Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Понятие права Европейского Союза↑ Стр 1 из 22Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ответственный редактор доктор юридических наук, профессор С.Ю. Кашкин •ПРОСПЕКТ- МОСКВА 2005 УДК 341.176.2(4)(075.8) ББК 67.412(4)я73 П68. Авторы: '. С.Ю. Кашкии (руководитель), д-р юрид. наук — предисловие, вопросы № 10-14, 29-32, 43, 124-125, 128, 174, 176, совместно с А.О. Четвериковым № 1—6, 18—23, 78—88, 160, совместно с П.А. Калиниченко № 119—120, 136—141; канд. юрид. наук, доц. А.О. Четвериков — вопросы № 8-9, 14-15, 17, 24-28, 33-36, 38-39, 41-42, 44-69, 77, 151—157, 161—163, 170—171, совместно с С.Ю. Кашкиным №.. 1—6, 18—23, 29—32, 78—88, 160, совместно с Е.А.Чегринцом №37, 40; канд. юрид. наук П.А. Калиниченко — вопросы № 16, 70—77, 121-123, 126—127, 129-135, 169, 172-173, 175, совместно с С.Ю. Кашкиным № 119-120, 136-141; канд. юрид. наук Е.А. Чегринец — вопросы № 89—102, 106—108, 164—168, совместно с А.О. Четвериковым № 37, 40; канд. юрид. наук, доц. О.В. Еф-ремкина - № 7, 142-150; А.В. Жупанов - № 103-105, 109-114, 158-159, совместно с А.В. Кондратьевым № 116—118; А.В. Кондратьев — № 115, совместно с А.В. Жупановым № 116—118. Ответственный редактор — заведующий кафедрой права Европейского Союза Московской государственной юридической академии, д-р юрид. наук, проф. С.Ю. Кашкин. Право Европейского Союза в вопросах и ответах: учеб. по-П68 собие / С.Ю. Кашкин [и др.]; отв. ред. С.Ю. Кашкин. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 304 с. ISBN 5-98032-771-1 В пособии раскрыты основные темы программы курса «Право Европейского Союза» («Европейское право»), учтены поправки, внесенные Ниццким договором 2001 г.. Договором о присоединении 2003 г., и основные положения Проекта Конституции для Европы. Предназначено для изучения учебного курса «Право Европейского Союза» («Европейское право».), «Международное публичное право», «Конституционное право».. Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов, преподавателей, научных работников и юристов-практиков, а также всех заинтересованных читателей., УДК 341.176.2(4)(075.8). ББК 67.412(4)я73 Издание осуществлено при поддержке «Международного центра партнерства и развития РусЕС» («Россия — Европейский Союз»). © Коллектив авторов, 2005 ISBN 5-98032-771-1 © 000 «Издательство Проспект», 2005 К ЧИТАТЕЛЮ Из некогда мало известного регионального сугубо, экономического явления Европейские сообщества выросли в Европейский Союз, уверенно утверждающий себя в качестве растущего геополитического центра экономического, политического, финансового и военного влияния. С 1 мая 2004 г. Союз включает в себя уже 25 стран с совокупным населением около 500 млн человек и территорией, превышающей 5 млн кв. км. Эта уникальная надгосударственная интеграционная организация политической власти представляет собой принципиально новый компонент мирового развития, требующий всестороннего изучения и учета. С вступлением в Союз ряда бывших республик СССР и наших прежних социалистических союзников у России появилась стратегически важная протяженная общая граница с ним, не говоря уже о том, что он является нашим главным внешнеэкономическим и очень перспективным политическим партнером. Улучшается взаимопонимание между руководством России и Евросоюза, расширяется сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, преступностью и во многих других сферах. Для достижения оптимального сотрудничества и взаимодействия России с Европейским Союзом имеются все необходимые предпосылки: исторические судьбы наших народов традиционно взаимно переплетались, культуры взаимообогащались, экономики взаимодо-полнялись. В будущем эта многоплановая и цивилизационко закономерная взаимозависимость и взаимовыгодность с неизбежностью будет развиваться и принимать новые формы. Чрезвычайно велико в этом процессе значение права — важного практического инструмента интеграции и взаимодействия. В рамках Европейского Союза в ходе всеобъемлющей интеграции сформировалось качественно новое наднациональное право. В нем интегрировались элементы систем как международного, так и национального права, права наиболее передовых европейских стран с устоявшимися демократическими традициями, права, вобравшего в себя опыт как континентальной, так и англо-саксонской правовых семей, богатую г-'-- 3 практику регулирования рыночных отношений, учета социальных факторов и умения согласовывать позиции самых различных участников общественных