Кто и в каких случаях может привлекать государства-члены к ответственности перед судами Европейского Союза? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто и в каких случаях может привлекать государства-члены к ответственности перед судами Европейского Союза?



По общему правилу это делает Европейская комиссия при осу;

ществлении ею охранительной функции (т.е. контроля за соблюде­нием учредительных договоров и правовых актов Союза).

Если Комиссия установит, что какое-либо государство-член со­вершило действие или бездействие, нарушающее право ЕС, то от возбуждает против него расследование (ст. 226 Договора о ЕС). По итогам расследования Комиссия выносит мотивированное заключе­ние, в котором назначает государству срок для устранения наруше­ний (например, для издания необходимых законов в соответствии с директивой ЕС).

В случае если государство не подчинится указаниям, Комиссия подает иск в Суд Европейских сообществ. Подобные категории дел называются в доктрине «иски о неисполнении обязательств» (т. е. обязательств, вытекающих из членства в ЕС). Это наиболее распро­страненная категория исков в практике Суда. Например, в 2002 г. он вынес по ним 93 решения, из них 90 исков удовлетворено, в трех от -казано.

Если Суд признает государство-член нарушителем, то оно долж­но принять все необходимые меры по исполнению решения Суда. В противном случае Комиссия вправе ходатайствовать перед Судом о наложении штрафа на государство, который может выступать в виде единовременной суммы или периодических платежей (пени). По­добные суммы уплачиваются в бюджет Европейского Союза. Напри­мер, решением Суда от 25 ноября 2003 г. на Испанию наложена пеня в размере 624 150 евро в год до тех пор, пока она не обеспечит в пол -ной мере выполнение одной из директив Сообщества в сфере эколо­гического права1.

1 Фактический размер взыскиваемой пени значительно больше, так как от взимается в расчете за каждый процент водных ресурсов, не соответствующих тре­бованиям директивы ЕС. К моменту вынесения решения эта величина составляла 20% (т.е. первоначальный размер равен 624 150 евро х 20).

1(5


Комиссия — единственный институт Союза, который может преследовать государства-члены за нарушения права ЕС (Европарла-мент, Совет и Счетная палата таким полномочием не обладают). Иски о неисполнении обязательств в рамках своей компетенции мо­гут предъявлять к государствам также Европейский инвестиционный банк и Европейский центральный банк (последний — к националь­ным центральным банкам).

Иски о неисполнении обязательств в настоящее время предъяв­ляются только в рамках первой опоры (Европейское сообщество и Евратом). Следовательно, Комиссия не может привлечь государст­ва-члены к ответственности за неисполнение актов Союза, изданных по вопросам ОВПБ и СПСО (второй и третьей опор).

Сроки исковой давности в отношении подобных дел не преду­смотрены.

51. Рассматривают ли суды Европейского Союза межгосударст­венные споры?

Да, но это случается крайне редко (всего несколько дел из почти 13 тыс., рассмотренных Судом и Трибуналом за время их существо­вания). Авторы учредительных договоров сознательно установили препятствия для возникновения подобных споров, так как это чрева­то дестабилизацией политической ситуации в Сообществах и Союзе,

Если одно государство-член полагает, что другая страна наруши­ла свои обязательства из Договора о Европейском сообществе, то оно сначала должно обратиться в Комиссию (ст. 227 Договора о ЕС). Лишь в том случае, если последняя не отреагирует на нарушение в течение трех месяцев, заинтересованное государство-член может само обратиться с иском в Суд.

Если между государствами-членами возникают разногласия по поводу применения или толкования актов, изданных в рамках треть­ей опоры (сотрудничество полиций и судебных органов в уголов-но-правовой сфере), то эти разногласия выносятся сначала на рас­смотрение Совета Европейского Союза. Если Совету не удается уре­гулировать их в течение полугода, то заинтересованная страна может передать дело в Суд (ст. 35 Договора о Европейском Союзе).

Два и более государства-члена совместно могут также представ­лять на разрешение Суда Европейских сообществ свои разногласия по вопросам, которые имеют отношение к предмету Договора о ЕС, но прямо не регулируются правом Сообщества (например, террито­риальные споры). Такая возможность ими ни разу не использова­лась, хотя и была предусмотрена изначально (ст. 239 Договора о ЕС).

Таким образом. Суд Европейских сообществ (а равно Трибунал) почти никогда не выступает в роли международного суда, т.е. органа, разрешающего конфликты между государствами. 106


52. Можно ли подавать в суды Европейского Союза иски к его ин­ститутам и органам?

Да, поскольку нормы права Европейского Союза способны нару­шать не только государства-члены, но и наднациональные власти. Договор о Европейском сообществе в этой связи предусматривает две основные категории исков:

— иски об аннулировании, т.е. иски, направленные на оспарива-ние правовых актов Европарламента, Совета, Комиссии, а также Ев­ропейского центрального банка (ст. 230 Договора о ЕС). В случае удовлетворения иска Суд или Трибунал объявляют оспариваемый акт ничтожным с момента издания, хотя и могут оставить в силе не­которые его юридические последствия (ст. 231 Договора о ЕС).

