Первый этап Европейской интеграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый этап Европейской интеграции



Генезис Европейского союза.

Ге́незис (греч. Γένεσις, Γένεση) — происхождение, возникновение, (за)рождение

На территории Европы едиными государственными образованиями, сравнимыми по размерам с Евросоюзом, были Западная Римская империя, Франкское государство, Священная Римская империя. В течение последнего же тысячелетия Европа была раздроблена. Европейские мыслители старались придумать способ объединить Европу. Идея создания Соединённых штатов Европы первоначально возникла после Американской революции.

Эта идея получила новую жизнь после Второй мировой войны, когда о необходимости её осуществления заявил Уинстон Черчилль, призвавший 19 сентября 1946 в своей речи в Цюрихском университете к созданию «Соединённых штатов Европы», аналогичных Соединённым Штатам Америки. Как результат, в 1949 был создан Совет Европы — организация, существующая до сих пор (её членом является и Россия). Совет Европы, однако, был (и остаётся) чем-то вроде регионального эквивалента ООН, сосредоточившим свою деятельность на проблемах обеспечения прав человека в европейских странах.

Первый этап Европейской интеграции

В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 27 государств (расширения союза государств).

1952-2007: Расширение ЕС

 

 

Цели

Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.

На внутриимперском и конфессиональном уровне необходимо было выбрать «нормальный год», который устраивал бы и католиков, и протестантов. Им стал 1624 год по состоянию на 1 января.

Условия

По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии. На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.

Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.

Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.

Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург-Пруссия, усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

Значение Вестфальского мира

Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип cujus regio, ejus religio, вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;

Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;

согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

 

Описание

Этой системе присуща идея баланса сил. Признание в качестве одного из ключевых «принципа национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Характерна деидеологизация, то есть устранение конфессионального фактора как одного из основных факторов политики. Межгосударственные союзы в новых условиях становились более гибкими и ситуативными. Смена партнёра по коалиции стала не таким уж редким явлением. Суть её сводилась к тому, чтобы политическим или дипломатическим маневром не позволить какому-либо одному европейскому государству или коалиции государств аккумулировать силы, значительно превосходящие мощь их вероятных соперников.

Основные принципы

Основные принципы Вестфальской системы международных отношений:

1. приоритет национального интереса

2. принцип баланса сил

3. приоритет государств — наций

4. принцип государственного суверенитета:

· право требовать невмешательства в свои дела

· равенство прав государств

· обязательство выполнять подписанные договоры

· принцип действия международного права и применения дипломатии в международных отношениях — соблюдение договоров стало важнейшим элементом такой практики, а международное право и регулярная дипломатическая практика — неотъемлемым атрибутом отношений между государствами

Принципы Вестфальской системы являются идеалом, эталоном отношений между государствами.

C политологической точки зрения система Вестфальского мира (суверенных государств) существует и сейчас, однако с исторической — она распалась (либо в начале XVIII века, либо с созданием империи Наполеона в начале XIX века).

 

Христианская лига

Иржи из Подебрат принадлежала идея всеевропейского христианского союза, названного «Христианской лигой».

Находясь под угрозой крестового похода, и чтобы избежать изоляции, король Иржи, вдохновленный своим близким советником, итальянским юристом Антонио Марини выдвинул план, названный «Договор об утверждении мира между христианами», в котором предлагал объединить усилия христианской Европы в борьбе с турками — «упорнейшими неприятелями самого имени христиан». План предполагал создание союза европейских государей, которые должны были взять на себя обязательство решать все спорные вопросы мирным путём. Предполагалось создание «общей консистории», то есть европейского суда, а также некоего зародыша общеевропейского парламента. Решения должны были приниматься путем голосования, в котором каждая страна обладала бы одним голосом. Европу в политико-дипломатическом отношении предлагалось разбить на несколько областей — Галлию, Германию, Италию, Испанию и т. д. Иржи из Подебрат выступал в качестве пропагандиста многих элементов европейской интеграции, которые стали реальностью в XX веке.

