Политика сопровождения» германского объединения: германский и европейский аспекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика сопровождения» германского объединения: германский и европейский аспекты.



Принципиальная договоренность об объединении Германии была достигнута между СССР и США во время встречи М.С.Горбачева и Дж.Буша на Мальте в декабре 1989 г., когда стало ясно, что в ГДР к власти пришли сторонники демократизации и реформирования страны по западному образцу. Нужно было договориться об условиях объединения. Во-первых, следовало определить формулу переговоров. Имелось два ее варианта – «два плюс четыре» или «четыре плюс два». При первом основными участниками выработки соглашения становились два германских государства, к которым на каком-то этапе должны были присоединиться великие державы – участницы антигитлеровской коалиции времен Второй мировой войны. При втором – условия объединения должно было вырабатываться только четырьмя странами бывшей антигитлеровской коалиции, а двум германским государствам был бы предложен для присоединения к нему уже подготовленный документ.

Во-вторых, нужно было прояснить вопрос о границах единой Германии. В этом вопросе не было оснований ждать осложнений, так как оба германских государства порознь уже давно подтвердили признание границ по Одеру и Нейсе. Требовалось лишь найти форму, в которой это признание было бы зафиксировано Германией объединившейся.

В-третьих, было необходимо договориться о статусе будущей единой Германии – станет ли она нейтральным государством, как долгое время настаивал Советский Союз, или сохранит право входить в военно-политические союзы.

Вопрос объединения тревожил западноевропейские государства. Наибольшие сомнения испытывала Франция. Париж опасался, что с возникновением единого немецкого государства соотношение сил в тандеме Франция – ФРГ изменится в пользу последней. Кроме того, было не ясно, как отнесется будущая единая Германия к предложенному Францией плану углубления валютно-финансового союза западноевропейских стран и введению в перспективе единой европейской валюты. Еще 6 декабря 1989 г. на встрече с М.С.Горбачевым в Киеве президент Франции Франсуа Миттеран высказывался в том смысле, что два суверенных немецких государства должны и впредь существовать порознь. Сдержанно перспективы быстрого объединения Германии оценивала глава британского кабинета М.Тэтчер.

Однако в апреле 1990 г. на сессии Европейского совета в Дублине было достигнуто соглашение о едином подходе стран Европейского сообщества к вопросу объединения Германии. Стараясь развеять сомнения партнеров, ФРГ на этом заседании согласилась ускорить работы по созданию валютного союза западноевропейских государств. ФРГ также присоединилась к Шенгенским соглашениям. В ответ Франция, Британия, Италия и другие страны ЕС высказались в поддержку объединения Германии.

Этот процесс пошел по формуле «два плюс четыре». Инициатива в нем принадлежала ФРГ. В ноябре 1989 г. канцлер Г.Коль огласил программу поэтапного объединения Германии из 10-ти пунктов. Главным среди них было безоговорочное признание будущей единой Германией существующих европейских границ. Для согласования своего плана с СССР западногерманское руководство вело переговоры с советскими представителями на протяжении первой половины 1990 г. К маю 1990 г. ФРГ добилась от Советского Союза не только понимания в вопросе о политико-правовых механизмах объединения с ГДР, но и согласия на участие объединенной Германии в НАТО. В июле 1990 г. на встрече М.С.Горбачева и Г.Коля в Железноводске были выработаны условия вывода советских войск из ГДР, что обусловливалось сокращением единой Германией численности вооруженных сил и подтверждением ею отказа от производства и обладания атомным, биологическим и химическим оружием.

Понимая, что объединение Германии, помимо Франции и СССР, может беспокоить Польшу, правительство Г.Коля провело переговоры с польским руководством. Германская сторона заявила об отсутствии у нее территориальных претензий к кому бы то ни было. По настоянию Г.Коля в марте 1990 г. бундестаг ФРГ принял специальную резолюцию о нерушимости послевоенных границ Германии с Польшей.

Успех в урегулировании внешних аспектов германского вопроса позволил Г.Колю начать реализацию его плана. В феврале 1990 г. было объявлено о создании между ГДР и ФРГ валютного союза, основой которого должна была стать западногерманская марка. Союз был выгоден населению Восточной Германии, которое получало возможность по льготному курсу обменять «слабую» восточногерманскую валюту на «сильную» марку ФРГ. Симпатии немцев на востоке страны были на стороне Г.Коля.

В марте 1990 г. в ГДР состоялись первые в ее истории выборы на основе подлинно многопартийной системы. Победил блок некоммунистических партий «Альянс за Германию», выступавший за объединение страны на основе западногерманской конституции – фактически за присоединение ГДР к ФРГ.

В мае 1990 г. новое правительство ГДР во главе с Лотаром де Мезьером заключило с ФРГ договор о валютном, экономическом и социальном союзе, который фактически делал обе страны единым целым во всем, за исключением сферы международных отношений и обороны.

21 июня 1990 г. между ГДР и ФРГ был заключен Государственный договор об объединении Германии, который, однако, мог вступить в силу только после урегулирования внешних аспектов германской проблемы. 22 августа 1990 г. Народная палата ГДР приняла решение о присоединении к ФРГ с 3 октября 1990 г.

