Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как развивались взаимоотношения России и Европейского Союза?

Поиск

Вот уже несколько сотен лет наша Родина является самым боль­шим государством на Европейском континенте. Народы России и народы Европы объединяют общая история, общие традиции, общие духовные ценности. Россия является частью европейской цивилиза­ции, занимая в ней свое специфическое, оригинальное положение многонациональной страны, расположенной на двух континентах и воплощающей в себе десятки различных культур.

Перестройка и окончание холодной войны привели Россию к об­новлению в начале 90-х гг. XX в., утверждению в ней демократиче­ского политического режима с устойчивой ориентацией на рыноч­ную экономику. Становление «новой», демократической России сов­пало по времени с появлением Европейского Союза.

Российская Федерация не является членом Европейского Союза, однако это нисколько не умаляет того значения развития отношений между Европейским Союзом и Россией, которое оно имеет как для них самих, так и для всего региона в целом. Для России Европейский Союз — главный торговый партнер, почти 35% внешнего торгового оборота России приходится на государства — члены Союза. Расши­рение Европейского Союза вывело этот показатель на уровень 50%. В свою очередь, во внешнем торговом обороте Союза Россия зани­мает б—8-е место, при этом в такой важной области, как энергоснаб­жение, — первое.

Кроме существующих экономических предпосылок, установле­ние самых тесных взаимоотношений необходимо и ввиду того, что после присоединения Финляндии к Европейскому Союзу в 1994 г. Россия и Европейский Союз стали соседями с общей границей. Про­тяженность совместной границы выросла с присоединением к Евро­пейскому Союзу Литвы, Эстонии, Польши и Латвии. Общая граница всегда означает общие трансграничные проблемы, решить которые возможно только совместными усилиями.

' От первого лица: разговоры с Владимиром Путаным. М., 2000. С. 155—156. 279


Но самое важное, что обуславливает развитие и расширение свя­зей между РФ и Союзом, это зависимость от существа и характера та­ких отношений стабильности и безопасности в Европе, в «новой» Европе, свободной от разграничительных линий, от идеологического противостояния, но все еще не свободной от вооруженной агрессии, нарушений прав человека, экономической нестабильности, разгула терроризма, преступности и других проблем.

Очевидно, что данные условия диктуют жизненную необходи­мость развития взаимоотношений между Россией и Союзом по само­му широкому кругу вопросов. Трудно себе представить, но еще со­всем в недалеком.прошлом, еще каких-то 15—20 лет назад, СССР и Сообщества находились в отношениях «бесполезного безразличия», все попытки установить контакты между Сообществами и государст­вами — членами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ)1, предпринимавшиеся до этого, наталкивались на взаимное непони­мание, оказывались тщетными.

История взаимоотношений Советского Союза и Европейских со­обществ началась только с принятием 25 июня 1988 г. Совместной декларации об установлении официальных отношений между СЭВ и ЕЭС, в которой подчеркивалось взаимное стремление сторон «разви­вать сотрудничество в областях, относящихся к их компетенции и представляющих общий интерес». Декларация юридически оформи­ла признание Сообществ государствами — членами СЭВ и самой ор­ганизацией социалистических стран. Никаких серьезных мероприя­тий эти две организации совместно предпринять не успели в виду роспуска СЭВ в 1991 г.

Непосредственная юридическая база для развития отношений между СССР и Сообществами была создана в декабре 1989 г. с под­писанием Соглашения между СССР и ЕЭС и Евратомом о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве.

Реализовать положения Соглашения 1989 г. полноценным обра­зомНе удалось ввиду распада в 1991 г. СССР. Россия получила при­знание Европейского сообщества и его государств-членов в качестве правопреемника СССР, что отразилось в Заявлении Сообщества и государств-членов от 23 декабря 1991 г. о будущем статусе России и других бывших советских республик. В указанном Заявлении под­черкивалось, что Сообщество «будет продолжать поддерживать дру­жеские отношения с Россией, принимая во внимание изменение ее конституционного статуса».

' Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — международная экономиче­ская организация стран социалистического блока, образованная в 1949 г. и распу­щенная в 1991 г.


Отношения же между Российской Федерацией и образованным на базе Сообществ Европейским Союзом оказалось необходимым строить на новой основе, как это было констатировано в Совместной политической декларации о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом от 9 декабря 1993 г.

173. Каковы основные положения Соглашения о партнерстве и со­трудничестве 1994 г.?