 

Дюбуа Пьер

(XIII-XIV вв.) - фр. публицист и законовед. Публицистич. деятельность Д. приходится на период с 1300 по 1313 г. — годы формирования во Франции сословной монархии, победы королев, власти над папством (в лице Бонифация VIII), разгрома ордена тамплиеров. В 1306— 1307 гг. Д. написал трактат «Об отвоевании святой земли», в котором отстаивал независимость королев, власти от папства, ратовал за укрепление феодализма, выдвигал мысль об идеологич. экспансии на Восток, рассматривал христианство и европ. цивилизацию как средства создания всемирной империи. Его интересовал Восток, так как он видел серьезные выгоды от торговли с ним. Важнейшим путем укрепления позиций европейцев на Востоке Д. считал христианизацию населения будущих вост. владений и приобщение его к европ. культуре. Именно этим мотивировалась идея крестовых походов.

1300 г. – первый проект объединения европейских государств(Пьер Дюбуа)

Аббат Сен-Пьер

Вечный мир — влиятельная утопическая идея Эпохи Просвещения.

Автором идеи считается герцог Сюлли, предложивший якобы Генриху IV план создания «христианской республики» — конфедерации христианских народов Европы. Этот план изложен в последнем томе мемуаров Сюлли (1634).

Идеи Сюлли развил аббат Сен-Пьер в «Проекте установления вечного мира в Европе», представленном Утрехтскому конгрессу (1713). Он думал соединить все европейские государства, не исключая России, в одну лигу или союз, подобный старой германской империи. Общий сейм должен был служить законодательным и судебным органом союза, с принудительной властью в отношении всех членов; взаимные права установлялись общей конституцией. Сен-Пьер, таким образом, международный союз превращал в государственный и лишал каждый народ в отдельности права быть распорядителем судеб своих внутри и вне государства.

 

Эразм Роттердамский - написал трактат, положивший начало распространения идеи об установлении “Вечного мира” в Европе.

Эразм Роттердамский — крупнейший учёный Северного Возрождения.

Значение кодекса

Документ был принят в имперскую эпоху, когда страна выходила из революционной смуты, а перед Наполеоном Бонапартом стояла задача стабилизировать французское государство и дать твердую юридическую базу новому порядку. К началу Великой французской революции 1789-94 годов север страны в основном жил по германскому обычному праву, юг — по римскому. Законы разнились от провинции к провинции и даже от города к городу: в стране действовало около 366 местных кодексов[6]. Кодекс отменил всё предшествовавшее гражданское законодательство, гарантировал гражданские свободы, включая свободу вероисповедания, и закрепил равенство всех перед законом.

· Кодекс Наполеона оказал огромное влияние на разработку и кодификацию гражданского права во всей континентальной Европе:

· в германских государствах, оказавшихся во время Наполеоновских войн под французской оккупацией, а также в Польше;

· затем, уже в более поздние эпохи, в Бельгии, Италии и других странах.

Также он оказал влияние на право в Северной Америке (в Луизиане и Квебеке, хотя они на тот момент перестали быть французскими колониями).

Помимо этого, он действовал во французских колониях.

Кодекс закрепил завоевания Французской революции, стал первым подобным правовым документом европейской буржуазной (а не абсолютистской) эпохи (при том что абсолютизм дал вообще не так много гражданских кодексов). При разработке особое внимание обращалось на чёткость и непротиворечивость формулировок.

Кодекс содержит фундаментальные положения о праве частной собственности, возмещении ущерба, договорном праве и др.; многие из этих статей за 200 лет ни разу не подвергались поправке. Чтобы адаптировать кодекс к изменениям времени, во Франции были приняты четыреста законов, но при этом число статей в нём увеличилось всего на две (до 2283).

 

 

Содержание

 

Гражданский кодекс был построен по институционной системе и состоял из вводного титула, посвящённого опубликованию, действию и применению законов, и трёх книг, где наряду с материально-правовыми нормами имелись также и нормы гражданского процессуального права[5].

