Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сша в 1980-е годы: правительство Р. Рейгана и его политика.

Поиск

Критикуя противоречивую деятельность администрации Картера, республиканцы смогли одержать победу на президентских выборах 1980 г. Экономической теорией и практикой администрации Р. Рейгана стала "рейганомика", осуществлявшаяся в духе неоконсерватизма, монетаризма. Бюджетная практика была переориентирована на сбалансированность доходов и расходов. В 1981 г. была проведена налоговая реформа.Отменено более 100 законов и иных юридических актов, ограничивающих предпринимательскую деятельность. Были сокращены другие регулирующие функции правительства: отказ от контроля цен на нефть и другие энергоносители. В области социальной политики сокращались государственные расходы на большинство программ вспомоществования. Проводилась жесткая антипрофсоюзная политика. В 1981 г. был распущен профсоюз забастовавших авиадиспетчеров. С 1983 г. были повышены налоги, увеличились отчисления из федерального центра на социальные нужды. После победы на выборах 1984 г. Рейган решил урезать заявку Пентагона на военные нужды.Итогом социально-экономической политики стало снижение уровня инфляции. Во 2-й половине 80-х гг. США вышли из экономического кризиса. Во второй половине 80-х гг. продолжался экономический подъем. Администрация вынуждена была считаться с мнением демократов, которые в 1986 г. отвоевали большинство в Сенате и сохранили большинство в палате представителей.

В первой половине 80-х гг. во внешней политике преобладал курс на конфронтацию с СССР, миром социализма. В 1982 г. Р. Рейган провозгласил "крестовый поход против коммунизма" и обещал оставить его на "пепелище истории". В 1983 г. начались лабораторно-экспериментальные работы по программе стратегической оборонной инициативы (СОИ), означавшие угрозу перенесения гонки вооружений в космос. Осенью 1983 г. началось размещение ракет средней дальности в Западной Европе, что вызывало ответные меры СССР.

Основными вехами силовой политики США в отношении стран "третьего мира" стали вторжение на Гренаду (октябрь 1983 г.), обстрел ливанского побережья (осень 1983 г.). Весной 1986 г. самолеты США бомбардировали Ливию. Престиж Р. Рейгана был подорван.

"Перестройка" в СССР способствовала нормализации отношений между США и Советским Союзом. Серия встреч Р. Рейгана с М.С. Горбачевым оказала воздействие на международную обстановку. Это отразилось на решении некоторых региональных проблем: в 1988 г. были подписаны документы по афганскому урегулированию.Во время избирательной кампании 1988 г. большинство населения поддержало выступление республиканцев против ускоренного роста расходов на социальные нужды, против роста госаппарата, за сохранение низкого уровня налогообложения. После победы на выборах республиканской партии пост главы Белого дома занял вице-премьер Дж. Буш.

 

Билет 23 США в 1990-е годы: демократы у власти. Во время избирательной кампании 1988 г. большинство населения поддержало выступление республиканцев против ускоренного роста расходов на социальные нужды, против роста госаппарата, за сохранение низкого уровня налогообложения. После победы на выборах республиканской партии пост главы Белого дома занял вице-премьер Дж. Буш. Администрация Дж. Буша (1989-1993 гг.) проводила умеренный консервативно-этатистский курс. Летом 1989 г. начался пересмотр законодательства в сфере охраны окружающей среды. Органы окружающей власти активно регулировали предпринимательскую деятельность в этой области. Была поставлена задача сокращения разрыва в уровне образования учащихся в разных штатах. Усилилась борьба с наркоманией и организованной преступностью. Была запрещена продажа ранее осужденным. что касается проблемы прав афроамериканцев, то их представителей стали выдвигать на ответственные посты. В ноябре 1989 г. встреча на Мальте Дж. Буша и М С Горбачева ознаменовала переход от диалога к сотрудничеству, в т.ч. в новых сферах: борьба с международным терроризмом, наркомафией и др. Сотрудничество проявилось в урегулировании проблемы Намибии (1990 г.). В ноябре 1990 г. после перевыборов по сокращению обычных вооружений был подписан крупномасштабный документ. США и СССР достигли взаимопонимания и в отношении ситуации в Персидском заливе, вызванной вторжением Ирака в Кувейт (август 1990 г.). США и другие Западные страны осуществили операцию в отношении Ирака "Буря в пустыне". После событий августа 1991 г. в России и распада СССР Дж. Буш поддержал курс, взятый Б.Н.Ельциным на реформы в России. Было решено закрыть 400 военных баз. Избирательная кампания 1992 г. проходила на фоне некоторого экономического спада, роста дефицита торгового баланса, укрепления позиций конкурентов США на мировых рынках. Кандидат от демократов Б. Клинтон заявлял, что Америке нужны перемены. Придя к власти, он пошел на сокращение асситоовгмй неьряд социальных программ, сократил на четверть госаппарат. В начале 1993 г. он обнародовал "новый курс" - экономическую программу. Были лишь одобрены расходы на выплаты пособий по безработице. Клинтон пошел на увеличение краткосрочных процентных ставок, одобрил в феврале 1994 г. монетарное ужесточение.

