Существует ли в Европейском Союзе лоббизм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Существует ли в Европейском Союзе лоббизм.



Да, и он получил значительное развитие. К началу XXI в. при ин­ститутах и органах Союза действовали от 10 до 15 тысяч лоббистов, которые представляли около 3000 «групп интересов» разнообразного характера'. Наибольшее число среди них (около трети) — коммерче­ские ассоциации, выражающие интересы европейского бизнеса, од­нако немало представителей и других социальных групп и профессий (в том числе адвокатов).

Для эффективного представительства и защиты собственных ин­тересов произошла консолидация заинтересованных общественных объединений государств-членов в «европейские» федерации и кон­федерации2. В их числе:

— профессиональные союзы. Наиболее влиятельной организа­цией, представляющей интересы наемных работников, служит. Евро-пейская конфедерация профессиональных союзов — CES (от франц. Confederation europeenne des syndicats). Созданная в 1973 г., CES ох­ватывает ныне порядка 15 отраслевых групп, таких как Федерация шахтеров Европы, Европейский профсоюзный комитет образования и др.;

— объединения работодателей, самым крупным из которых яв­ляется созданный в 1958 г. Союз конфедераций промышленности и ра­ботодателей Европы — UNICE (от франц. Union des confederations de 1'industrie et des employeurs d'Europe). Функционируют также множе­ство секторных объединений: Банковская федерация Европейского сообщества — FBCE (от франц. Federation bancaire de la Communaute europeenne), Ассоциация западноевропейских работодателей метал­лургии — WEM (от англ. Western European Metal Traders Employers' Association) и др.3;

— потребительские и экологические ассоциации, например Ев­ропейское бюро потребительских союзов — BEUC (от франц. Bureau europeen des unions de consommateurs), Европейское сообщество по­требительских кооперативов — EURO-COOP (от англ. European Community of Consumer Cooperatives), Европейское экологическое бюро (англ. European Environmental Bureau).

1 См.: Vayssi'ere В. Groupes de pression en Europe: Europe des citoyens ou des interets? Toulouse: Editions Privat, 2002. P. 51.

2 О «европейских политических партиях» см. ниже, вопрос № 27.

3 См.: Teyssie В. Droit europeen du travail. Paris: Litec, 2001. P. 250-260.

2. 11097. Кашкин 17


В Брюсселе (неофициальной столице Союза) открыты также «специализированные кабинеты», которые оказывают услуги заинте­ресованным предприятиям и ассоциациям по установлению контак­тов с руководящими органами Союза. Там же функционирует специ­альное научно-исследовательское учреждение по изучению проблем, связанных с лоббизмом: Европейский институт по вопросам деятель­ности публичной власти и лоббирования (франц. Institut europeen des aflaires publiques et du lobbying).

10. Как происходило формирование Европейского Союза и его пра­вовой системы?

Формирование Европейского Союза — поэтапный процесс, ко­торый продолжается по сей день.

1. Начало ему было положено 9 мая 1950 г., когда правительство Франции официально предложило ФРГ и другим заинтересованным странам континента приступить к формированию основ Европей­ской федерации, действуя при этом максимально острожно и посте­пенно.

Данный план вошел в историю как «план Шумана»1, а его первым результатом стало создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), которому государства-члены передали компетенцию по управлению общим рынком в сфере угольной и сталелитейной про­мышленности (в то время — важнейших отраслей хозяйства разви­тых стран).

Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (Договор о ЕОУС) был подписан в Париже 18 апреля 1951 г. и всту­пил в силу 23 июля 1952 г.

2. Следующим шагом стало образование Европейского экономи­ческого сообщества — ЕЭС (ныне: Европейское сообщество — ЕС) и Европейского сообщества по атомной энергии — Евратом. Благодаря этим Сообществам, прежде всего ЕЭС, процесс интеграции (общий рынок) был распространен на всю экономическую сферу.

Учредительные договоры ЕЭС и Евратома были подписаны 25 марта 1957.г. в Риме и вступили в силу 1 января 1958 г.

3. Поскольку три Европейских сообщества включали одни и те же страны (см. вопрос № 2) и ставили перед собой одинаковые цели, было решено объединить руководящие органы ЕЭС, ЕОУС и Евратома в единую систему:

' Назван так по имени министра иностранных дел Франции Робера Шумана, который огласил данный проект. Р. Шуман и другой французский политический деятель — Жан Монне (автор проекта) по аналогии с разработчиками Конститу­ции США 1787 г. в современной политической литературе характеризуются как «отцы-основатели» Европейского Союза или даже как «отцы Европы».


