Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как осуществляется правовое регулирование различных видов транспорта.

Поиск

Правовое регулирование транспортного сектора дифференциру­ется в зависимости от видов транспорта: железнодорожного, автомо­бильного, морского, внутреннего водного, воздушного и смешанных перевозок.

В сфере регулирования железнодорожного транспорта Сообщест­вом был издан ряд правовых актов, проводящих унификацию и гар­монизацию отдельных элементов правового статуса железнодорож­ных предприятий, формы и содержания предоставляемых ими услуг:

— Регламент № 1191/69 от 26 июня 1969 г. о действиях госу­дарств-членов в связи с обязательственными отношениями, возни­кающими в сфере общественных услуг, оказываемых в железнодо­рожном, автомобильном транспорте и внутренних водных путях;

— Регламент № 1192/69 от 26 июня 1969 г. об общих правилах нормализации расчетов железнодорожных предприятий;

— Регламент № 1107/70 от 4 июня 1970 г. о государственной по­мощи, обеспечивающей меры по координации функционирования транспорта;

— Директива 95/18/ЕС от 19 июня 1995 г. о лицензировании же­лезнодорожных предприятий;

— Директива 91/440/ЕЭС от 29 июля 1991 г..о развитии желез­ных дорог Сообщества (с изменениями, внесенными Директивой 2001/12/ЕС от 26 февраля 2001 г.);

— Директива 2001/14/ЕС от 26 февраля 2001 г. о размещении мощностей железнодорожной инфраструктуры, взимании платы за использование железнодорожной инфраструктуры и сертификации безопасности.

Обеспечению свободного передвижения автотранспортных средств государств-членов на всей территории Сообщества посвящен Регламент № 4060/89 от 21 декабря 1989 г. об устранении контроля 198


на границах государств-членов в сфере автомобильного и внутренне­го водного транспорта.

Важнейшим актом Союза, регулирующим автотранспортные пе­ревозки, является Директива 96/53/ЕС от 25 июля 1996 г., устанавли­вающая для некоторых транспортных средств, перемещающихся по Сообществу, максимально допустимые размеры при национальных и международных перевозках и максимально допустимый вес при ме­ждународных перевозках, измененная Директивой Европейского парламента и Совета 2002/7/ЕС от 18 февраля 2002 г.

Гармонизации законодательных положений государств-членов о страховании автотранспортных средств посвящена Директива 72/166/ЕЭС от 24 апреля 1972 г. о сближении законодательства госу­дарств-членов относительно страхования гражданской ответствен­ности при использовании автотранспортных средств и развитию страхования в этой области. Дополняют указанную Директиву Ди­ректива Совета 84/5/ЕЭС от 30 декабря 1983 г. о сближении законо­дательства государств-членов по страхованию гражданской ответст­венности, возникающей при использовании транспортных средств, и Директива Совета 90/232/ЕЭС от 14 мая 1990 г. с аналогичным на­званием.

Несколько регламентов и директив ЕС направлены на обеспече­ние действия принципов свободного предоставления услуг, свобод­ного передвижения работников применительно к деятельности пред­приятий морского транспорта. Взаимодействие и взаимное перепле­тение различных направлений политики ЕС в этом вопросе демонстрирует Регламент № 4056/86 от 22 декабря 1986 г., посвя­щенный применению к предприятиям морского транспорта положе­ний антимонопольного законодательства ЕС, сформированного в рамках политики защиты конкуренции.

ЕС утвердило ряд нормативных актов, существенно воздействую­щих на функционирование внутреннего водного судоходства. Важней­шим из них является Регламент № 718/1999 от 29 марта 1999 г. о по­литике Сообщества в области пропускной способности флота в це­лях стимулирования внутреннего водного транспорта. Еще одним немаловажным документом в рассматриваемой области является Ди­ректива 96/75/ЕС от 19 ноября 1996 г. о системе фрахтования и рас­ценок в Сообществе для национального и международного внутрен­него водного транспорта.

С целью реализации на воздушном транспорте принципа свобод­ного предоставления услуг в 1990 г. был принят Регламент № 2343/90 от 24 июля 1990 г. о доступе воздушных перевозчиков к регулярным линиям внутри Сообщества и разделе объемов перевозок пассажиров между авиаперевозчиками на регулярных линиях и государства­ми-членами.


