Раздел I. Понятие права Европейского Союза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Понятие права Европейского Союза



Ответственный редактор

доктор юридических наук, профессор С.Ю. Кашкин

•ПРОСПЕКТ-

МОСКВА 2005


УДК 341.176.2(4)(075.8) ББК 67.412(4)я73

П68.

Авторы: '. С.Ю. Кашкии (руководитель), д-р юрид. наук — предисловие, вопросы № 10-14, 29-32, 43, 124-125, 128, 174, 176, совместно с А.О. Четверико­вым № 1—6, 18—23, 78—88, 160, совместно с П.А. Калиниченко № 119—120, 136—141; канд. юрид. наук, доц. А.О. Четвериков — вопросы № 8-9, 14-15, 17, 24-28, 33-36, 38-39, 41-42, 44-69, 77, 151—157, 161—163, 170—171, совместно с С.Ю. Кашкиным №.. 1—6, 18—23, 29—32, 78—88, 160, совместно с Е.А.Чегринцом №37, 40; канд. юрид. наук П.А. Калиниченко — вопросы № 16, 70—77, 121-123, 126—127, 129-135, 169, 172-173, 175, совместно с С.Ю. Кашкиным № 119-120, 136-141;

канд. юрид. наук Е.А. Чегринец — вопросы № 89—102, 106—108, 164—168, совместно с А.О. Четвериковым № 37, 40; канд. юрид. наук, доц. О.В. Еф-ремкина - № 7, 142-150; А.В. Жупанов - № 103-105, 109-114, 158-159, совместно с А.В. Кондратьевым № 116—118; А.В. Кондратьев — № 115, со­вместно с А.В. Жупановым № 116—118.

Ответственный редактор — заведующий кафедрой права Европейского Союза Московской государственной юридической академии, д-р юрид. наук, проф. С.Ю. Кашкин.

Право Европейского Союза в вопросах и ответах: учеб. по-П68 собие / С.Ю. Кашкин [и др.]; отв. ред. С.Ю. Кашкин. — М.:

ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 304 с.

ISBN 5-98032-771-1

В пособии раскрыты основные темы программы курса «Право Евро­пейского Союза» («Европейское право»), учтены поправки, внесенные Ниццким договором 2001 г.. Договором о присоединении 2003 г., и основ­ные положения Проекта Конституции для Европы.

Предназначено для изучения учебного курса «Право Европейского Союза» («Европейское право».), «Международное публичное право», «Кон­ституционное право»..

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов, препода­вателей, научных работников и юристов-практиков, а также всех заинтере­сованных читателей.,

УДК 341.176.2(4)(075.8). ББК 67.412(4)я73

Издание осуществлено при поддержке «Международного центра парт­нерства и развития РусЕС» («Россия — Европейский Союз»).

© Коллектив авторов, 2005 ISBN 5-98032-771-1 © 000 «Издательство Проспект», 2005


К ЧИТАТЕЛЮ

Из некогда мало известного регионального сугубо, экономиче­ского явления Европейские сообщества выросли в Европейский Союз, уверенно утверждающий себя в качестве растущего геополи­тического центра экономического, политического, финансового и военного влияния.

С 1 мая 2004 г. Союз включает в себя уже 25 стран с совокупным населением около 500 млн человек и территорией, превышающей 5 млн кв. км. Эта уникальная надгосударственная интеграционная организация политической власти представляет собой принципиаль­но новый компонент мирового развития, требующий всестороннего изучения и учета.

С вступлением в Союз ряда бывших республик СССР и наших прежних социалистических союзников у России появилась стратеги­чески важная протяженная общая граница с ним, не говоря уже о том, что он является нашим главным внешнеэкономическим и очень перспективным политическим партнером. Улучшается взаимопони­мание между руководством России и Евросоюза, расширяется со­трудничество в борьбе с международным терроризмом, преступно­стью и во многих других сферах.

Для достижения оптимального сотрудничества и взаимодействия России с Европейским Союзом имеются все необходимые предпо­сылки: исторические судьбы наших народов традиционно взаимно переплетались, культуры взаимообогащались, экономики взаимодо-полнялись. В будущем эта многоплановая и цивилизационко зако­номерная взаимозависимость и взаимовыгодность с неизбежностью будет развиваться и принимать новые формы.