С 5 мая по 17 июля 1990 г. в Бонне, Берлине и Париже состоялось три тура многосторонних переговоров по Германии в соответствии с формулой «два плюс четыре». Внешние аспекты объединения Германии были урегулированы 12 сентября 1990 г. подписанием в Москве Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. Он был подписан министрами иностранных дел двух германских государств, СССР, США, Великобритании и Франции в присутствии президента СССР М.С.Горбачева. В международно-правовом отношении он представлял собой окончательное мирное разрешение германской проблемы. Статус Германии как суверенного государства восстанавливался, а права бывших оккупирующих держав в отношении обеих частей Германии прекращались. Объединение Германии состоялось 3 октября 1990 г. Территория бывшей ГДР превратилась в пять новых земель ФРГ. Аналогичным образом были объединены две части Берлина.

Советские войска могли оставаться на территории бывшей ГДР до конца 1995 г. (в 1994 г. они были выведены досрочно). Германия приняла на себя обязательства по финансированию содержания выводимых советских войск и обустройства их в новых местах дислокации на советской территории. Кроме того, германская сторона после вывода советских войск была обязана воздерживаться от размещения на территории восточных земель Германии иностранных вооруженных сил, ядерного оружия или его носителей.

В ознаменование заслуг в деле укрепления мира М.С.Горбачев был удостоен Нобелевской премии мира за 1990 г.

Дополнение: Процесс объединения Германии занял чуть меньше года. Его началом можно считать 9 ноября 1989 г. – день, когда власти ГДР открыли границу между двумя германскими государствами. Конечная веха объединения – 3 октября 1990 – в этот день ГДР в составе 5 образованных на ее территории земель вошла в состав ФРГ на основе Конституции ФРГ от 23.05.1949 г.

В процесс объединения Германии различают его внутренние и внешние (международные) аспекты. Юридической основой объединения стали 2 документа:

двусторонний Договор об установлении единства Германии (подписан ГДР и ФРГ 31.08.1990)+ многосторонний Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (подписан 12.09.1990 ГДР и ФРГ и 4 державами победительницами во Второй мировой войне - Великобританией, США, СССР и Францией).

Внутренние аспекты объединения – это факторы и предпосылки, сформировавшиеся внутри обоих германских государств. Главный импульс началу объединения дала смена политического режима в ГДР, когда на парламентских выборах победу одержали сторонники присоединения ГДР к ФРГ. Со стороны ФРГ огромный вклад в дело объединения внес канцлер ФРГ Коль. В ноябре 1989 г. появились т.н. «10 пунктов Г.Коля». С марта по август 1990 г. на уровне госуд.руководства ГДР и ФРГ подписаны двусторонние документы, составившие «внутригерманскую» юридическую основу объединения (завершающий акт – договор, упомянутый выше под 1.пунктом). Международные (внешние) аспекты объединения обусловлены неурегулированностью германского вопроса после окончания Второй мировой войны. К 1989 г. мирный договор с Германией так и не был подписан. Поэтому права и ответственность четырех держав-победительниц в отношении Г. сохранялась. Кроме того, вопрос о границах будущей объединенной Германии затрагивал интересы соседних стан – Польши и Чехословакии.

Для обсуждения межд.аспектов германского объединения в феврале 1990г. был создан переговорный процесс по формуле 4+2, который на деле преобразился в формулу 2+4. От такой перемены мест выигрывали ФРГ и ГДР, т.к. их представители начинали задавать тон на переговорах.

В упомянутом выше под 2.пунктом Договоре решались следующие вопросы:

Границы объединенной Германии. Они закреплялись в статье 1 Договора как внешние границы ГДР и ФРГ, существовавшие на момент их объединения.

Гарантии невозобновления агрессии со стороны объединенной Германии. Объединенная Германия брала на себя ряд обязательств в военно-политической области, в числе которых отказ от производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим и химическим оружием, а также сокращение в течение 3-4 лет общей численности войск примерно в 2 раза. Военно-политический статус объединенной Германии. Решение этого вопроса было отдано на усмотрение самой объединенной Германии (фактически это означало сохранение ее членства в НАТО).

Условия пребывания иностранных войск на территории объединенной Германии. Советские войска должны были быть выведены с территории ГДР к концу 1994 г. До их вывода на территории ФРГ и Западного Берлина могли находиться войска государств-членов НАТО. После того как советские войска покинут ГДР, в ней допускается размещение лишь немецких ВС.

В целом по договору от 12 сентября 1990 г. объединенная Германия получала полный суверенитет. Права и ответственность 4 держав-победительниц в отношении Германии прекращались. Что касается непосредственно формулировки «политика сопровождения»: Процесс объединения Германии был болезненно воспринят французским политическим классом, опасавшимся возросшего веса ФРГ в Европе. Президентом Франции в то время был Франсуа Миттеран – человек, прошедший войну, немецкий плен и борьбу в Сопротивлении. Миттерану не удалось затормозить германское объединение, но он сумел добиться сочетания этого процесса с линией на форсированное европейское строительство. «Визитной карточкой» его дипломатии стала «политика сопровождения». В ее рамках Миттеран получил согласие федерального канцлера ФРГ Гельмута Коля совместно инициировать новый качественный прорыв в деле европейской интеграции – введение единой валюты и переход от экономического объединения к политическому союзу. Можно утверждать, что для французской дипломатии Маастрихтский договор (1992) явился конструктивной реакцией на объединение Германии. Обозначенный в договоре курс на выработку европейской общей внешней политики и политики безопасности компенсировал растущий политический вес Бонна/Берлина, а учреждение евро помогло сковать потенциал немецкой марки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.009 с.)