В ноябре 1996 г. состоялись очередные президентские выборы. Б. Клинтон был избран на очередной срок. К середине 90-х гг. проблема афроамериканцев еще напоминала о себе. Хотя представителям расовых и национальных меньшинств стало легче получить образование и работу, чем 30 лет назад, среди них меньше образованных, чем среди белых, их работа хуже оплачивается. И лишь к концу 90-х гг. активнее пошел процесс переселения черного населения в южные штаты - показатель того, что по-видимому острота расовой проблемы стала снижаться. 2000 г был последним годом пребывания Б. Клинтона у власти. Его администрация добилась впечатляющих успехов в ряде внутренних и международных проблем. Претензии США на роль единственной сверхдержавы обеспечивается не только военной и экономической мощью, но и системой военно-политических союзов Эти союзы администрация Клинтона укрепила. НАТО присвоила себе функции коллективной безопасности в Европе. Во внешней политике Б. Клинтон довел до конца ядерное разоружение бывших советских республик - Украины, Казахстана, Белоруссии.

Билет 25. Основные направления развития Великобритании во второй половине 1940-х -1970-х годов. Великобритания 40-70 гт "Триумф и трагедия" - так охарактеризовал положение Великобритании У. Черчилль весной 1945 г.: людские потери, сокращение тоннажа торгового флота, рост государственного долга, застой в старых отраслях экономики, рост национально-освободительного движения. Происходит усиление влияния лейбористов. Выборы в парламент в июле 1945 г. принесли им победу. Страна принимает участие в плане Маршалла, в создании НАТО, способствует восстановлению монархического режима в Греции, содействует расколу Германии, участвует в войне в Корее Правительство вынуждено признать независимость Индии, Бирмы, Цейлона. В других колониях стремление к независимости подавляется силой. В 1951 г к власти на 13 лет возвратились консерваторы (кабинеты У. Черчилля (до 1955 г.), А. Идена (1965 -1957 гг.), Г. Макмиллана (1957 -1933 гг.), А. Дуглас Хьюмэ (1963 -1964 гг.). В 60-е гг. - "ветры перемен": создается Национальный совет экономического риэихгия (1962 г.), предоставляются госсубсидии крупному бизнесу. Во внешней политике - курс на укрепление позиций в Европе. Необходимость нормализации отношений с СССР приводит к успеху Женевского совещания, 1954 г. по Индокитаю и участию в Женевской конференции глав правительств 4-х стран 1955 г., подписанию Московского договора 5 августа 1963 г. Экономические трудности, политический скандал лета 1963 г. привели к смене правительства, а в октябре 1964 г. - к поражению консерваторов на выборах. При лейбористском правительстве Г. Вильсона (1964 -1970 ст) продолжается политика программирования (национальный плач на 1964 -1970 гг.), национализируется черная металлургия (1967 г.). Были повышены пенсии, установлен контроль за квартплатой. Создано Национальное управление по ценам. доходам. После выборов 1966 г. а парламент внесен антипрофсоюзный законопроект. С 1966 г. вводятся запреты на повышение зарплаты. Во внешней политике был увеличен вклад Англии в НАТО, поддерживалась агрессия США в Индокитае. По восходящей линии развивались отношения с СССР. После поражения лейбористов на досрочных парламентских выборах (июнь 1970 г.) консерваторы сформировали правительство Э. Хита. У истоков его политики - "новый консерватизм". Идет демонтаж госрегулирования экономики. Проводится политика замораживания зарплаты как средство борьбы с инфляцией. Растут квартплата, транспортные расходы, плата за медобслуживание. Наблюдается высокая степень монополизации и отставание в модернизации производства.