Чрезвычайно велико в этом процессе значение права — важного практического инструмента интеграции и взаимодействия. В рамках Европейского Союза в ходе всеобъемлющей интеграции сформиро­валось качественно новое наднациональное право. В нем интегриро­вались элементы систем как международного, так и национального права, права наиболее передовых европейских стран с устоявшимися демократическими традициями, права, вобравшего в себя опыт как континентальной, так и англо-саксонской правовых семей, богатую г-'-- 3


практику регулирования рыночных отношений, учета социальных факторов и умения согласовывать позиции самых различных участ­ников общественных отношений.

Вот почему право Европейского Союза накопило ценный опыт и в значительной степени стало примером для других интеграционных группировок, в том числе и тех, в которых участвует Российская Фе­дерация.

В рамках уникальной правовой системы Европейского Союза формируются механизмы защиты прав человека не только от лиц, органов и государств, их нарушающих, но и от наднациональных ин­ститутов и органов, создаются демократические правовые инстру­менты, позволяющие согласовывать динамику процессов интегра­ции и глобализации с интересами государств, регионов, а глав­ное — человека, который все более выдвигается в качестве определяющего критерия оценки прогресса нашей цивилизации.

Поскольку многие мировые достижения в сфере права нашли свое концентрированное выражение в праве Европейского Союза, изучение этого качественно нового, наднационального права имеет большое значение для совершенствования системы высшего юриди­ческого образования в России. Оно в определенной степени подво­дит итог развития современного права, его принципов, приемов и методов регулирования общественных отношений и формирует тен­денции его дальнейшего совершенствования.

Одной из первых в России кафедра права Европейского Союза Московской государственной юридической академии опубликовала почти все виды научных, методических и учебных изданий по праву Европейского Союза. Это и фундаментальный учебник «Право Ев­ропейского Союза» (2002 и 2003 гг., «Юристь», 925 с.), единственный на сегодня учитывающий изменения, внесенные Ниццким догово­ром, и сборники документов с комментариями, и учебное пособие «Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии» (2002 г., «Инфра-М», 136 с.).

До сих пор в нашей стране не было популярного краткого, но достаточно полного издания по праву Европейского Союза в вопро­сах и ответах, к которым уже привыкли российские студенты, осо­бенно заочной и вечерней форм обучения. Представляемая вашему вниманию книга ликвидирует этот пробел.

«Право Европейского Союза в вопросах и ответах», однако, не получилось упрощенной и сокращенной версией большого учебни­ка. Это иное по жанру, но вполне обстоятельное и самостоятельное издание.-

Прежде всего, оно принципиально дополняет фундаментальный учебник по содержанию. Так, Европейский Союз планирует в самое ближайшее время принять свою Конституцию. Это первая в истории 4


планеты наднациональная Конституция, которая потребует обстоя­тельного осмысления с теоретической и практической точек зрения. Ее принятие приведет к существенному изменению как основ, так и конкретных сфер права Европейского Союза. В предлагаемой книге весь материал излагается с учетом новелл, вносимых Конституцией Европейского Союза. С момента издания последнего учебника был также принят целый ряд регламентов директив, и других документов, внесших существенные изменения в отдельные отрасли права Евро­пейского Союза, например транспортного, корпоративного, эколо­гического права и т.д. Все это по возможности учтено в этом концен­трированном издании.

Нельзя не отметить учебно-методические достоинства книги, по­зволяющей в доходчивой форме изложить непростые основы надна­циональной системы права, складывающейся в Европейском Союзе. В этом смысле книга оказалась очень полезным средством популяри­зации достижений права Европейского Союза, анализа тенденций его развития и способов решения возникающих проблем.


О.Е. Кутафин

Ректор

Московской государственной юридической академии, академик РАН


ПРЕДИСЛОВИЕ

Большая часть учебных дисциплин, изучаемых в юридических ву­зах нашей страны, связана с российским правом, несколько — с пра­вом международным, и лишь один-единственный предмет — право Европейского Союза (иногда несколько расширительно называемый Европейским правом) — представляет собой сравнительно недавно возникшую принципиально новую систему права — наднациональное право. Оно творчески переработало и интегрировало в себе как эле­менты международного, так и внутригосударственного права, все бо­лее приближаясь к последнему, но так и не превращаясь в него, обога­щая при этом как правовую науку, так и практику.

