Раздел IV. Источники права Европейского Союза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Источники права Европейского Союза



24. Какие источники составляют первичное право Европейского Союза?

Первичное право Европейского Союза — это документы осново­полагающего характера, которые обладают высшей юридической си­лой в его правовой системе. Источники первичного права разрабаты­ваются и принимаются совместно государствами-членами и потому являются по форме международными договорами.

В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), До­говор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г. Эти документы (включая протоколы к ним) были рассмотрены выше в разделе II (см. вопрос № 15). Они составляют основное первичное право Союза.

Кроме учредительных договоров в первичное право Европейско­го Союза входят источники, которые содержат к ним изменения или дополнения, — дополнительное первичное право:

а) ревизионные договоры, посредством которых вносятся по­правки в Договор о Европейском Союзе и другие учредительные до­кументы.

Последним ревизионным договором, в редакции которого дейст­вуют ныне учредительные документы Союза, служит Ниццкий до­говор от 26 февраля 2001 г. (вступил в силу 1 февраля 2003 г.). Полное название этого источника: «Ниццкий договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе, договоры, учреждающие Европейские сооб­щества, и некоторые связанные с ними акты»;

б) договоры о присоединении, на основании которых в Евро­пейский Союз вступают новые государства-члены.

Подобные договоры заключаются с согласия Европейского пар­ламента между действующими государствами-членами, с одной сто­роны, и государствами-кандидатами на вступление — с другой. По­следний договор о присоединении, на основании которого в Евро­пейский Союз вступили 10 стран Восточной Европы и Средиземноморья, был подписан 16 апреля 2003 г. и вступил в силу 1 мая 2004 г.

Составной частью каждого договора о присоединении выступает Акт об условиях присоединения, который вносит соответствующие по­правки в учредительные документы (например, об изменении чис­ленного состава «европейских» институтов) и устанавливает пере­ходный период для постепенной адаптации новых государств-членов к требованиям Европейского Союза. 46


К актам об условиях присоединения, как и к учредительным до­кументам, приложены многочисленные протоколы, являющиеся их составной частью. Всего существует более 80 подобных протоколов:

— 30 протоколов к Акту об условиях присоединения Великобри­тании, Дании и Ирландии (вступил в силу в 1973 г.): Протокол «О Фарерских островах», Протокол «О некоторых количественных ограничениях, интересующих Ирландию» и др.;

— семь протоколов к Акту об условиях присоединения Греции (вступил в силу в 1981 г.): Протокол «Об-обменах познаниями с Гре­ческой Республикой в области ядерной энергии», Протокол «Об эко­номическом и индустриальном развитии Греции» и др.;

— 25 протоколов к Акту об условиях присоединения Испании и Португалии (вступил в силу в 1986 г.): Протокол «О региональном развитии Испании», Протокол «Относительно импорта в Португа­лию автомобилей из третьих стран» и др.;

— 10 протоколов к Акту об условиях присоединения Австрии, Финляндии и Швеции (вступили в силу в 1995 г.): Протокол «Об Аландских островах», Протокол «Об использовании специфически австрийских терминов немецкого языка в рамках Европейского Союза» и др.;

— 10 протоколов к Акту об условиях присоединения Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Че­хии, Эстонии (в силе с 1 мая 2004 г.): Протокол «Об изменениях, вно­симых в Устав Европейского инвестиционного банка». Протокол «Об абортах на Мальте», Протокол «О Кипре», Протокол «О транзите лиц сухопутным путем между Калининградской областью и осталь­ными частями Российской Федерации».

Хотя большинство протоколов к Актам об условиях присоедине­ния носят узкоспециальный характер, по крайней мере некоторые подобные документы в силу важности вопросов, ими регулируемых, планируется оставить в силе, приложив их к будущей Конституции Европейского Союза (наряду с протоколами к нынешним учреди­тельным договорам);

в) Акт «Об избрании членов Европейского парламента прямым всеобщим голосованием» от 20 сентября 1976 г. (с изменениями и до­полнениями от 25 июня и 23 сентября 2002 r.)1. Данный Акт закреп­ляет основополагающие правила, в соответствии с которыми прохо­дят выборы в представительный институт Европейского Союза на всей его территории (см. вопрос № 35);

г) Решение «О системе собственных ресурсов Европейских со­обществ» от 29 сентября 2000 г., устанавливающее источники финан-

' В первоначальной редакции назывался «Акт об избрании представителей в Европейский парламент прямым всеобщим голосованием».