Досрочные парламентские выборы привели к формированию правительства Г. Вильсона. Проводилась политика "социального контракта" (взаимные обязательства профсоюзов и правительства). Однако ее реализация по вине последнего была сорвана.

Отражением политического кризиса стала отставка Г. Вильсона (март 1976 г.). Премьер-министром стал Дж. Каллагэн. Лейбористское правительство участвовало в проведении СБСЕ и подписало 1 августа 1975 г. Заключительный акт Хельсинки. Встречи Г. Вильсона и Дж. Каллагэна с лидерами СССР укрепили отношения с Советским Союзом.

Билет 26 Консерваторы у власти в Великобритании: М. Тетчер и "тэтчеризм" Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 г., возглавила энергичная М.Тэтчер, которая предложила совершенно новую экономическую прог­рамму развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватизма.Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов: а) свободное предпринимательство; б) личная инициатива; в) крайний индивидуализм. Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским ценностям" — уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д.М.Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики "Монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок, одним из важнейших элементов программы М.Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка. Правительство М.Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены. Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов — это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Правительство М.Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, экономики Англии, явились принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Важную роль в стимулировании потребительских расходов населения играло также активное использование кредитов. Снятие ограничений в кредитной сфере, внедрение современной расчетной электронной техники подстегнули конкуренцию, кредит стал более доступным для широких масс населения. Таким образом, можно отметить, что с момента начала перестройки в британской экономике наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в 80-е гг. Британия была един­ственной из ведущих стран мира, где совокупный показатель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался. Таким образом, подводя итоги экономического развития Англии в 80—90-е гг., следует отметить, что "тэтчеризм" применительно к условиям Британии оказался достаточно эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. "Тэтчеризм" как британская модель неоконсерватизма подтвердил, что капитализм оказался гибкой системой, способной приспосабливаться к изменяющимся социально-экономическим условиям, перестраиваться и модернизироваться.

Билет 27. Внутренняя и внешняя политика правительства А.Блэра.

Новое направление- неолейборизм: изменение устава партии-Лейбористская партия-«демократическая и социалистическая»=создание справедливого общества,основанного на динамизме и конкуренции,обеспечивающего равенство возможностей и гарантии против бедности.

Внутренняя политика:

· Сохранение прежней экономической стратегии: полное преобладание частного сектора, минимальное государственное вмешательство в эк.процессы, всемерное поощерение предпринимательской активности,модернизация технико-технологической базы производства. Это позволило сохранить благоприятное состояние рынка,хороший инвестиционный климат, низкий уровень безработицы.

· Финансовая политика 90х привела к снижению дефицита гос бюджета, оздоровление финансово-валютной системы

· Проект модернизации телефонной и транспортной системы

· Инициатива проведения конституционно-правовой сис-мы: изменения в сис-ме избирательного права (переход к мажоритарно-пропорционалтной сис-ме), реформа палаты Лордов (ликвидировалось наследственное пэрство; избрание неначительной части лордов гражданами), развитие сис-мы деволюции (создание органов местного самоуправления в субнациональных регионах).

· Решение ольстерской проблемы(территория северной ирландии).

Внешняя политика:

· Возрождение «особых» отношений с США, установление близких еловых и личных контактов с Б.Клинтоном.

· Совместная англо-американская военная операция «Лиса в пустыне» (ракеты на объекты инфраструктуры Ирака)

· Участие в бомбардировках объектов на территории Сербии, в наземной опреции в Косово.