Право Европейского Союза — это одно из высших достижений современной юридической мысли, воплотившей в себе многовековой правовой опыт наиболее развитых демократических государств Евро­пы и соединивший в себе достоинства разных правовых семей и сис­тем. Это в определенной степени прообраз «права будущего», права, построенного на максимальном согласии, сотрудничестве, координа­ции, со всесторонним учетом интересов каждого государства-члена, региона, а в конечном счете — каждого отдельного человека, который рассматривается в качестве центрального элемента этого права. При этом право Европейского Союза уже сегодня реально и императивно регулирует жизнь более чем полумиллиарда людей из 25 стран по все более расширяющемуся кругу жизненно важных вопросов.

Знакомство с правовыми принципами и механизмами Европей­ского Союза представляет несомненный теоретический и практиче­ский интерес. Право Европейского Союза может служить полезным примером для отечественного законодателя в правовом оформлении и регулировании интеграционных процессов, протекающих в рамках Союза России и Беларуси, СНГ, совершенствовании правовых основ российского федерализма, дальнейшем проведении согласованной с мировыми тенденциями правовой реформы в нашей стране.

Вот почему с конца 90-х гг. новый предмет «Право Европейского Союза» стал все шире включаться в учебную программу российских вузов. В нашей стране возникли серьезные научные школы, появи­лись первые учебные пособия и учебники по этому предмету. Кафед-6


pa права Европейского Союза Московской государственной юриди­ческой академии явилась одной из первых, освоивших при творче­ском сотрудничестве с рядом европейских вузов преподавание этого предмета в России. Ее авторский коллектив помимо прочих книг из­дал на сегодня наиболее полный и учитывающий новеллы вступив­шего в силу 1 февраля 2003 г. Ниццкого договора учебник (925 с.) и столь же современное, но совсем иное — краткое учебное пособие v схемах и комментариях (135 с.), вместе позволяющие на любом уров­не освоить этот непростой предмет. Учебный материал подкрепляет­ся рядом серьезных сборников документов' по праву Европейского Союза, в основном переведенных преподавателями ка4)едры, а также методических материалов.

Чрезвычайно динамичное право Европейского Союза, однако, не стоит на месте. В июле 2003 г. созданным Европейским Союзом спе­циальным Конвентом принят официальный проект Конституции для Европы. Его утверждение приведет к созданию первой надна­циональной Конституции и возникновению наднационального кон­ституционного права.

Учесть это новое явление в учебном процессе необходимо. В то же время разные формы обучения, разные цели изучения этого предмета студентами требуют использования новых и разнообразных методик обучения и видов учебной литературы. Поэтому, имея опыт создания всеобъемлющего базового учебника и более визуально ориентирован­ного краткого пособия, сочетающего текст со схемами, авторский коллектив решил предложить читателю ставшее в последнее время по­пулярным издание в форме вопросов и ответов. По праву Европейско­го Союза такое пособие издается в нашей стране впервые.

Настоящее пособие подготовлено с учетом учредительных, нор­мативных и иных правовых актов Европейского Союза и Сообществ по состоянию на 10 апреля 2004 г., включая проект будущей Консти­туции Союза, вступление которой в силу ожидается не ранее 2006 г.

Предлагаемое читателю издание органично вписывается в имею­щуюся систему учебных и методических материалов по праву Евро­пейского Союза. Оно написано в соответствии с обновленной учеб­ной программой курса «Право Европейского Союза» и четко и с дос-

' Право Европейского Союза: документы и комментарии / отв. ред. С.Ю. Каш­кин. М.: Терра, 1999. 640 с.

Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Юриспруденция, 2001. 208 с. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии: учеб. пособие / под ред. С.Ю. Кашкина. М.:

ИНФРА-М, 2002. 137 с.

Шенгенские соглашения / вступ. статья и сост. С.Ю. Кашкин, А.О. Четве­риков. М:. Профобразование, 2000. 192 с. Россия и Европейский Союз: докумен­ты и материалы / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрид. лит., 2003. 560 с.


