Конфликты в Нагорном Карабахе и Абхазии: истоки и основные этапы развития в 1989-2006 годах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликты в Нагорном Карабахе и Абхазии: истоки и основные этапы развития в 1989-2006 годах



 

Конфликт в Нагорном Карабахе: истоки этого конфликта восходят к началу XX в. После советизации Закавказья и образования СССР в составе Азербайджанской ССР 7 июля 1923 г. была образована Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) с преимущественно армянским населением. Из общей численности ее населения на 1 января 1988 г. (183,9 тыс. человек) 74% составляли армяне, 23,7% – азербайджанцы, 2,3% – русские и граждане других национальностей. На протяжении длительного времени армяне Нагорного Карабаха высказывали жалобы на дискриминацию со стороны властей Азербайджана. Среди местного населения обсуждалась идея присоединения Карабаха к Армении, от территории которой Нагорный Карабах отделяла узкая полоса территории собственно Азербайджана, прилегавшая к г. Лачин («Лачинский коридор).

 

С началом демократизации в СССР армянское население Нагорного Карабаха стало выражать стремление к воссоединению области с Арменией, ссылаясь на принцип самоопределения наций. Эти настроения находили поддержку в Москве в кругах демократической интеллигенции, которая считала национальное движение карабахских армян союзником против «советской партийно-коммунистической номенклатуры» в Закавказье.

 

В феврале 1988 г. областной Совет народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области провел референдум о принадлежности Карабаха и по его итогам обратился с просьбой к руководству СССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР санкционировать выход Карабаха из состава Азербайджана и его объединение с Арменией. Отношения между Арменией и Азербайджаном обострились. В обеих республиках начались столкновения на национальной почве. В феврале 1988 г. после случайной уличной ссоры на территории Нагорного Карабаха, в результате которого погибло два азербайджанца, в Сумгаите, а в декабре 1988 г. в ряде других городов Азербайджана произошли армянские погромы. В ответ нападения на азербайджанское население стали происходить в Армении и Нагорном Карабахе. В январе 1990 г. страшный погром армян произошел в Баку, после чего в город были введены подразделения Советской Армии. Столкновения с ними местного азербайджанского населения вызвали массовые жертвы. В результате столкновений встречные потоки армянских и азербайджанских беженцев, спасавшихся от погромов, устремились из Азербайджана, с одной стороны, и Армении и Нагорного Карабаха, с другой. В Азербайджане не осталось армянского населения, а в Армении – азербайджанского. Попытки руководства СССР ввести режим особого управления НКАО не дали результатов. В свою очередь, попытки Азербайджана подавить карабахское движение с помощью военной силы повлекли вмешательство в конфликт Армении.

 

Боевые действия продолжались с переменным успехом. Пока существовал СССР, азербайджанское руководство при поддержке Советской Армии и внутренних войск союзного МВД осуществило летом 1991 г. ряд операций по разоружению армянских формирований в Нагорном Карабахе. Однако после провала в августе 1991 г. путча ГКЧП в Москве и распада союзного центра ситуация начала меняться. В сентябре 1991 г. была провозглашена «независимая» Нагорно-Карабахская Республика (НКР). Опираясь на помощь зарубежных армянских диаспор и России, руководства Армении и НКР смогли сформировать боеспособную армию Нагорного Карабаха.

 

21 декабря 1991 г. Армения и Россия подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, на основании которого Армения получила военные гарантии России. Российская (бывшая советская) военная база и российские войска остались на территории Армении. Договор 1991 г. не был ратифицирован Государственной Думой России, поскольку депутаты сочли, что он может вовлечь Россию в конфликт с Турцией и Азербайджаном.

 

В 1995 г. был подписан специальный российско-армянский договор о сохранении российской базы в Армении сроком на 25 лет с возможностью автоматического продления еще на 5 лет, а 29 августа 1997 г. вместо договора 1991 г. между Россией и Арменией был заключен новый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Армения, таким образом, оказалась наиболее активным военно-политическим союзником России в Закавказье.