отношений. Вот почему право Европейского Союза накопило ценный опыт и в значительной степени стало примером для других интеграционных группировок, в том числе и тех, в которых участвует Российская Федерация. В рамках уникальной правовой системы Европейского Союза формируются механизмы защиты прав человека не только от лиц, органов и государств, их нарушающих, но и от наднациональных институтов и органов, создаются демократические правовые инструменты, позволяющие согласовывать динамику процессов интеграции и глобализации с интересами государств, регионов, а главное — человека, который все более выдвигается в качестве определяющего критерия оценки прогресса нашей цивилизации. Поскольку многие мировые достижения в сфере права нашли свое концентрированное выражение в праве Европейского Союза, изучение этого качественно нового, наднационального права имеет большое значение для совершенствования системы высшего юридического образования в России. Оно в определенной степени подводит итог развития современного права, его принципов, приемов и методов регулирования общественных отношений и формирует тенденции его дальнейшего совершенствования. Одной из первых в России кафедра права Европейского Союза Московской государственной юридической академии опубликовала почти все виды научных, методических и учебных изданий по праву Европейского Союза. Это и фундаментальный учебник «Право Европейского Союза» (2002 и 2003 гг., «Юристь», 925 с.), единственный на сегодня учитывающий изменения, внесенные Ниццким договором, и сборники документов с комментариями, и учебное пособие «Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии» (2002 г., «Инфра-М», 136 с.). До сих пор в нашей стране не было популярного краткого, но достаточно полного издания по праву Европейского Союза в вопросах и ответах, к которым уже привыкли российские студенты, особенно заочной и вечерней форм обучения. Представляемая вашему вниманию книга ликвидирует этот пробел. «Право Европейского Союза в вопросах и ответах», однако, не получилось упрощенной и сокращенной версией большого учебника. Это иное по жанру, но вполне обстоятельное и самостоятельное издание.- Прежде всего, оно принципиально дополняет фундаментальный учебник по содержанию. Так, Европейский Союз планирует в самое ближайшее время принять свою Конституцию. Это первая в истории 4 планеты наднациональная Конституция, которая потребует обстоятельного осмысления с теоретической и практической точек зрения. Ее принятие приведет к существенному изменению как основ, так и конкретных сфер права Европейского Союза. В предлагаемой книге весь материал излагается с учетом новелл, вносимых Конституцией Европейского Союза. С момента издания последнего учебника был также принят целый ряд регламентов директив, и других документов, внесших существенные изменения в отдельные отрасли права Европейского Союза, например транспортного, корпоративного, экологического права и т.д. Все это по возможности учтено в этом концентрированном издании. Нельзя не отметить учебно-методические достоинства книги, позволяющей в доходчивой форме изложить непростые основы наднациональной системы права, складывающейся в Европейском Союзе. В этом смысле книга оказалась очень полезным средством популяризации достижений права Европейского Союза, анализа тенденций его развития и способов решения возникающих проблем.
Ректор Московской государственной юридической академии, академик РАН ПРЕДИСЛОВИЕ Большая часть учебных дисциплин, изучаемых в юридических вузах нашей страны, связана с российским правом, несколько — с правом международным, и лишь один-единственный предмет — право Европейского Союза (иногда несколько расширительно называемый Европейским правом) — представляет собой сравнительно недавно возникшую принципиально новую систему права — наднациональное право. Оно творчески переработало и интегрировало в себе как элементы международного, так и внутригосударственного права, все более приближаясь к последнему, но так и не превращаясь в него, обогащая при этом как правовую науку, так и практику. Право Европейского Союза — это одно из высших достижений современной юридической мысли, воплотившей в себе многовековой правовой опыт наиболее развитых демократических государств Европы и соединивший в себе достоинства разных правовых семей и систем. Это в определенной степени прообраз «права будущего», права, построенного на максимальном согласии, сотрудничестве, координации, со всесторонним