Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разделенная Германия (1949–1991)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Разделение страны было одним из важнейших результатов послевоенного соперничества США и СССР. 23 мая 1949 г. под патронажем западных оккупационных властей на территории трех западных оккупационных зон образовалась Федеративная Республика Германии со столицей в Бонне. <QUEST12< FONT>Конституция ФРГ была принята в сентябре 1949 г. под контролем оккупационных властей. Документ был назван Основным законом ФРГ, чтобы подчеркнуть его временный характер: поскольку «конституция» должна быть написана для всей послевоенной Германии. Основной закон восстановил демократическую федеративную республику. В момент провозглашения Западногерманское государство состояло из 9 земель. Каждая земля обладает значительной автономией: имеет свои ландтаг, правительство, бюджет и т. п. Правительство каждой из земель назначает своих уполномоченных в бундесрат (союзный совет), являющийся наследником бундесрата и рейхсрата 1867–1933 гг. Парламент страны — бундестаг избирается на основе всеобщего избирательного права при тайном голосовании. По некоторым вопросам бундесрат наделяется правом абсолютного вето (изменение конституции, передел территории, компетенция земельных властей и финансы). В других случаях союзный совет имеет право отлагательного вето. Главой государства Конституция провозгласила президента, избираемого на пять лет. Полномочия президента в этой парламентской республике невелики, в частности он предлагает на утверждение бундестага кандидата на пост бундесканцлера (главы правительства), которым во всех случаях становится представитель партий парламентского большинства. Канцлер — это наиболее влиятельное должностное лицо в федеральном госаппарате. С помощью правительства он контролирует законодательную деятельность, координирует деятельность исполнительной власти и т. д.Основной закон Федеративной Республики Германия (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 324–353. Важными функциями наделен впервые учрежденный в Германии федеральный Конституционный Суд (действует с 1951 г.). Этот суд также стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. По примеру Верховного Суда США он осуществляет толкование Конституции. Судьи Конституционного Суда назначаются пожизненно. Чрезвычайно важно, что федеральный Конституционный Суд размещается не в столице, в отдаленном как от Бонна, так и Берлина городе Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг). Это ярко отражает его независимость от органов законодательной и исполнительной власти, а кроме того соответствует природе федеративного государства как относительно децентрализованного политического образованияЗакон о Федеральном конституционном суде (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 353–355. (в Карлсруэ также располагаются Федеральный суд и Генеральная прокуратура Германии, другие федеральные ведомства). Первоначально в ФРГ сохранялся оккупационный режим: ее государственные органы действовали под контролем союзнической Верховной комиссии. С международно-правовой точки зрения ФРГ была не полностью дееспособна: она не имела собственных посольств, не могла быть членом международных организаций и т. п. Оккупационные власти сохраняли право вмешательства во внутреннюю жизнь страны, включая контроль над экономикой.Оккупационный статут для Западной Германии (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 323–324. Однако оккупационный режим постепенно смягчался. Так, западные державы в сентябре 1950 г. сняла некоторые ограничения для ФРГ в области химического производства, судостроения, мореплавания, научных исследований. ФРГ получила право создания крупных полицейских формирований. В 1950 г. ФРГ стала членом Европейского совета, а в 1951 г. членом Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) — одного из предшественников современных Европейских Сообществ. В мае 1952 г. представители США, Великобритании и Франции вместе с западногерманским канцлером подписали Боннское соглашение, согласно которому прекращалась военная оккупация и восстанавливался суверенитет страны. В 1957 г. был сделан еще один шаг к объединению Германии: Саарская область, которая с 1945 г. управлялась французской администрацией, вошла в состав ФРГ. В мае 1955 