— на основании Конвенции о некоторых общих институтах (под­писана и вступила в силу вместе с договорами о ЕЭС и Евратоме) стали функционировать Ассамблея Европейских сообществ (ныне Европейский парламент) и Суд Европейских сообществ;

— в соответствии с Договором о слиянии от 8 апреля 1965 г. при­ступила к работе Комиссия Европейских сообществ (Европейская комиссия) и Совет Европейских сообществ (ныне — Совет Европей­ского Союза)1.

Указанный договор вступил в силу 1 июля 1967 г., и с этого момен­та произошло фактическое слияние трех Европейских сообществ в одну политическую организацию, управляемую единым институцион­ным механизмом: Ассамблея (Европейский парламент), Совет, Ко­миссия и Суд. Позднее к числу институтов добавилась Счетная палата.

4. На рубеже 1960—70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интегра­ции на другие сферы общественной жизни — внешнеполитическую и правоохранительную:

— в целях выработки «европейской внешней политики» в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-чле­нов2 было создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС). Европейское политическое сотрудничество объединяло те же стра­ны, что и Европейские сообщества, но на деле являлось обособлен­ной структурой с собственными механизмами принятия решений. Оно послужило прообразом общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза (см. ниже);

— в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внут­ренних дел стран Сообществ (от франц. Terrorisme, radicalisme, extremisme et violence Internationale3), положившая начало сотрудни­честву государств-членов в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Несколько позже, в 1977 г., Президент Франции В. Жискар д'Эстен выдвинул план создания европейского уголовно-правового пространства, однако в тот период он не получил реализации (как и проект Европейского уголовного суда, предложенный Францией в 1982 г.)4.

' Официальное название Договора о слиянии следующее: Договор об учреж­дении единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ.

2 Так называемый Доклад Давиньона (по имени бельгийского дипломата Э. Давиньона, руководившего процессом его подготовки). Доклад Давиньона был официально утвержден министрами иностранных дел государств-членов 27 ок­тября 1970 г.

3 Терроризм, радикализм, экстремизм и насильственные действия междуна­родного характера.

4 См.: PradelJ., Corstens G. Droit penal europeen. Paris: Dalioz, 2002. P. 44—45.

2* 19


5. В связи с изменением экономических и общественно-полити­ческих реалий Европы в 1986 г. была проведена крупномасштабная реформа правовых устоев Сообществ, выразившаяся в принятии Единого европейского акта (ЕЕА).

Единый европейский акт (по форме — договор) был подписан 17 и 28 февраля 1986 г. в Люксембурге и Гааге' и вступил в силу 1 июля 1987 г.

ЕЕА не создавал новых организаций. Будучи «ревизионным» до­говором, он вносил многочисленные поправки в учредительные до­кументы Сообществ, прежде всего в Договор о ЕЭС. В частности, Единым европейским актом была расширена предметная компетен­ция Сообществ, проведена реформа институционного механизма, установлена окончательная дата создания единого «внутреннего рынка» (1 января 1993 г.).

В отдельном разделе ЕЕА юридически закрепил правовой режим Европейского политического сотрудничества (сотрудничества госу­дарств-членов в сфере внешней политики). Он же наметил дальней­шие шаги в целях объединения существовавших интеграционных структур в единую политическую организацию — Европейский Союз.

6. Договор о Европейском Союзе был подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды) и вступил в силу 1 ноября 1993 г.

Он консолидировал три сложившиеся ранее сферы интеграции (экономическую, внешнеполитическую и правоохранительную) в единое политико-правовое образование, «которое имеет своей зада­чей организовать на основе сплоченности и солидарности отноше­ния между государствами-членами и между их народами» (ст. 1 Дого­вора о Европейском Союзе).

После создания Европейского Союза граждане государств-чле­нов приобрели дополнительное «европейское» гражданство (граж­данство Союза), а институты Европейских сообществ отныне высту­пают как институты Союза в целом.

Принципиальное значение также имели нормы Маастрихтского договора о переходе государств-членов к экономическому и валют­ному союзу, включая единую валюту.

