Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Реалистическая, идеалистическая (либеральная) и марксистская парадигмы в теории международных отношений.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Марксизм международных отношений пяти типов: 1) отношения между капиталистическими государствами; 2) отношения между капиталистическими и социалистическими странами; 3) отношения капиталистических государств со странами докапиталистического типа; 4) отношения социалистических стран с государствами, находящимися на докапиталистической стадии развития; 5) отношения между социалистическими государствами.
Марксизм определил многие важнейшие категории теории международных отношений: «глобализацию», «войну» – обычное состояние капиталистических международных отношений, «конфликт» – ситуацию, предшествующая войне, «справедливую войну» – войну против угнетения и угнетателей. Некоторые аналитики международных отношений в этой связи отмечают, что марксизм в отношении войны созвучен реализму. Но Гоббс объяснял войну природой человека, а марксисты – частной собственностью. Они считали, что, как только она исчезнет, исчезнет и основа для конфликтов и войн. В начале XX в. марксизм вплотную занялся международными отношениями, развивая теорию империализма. Она, во многом благодаря Ленину описывала процесс капиталистического соревнования по глобальной шкале как процесс, перенесенный в сферу межгосударственного, а не только межклассового конфликта. В исследованиях марксистов того времени появились категории: «мировая экономика и политика», «нации», ит. д. Сами международные отношения выделялись не как вторичные, производные от внутренних предпосылок, а как самостоятельная сфера. Очень важным было открытие такой категории как «милитаризм». Позже появились категории «развитых в промышленном отношении стран)» и «периферии (зависимые и колониальные государства)»
Ключевые положения либерально-идеалистической парадигмы выглядят следующим образом.(Теоретическое наследие Фукидида, Макиавелли, Гоббса, де Ваттеля и Клаузевица, с одной стороны, Витория, Гроция, Канта) 1. Участники международных отношений представляют собой достаточно широкий круг акторов, в который входят не только государства, но и международные правительственные и неправительственные организации, общественные объединения и группы, частные предприятия и даже отдельные лица. Более того, идеалисты настаивают на том, что государство не может рассматриваться как рациональный и унитарный актор. Международная политика государства есть равнодействующая постоянной борьбы, согласования и компромисса интересов бюрократической иерархии и отдельных властных структур, гражданской и военной систем общества, различных политических партий и движений, неполитических ассоциаций и профессиональных групп и т.п. (Allison. 1969). 2. Отсутствие верховной власти в международных отношениях не означает фатальной неизбежности господства в них принципа «помоги себе сам». Создание и расширение полномочий международных организаций, совершенствование норм международного права, демократизация международных отношений, распространение на них универсальных норм нравственности и справедливости — делает вполне возможным равноправное участие в международной политике не только великих держав, но и других государств, а также негосударственных акторов. Таким образом, либералы признают лишь один аспект анархии международных отношений и отрицают другой. Более того, они лишь частично согласны с тезисом об отсутствии в международных отношениях центральной власти, наделенной полномочиями принятия решений, обязательных для неуклонного выполнения всеми акторами. 3. Международные процессы многообразны, и международные отношения не могут быть сведены только к состоянию мира и войны, или даже к сотрудничеству и конфликтам. Все это имеет место, причем при все более доминирующей роли международного сотрудничества. Но если представить международные процессы в обобщенном виде как доминирующую тенденцию, то следует говорить о возрастающей взаимозависимости и формировании единого мирового сообщества, сталкивающегося с общими проблемами и потому имеющего общие интересы. 4. Плюрализм международных акторов предполагает и плюрализм их целей. В то же время в этом многообразии все более явственно просматривается единство — приоритет общечеловеческих ценностей и универсальных демократических принципов, на основе которых еле- дует двигаться к формированию нового, сознательно регулируемого мирового порядка, отвечающего общим интересам всего человечества. 5. Согласно либерально-идеалистической парадигме, мировое сообщество демократических государств, при поддержке и давлении общественного мнения, вполне способно улаживать возникающие между своими членами конфликты мирным путем, методами правового регулирования, увеличения числа и роли международных организаций, способствующих расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена. Одна из ее приоритетных тем — это создание системы коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и взаимного отказа от войны как инструмента международной политики, системы, которая позволит покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами (см., например: Clark & Sohn. 1966). 