Раздел I. Историческая эволюция Евросоюза и Европейского права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Историческая эволюция Евросоюза и Европейского права.



Раздел I. Историческая эволюция Евросоюза и Европейского права.

Тема 1. Истоки европейской интеграции.

Вопрос 1. Предпосылки образования Евросоюза.

Создание Евросоюза было очень важным событием на европейском континенте. Выделяют предпосылки (условия) создания Евросоюза, которые можно объединить в следующие группы:

 

1. Экономические предпосылки. К ним можно отнести: глобализацию хозяйственных связей, которая привела к формированию международного рынка с транснациональными корпорациями, международным разделением труда, зарубежными инвестициями. Экономические отношения стали выходить за рамки одного государства. Возникла необходимость создания единого, общего рынка.

2. Политические предпосылки. Объединение Европы рассматривалось как средство защиты от крупного потенциального агрессора.

3. Духовные (культурные) предпосылки. Несмотря на разнообразие национальных особенностей европейских народов, их объединяют общие культурные, религиозные, правовые традиции европейской цивилизации. Практически все европейские государства относятся к одной правовой системе (романо - германской).

4. Идеологические предпосылки, а именно – формирование так называемой «панъевропейской идеологии» (рассматривается как идеология единой Европы).

 

Самым первым планом объединения Европы считается план французского юриста Пьера Дюбуа (1306 г.), в котором предлагалось создание христианской республики в Европе. Следующий проект был предложен австрийцем Калержи в 1924 году (выступил с докладом “Pan Europe”, в котором предложил создать панъевропейский союза, который назывался бы «Соединенные штаты Европы» с конфедеративным устройством). В основе этого союза должны были лежать принципы суверенного равенства членов, и целью его был военный альянс.

В 1929 году Аристид Бриан (фр.) предложил свою модель построения Соединенных штатов Европы на основе федеративной связи, с созданием федеративных наднациональных органов власти. В 30 – е годы начался кризис, затем вторая мировая война. До окончания войны идеи объединения Европы были забыты.

Жан Моне и Роберт Шумен (фр.) в 1950 году разработали очередной план создания единой Европы на основе коммунитарного метода. Этот метод предусматривал постепенное образование Соединенных штатов Европы на основе экономического объединения как федерации под управлением общих наднациональных органов. Целью этого объединения была передача франко – германского производства угля и стали под управление общего верховного органа. План был реализован в создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) – отправная точка в создании Евросоюза.

Таким образом, с самого начала развития панъевропейской идеи выделилось три модели европейской интеграции:

1. Создание объединенной Европы как международной организации.

2. Федералистская модель.

3. Модель конфедерации.

 

Вопрос 2. Создание европейских сообществ.

Первым сообществом стало ЕОУС. 18 апреля 1851 года в Париже был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (Парижский договор). Вступил в силу он 25 июля 1952 года. Данный договор – первый источник европейского права. В ст. 1 этого договора указывается, что в основе данного объединения лежат три принципа:

1. Общий рынок угля и стали.

2. Создание общих институтов.

3. Достижение общих целей.

Сторонами договора стали 6 государств (первоначальные члены будущего Евросоюза): Германия, Франция, Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды. Договор своим предметом охватил три сферы (экономическую, политическую, юридическую):

· В экономической сфере предусматривалось создание общего рынка угля и стали путем: отмены таможенных пошлин между государствами; отмены количественных ограничений на импорт / экспорт товаров; устранение ограничений по национальному признаку в вопросах занятости; установление единой ценовой политики и т.д.

· В политической сфере договор предусмотрел создание единых наднациональных органов, которые и управляли этим общим рынком угля и стали (они – прообраз современных органов Евросоюза). Основным (первым) органом был так называемый Верховный орган, который обладал правотворческими и административными функциями. В него входили 9 человек – граждан государств – членов. Председателем был Жан Моне. Изначально этот орган мог принимать решения, обязательные как для государств – членов данного объединения, так и для их органов, физических и юридических лиц. Вторым органом был специальный Совет министров (Совмин), который состоял из министров, по одному от каждого государства – члена. Это был представительный орган. Третий орган – ассамблея. Она состояла из делегатов национальных парламентов. Ассамблея в основном имела консультативные полномочия. Она могла выразить вето Верховному орган и отправить его в отставку. Четвертый орган – Суд Европейского объединения угля и стали.

· В юридической сфере: первый источник европейского права; закрепил международную правосубъектность ЕОУС; договор закрепил за этим объединением качество юридического лица.

 

Таким образом, ЕОУС изначально отличалось от существовавших на тот момент международных организаций. Отличительные черты ЕОУС:

1. Наднациональные органы могли издавать нормативно – правовые акты, обязательные не только для государств – членов, но и для их частных лиц.

2. Наднациональные органы объединения обладали фискальными полномочиями и могли применять штрафные санкции к частным лицам государств – членов.

3. Европейское объединение угля и стали обладало автономным бюджетом, который формировался за счет собственных ресурсов, а не за счет взносов государств – членов.

