Возникновение государственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение государственности



<QUEST7< FONT>Одно из древнейших государств - Древневавилонское государство – возникло в долине между реками Тигр и Евфрат – в Двуречье.

ВVIII - VI тыс. до н. э. жители ближневосточных предгорий стали спускаться на равнины и активно заселять плодородные долины рек Тигра и Евфрата, что привело в V тыс. до н. э. к формированию культуры Убайт. Она была представлена поселками, достигавшими до 10 га, в их центре размещались крупные храмовые комплексы на высоких земляных платформах, окруженные городскими стенами, где развивалось ремесло, металлургия, торговля. Культуре Убайт уже были знакомы гончарный круг и ткачество.

На рубеже V - IV тыс. до н. э. на территории Южного Двуречья появились шумеры, с которыми принято связывать возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. При них в Месопотамии стали создавать ирригационные сооружения, необходимые для ведения земледелия, т.к. почва была очень плодородна, но страдала от обилия влаги во время дождей и разлива рек и от засухи в связи с жарким климатом. Проведенная шумерами мелиорация стала стимулом к процветанию сельского хозяйства в регионе. Увеличение производительности труда привело к разложению первобытнообщинного строя и появлению рабства. Разделение общества на классы произошло в середине IV тыс.до н.э.

В Южном Двуречье стали появляться первые города – государства (протогосударства). К первой четверти III тысячелетия до н.э. их число достигало 40. Они возникали на месте постоянных поселений, в центре которых были храмы, посвященные тому или иному божеству, а жрецы храма выполняли элементарные функции управления.

Протогосударства Двуречья быстро развивались. Во второй трети III тыс. до н.э. в городах-государствах Урук, Киш, Ур, Лагаш население достигало нескольких тысяч человек. В них развивалось сельское хозяйство, ремесло и торговля, в том числе международная. Тамкары отправлялись в далекие морские экспедиции, чтобы обменять зерно на полезные ископаемые, отсутствовавшие в Южном Двуречье, а также камень, строительный лес и т.п. В городах - государствах наметились социальные различия, выделилась родовая аристократия, которая широко использовала рабский труд.

Во главе каждого города – государства был правитель - энси (патеси), - избираемый либо собранием всех общинников, способных носить оружие, либо советом старейшин. Правитель заботился о поддержании общинного культа, представлял общину в разнообразных отношениях, организовывал строительство храмов, общественных сооружений, ирригационной системы, осуществлял функции военного предводителя.

Его власть ограничивалась народным собранием и советом старейшин. Они осуществляли общий контроль за деятельностью правителя, а также судебные функции и управляли общинным имуществом. Постепенно должность правителя становится наследственной, что и стало особо очевидным после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в XXIV в до н.э.

Период шумерской истории до этого объединения принято именовать раннединастическим, это была эпоха ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей - за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей.

ВXXVIII - XXII вв. до н.э. успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля, стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди всех остальных. Затем возвысился Урук. В XXV в. до н.э. верховенства и титула лугаля добились правители Ура, на рубеже XXV - XXIV вв. до н.э. первенство было закрепилось за Лагашем.

В середине III тыс. до н.э. началось энергичное заселение Двуречья скотоводческими семитскими племенами, которые и ранее нередко проникали в Шумер. В северную часть проникли племена аккадцев. Выразителем их активной завоевательной политики стал Саргон. По преданию он был выловлен в корзине, плывущей по реке и воспитан чужими людьми. После достижения зрелости Саргон поступил на службу к правителю Киша, а после его гибели выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Он провозгласил себя лугалем построенного им на севере Шумера нового города Аккада, ставшего в XXIV в. центром политического объединения. В результате было объединены северная и южная части Двуречья. Саргон Аккадский, стал правителем обширной централизованной державы, включившей в себя многие бывшие самостоятельными города – государства. Объединены северная и южная части Двуречья. Саргон принял титул “царя Шумера и Аккада”, “царя четырех стран света”.

Нашествие горных племен, борьба отдельных городов за гегемонию приводили к созданию новых государств. В конце III тыс. до н.э.началось возвышение Вавилона, нового аккадского города. В начале II тыс. до н.э. он стал столицей нового государства, образованного вторгшимися в северную часть Двуречья аморейскими племенами. Наивысшего могущества оно достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). В этом время Вавилонский царь захватил Аккад и Шумер, занимал территорию от Персидского залива до Сирии.