сирования доходной части бюджета Сообществ (ныне — общего бюджета Европейского Союза) на базе сочетания международ­но-правовых и государственно-правовых подходов.

К «собственным ресурсам» Сообществ отнесены, в частности, та­моженные пошлины, сельскохозяйственные сборы и отчисления го­сударств-членов, соответствующие размеру их ВВП и доле взимаемо­го на их территории НДС.

Несмотря на свои названия, Акт 1976 г. и Решение 2000 г. на деле являются нормативным договорами, дополняющими текст Договора о ЕС 1957 г. Хотя проекты этих документов утвердил Совет Европей­ского Союза (в первом случае — по предложению Европейского пар­ламента), они вступили в силу лишь после ратификации всеми госу­дарствами -членами.

25. Из каких источников складывается вторичное право Европей­ского Союза?

Вторичное (или производное) право Европейского Союза — это документы, которые принимаются в соответствии с его учредитель­ными договорами и не должны им противоречить.

Несмотря на свое «второстепенное» положение по юридической силе, указанные документы выступают наиболее динамичным ком­понентом правовой системы Европейского Союза. Именно посред­ством регламентов, директив и других актов вторичного права надго-сударственные институты Союза осуществляют регулирование обще­ственных отношений по вопросам, отнесенным к компетенции этой интеграционной организации.

Вторичное право Европейского Союза, как и право первичное, складывается из двух частей. Главная — это правовые акты институ­тов, которые будут рассмотрены в следующем вопросе (вопрос № 26).

Другая часть — нормативные договоры, которые в зависимости от субъектов, их заключающих, подразделяются на три вида':

а) соглашения Европейского Союза с третьими странами. Это меж­дународные договоры, которые Союз заключает с иностранными го­сударствами или (реже) — с международными организациями.

1 Читателю следует иметь в виду, что нормативные договоры в Европейском Союзе могут относиться и к первичному, и ко вторичному праву. Об учредитель­ных и иных нормативных договорах, входящих в первичное право Союза, см. во­просы № 12 и № 20.

Нормативные договоры, о которых идет речь в настоящем вопросе, как и правовые акты институтов, имеют «вторичный» по своему происхождению и юри­дической силе характер. Некоторые из них даже уступают по силе регламентам, директивам и другим актам институтов Союза.


В связи с тем что Европейский Союз в его нынешнем виде состо­ит из трех частей-опор (см. вопрос № 14), он не имеет единой между­народной правосубъектности. В зависимости от предмета соглаше­ния стороной последнего может выступать как Союз в целом, так и Европейские сообщества, образующие его первую опору. На практи­ке встречаются несколько основных вариантов:

— соглашения «Европейский Союз — третья страна», например Соглашение между Европейским Союзом и Российской Федерацией «Об участии Российской Федерации в деятельности Полицейской миссии Европейского Союза в Боснии и Герцеговине» от 24 июля 2003 г., соглашения от 25 июня 2003 г. с США «По вопросам выдачи» и «По вопросам взаимной правовой помощи» и др.

Международные договоры от имени Союза в целом заключаются только в рамках его второй и третьей опор — ОВПБ (общая внешняя политика и политика безопасности) и СПСО (сотрудничество поли­ций и судебных органов в уголовно-правовой сфере);

— соглашения «ЕС (Европейское сообщество) — третья страна» или «Евратом — третья страна», например Соглашение между Пра­вительством РФ и Европейским сообществом «О сотрудничестве в области науки и технологий» от 31 декабря 2000 г., соглашения меж­ду РФ и Евратомом «О сотрудничестве в области ядерных реакций» и «О сотрудничестве в области ядерной безопасности» 2000 г.

Международные договоры от имени ЕС, Евратома, а также (ра­нее) ЕОУС заключаются в том случае, если они имеют своим предме­том общественные отношения, входящие в компетенцию того или иного из Европейских сообществ. Поскольку наибольшим объемом компетенции располагает ЕС, то соглашения с третьими странами чаще всего заключает именно оно.

Суд Европейских сообществ, кроме того, постановил, что полно­мочия ЕС заключать международные договоры носят исключитель­ный характер, т.е. когда некоторый вопрос предусмотрен его учреди­тельным документом или законодательством, то международное со­глашение по данному вопросу должно подписывать ЕС, но не государства-члены в отдельности;

— соглашения «Европейские сообщества — третья страна», на­зываемые также «совместные соглашения». Подобные соглашения заключаются от имени сразу нескольких Сообществ в том случае, ко­гда их предмет относится к компетенции и ЕС, и Евратома (ранее также и ЕОУС).