таточной полнотой раскрывает все основные темы учебной программы.

В сочетании с вышеупомянутым учебником и учебным пособием в схемах и комментариях предлагаемое издание обеспечивает глубо­кие и качественные знания предмета.

В то же время предлагаемое пособие занимает свое, только ему принадлежащее место в списке рекомендованных по этому предмету изданий. С учетом особого дефицита учебного времени, отводимого в учебных планах этой непростой дисциплине, и времени, выделяе­мого на подготовку к зачету или экзамену (особенно для заочной и вечерней форм обучения), предлагаемое пособие позволяет наиболее эффективно освоить прежде всего минимально достаточные основы знаний права Европейского Союза. Особенно оно методически удоб­но для повторения и обобщения материала после изучения фунда­ментального учебника и рекомендованных первоисточников.

Пособие обладает рядом присущих ему дидактических и методи­ческих особенностей:

— авторы стремились логично изложить в нем всю совокупность требуемых учебной программой знаний, но в максимально сжатой и лаконичной форме;

— книга написана просто, но не упрощенно — это вполне серь­езное издание, снабженное солидным научным аппаратом;

— по объему содержания и глубине анализа книга носит одно­временно дополнительный к базовому учебнику характер — она так­же знакомит с новейшими документами и событиями, определяю­щими современное положение и перспективы развития предмета. В частности, это единственное пока учебное пособие, которое учи­тывает проект будущей Конституции для Европы, знание которого необходимо почти по всем разделам изучаемого предмета.

Здесь помещены не только те вопросы, которые традиционно присутствуют в экзаменационных билетах, но и те, которые вероят­нее всего могут задать экзаменаторы, стремящиеся объективно оце­нить знания студента.

Пособие рассчитано не столько и не только на сдачу экзамена, но ставит своей целью понимание предмета, получение системных, упо­рядоченных знаний, умений ими пользоваться на практике, а также ознакомление с новейшими тенденциями и перспективами развития права Европейского Союза.

Методически многие ответы представляют собой, прежде всего, добротную канву, базовую модель ответа, его схематический «ске­лет», который необходимо конкретизировать правовыми нормами, аргументами, фактами, комментариями, иллюстрациями, и собствен­ными выводами, проявив инициативу и самостоятельность для полу­чения высшей оценки своего ответа. Поставленные вопросы застав-8


ляют задуматься о сути и проблемах права Европейского Союза, а структура и характер ответов — научиться выделять главное и пред­ставлять, что к нему необходимо добавить для достижения студентом полноты и глубины изложения материала.

В книге учитывается полезный отечественный и зарубежный опыт по созданию учебников и учебных пособий. Использованию зарубеж­ного опыта способствовала продолжительная и плодотворная работа с Центром международного правового сотрудничества (г. Лейден, Ни­дерланды), рядом голландских и бельгийских университетов.

Предлагаемое вашему вниманию пособие является многоцеле­вым. Оно раскрывает основные темы учебного курса «Право Евро­пейского Союза» («Европейское право»), охватывает ряд тем между­народного публичного права, а в институционной части предлагае­мый материал тесно связан с конституционным правом. Настоящее издание окажется полезным для студентов, аспирантов, преподава­телей, научных работников и юристов-практиков, занятых во всех упомянутых сферах правовой деятельности.

В конце пособия помещен список литературы, рекомендованной для углубленного изучения всего курса и его отдельных разделов.

Одновременно вопросы и ответы рассчитаны отнюдь не только на формальную успешную сдачу экзамена — они определенно содер­жательны для любого человека, интересующегося правом Европей­ского Союза. Это, пожалуй, самая удобная для любого юриста, осо­бенно не изучавшего этот предмет ранее, книга. Она дает достаточно широкий и вполне профессиональный обзор состояния права Евро­пейского Союза не только на сегодняшний день, но и на ближайшую перспективу.

Силами сотрудников кафедры создан интернет-сайт', на котором находится большой объем информации по праву Европейского Сою­за, в том числе и на английском языке. Им пользуются граждане бо­лее 20 стран мира. Это наш своего рода дистанционный помощник в процессе изучения права Европейского Союза. Там вы найдете мно­гое из того, что нам не удалось «вместить» в скромные рамки этого небольшого издания. На этом сайте вы также можете высказать свои пожелания и замечания по поводу этой книги.

