Возникновение буржуазной государственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение буржуазной государственности



Своеобразие становления современной государственности Японии связано с особенностями буржуазных реформ 1867 - 1880 гг., формами и методами проведения революционных преобразований в стране. В это время в Японии, закрытой для европейцев до середины XIX в., буржуазные отношения лишь начали формироваться. В деревне шел процесс разрушения натурального сельского хозяйства, социальной дифференциации, массового обнищания крестьян. В стране наблюдался рост антиправительственных настроений, ярким выражением которых стали начавшиеся в XVIII в. "рисовые бунты" крестьян, восстававших против голода, налогового гнета, злоупотреблений чиновников. Придворная имперская аристократия возглавила антибакуфскую оппозицию, которую поддержали представители купечества и низших слоев самураев, а также некоторая часть крупных феодалов, среди которых выделялись могущественные кланы Юго-Западных княжеств, наиболее развитых в экономическом отношении..

Массовое негодование вызвала и неспособность сёгуната противостоять угрозе независимости страны. В 1865 г. Англия, Франция, США, Голландия, проводя "политику канонерок", добились ратификации неравноправных торговых договоров.

Упразднение сёгуната и восстановление власти императора стали общими требованиями различных групп населения. Антибакуфское движение имело свою религиозную основу - древнюю религию японцев «синто», обожествлявшую японского императора и противопоставляемую буддизму – религии сёгуната..

В 1867 г. под давлением оппозиции сёгун отказался от верховной власти в пользу недавно вступившего на престол молодого императора Мацухито (1852-1912 гг.). Последовавшая за этим событием гражданская война была недолгой, войска сёгуна потерпели поражение в сражении под Киото, и в 1868 г.. Мацухито короновался под именем императора Мэйдзи..1

События 1868 г. стали началом процесса глубоких преобразований – реформ, проведенных в 70-80 гг. XIX в., направленных на «создание богатой страны и сильной армии».

Аграрная реформа 1872-1873 гг. закрепила новые поземельные отношения, привела к ликвидации феодальных прав на землю. Было установлено право частной собственности на землю, введен единый поземельный налог. Фактические владельцы земли признавались ее собственниками, разрешалась свободная купля-продажа земель. Радикального перераспределения земель не произошло.. Крестьяне-арендаторы никаких собственнических прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю было признано за теми, кому эта земля была заложена. У крестьян была изъята и общинная земля — луга, леса, пустоши.

В результате проведения административно-территориальной реформы 1871 г. прежние удельные княжества были реорганизованы в префектуры, непосредственно подчиненные центральной власти. Было создано 50 крупных префектур во главе с назначаемыми из центра префектами, строго отвечающими за свою деятельность перед правительством. Губернией, помимо губернатора, управляло также выборное совещательное собрание. Владетельные князья («дайме»), таким образом, лишились политической власти на местах.

Важное место было отведено военной реформе. Закон о всеобщей воинской повинности 1878 г. стал следствием роспуска самурайских формирований, провозглашения в 1871 г. «равенства всех сословий». Несмотря на то, что армия была реорганизована по германскому образцу, а флот — по английскому, идеологическую основу военнослужащих составлял средневековый самурайский кодекс чести «бусидо». Кодекс предполагал культ императора и утверждение его божественного происхождения, патернализм («офицер — отец солдат»), осознание особой миссии японцев, особый японский национальный дух ¾ «дух Ямато», преданность своему государству, презрение к смерти.

В процессе реформирования экономической сферы 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, свобода выбора профессиональной деятельности. В городах были упразднены цехи и гильдии, чрезмерная регламентация ремесла и торговли, внутренние таможни. Для всей страны были введены общие единицы измерения. Государство стимулировало развитие производства, предоставляя предпринимателям займы, субсидии, налоговые льготы, вкладывая средства государственной казны в строительство железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности. Из обращения были изъяты старые монеты, и введена новая денежная единица ¾ йена.

Реформы затронули и духовную сферу. Правительство приложило все усилия для возрождения синто в качестве национальной и государственной религии, провозгласив при этом принцип единства церкви и государства. В 1868 г. был учрежден департамент по делам синто. Началась конфискация земель буддийских храмов, провоцировались антибуддийские выступления населения, во время которых эти храмы разрушались, уничтожались изображения Будды и священные книги.

В правительственных кругах создали учение о государственном синтоизме, объявленном не столько религией, сколько культом национальной морали и патриотизма, который можно было совмещать с исповеданием любой религии. В 1870 г. были приняты два императорских указа: о введении общенациональных богослужений; о пропаганде великого учения «Тайке» ¾ доктрины о божественном происхождении японского государства.

Начавшееся движение под лозунгом «культуры и просвещения народа» заставило правительство принять в 1872 г. Закон о всеобщем образовании: «…Ни одна семья, ни в городе, ни в деревне не должна остаться не охваченной образованием. Этого требуют интересы укрепления государства».2

В 1872 г. был принят также закон о ликвидации старых званий, закреплявший более простое сословное деление на высшую знать («кидзоку») и низшее дворянство («сидзоку»); все остальное население было отнесено к "простому народу". "Равенство всех сословий" не привело к разрешению смешанных браков, а также к формальному уравнению в правах с остальным населением касты отверженных (эта).