Первая книга (статьи 7—515) «О лицах» содержит положения о физическом лице как субъекте права и семейном праве, рассматривает вопросы гражданства и в целом гражданского состояния. В этом томе чётко просматривается основная идея всего кодекса — равенство всех перед законом. К примеру, в первой статье вводного титула сказано: «Законы являются подлежащими к исполнению на всей французской территории», в первой главе 7 статье говорится о том, что «всякий француз пользуется гражданскими правами».

Вторая книга (статьи 516—710) «Об имуществах и различных видоизменениях собственности» содержит положения о разных видах имущества, о праве собственности и других вещных правах. Основная идея второй книги состоит в том, что частная собственность — неприкосновенна, и право собственности охраняется государством. Например статья 545: «никто не может быть побуждаем к уступке своей собственности»; статья 544: «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее удобным способом».

Третья книга (статьи 711-2282) «О различных способах, которыми приобретается собственность» посвящена вопросам наследственного права, обязательственного права: в ней содержатся нормы о залоге, поручительстве, исковой давности и т. п.

В кодексе уделяется большое внимание брачным отношениям, детям, кодекс носит социальный характер.

Он имеет чёткую, методическую систему, написан понятным языком. С принятием кодекса, фактически, завершился процесс формирования гражданского права и системы экономических отношений во Франции.

 

Марксизм

международных отношений пяти типов:

1) отношения между капиталистическими государствами;

2) отношения между капиталистическими и социалистическими странами;

3) отношения капиталистических государств со странами докапиталистического типа;

4) отношения социалистических стран с государствами, находящимися на докапиталистической стадии развития;

5) отношения между социалистическими государствами.

 

Марксизм определил многие важнейшие категории теории международных отношений: «глобализацию», «войну» – обычное состояние капиталистических международных отношений, «конфликт» – ситуацию, предшествующая войне, «справедливую войну» – войну против угнетения и угнетателей. Некоторые аналитики международных отношений в этой связи отмечают, что марксизм в отношении войны созвучен реализму. Но Гоббс объяснял войну природой человека, а марксисты – частной собственностью. Они считали, что, как только она исчезнет, исчезнет и основа для конфликтов и войн.

В начале XX в. марксизм вплотную занялся международными отношениями, развивая теорию империализма. Она, во многом благодаря Ленину описывала процесс капиталистического соревнования по глобальной шкале как процесс, перенесенный в сферу межгосударственного, а не только межклассового конфликта. В исследованиях марксистов того времени появились категории: «мировая экономика и политика», «нации», ит. д. Сами международные отношения выделялись не как вторичные, производные от внутренних предпосылок, а как самостоятельная сфера. Очень важным было открытие такой категории как «милитаризм». Позже появились категории «развитых в промышленном отношении стран)» и «периферии (зависимые и колониальные государства)»

 

Ключевые положения либерально-идеалистической парадигмы выглядят следующим образом.(Теоретическое наследие Фукидида, Макиавелли, Гоббса, де Ваттеля и Клаузевица, с одной стороны, Витория, Гроция, Канта)

1. Участники международных отношений представляют собой достаточно широкий круг акторов, в который входят не только государства, но и международные правительственные и неправительственные организации, общественные объединения и группы, частные предприятия и даже отдельные лица. Более того, идеалисты настаивают на том, что государство не может рассматриваться как рациональный и унитарный актор. Международная политика государства есть равнодействующая постоянной борьбы, согласования и компромисса интересов бюрократической иерархии и отдельных властных структур, гражданской и военной систем общества, различных политических партий и движений, неполитических ассоциаций и профессиональных групп и т.п. (Allison. 1969).

2. Отсутствие верховной власти в международных отношениях не означает фатальной неизбежности господства в них принципа «помоги себе сам».

Создание и расширение полномочий международных организаций, совершенствование норм международного права, демократизация международных отношений, распространение на них универсальных норм нравственности и справедливости — делает вполне возможным равноправное участие в международной политике не только великих держав, но и других государств, а также негосударственных акторов. Таким образом, либералы признают лишь один аспект анархии международных отношений и отрицают другой. Более того, они лишь частично согласны с тезисом об отсутствии в международных отношениях центральной власти, наделенной полномочиями принятия решений, обязательных для неуклонного выполнения всеми акторами.