· Поддержка «расширения НАТО на Восток»

· Налаживание отношений с партерами из ЕС, подписание Амстердамского договора в 1997г.

· Попытка присоединиться к европейской валютной сис-ме

Однако дальнейшие события показали неготовность Великобритании к глубокой интеграции в ЕС.

Билет 28. Временный режим и Четвёртая республика во Франции.

Формирование органов власти в освобожденной Ф проходило под контролем двух организаций Сопротивления-деголевского французского комитета нац освобождения и Нац совета сопроивления (Луи Сайян). 2 июня 1944г. ФКНО объявил себя временным правительством. На тер-ии Ф власть переходила к департаментским комитетам нац освобождения, они ликвидировали фашистскую администрацию, создавали народные трибуналы и милицию. В крупных городах представителями временного правит-ва стали «комиссары республики».

Основные задачи временного правительства: - восстановление эк и соц инфраструктуры, - подготовка конституционно-правовой реформы.

Конституционная комиссия (в основном левоцентристские партии) подготовила проект новой конституции к апрелю 1946г):

Проект был вынесен на референдум 19 апреля 1946, но референдум провалился. Голль вернулся в политику и 16 июня 1946 сформулировал свой вариант конституции.13 окт 1946г на референдуме этот проект был принят.

Конституция 1946 провозглашала:

· Единство,неделимость демократической, светской,социальной Республики

· В состав включен текст «декларации прав человека и гражданина» 1789г (естественные права-свобода,собственность,безопасность, сопротивление угнетению; суверенитет нации, роль закона, конституционная основа государственности)

· + содержание Преамбулы (соц и эк права-на труд,отдых,равноправие женщин,охрана здоровья и т.д.)

· Провозглашение социального гос-ва-права личности сочетаются с общим благом и ограничиваются общественными интересами

· Осн орган гос власти – двухпалатный парламент – нац ассамблея и совет республики

· парламентский строй

· слабая власть президента республики

Кризис республики и реформа де Голля

В 1958 на волне алжирского кризиса Шарль де Голль, проведший на должности премьер-министра конституционную реформу, согласно которой устанавливалась президентская республика. В октябре 1958 новая конституция была принята на референдуме, и в ноябре действовавший президент Коти подписал её. Этим завершилась история Четвёртой республики и началась Пятая республика; в декабре того же года де Голль был избран президентом.

Признаки периода

Период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Объединения угля и стали. Во внутренней политике — период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода). Начало экономического роста (славное тридцатилетие) сопровождалось неконтролируемой инфляцией. Часто менялись т. н. призрачные правительства (обычно по 2-3 отставки премьер-министров в год).

Билет 29. Пятая Республика во Франции: президенство Ш. де Голя. Парламентарная республика (так называемая Четвертая), возникшая во Франции после второй мировой войны, оказалась неспособной решить серьезные