учетом интересов каждого государства-члена, региона, а в конечном счете — каждого отдельного человека, который рассматривается в качестве центрального элемента этого права. При этом право Европейского Союза уже сегодня реально и императивно регулирует жизнь более чем полумиллиарда людей из 25 стран по все более расширяющемуся кругу жизненно важных вопросов. Знакомство с правовыми принципами и механизмами Европейского Союза представляет несомненный теоретический и практический интерес. Право Европейского Союза может служить полезным примером для отечественного законодателя в правовом оформлении и регулировании интеграционных процессов, протекающих в рамках Союза России и Беларуси, СНГ, совершенствовании правовых основ российского федерализма, дальнейшем проведении согласованной с мировыми тенденциями правовой реформы в нашей стране. Вот почему с конца 90-х гг. новый предмет «Право Европейского Союза» стал все шире включаться в учебную программу российских вузов. В нашей стране возникли серьезные научные школы, появились первые учебные пособия и учебники по этому предмету. Кафед-6 pa права Европейского Союза Московской государственной юридической академии явилась одной из первых, освоивших при творческом сотрудничестве с рядом европейских вузов преподавание этого предмета в России. Ее авторский коллектив помимо прочих книг издал на сегодня наиболее полный и учитывающий новеллы вступившего в силу 1 февраля 2003 г. Ниццкого договора учебник (925 с.) и столь же современное, но совсем иное — краткое учебное пособие v схемах и комментариях (135 с.), вместе позволяющие на любом уровне освоить этот непростой предмет. Учебный материал подкрепляется рядом серьезных сборников документов' по праву Европейского Союза, в основном переведенных преподавателями ка4)едры, а также методических материалов. Чрезвычайно динамичное право Европейского Союза, однако, не стоит на месте. В июле 2003 г. созданным Европейским Союзом специальным Конвентом принят официальный проект Конституции для Европы. Его утверждение приведет к созданию первой наднациональной Конституции и возникновению наднационального конституционного права. Учесть это новое явление в учебном процессе необходимо. В то же время разные формы обучения, разные цели изучения этого предмета студентами требуют использования новых и разнообразных методик обучения и видов учебной литературы. Поэтому, имея опыт создания всеобъемлющего базового учебника и более визуально ориентированного краткого пособия, сочетающего текст со схемами, авторский коллектив решил предложить читателю ставшее в последнее время популярным издание в форме вопросов и ответов. По праву Европейского Союза такое пособие издается в нашей стране впервые. Настоящее пособие подготовлено с учетом учредительных, нормативных и иных правовых актов Европейского Союза и Сообществ по состоянию на 10 апреля 2004 г., включая проект будущей Конституции Союза, вступление которой в силу ожидается не ранее 2006 г. Предлагаемое читателю издание органично вписывается в имеющуюся систему учебных и методических материалов по праву Европейского Союза. Оно написано в соответствии с обновленной учебной программой курса «Право Европейского Союза» и четко и с дос- ' Право Европейского Союза: документы и комментарии / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Терра, 1999. 640 с. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / отв. ред. С.Ю. Кашкин. М.: Юриспруденция, 2001. 208 с. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии: учеб. пособие / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: ИНФРА-М, 2002. 137 с. Шенгенские соглашения / вступ. статья и сост. С.Ю. Кашкин, А.О. Четвериков. М:. Профобразование, 2000. 192 с. Россия и Европейский Союз: документы и материалы / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрид. лит., 2003. 