Заведующий кафедрой

права Европейского Союза,

профессор Кашкин С.Ю.

' eulaw.edu.ru


Раздел пятый «Общие положения»,

Что такое «Статут Суда»?

Статут Суда — основной источник, закрепляющий внутреннюю организацию и порядок функционирования судебной власти Евро­пейского Союза. Хотя в названии Статута указано только слово «Суд», его нормы распространяются и на Трибунал первой инстан­ции, и на судебные палаты (когда они будут созданы).

Действующий Статут Суда принят в 2001 г. и включает в себя пять разделов:

— раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов» (ст. 2—8)';

Статья 1 имеет вводный характер и не входит ни в один из разделов.


— раздел П «Организация» (ст. 9—18);

— раздел III «Процедура» (ст. 19—46);

— раздел Г/ «Трибунал первой инстанции Европейских сооб­ществ» (ст. 47—62);

— раздел V «Заключительные положения» (ст. 63—64).

Статут Суда — источник первичного права Европейского Союза. Он содержится в специальном протоколе, который приложен ко всем учредительным договорам этой организации, а в дальнейшем будет приложен к Конституции Союза (см. вопросы № 15, № 17).

Однако, в отличие от остальных положений учредительных до­кументов, нормы Статута (кроме раздела I) могут изменяться в упро­щенном порядке — путем внесения поправок Советом Европейского Союза (без ратификации со стороны государств-членов).

Детальные правила процедуры судов Союза закрепляют их про­цессуальные регламенты.

49. Входит ли Европейский суд по правам человека в судебную сис­тему Европейского Союза?

Нет. Европейский суд по правам человека (Страсбург) учрежден Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и функционирует в рамках другой интеграционной организа­ции — Совета Европы. Он рассматривает дела по жалобам на нару­шения упомянутой Конвенции со стороны ее государств-участников (включая Россию).

По итогам рассмотрения дела Европейский суд по правам чело­века может признать страну нарушителем, а также назначить выпла­ту «справедливой компенсации» потерпевшей стороне, размер кото­рой определяет самостоятельно (ст. 41). При этом физические лица и их объединения вправе обращаться в данный Суд лишь в качестве последнего средства, «после того, как были исчерпаны все внутрен­ние средства правовой защиты» (ст. 35 Конвенции).

Члены Европейского суда по правам человека избираются Пар­ламентской ассамблеей Совета Европы (состоит из представителей национальных парламентов). Контроль за исполнением его решений осуществляет Комитет министров Совета Европы (входят по одному министру от каждого государства — участника организации).

Европейский суд по правам человека является высшим гарантом соблюдения в масштабах всей Европы основных прав личности «пер­вого поколения» (главным образом, личные и политические права человека и гражданина, а также право собственности). В дальней­шем, после планируемого присоединения Европейского Союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в этом Суде можно будет обжаловать действия и решения наднациональных институтов и органов Союза, в том числе судебных. Однако сегодня 104


такая возможность отсутствует (жалобы могут направляться только против государств-участников).

Следует отметить, что термины «Европейский суд» (примени тельно к высшему судебному органу Союза) и «Европейский суд по правам человека» не являются синонимами и различны по написа­нию в официальных языках:

— Европейский суд (т.е. Суд Европейских сообществ): European Court of Justice (англ.), Cour de justice europeenne (франц.),

Европейский суд по правам человека: European Court of Hum­an Rights (англ.), Cour europeenne des droits de 1'homme (франц.).

Что такое «политика Союза»?

Политика Союза — это комплекс мероприятий, проводимых им в отношении конкретных сфер общественной жизни.

Поскольку таких сфер существует ныне свыше 20, в учредитель­ных документах термин «политика» используется во множественном числе (англ. policies; франц. politiques). В частности, так именуется третья часть Договора о ЕС (дословно: «Политики Сообщества»). Так же будет именоваться третья часть будущей Конституции (дословно:

«Политики и функционирование Союза»).

В некоторых случаях учредительные документы вместе со словом «политика» используют прилагательное общая с целью подчеркнуть стремление к выработке единого политического курса в определен­ной сфере: «общая торговая политика», «общая политика в сфере транспорта», «общая политика в сферах сельского хозяйства и рыбо­ловства» и т.д.