Примером может служить первое соглашение Сообществ с на­шей страной 1989 г. «О торговом и коммерческом и экономическом сотрудничестве» (ныне не действует). Его заключили, с одной сторо­ны, СССР, с другой — Европейское сообщество и Евратом, вместе взятые;

4. 11097. Кашккн ^9


— соглашения «[Европейские сообщества плюс все государст­ва-члены] — третья страна», известные в доктрине как «смешанные соглашения». Появление данного вида соглашений обусловлено сложным разграничением компетенции в современной Европе: весь­ма часто возникает ситуация, когда часть вопросов, по которым на­мечено заключить договор с третьей страной, подведомственна Ев­ропейским сообществам, а другая часть находится в компетенции го­сударств-членов.

Чтобы не делить текст международных договоров на отдельные блоки (соответственно для национальной и наднациональной ком­петенции), стали заключаться «смешанные соглашения», в качестве стороны которых наряду с Европейскими сообществами выступают все их государства-члены. Для вступления в силу «смешанное согла­шение» нуждается в одобрении не только институтов Сообществ, но и компетентных органов каждого государства-члена.

В форме «смешанного соглашения» заключен базовый договор, закладывающий правовые,основы взаимоотношений нашей страны с Европейским Союзом, — Соглашение о партнерстве и сотрудничест­ве от 24 июня 1994 г. Его участниками выступают, с одной стороны, Российская Федерация, с другой — Европейские сообщества и их го­сударства-члены, вместе взятые;

— еще одну разновидность международных договоров Европей­ского Союза образуют соглашения, заключаемые органами Союза, которые имеют статус юридического лица: соглашения Европола, Евроюста, Европейского инвестиционного банка и др. (см. вопрос № 42). Одним из примеров таких документов служит соглашение ме­жду Россией и Европолом о сотрудничестве 2003 г.;

б) дополнительные конвенции между государствами-членами. В прошлом в отношении ряда вопросов, по которым институты Союза не были уполномочены издавать нормативные акты, государ­ства-члены иногда заключали между собой специальные дополни­тельные конвенции. Возможность подписания такого рода докумен­тов до сих пор предусмотрена в Договоре о ЕС 1957 г. (ст. 295) и До­говоре о Европейском Союзе 1992 г. (ст. 34).

Наиболее известными примерами дополнительных конвенций служат: Конвенция от 19 июня 1980 г. «О праве, применимом к дого­ворным обязательствам», Конвенция от 25 июля 1995 г. «О создании Европейского полицейского ведомства (Конвенция о Европоле)», Конвенция от 26 июля 1995 г. «О защите финансовых интересов Ев­ропейских сообществ», Конвенция от 29 мая 2000 г. «О взаимной правовой помощи по уголовным делам между государствами-члена­ми Европейского Союза», а также Шенгенские соглашения, которые первоначально не входили в правовую систему Европейского Союза. 50


Необходимо отметить, что большинство из свыше 20 подписан­ных в разные годы дополнительных конвенций не вступили в силу, так как не были ратифицированы государствами-членами. Такая судьба постигла, например, очень прогрессивную для своего времени Брюссельскую конвенцию от 29 февраля 1968 г. о взаимном призна­нии хозяйственных обществ, которая осталась «на бумаге» ввиду со­противления Нидерландов1.

В настоящее время практика заключения дополнительных кон­венций между государствами-членами в основном сошла на нет, а подписанные ранее конвенции (как вступившие, так и не вступив­шие в силу) постепенно заменяются нормативными актами институ­тов Европейского Союза2;

в) межинституционные соглашения — нормативные договоры, за­ключаемые институтами Союза в целях уточнения и дополнения от­дельных положений учредительных документов (как правило, проце­дурных норм). Межинституционные соглашения чаще всего носят трехсторонний характер, связывают три политических института:

Европейский парламент, Совет и Комиссию. Примером может слу­жить Межинституционное соглашение от 6 мая 1999 г. «О бюджет­ной дисциплине и совершенствовании бюджетной процедуры».

Аналогичные соглашения способны заключать также другие ор­ганы Европейского Союза, например Соглашение от 13 декабря 2001 г. между Европолом и Европейским центральным банком, по­священное их сотрудничеству в борьбе с фальшивомонетничеством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.013 с.)