7. Заключение Договора о Европейском Союзе не стало послед­ним шагом в развитии интеграционного процесса в Европе. В конце XX — начале XXI в. состоялись еще две реформы правовых устоев Союза, призванных подготовить его к функционированию в расши­ренном составе (присоединение в 2004 г. стран Восточной Европы и

* 17 февраля 1986 г. в Люксембурге подпись под ЕЕА поставили все государст­ва-члены, кроме Дании, Греции и Италии. Последние сделали это 28 февраля 1986 г. в Гааге.


Средиземноморья) — Амстердамский и Ниццкий договоры (названия официальные):

— Амстердамский договор был подписан 2 октября 1997 г. и вступил в силу 1 мая 1999 г.;

— Ниццкий договор подписан 26 февраля 2001 г. и действует с 1 февраля 2003 г.

Так же как и Единый европейский акт 1986 г., Амстердамский и Ниццкий договоры не создают новых организаций, а вносят измене­ния и дополнения в существующие учредительные документы Союза (Договор о Европейском Союзе и договоры об учреждении Европей­ских сообществ, которые остались в силе).

В настоящее время (с 1 февраля 2003 г.) учредительные докумен­ты Союза действуют в редакции Ниццкого договора!

Важным достижением Европейского Союза в рассматриваемый период стало принятие им собственного «билля о правах» — Хартии Европейского Союза об основных правах, подписанной и торжествен­но провозглашенной 7 декабря 2000 г. (см. раздел IX).

11. Каковы предпосылки образования Европейского Союза?

Тенденции к интеграции получили наибольшее развитие именно в Западной Европе, потому что здесь раньше, чем в других районах мира, сложилась достаточно развитая рыночная экономика, имелась сравнительная близость экономической, общественно-политической, правовой и культурной среды, а относительно небольшие размеры тер­риторий государств подчеркивали узость национальных границ и внут­реннего рынка, подталкивая страны к взаимовыгодному объединению усилий.

Движение в направлении большего экономического единст­ва — общая историческая тенденция европейского развития. На ру­беже конца Средневековья и нового времени рыночное хозяйство пришло на смену натуральному, что способствовало преодолению феодальной раздробленности и возникновению основанных на на­циональном рынке централизованных государств. Во второй полови­не XX в. спираль истории аналогичным образом сделала новый ви­ток: на базе меняющегося международного разделения труда и интег­рирующегося рынка хозяйственные связи стали вырываться за пределы раздробленной на небольшие страны, разделенной граница­ми, пошлинами, визами и т.д. «Европы суверенных государств».

Выход хозяйственных связей за рамки государственных границ поставил вопрос о формировании еще более крупной политической организации народов Европы. Ею и стали Европейские сообщества, первым крупным начинанием которых послужило создание именно общего рынка (посредством отмены всех национальных барьеров на движение товаров, рабочей силы. других факторов и результатов производства).


Национальные государства в рамках Сообществ и основанного на них Европейского Союза не ликвидируются, но постепенно доб­ровольно ограничивают свой суверенитет в пользу этого надгосу-дарственного формирования. При этом интеграция в экономике по­степенно втягивает в данный процесс и другие сферы общественной жизни: политическую, социальную, культурную, информационную и т.д., которые со временем также включаются в сферу ведения Евро­пейского Союза.

На всех этапах своего развития «европейская идея» носила демо­кратический и геополитический характер. Объединенная Европа в значительной степени виделась как средство защиты от крупного по­тенциального агрессора. Таковыми в исторической последователь­ности рассматривались Османская империя, Российская империя, СССР, а ныне, в определенном смысле, и США. С ростом экономи­ческого, политического и военного влияния Европейский Союз все чаще рассматривается в качестве признанной «сверхдержавы». Он стремится закрепить и усилить свое особое геополитическое положе­ние в меняющемся мире, что особенно заметно в проекте Конститу­ции для Европы.

Несмотря на все разнообразие этнонациональных особенностей народов Европы, их объединяют общие культурные, этические и ре­лигиозные основы жизни, совместное многовековое историческое развитие и взаимодействие. Неоднократно выдвигались идеи объе­динения европейцев на религиозной (христианской) основе. Огром­ное значение для становления Европейского Союза и формирования его права имеет общая правовая и конституционная культура.

Европейские по происхождению, идеи конституционализма, правового государства, прав человека и разделения властей вместе образуют тот идеологический фундамент, на котором сегодня осуще­ствляется функционирование политических учреждений как в рам­ках отдельных государств Европы, так и всего Союза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.143.31 (0.013 с.)