внутренние и внешние проблемы. В стране росло движение за установление сильной президентской власти. В то же время среди французов, живших на севере Алжира (их было более миллиона), и тех, кто им сочувствовал, возникло движение так называемых ультра (от "ультраколониалисты"), в котором широко участвовали военные. Возникла реальная угроза военного переворота. В мае 1958 г. "ультра" подняли в Алжире мятеж, требуя передать власть генералу Ш. де Голлю. Кандидатура популярнейшего героя второй мировой войны устраивала большинство французов. Национальное собрание Франции наделило де Голля чрезвычайными полномочиями и объявило о самороспуске. Четвертая республика перестала существовать, уступив место Пятой. По новой конституции страны, одобренной на референдуме, Франция стала президентской республикой. Избранный президентом де Голль получил широкие полномочия: он являлся главой государства, исполнительной власти и вооруженных сил. В период президентства де Голля (1958—1969) все важные политические решения принимались непосредственно им самим. Главной задачей де Голль считал восстановление роли Франции на международной арене. Руководство Пятой республики во главе с Ш. де Голлем делало большую ставку на ядерное оружие, как средство давления при достижении национальных внешнеполитических целей.При де Голле Франция стала ядерной державой, добилась высокого уровня развития военной промышленности. Главными из них считались освобождение страны от опеки Вашингтона, занятие более самостоятельной позиции в НАТО и повышение престижа Франции в Западной Европе. С конца 50-х годов французское руководство стало проводить политику <ядерного национализма>, которая в конце концов привела к выходу Франции из военной структуры НАТО. В 1958 году правительству США было отказано в предоставлении возможности развернуть баллистические ракеты средней дальности на французской территории. Он решительно отказался от колониального наследия: в 1960 г. независимость получили почти все африканские колонии Франции, а в 1962 г. — и последняя из них, Алжир, хотя этому яростно сопротивлялись «ультра». Де Голль первым из ведущих лидеров Запада пошел на нормализацию отношений с СССР, посетив Москву в мае 1966 г. Итогом визита стало Заключение договора о расширении политических, экономических и культурных связей. Визит де Голля в ФРГ потряс мировую общественность - открытой поддержкой Германии со стороны человека, в двух войнах воевавшего против неё; это был первый шаг в деле примирения стран и создания европейского единства. Вместе с тем широкая модернизация экономики, развернувшаяся в стране при де Голле, не подкреплялась должным вниманием к социальной сфере. Предприниматели были крайне недовольны -,жестким вмешательством государства в экономические процессы. После того как в мае 1968 г. власти попытались силой подавить вспыхнувшие в Париже беспорядки, начатые студентами, всю страну охватила волна протестов. Началась всеобщая забастовка с требованием широких социальных реформ. Этим решили воспользоваться радикалы, попытавшиеся с помощью провокаций поднять в стране вооруженное восстание. Но де Голль, зная, что его поддерживает армия, запретил леворадикальные организации и выслал из Франции их лидеров. Тем не менее год спустя, когда на всенародном референдуме бып отвергнут проект административной реформы, предложенный де Голлем, президент решил уйти в отставку. 9 ноября 1970 года в семь часов вечера Шарль де Голль скоропостижно скончался от разрыва аорты.

 

Билет 30. Социалисты у власти: Ф.Миттеран и его политика.

Социалисты у власти: Ф. Миттеран и его политика. До того как стать президентом Франции Миттеран дважды пытался бороться за этот пост (1965г. он проиграл де Голю и именно тогда утвердился как глава оппозиции, лидер союза левых сил и в 1974г) Свою третью попытку занять пост президента в 1981г. Миттеран решил предпринять не кандидатом всех левых сил, как раньше, а выступая от имени лишь своей собственной партии.И он выиграл. Миттеран обрушил на французов целый шквал социальных реформ. ' Зачастую важных - таких, как национализация, - чтобы с их помощью, пусть на ощупь, осуществить давно задуманную стратегию "разрыва с капитализмом". —^ Однако в результате достигнут прямо противоположный эффект: именно при левом правительстве капитализм получил толчок к обновлению. Едва став президентом. Миттеран предложил полностью изменить профиль Лотарингии, что влекло за собой закрытие десятков предприятий, составлявших гордость национальной индустрии, увольнение сотен тысяч человек. 8 последние годы Миттеран и сам неустанно объяснял, в чем смысл его нового проекта. По-прежнему речь идет о социализме, Но "без коллективистских методов". Единственное спасение - есмвшанной экономике, которая сочетала бы государственный сектор с частнопредпринимательским. Только так можно "изменить природу прибыли", "контролировать власть капитала". Сам президент определяет этот проект как "третий путь" средний между капитализмом и социализмом, способный взять от обеих сислем все лучшее и отмести их пороки. были проведены: национализация местных банков и 9 крупнейших корпораций, повышены минимальная зарплата, семейные пособия, кредиты по уходу за инвалидами и престарелыми и т.п. Оплачиваемый отпуск увеличился до 5 недель. Но сохранялся высокий уровень безработицы. Реформы требовали расходов, росла инфляция. Новое правительство Л. Фабиуса перешло к политике "жесткой экономии" вопреки мнению ФКП (1984г.). В июле 1984г. представители ФКП вышли иэ правительства. Франсуа Миттеран в течение двух десятилетий оказывал огромное влияние на политическую жизнь одной из ведущих европейских держав, многократно стоял у истоков крупных инициатив и акций европейского и болев широкого международного масштаба.