 

Между тем, после прихода к власти в Баку А.Эльчибея отношения Азербайджана с Россией, напротив, ухудшились, поскольку он пытался ориентироваться на союз с Турцией и США. В мае 1992 г. на фронтах в районе Нагорного Карабаха произошла эскалация боевых действий. Силы Карабаха захватили азербайджанский город Шушу, «Лачинский коридор» и вышли к границе с Арменией. Азербайджанская армия смогла занять северную часть Нагорного Карабаха. Но вслед за тем весной 1993 г. карабахская армия при поддержке Армении провела еще одну операцию, в результате чего был создан второй коридор, связывающий Армению с Нагорным Карабахом. Под армянским контролем оказалась не только вся территория бывшей автономии, но и часть территории собственно Азербайджана.

 

Цепь военных поражений азербайджанской армии вызвала возмущение против А.Эльчибея. В результате переворота в Баку в июле 1993 г. он был свергнут, и к власти пришел Г.Алиев – видный деятель советского Азербайджана, сохранивший влияние в стране и после распада СССР. Вскоре он был избран председателем меджлиса, а затем (в октябре 1993 г.) – президентом Азербайджана. А.Эльчибей эмигрировал в Турцию (в 2000 г. он умер в Стамбуле). Г.Алиев принял шаги к улучшению отношений с Россией. Он совершил визит в Москву и заявил о намерении Азербайджана присоединиться к СНГ и Ташкентскому договору. 24 сентября 1993 г.Азербайджан вступил в СНГ. Улучшение отношений с Москвой облегчило достижение компромисса между Баку и армянскими сторонами. Боевые действия вокруг Нагорного Карабаха продолжались до мая 1994 г., после чего, при посредничестве России, 12 мая 1994 г. в Бишкеке был подписан протокол о прекращении огня.

 

Переговоры о прекращении конфликта начались в 1993 г. при посредничестве России в рамках ОБСЕ. С 1997 г. было учреждено сопредседательство России, Франции и США («минская группа посредников»). В соответствии с решениями, принятыми на саммите ОБСЕ в Лиссабоне (декабрь 1996 г.) и косвенно подтвержденными на саммите в Копенгагене (декабрь 1997 г.), в основу урегулирования предлагалось положить принципы сохранения территориальной целостности Азербайджана, обеспечения гарантий безопасности Нагорного Карабаха и предоставления ему самой высокой степени самоуправления в составе Азербайджана.

 

Готовность президента Армении Левона Тер-Петросяна принять предложения «минской группы» вызвала политический кризис в стране, что привело к отставке президента весной 1998 г. Но и новый президент Роберт Кочарян продолжил переговоры. В ноябре 1998 г. во время визита в регион сопредседатели «минской группы» внесли предложения, основанные на концепции «общего государства» (то есть конфедерации). Армения и Нагорный Карабах согласились принять предложения посредников. Азербайджан отверг концепцию «общего государства», настаивая на сохранении вертикального подчинения Нагорного Карабаха Баку.

 

С 1999 г. начался диалог на уровне глав государств Армении и Азербайджана по решению карабахской проблемы. В его рамках удалось договориться о режиме перемирия, сблизить позиции в реализации компромиссных вариантов урегулирования путем взаимных территориальных уступок. Ереван исходит из того, что конфликт должен быть урегулирован на основе права населения Карабаха на самоопределение. Обязательным условием урегулирования для Еревана является сохранение непосредственной территориальной связи между Арменией и НКР, отсутствие подчинения Баку по вертикали и наличие международных гарантий безопасности НКР. Позиция Баку остается неизменной, и главным препятствием для урегулирования он считает оккупацию армяно-карабахской стороной части азербайджанской территории. Конфликт вокруг Нагорного Карабаха остается в замороженном состоянии с 1994 г. Международное сообщество не признало независимости НКР.

 

На территории Азербайджана Россия арендует принадлежащую азербайджанскому правительству Габалинскую радиолокационную станцию слежения за полетами стратегических ракет. Соответствующее соглашение сроком на 10 лет было подписано в Москве 25 января 2001 г. В Армении сохраняется 102-я российская военная база в Сюникской области.

 

Конфликт в Абхазии:

Был спровоцирован одним из этносов, проживающих на территории Грузинского государства (мегрелами), поскольку мегрелы претендовали на то, чтобы считать себя государствообазующим этносом Грузии.