3. Международные процессы многообразны, и международные отношения не могут быть сведены только к состоянию мира и войны, или даже к сотрудничеству и конфликтам. Все это имеет место, причем при все более доминирующей роли международного сотрудничества. Но если представить международные процессы в обобщенном виде как доминирующую тенденцию, то следует говорить о возрастающей взаимозависимости и формировании единого мирового сообщества, сталкивающегося с общими проблемами и потому имеющего общие интересы.

4. Плюрализм международных акторов предполагает и плюрализм их целей. В то же время в этом многообразии все более явственно просматривается единство — приоритет общечеловеческих ценностей и универсальных демократических принципов, на основе которых еле- дует двигаться к формированию нового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего человечества.

5. Согласно либерально-идеалистической парадигме, мировое сообщество демократических государств, при поддержке и давлении общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между своими членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из ее приоритетных тем — это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики, системы, которая позволит покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами (см., например: Clark & Sohn. 1966).

6. Результатом изменений, происходящих в международных отношениях, станет окончательное преодоление их анархической природы и возникновение единого общемирового сообщества, в котором будет покончено с войнами и вооруженными конфликтами.

Не исключается и создание мирового правительства, руководимого ООН и действующего на основе детально разработанной мировой конституции. Подобные идеи можно встретить в ряде работ как американских (см., например: Clark & Sohn. 1966), так и европейских (Gerar. 1971) авторов. Идея мирового правительства высказывалась и в папских энцикликах: Иоанна XXIII — «Расет in terris» от 16 апреля 1963 г., Павла VI — «Populoram progressio» от 26 марта 1967 г., а также Иоанна-Павла II — от 2 декабря 1980 г., который и сегодня выступает за создание «политической власти, наделенной универсальной компетенцией».

7. Вышеприведенные положения свидетельствуют о том, что исходным принципом анализа международных отношений в рамках либе- рально-идеалистической парадигмы выступают универсальные ценности и идеалы демократии.

Идеалистическая парадигма, существовавшая в истории международных отношений на протяжении веков, сохраняет определенное влияние и в наши дни. Это влияний просматривается и в тех практических шагах, которые предпринимаются мировым сообществом по демократизации и гуманизации международных отношений, и в стратегии нового мирового порядка, ставшей основой внешнеполитической линии США после холодной войны, и в вызывающей не менее острые идейные и политические разногласия концепции кооперативной безопасности.

' Изложение и анализ основных положений этой концепции см. далее. В то же время следует отметить, что идеализм в течение длительного времени считался утратившим всякое влияние и уж во всяком случае противоречащим требованиям меняющейся международной политики и даже опасным для нее по своим последствиям. В 1930-е гг. лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко подорванным вследствие нарастания напряженности в Европе, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939—1945 гг. Значительный урон либерально-идеалистической парадигме нанесла «холодная война» в последующие десятилетия. Результатом стало возрождение на американской почве европейской классической традиции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе международных отношений таких понятий, как «сила» и «баланс сил», «национальный интерес» и «конфликт».

 

. Реалистическая теория обычно считается наиболее последовательной интерпретацией сущности и причин политических событий - таких, как вооруженные конфликты, военные альянсы, дипломатические переговоры и межгосударственные отношения в целом. Реалисты сумели создать элегантную теорию международных отношений, указав на то, что международной системе внутренне присущ конфликт интересов между различными политическими сообществами, и показав, что уникальность международных отношений обусловлена самой природой политических сообществ, выступающих в качестве сторон в этих отношениях.