Двадцать третьего июля 1992 г. Сообществом были приняты два важнейших документа в сфере регулирования воздушного транспор­та — Регламент № 2407/92 о лицензировании транспортных авиа­компаний и Регламент № 2408/92 о доступе транспортных авиаком­паний Сообщества на авиалинии внутри Сообщества. В соответст­вии с ними на территории ЕС действуют единые правила лицензирования воздушных перевозчиков всех государств-членов.

Европейским сообществом также были утверждены правила об ответственности воздушных перевозчиков в соответствии с Регла­ментом Совета № 2027/97 от 9 октября 1997 г. об ответственности воздушных перевозчиков в случае аварии, измененном Регламентом Европейского парламента и Совета № 889/2002 от 13 мая 2002 г.

Регламент Европейского парламента и совета № 261/2004 от 11 февраля 2004 г. учреждает общие правила относительно компенса­ций и помощи пассажирам в случае снятия с борта, отмены или чрез­мерной задержки рейсов. В ближайшее время Сообщество планирует ввести аналогичную схему компенсаций и для железнодорожных пе­ревозок.

В рамках транспортной политики Сообщества особое внимание уделяется поддержке развития смешанных перевозок внутри ЕС, а также между ЕС и другими странами. Определяющим является мне­ние, что смешанный транспорт способен решить множество про­блем, связанных с перегрузкой путей сообщения, охраной здоровья и окружающей среды. Ключевым актом в этой сфере является Дирек­тива 92/106/ЕЭС от 7 декабря 1992 г. об учреждении общих правил для некоторых видов смешанных перевозок грузов между государст­вами-членами.


Раздел XVI. ТРУДОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ П^АВО

___________ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА ___________

124. Как. регулируются вопросы социальной политики в Договоре, учреждающем Европейское сообщество?

В странах Европейского Союза в настоящее время существует наиболее развитая в современном мире система социального обеспе­чения, основы которой были заложены еще в первой половине XX в. Однако, как и в любой другой области деятельности, всегда сущест­вуют потребности в ее улучшении, совершенствовании; примени­тельно к социальной политике — повышение уровня жизни и соци­альной защищенности граждан. Поэтому, учредив Европейское со­общество, государства-члены закрепили в Договоре общее согласие относительно необходимости «содействовать повсеместно в Сообще­стве... достижению высокого уровня занятости и. социальной защи­ты, равноправию мужчин и женщин... повышению жизненного уров­ня и качества жизни» (ст. 2 Договора о ЕС). Вместе с общими поли­тиками по регулированию различных аспектов экономической деятельности, одним из составных элементов компетенции ЕС явля­ются «политика обеспечения занятости» и «политика в социальной сфере» (п. «i», «j» § 1 ст. 3 Договора о ЕС), равно как и «политика в области здравоохранения» (п. «р» § 1 ст. 3 Договора о ЕС).

Правовой основой проводимой ЕС социальной политики, как и других общих политик, являются положения соответствующих раз­делов и глав части III учредительного договора «Политика Сообще­ства». В сфере социальной политики источником полномочий ЕС служат раздел VIII «Занятость», две главы раздела XI ч. 2 Договора о ЕС — глава 1 «Социальные положения» и глава 2 «Европейский со­циальный фонд», а также раздел XIII «Здравоохранение».

Целями социальной политики Европейского сообщества соглас­но § 1 ст. 136 Договора, учреждающего ЕС, являются: «содействие за­нятости, улучшение условий жизни и труда, с тем чтобы сделать воз­можной их гармонизацию, сохраняя при этом все достижения, а так­же содействие надлежащей социальной защите, диалогу между предпринимателями и трудящимися, развитие человеческих ресур­сов ради долговременного обеспечения высокого уровня занятости и борьбы с обездоленностью».

Социальная сфера относится к предметам совместного ведения Европейского сообщества и государств-членов. Сообщество поддер­живает и дополняет действия государств-членов в следующих облас­тях:

— улучшение производственной среды в целях охраны здоровья и обеспечения безопасности работающих;

— условия труда;


— информирование и консультирование трудящихся;

— интеграция лиц, исключенных из рынка труда;

— равенство мужчин и женщин в отношении возможностей на рынке труда и -обращения с ними на работе.

Среди них приоритетными областями в соответствии с § 3 ст. 137 учредительного договора являются: социальное обеспечение и соци­альная защита работников, защита работников после прекращения действия трудовых контрактов с ними; представительство и коллек­тивная защита интересов работников и предпринимателей, включая их право на совместное принятие решений, условия найма и труда граждан третьих стран, легально проживающих на территории Сооб­щества, борьба с обездоленностью и модернизация систем социаль­ной защиты.