Конституция 1889 г.

В "Клятвенном обещании ", провозглашенном в 1868 г., император содержалось указание, что в будущем (при этом, конкретные сроки не указывались) будут проведены некоторые преобразования в политической и правовой сферах.

Клятвенное обещание императора Муцухито // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII – XIX вв. / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1957.

70 - 80-х гг. XIX в. отличались политической активностью различных групп населения. В 1881 г. император издает указ о введении с 1890 г. парламентского правления. В стране начались серьезные государственно-правовые реформы.

Организационно оформились оппозиционные политические партии: либеральная партия («дзиюто»), конституционных реформ («кансинто»), выступавшие за введение парламентских форм правления, политических свобод, местного самоуправления, ослабления налогового бремени и другие. В то же время была создана и правительственная конституционно-императорская партия («мэйсэйто»), деятельность которой была направлена на то, чтобы провести умеренные конституционные реформы, обеспечивающие "свободу слова и печати совместно с общественным спокойствием". Принимается ряд важных законов, подготовивших введение конституционного правления.

1884 г. Вводились на европейский манер новые титулы знатности: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов; лица, получившие их, впоследствии получили право формировать верхнюю палату парламента.
1885 г. Создаются некоторые министерства и кабинет министров европейского образца, ответственный в своей деятельности перед императором.
1886 г. Восстанавливается в качестве совещательного органа при императоре ликвидированный ранее тайный совет.
1886 г. В этом же году вводится экзаменационная система назначений на чиновничьи должности.
1887 г. Принимается полицейский закон об охране порядка, установивший наказание за создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегальной литературы.
1888 г. Новая административная реформа: в каждой префектуре создаются выборные органы управления, обладающие совещательными функциями, которые в свою очередь находятся под строгим контролем министерства внутренних дел.

11 февраля 1889 г. император «дарует» своим подданным Конституцию.

Дурденевский В.Н., Лундшувейт Е.Ф. Конституции Востока: Египет; Турция; Персия; Афганистан; Индия; Китай; Монголия; Япония. Л., 1926. С. 170 - 180.

Образцом для японской конституции, создававшейся в обстановке секретности, послужила Конституционная хартия Пруссии 1850 г.. Она закрепляла абсолютную монархию в конституционной форме («полуабсолютную» монархию). Конституция закрепляла обширные полномочия японского императора, который "занимал престол на вечные времена" (ст. 1 Конституции Японии). Император был носителем верховной власти, осуществляемой "в соответствии с положениями Конституции" (ст. 4 Конституции). Особа императора объявлялась "священной и неприкосновенной" (ст. 3 Конституции). Император обладал правом объявлять войну и мир, заключать договоры, назначать всех должностных лиц, руководить вооруженными силами, объявить осадное положение, жаловать дворянство и др. (ст. 11, 12, 13, 14, 15 Конституции и др.).

Законодательную власть император осуществлял «в согласии» с имперским парламентом (ст. 5 Конституции). Император утверждал законы и предписывал их исполнение (ст. 6 Конституции). В промежутках между сессиями парламента в определенных случаях император мог издавать императорские указы, имеющие силу закона (ст. 8). Следует отметить, что парламентские каникулы длились 9 месяцев в году.

Парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Они, наряду с правительством, обладали правом законодательной инициативы (ст. 38 Конституции). Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Конституция запрещала парламенту какие-либо обсуждения, касающиеся изменений в статусе императорского дома (ст. 71 Конституции).

В соответствии с избирательным законом 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого возрастного ценза (25 лет), а также имущественного ценза (в виде прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получили права участвовать в выборах. В результате лишь около 1 % населения обладало избирательным правом. Членами верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие "особые заслуги" перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней в 7 лет. Министры были призваны лишь "подавать совет императору". Император был вправе созвать парламент, приостановить или отсрочить его заседания, распустить палату депутатов (ст. 7 Конституции).

Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, если он был отнесен к разряду "секретных". У японского парламента фактически отсутствовал и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как Конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом правительство могло применить бюджет предыдущего года (ст. 71 Конституции).Кроме того, Конституция предусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы "для осуществления правомочий самого императора" и для расходов, "связанных с обязательствами правительства» (ст. 68 Конституции). Расходы правительства без согласия парламента могли быть узаконены и самим императором.

В главе «О министрах и государственном совете» отсутствуют термины «кабинет», «правительство», поскольку министры помогают императору каждый в отдельности (ст. 55 Конституции), они не могут представить общее мнение коллегиального органа.. При императоре имелись совещательные органы. Состав тайного совета, состоящего из президента, вице-президента и 25 советников, формировался императором из высших военно-бюрократических кругов. Он был независим от парламента и от правительства. Его назначение - обсуждать государственные дела по запросу императора (ст. 56 Конституции). Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган «генро», оказывающий решающее влияние на политику страны в течение около пятидесяти лет, состоял из представителей знати бывших Юго-Западных княжеств, занимающих свои места пожизненно.