 

С нашей точки зрения, «периферийная», или проблемная, сторона реалистической теории состоит в самом способе концептуализации этих сообществ, а именно - национальных государств. Существуют разные формы реализма, но за всеми ними стоит одна объединяющая идея: на сцене международных отношений выступают единые «действующие лица», называемые государствами. Далее эти государства рассматриваются как дискретные единицы, функционирующие почти так же, как индивиды в обществе. Эта идея порождает целый комплекс антропоцентрических представлений о государстве и его деятельности на международной арене. Традиционные реалисты описывают взаимодействия между государствами в таких терминах, как «враждебность» и «дружественность»; неореалисты, такие, как Кохейн и Най, говорят о государстве в терминах «чувствительности» и «уязвимости»; а Уолтц говорит даже об «инстинкте выживания» государств[2]. Этот дискурс, рассматривающий государство как единое и автономное рациональное действующее лицо, создает общие рамки для размышлений о том, что обычно описывается как «международная система». Вследствие этого реалистическая теория сводит международные отношения к сцене, на которой государства преследуют свои эгоистические интересы.

 

План Маршалла: программа экономической помощи послевоенной Европе.

План Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом (вступил в действие в апреле 1948 г.). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация индустрии европейских стран и развитие Европы в целом.

В 1947 году была создана специальная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем докладе отмечала, что:

· объем производства в странах Западной Европы значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля;

· потребность в импорте очень высока;

· Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги (туризм, банковские операции и др.);

· произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу последнего;

· наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран - и внутренней, и внешней.

 

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели:

Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктуризованы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.

· Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.

· Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.

· Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.

 

Декларация Шумана

9 мая 1950 г. министр иностранных дел Франции Робер Шуман выступил с декларацией, в которой заявил о решимости Франции предпринять первый шаг для строительства новой Европы и предложил Германии сыграть в этом деле свою роль. Он заявил: «В результате возникнет новая, единая и сильная Европа, где возрастёт жизненный уровень населения, поскольку произойдёт объединение производства и расширение рынка, что приведет к снижению цен…». Шуман призвал положить конец долговременному соперничеству между Францией и Германией, организовать совместное франко-германское производство угля и стали под управлением Высшего руководящего органа, подготовить создание экономического сообщества, решения руководящих органов которого были бы обязательны для государств-членов.

В результате последовавших межправительственных переговоров и дискуссий был подготовлен Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его первоначальными участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Договор был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет и вступил в силу 25 июля 1952 г..

В соответствии с Договором, в течение 1952—1957 гг. был постепенно сформирован общий рынок угля, железной руды, железного лома, стали, чугуна и специальных сталей государств-участников, внутри ЕОУС были отменены таможенные пошлины на продукцию угледобывающей и металлургической промышленности и количественные ограничения в торговле этой продукцией, введены единые транспортные тарифы на перевозки угля и руды, железного лома и продукции металлургической промышленности.

Уже к 1955 г. добыча угля в государствах-членах выросла до 250 млн тонн, а производства стали — до 60 млн тонн в год.

 

16 Римский договор 1957 года как основа ЕЭС (Европейского экономического сообщества)

РИМСКИЙ ДОГОВОР (Rome, Treaty of) - Договор (подписан в 1957 г.), ознаменовавший создание Европейского Экономического Сообщества – ЕЭС, позднее ЕС, а затем Евросоюз (European Union), и образование общего рынка для некоторых видов продукции в торговле между государствами-членами Сообщества. Страны, подписавшие Договор (страны Бенилюкс (Benelux), Франция, Западная Германия и Италия), считали, что создание Сообщества венчает собой успехи Европейского объединения угля и стали, созданного теми же странами в 1952 г (Советская Энциклопедия).

 

Сама по себе идея общеевропейской интеграции была оформлена Римским договором, по которому создавалась общеевропейская экономическая структура, часто называемая Общим рынком, а более официально - Европейским Экономическим Сообществом.

В Европе Римский договор (1957 г.), провозгласив в качестве конечной цели создание общего рынка, т.е. целостного рыночного пространства, по существу явился правовой основой для формирования зоны свободной торговли и в дальнейшем - таможенного союза.

 

Воплощение идеи о создании единого экономического пространства в Европе началось после второй мировой войны. В 1957 году шесть европейских стран: Германия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды, - решили создать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на более широком общем рынке.