Напротив, в тех областях, где деятельность Сообщества и Союза сводится в основном к дополнению и поддержке (в том числе финан­совой) мер, осуществляемых на уровне отдельных государств-чле­нов, учредительные договоры обычно употребляют более осторож­ные формулировки: «содействие научным исследованиям и техноло­гическому развитию», «вклад в образование и качественное обучение, а также в расцвет культур государств-членов» и т.п.

С точки зрения своего предмета политика Союза подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Первая обращена к общественным отно­шениям, складывающимся на территории Союза между его государ­ствами-членами, гражданами и юридическими лицами. Внешняя по­литика имеет своим предметом отношения Европейского Союза с государствами, не входящими в его состав (с «третьими странами»), а также с международными организациями.

81. На какие виды (категории) подразделяется компетенция Евро­пейского Союза?

Сообразно модели федеративных государств компетенция Союза подразделяется на две основные категории — в зависимости от ее со­отношения с компетенцией государств-членов.

Первая категория — исключительная компетенция — охватывает вопросы, решение которых полностью изъято из ведения госу­дарств-членов и должно осуществляться только Союзом в лице своих институтов и органов.

Примером служит установление пошлин общего таможенного тарифа в отношении продукции, импортируемой в ЕС из третьих стран, а также другие мероприятия в рамках общей торговой (внеш­неторговой) политики Сообщества. К исключительной компетенции 139


ЕС относится и разработка денежной политики в пределах «зоны евро».

Подавляющее большинство вопросов, подведомственных Евро­пейскому Союзу, образуют его совместную компетенцию с государст­вами-членами. По этим вопросам последние не лишаются возмож­ности принимать собственные правовые акты и другие меры на на­циональном уровне. Однако эти меры должны соответствовать законодательству, изданному институтами Союза, и в случае проти­воречия последнее имеет приоритет.

Осуществление Союзом совместной компетенции подчиняется принципу субсидиарности, в соответствии с которым он не должен вмешиваться в проблемы, способные эффективно решаться в рамках отдельных государств-членов (см. вопрос № 23). Напротив, если конкретная проблема имеет транснациональные масштабы, то Союз не только может, но и должен предпринять необходимые шаги.

Хотя термины «исключительная» и «совместная» применительно к компетенции Союза употребляются в его действующих учредитель­ных документах (например, ст. 5 и 133 Договора о ЕС), определения данных терминов они не содержат.

Указанный пробел будет устранен в Конституции Союза, проект которой посвящает несколько статей установлению и разграничению его разных категорий компетенции (франц. categories de competence). Наряду с «исключительной» и «совместной» компетенцией в отдель­ную группу выделены «сферы деятельности, направленной на под­держку, координацию или дополнение» (защита здоровья, культура и др.). Это те сферы общественной жизни, в которых Союз не должен стремиться проводить унификацию или гармонизацию националь­ного права, но может координировать деятельность государств-чле­нов или помогать им.

В качестве особых категорий компетенции в проекте Конститу­ции указаны координация Союзом экономической политики и по­литики занятости государств-членов, общая внешняя политика и по­литика безопасности.

82. Планируется ли дальнейшее расширение компетенции Европей­ского Союза?

Да. Речь идет о таких новых сферах, как космос (европейская кос­мическая политика) и спорт. Проект Конституции также расширяет круг задач Союза в некоторых других, уже осуществляемых им видах деятельности: защита населения от катастроф (гражданская защита), энергетика, туризм и др.

В основном же будущая Конституция ориентируется не столько на дальнейший рост имеющейся у Союза компетенции, которая и 140


так достаточно широка (не следует забывать о наличии «статей-лазе­ек»), сколько на повышение эффективности процесса ее реализации.

Главными средствами выступают, с одной стороны, дальнейшее сокращение количества вопросов, в которых государства-члены распо­лагают правом вето (при голосовании их министров в Совете Евро­пейского Союза), с другой стороны, развитие «продвинутого сотруд­ничества» в тех областях, где отдельные страны Союза желают разви­вать интеграцию более быстрыми темпами (см. вопрос № 15). Подобное сотрудничество в рамках Европейского Союза планирует­ся установить, в частности, в рамках оборонной политики.

