным капиталом. Также широкие массы привлекали лозунги возрождения германского великодержавия и борьбы с врагами немецкого рейха, в качестве которых выставляли коммунистов, евреев и т. д.

На выборах в рейхстаг в июле 1932 г. НСДАП получила 13 млн голосов и получила относительное большинство в парламенте. Но уже на внеочередных выборах в ноябре она неожиданно потеряла 2 млн голосов, тогда как КПГ резко нарастила свое представительство, получив 6 млн голосов. Опасаясь дальнейшего усиления левых партий, влиятельная часть немецкой элиты сделала ставку на нацистов. 30 января 1933 г. Президент Германии генерал-фельдмаршал Пауль фон Гинденбург (1925–1934) назначил канцлером лидера НСДАП Адольфа Гитлера.

Нацисты пришли к власти формально конституционным путем, но вовсе не собирались в дальнейшем соблюдать Веймарскую законность. Будучи носителями тоталитарной идеологии, нацисты начали с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Так, февральский чрезвычайный декрет «В защиту народа и государства» отменил свободу личности, слова, печати, собраний; принятый в том же месяце декрет «В защиту германского народа» наделил неограниченными правами полицию и т. д. Сначала репрессии обрушились на коммунистов, которых обвинили в поджоге здания рейхстага и антигосударственном заговоре. В марте 1933 г. коммунисты были лишены мандатов в рейхстаге, КПГ объявлена вне закона, ее издания разгромлены. Однако затем наступила очередь остальных партий, включая и буржуазные — даже те, в коалиции с которыми А. Гитлер создал свое первое правительство.Закон против образования новых партий (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 320.

Профессиональные союзы были распущены, их средства конфискованы. По образцу другого тоталитарного режима — фашистской Италии нацисты создали собственные профсоюзы, контролируемые партией, членство в которых было практически обязательным.Закон о порядке национального труда (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 321–322.

<QUEST9< FONT>Из прежних партий сохранилась только сама НСДАП, которая получила особый статус, по сути равнозначный возведению ее структур в ранг государственных. Решения съездов НСДАП имели силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе требовало присяги на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили административные функции. Партия имела военизированную структуру; ее члены были обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям своих фюреров, которые назначались сверху и несли ответственность лишь перед вышестоящими органами. В непосредственном подчинении партийного руководства находились так называемые штурмовые отряды (СА) и охранные отряды (СС). Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы, и по особому ритуалу — на тайных заседаниях.Закон об обеспечении единства партии и государства (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 321.

Важное место в репрессивном аппарате в 1930-е гг. заняла государственная тайная полиция (гестапо), на обеспечение деятельности которой не жалели средств. Она располагала большим штатом сотрудников, которые перед назначением подвергались проверке на верность фюреру и национал-социализму, а также опутала Германию сетью осведомителей.

В краткий срок верховная власть сосредоточилась в руках правительства и его главы. Уже закон от 24 марта 1933 г. дозволил имперскому правительству без санкции парламента издавать акты, не соответствующие конституции 1919 г.Закон в целях устранения бедствий народа и государства (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 318. После кончины Гинденбурга в августе 1934 г. была ликвидирована должность президента, а его правомочия передавались рейхсканцлеру, которого стали именовать фюрером. Ни перед кем не ответственный, фюрер пребывал в этой роли пожизненно и мог назначать себе преемника.Закон о верховном главе Германской империи (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 319–320.

Рейхстаг был сохранен, но не играл заметной роли. То же следует сказать о плебисциты, на которых даже нельзя было безнаказанно воспользоваться правом тайного голосования.

Федеративные начала германской государственности оказались в 1934 г. ликвидированы,Закон о переустройстве империи (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 318–319. рейхсрат упразднен.Закон о ликвидации рейхсрата (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 319. Областями управляли чиновники, назначенные в Берлине центральным правительством; местного самоуправления не существовало.

Таким образом, Веймарская конституция в нацистском государстве подверглась системному демонтажу, хотя формально она не была отменена.