Срок исковой давности по таким делам весьма краток: два месяца с момента опубликования документа (например, регламента или ди­рективы), доведения его до сведения адресата (например, индивиду­ального решения) или, в противном случае, со дня, когда истец узна7 о существовании этого акта (например, Европейская комиссия раз решает слияние двух компаний, а третья компания, их конкурент, уз­нав о решении Комиссии, оспаривает его в судебном порядке).

С помощью исков об аннулировании могут быть отменены лю­бые правовые акты ЕС, кроме рекомендаций и заключений (так как они не имеют обязательной силы). Аналогичные иски также могут предъявляться в целях отмены рамочных решений и решений Союза, изданных в области борьбы с преступностью (ст. 35 Договора о Евро­пейском Союзе);

— иски из бездействия, целью которых служит «заставить» через Суд/Трибунал институты Союза или ЕЦБ принять решение, необхо­димое истцу (ст. 232 Договора о ЕС). Перед подачей таких исков за­интересованная сторона в обязательном порядке должна сначала об­ратиться к соответствующему институту, «пригласить» его исполнить необходимое действие. Если последний не отреагировал на просьбу is течение двух месяцев, то на протяжении следующего двухмесячного срока к нему может быть предъявлен иск из бездействия.

Если Суд или Трибунал признают бездействие института или ЕЦБ противоречащим Договору о ЕС, то он констатирует наруше­ние. В таком случае ответчик должен принять необходимые меры для исполнения судебного решения, т.е. издать регламент или иной пра­вовой акт в рамках Сообщества (кроме рекомендаций и заключе­ний).

Круг субъектов, которые управомочены предъявлять иски к над­национальным институтами и ЕЦБ, шире, чем в исках о нарушении обязательств государствами-членами. Правом на подачу исков об ан­нулировании или из бездействия обладают, во-первых, любое госу­дарство-член (например, Германия, не согласная с новой директивен 1к7


Европарламента и Совета, оспаривает ее в Суде); во-вторых, инсти­туты Союза и Европейский центральный банк (например, Европарла-мент оспаривает правовой акт или бездействие Совета Европейского Союза)'.

Наконец, в качестве истцов по таким делам способны выступать физические и юридические лица, причем независимо от места их про­живания или нахождения. Однако, в отличие от государств-членов и институтов (привилегированных истцов), индивиды могут оспари­вать в судах Союза только акты, им адресованные, или, во всяком случае, «прямо и непосредственно их касающиеся» (например, при­нятие или непринятие Комиссией антидемпинговых мер в отноше­нии конкретного производителя). То же самое относится к искам из бездействия (гражданин не может требовать, например, издания ос­нов законодательства ЕС в форме директивы).

В практике судов Европейского Союза иски об аннулировании встречаются значительно чаще исков из бездействия. Например, в 2002 г. в Трибунал первой инстанции было подано 12 исков из без­действия, в Суд Европейских сообществ — ни одного. В тот же пери­од на рассмотрение каждого из этих судов поступили примерно 170 исков об аннулировании.

53. Что такое «иски о договорной и внедоговорной ответственно­сти Сообщества»?

Иски о договорной ответственности Сообщества (ст. 238 Договора о ЕС) — это иски, которые предъявляются в случае нарушения со стороны ЕС обязательств по контрактам, заключенным им с юриди­ческими и физическими лицами (например, договор о выполнении ремонтных или иных подрядных работ в офисах институтов или до­говор поставки им компьютерной техники).

Ответчиком по таким искам выступает Европейская комиссия, так как именно она представляет Сообщество в имущественных от­ношениях. Однако если подписанный контракт нарушен другой сто­роной, то иск предъявляется Комиссией к соответствующему контр­агенту (предприятию).

Необходимым условием для рассмотрения Судом или Трибуна­лом споров из контрактов ЕС служит наличие в них так называемой арбитражной оговорки, т.е. условия о том, что возможные разногла­сия между сторонами подлежат разрешению именно судами Евро­пейского Союза.

Количество таких дел невелико: в 2002 г. было предъявлено во­семь исков о договорной ответственности (шесть к Сообществу и два к предприятиям-контрагентам).

1 Счетная палата и ЕЦБ могут обращаться с рассматриваемыми исками толь­ко в целях «защиты своих прерогатив».


Иски о внедоговорной ответственности Сообщества (ст. 235 Дого­вора о ЕС) — это иски, направленные на компенсацию ущерба, при­чиненного его институтами, органами или служащими другим ли­цам, в том числе гражданам. В зависимости от характера нарушения Суд или Трибунал могут компенсировать потерпевшей стороне как понесенные убытки (включая упущенную выгоду), так и моральный ущерб.

Срок исковой давности по этим делам — пять лет с момента при­чинения ущерба.

Каждый год подается в среднем 10—20 подобных исков (в 2002 г. - 13).