г. ФРГ принята в НАТО. В 1956 г. бундестаг, вопреки оппозиции, принял закон о всеобщей воинской повинности. Западные державы ослабили ограничения на производство военной техники в ФРГ, что способствовало дальнейшему развитию экономики. К началу 1960-х гг. она заняла по объему промышленного производства 3-е место в мире вслед за США и СССР. В сентябре 1955 г. между СССР и ФРГ прекратилось состояние войны и были установлены дипломатические отношения. Однако правительство ФРГ отвергло все предложения о нормализации отношений с ГДР. В конце 1955 г. оно провозгласило «доктрину Хальштейна», согласно которой признание ГДР другими государствами рассматривалось как недружественный акт в отношении ФРГ и влекло с ее стороны санкции — вплоть до разрыва дипломатических отношений. Некоторое отрезвление пришло после установления пограничного режима между ГДР и ФРГ, включая создание эффективного контроля на границе с Западным Берлином 13 августа 1961 г. («берлинская стена»). Только в начале 1970-х годов с приходом к власти коалиционного правительства во главе с социал-демократами ФРГ обязалась неукоснительно соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе, нерушимость их границ (включая западную границу Польской Народной Республики по рекам Одер и Нейсе, а также границы между ФРГ и ГДР). Только после этого ГДР и ФРГ смогли вступить в ООН в сентябре 1973 г. <QUEST13< FONT>В советской оккупационной зоне Германии и восточном (советском) секторе Берлина 7 октября 1949 г. основана Германская Демократическая Республика (ГДР), которая просуществовала до 3 октября 1990 г. Следует подчеркнуть, что провозглашение ГДР состоялось спустя пять месяцев после создания ФРГ. Первая Конституция ГДР была принята в 1949 г. и имела полуфиктивный характер. Все последующие основные законы ГДР не вносили принципиальных изменений в государственный строй. Так, согласно конституциям 1949 и 1968 гг. граждане ГДР имели все демократические права и свободы, хотя на деле наблюдался характерный для социалистических стран крен в сторону социально-экономических и социально-культурных прав при ущемлении политических прав и свобод. Высшим органом ГДР была Народная палата (парламент), избиравшаяся в ходе равных и прямых выборов при тайном голосовании. Формально Народная палата издавала законы, принимала бюджет, утверждала народно-хозяйственный план, устанавливала направление деятельности и контролировала правительство — Совет министров и т. д. Интересы регионов представляла Палата земель, имевшая право законодательной инициативы и отклонения проектов, принятых Народной палатой. До 1960 г. в ГДР существовал пост президента; когда эта должность была упразднена, функции президента перешли к Государственному Совету. На деле высшая власть находилась в руках более узкой публичной корпорации, нежели избирательный корпус и его представительство: всеми делами в государстве заправляла правящая Социалистическая единая партия Германии. Она возникла в 1946 г. в результате объединения восточногерманских организаций Коммунистической партии Германии и Социал-демократической партии Германии партия. Ее лидеры играли ключевую роль в государстве. Ведущая роль СЕПГ была в 1960-х годах закреплена в Конституции ГДР. Вместе с тем наряду с нею формально существовало еще 4 партии — Христианско-демократический союз Германии, Либерально-демократическая партия Германии, Народно-демократическая партия Германии, Демократическая крестьянская партия Германии. Все они являлись младшими партнерами СЕПГ, которых она жестко контролировала. Важнейшим инструментом контроля над обществом стала грозная Штази (Ministerium für Staatssicherheit)— созданное в 1950 г. создано Министерство государственной безопасности. В 1949–1950 гг. СССР передал ГДР функции управления, принадлежавшие Советской военной администрации. В 1956 г. создана Национальная народная армия ГДР, что стало следствием возросшей опасности в результате наращивания ремилитаризационных процессов в ФРГ. В 1961 г. возведена берлинская стена, отделившая Западный Берлин, контролируемый Францией, США, Великобританией, от столицы ГДР. Возведение этой полосы укреплений решило многие проблемы государственной безопасности ГДР, включая прекращение неконтролируемого оттока граждан и товаров в Западную Германию. ГДР была участницей советского военного блока — Варшавского