560 с. таточной полнотой раскрывает все основные темы учебной программы. В сочетании с вышеупомянутым учебником и учебным пособием в схемах и комментариях предлагаемое издание обеспечивает глубокие и качественные знания предмета. В то же время предлагаемое пособие занимает свое, только ему принадлежащее место в списке рекомендованных по этому предмету изданий. С учетом особого дефицита учебного времени, отводимого в учебных планах этой непростой дисциплине, и времени, выделяемого на подготовку к зачету или экзамену (особенно для заочной и вечерней форм обучения), предлагаемое пособие позволяет наиболее эффективно освоить прежде всего минимально достаточные основы знаний права Европейского Союза. Особенно оно методически удобно для повторения и обобщения материала после изучения фундаментального учебника и рекомендованных первоисточников. Пособие обладает рядом присущих ему дидактических и методических особенностей: — авторы стремились логично изложить в нем всю совокупность требуемых учебной программой знаний, но в максимально сжатой и лаконичной форме; — книга написана просто, но не упрощенно — это вполне серьезное издание, снабженное солидным научным аппаратом; — по объему содержания и глубине анализа книга носит одновременно дополнительный к базовому учебнику характер — она также знакомит с новейшими документами и событиями, определяющими современное положение и перспективы развития предмета. В частности, это единственное пока учебное пособие, которое учитывает проект будущей Конституции для Европы, знание которого необходимо почти по всем разделам изучаемого предмета. Здесь помещены не только те вопросы, которые традиционно присутствуют в экзаменационных билетах, но и те, которые вероятнее всего могут задать экзаменаторы, стремящиеся объективно оценить знания студента. Пособие рассчитано не столько и не только на сдачу экзамена, но ставит своей целью понимание предмета, получение системных, упорядоченных знаний, умений ими пользоваться на практике, а также ознакомление с новейшими тенденциями и перспективами развития права Европейского Союза. Методически многие ответы представляют собой, прежде всего, добротную канву, базовую модель ответа, его схематический «скелет», который необходимо конкретизировать правовыми нормами, аргументами, фактами, комментариями, иллюстрациями, и собственными выводами, проявив инициативу и самостоятельность для получения высшей оценки своего ответа. Поставленные вопросы застав-8 ляют задуматься о сути и проблемах права Европейского Союза, а структура и характер ответов — научиться выделять главное и представлять, что к нему необходимо добавить для достижения студентом полноты и глубины изложения материала. В книге учитывается полезный отечественный и зарубежный опыт по созданию учебников и учебных пособий. Использованию зарубежного опыта способствовала продолжительная и плодотворная работа с Центром международного правового сотрудничества (г. Лейден, Нидерланды), рядом голландских и бельгийских университетов. Предлагаемое вашему вниманию пособие является многоцелевым. Оно раскрывает основные темы учебного курса «Право Европейского Союза» («Европейское право»), охватывает ряд тем международного публичного права, а в институционной части предлагаемый материал тесно связан с конституционным правом. Настоящее издание окажется полезным для студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников и юристов-практиков, занятых во всех упомянутых сферах правовой деятельности. В конце пособия помещен список литературы, рекомендованной для углубленного изучения всего курса и его отдельных разделов. Одновременно вопросы и ответы рассчитаны отнюдь не только на формальную успешную сдачу экзамена — они определенно содержательны для любого человека, интересующегося правом Европейского Союза. Это, пожалуй, самая удобная для любого юриста, особенно не изучавшего этот предмет ранее, книга. Она дает достаточно широкий и вполне профессиональный обзор состояния права Европейского Союза не только на сегодняшний день, но и на ближайшую перспективу. Силами сотрудников кафедры создан интернет-сайт', на котором находится большой объем информации по праву Европейского Союза, в том числе и на английском языке. Им пользуются граждане более 20 стран мира. Это наш своего рода дистанционный помощник в процессе изучения права Европейского Союза. Там вы найдете многое из того, что нам не удалось «вместить» в скромные рамки этого небольшого издания. На этом сайте вы также можете высказать свои пожелания и замечания по поводу этой книги. Заведующий кафедрой права Европейского Союза, профессор Кашкин С.