Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кто и в каких случаях может привлекать государства-члены к ответственности перед судами Европейского Союза?
По общему правилу это делает Европейская комиссия при осу; ществлении ею охранительной функции (т.е. контроля за соблюдением учредительных договоров и правовых актов Союза). Если Комиссия установит, что какое-либо государство-член совершило действие или бездействие, нарушающее право ЕС, то от возбуждает против него расследование (ст. 226 Договора о ЕС). По итогам расследования Комиссия выносит мотивированное заключение, в котором назначает государству срок для устранения нарушений (например, для издания необходимых законов в соответствии с директивой ЕС). В случае если государство не подчинится указаниям, Комиссия подает иск в Суд Европейских сообществ. Подобные категории дел называются в доктрине «иски о неисполнении обязательств» (т. е. обязательств, вытекающих из членства в ЕС). Это наиболее распространенная категория исков в практике Суда. Например, в 2002 г. он вынес по ним 93 решения, из них 90 исков удовлетворено, в трех от -казано. Если Суд признает государство-член нарушителем, то оно должно принять все необходимые меры по исполнению решения Суда. В противном случае Комиссия вправе ходатайствовать перед Судом о наложении штрафа на государство, который может выступать в виде единовременной суммы или периодических платежей (пени). Подобные суммы уплачиваются в бюджет Европейского Союза. Например, решением Суда от 25 ноября 2003 г. на Испанию наложена пеня в размере 624 150 евро в год до тех пор, пока она не обеспечит в пол -ной мере выполнение одной из директив Сообщества в сфере экологического права1. 1 Фактический размер взыскиваемой пени значительно больше, так как от взимается в расчете за каждый процент водных ресурсов, не соответствующих требованиям директивы ЕС. К моменту вынесения решения эта величина составляла 20% (т.е. первоначальный размер равен 624 150 евро х 20). 1(5 Комиссия — единственный институт Союза, который может преследовать государства-члены за нарушения права ЕС (Европарла-мент, Совет и Счетная палата таким полномочием не обладают). Иски о неисполнении обязательств в рамках своей компетенции могут предъявлять к государствам также Европейский инвестиционный банк и Европейский центральный банк (последний — к национальным центральным банкам).
Иски о неисполнении обязательств в настоящее время предъявляются только в рамках первой опоры (Европейское сообщество и Евратом). Следовательно, Комиссия не может привлечь государства-члены к ответственности за неисполнение актов Союза, изданных по вопросам ОВПБ и СПСО (второй и третьей опор). Сроки исковой давности в отношении подобных дел не предусмотрены. 51. Рассматривают ли суды Европейского Союза межгосударственные споры? Да, но это случается крайне редко (всего несколько дел из почти 13 тыс., рассмотренных Судом и Трибуналом за время их существования). Авторы учредительных договоров сознательно установили препятствия для возникновения подобных споров, так как это чревато дестабилизацией политической ситуации в Сообществах и Союзе, Если одно государство-член полагает, что другая страна нарушила свои обязательства из Договора о Европейском сообществе, то оно сначала должно обратиться в Комиссию (ст. 227 Договора о ЕС). Лишь в том случае, если последняя не отреагирует на нарушение в течение трех месяцев, заинтересованное государство-член может само обратиться с иском в Суд. Если между государствами-членами возникают разногласия по поводу применения или толкования актов, изданных в рамках третьей опоры (сотрудничество полиций и судебных органов в уголов-но-правовой сфере), то эти разногласия выносятся сначала на рассмотрение Совета Европейского Союза. Если Совету не удается урегулировать их в течение полугода, то заинтересованная страна может передать дело в Суд (ст. 35 Договора о Европейском Союзе). Два и более государства-члена совместно могут также представлять на разрешение Суда Европейских сообществ свои разногласия по вопросам, которые имеют отношение к предмету Договора о ЕС, но прямо не регулируются правом Сообщества (например, территориальные споры). Такая возможность ими ни разу не использовалась, хотя и была предусмотрена изначально (ст. 239 Договора о ЕС). Таким образом. Суд Европейских сообществ (а равно Трибунал) почти никогда не выступает в роли международного суда, т.е. органа, разрешающего конфликты между государствами. 106