Договора с момента его основания (1955) и членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) с 1950 г. В экономическом отношении ГДР шла по пути планового хозяйства. Но здесь был достигнут самый высокий уровень жизни среди социалистических стран. Тем не менее, лишившись при М. С. Горбачеве прежней экономической поддержки со стороны СССР, ГДР оказалась во власти народных волнений. Большинство восточных немцев, не задумываясь о последствиях, стремились в состав богатейшей державы Европы — ФРГ. <QUEST14< FONT>СЕПГ переживала глубокий кризис и лишилась прежнего государственно-правового статуса. Новые лидеры ГДР пошли на сделку с руководством ФРГ. 1 июля 1990 г. вступил в силу первый государственный договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР. Согласно этому договору все законодательство ГДР в экономической и социальной областях аннулировалось, а вместо него вводились законы ФРГ. 31 августа 1990 г. был подписан второй государственный договор — о механизме вхождения ГДР в ФРГ, были восстановлены пять земель, упраздненных в ГДР в 1952 г. (Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия), а 3 октября 1990 г. состоялось их официальное включение в ФРГ. Вскоре на территорию ГДР последовательно распространены все законы ФРГ, ее правовая и судебная системы. Окончательно Западная Германия завершила поглощение Германии Восточной в 1991 г. Столицей ФРГ стал Берлин. Особенности права <QUEST15< FONT>Уже в первой половине XIX в. по мере укрупнения германских государств и их объединения партикуляризм права Германии стал постепенно преодолеваться. Однако даже после образования в 1871 г. Германской империи на ее территориипродолжали действовать законодательные акты и правовые обычаи вошедших в нее земель. Законодательство Второго рейха разрабатывалось главным образом на базе законов Пруссии, Баварии и Саксонии. Большое влияние оказало Прусское земельное уложение 1794 г., которое охватывало многие отрасли права, баварский Уголовный кодекс 1813 г. и более ранние баварские Судебный и Гражданский кодексы 1753 и 1756 гг., саксонский Гражданский кодекс 1863 г., ганноверский Гражданский процессуальный кодекс 1850 г. На некоторых территориях Германии сохраняли силу введенные в начале XIX в. наполеоновские кодексы. Все эти законы, хотя и в разной мере повлияли на формирование нового законодательства Германской империи. Наконец, при подготовке федеральных законопроектов учитывалось и общее право, представлявшее собой сложное переплетение норм, восходящих к римскому и каноническому праву и даже правовым обычаям древних германцев. С образованием Северо-Германского союза начался медленный, но последовательный процесс издания общегерманских законов, в ходе которого первоначально были приняты разработанные ранее Торговое уложение 1866 г. и Уголовный кодекс 1870 (1871) г., затем Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, Закон о судоустройстве 1877 г. и лишь в 1896 г. — Гражданское уложение (уложениями именуются кодексы согласно принятой в русской дореволюционной литературе терминологии). Многие из кодексов и иных законов, принятых в этот период, продолжают действовать — с учетом изменений и дополнений, внесенных в них в период Германской империи, в период Веймарской республики и после образования ФРГ. Сохраняют силу даже некоторые законодательные акты и нормы периода нацистской диктатуры, если они не были отменены постановлениями Союзного Контрольного Совета либо законодательными органами или органами конституционного надзора ФРГ (так, в названиях некоторых актов сохраняется термин «Имперский закон»). Определяющую роль в системе законодательства Германии с 1867 г. играют федеральные законы, а на долю земель остается регулирование (в порядке конкурирующей компетенции) вопросов, относящихся к образованию и культуре, деятельности местных органов власти, управления и полиции и др. В Основном Законе ФРГ исключительная компетенция земель не зафиксирована. Что же касается так называемой конкурирующей законодательной компетенции, то в этой сфере земли обладают правом принятия законов лишь в том случае, если федерация еще не использует свои права. Так, Конституция ФРГ относит к данной сфере уголовное и уголовно-исполнительное право. Но к концу XX в. федеральным законодательством были охвачены практически все вопросы уголовного права и