'Отношения России и Европейского Союза, Европейского сооб­щества сегодня строятся на основе Соглашения о партнерстве и со­трудничестве (СПС), учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их го­сударствами-членами, с другой стороны, заключенного 24 июня 1994 г. на о. Корфу (Греция)1. Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996 г.2 Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 г. после прохождения им ратифика­ции в Европейском парламенте и во всех национальных парламентах государств — членов Союза и сообществ.

Данное соглашение относится к категории международных дого­воров Союза, заключенных совместно Сообществами и государства­ми-членами. Оно было заключено сроком на десять лет с последую­щей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения,,если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Соглашение со­держит преамбулу, 112 статей, десять приложений, два протокола, несколько совместных и односторонних заявлений и переписку.

Соглашение 1994 г. предусматривает сотрудничество сторон по широкому спектру вопросов, в основном в области экономики, но не только. Несомненно, что приоритет в сотрудничестве между Россий­ской Федерацией и Европейским Союзом на долгосрочную перспек­тиву отдается построению тесных экономических отношений вплоть, как указано среди целей Соглашения (ст. 1), до создания зоны свободной торговли. Однако среди целей СПС, перечисленных в ст. 1, мы находим обеспечение соответствующих рамок для полити­ческого диалога, сторон, поощрение устойчивого развития, укрепле­ние политических и экономических свобод, поддержку усилий Рос­сии по укреплению ее демократии, обеспечение основы для социаль­ного 'и культурного сотрудничества, а также поощрение

' Дипломатический вестник. 1994. № 15, 16. С. 29—59. Тексты всех соглаше­ний и документов, упомянутых в настоящей главе, можно найти в: Россия и Евро­пейский Союз: документы и материалы / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрид. лит., 2003.

2 Федеральный закон от 25 ноября 1996 г.

.281


деятельности, представляющей взаимный интерес. Следовательно, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является документом комплексного характера и направлено на развитие взаимоотноше­ний Сторон в различных областях жизни.

Примечательным моментом в Соглашении 1994 г. является то, что оно содержит большое количество бланкетных норм, отсылаю­щих к другим международным договорам, а также документам меж­дународного характера.

СПС закладывает общие принципы сотрудничества РФ и Союза, такие как:

— уважение демократических принципов и'прав человека в смысле Хельсинского акта 1975 г. и Парижской хартии для новой Ев­ропы 1990 г. (ст. 2);

— совместные усилия сторон для создания зоны свободной тор-\говли между ними (ст. 3);

\ — построение торговых отношений на основе принципов Гене­рального соглашения по тарифам и торговле с учетом будущего всту­пления России в ВТО (ст. 4);

— постепенное предоставление Россией режима наиболее бла-гоприятствуемой нации в торговых отношениях (ст. 5).

Политическое сотрудничество на основе СПС, именуемое в Со­глашении 1994 г. политическим диалогом, включает установление более активных политических связей путем экономического сближе­ния, содействие сближению позиций по международным вопросам, являющимся предметом общей озабоченности при укреплении тем самым безопасности и стабильности, сотрудничество по вопросам, относящимся к соблюдению принципов демократии и прав человека (ст. б). Такой политический диалог должен проводиться регулярно, в одной из форм, перечисленных в ст. 7—9 СПС.

Важнейшие положения СПС закреплены в разделе III «Торговля товарами». Данный раздел определяет основные принципы товаро­оборота между Россией и Европейским Союзом. Положения раздела применяются к торговле любыми видами товаров, кроме текстиль­ной продукции, угля и изделий из стали, ядерных материалов (ст. 20—22 СПС), правовой режим торговли которыми должен опре­деляться отдельными соглашениями.

Во взаимной торговле товарами стороны предоставляют друг дру­гу общий режим наиболее благопрйятствуемой нации. Термин «ре­жим наиболее благопрйятствуемой нации», также как и термин «зона свободной торговли», используется в СПС в том смысле, как они описываются в ст. I и ХХГ/ ГАТТ соответственно.

Стороны ввели в торговых отношениях между собой принцип свободы транзита. Каждая из них обеспечивает свободный транзит 282


через свою территорию товаров, происходящих из таможенной тер­ритории или предназначенных для таможенной территории другой. Соглашение не исключает и запретов или ограничений импорта, экспорта, транзита товаров по закрытому перечню оснований.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве уделяет также зна­чительное внимание положениям, связанным с передвижением лиц и услуг. Этому посвящен раздел IV «Положения о предприниматель­ской деятельности и инвестициях». •

Сообщество, входящие в него государства-члены и Российская Федерация договорились о предоставлении возможности гражданам другой стороны быть принятыми на работу на их территории на ос­нове принципа недискриминации по признаку гражданства в том, что касается условий труда, вознаграждения и увольнения.