С его усилиями неразрывно связаны реорганизация, развитие и рост Французкой социалистической партии. Миттеран скончался 8 января 1996 г. от рака простаты.

 

Билет 3 1.Франция в период президентства Ж.Ширака.

Жак Рене́ Шира́к родился 29 ноября 1932 года в Париже - 22-й президент Франции (с 1995 по 16 мая 2007).

Лидер правых голлистских партий. Занимал посты министра сельского хозяйства, мэра Парижа. При двух предшествующих президентах Жискар д'Эстене и Миттеране был премьер-министром (1974-1976 и 1986-1988). Стал единственным человеком в истории Пятой республики, дважды становившимся премьер-министром.

В 1995 впервые избран президентом. В 2002 переизбран на новый срок (по инициативе Ширака срок президентских полномочий был сокращен с 7 до 5 лет).

1974 — 1976 — премьер-министр Франции.

1974 — генеральный секретарь голлистской партии «Союз демократов в защиту республики»

1976 — председатель партии «Объединение в защиту республики»

1977 — 1995 — мэр Парижа.

1986 — 1988 — премьер-министр Франции (одновременно с должностью мэра)

1995 — президент Франции, переизбран на второй срок в 2002.

16 мая 2007 — покинул Елисейский дворец, сложив полномочия президента. С этого момента Ширак стал по праву и пожизненно членом Конституционного совета Франции, хотя ещё не воспользовался правом заседать в нём.

Политика:

· Возобновление интеграции в военную структуру НАТО, снятие моратория на испытания ядерного оружия

· Поддержка европейской интеграции-Фр стремилась попасть в превую группу стран,формирующих валютный союз

· Использование потенциала фр дипломатии для лоббирования интересов нац пром-ти и торговли

· 1997-98-активизировались связи с арабскими странами

· Поддержка программы расширения НАТО и ЕС

Билет 32. Образование ФРГ и основные направления политики ХДС/ХСС.

По итогам 2 мир войны Г. была оккупирована и разделана на 4 зоны: Амер.,Англ.,Фр., Росс. Берлин разделен на 4 сектора. Создан контрольный совет,зональные администрации.

Политика 4х «Д»:

· Денацификаия

· Декартелизация (ликвидирю крупных пром-х объединений)

· Демилитаризация

· Демократизация

 

Крушение фашизма в Германии открыло перспективу демократического обновления страны. Возобновили свою деятельность партии "веймарского периода", под иными названиями (ХДС, ХСС). К середине 1948 г. под растущее размежевание между Западной и Восточной частями Германии была подведена финансово-экономическая база. 20 июня 1948 г. проведена сепаратная денежная реформа в Западной Германии, с распространением ее 23 июня на Западный Берлин. Принятые СССР меры по ограничению сообщения между западными зонами и Берлином западные державы назвали "блокадой Берлина". Они попытались навести "воздушный мост" к городу. Берлинский кризис удалось урегулировать путем переговоров между союзниками. Но денежная реформа, включение Западной Германии в план Маршалла, усиление надежд многих немцев на помощь США способствовали углублению раскола страны. По поручению западных держав из представителей ландтагов был создан Парламентский совет, разработавший конституцию, западногерманского государства. 23 мая 1949 г. был декларирован Основной закон Федеративной Республики Германия. Бундестаг избирает федерального канцлера, определяющего направления внутренней и внешней политики. 14 августа 1949 г. прошли выборы в бундестаг. 7 сентября произошло конституирование бундестага и бундесрата. Кстати хотел бы отметить основные направления Политики ХДС:

· Конституционно-правовое гос-во, духовное возрождение нации

· Антикоммунистический курс

· Тесное сотрудничество с Североатлантическим альянсом и европейскими интеграционными структурами