Древневавилонское государство просуществовало около 300 лет – до конца XVI в. до н.э. (царство этого периода принято называть Старо-Вавилонским), когда оно было завоевано горными племенами касситов.

В конце VII в. до н.э. происходит новое возвышение Вавилона (так называемое – Ново-Вавилонское царство). В 539 г. оно было завоевано персами.

Высшие органы государства

<QUEST8< FONT>По форме государственного устройства Старо-Вавилонское царство являлось относительно централизованным государством, а по форме правления – древневосточной деспотией. Хаммурапи, власть которого, как считалось, имела божественное происхождение, ввел культ единого Бога Мардука («царь над Богами»). Законы Хаммурапи, царя Вавилона: введение - абзац 1

Вся верховная власть: законодательная, исполнительная, судебная и даже религиозная - сосредочена в руках царя. Сохранившиеся приказы Хаммурапи чиновникам (таковых сохранилось около 60) свидетельствуют о том, что царь нередко лично руководил различными отраслями управления, в том числе организацией хозяйства. Поэтому неудивительно, что купцы в Вавилоне стали царскими агентами.

В Старо-Вавилонском царстве сложилась <OPENTEST4< FONT>дворцовая система управления.Управление государственными делами осуществлялось посредством сложного централизованного бюрократического аппарата, подчиненного царю. Центром управления был царский двор, чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являлись высшими должностными лицами государства. Высшим царским чиновником был управляющий царского дворца – нубанда.

При Хаммурапи храмы были почти полностью подчинены царю, к его компетенции даже относилось назначение жрецов. Сам Хаммурапи признавался “Богом царей, знающим мудрость”, “сердцем Вавилона», но не Богом и не верховным жрецом.

Местное управление

<QUEST9< FONT>Старо-вавилонское царство было разделено на области, в которых царя представляли назначенные им наместники. Кроме того, при Хаммурапи было назначено два главных наместника. Один из них находился на севере, в городе Сиппар, второй - и на юге, в Ларсе. Они следили за строительством и поддержанием в рабочем состоянии ирригационных сооружений, сбором налогов и пошлин, осуществляли полицейские функции, надзирали за ведением хозяйства царскими воинами, командовали воинскими отрядами, собирали военное ополчение. Вавилоном, Сиппаром и другими большими городами управляли чиновники, носившие титул «шакканакку». Они ведали сбором налогов, поддержанием порядка, собирали ополчение.

Менее крупными городами и областями управляли рабианумы. Вместе с тем, в Вавилонии сохранялись и органы общинного управления, возглавляемые назначенными царем рабианумами:

Все эти органы имели административные, финансовые и судебные функции: поддерживали общественный порядок, управляли общинными землями, разрешали споры о пользовании землей и водой, сбором налогов, наблюдали за исполнением других царских повинностей.

Судоустройство

<QUEST10< FONT>Суд в Старо-Вавилонском царстве не был отделен от администрации. Правосудие осуществляли царь и его чиновники. Царь был высшим судьей, он мог рассмотреть любое дело, пересмотреть вынесенное решение, помиловать осужденного. В.В. Струве. Хрестоматия по истории Древнего мира. М. 1950. С.177 - 178.

Письмо приближенного царя Хаммурапи к градоначальнику города Ларсы относительно правильной выдачи надела семье царских слуг.

Письмо царя Хаммурапи градоначальнику города Ларсы по поводу судебного дела о земельном наделе.

Письмо царя Хаммурапи градоначальнику города Ларсы относительно неравного захвата поля.

 

Судебные функции осуществляли в т.ч. наместники, рабианумы, председательствовавшие в судебных коллегиях. Последние могли состоять из подчиненных наместнику чиновников, членов общинного совета; в качестве суда мог действовать и общинный совет в полном составе.

В больших городах судебные функции осуществляли специальные царские судьи, подчиненные непосредственно царю.

При царе Хаммурапи судебные полномочия храмовых судов были существенно ограничены: они лишь приводили стороны к клятве. Видимо, они также рассматривали дела, в которых сторонами являлись жрецы.

Рекомендуемая литература

Научная литература

1. Авдиев В. И. Военная история Древнего Египта. Т. 1-2. М., 1948, 1959.

2. Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.

3. Альбедиль М. Ф. Протоиндийская цивилизация. М., 1994.

4. Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: Опыт реконструкции мировосприятия. М., 1984.