 

Абхазия (как и НКР) вошла в состав СССР как союзная республика на равне с Грузией. В 1925 году была принята Конституция Абхазии. В 1931 году Москва включила Абхазию в территорию Грузии в качестве/на правах автономии. Таким образом, Абхазия была понижена в статусе с союзной республики до автономной республики (это было связано с этнической принадлежностью Сталина).

Абхазы представляют таджикскую этническую группировку и близки по своему этносу к кабардинцам и черкесам (народам Северного Кавказа), мегрелы — закавказский народ.

 

С началом процесса перестройки в 1980-х годах абхазы стали поднимать вопрос о том, что им необходимо восстановить свой прежний статус в составе СССР.

 

18 марта 1989 — сход абхазского населения в селе Лыхны (древняя резиденция абхазских князей) принял решение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановления статуса Абхазии как союзной республики в составе СССР, который она имела до 1932 г.

Данное решение спровоцировало волнения мегрельского населения в составе Абхазии.

 

Летом 1990 — Верховный Совет Абхазии принял собственную декларацию о суверенитете. Грузинские националисты объединились вокруг мегрела Звиада Гамсахурдиа, который стал руководителем блока «Круглый стол — свободная Грузия». 28 октября 1990 г. на выборах в Верховный Совет Грузии этот блок одержал победу, и его лидер возглавил государство, провозласив лозунг «Грузия - для грузин».

 

После давления Москвы, грузинский президент согласился провести выборы в Верхоынй Совет Абхазии по квотному принципу. В результате, доля депутатов-абхазов оказалась больше, чем грузин, более того — вместе с представителями других негрузинских этнических групп (чеченцы) они получили большинство. В декабре 1990 г. с ведома Гамсахурдиа председателем Верховного Совета Абхазии стал Владислав Ардзинба.

 

На территории Абхазии и в прилежащих ей районах Западной Грузии (Мегрелии) начались вооруженные столкновения между группами грузин (мегрелов) и абхазов. Абхазов поддерживала Конфедерация горских народов, где выделялись активностью чеченцы. В октябре 1991 года «президентом» Чечни стал Джохар Дудуев, который выдвинул идею выделения горских народов Кавказа в отдельные государства (начал войну с Москвой — сепаратист).

 

Летом 1992 года главой Верховного Совета Грузии был избран Эдуард Шеварнадзе (за место Гамсахурдии). 24 июня 1992 года в Дагомысе состоялась встреча президента России Б.Н.Ельцин и Э.А.Шеварнадзе. Целью встречи было — выработка компромисса, который позволил бы сохранить территориальную целостность Грузии и одновременно расширить права входящих в нее национально-территориальных образований.

Обсуждение абхазского вопроса было решено перенести на встречу представителей России, Грузии и Абхазии. Она состоялась в августе 1992 года. В результате, Грузия получила право сохранить свои войска в Абхазии, Россия признала её частью Грузии => Ардзинба пытался наладить контакт с Турцией; было ясно, что республика хочет независимости.

 

14 августа 1992 года началось наступление грузинских войск на Сухуми. Абхазия искала помощь у Москвы (а не у Чечни или Конфедерации Горских народов), но грузинские формирования не отличались высокой боеспособностью, в отличие от абхазских формирований, которые отбросили грузинские силы и стабилизировали границу Абхазии по реке Ингури.

 

К сентябрю 1993 года абхазские силы отбили у Грузии Сухуми, а 20 сентября 1993 года Абхазия провозгласила независимость.

 

14 мая 1994 года в Москве было подписано соглашение о прекращении огня и разъединении грузинских и абхазских сил. Было решено направить в зону конфликта международных наблюдателей.

 

В июне 1994 года в Абхазию были введены коллективные силы СНГ по поддержанию мира, костяк которых составили российские войска. В Гальский район Абхазии вернулась некоторая часть грузинских беженцев. Абхазия сохранила статус-кво (осталась вне контроля Грузии). По сей день российские военные являются гарантами де-факто независимого существования Абхазии.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.58.199 (0.013 с.)