Европейское сообщество также поощряет сотрудничество между государствами-членами и содействует координации их действий во всех областях социальной политики, и особенно в вопросах:

— занятости;

— трудового законодательства и условий труда;

— базового и последующего профессионального обучения;

— социального обеспечения;

— предотвращения профессионального травматизма и профес­сиональных заболеваний;

— гигиены на производстве;

— права на профессиональные объединения и коллективные пе­реговоры между предпринимателями и трудящимися.

Социальную политику ЕС отличает широкий арсенал инстру­ментов, посредством которых институты ЕС осуществляют «гармо­низацию социальной сферы», содействуют расширению гарантий социальной защиты граждан Европейского Союза.

Финансовое обеспечение мероприятий Сообщества в социаль­ной сфере возложено на бюджет, а также специальные структурные фонды Сообщества, среди которых ключевую роль играет Европей­ский социальный фонд.

125. Как закрепляется в праве Европейского Союза принцип равен­ства мужчин и женщин в профессиональной жизни?

Принцип равенства мужчин и женщин является одним из основ­ных принципов деятельности Европейского сообщества. В соответ­ствии с § 2 ст. 2 Договора 1957 г., учреждающего ЕС, вся деятель­ность Сообщества «направлена на устранение неравенства и содейст­вие достижению равенства между мужчиной и женщиной». Рассматриваемый принцип является также одним из основных принципов правового статуса личности (ст. 23 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г.). Положения об устранении нера­венства между мужчиной и женщиной являются частным случаем 202


проявления принципа недискриминации. Действуя на основании ст. 13 Договора о ЕС, Сообщество может предпринимать соответст­вующие меры для борьбы с дискриминацией по признаку пола.

В социальной сфере Договор позволяет ЕС поддерживать и до­полнять действия государств-членов по обеспечению равенства муж­чин и женщин в отношении возможностей на рынке труда и обраще­ния с ними на работе (§ 1 ст. 137). Он также наделяет Сообщество полномочиями принимать меры, обеспечивающие применение принципа равных возможностей и равного отношения к мужчинам и женщинам в вопросах занятости и профессиональной деятельности, включая принцип равной оплаты за равный труд (§ 3 ст. 141).

Договором о ЕС установлен принцип равной оплаты для мужчин и женщин за равный или равноценный труд. Государства-члены обя­заны обеспечивать его соблюдение в соответствии с п. 1 ст. 141. Дого­вором также определены понятия «оплата» и «равная оплата без дис­криминации по признаку пола». Под «оплатой». подразумеваются обычная или минимальная заработная плата или должностной ок­лад, а также любое другое вознаграждение в денежной или натураль­ной форме, которые работник прямо или опосредованно получает от работодателя в связи со своей работой.

«Равная оплата без дискриминации по признаку пола» означает:

1) сдельную оплату за работу одного и того же качества, рассчи­танную в одинаковых единицах;

2) почасовую оплату за одинаковую работу, рассчитанную по единым расценкам.

Несмотря на то что принцип равной оплаты для мужчин и жен­щин за равный труд изначально был закреплен в учредительном до­говоре Сообщества, по окончании первой стадии формирования об­щего рынка (1 января 1962 г.) и позднее в странах ЕС этот принцип в значительной степени носил характер декларации, не имеющей над­лежащего правового обеспечения. Государства рассматривали соот­ветствующие правила в качестве программы действий, нормы, не имеющей прямого действия и, как следствие, не подлежащей судеб­ной защите.

Положение удалось изменить только Суду в Решении по делу De-frenne v. Sabena. Суд распространил на ст. 119 Договора о недискри­минации полов в оплате труда принцип прямого действия права ЕС. В последующем Суд в Решении по делу Barber v. Guardian Royal Exchange еще более расширил сферу применения принципа равной оплаты труда мужчин и женщин, применив его и к вопросам пенси­онного обеспечения.

С середины 1970-х гг. принцип равноправия полов в области оп­латы труда, а также в других сферах трудовых отношений и социаль­ного обеспечения получил развитие во вторичном праве.

Директива 75/117, принятая Советом в феврале 1975 г., обязала государства-члены устранить из национальных законодательных ак-203


тов, коллективных договоров и соглашений все положения, прямо или косвенно сохраняющие дискриминацию мужчин и женщин в во­просах установления и выплаты заработной платы, иного вознаграж­дения за труд.