· Рыночная экономика

 

 

20 сентября К. Аденауэр (ХДС) представил парламенту состав первого правительства. С 1950 г. по начало 60-х гг. ФРГ переживала "экономическое чудо". В 50-е гг. созданы правовые основы социальной политики (политика патернализма; 48- часовой рабочий день, закон о коллективных договорах, наблюдательных советов крупных фирм). В ФРГ получило развитие патерналистские формы и системы выплат. Во 2-й половине 50-х гг. в ФРГ почти не было безработицы. Правительство Аденауэра пришло к власти под антимилитаристскими лозунгами. Но в 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и странами Бенилюкса Г подписала договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). В сентябре 1955 г. были установлены дипломатические отношения между ФРГ и СССР это неримпо к взаимопониманию и добрососедству. Во второй половине 50-х гг. произошли изменения в политической жизни ФРГ. В ноябре 1952 г ЦК КПГ выдвинулпозунг свержения правительства Аденауэра. В 1956 г. КПГ была запрещена. СДПГ, приспосабливаясь к новым реальностям, приняла в 1959 г. Бад-Годесбергскую программу, где говорилось о необходимости замены капитализма новым социальными строем, государственном!jmэбщественном конгропеэа крупными компаниями. Уже в начале 60-х гг. источники экономического роста в значительно мере были исчерпаны. В 1958 и 1963-м гг. произошли! частичные кризисы. Это вызвало подъем стачечного движения. Государство усилило практику вмешательства в автономию тарифных партнеров. Политические позиции блока ХДС/ХСС и влияние Аденауэра ослабли. 17 сентября 1961 г. во время выборов в бундестаг блок потерял большинство и пошел на коалицию с СвДП. Последняя выдвинула условием вхождения в правительство удаление Аденауэра с поста канцлера. Позже, в октябре 1963 г., Аденауэр ушел Эрхард (ХДС) став канцлером, не смог стабилизировать экономику. Экономический кризис 1966 г., "бунт" СвДП против партнера ХДС, стремление СДПГ получить ответственные посты в правительстве и доказать свою способность управлять государством привели к уходу Эрхарда в отставку (октябрь 1966 г.). 1 возникло правительство "большой коалиции" (1 декабря 1966 г.) во главе с К. Кизентвром (ХДС). Правительство стало осуществлять концепцию глобального «гулирования" Активизировалась внепарламентская оппозиция. В СДПГ "молодые социалисты" стали требовать разрыва коалиции с ХДС/ХСС. На выборах в • ундестаг 28 сентября 1969 г блок ХДС/ХСС потерпел лоражение.У власти оказалась "малая коалиция" СДПГ - СвДП, возглавляемая В. Брантом и В. Шеелем.

Билет 33. Социал демократы у власти в ФРГ: новая восточная политика В. Брандта. На выборах в бундестаг 28 сентября 1969 г. блок ХДС/ХСС потерпел поражение. У власти оказалась "малая коалиция" СДПГ - СвДП, возглавляемая В. Брантом и В. Шеелем. Политический спектр сдвинулся влево. В. Брандт представил себя как "канцлер внутренних реформ". Не отказываясь от рыночной экономики, лидеры СДПГ решили усилить ее государственное регулирование и внести в нее элемент плановости. Под давлением рабочих, служащих, ОНП была повышена зарплата, снижен пенсионный возраст - до 63 лет, повышены наиболее низкие пенсии, до 18 лет снижен возраст избирателей. Был принят новый закон о статусе предприятия (1972 г.), направленный на "социальный мир". Но в наблюдательном совете рабочим отводилась лишь треть мест. Закон о "перераспределении собственности" вдвое увеличивал "инвестиционную зарплату", выделяемую в "фонд накопления". Рабочие получали сертификаты и другие титулы собственности. В центре внимания кабинета оказалась внешняя политика. Это была "новая восточная политика". 12 августа 1970 г. был подписан Московский договор с СССР о нормализации отношений и признании послевоенных границ всех государств в Европе. В декабре 1970 г. был заключен договор с Польшей, в декабре I 1972 г. - с ГДР, в декабре 1973 г.-с Чехословакией. Попытки ХДС/ХСС сорвать ратификацию "восточных договоров" провалились. Однако опасения правых сил ФРГ, США, что "малая коалиция" может зайти "слишком далеко" во внутренней и внешней политике обусловили попытки этих сил [свалить правительство В. Бранта. Воспользовавшись "делом Г. Гийома" (сотрудник аппарата В. Бранта Г. Гийом оказался разведчиком ГДР), правые круги добились отставки правительства (май 1974 г.)

