Эволюция НАТО в 1990-е годы. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция НАТО в 1990-е годы.



Распад ОВД и Советского Союза не побудил страны НАТО рас­пустить свою военную организацию и преобразовать альянс в преиму­щественно политическую структуру. США и западноевропейские госу­дарства стали изыскивать способы придать импульс к сотрудничеству в рамках блока — через обогащение и расширение его функций, но без свертывания тех оборонительных и военно-стратегических функций, которые исполнялись им все предшествующие годы. Иными словами, речь велась не о радикальной реструктуризации и трансформации НАТО, а о превращении альянса в организацию, гораздо более универсальную по своим функциям.

Еще в декабре 1991 г. руководство НАТО создало Совет североат­лантического сотрудничества как многосторонний консультативный орган, в который вошли наряду со странами НАТО девять государств Восточной Европы. Целью Совета было содействие развитию сотруд­ничества между странами-участницами в военно-политической сфере. После распада СССР в Совет к июню 1992 г. были приняты страны быв­шего Советского Союза, включая Россию. В 1997 г. Совет североатлан­тического сотрудничества был реорганизован в Совет евроатлантичес- кого сотрудничества. В его работе стали принимать участие также ней­тральные страны — .Австрия, Финляндия, Швеция и Швейцария.

С 1995 г. к сотрудничеству с НАТО стала поворачиваться Франция, поскольку позиция, которой она придерживалась в вопросах обороны со времен президента Ш. де Голля, утратила смысл с распадом СССР и исчезновением «советской угрозы». Но Франция не вернулась в во­енную структуру альянса и не стала членом комитета его военного планирования.

Частичное изменение политики Франции произошло на фоне ак­тивного обсуждения необходимости принятия в ряды альянса некото­рых стран Восточной Европы, прежде входивших в Варшавский блок. Этого, прежде всего, добивались сами восточноевропейские страны, стремившиеся получить гарантии безопасности в случае возобновления конфронтации между Западом и Россией, со стороны которой в этом случае бывшие участники Варшавского договора ожидали экспансио­нистских устремлений.

На Западе идея принятия восточноевропейских стран в НАТО не сразу получила поддержку. Западные государства подозревали, что та­кой шаг может вызвать опасения России, спровоцирует возврат к воен- но-политическому противостоянию с США и сведет на нет результаты оздоровления ситуации в Европе, которые были достигнуты на основе взаимопонимания между Россией и Западом. Но число сторонников расширения НАТО росло, а экономическая ситуация в России после начала реформ 1992 г. позволяла думать, что вернуться к конфронтации с Западом Москва не сможет, даже если она на такое решится. В июне 1993 г. о возможности принять в НАТО некоторые из восточноевропей­ских стран первым открыто заявил министр обороны ФРГ Фолькер Рюэ. В числе вероятных кандидатов были названы Польша, Венгрия и Че­хия — страны, успешно проводившие демократические и рыночные ре­формы и ценные для Запада в стратегическом отношении.

Россия первоначально не выступала против расширения НАТО. В августе 1993 г. во время визита в Польшу и Чехию Б. Н. Ельцин в Вар­шаве заявил о том, что не возражает против вступления этих стран в НАТО. Однако через несколько недель российский руководитель де­завуировал свое заявление, направив послание лидерам ведущих запад­ных государств, в котором высказался против расширения НАТО на восток, ссылаясь на общественную оппозицию в России такому рас­ширению. Демарш России был встречен на Западе со вниманием, он несколько замедлил принятие решений о расширении альянса, но не помешал ему.

В январе 1994 г. по инициативе военных ведомств США и Западной Европы для содействия сотрудничеству между НАТО, странами Централь­ной и Восточной Европы и государствами бывшего СССР советом НАТО была утверждена программа «Партнерство ради мира» (ПРМ). Она пре­дусматривала взаимодействие Североатлантического альянса с каждой из стран, присоединившихся к программе, на базе разработанных для каж­дой из них в отдельности планов. К ПРМ присоединилось более 20 стран. Россия сначала надеялась, что участие в ней окажется для восточноевро­пейских стран заменой их полноправному членству в НАТО, но оказа­лось, что это не так. Фактически, участвуя в программе, «кандидаты в чле­ны НАТО» готовились при помощи натовских инструкторов к вступле­нию в альянс. Вскоре к ПРМ присоединилась сама Россия.

Одновременно с утверждением программы ПРМ в январе 1994 г. пре­зидент США Б. Клинтон официально изложил позицию Вашингтона в вопросе расширения, заявив: «Вопрос не в том, состоится .ли расшире­ние, а в том, когда и как оно произойдет». Российское руководство продол­жало возражать против расширения НАТО, настаивая, что оно приведет к ее изоляции от формирующейся системы европейской безопасности.

10 декабря 1996 г. очередная сессия совета НАТО в Брюсселе санк­ционировала начало расширения, утвердив график организационных мероприятий по его подготовке. Официальное решение о начале рас­ширения было отнесено на летнюю сессию совета НАТО на высшем уровне в Мадриде. Процесс расширения блока был переведен в русло практических мер.

 

25. Большая семёрка, её роль в «мировом управлении» в 1970-х-1980-х гг. (по Дубинину с 18, Богатурову, чуть-чуть из интернета).

Нарастание экономических трудностей в середине 70-х годов стимулировало более масштабную координацию между ведущими западными странами. В июне 1975 года в парижском пригороде Рамбуйе впервые состоялась встреча на высшем уровне руководителей шести крупнейших экономических держав западного мира- США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии. В последующем к этим странам примкнула Канада. В итоговом заявлении встречи в Рамбуйе говорилось также о приоритетном значении обеспечения экономики западных стран "достаточными" энергоресурсами.