Дополнительным механизмом для увеличения эффективности функционирования Союза служит учреждение новых органов и по­стов, таких как министр иностранных дел. Председатель Европей­ского совета и прокуратура.


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Договор о Евратоме — Договор об учреждении Европейского со­общества по атомной энергии 1957 г.

Договор о ЕОУС — Договор об учреждении Европейского объе­динения угля и стали 1951 г. (утратил силу в 2002-г.)

Договор о ЕС — Договор об учреждении Европейского сообще­ства 957 г.

Договор о ЕЭС — прежнее название Договора о ЕС (до 1 ноября 1993 г.)

Евратом — Европейское сообщество по атомной энергии

ЕКПЧ — Европейская конвенция о защите прав человека и ос­новных свобод 1950 г.

ЕОУС — Европейское объединение угля и стали (прекратило су­ществование 24 июля 2002 г.)

ЕПС — Европейское политическое сотрудничество, предшест­венник ОВПБ

ЕС — Европейское сообщество

ЕСХ — Европейская социальная хартия 1961 г.

ЕСЦБ — Европейская система центральных банков

ЕЦБ — Европейский центральных банк

ЕЭС — Европейское экономическое сообщество, прежнее назва­ние ЕС, утратившее силу 1 ноября 1993 г.

ОВПБ — общая внешняя политика и политика безопасности, вторая опора Европейского Союза

ПВД — правосудие и внутренние дела

СПСО — сотрудничество полиций и судебных органов в уголов-но-правовой сфере, третья опора Европейского Союза

19*


БИБЛИОГРАФИЯ

I. Учебная литература

1. Право Европейского Союза. Учебник / под ред. С. Ю. Кашкина. М.:

Юрисгь, 2002.

2. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии. Учебное посо­бие / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Инфра-М, 2002.

3. Россия и Европейский Союз: документы и материалы / под ред. С. Ю. Каш­кина. М.: Юридическая литература, 2003.

4. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Юриспруденция., 2001.

5. Право Европейского Союза: Документы и комментарии / под ред. С. Ю. Каш­кина. М.: ТЕРРА, 1999.

6. Документы Европейского Союза. М., 1994—1999. Т. I—V.

7. Европейский Союз. Путеводитель / под ред. Ю. А. Борко и О. В. Бутори-ной. М.: Интердиалект-1-, 2003.

8. Европейский суд по правам человека: избранные решения: в 2 т. М.: Нор­ма, 2000.

9. Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000.

10. Основы права Европейского Союза: учеб. пособие / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Белые альвы, 1997.

11. Суд Европейских сообществ: избранные решения. М.: Норма, 2001.

12. Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. М.: Норма, 2001.

13. Топорнин Б. Н. Европейское право: учеб. М.: Юристь, 1998.

14. Айр/пди Г. Основы права Европейского сообщества. Введение в конститу­ционное и административное право Европейского сообщества. М.; ЮНИТИ, 1998.

15. Шенгенские соглашения. М.: Профобразование, 2000.

16. Энтин Л. М. (отв. ред.). Европейское право: учеб. М.: Норма, 2003.

II. Интернет-ресурсы

http://europa.eu.int — официальный сайт Европейского Союза. www.eur.rn — представительство Европейской комиссии в России. http://eulaw.edu.ru — сайг кафедры права Европейского Союза Московской государственной юридической академии.

www.aes.org.ru — Ассоциация Европейских исследований.