исполнения наказаний, так что на долю земель остается принятие постановлений, конкретизирующих ответственность за административные нарушения. Наряду с законодательными актами важными источниками права признаются постановления, изданные имперским/союзным правительством или правительствами земель. Другие подзаконные акты играют значительно меньшую роль. Судебная практика в Германии традиционно не считалась источником права. Ныне в ФРГ признается важная роль федерального Конституционного Суда и других высших судебных учреждений, решения которых рассматриваются в качестве источника права как при применении закона, так и, особенно, в случае обнаружения неточностей или пробелов в законодательстве. Важно отметить, что при толковании законов в ФРГ в отличие от многих других стран, включая Россию, большое значение придается материалам комиссий по подготовке соответствующих актов. Обычаи в XX столетии, по существу, утратили роль источников права. Частное право В 1873 г. поправкой к Конституции Германской империи разработка гражданского права была отнесена к компетенции рейха. В 1874 г. бундесрат назначил комиссию из судебных чиновников и теоретиков права для составления ГК. Первый проект был готов только в 1887 г., но подвергся настолько резкой критике, прежде всего в среде специалистов, что было признано невозможным представить его в рейхстаг. Одной из причин неудачи стала ориентация разработчиков ГК на устаревшие положения пандектного (общего) права. В декабре 1890 г. была создана новая комиссия, в состав которой вошли адвокаты, представители политических партий, предприниматели. К 1895 г. второй проект был готов; при рассмотрении в рейхстаге и бундесрате в него внесли некоторые изменения, и 18 августа 1896 г. он был утвержден. Германское гражданское уложение (ГГУ, BGB, Германский гражданский кодекс) стало первой в истории страны единой кодификацией гражданского права. ГГУ вступило в силу 1 января 1900 г., чтобы дать землям время для приведения их законодательства в соответствие с новым Уложением. ГГУ в значительной степени базируется на римском праве и в то же время развивает положения германского права, а также выработанные юристами на рубеже XVIII и XIX вв. новые правила, способствующие развитию рыночных отношений. Германское гражданское уложение оказало заметное влияние на законодательство других стран. Текст Уложения разделен на пять книг (разделов). Они выстроены по так называемой пандектной системе, в соответствии с которой общие для всех институтов нормы содержатся в общей части (первая книга). Вторая книга посвящена обязательственным отношениям, третья — вещному праву, четвертая — семейному праву и пятая — наследственному. Одновременно с Уложением был издан закон о введении его в действие, в котором содержались правила о времени вступления в силу Германского гражданского уложения, нормы международного частного права, положения о взаимоотношении Уложения с нормами старого имперского законодательства. Отличительными чертами Уложения являются: отсутствие дефинитивных норм (общих юридических определений); подробные статьи, имеющие описательный характер и содержащие множество специальных юридических терминов; наличие так называемых каучуковых статей, ссылающихся на такие понятия, как «добрая совесть», «добрые нравы», имеющие моральное, а не правовое содержание! Субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность физических лиц базируется на принципе юридического равенства, за исключением ограничений правоспособности женщин. Совершеннолетие по общему правилу наступает с 21 года. В возрасте от 7 лет до 21 года существуют различные степени ограниченной дееспособности. Отличительной чертой Уложения стало признание юридического лица в качестве субъекта гражданского права. ГГУ называет два вида юридических лиц: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Под ферейнами понимаются союзы лиц, с которыми входящие в их состав лица связаны членскими правами и обязанностями; эти союзы могут быть либо хозяйственными — преследующими цели извлечения прибыли, либо нехозяйственными — преследующими культурные, научные и подобные им цели. Учреждения образуются в силу волеизъявлений частных лиц, выделяющих для достижения определенной цели известное имущество. Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью нормами Уложения не регулировались. Для них были созданы самостоятельные законы, которые, устанавливая явочный порядок возникновения этих юридических лиц, благоприятствовали их распространению. Для ферейнов с нехозяйственными целями также был определен явочный порядок образования. Только для незначительного числа хозяйственных союзов устанавливался разрешительный порядок создания. Широкая правоспособность юридических лиц вытекает из самого факта их образования. Вместе с тем государство сохраняет право контроля за юридическими лицами и может лишить их правоспособности, если сочтет их деятельность угрожает общественным интересам. Среди субъектов гражданских правоотношений Уложение называет неправоспособные общества. Это объединения, которые обладали лишь отдельными чертами юридических лиц, например, различные рабочие союзы. Неправоспособные союзы действовали по правилам для договора товарищества. Вещное право. Уложение делит вещи на земельные участки и движимые вещи, строго различая правовой режим движимых и недвижимых вещей. Движимость — это все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с почвой. В ГГУ впервые содержались многочисленные положения о праве собственности на движимые вещи, в частности ценные бумаги, что связано с возрастанием их роли в гражданском обороте. ГГУ называет такие вещные права, как: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), залог движимости, ипотека недвижимости, право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли, другие подобные права). Основным вещным правом является право собственности. ГГУ раскрывает его содержание в § 903, фиксируя широкое господство лица над вещью, выражающееся в возможности обходиться с ней по своему усмотрению, и абсолютную власть над вещью, дающую собственнику право устранять всех других лиц от воздействия на вещь. Вместе с тем ГГУ содержит большее количество ограничений прав собственника, чем Кодекс Наполеона, что соответствует духу времени. При этом заметные ограничения касаются только права собственности на недвижимость. ГГУ признает собственника земельного участка также и собственником недр и воздушного пространства над участком. Однако ГГУ обязывает собственника земельного участка терпеть проникновение на его участок газа, пара, запаха, дыма, копоти, тепла и других подобных воздействий на участок, исходящих из другого участка, если такое воздействие не превосходит пределов обычного в данной местности (§ 906). Эта норма ограничивает земельных собственников в интересах промышленников. Вместе с тем § 907 защищает собственника земельного участка, предоставляя ему право требовать, чтобы на соседних участках не возводились или не сохранялись такие сооружения, относительно которых с достоверностью можно предвидеть, что существование их или пользование ими будут иметь своим последствием недопустимое воздействие на его участок. Кроме того, ГГУ ограничивает права земельного собственника на недра и воздушное пространство над участком пределами «интереса собственника»; собственник не может воспретить воздействие на участок на такой высоте или на такой глубине, что собственник «не имеет интереса в устранении такого воздействия» (§ 905). Эти ограничения стали значимыми с развитием метростроения, авиации, телеграфа и пр. ГГУ защищает интересы крупных земельных собственников, в частности помещиков, в частности при переходе права собственности. Если речь идет о движимости, то право собственности возникает с момента передачи вещи. Отчуждение права собственности на недвижимость осуществляется публично, путем записи в поземельные книги. Это является отличительной чертой Уложения и свидетельствует не только о буржуазной, но и о помещичьей его направленности. Обязательственное право. ГГУ содержит дефинитивные нормы, касающихся обязательств (§ 241). В общей части Уложения выделены положения о сделках вообще, которые распространяются как на односторонние сделки, так и на договоры. Содержанием договорного обязательства может быть как положительное действие, так и воздержание от такового. Ведущим принципом является свобода договора. ГГУ устанавливает ряд законных условий действительности договорных обязательств: они не должны прямо нарушать предписания закона или противоречить «добрым нравам»; лица, заключающие сделку, должны быть дееспособны. Причем дети и женщины могут заключать договоры; полностью