52. Можно ли подавать в суды Европейского Союза иски к его институтам и органам? Да, поскольку нормы права Европейского Союза способны нарушать не только государства-члены, но и наднациональные власти. Договор о Европейском сообществе в этой связи предусматривает две основные категории исков: — иски об аннулировании, т.е. иски, направленные на оспарива-ние правовых актов Европарламента, Совета, Комиссии, а также Европейского центрального банка (ст. 230 Договора о ЕС). В случае удовлетворения иска Суд или Трибунал объявляют оспариваемый акт ничтожным с момента издания, хотя и могут оставить в силе некоторые его юридические последствия (ст. 231 Договора о ЕС). Срок исковой давности по таким делам весьма краток: два месяца с момента опубликования документа (например, регламента или директивы), доведения его до сведения адресата (например, индивидуального решения) или, в противном случае, со дня, когда истец узна7 о существовании этого акта (например, Европейская комиссия раз решает слияние двух компаний, а третья компания, их конкурент, узнав о решении Комиссии, оспаривает его в судебном порядке). С помощью исков об аннулировании могут быть отменены любые правовые акты ЕС, кроме рекомендаций и заключений (так как они не имеют обязательной силы). Аналогичные иски также могут предъявляться в целях отмены рамочных решений и решений Союза, изданных в области борьбы с преступностью (ст. 35 Договора о Европейском Союзе); — иски из бездействия, целью которых служит «заставить» через Суд/Трибунал институты Союза или ЕЦБ принять решение, необходимое истцу (ст. 232 Договора о ЕС). Перед подачей таких исков заинтересованная сторона в обязательном порядке должна сначала обратиться к соответствующему институту, «пригласить» его исполнить необходимое действие. Если последний не отреагировал на просьбу is течение двух месяцев, то на протяжении следующего двухмесячного срока к нему может быть предъявлен иск из бездействия. Если Суд или Трибунал признают бездействие института или ЕЦБ противоречащим Договору о ЕС, то он констатирует нарушение. В таком случае ответчик должен принять необходимые меры для исполнения судебного решения, т.е. издать регламент или иной правовой акт в рамках Сообщества (кроме рекомендаций и заключений). Круг субъектов, которые управомочены предъявлять иски к наднациональным институтами и ЕЦБ, шире, чем в исках о нарушении обязательств государствами-членами. Правом на подачу исков об аннулировании или из бездействия обладают, во-первых, любое государство-член (например, Германия, не согласная с новой директивен 1к7 Европарламента и Совета, оспаривает ее в Суде); во-вторых, институты Союза и Европейский центральный банк (например, Европарла-мент оспаривает правовой акт или бездействие Совета Европейского Союза)'. Наконец, в качестве истцов по таким делам способны выступать физические и юридические лица, причем независимо от места их проживания или нахождения. Однако, в отличие от государств-членов и институтов (привилегированных истцов), индивиды могут оспаривать в судах Союза только акты, им адресованные, или, во всяком случае, «прямо и непосредственно их касающиеся» (например, принятие или непринятие Комиссией антидемпинговых мер в отношении конкретного производителя). То же самое относится к искам из бездействия (гражданин не может требовать, например, издания основ законодательства ЕС в форме директивы).
В практике судов Европейского Союза иски об аннулировании встречаются значительно чаще исков из бездействия. Например, в 2002 г. в Трибунал первой инстанции было подано 12 исков из бездействия, в Суд Европейских сообществ — ни одного. В тот же период на рассмотрение каждого из этих судов поступили примерно 170 исков об аннулировании. 53. Что такое «иски о договорной и внедоговорной ответственности Сообщества»? Иски о договорной ответственности Сообщества (ст. 238 Договора о ЕС) — это иски, которые предъявляются в случае нарушения со стороны ЕС обязательств по контрактам, заключенным им с юридическими и физическими лицами (например, договор о выполнении ремонтных или иных подрядных работ в офисах институтов или договор поставки им компьютерной техники). Ответчиком по таким искам выступает Европейская комиссия, так как именно она представляет Сообщество в имущественных отношениях. Однако если подписанный контракт нарушен другой стороной, то иск предъявляется Комиссией к соответствующему контрагенту (предприятию). Необходимым условием для рассмотрения Судом или Трибуналом споров из контрактов ЕС служит наличие в них так называемой арбитражной оговорки, т.е. условия о том, что возможные разногласия между сторонами подлежат разрешению именно судами Европейского Союза. Количество таких дел невелико: в 2002 г. было предъявлено восемь исков о договорной ответственности (шесть к Сообществу и два к предприятиям-контрагентам). 1 Счетная палата и ЕЦБ могут обращаться с рассматриваемыми исками только в целях «защиты своих прерогатив». Иски о внедоговорной ответственности Сообщества (ст. 235 Договора о ЕС) — это иски, направленные на компенсацию ущерба, причиненного его институтами, органами или служащими другим лицам, в том числе гражданам. В зависимости от характера нарушения Суд или Трибунал могут компенсировать потерпевшей стороне как понесенные убытки (включая упущенную выгоду), так и моральный ущерб. Срок исковой давности по этим делам — пять лет с момента причинения ущерба. Каждый год подается в среднем 10—20 подобных исков (в 2002 г. - 13). 54. В каких случаях физические и юридические лица вправе обращаться в суды Европейского Союза?