Учредительный договор был подписан на срок 50 лет (срок истек в 2001 году). С 2002 года ЕОУС перестало существовать, а его полномочия перешли ко второму европейскому сообществу.

25 марта 1957 года в Риме те же шесть государств подписали договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Договор вступил в силу 01.01.1958 года (известен также как Римский договор). Данный договор выступает вторым источником европейского права. Он охватил все сектора экономики, кроме одной сферы – сферы атомной энергетики. Тогда же было создано третье сообщество. 25.03.1957 года в Риме был подписан еще один договор – договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом).

В середине 50 – х годов была заложена первая опора европейского союза (три сообщества).

Договор о создании ЕЭС перенес принципы, установленные в Европейском объединении угля и стали, на все области экономики:

· В экономической сфере первый римский договор предусматривал создание общего рынка уже во всех секторах экономики в течение 12 лет.

· В политической сфере он предусмотрел создание институтов ЕЭС. Главным правотворческим органов стал Совет, состоящий из министров. Вместо Верховного органа была создана Комиссия, обладавшая в основном исполнительными полномочиями. Такие же как в ЕОУС были Ассамблея и Суд.

· В юридической сфере продолжилось формирование европейского права, т.к. этот договор – второй источник европейского права.

 

В 1992 году ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество. С декабря 2009 года Европейское сообщество как самостоятельная организация не существует. Ее полномочия перешли Евросоюзу.

Договор по Евроатому. Те же органы. Специфика: Евроатом – это организация специальной компетенции, в которую входят вопросы научных исследований и промышленного использования ядерной энергии. Охватывает договор только мирное использование атомной энергии. Данный договор закрепил право собственности на расщепляющиеся материалы за Евроатомом.

Таким образом, в течение 50 – х годов XX века были учреждены три европейских сообщества, которые функционировали на основе самостоятельных учредительных договоров, управлялись самостоятельными органами, но в то же время составляли единую систему, поскольку базировались на общих принципах и общих целях.

Вопрос 2. Учреждение Европейского союза.

В 1992 году в г. Маастрихте был подписан договор «О европейском союзе». Вступил в силу в 1993 году (1 ноября). Значение договора:

  1. Предусмотрел новую интеграционную систему Европейского союза (появился термин «union» вместо «community»), которая охватывала все сферы жизнедеятельности: а) экономическая интеграция; б) общая внешняя политики и политика безопасности; в) осуществление правоохранительной функции, а именно: сотрудничество полиции и судебных органов в уголовной сфере. Таким образом. на основе данного договора Европейский союз представлял собой сложную интеграционную систему, базирующуюся на трех опорах:

· Европейские сообщества.

· Общая внешняя политика и политика безопасности.

· Сотрудничество полиции и судебных органов.

  1. Ввел гражданство Европейского союза. Гражданство ЕС не заменяет гражданство государств – членов, а дополняет его («наслаивающееся гражданство»).
  2. Предусмотрел систему органов Евросоюза. Совет европейских сообществ преобразовался в Совет Евросоюза. Исполнительный орган: Комиссия Евросоюза. Суд европейских сообществ и Суд первой инстанции остались. Новый орган: счетная палата.
  3. Предусмотрел перечень основных прав и свобод граждан Евросоюза.
  4. Закрепил в качестве основного принципа деятельности Евросоюза принцип субсидиарности. Евросоюз, согласно данному принципу, решает только те вопросы, которые выходят за пределы возможностей государств – членов.

Таким образом, Маахстритский договор объединил три европейских сообщества без их упразднения в новую целостную конструкцию под названием Европейский союз, дополнив их двумя новыми сферами интеграции: общей внешней политикой и сотрудничеством правоохранительных органов. Сам договор не отменил прежние учредительные акты, а дополнил их.

 

Вопрос 2. Система права ЕС.

Система права ЕС – это упорядоченная и структурированная совокупность элементов, которая выражается в устойчивости многообразных связей между нормами европейского права. Существует три подхода к построению системы права ЕС:

Предметный подход.

Структурный подход.

Функциональный подход.

 

Предметный подход. Это классический подход, в соответствии с которым нормы Европейского права дифференцируются по предмету правового регулирования.

Структурный подход отражает особенности структуры Евросоюза. В систему европейского права включаются шесть блоков:

1. Право европейских сообществ.

2. Право, принятое в рамках общей внешней политики и политики безопасности.

3. Право, принятое в рамках сотрудничества полиции и судебных органов.

4. Нормы, регулирующие общие условия функционирования ЕС.

5. Нормы, определяющие основы правового положения личности.

6. Шенгенское право.

Функциональный подход. Система строится исходя из социального назначения норм Европейского права, при учете предмета правового регулирования. В рамках данного подхода выделяют две отрасли: институционное право и материальное право. Институционное право регулирует порядок формирования и функционирования институтов ЕС (включает конституционное и административное прав). Материальное регулирует отношения, связанные с реализацией целей ЕС (включает право общего рынка и право интеграции).

Раздел I. Историческая эволюция Евросоюза и Европейского права.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.84.171 (0.014 с.)