ЕЭС представлял собой таможенный союз государств-участников. Главной целью сообщества стало создание единого рынка для свободного движения товаров, людей, капиталов и услуг между странами-членами ЕЭС. Также предусматривалось ведение общей политики в области сельского хозяйства. Государства-участники обязывались гармонизировать свои законодательства в области экономики, условий труда и жизни.

В результате, странами-участниками ЕЭС были созданы зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между членами сообщества. Вместо автономных средств торговой и таможенной политики был введен общий таможенный тариф в отношении третьих стран. Единый внутренний рынок обеспечивал свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы.

Два других договора, подписанных в Риме, касались учреждения Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) и образования Европейского сообщества. Последнее посредством создания общего рынка, экономического и валютного союза, должно было способствовать процветанию европейских государств.

В 1992 году, с подписанием Маастрихтского договора о Европейском союзе, ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество и стало одной из основ Евросоюза.

 

История союза

17 марта 1948 г. пять западноевропейских государств – Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция заключили т.н. Брюссельский пакт. Первые три статьи Договора были посвящены соответственно экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, но именно создание «коллективной самообороны» против возможного агрессора (в первую очередь СССР) стала сущностью этого документа. Согласно Пакту страны-участницы обязались, что в случае, если одна или несколько из них становится объектом вооружённого нападения или агрессии, остальные (опираясь на п. 51 Устава ООН, который разрешает коллективную самооборону) «предоставят военную поддержку атакованной Стороне и другую помощь, а также окажут содействие ее усилиям».

Основными причинами подписания Брюссельского пакта были:

· страх перед «советской военной угрозой» - опасения агрессии со стороны СССР и его союзников из числа стран Центральной и Юго-Восточной Европы;

· недопущение возрождения германского милитаризма и новых попыток развязывания войны со стороны Германии.

Брюссельский пакт, по сути, предвосхитил создание НАТО, появление которого в 1949 г. несколько девальвировало значение Брюссельского пакта для обеспечения коллективной обороны пяти подписавших его стран. Первоначальный текст Пакта не содержал каких-либо положений об организационном механизме реализации положений Договора. Функции т.н. Организации Брюссельского договора (или Западноевропейского союза) перешли к НАТО. Ситуацию изменило Парижское соглашение от 24 октября 1954 г., которое внесло изменения в Пакт относительно создания специальной структуры на его основе – Западноевропейского союза. Вместе с подписанием Парижского соглашения к Брюссельскому договору присоединились Западная Германия и Италия.

В годы холодной войны деятельность Североатлантического Альянса полностью заместила деятельность Западноевропейского союза. Однако это не означало конец его существования. Первые шаги к «реставрации» организации были предприняты в середине 1980-х гг., но подлинное возвращение к активной деятельности Западноевропейского союза произошло только после подписания Маастрихтского договора о Европейском союзе 1992 г. В 1996 г. организация стала выполнять оперативные функции в сфере обороны.

 

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра, НА́ТО — крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния» Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Цели

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности».

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО — коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

 

План Шумана

Важным вкладом Р.Шумана в процесс евроинтеграции стал так называемый «план Шумана» — выдвинутый им в 1950 году проект объединения каменноугольной, железорудной и металлургической промышленности ряда западноевропейских государств. Первоначально идея была предложена французским политиком и экономистом Жаном Монне канцлеру Аденауэру. На основе плана 18 апреля 1951 в Париже правительствами ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга был заключён договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), контролирующего в 1975 году около 90 % выплавки стали, почти 100 % добычи угля и 50 % добычи железной руды в Западной Европе. Целью плана было не допустить тайного одностороннего перевооружения Германии или Франции[3]. 1 января 1973 в ЕОУС вступили Великобритания, Ирландия и Дания.

 

1946-1950 годах Монне являлся руководителем французской генеральной комиссии по планированию и разрабатывал программы модернизации французской экономики. В это время у него возникла идея привлечь в западноевропейскую горнодобывающую промышленность бывшего врага —



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.114 с.)