Новая роль Японии в МО в 1970-1980-х годах: региональный лидер или член глобальной директории? 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новая роль Японии в МО в 1970-1980-х годах: региональный лидер или член глобальной директории?



Внешняя политика Японии; японо-американские отношения

В 1970-1980-е годы росла роль Японии в мировой экономике (к началу 1970-х гг. Япония на 2-м месте по раз­меру ВНП). Но, она ещё не была полностью самостоятельна: часть ее территории — Окинава - все еще находилась под контролем иностранного государства, оставались не­разрешенными вопросы мирного урегулирования с КНР и СССР, сохранялись пробле­мы в отношениях с государствами Корейского полуострова. Попытки решить эти проблемы были предприняты правительства­ми Э. Сато и К. Танака.

1972 г. - восстановление японского суверенитета над островом Окинава и архипелагом Рюкю, (окончательное завершение оккупационного режима).

Сентябрь 1972 г. - Япония установила полномасштабные дипломатические отношения с КНР.

1973 г. - попыт­ки окончательного урегулирования отношений с СССР (не встретили позитивной ответной реакции).

Слабости яп экономики: высокая зависимость экономи­ки Японии от импорта сырьевых ресурсов (=> уязвимость в случае конфликтов в раз­личных регионах мира); высокая зави­симость от внешнеэкономических связей с США (на США приходилось свыше трети японского экспорта; большую часть резервов японских банков составляла аме­риканская валюта); отсутствие друзей и союзников в своём регионе; зави­симость от американского «ядерного зонтика» (=> ограничены возможности осу­ществления самостоятельной внешней политики). Японо-американский Дого­вор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности 1960 г. продолжал оставаться основой двусторонних отношений (в 1970 г. стороны согласились, что он бу­дет автоматически продлеваться до тех пор, пока одна из сторон не заявит за год о желании выйти из него).

Из-за энергетического кризиса снизились темпы роста ее экономики. Япония перешла на энерго- и ресурсосберегающие техноло­гии. Но Токио отказался от проектов усиления роли Японии в мировой полити­ке и сосредоточился на повышении своей роли в японо-американском альянсе, развитии отношений с Китаем и укреплении своих позиций в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Хар-ки вн пол-ки: нет стремления к самостоятельности вн пол-ки; их устраивало то, что США в случае агрессии д б предоставить свою защиту (=> низки расходы в воен сфере, => укрепление яп эк-ки)

3 установки пол-ки Японии в военной сфере: военный бюджет не дол­жен превышать 1 % ВНП; разработанные в Японии военные технологии и производи­мая в стране военная техника не подлежат экспорт; последовательное и неукоснительное соблюдение «трех неядерных принципов» (не производить, не приобретать и не ввозить ядерное оружие на территорию Японии).

Это не устраивало Штаты, где хотели добиться увел-я в 3 раза военных расходов в Японии. Они пытались добиться этого путём большей открытос­ти японского рынка для американской продукции и за счет сокращения японского экспорта в США.

Январь 1985 г. – встреча премьер-министра Я. Накасонэ с президентом США Р. Рейганом в Лос-Анджелесе; договорились об «усилении сотрудничества в предостав­лении помощи стратегически важным районам» и создании с этой целью постоянно действующего координационного органа (программы помощи для укрепления «нужных» режимов в странах третьего мира). Япония увели­чила выделение средств, направляемых в Южную Корею, Таиланд и на Филиппины (зона традиционных япон­ских внешнеполитических приоритетов), в Пакистан, Тур­цию, Египет, Иорданию, Гондурас, Гватемалу и некоторые другие государства (сфера американских интересов).

С конца 1970-х годов Япония по настоянию США оплачивает часть расходов по пребыва­нию на ее территории американских войск (более 1 млрд. долл. в год). С февраля 1980 г. силы самоо­бороны Японии принимают участие в проводимых под эгидой США военно-морских маневрах в Тихом океане «Римпэк». В ноябре 1978 г. правительство Т. Фукуды одобрило «Руководящие принципы американо-японского сотрудничества в области обороны», предусматривавшие углубле­ние взаимодействия Японии и США в военной области, включая использование американскими вооруженными силами японских военных объектов.

Май 1981 г. – совм коммюнике, япо­но-американские отношения охарактеризованы как «союзнические» (при Судзуки)

Накасонэ подтвердил союзнический характер японо-американских отношений, оха­рактеризовал Японию как «непотопляемый авианосец у берегов Восточной Азии», заявил, что «экономиче­ский гигант не может оставаться политическим карликом». Япония подписала вильямсбергскую декларацию «большой семерки» 1983 г. о том, что «безопасность наших стран неделима и должна решаться на глобальной основе», обязалась разместить на своей территории две эскад­рильи американских истребителей-бомбардировщиков Р-16, спо­собных нести ядерное оружие, обеспечить в ЧО противовоздушные и противолодочные операции в северо-западной части Тихого океана, провести в случае внешней угрозы минирование международных проливов - Лаперуза, Сангарского и Корейского, организовать боевое патрулирование на расстоянии до 1000 миль от японских берегов, включая конвои­рование американских кораблей.