Ю. ' eulaw.edu.ru Раздел пятый «Общие положения», Что такое «Статут Суда»? Статут Суда — основной источник, закрепляющий внутреннюю организацию и порядок функционирования судебной власти Европейского Союза. Хотя в названии Статута указано только слово «Суд», его нормы распространяются и на Трибунал первой инстанции, и на судебные палаты (когда они будут созданы). Действующий Статут Суда принят в 2001 г. и включает в себя пять разделов: — раздел I «Статус судей и генеральных адвокатов» (ст. 2—8)'; Статья 1 имеет вводный характер и не входит ни в один из разделов. — раздел П «Организация» (ст. 9—18); — раздел III «Процедура» (ст. 19—46); — раздел Г/ «Трибунал первой инстанции Европейских сообществ» (ст. 47—62); — раздел V «Заключительные положения» (ст. 63—64). Статут Суда — источник первичного права Европейского Союза. Он содержится в специальном протоколе, который приложен ко всем учредительным договорам этой организации, а в дальнейшем будет приложен к Конституции Союза (см. вопросы № 15, № 17). Однако, в отличие от остальных положений учредительных документов, нормы Статута (кроме раздела I) могут изменяться в упрощенном порядке — путем внесения поправок Советом Европейского Союза (без ратификации со стороны государств-членов). Детальные правила процедуры судов Союза закрепляют их процессуальные регламенты. 49. Входит ли Европейский суд по правам человека в судебную систему Европейского Союза? Нет. Европейский суд по правам человека (Страсбург) учрежден Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и функционирует в рамках другой интеграционной организации — Совета Европы. Он рассматривает дела по жалобам на нарушения упомянутой Конвенции со стороны ее государств-участников (включая Россию). По итогам рассмотрения дела Европейский суд по правам человека может признать страну нарушителем, а также назначить выплату «справедливой компенсации» потерпевшей стороне, размер которой определяет самостоятельно (ст. 41). При этом физические лица и их объединения вправе обращаться в данный Суд лишь в качестве последнего средства, «после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты» (ст. 35 Конвенции). Члены Европейского суда по правам человека избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы (состоит из представителей национальных парламентов). Контроль за исполнением его решений осуществляет Комитет министров Совета Европы (входят по одному министру от каждого государства — участника организации). Европейский суд по правам человека является высшим гарантом соблюдения в масштабах всей Европы основных прав личности «первого поколения» (главным образом, личные и политические права человека и гражданина, а также право собственности). В дальнейшем, после планируемого присоединения Европейского Союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в этом Суде можно будет обжаловать действия и решения наднациональных институтов и органов Союза, в том числе судебных. Однако сегодня 104 такая возможность отсутствует (жалобы могут направляться только против государств-участников). Следует отметить, что термины «Европейский суд» (примени тельно к высшему судебному органу Союза) и «Европейский суд по правам человека» не являются синонимами и различны по написанию в официальных языках: — Европейский суд (т.е. Суд Европейских сообществ): European Court of Justice (англ.), Cour de justice europeenne (франц.), — Европейский суд по правам человека: European Court of Human Rights (англ.), Cour europeenne des droits de 1'homme (франц.). Что такое «политика Союза»? Политика Союза — это комплекс мероприятий, проводимых им в отношении конкретных сфер общественной жизни. Поскольку таких сфер существует ныне свыше 20, в учредительных документах термин «политика» используется во множественном числе (англ. policies; франц. politiques). В частности, так именуется третья часть Договора о ЕС (дословно: «Политики Сообщества»). Так же будет именоваться третья часть будущей Конституции (дословно: «Политики и функционирование Союза»). В некоторых случаях учредительные документы вместе со словом «политика» используют прилагательное общая с целью подчеркнуть стремление к выработке единого политического курса в определенной сфере: «общая торговая политика», «общая политика в сфере транспорта», «общая политика в сферах сельского хозяйства и рыболовства» и т.д. Напротив, в тех областях, где деятельность Сообщества и Союза сводится в основном к дополнению и поддержке (в том числе финансовой) мер, осуществляемых на уровне отдельных государств-членов, учредительные договоры обычно употребляют более осторожные формулировки: «содействие научным исследованиям и технологическому развитию», «вклад в образование и качественное обучение, а также в расцвет культур государств-членов» и т.