За вклад в улучшение международных отношений удостоен Нобелевской премии Мира 10 декабря 1971.

Умер 8 октября 1992 года.

 

Билет 34. Правительство Г. Коля и его внутренняя и внешняя политика. Приди к власти, правительство Г.Коля стало проводить политику западногерманского варианта «рейганомики» (в США) или «тэтчериэма» (в Великобритании). Суть этой политики заключается в следующем:

а) резко сокращаются расходы на социальные нужды;

б) происходит изменение в системе налогообложения: предоставляются льготы крупным предпринимателям при снижении налогов с них; наоборот, увеличиваются налоги с менее обеспеченных слоев общества;

в) происходит уменьшение вмешательства государства в частное предпринимательство;

г) развивается малый и средний бизнес.

Коль начал свою деятельность с денационализации экономики, т.е. передачи государственных предприятий в руки частных предпринимателей. Были выделены крупные финансовые средства для развития промышленности и сокращены взносы в фонды предпринимателей — при одновременном увеличении взносов рабочих. Было запрещено государственное вмешательство в частный бизнес. Предприятиям разрешили продавать свои акции, что способствовало увеличению числа собственников.

Г. Колю удалось добиться в бундестаге одобрения бюджета страны, который в свое время стал яблоком раздора для социал-демократов и либералов. Канцлер инициировал ряд важных законопроектов, нацеленных на создание необходимых предпосылок для оживления конъюнктуры и обеспечения роста производства. Развитие новых отраслей производства, связанных с микроэлектроникой и телекоммуникацией, биотехнологией, робототехникой, оздоровление недостаточно эффективного и изрядно дефицитного госсектора проводилось через стимулирование частного бизнеса. Были увеличены частные инвестиции в разные области, в частности, в машиностроительную и электротехническую промышленности. Был увеличен экспорт обычного оружия (т.е. не ядерного и не бактериологического). Большую роль стали играть крупные немецкие банки.

Вместе с тем были значительно сокращены государственные расходы на социальные нужды. Правительство ужесточило правовые нормы, которые регламентировали проведение забастовок. Профсоюзы должны были отныне из своих касс платить бастующим и уволенным и не рассчитывать на государственные органы социального страхования.

В целом же к концу 1980-х годов, выявились определенные экономические успехи правительства Г.Коля. Ему удалось, с одной стороны, ограничить вмешательство государства в экономику, с другой — было снижено налоговое бремя.

В 1986 г. ФРГ впервые стала крупнейшим в мире экспортером. В 1988 г. внешнеторговый оборот ФРГ превысил аналогичный показатель США и составил 325 млрд долларов. В 1989 г. ФРГ практически не имела дефицита платежного баланса.

Проблема внешней политики всегда занимала значительное место в систем» общественных приоритетов ФРГ. И, хотя, на первых местах во внешней политике стояли отношения ФРГ со США и со странами Запада, взаимоотношениям с социалистическими странами, т.е. «восточной политике», уделялось также много внимания В правительственном заявлении 13 октября 1982 г. Коль также говорит о своем стремлении продолжать «восточную политику», важнейшей основой которой остаются Московский и другие «восточные договоры». ФРГ в конце 1983 г. приступила к размещению на своей территории американских «Першингов-2» и крылатых ракет в соответствии с утвержденным НАТО графиком. В правительственных заявлениях вновь зазвучали формулировки реваншистского толка, характерные для периода «холодной войны» — притязания на гран



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.93.122 (0.018 с.)