Годом позже, 9 февраля 1976 г., Совет утвердил Директиву 76/207, предусматривающую устранение всех форм прямой или кос­венной дискриминации по признаку пола в трудовых отношениях, в частности в вопросах приема на работу, профессионального обуче­ния, продвижения по службе. Этот документ был существенно мо­дернизирован Директивой Европейского парламента и Совета 2002/73/ЕС от 23 сентября 2002 г.

Сообществом также были приняты меры по обеспечению прав и охраны здоровья работающих беременных женщин, женщин — ма­терей малолетних детей, в частности Директивой 92/85/ЕЭС от 19 октября 1992 г. о введении мероприятий по повышению безопас­ности труда и охраны здоровья беременных работниц, а также работ­ниц, недавно перенесших роды и 'кормящих грудью. Запрещается увольнение по основаниям, связанным с беременностью, рождением ребенка или материнством, а также изменение по инициативе рабо­тодателя условий трудового контракта по тем же причинам. Устанав­ливается минимальный размер пособий и компенсаций данной кате­гории работников (не менее пособия по временной нетрудоспособ­ности); длительность отпуска по беременности и родам должна составлять минимум 14-недель.

В 1980—1990-е гг. Сообщество разработало и осуществляет ряд программ, определяющих направления деятельности ЕС в содейст­вии равенству прав мужчин и женщин в трудовых отношениях.

126. Как регламентируются вопросы охраны труда в законодатель­стве ЕС?

Как следует из § 1 ст. 137 Договора о ЕС, важнейшим направле­нием социальной политики Европейского сообщества является обес­печение охраны труда. Планы конкретных мер в этой сфере устанав­ливаются в программах действий по охране безопасности и здоровья на производстве. На основании таких программ Сообщество в 1970—1980-е гг. приняло ряд директив, устанавливающих единые минимальные требования защиты работников на производстве и в отдельных его отраслях (атомная, металлургическая промышлен­ность), в отраслях инфраструктуры (транспорт) от различных видов производственных рисков: уровня шума на предприятиях, кабинах транспортных средств, химических и биологических препаратов, ис­пользуемых в производстве, строительстве, радиационной безопас­ности и др.

Особенно активно гармонизация стандартов безопасности на предприятиях ЕС стала проводиться с конца 1980-х гг., одновремен-204


но с.шагами по окончательному введению в действие "нутреннего рынка. В этот период были приняты директивы о персональных за­щитных средствах работника, знаках безопасности на рабочем месте, максимальной тяжести переносимых вручную грузов, эмиссии кан­церогенных веществ и др.

Все действующие и намечаемые к принятию в будущем директи­вы Сообщества и соответственно законодательные акты госу­дарств-членов должны следовать трем правовым принципам охраны труда и здоровья работников, установленным в рамочной Директиве 89/391/ЕЭС от 12 июня 1989 г., вводящей мероприятия, способст­вующие повышению безопасности и улучшению охраны здоровья трудящихся на производстве:

— обязанность работодателя гарантировать здоровье и безопас­ность в процессе осуществления трудовой деятельности, в частности путем надлежащего и своевременного информирования работников с помощью инструкций, специальных курсов правильного обраще­ния с оборудованием предприятия;

— обязанность каждого работника способствовать охране собст­венного здоровья и безопасности, безопасности других работников.путем соблюдения инструкций безопасности; правильного использо­вания технических средств;

— отсутствие (или ограничение) ответственности работодателя за ущерб, причиненный здоровью работника ввиду непреодолимой силы (непредвиденных либо чрезвычайных обстоятельств).

Отдельная директива посвящена охране трудовых прав несовер­шеннолетних. В соответствии с Директивой 94/33/ЕЭС от 22 июня 1994 г. о защите молодежи на рабочем месте государства-члены обя­заны ввести специальные правила, регулирующие продолжитель­ность рабочего времени и времени отдыха, установить повышенные стандарты безопасности трудовой деятельности лиц моложе 18 лет.

127. Как осуществляется правовое регулирование трудовых отно­шений на предприятиях в ЕС?

Согласно ст. 140 Договора о ЕС Сообщество содействует коорди­нации социальной политики государств-членов в вопросах трудового законодательства и условий труда. Опираясь на полномочия, предос­тавленные Договором, ЕС может проводить гармонизацию трудово­го законодательства государств-членов, в том числе и в вопросах обеспечения трудовых прав работников.