С этого времени на регулярно проводимых встречах в верхах страны "семерки" стали вырабатывать согласованную межгосударственную экономическую, финансовую и валютную политику.

На первое совещание (15—17 ноября 1975) по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран: США, Японии, Франции, Великобритании, ФРГ, Италии. На встрече была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержится призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказ от установления новых дискриминационных барьеров. Большое место занимали вопросы выработки сратегичской программы в области энергоснабжения, развитие международных валютных рынков(очень важно после краха Бреттон-Вуддской системы), объект критики-Япония, которая вела несправедливую торговую политику(много экспортитовала, в то время как мало открывала внутренний рынок для своих торговых партнеров).

(Из и-нета)

Целью совещания была разработка механизма и основных направлений координации усилий стран Запада в интересах преодоления стоящих перед ним трудностей, прежде всего экономических.

Цель создания: ускорение интеграционных процессов; выработка и проведение антикризисной политики; координация экономических, финансовых связей; выделение приоритетов в сфере экономики и политики; поиск путей преодоления возникающих противоречий между странами «семерки» и другими. Решения, принимаемые на встречах, реализуются как через систему международных экономических организаций, таких, как Международный валютный фонд (МВФ); Всемирную торговую организацию (ВТО); Организацию по экономическому сотрудничеству и развития (ОЭСР), так и через государственные институты «семерки».

Хотя поводом встречи была проблема стабилизации снабжения нефтью, дискуссия вскоре переключилась на вопросы макроэкономической координации. Ввиду успеха встречи, ее участники решили через год встретиться повторно. С 1977 года было решено собираться ежегодно. Таким образом, сформировалась «группа семи», ставшая важнейшим механизмом миросистемного регулирования.

(Дубинин)

К Токийскому саммиту 1979г. премьеру Японии было предложено подготовить сообщение по проблеме беженцев из Вьетнама и Кампучии. На встрече «семерки» в Венеции в 1980г. уже активно обсуждалось положение в Афганистане после ввода туда советских войск, ситуация в Ираке после «исламской революции», проблемы Ближнего Востока. Обсуждение политических проблем на форуме «семерки» становится регулярнй практикой. Начиная со встречи в Оттаве (1981) неизменной темой дискуссий стала проблема отношений Запад-Восток. Так, в Версале в 1982г. было сделано заявление «большой семерки» о возможности ограничения кредитов социалистическим странам.

Переломным моментом в деятельности 7-ки можно считать встречу в Вильямсберге (США) В 1983г., на которой было принято первое в истории этих форумов военно-политическое заявление -«политическая декларация по вопросам безопасности». В ней участники заявили, что «безопасность наших стран неделима и должна решаться на глобальной основе», формулируя тем самым глобальное восприятие безопасности всеми участниками встречи. На саммите в Токио(1986г) была принята декларация о « международном терроризме». Участники 7-ки впоследствии осудили события 1989г на площади Тяньаньмэнь, и прекратили выдачу государственных кредитов Пекину, + ужесточили торговую политику.

Среди глобальных вопросов, обсуждавшихся 7-кой важное место занимали такие проблемы как международный терроризм, распространение наркотиков, сохранение экологической системы, свобода международного судоходства, международная задолженность беднейших стран, борьба со СПИДом и др. В исторически поворотный момент окончания «холодной войны» на Лондонской встрече 1991 г 7-кой принимается декларация «Укрепление мирового порядка», в которой ставились все важнейшие мировые проблемы – от Ирака до советских реформ. Совещание в Венеции 1987г приняло документ «Об отношениях между Востоком и Западом », где показан интерес к переменам в СССР. Встреча в Торонто 1988г. констатировала, что советские реформы дают «возможность снизить уровень недоверия и укрепить доверие» и выразила готовность «позитивно реагировать на подобные процессы».

Роль встреч «группы семи» очень велика. Многие оценивают их как системообразующее ядро нового мирового порядка, как мировой регулятивный центр. Действительно, немалое число из обсуждавшихся на встречах вопросов было практически реализовано в виде подписанных позднее соглашений : соглашение Плаза 1985г, Луврское соглашение 1987г о стабилизации валютных курсов. В ряде случаев договоренности, принятые на встречах, реализовывались в виде создания специальных органов : Берлинская группа(США, Великобритания, ФРГ, Франция), намибийская группа (Берлинская группа плюс Канада), Версальская группа по валютно-финансовым вопросам, или, как ее иногда называют «группа пяти» (США, Великобритания, ФРГ, Франция и Япония). Однако главной характерной чертой этих совещаний с самого начала было стремление придать максимально неформализованный характер, избежать превращения в «мировое правительство». Поэтому принимаемые на встречах документы носят не обязательный, а рекомендательный характер.

Россия впервые присоединилась к "семерке" в 1991 году, когда на совещание "клуба семи" был приглашен президент СССР Михаил Горбачев.

В 1992 году первый президент России Борис Ельцин принял скорее формальное участие во встрече "семерки" в Мюнхене: посещение двух официальных обедов.

На последующих встречах участие России носило практически такой же характер: экономические дискуссии проходили без нее, повестка дня готовилась для работы в формате "семерки". Теме России были посвящены "специальные заседания".

(РИА Новости. Новости российской экономики; 20.07.2001)

8‑9 июля 1994 года в Неаполе прошла 20‑я встреча глав государств и правительств "семерки", в политической части которой впервые принял участие президент России Борис Ельцин.

В июне 1997г. на саммите в г. Денвере (США) было принято решение о присоединении к ней России. Следовательно, «семерка» трансформировалась в «восьмерку». На саммитах «восьмерки» Россия, однако, пока не принимает участия в обсуждении некоторых вопросов.

«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 1325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.92.194 (0.015 с.)