недееспособными признаются только лица, не достигшие 7-летнего возраста. Чтобы придать договорным связям стабильность, оспаривание сделки, совершенной под влиянием обмана или насилия, допускается лишь в течение года, а под влиянием заблуждения — немедленно. По истечении 30 лет оспаривание сделки исключено. В целом в ГГУ названо более 20 конкретных видов договоров. В качестве основания возникновения обязательств ГГУ признает деликты. По общему правилу ответственность несет лицо, виновное в причинении вреда. Имущественное возмещение неимущественного вреда можно требовать только в случаях, прямо предусмотренных законом. ГГУ считает особым видом обязательство из неосновательного обогащения. Семейное право. Заключению брака предшествует обручение. ГГУ признает только гражданский брак. Необходимые условия вступления в брак: достижение брачной правоспособности (брачный возраст для женщин — 16 лет, для мужчин — 21 год); наличие обоюдного согласия на брак (для несовершеннолетних также согласие родителей). Препятствиями для действительности брака служили: близкое родство или свойство, нерасторгнутый другой брак; женщине не разрешалось вступать в новый брак в течение 300 дней со дня прекращения предыдущего; наконец, разведенному нельзя вступать в брак с тем лицом, с которым разведенный совершил прелюбодеяние, если суд признал, что это прелюбодеяние послужило основанием к разводу. Основаниями для развода признаются прелюбодеяние, а также посягательство на жизнь другого супруга; злонамеренное оставление; грубое нарушение брачных обязанностей или «бесчестное поведение, глубоко расшатавшее супружеские отношения, так что стало невозможным требовать от другого супруга продолжения брака»; тяжелая, прервавшая духовное общение супругов, и безнадежная душевная болезнь (§ 1565–1569). В сфере личных взаимоотношений супругов закрепляется главенство мужа, который решает все вопросы, касающиеся супружеской жизни, включая выбор местожительства. Правда, если муж злоупотребляет супружеским правом, жена может не повиноваться. Значит, ГГУ не признает власти мужа над личностью жены. Замужняя женщина дееспособна, но ограниченно. С согласия мужа она имеет право работать или заниматься бизнесом. Имущественные отношения супругов определяются брачным договором. Если в нем не установлен иной режим, базовым является система, при которой сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов: муж осуществляет единое управление и пользование семейным имуществом, а в отношении своего отдельного имущества жена сохраняет самостоятельность. Родительская власть обширна, причем если родители содержат детей, те обязаны работать в хозяйстве родителей сообразно со своими силами и социальным статусом. Родительская власть осуществляется отцом, если он ее не лишен. К матери родительская власть переходит только после смерти отца или лишения его родительской власти; но и в этом случае матери может быть назначен советник-контролер. Внебрачные дети по отношению к матери и к ее родственникам занимают юридическое положение законных детей, но права матери меньше тех, какими она пользуется по отношению к «законным» детям. «Незаконный» ребенок и его биологический отец не признавались состоящими в родстве. Правда, внебрачный ребенок мог требовать от отца предоставления содержания соответственно общественному положению матери до достижения им 16-летнего возраста, при соблюдении ряда условий. В области брачного и семейного права положения первоначальной редакции ГГУ, допускавшие неравенство полов и внебрачных детей по отношению к законнорожденным, к настоящему времени изменены законодательными актами, последовавшими за принятием конституций ФРГ и ГДР 1949 г. В ФРГ, в частности, принятым в 1957 г. Законом о равноправии мужа и жены в области гражданского права и в 1969 г. Законом о юридическом статусе внебрачных детей. Федеральный конституционный суд также неоднократно признавал неконституционными отдельные положения ГГУ относительно правомочий супругов. Ныне в этой области правового регулирования действуют не столько положения ГГУ, сколько самостоятельные акты, принятые за последние десятилетия. В их числе Закон о браке 1946 г. с последующими изменениями, Закон об усыновлении 1976 г. и в особенности Первый закон о реформе брачного и семейного права 1976 г. Заключение брака, по действующему