п. С точки зрения своего предмета политика Союза подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Первая обращена к общественным отношениям, складывающимся на территории Союза между его государствами-членами, гражданами и юридическими лицами. Внешняя политика имеет своим предметом отношения Европейского Союза с государствами, не входящими в его состав (с «третьими странами»), а также с международными организациями. 81. На какие виды (категории) подразделяется компетенция Европейского Союза? Сообразно модели федеративных государств компетенция Союза подразделяется на две основные категории — в зависимости от ее соотношения с компетенцией государств-членов. Первая категория — исключительная компетенция — охватывает вопросы, решение которых полностью изъято из ведения государств-членов и должно осуществляться только Союзом в лице своих институтов и органов. Примером служит установление пошлин общего таможенного тарифа в отношении продукции, импортируемой в ЕС из третьих стран, а также другие мероприятия в рамках общей торговой (внешнеторговой) политики Сообщества. К исключительной компетенции 139 ЕС относится и разработка денежной политики в пределах «зоны евро». Подавляющее большинство вопросов, подведомственных Европейскому Союзу, образуют его совместную компетенцию с государствами-членами. По этим вопросам последние не лишаются возможности принимать собственные правовые акты и другие меры на национальном уровне. Однако эти меры должны соответствовать законодательству, изданному институтами Союза, и в случае противоречия последнее имеет приоритет. Осуществление Союзом совместной компетенции подчиняется принципу субсидиарности, в соответствии с которым он не должен вмешиваться в проблемы, способные эффективно решаться в рамках отдельных государств-членов (см. вопрос № 23). Напротив, если конкретная проблема имеет транснациональные масштабы, то Союз не только может, но и должен предпринять необходимые шаги. Хотя термины «исключительная» и «совместная» применительно к компетенции Союза употребляются в его действующих учредительных документах (например, ст. 5 и 133 Договора о ЕС), определения данных терминов они не содержат. Указанный пробел будет устранен в Конституции Союза, проект которой посвящает несколько статей установлению и разграничению его разных категорий компетенции (франц. categories de competence). Наряду с «исключительной» и «совместной» компетенцией в отдельную группу выделены «сферы деятельности, направленной на поддержку, координацию или дополнение» (защита здоровья, культура и др.). Это те сферы общественной жизни, в которых Союз не должен стремиться проводить унификацию или гармонизацию национального права, но может координировать деятельность государств-членов или помогать им. В качестве особых категорий компетенции в проекте Конституции указаны координация Союзом экономической политики и политики занятости государств-членов, общая внешняя политика и политика безопасности. 82. Планируется ли дальнейшее расширение компетенции Европейского Союза? Да. Речь идет о таких новых сферах, как космос (европейская космическая политика) и спорт. Проект Конституции также расширяет круг задач Союза в некоторых других, уже осуществляемых им видах деятельности: защита населения от катастроф (гражданская защита), энергетика, туризм и др. В основном же будущая Конституция ориентируется не столько на дальнейший рост имеющейся у Союза компетенции, которая и 140 так достаточно широка (не следует забывать о наличии «статей-лазеек»), сколько на повышение эффективности процесса ее реализации. Главными средствами выступают, с одной стороны, дальнейшее сокращение количества вопросов, в которых государства-члены располагают правом вето (при голосовании их министров в Совете Европейского Союза), с другой стороны, развитие «продвинутого сотрудничества» в тех областях, где отдельные страны Союза желают развивать интеграцию более быстрыми темпами (см. вопрос № 15). Подобное сотрудничество в рамках Европейского Союза планируется установить, в частности, в рамках оборонной политики. Дополнительным механизмом для увеличения эффективности функционирования Союза служит учреждение новых органов и постов, таких как министр иностранных дел. Председатель Европейского совета и прокуратура. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Договор о Евратоме — Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. Договор о ЕОУС — Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. (утратил силу в 2002-г.) Договор о ЕС — Договор об учреждении Европейского сообщества 957 г. Договор о ЕЭС — прежнее название Договора о ЕС (до 1 ноября 1993 г.) Евратом — Европейское сообщество по атомной энергии ЕКПЧ — Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. ЕОУС — Европейское объединение угля и стали (прекратило существование 24 июля 2002 г.) ЕПС — Европейское политическое сотрудничество, предшественник ОВПБ ЕС — Европейское сообщество ЕСХ — Европейская социальная хартия 1961 г. ЕСЦБ — Европейская система центральных банков ЕЦБ — Европейский центральных банк ЕЭС — Европейское экономическое сообщество, прежнее название ЕС, утратившее силу 1 ноября 1993 г. ОВПБ — общая внешняя политика и политика безопасности, вторая опора Европейского Союза ПВД — правосудие и внутренние дела СПСО — сотрудничество полиций и судебных органов в уголов-но-правовой сфере, третья опора Европейского Союза 19* БИБЛИОГРАФИЯ I. Учебная литература 1. Право Европейского Союза. Учебник / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Юрисгь, 2002. 2. Основы права Европейского Союза: схемы и комментарии. Учебное пособие / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Инфра-М, 2002. 3. Россия и Европейский Союз: документы и материалы / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Юридическая литература, 2003. 4. Хартия Европейского Союза об основных правах: комментарий / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Юриспруденция., 2001. 5. Право Европейского Союза: Документы и комментарии / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: ТЕРРА, 1999. 6. Документы Европейского Союза. М., 1994—1999. Т. I—V. 7. Европейский Союз. Путеводитель / под ред. Ю. А. Борко и О. В. Бутори-ной. М.: Интердиалект-1-, 2003. 8. Европейский суд по правам человека: избранные решения: в 2 т. М.: Норма, 2000. 9. Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000. 10. Основы права Европейского Союза: учеб. пособие / под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Белые альвы, 1997. 11. Суд Европейских сообществ: избранные решения. М.: Норма, 2001. 12. Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. М.: Норма, 2001. 13. Топорнин Б. Н. Европейское право: учеб. М.: Юристь, 1998. 14. Айр/пди Г. Основы права Европейского сообщества. Введение в конституционное и административное право Европейского сообщества. М.; ЮНИТИ, 1998. 15. Шенгенские соглашения. М.: Профобразование, 2000. 16. Энтин Л. М. (отв. ред.). Европейское право: учеб. М.: Норма, 2003. II. Интернет-ресурсы http://europa.eu.int — официальный сайт Европейского Союза. www.eur.rn — представительство Европейской комиссии в России. http://eulaw.edu.ru — сайг кафедры права Европейского Союза Московской государственной юридической академии. www.aes.org.ru — Ассоциация Европейских исследований. ОГЛАВЛЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ.............................................. 3 ПРЕДИСЛОВИЕ............................................. 6 РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 1. Что такое «право Европейского Союза»?..................... 10 2. Какова географическая сфера действия права Европейского Союза? 10 3. Кто выступает субъектами права Европейского Союза?......... 11 4. Каковы предмет и содержание права Европейского Союза?......' 12 5. Какие методы использует право Европейского Союза?.......... 13 6. На скольких языках существует право Европейского Союза?..... 13 7. Где публикуются нормативные акты и иные документы Европейского Союза?................................... 14 РАЗДЕЛ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 8. Кем создается право Европейского Союза?................... 16 9. Существует ли в Европейском Союзе лоббизм?............... 17 10. Как происходило формирование Европейского Союза и его правовой системы?.................^........... ^.. 18 11. Каковы предпосылки образования Европейского Союза?....... 21 12. Как развивалась «европейская идея» до Первой мировой войны?................................ 22 13. Как развивалась «европейская идея» после окончания Первой мировой войны до начала формирования Европейского Союза?.. 23 14. Как устроен Европейский Союз в настоящее время?........... 26 15. Что представляют собой учредительные документы Европейского Союза?.................................. 27 16. Что представляет собой Договор о присоединении 2003 г.?...... 34 17. Как осуществляется подготовка Конституции Европейского Союза?.................................. 36 РАЗДЕЛ III. ПРИНЦИПЫ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 18. Что такое «принципы права Европейского Союза»?........... 