В 1889 г. император установил, что все наиболее значимые вопросы, относящиеся к армии и флоту, начальники соответствующих штабов докладывают ему, минуя правительство, даже военного и морского министров. В 1895 г. было законодательно закреплено, что посты военного и морского министров могут замещать лишь военные, находящиеся на действительной военной службе.

Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных, признанные за ними императором, при этом на первое место были поставлены именно обязанности: платить налоги и нести военную службу. Среди дарованных свобод в Конституции были названы: свобода выбора местожительства, перемещения, свобода от произвольных арестов, слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов (ст.ст. 22, 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30 Конституции). Но все эти свободы допускались «в установленных законом пределах»..

Однако признание некоторых прав и свобод не могло изменить сугубо консервативного характера Конституции 1889 г.

Конституция 1889 г. закрепила основы новой судебной системы Японии, признав несменяемость и независимость судов и судей, деятельность которых осуществлялась "именем императора, согласно закону" (ст. 57 Конституции). Компетенция судов общей юрисдикции была ограничена запретом на рассмотрение жалоб на действия администрации. Для этого создавалась система административных судов (ст. 60 Конституции).

В 1890 г. на основе закона об организации судов была организована судебная система Японии, созданы местные окружные, апелляционные суды и Большой суд правосудия, которому принадлежало право толковать законы, выступать в качестве высшей апелляционной инстанции. Из судей апелляционных судов и Большого суда правосудия образовывались коллегии административных судов. Закон в соответствии с Конституцией формально закрепил принцип несменяемости и независимости судей. С этой целью в этом же году был принят закон о дисциплинарной ответственности судей. Законом 1890 г. предусматривалось также создание Высшего публичного департамента прокуратуры со штатом местных прокуроров, подчиняющихся строгой субординации, на них также распространялся контроль министра юстиции, которому принадлежало право давать указания прокурорам по тем или иным судебным делам.

В 1893 г. был принят Закон об адвокатуре. Адвокаты стали участвовать в работе суда. Адвокатский корпус находился под жестким контролем как министра юстиции, так и прокуратуры.

Конституцию 1889 г., как акт, октроированный императором, император мог отменить или изменить (ст. 73 Конституции).

В конце XIX в. правительство Японии стремилось преодолеть отставание страны от передовых государств в техническом и военном отношениях от передовых капиталистических государств. Для этого оно всячески стимулировало развитие частного предпринимательства, участвовало в строительстве производств. В то же время в сельском хозяйстве сохранялись пережитки феодальных отношений.

Японии последней четверти XIX в. был свойственен милитаризм и почти беспрерывная военная экспансия.. В 1876 г. началась японская агрессия в Корее, в 1894 г. была начата война в Китае. Создание большой хорошо вооруженной армии и военно-морского флота стало предметом постоянной заботы правительства с первых дней его существования. Эту политику поддерживал и парламент. Организация новых вооруженных сил происходило с помощью иностранных специалистов, прежде всего, из Англии и Франции. Молодых японцев для изучения военного дела посылали за границу. Вплоть до первой мировой войны политической области феодальные пережитки выражались в абсолютистском характере японской монархии. Однако в 1898 г. впервые в истории Японии был сформирован партийный кабинет, в состав которого вошли представители лишь одной проправительственной партии. Несмотря на его недолгое существование, факт его создания стал важным событием, заставившим правящие круги задуматься о значении парламента и партий. В 1890 г. была проведении реформа избирательного права, незначительно увеличившая избирательный корпус. Постепенно и весьма непоследовательно абсолютная монархия превращалась в дуалистическую.

Подготовка к «большой войне» и ее влияние на государственность

Этот процесс был прерван подготовкой к «большой войне» и установлением профашистского режима. В отличие от гитлеровской Германии, фашистской Италии, франкистской Испании в Японии не была создана единая фашистская партия. Режим был введен конституционным правительством путем создания Новой политической структуры. Главным ее элементом стало полубюрократическое учреждение - "Ассоциация помощи трону", во главе которой стоял премьер-министр, а ее верхний уровень был представлен генералами, адмиралами и высшими чиновниками. Через губернаторов префектур и мэров городов, а также сельских старост Ассоциация объединяла чиновничество, а через общество резервистов - всех военных. В 1940 г. «самораспустились» политические партии, т.к. правительство признало их позиции несовместимыми с Новой политической структурой. В 1942 г. была создана «Политическая ассоциация помощи трону» и другие массовые объединения японцев, которые должны были обеспечить социальную базу правящего режима.

В Японии продолжала сохраняться сильная монархическая власть, более того, возник фанатичный культ императора. В годы Второй мировой войны имела место дальнейшая централизация власти, создание репрессивных органов по образцу тех, что существовали в нацистской Германии, на стороне которой выступила Япония.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.015 с.)