законодательству ФРГ, должно происходить в ходе гражданской церемонии, а расторжение — в судебном порядке, причем одним из оснований для иска о разводе признается факт трехлетнего проживания супругов раздельно. Вступающие в брак могут определить свои имущественные отношения в брачном договоре, условия которого они вправе изменить в период брака. Наследование. При наследовании по закону наследниками являлись родственники любой степени, которые могли доказать свое родство с наследодателем. Уложение закрепляло систему парантелл (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу — родители и их нисходящие родственники, третью — дед и бабка и их нисходящие родственники и т. д. В отличие от Кодекса Наполеона переживший супруг частично наследовал вместе с наследниками первых двух парантелл, а если их не было, получал наследство полностью. ГГУ разрешал составление завещания с 16-летнего возраста, однако до 21 года только делалось в публичной форме. Охраняя интересы законных наследников, ГГУ установило ограничения завещательной свободы, например лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, вправе требовать ее предоставления в размере половины стоимости доли данного наследника при наследовании по закону. При этом лицо, имеющее право на обязательную долю, наследником не является. В настоящее время наследование по прежнему регулируется в основном нормами книги пятой ГГУ. Допускаются различные формы завещания: нотариальная, письменная, а также устная в присутствии трех свидетелей. При наследовании по завещанию обеспечиваются права детей и родителей наследодателя и пережившего супруга, которые могут быть лишены своей доли наследства лишь по обоснованным мотивам.Гражданское уложение (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 583–618. <QUEST17< FONT>Коммерческое право Появление ГГУ обусловило пересмотр первого общегерманского Торгового уложения, действовавшего с 1861 г. Новое Германское торговое уложение (ГТУ) принято 10 мая 1897 г. и введено в действие с 1 января 1900 г. Поскольку ГГУ включало общие правила о сделках, договоре купли-продажи и т. п., ГТУ содержал лишь специальные правила для коммерсантов. При определении торгового характера сделок ГТУ, в отличие от французского Торгового кодекса, исходило из субъективного признака: торговыми признаются сделки, совершаемые коммерсантами. ГТУ состояло из четырех книг: 1. нормы о торговых деятелях 6(о том, кто считается торговцем, о маклерах, о торговых служащих), о торговой фирме, о правилах ведения торговых книг; 2. нормы о наиболее распространенных торговых товариществах (акционерных обществах, коммандитном товариществе и др.); 3. нормы о торговых сделках (купли-продажи, транспортной доставки, найма помещения для хранения товаров и др.); 4. нормы о морском праве, включая вопросы торговли, транспорта и страхования. Торговое уложение (извлечение) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 т. / отв. ред. Н. А. Крашенинникова. Т. 2. М., 2004. С. 623–641. Многие положения ГТУ со временем были отменены либо утратили силу в связи с принятием новых законов, подробно регламентирующих отдельные институты торгового права. Среди них важное место занимает Закон об акционерных обществах 1965 г., который состоит из 5 книг и регулирует большинство вопросов, связанных с учреждением, внутренней структурой, деятельностью и ликвидацией акционерных компаний, с ответственностью их учредителей и должностных лиц. Действуют также законы о недобросовестной конкуренции 1909 г. и о борьбе с ограничениями конкуренции 1957 г. (оба с последующими изменениями), Закон о содействии стабильности и росту экономики 1967 г., Закон об общих условиях продажи 1976 г. и другие акты. <QUEST18< FONT>Идея и практика социального права появились в Германии в период промышленной революции середины XIX в. Начало создания социального государства в Германии было положено при Бисмарке. Так, в 1883–1884 гг. были приняты законы о страховании рабочих в случае болезни и о страховании при несчастных случаях. В правление Вильгельма II появились законы о запрете работы по воскресеньям, запрет ночной работы для женщин и детей, запрет работы для женщин в последние месяцы беременности и ограничение детского труда для детей моложе 14 лет, что положительно повлияло на развитие экономики страны. В послевоенный период в регламентации