Физические и юридические лица независимо от их гражданства и/или местонахождения могут предъявлять в суды Союза иски только к его институтам и органам. Возможные нарушения права Европейского Союза со стороны государств-членов или других лиц подведомственны национальным судам, которые в случае необходимости обращаются с преюдициальным запросом к Суду Европейских сообществ. Физические и юридические лица могут подавать в суды Европейского Союза иски об аннулировании и из бездействия (см. вопрос № 52), а также о договорной или внедоговорной ответственности Сообщества (см. вопрос № 53). Кроме них учредительный договор и законодательство ЕС предусматривают еще несколько категорий дел, в которых истцами, как правило, выступают физические или юридические лица: — иски об оспариваний санкций (штрафов), налагаемых Европейской комиссией или Европейским центральным банком на предприятия (ст. 229 Договора о ЕС). В отношении данных санкций наднациональные суды наделяются полной юрисдикцией, т.е. проверяют не только законность, но и соразмерность наложенных штрафов, и могут, при случае, уменьшить их размер; — трудовые (служебные) споры — споры, возникающие в связи с прохождением гражданской службы Европейских сообществ (например, иск гражданина в связи с недопуском его к конкурсу на замещение вакантной должности в аппарате Комиссии). Количество подобных дел достаточно велико (112 исков в 2002 г.), поэтому их планируют в ближайшее время передать в юрисдикцию одного из специализированных судов ЕС — судебную палату по служебным спорам; — споры в сфере интеллектуальной собственности, а именно жалобы на решения агентств Союза, занимающихся регистрацией отдельных прав в этой области, — Ведомства по гармонизации в рам-109 ках внутреннего рынка (товарные знаки, промышленные образцы) и Ведомства Сообщества по растительным сортам (селекционные достижения). 55. Что такое «преюдициальные запросы»? Преюдициальные запросы (ст. 234 Договора о ЕС) — это обращения судебных органов государств-членов, которые в процессе рассмотрения дел сталкиваются с трудностями в толковании или применении права Сообщества. Эти запросы в настоящее время адресуются Суду Европейских сообществ и образуют его косвенную (или преюдициальную) юрисдикцию, которая составляет почти половину всех разрешаемых им дел. Правом на обращение в Суд Европейских сообществ-с преюдициальным запросом в настоящее время обладают юрисдикционные органы всех государств-членов, причем это может быть не только орган судебной власти, но и внесудебный орган, рассматривающий правовые конфликты (органы административной юрисдикции). Подача преюдициального запроса приостанавливает рассмотрение дела до получения ответа из Люксембурга (т.е. от Суда Европейских сообществ). На практике встречаются три основных вида преюдициальных запросов:
— запросы о толковании, цель которых — получить от Суда Европейских сообществ разъяснение смысла тех или иных положений учредительного договора или законодательства ЕС (например, испанский суд, разрешающий дело на основании регламента Сообщества, не знает, как трактовать отдельные его статьи); — запросы о действительности правовых актов ЕС, подаваемые в тех случаях, когда национальный суд приходит к выводу о возможном противоречии правового акта ЕС его учредительного договору. В подобной ситуации он также приостанавливает рассмотрение дела и направляет соответствующий запрос в Суд Европейских сообществ. Рассмотрев запрос, последний может объявить оспоренный акт или отдельные его положения недействительными, что лишает их юридической силы на всей территории Союза; — запросы о соответствии внутригосударственных актов праву Сообщества. Подобные запросы подаются, когда при рассмотрении дел в национальных судах обнаруживается возможное противоречие между правовым регулированием на внутригосударственном уровне и на уровне ЕС. Если национальный суд констатирует такое несоответствие, он обязан руководствоваться источниками и нормами последнего (в соответствии с принципом верховенства права Европейского Союза). Если же он испытывает сомнения, то может приостановить дело и обратиться с запросом в Суд Европейских сообществ. 110 Обращение с преюдициальными запросами — это право национальных судов государств-членов. Однако оно превращается в обязанность, когда дело рассматривается в национальных судах высших инстанций. Соответственно если Кассационный суд Франции или Верховный суд Греции сталкивается с неясностью, например, в вопросе о толковании директивы ЕС, то он не только может, но и должен направить запрос в Суд Европейских сообществ (кроме случаев, когда проблема уже была разрешена прецедентным правом последнего). В настоящее время возможность направления преюдициальных запросов с рядом оговорок признана также в рамках третьей опоры Европейского Союза — сотрудничества полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере. В 2002 г. Суд разрешил первый такой запрос, касавшийся неясностей в толковании принципа «ne bis in idem» (недопустимость дважды привлекать к ответственности за одно и то же преступление), закрепленного в Шенгенской конвенции 1990 г.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.024 с.) |