5. Бадер Н. О. Древнейшие земледельцы Северной Месопотамии: Исследования Советской археологической экспедиции в Ираке на поселениях телль Магзалия, телль Сотто, Кюльтепе. М., 1989.

6. Белявский В. Д. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1977.

7. Берлев О. Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства: Социальный слой «царских hmww». М., 1978.

8. Берлев О. Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. М., 1972.

9. Бикерман Э. Хронология Древнего мира. Ближний Восток и античность. М., 1975.

10. Богословский Е. С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц. (К социальной истории Египта, XVI-XIV вв. до н. э.). М., 1979.

11. Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.

12. Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Древняя Индия. М., 1985.

13. Васильев Л. С. Древний Китай. Т. 1. М., 1995.

14. Васильев Л. С. История религий Востока (любое изд.).

15. Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1985.

16. Всемирная история и Восток / отв. ред. Б. Б. Пиотровский. М., 1989.

17. Всемирная история. Т. 1. М., 1956.

18. Гринцер П. А. Древнеиндийский эпос. М., 1974.

19. Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983.

20. Дандамаев М. А. Рабство в Вавилонии VII-IV вв. до н. э. (626-331 гг.). М., 1974.

21. Дембо Л. И. Земельные правоотношения в классово-антагонистическом обществе. Л., 1954.

22. Древние цивилизации / под ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989.

23. Дьяконов И. М. Люди города Ура. М., 1990.

24. Дьяконов И. М. Общественный и государственный строй древнего Двуречья: Шумер. М., 1959.

25. История Востока. В 6 т. Т. I. М., 1997.

26. История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. В 2 ч. М., 1983–1988.

27. История древнего мира / под ред. Дьяконова И. М. и др. В 3 кн. М., 1982.

28. История и культура Древней Индии. М., 1990.

29. Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. М., 1986.

30. Кацнельсон И. С. Тутанхамон и сокровища его гробницы. М., 1976.

31. Качановский Ю. В. Рабовладение, феодализм или азиатский способ производства? Спор об общественном строе древнего и средневекового Востока, доколониальной Африки и доколумбовой Америки. М., 1971.

32. Кикнадзе З. Г. Мифология Двуречья. Тбилиси, 1976.

33. Кинк Х. А. Древнеегипетский храм. М., 1979.

34. Кинк Х. А. Египет до фараонов. По памятникам материальной культуры. М., 1964.

35. Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время: Очерки. М., 1983.

36. Кобищанов Ю. М. На заре цивилизации: Африка в древнейшем мире. М., 1981.

37. Козырева Н. В. Древняя Ларса: Очерки хозяйственной жизни. М., 1988.

38. Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.

39. Конрад Н. И. Синология. М., 1994.

40. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / отв. ред. Л. С. Переломов. М., 1981.

41. Коростовцев М. А. Писцы Древнего Востока. М., 1962.

42. Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976.

43. Кочетов А. Н. Буддизм. 2-е изд., перераб. М., 1983.

44. Крашенинникова Н. А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

45. Крашенинникова Н. А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии // Правоведение. 1980. № 1. С. 76–81.

46. Кроль Ю. Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970.

47. Крывелев И. А. История религий. Очерки: В 2-х т. М., 1988.

48. Куценков А. А. Эволюция индийской касты. М., 1983.

49. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации: Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992.

50. Ланда Р. Г. Средиземноморье глазами востоковеда. М., 1979.

51. Лидова Н. Р. Драма и ритуал в древней Индии. М., 1992.

52. Лурье И. М. Очерки древнеегипетского права XVI-X веков до н. э. Л., 1960.

53. Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

54. Малявин В. В. Гибель древней империи. М., 1983.

55. Малявин В. В. Конфуций. М., 1993.

56. Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989.

57. Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ. (В свете данных археологии). Л., 1976.

58. Матвеев К. П., Сазонов А. А. Когда клинопись заговорила. М., 1979.

59. Матье М. Э. Во времена Нефертити. Л.; М., 1965.

60. Мунчаев Р. М. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии: Исследования советской экспедиции в Ираке. М., 1981.

61. Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. М., 1975. 2-е изд.: 1977.

62. Никольский Н. М. Культура древней Вавилонии. Минск, 1959.

63. Переломов Л. С. Империя Цинь — первое централизованное государство в Китае. М., 1962.

64. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993;

65. Перепелкин Ю. Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ: К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.