трудовых правоотношений наряду с законодательными актами центра важное значение приобрели нормы конституций земель, а также решения Федерального суда по трудовым делам. В этой области ныне применяется Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г., в который со времени его издания было внесено несколько десятков изменений, Закон о минимальных условиях труда 1952 г. и Закон о минимальных отпусках работникам 1953 г., Закон о врачебном контроле на производстве, об инженерах по технике безопасности и других специалистах по охране труда 1973 г., Закон о равенстве мужчин и женщин на рабочих местах 1980 г., Закон о содействии профессиональной подготовке путем планирования и исследований 1981 г., Закон о поощрении занятости 1985 г. и др. За время существования ФРГ принят ряд актов, предусматривающих участие работников в управлении предприятиями и объединениями путем представительства в производственных советах, причем в угольной и сталелитейной промышленности представители работников должны составлять половину членов производственного совета, а один их представитель входить в совет управляющих (законы о структуре предприятий 1952 и 1972 гг. и другие акты). В ФРГ провозглашен принцип «свободы коллективных договоров», позволяющий профсоюзам от имени работников заключать с предпринимателями соглашения о ставках заработной платы и иных условиях труда (в ряде случаев коллективный договор распространяется и на работников, не являющихся членами данного профсоюза). Право образовать профсоюз в целях «охраны и улучшения условий труда и экономических условий», как и соответствующее право предпринимателей создавать свои объединения, закреплено в Основном Законе ФРГ. Законодательство ФРГ предусматривает выплату различного рода пособий по безработице, содействие в переквалификации потерявшим работу, меры поощрения для предпринимателей, открывающих новые рабочие места. Действует система пенсий по старости рабочим и служащим, а также сельским хозяевам, пенсий по инвалидности, в связи с профессиональными заболеваниями и несчастными случаями на производстве. Выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособия на воспитание детей. При определенных условиях производятся доплаты лицам, снимающим жилье, и оказывается социальная помощь молодым людям и тем, кто попал в трудные жизненные условия. Законодательство по всем этим вопросам представляет собой сложный конгломерат актов, среди которых и некоторые источники трудового права, в частности Закон о содействии осуществлению права на труд 1969 г. (в нем изложены меры вспомоществования безработным и др.). Центральное место в системе законодательства о социальном страховании и обеспечении занимает Социальный кодекс, вступивший в силу в 1975–1982 гг. и состоящий из десяти книг. Сохраняют также самостоятельное значение законы о социальном обеспечении, о федеральном пособии на детей, о социальной помощи. Во второй половине XX в. в ФРГ возникла система нормативных актов экологического характера (большинство этих актов — федеральные). Согласно принятому в 1974 г. Закону учреждено Федеральное министерство по делам окружающей среды. Соответствующие ведомства, созданные в отдельных землях, контролируют установленные стандарты надлежащего качества вод и атмосферного воздуха и вместе с федеральными властями и общественностью борются с предпринимателями и иными нарушителями законодательства об экологии. Важное значение в этой борьбе придается также совершенствованию системы налогового обложения по принципу «кто больше загрязняет природу, больше платит». Среди природоохранных законов преобладают акты, направленные на предупреждение конкретных видов вредного воздействия на окружающую среду: Закон о мерах по обеспечению устранения отработанных масел 1968 г. и принятое в развитие этого Закона постановление правительства 1987 г., Закон об уменьшении загрязнения воздуха свинцовыми присадками в дизельном топливе 1971 г., Закон о защите от шума самолетов 1971 г., Закон о защите окружающей среды от загрязнений воздуха, шумов, вибраций и подобных вредных влияний 1974 г., Закон о предупредительной защите населения от вредных излучений 1986 г., Закон о сточных водах и Закон об охране природы 1976 г., который направлен на защиту ландшафтов, флоры и фауны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.34 (0.021 с.) |