39 19. Что означают принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза?............................. 39 20. Где закреплены принципы верховенства и прямого действия права Европейского Союза?............................. 41 21. В чем заключаются общие принципы права?................. 42 22. В чем заключаются специальные принципы права?............ 43 23. Каковы важнейшие принципы деятельности Европейского Союза?............................................. 44 РАЗДЕЛ IV. ИСТОЧНИКИ ПРАВА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 24. Какие источники составляют первичное право Европейского Союза?.................................. 46 25. Из каких источников складывается вторичное право Европейского Союза?.................................. 48 26. Какие виды правовых актов издают институты Европейского Союза?.................................. 51 27. Как изменится система правовых актов институтов Европейского Союза после принятия Конституции?........... 56 28. Каковы источники прецедентного права Европейского Союза?... 56 РАЗДЕЛ V. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 29. Какова правовая природа Европейского Союза?.............. 58 30. В чем проявляется международно-правовая составляющая права Европейского Союза?.................................... 59 31. В чем проявляются элементы государственности в праве Европейского Союза?.................................. 60 32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?. 61 РАЗДЕЛ VI. ИНСТИТУТЫ И ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 33. Из каких элементов складывается организационный механизм Европейского Союза?.................................. 63 34. Где закрепляется правовое положение институтов и органов Европейского Союза?.................................. 64 35. Каков статус политических институтов Европейского Союза?..... 65 ^ Европейский парламент............................. 66 Совет Европейского Союза........................... 72 Европейская комиссия.............................. 78 36. Что такое Европейский совет?........................... 83 37. Каковы основные контрольные институты и органы Европейского Союза?.................................. 84 Европейский омбудсман............................. 85 38. Какими правоохранительными органами располагает Европейский Союз?................................... 87 39. Какие органы Европейского Союза осуществляют консультативные функции?.............................. 90 40. Какие специализированные органы функционируют в рамках экономического и валютного союза?....................... 92 Европейская система центральных банков и Европейский центральный банк................................. 92 41. Чем'занимается Европейский инвестиционный банк?.......... 94 42. Какие агентства существуют в Европейском Союзе?............ 96 43. Используется ли принцип разделения властей в формировании и деятельности органов Европейского Союза?............... 98 44. Где размещены институты и органы Европейского Союза?...... 99 РАЗДЕЛ VII. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА 45. Какую роль играет судебная власть в Европейском Союзе?...... 101 46. Сколько звеньев включает судебная система Европейского Союза?.................................. 101 47. Почему в названиях судов Европейского Союза используется устаревшая терминология?.............................. 102 48. Что такое «Статут Суда»?................................ 103 49. Входит ли Европейский суд по правам человека в судебную систему Европейского Союза?........................... 104 50. Кто и в каких случаях может привлекать государства-члены к ответственности перед судами Европейского Союза?......... 105 51. Рассматривают ли суды Европейского Союза межгосударственные споры?............................. 106 52. Можно ли подавать в суды Европейского Союза иски к его институтам и органам?..............'..........:........ 107 53. Что такое «иски о договорной и внедоговорной ответственности Сообщества»?........................................ 108 54. В каких случаях физические и юридические лица вправе обращаться в суды Европейского Союза?................... 109 55. Что такое «преюдициальные запросы»?..................... 110 56. Как распределяется юрисдикция между судами Европейского Союза?.................................. 111 57. Какие дополнительные категории дел правомочны разбирать суды Европейс<
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.213.204 (0.015 с.) |