6. Результатом изменений, происходящих в международных отношениях, станет окончательное преодоление их анархической природы и возникновение единого общемирового сообщества, в котором будет покончено с войнами и вооруженными конфликтами. Не исключается и создание мирового правительства, руководимого ООН и действующего на основе детально разработанной мировой конституции. Подобные идеи можно встретить в ряде работ как американских (см., например: Clark & Sohn. 1966), так и европейских (Gerar. 1971) авторов. Идея мирового правительства высказывалась и в папских энцикликах: Иоанна XXIII — «Расет in terris» от 16 апреля 1963 г., Павла VI — «Populoram progressio» от 26 марта 1967 г., а также Иоанна-Павла II — от 2 декабря 1980 г., который и сегодня выступает за создание «политической власти, наделенной универсальной компетенцией». 7. Вышеприведенные положения свидетельствуют о том, что исходным принципом анализа международных отношений в рамках либе- рально-идеалистической парадигмы выступают универсальные ценности и идеалы демократии. Идеалистическая парадигма, существовавшая в истории международных отношений на протяжении веков, сохраняет определенное влияние и в наши дни. Это влияний просматривается и в тех практических шагах, которые предпринимаются мировым сообществом по демократизации и гуманизации международных отношений, и в стратегии нового мирового порядка, ставшей основой внешнеполитической линии США после холодной войны, и в вызывающей не менее острые идейные и политические разногласия концепции кооперативной безопасности. ' Изложение и анализ основных положений этой концепции см. далее. В то же время следует отметить, что идеализм в течение длительного времени считался утратившим всякое влияние и уж во всяком случае противоречащим требованиям меняющейся международной политики и даже опасным для нее по своим последствиям. В 1930-е гг. лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко подорванным вследствие нарастания напряженности в Европе, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939—1945 гг. Значительный урон либерально-идеалистической парадигме нанесла «холодная война» в последующие десятилетия. Результатом стало возрождение на американской почве европейской классической традиции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе международных отношений таких понятий, как «сила» и «баланс сил», «национальный интерес» и «конфликт».
. Реалистическая теория обычно считается наиболее последовательной интерпретацией сущности и причин политических событий - таких, как вооруженные конфликты, военные альянсы, дипломатические переговоры и межгосударственные отношения в целом. Реалисты сумели создать элегантную теорию международных отношений, указав на то, что международной системе внутренне присущ конфликт интересов между различными политическими сообществами, и показав, что уникальность международных отношений обусловлена самой природой политических сообществ, выступающих в качестве сторон в этих отношениях.
С нашей точки зрения, «периферийная», или проблемная, сторона реалистической теории состоит в самом способе концептуализации этих сообществ, а именно - национальных государств. Существуют разные формы реализма, но за всеми ними стоит одна объединяющая идея: на сцене международных отношений выступают единые «действующие лица», называемые государствами. Далее эти государства рассматриваются как дискретные единицы, функционирующие почти так же, как индивиды в обществе. Эта идея порождает целый комплекс антропоцентрических представлений о государстве и его деятельности на международной арене. Традиционные реалисты описывают взаимодействия между государствами в таких терминах, как «враждебность» и «дружественность»; неореалисты, такие, как Кохейн и Най, говорят о государстве в терминах «чувствительности» и «уязвимости»; а Уолтц говорит даже об «инстинкте выживания» государств[2]. Этот дискурс, рассматривающий государство как единое и автономное рациональное действующее лицо, создает общие рамки для размышлений о том, что обычно описывается как «международная система». Вследствие этого реалистическая теория сводит международные отношения к сцене, на которой государства преследуют свои эгоистические интересы.
План Маршалла: программа экономической помощи послевоенной Европе. План Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом (вступил в действие в апреле 1948 г.). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Целью США было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация индустрии европейских стран и развитие Европы в целом. В 1947 году была создана специальная комиссия при президенте США по анализу помощи иностранным государствам. Эта комиссия в своем докладе отмечала, что: · объем производства в странах Западной Европы значительно ниже довоенного с критическим уровнем добычи угля; · потребность в импорте очень высока; · Европа потеряла крупный источник иностранной валюты в форме платежей за услуги (туризм, банковские операции и др.); · произошел сильный сдвиг в соотношении цен между промышленностью и сельским хозяйством в пользу последнего; · наблюдалось разрушение единой системы торговли этих стран - и внутренней, и внешней.
План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели: Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктуризованы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать. · Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам. · Влияние коммунистов и СССР было ослаблено. · Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1066; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.22 (0.014 с.) |