54. В каких случаях физические и юридические лица вправе обра­щаться в суды Европейского Союза?

Физические и юридические лица независимо от их гражданства и/или местонахождения могут предъявлять в суды Союза иски толь­ко к его институтам и органам. Возможные нарушения права Евро­пейского Союза со стороны государств-членов или других лиц под­ведомственны национальным судам, которые в случае необходимо­сти обращаются с преюдициальным запросом к Суду Европейских сообществ.

Физические и юридические лица могут подавать в суды Европей­ского Союза иски об аннулировании и из бездействия (см. вопрос № 52), а также о договорной или внедоговорной ответственности Сооб­щества (см. вопрос № 53). Кроме них учредительный договор и зако­нодательство ЕС предусматривают еще несколько категорий дел, в которых истцами, как правило, выступают физические или юридиче­ские лица:

— иски об оспариваний санкций (штрафов), налагаемых Европей­ской комиссией или Европейским центральным банком на предпри­ятия (ст. 229 Договора о ЕС). В отношении данных санкций надна­циональные суды наделяются полной юрисдикцией, т.е. проверяют не только законность, но и соразмерность наложенных штрафов, и могут, при случае, уменьшить их размер;

— трудовые (служебные) споры — споры, возникающие в связи с прохождением гражданской службы Европейских сообществ (напри­мер, иск гражданина в связи с недопуском его к конкурсу на замещение вакантной должности в аппарате Комиссии). Количество подобных дел достаточно велико (112 исков в 2002 г.), поэтому их планируют в бли­жайшее время передать в юрисдикцию одного из специализированных судов ЕС — судебную палату по служебным спорам;

— споры в сфере интеллектуальной собственности, а именно жа­лобы на решения агентств Союза, занимающихся регистрацией от­дельных прав в этой области, — Ведомства по гармонизации в рам-109


ках внутреннего рынка (товарные знаки, промышленные образцы) и Ведомства Сообщества по растительным сортам (селекционные дос­тижения).

55. Что такое «преюдициальные запросы»?

Преюдициальные запросы (ст. 234 Договора о ЕС) — это обраще­ния судебных органов государств-членов, которые в процессе рас­смотрения дел сталкиваются с трудностями в толковании или приме­нении права Сообщества.

Эти запросы в настоящее время адресуются Суду Европейских сообществ и образуют его косвенную (или преюдициальную) юрисдик­цию, которая составляет почти половину всех разрешаемых им дел.

Правом на обращение в Суд Европейских сообществ-с преюди­циальным запросом в настоящее время обладают юрисдикционные ор­ганы всех государств-членов, причем это может быть не только орган судебной власти, но и внесудебный орган, рассматривающий право­вые конфликты (органы административной юрисдикции). Подача преюдициального запроса приостанавливает рассмотрение дела до получения ответа из Люксембурга (т.е. от Суда Европейских сооб­ществ).

На практике встречаются три основных вида преюдициальных запросов:

запросы о толковании, цель которых — получить от Суда Ев­ропейских сообществ разъяснение смысла тех или иных положений учредительного договора или законодательства ЕС (например, ис­панский суд, разрешающий дело на основании регламента Сообще­ства, не знает, как трактовать отдельные его статьи);

запросы о действительности правовых актов ЕС, подаваемые в тех случаях, когда национальный суд приходит к выводу о возмож­ном противоречии правового акта ЕС его учредительного договору. В подобной ситуации он также приостанавливает рассмотрение дела и направляет соответствующий запрос в Суд Европейских сооб­ществ. Рассмотрев запрос, последний может объявить оспоренный акт или отдельные его положения недействительными, что лишает их юридической силы на всей территории Союза;

запросы о соответствии внутригосударственных актов праву Сообщества. Подобные запросы подаются, когда при рассмотрении дел в национальных судах обнаруживается возможное противоречие между правовым регулированием на внутригосударственном уровне и на уровне ЕС.

Если национальный суд констатирует такое несоответствие, он обязан руководствоваться источниками и нормами последнего (в со­ответствии с принципом верховенства права Европейского Союза). Если же он испытывает сомнения, то может приостановить дело и обратиться с запросом в Суд Европейских сообществ. 110


Обращение с преюдициальными запросами — это право нацио­нальных судов государств-членов. Однако оно превращается в обя­занность, когда дело рассматривается в национальных судах высших инстанций. Соответственно если Кассационный суд Франции или Верховный суд Греции сталкивается с неясностью, например, в во­просе о толковании директивы ЕС, то он не только может, но и дол­жен направить запрос в Суд Европейских сообществ (кроме случаев, когда проблема уже была разрешена прецедентным правом послед­него).

В настоящее время возможность направления преюдициальных запросов с рядом оговорок признана также в рамках третьей опоры Европейского Союза — сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В 2002 г. Суд разрешил первый такой за­прос, касавшийся неясностей в толковании принципа «ne bis in idem» (недопустимость дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление), закрепленного в Шенгенской конвенции 1990 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.024 с.)