ОГЛАВЛЕНИЕ

К ЧИТАТЕЛЮ.............................................. 3

ПРЕДИСЛОВИЕ............................................. 6

РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

1. Что такое «право Европейского Союза»?..................... 10

2. Какова географическая сфера действия права Европейского Союза? 10

3. Кто выступает субъектами права Европейского Союза?......... 11

4. Каковы предмет и содержание права Европейского Союза?......' 12

5. Какие методы использует право Европейского Союза?.......... 13

6. На скольких языках существует право Европейского Союза?..... 13

7. Где публикуются нормативные акты и иные документы

Европейского Союза?................................... 14

РАЗДЕЛ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

8. Кем создается право Европейского Союза?................... 16

9. Существует ли в Европейском Союзе лоббизм?............... 17

10. Как происходило формирование Европейского Союза

и его правовой системы?.................^........... ^.. 18

11. Каковы предпосылки образования Европейского Союза?....... 21

12. Как развивалась «европейская идея» до

Первой мировой войны?................................ 22

13. Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой

мировой войны до начала формирования Европейского Союза?.. 23

14. Как устроен Европейский Союз в настоящее время?........... 26

15. Что представляют собой учредительные документы

Европейского Союза?.................................. 27

16. Что представляет собой Договор о присоединении 2003 г.?...... 34

17. Как осуществляется подготовка Конституции

Европейского Союза?.................................. 36

РАЗДЕЛ III. ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

18. Что такое «принципы права Европейского Союза»?........... 39

19. Что означают принципы верховенства и прямого действия

права Европейского Союза?............................. 39

20. Где закреплены принципы верховенства и прямого действия

права Европейского Союза?............................. 41

21. В чем заключаются общие принципы права?................. 42

22. В чем заключаются специальные принципы права?............ 43

23. Каковы важнейшие принципы деятельности Европейского

Союза?............................................. 44

РАЗДЕЛ IV. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

24. Какие источники составляют первичное право

Европейского Союза?.................................. 46

25. Из каких источников складывается вторичное право

Европейского Союза?.................................. 48

26. Какие виды правовых актов издают институты

Европейского Союза?.................................. 51

27. Как изменится система правовых актов институтов

Европейского Союза после принятия Конституции?........... 56

28. Каковы источники прецедентного права Европейского Союза?... 56 РАЗДЕЛ V. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

29. Какова правовая природа Европейского Союза?.............. 58


30. В чем проявляется международно-правовая составляющая права

Европейского Союза?.................................... 59

31. В чем проявляются элементы государственности в праве

Европейского Союза?.................................. 60

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза,

международное право и национальное право государств-членов?. 61 РАЗДЕЛ VI. ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

33. Из каких элементов складывается организационный механизм

Европейского Союза?.................................. 63

34. Где закрепляется правовое положение институтов и органов

Европейского Союза?.................................. 64

35. Каков статус политических институтов Европейского Союза?..... 65

^ Европейский парламент............................. 66

Совет Европейского Союза........................... 72

Европейская комиссия.............................. 78

36. Что такое Европейский совет?........................... 83

37. Каковы основные контрольные институты и органы

Европейского Союза?.................................. 84

Европейский омбудсман............................. 85

38. Какими правоохранительными органами располагает

Европейский Союз?................................... 87

39. Какие органы Европейского Союза осуществляют

консультативные функции?.............................. 90

40. Какие специализированные органы функционируют в рамках

экономического и валютного союза?....................... 92

Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк................................. 92

41. Чем'занимается Европейский инвестиционный банк?.......... 94

42. Какие агентства существуют в Европейском Союзе?............ 96

43. Используется ли принцип разделения властей в формировании

и деятельности органов Европейского Союза?............... 98

44. Где размещены институты и органы Европейского Союза?...... 99

РАЗДЕЛ VII. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

45. Какую роль играет судебная власть в Европейском Союзе?...... 101

46. Сколько звеньев включает судебная система

Европейского Союза?.................................. 101

47. Почему в названиях судов Европейского Союза используется

устаревшая терминология?.............................. 102

48. Что такое «Статут Суда»?................................ 103

49. Входит ли Европейский суд по правам человека в судебную

систему Европейского Союза?........................... 104

50. Кто и в каких случаях может привлекать государства-члены

к ответственности перед судами Европейского Союза?......... 105

51. Рассматривают ли суды Европейского Союза

межгосударственные споры?............................. 106

52. Можно ли подавать в суды Европейского Союза иски к его

институтам и органам?..............'..........:........ 107

53. Что такое «иски о договорной и внедоговорной ответственности

Сообщества»?........................................ 108

54. В каких случаях физические и юридические лица вправе

обращаться в суды Европейского Союза?................... 109

55. Что такое «преюдициальные запросы»?..................... 110


56. Как распределяется юрисдикция между судами

Европейского Союза?.................................. 111

57. Какие дополнительные категории дел правомочны разбирать



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.193 с.)