66. Перепелкин Ю. Я. Переворот Амен-хотпа IV. Ч. 1–2. М., 1967–1984.

67. Перепелкин Ю. Я. Хозяйство староегипетских вельмож. М., 1988.

68. Пикус Н. Н. Царские земледельцы (непосредственные производители и ремесленники в Египте, III век до н. э.): Исследование социально-экономических отношений. М., 1972.

69. Савельева Т. Н. Аграрный строй Египта в период Древнего царства. М., 1962.

70. Синицын Е. П. Бань Гу — историк Древнего Китая. М., 1975.

71. Смолин Г. Я. Источниковедение древней истории Китая. М., 1987.

72. Стучевский И. А. Зависимое население Древнего Египта. М., 1966.

73. Стучевский И. А. Земледельцы государственного хозяйства древнего Египта эпохи Рамессидов. М., 1982.

74. Стучевский И. А. Рамзес и Херихор: Из истории древнего Египта эпохи Рамессидов. М., 1984.

75. Темкин М. А., Эрман В. Г. Мифы Древней Индии. М., 1986.

76. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

77. Тюменев А. И. Государственное хозяйство древнего Шумера. М. -Л., 1956.

78. Феномен восточного деспотизма. М., 1993.

79. Фихман И. Ф. Египет на рубеже двух эпох: Ремесленники и ремесленный труд в IV — середине VII в. М., 1965.

80. Фихман И. Ф. Оксиринх — город папирусов. М., 1976,

81. Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. М., 1986.

82. Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир: Ветхий завет как памятник литературы и общественной мысли древней Передней Азии. М., 1987.

83. Шохин В. К. Брахманистская философия. М., 1984.

84. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984.

Учебная литература

1. Авдиев Б. И. История древнего Востока (любое изд.).

2. Жидков О. А. История государства и права древнего Востока. М., 1963.

3. История Древнего Востока. В 2 ч. (любое изд.).

4. Крашенинникова Н. А. История права Востока: Курс лекций. М., 1994.

5. Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки / под ред. А. И. Рогожина, Н. Н. Страхова. Харьков, 1981.

6. Скрипилев Е. А. Основные черты права Древнего Востока. М., 1964.

7. Фихман И. Ф. Введение в документальную папирологию. М., 1987.

Источники

1. Артхашастра. М., 1994.

2. Ашвагхоша. Жизнь Будды. М., 1990.

3. Волков И. М. Законы Вавилонского царя Хаммураби. Вып. I. М. 1914.

4. Гирлянда джатак. М., 1980.

5. Го Юй (Речи царств). М., 1987.

6. Дьяконов И. М. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 1952. № 3–4.

7. Изречения Конфуция. М., 1994.

8. Книга правителя области Шан. М., 1993.

9. Конфуций. Лунь юй. М., 1998.

10. Лао Цзы. Обрести себя в Дао. М., 1999.

11. Мудрецы Древнего Китая. М., 1996.

12. Упанишады. В 3 т. М., 1992.

13. Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. А. А. Вигасина. М., 1997.

14. Хрестоматия по истории Древнего Востока. В 2 т. (любое изд.).

15. Хрестоматия по истории древнего мира. Саратов, 1998.

16. Шилейко В. К. Вотивные надписи шумерийских правителей. Клинописные тексты памятников Южной Месопотамии. Собрания Н. П. Лихачева. Пг., 1915.

17. Шицзин. М., 1987.

Контрольные вопросы

Древний Египет

1. Перечислите вопросы, отнесенные к компетенции визиря.

2. Как была реформирована система управления во время правления 18 династии?

3. Назовите основные географические особенности, повлиявшие на раннее возникновение государственности в северо-восточной части Африки.

4. Перечислите периоды в истории египетской государственности.

5. Какую реформу провел фараон Бокхорис в VIII в до н.э.?

Древний Китай

1. Каков был характер семьи в Древнем Китае?

2. Какой брачный возраст был установлен в Древнем Китае?

3. Какие основные группы населения выделялись в Древнем Китае?

4. Каков был статус императора в Древнем Китае?

Древняя Индия

1. Перечислите способы приобретения права собственности по Законам Ману.

2. Назовите источники права в Древней Индии?

3. Как понималась «дхарма» в Древней Индии?

4. Охарактеризуйте дхарму царя по «Артхашастре» Каутильи?

5. Каковы особенности власти монарха в эпоху Маурьев?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.085 с.)