Декабрь 1984 г. - соглашение о военном сотрудничестве между Японией и США

Сентябрь 1985 г. – принятие программы военных расходов на 5 лет (впервые должны превысить рубеж в 1 % от ВНП страны)

1986 г. – согласие участвовать в СОИ, разрешение на экс­порт японской военной технологии в США.

Политика Японии в Восточной Азии

Япония рассм ВА как естественную зону своего политическо­го, экономического и культурного влияния и как зону своей безопасности. ВА - огромный рынок сбыта для японской промышленной про­дукции; источнику многих видов сырья. Япония стремилась к упрочению в этом регионе и политических позиций (преодоление синдрома опасений и недоверия в отношении Япо­нии). Даже изменили историю в учебниках, отсюда возмущения в гос-вах ВА, обещали сделать поправки в учебниках. Тогда: «док­трина Фукуды» 1977 г. (заверяла государства Восточной Азии, что Япо­ния не стремится стать военной державой и будет добиваться укреп­ления доверия в регионе, что она готова к сотрудничеству с государствами АСЕАН на основе равноправного партнерства, что она готова установить отношения с социалистическими государствами Индокитая на основе взаимопонимания и способ­ствовать их послевоенному восстановлению). Но после ввода вьетнамских войск в Камбоджу Япо­ния отказалась от оказания помощи в восстановлении экономики стран Индокитая и о «доктрине Фукуды» больше не вспомина­ли.

Потом решили создать «тихоокеанское сообщество», но это удалось только в конце 1980-х (в ноябре 1989 г. на конференции в Канберре был создан АТЭС - Совет по азиатско-тихоокеанскому экономическому сотрудничеству)

Япония-Южн Корея: 1965 г. – устан0е отн-й, затем активный рост торгово-эконо­мических связей, военных связей (официальные контакты между военными ведомствами, прово­дятся (совместно с США) совместные военные учения на случай «чрезвычайных обстоятельств»). В 1983-1984 гг. впервые после окончания Второй мировой войны лидеры двух стран обменялись официальными визитами. Результат: создание системы регулярных совещаний министров, включая министров иностран­ных дел, установление тесных связей между парламентами и дело­выми кругами двух государств, обещания Японии предоставить су­щественную экономическую помощь Сеулу. Их отношения к концу 80-х годов стали выходить на уровень «дружбы и партнерства» (активная поддержка Вашингтона).

Во второй половине 1980-х годов Япония выступила с рядом инициатив по нормализации отношений с КНДР, и в 1990 г. начала прямые переговоры с представителями Пхеньяна. Одновре­менно Токио выступил с идеей проведения шестисторонней встречи заинтересованных государств (США, Японии, СССР, КНР, Южной Кореи и КНДР) по нормализации обстановки на полуострове (инициатива не получила поддержки и не была реализована).

Советско-японские отношения

Отношения сложные, из-за террит вопросов, после 1973 г. (визит в Москву пр-мин Танака) вообще наступила пауза. К тому же Япония присоед к амер санкциям в отн-и СССР (после вода сов войск в Афганистан), жёстко отреагировала на Польский кризис, в сент 1976 г. угнали сов самолёт в Японию, в сент 1983 г. сов ВС сбили южнокор самолёт, где было много японцев. СССР и Япония негативно оценивали все полит шаги друг друга. СССР опасался сближения КНР, США и Японии. Когда Япония и КНР собирались подписать дог-р, в кот была статья об «антигегемонской политике», СССР пытался помешать её включению в дог-р и предложил Японии подписать Договор о добрососедстве и сотрудничестве в феврале 1978 г. (до заключения более широкого дог-ра). Японцы не согласились и подписали Договор о мире и дружбе с КНР в августе 1978 г. СССР критиковал идеи создания тихоокеанского сотрудничества, сотр-во Японии с Южной Кореей и её воен связи с США, утверждая возрождение яп милитаризма, угрож миру и без-ти в дальневост регионе. Японию беспокоило наращивание СССР воен мощи на Дальнем Востоке и в зоне Тихого океана, увеличение ВС на Курилах, активизация ВМФ на вьетнамских объектах, переданных СССР для пользования. 1981 г. – 7 февраля объявлен «днем северных терри­торий» для проведения акций протеста против продолжения советской «оккупации» четырех южнокурильских островов.

14 марта 1985 г. – похороны Черненко, встреча Горбачева с Я. Накасонэ; январь 1986 г. визит в Японию Шеварнадзе (сов мин ин дел): подписали ряд соглашений по вопросам торговли, экономического и культурного сотрудничества; достигли договоренности о необходимости регулярных (не реже одного раза в год) консультаций министров иностранных дел двух стран. Май 1986 г. – ответный визит яп мин ин дел (упрощ порядок посещения японцами могил предков на Курилах)

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.92.194 (0.007 с.)