Законом от 27 февраля 1934 г. в Германии учреждались хозяйственные палаты — имперская и провинциальные, во главе с крупными предпринимателями. Палаты участвовали в регулировании экономической жизни и социальных отношений, способствуя увеличению продолжительности рабочего дня, уменьшению заработной платы наемных работников, картелированию экономики.

Закон о порядке национального труда от 20 марта 1934 г. объявлял предпринимателя высшей арбитражной инстанцией для рабочих данного предприятия по вопросам продолжительности рабочего дня, виды вознаграждения, размеры штрафов и пр.; он же издавал положения о проступках, влекущих немедленное увольнение. В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность: работника могли послать в административном порядке на любую работу в любой район страны независимо от профессии.

<QUEST10< FONT>Укрепившись у власти, нацисты стали готовиться к военному реваншу. Усилению тоталитаризма во внутренней политике неизменно сопутствовала нарастающая агрессивность внешней политики нацистов. Начиная с середины 1930-х гг. происходила заметная милитаризация страны и ликвидация ограничений, наложенных на Германию Версальским мирным договором. В 1935 г. немецкие войска заняли демилитаризованную Рейнскую область; Германия добилась возвращения богатого углем Саарского региона.

Весной 1938 г. гитлеровские войска оккупировали Австрию, которая под именем Остмарк вошла в состав Третьего рейха (аншлюс). Чехия оказалась в полукольце и в 1938–1939 г. была захвачена гитлеровской Германией при пособничестве Великобритании и Франции (Судетская область инкорпорирована в рейх, а на остальной территории Чехии создана германская провинция под названием «Протекторат Богемия и Моравия»).

Не встречая сопротивления со стороны бывших держав-победителей в Первой мировой войне, Гитлер решился напасть на Польшу и тем самым начал Вторую мировую войну (1 сентября 1939 г.). После аннексии польских территорий Германия нанесла поражение Франции и ряду других стран Европы, а 1941 г. вторглась на территорию Советского Союза. Но в результате героической борьбы СССР и его союзники во главе с США и Великобританией в 1941–1945 гг. разгромили нацистскую Германию, представители которой в ночь с 8 на 9 мая были вынуждены подписать акт о безоговорочной капитуляции. Вся полнота власти в Германии перешла к СССР, США, Великобритании и Франции.

Оккупационный режим

В ходе военных действий в 1945 г. территория Германия была оккупирована четырьмя державами-победительницами. 5 июня 1945 г. для координации внешнего управления Германией создан Союзный контрольный совет в составе четырех командующих группами войск СССР, США, Великобритании и Франции в Германии; ему принадлежала верховная власть в Германии в 1945-1949 гг..

Согласно договоренностям, достигнутым на Ялтинской и Потсдамской конференциях руководителей США, СССР и Великобритании в мае-августе 1945 г. было образовано 4 оккупационные зоны: советская на востоке, американская, английская и французская на западе (аналогичному зонированию подверглась Австрия как независимое от Германии государство).

Оккупационный режим устанавливался на время проведения денацификации и демилитаризации Германии. Было решено: распустить немецкие вооруженные силы и ликвидировать их органы управления; арестовать и предать суду военных преступников; провести демонополизацию экономики и чистку государственного аппарата от военных преступников; ликвидировать военно-промышленный потенциал Германии с тем, чтобы она больше никогда не могла выступать в роли агрессора. Восстанавливалось действие институтов местного самоуправления и — в рамках оккупационных ограничений — свобода собраний, слова, печати.

До декабря 1946 г. управление Германией сосредоточивалось в Союзном контрольном совете. Но с 1 января 1947 г. США и Великобритания создали сепаратное управление своими двумя зонами («Бизония»), а в 1948 г. к ним присоединилась французская зона оккупации («Тризония»); в июне 1948 г. в западной зоне введена собственная денежная система. Следствием этого стало разделение Германии, приведшее к возникновению двух германских государств — Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики.

Важнейшим последствием конфликта бывших союзников по антигитлеровской коалиции и разделения Германии стало отсутствие мирного договора с последней. В результате вопросы территориального переустройства Европы по итогам Второй мировой войны на протяжении более чем сорока лет не обладали всеобщим международным признанием. Границы таких стран, как Чехословакия и Польша, не получили безусловного международного признания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.014 с.)