Стороны,предоставляют друг другу режим наибольшего благо­приятствования в том, что касается учреждения компаний, деятель­ности дочерних компаний и филиалов компаний другой стороны. При этом стороны признают" важность предоставления друг другу на­ционального режима в отношении учреждения и деятельности ком­паний (там, где это не предусматривается в СПС) друг друга на их территории и рассмотрят в будущем возможность продвижения к этой цели на взаимоприемлемой основе.

В отношении предоставления трансграничных услуг Россия и Европейский Союз также предоставили друг другу режим наиболь­шего благоприятствования. •

Соглашение между РФ и Европейским Союзом закрепляет важ­ные.положения относительно движения капиталов и платежей (ст. 52). В соответствии с СПС стороны обязуются разрешить прове­дение в свободно конвертируемой валюте любых текущих платежей между своими резидентами. Стороны согласились на предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в отношении свободы осуществления текущих платежей и движения капиталов и в отноше­нии методов платежей.

Таким образом. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве за­трагивает практически все аспекты экономических связей с Россией, вытекающие из осуществления в ЕС принципов общего рын­ка —- свободы движения товаров, лин, услуг и капиталов.

Статья 55 СПС закрепила положения о сближении законодатель­ства сторон в качестве важного условия для развития и укрепления экономических связей между Россией и Сообществом. Как указано в упомянутой статье, Россия стремится к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сооб­щества. Процесс гармонизации права обозначен сторонами в различ­ных отраслях права. В частности. Соглашение предусматривает сбли-•., 283


жение законодательства по вопросам регулирования предпринима­тельской деятельности и правового режима предприятий, банковской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения компаний, охраны труда, предоставления финансовых услуг, усло­вий конкуренции, государственных закупок, охраны здоровья и жиз­ни людей, животных, растений, охраны окружающей среды, защиты прав потребителей, косвенного налогообложения, таможенного дела, транспорта, ядерной энергетики, установления технических норм и стандартов.

Разнообразные по своему характеру положения содержатся в раз­деле VII «Экономическое сотрудничество». Согласно ст. 56 целями экономического сотрудничества являются содействие развитию эко­номик сторон, создание благоприятного международного экономиче­ского климата, интеграция между Россией и более широкой областью экономического сотрудничества в Европе, а равно укрепление и раз­витие взаимовыгодных связей. Основными направлениями экономи­ческого сотрудничества между РФ и Европейским Союзом являются:

— развитие их соответствующих отраслей промышленности и транспорта;

— освоение новых источников снабжения и новых рынков;

— стимулирование научно-технического прогресса;

— содействие стабильному развитию социальных и людских ре­сурсов, занятости населения;

— оказание содействия региональному сотрудничеству с целью гармоничного и устойчивого развития.

Отдельными разделами Соглашения о партнерстве и сотрудниче­стве предусматривается сотрудничество по предотвращению проти­воправной деятельности, культурное сотрудничество, а также фи­нансовое сотрудничество.

174. Что представляет собой система соглашений на основе Согла­шения о партнерстве и сотрудничестве?

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом 1994 г. заложило прочный фундамент для раз­вития диалога сторон по политическим, экономическим, культур­ным вопросам в начале XXI столетия. Соглашение 1994 г. носит ба­зовый характер, оно содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией. СПС имеет рамочный ха­рактер, так как многие его положения нуждаются в дальнейшем раз­витии и конкретизации в рамках специальных двусторонних согла­шений по отдельным вопросам. Некоторые статьи СПС закрепляют не просто возможность, а даже необходимость заключения таких со­глашений (например, ст. 21—22). 284


В настоящее время на основе СПС было заключено шесть дву­сторонних соглашений. В их числе: Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998 г., Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г.. Соглаше­ние между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных ре­акций 2001 г., Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001 г., Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002 г. Опираясь также на положения СПС, 6 ноября 2003 г. в Риме было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Ев­ропейской полицейской организацией (Европол). Все это позволяет говорить о том, что сегодня на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно формируется целая система двусторон­них соглашений между Россией и Европейским Союзом.

Процесс заключения двусторонних соглашений между Россией и Европейским Союзом на основе СПС, несомненно, будет продол­жаться. Сегодня в стадии подготовки находятся соглашения в облас­ти фармацевтики, ветеринарии, рыболовства. На ближайшую пер­спективу уместным и актуальным было бы заключение соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о совместной деятельности в правоохранительной сфере, по торговле ядерными материалами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.138.89 (0.014 с.)