Важнейшие гарантии трудовых прав устанавливает принятая 14 октября 1991 г. Советом Директива 91/533/ЕЭС об обязанности работодателя информировать работника об условиях, предусмотрен­ных в трудовом договоре. Данная Директива вводит обязанность работодателя представлять работнику письменную декларацию, со­держащую детальное описание условий трудового контракта. Декла-205


рация должна быть направлена не позднее двух месяцев с момента фактического начала выполнения работником'своих трудовых обя­занностей и, в частности, содержать сведения о продолжительности рабочего дня и оплачиваемого отпуска, размере заработной платы, месте работы, сроке трудового контракта, социальных гарантиях ра­ботнику на данном предприятии и др.

Охране занятости и обеспечению права на труд служат принятые ЕС правовые акты, регулирующие положение работников при бан­кротстве предприятия, сокращении штатов предприятий, смене соб­ственника компании. Так, Директива 98/59/ЕС от 20 июля 1998 г. о коллективных сокращениях устанавливает обязанность предприни­мателя в случае планируемого масштабного сокращения проводить консультации с представителями трудовых коллективов, уведомлять о предполагаемых мерах по сокращению штатов компетентные на­циональные органы с целью снижения возможных социальных по­следствий подобных действий.

Интерес представляет также принятая Советом 20 октября 1980 г. Директива 80/987/ЕЭС о защите работников в случае банкротства работодателя, измененная Директивой Европейского парламента и Совета 2002/74/ЕС от 23 сентября 2002 г. В случае банкротства, а так­же когда работодатель ввиду отсутствия средств не выполняет свои обязанности по выплате заработной платы работникам, последняя должна выплачиваться из специальных гарантированных фондов, которые формируются независимо от операционного капитала пред­приятия и не подлежат распределению между остальными кредито­рами в процессе признания компании банкротом.

Среди законодательных актов, принятых в этой области в по­следнее время, особое внимание необходимо уделить Директиве 2001/23/ЕС от 12 марта 2001 г. о сближении законодательства госу­дарств-членов в отношении охраны прав работников в случае изме­нения владельца предприятия и части предприятия. Указанная Ди­ректива заменила посвященную тем же вопросам Директиву 77/187/ЕЭС от 14 февраля 1977 г., а также кодифицировала в своем тексте все существовавшие нормы права Сообщества по вопросам трудовых переводов. Действие новой Директивы распространяется на все случаи переводов работников. Директива 2001/23/ЕС устано­вила обязанность работодателя информировать представителей ра­ботников на предприятии о планируемых переводах.

Существенное внимание при проведении социальной политики Сообщество уделяет такому институту трудового законодательства, как рабочее время и время отдыха.

Так, утвержденная 4 ноября 2003 г. Директива 2003/88/ЕС отно­сительно некоторых аспектов организации рабочего времени, вводя­щая минимальные требования к продолжительности рабочего време-206


ни на всей территории Европейского Союза, определяв''-, что дли­тельность рабочей недели не должна превышать 48 часов, ежедневный отдых — не менее 11 часов, продолжительность отпус­ка — не меньше четырех недель и др. Таким образом, хотя в государ­ствах-членах большинство работников пользуются более высокими социальными гарантиями в этой области, обсуждаемые в правитель­ственных и предпринимательских кругах в последние годы и реали­зуемые проекты их значительного сокращения вступают в противо­речие с правом Европейского сообщества и потому будут признаны незаконными.

Договор о ЕС в ст. 142 установил обязанность государств-чле­нов заботиться о сохранении существующей эквивалентности схем предоставления оплачиваемых отпусков. Эта важнейшая гарантия обеспечения права на отдых, совместимости семейной и профессио­нальной жизни подкрепляется во вторичном праве положениями Ди­рективы 96/34/ЕС от 3 июля 1996 г. о рамочном соглашении относи­тельно отпусков по уходу за ребенком, заключенном Индустриальным союзом ЕС (UNICE), Европейским центром публичных предприятий (СЕЕР) и Европейской конфедерацией профсоюзов (ETUC). Это ра­мочное соглашение было заключено между упомянутыми организа­циями европейского уровня в 1995 г. с целью установить минималь­ные требования предоставления отпусков по уходу за ребенком и при­водится в качестве приложения к Директиве 96/34/ЕС. Положения рамочного соглашения распространяются на всех работников, как мужчин, так и женщин, работающих по трудовому договору и имею­щих ребенка до восьми лет независимо от того, был ли он рожден ими или усыновлен. Отпуск по уходу за ребенком должен предоставляться не менее чем на три месяца. В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком работник не может быть уволен, а после его окончания имеет право на получение той же или эквивалентной работы. Подроб­ные условия предоставления отпусков по уходу за ребенком должны определяться коллективным соглашением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.48.138 (0.011 с.)