Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что представляет собой Договор о присоединении 2003 г. ?

Поиск

Договор между Бельгией, Данией, Германией, Грецией, Испани­ей, Францией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Австрией, Португалией, Финляндией, Швецией, Соединенным Ко­ролевством (государствами — членами Европейского Союза) и Чехи­ей, Эстонией, Кипром, Латвией, Литвой, Венгрией, Мальтой, Поль­шей, Словенией и Словакией относительно присоединения Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Слове­нии и Словакии к Европейскому Союзу (далее — Договор о присое­динении) был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г.

Договор о присоединении 2003 г. оформил так называемую пер­вую волну современного расширения Европейского Союза. В соот­ветствии с ним к Союзу присоединяются 10 из 13 государств-канди­датов, обозначенных в Ниццком договоре 2001 г.

Пиццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка Европейского Союза к расширению, вступил в силу за два с полови­ной месяца до подписания Афинского договора, 1 февраля 2003 г. Учитывая, что именно Ниццкий договор в своих положениях обо­значил дату первой волны расширения Союза, можно говорить о том, что Договор о присоединении 2003 г. представляет собой логи­ческое продолжение реформ, начатых в Ницце.

Более того, Договор о присоединении является результатом поч­ти десятилетней подготовки к небывалому по масштабу присоедине­нию к Европейским сообществам и Европейскому Союзу сразу 10

' Для Великобритании, Ирландии, Дании установлены и некоторые другие изъятия, содержащиеся в специальных протоколах. Отдельные исключения из об­щих правил предусмотрены особыми протоколами также для Италии, Франции, Португалии, Нидерландов.

2 Декларации могут быть как общими (принимаются всеми государства­ми-членами), так и односторонними или совместными (исходят or одной или не­скольких стран Союза). 34


стран Центральной, Восточной и Южной Европы, а также Кипра, территориально расположенного за пределами европейского конти­нента.

Три государства-кандидата остаются пока за рамками Договора о расширении. Болгария и Румыния должны присоединиться к Союзу в 2007 г., а переговоры о вступлении Турции в Европейский Союз от­ложены до конца текущей декады.

Договор о присоединении вступит в силу после его ратификации всеми сторонами и только после этого займет свое место среди ис­точников первичного права Европейского Союза. Сам Договор опре­деляет приблизительную дату, до которой государства-члены долж­ны провести все ратификационные процедуры, — 1 мая 2004 г.

Важнейшей частью Договора о присоединении, общий объем ко­торого чуть менее 2500 страниц, является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский Союз. Кроме того, составной частью Договора о при­соединении 2003 г. являются 18 приложений, 10 протоколов, Заклю­чительный акт, 44 декларации и Обмен письмами.

Акт относительно условий присоединения в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и но­вые государства — члены Союза. В соответствии с ним 10 новых го­сударств-членов присоединяются ко всем учредительным договорам Европейского Союза и признают действующими на своей террито­рии все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских сообществ (ст. 2).

На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения Шенгенских соглашений (ст. 3), а также всех актов, со­ставляющих сегодня Шенгенские достижения (Schengen acquis) или Шенгенское право, инкорпорированное в правопорядок Союза спе­циальным протоколом 1997 г.

Таким образом, Литва и Польша окончательно закрывают грани­цы для свободного транзита граждан России через свою территорию по автомобильным и железным дорогам, связывающим Калинин-градскую область и другие субъекты Российской Федерации. Учиты­вая это обстоятельство, к Договору была приложена Декларация о транзите лиц между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, которая определила создание специального упрощенного режима для целей такого транзита.

Проблема обеспечения свободы передвижения лиц в новых гра­ницах Сообщества стала одной из ключевых на современном этапе расширения, хотя она и была вынесена за пределы основной части Договора 2003 г. и Акта относительно условий присоединения. Это­му вопросу посвящены 11 из 44 деклараций, приложенных к Догово­ру. Существующие государства-члены опасаются, что они еще не з* 35


способны до конца гарантировать свободу передвижения работников из новых государств-членов.

В соответствии с актом новые государства-члены становятся сто­ронами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими странами и международными организациями, в том числе и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 г. При­соединение новых государств-членов будет оформлено специальным протоколом к нему.

Новые государства-члены участвуют в экономическом и валют­ном союзе, созданном существующими государствами-членами, в качестве государств-членов с изъятием (ст. 4 Договора о присоедине­нии). Аналогичным статусом сегодня пользуются существующие го­сударства-члены, не входящие в зону евро, — Великобритания, Да­ния и Швеция. В этой связи необходимо признать ошибочным мне­ние, бытующее в средствах массовой информации, о том, что с присоединением к Союзу национальные валюты новых госу­дарств-членов заменит евро.

Акт относительно условий присоединения пересматривает чис­ленный состав институтов и других органов Союза, с учетом квот но­вых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццкому договору. Сам Протокол утратит свое зна­чение, так как наиболее существенные его положения воплощаются;

в жизнь Договором 2003 г. ;

Помимо этого Акт относительно условий присоединения содер­жит технические и финансовые положения, связанные со вступлени­ем новых государств-членов.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать о том, что Дого­вор о присоединении 2003 г. символизирует очередной шаг в направ­лении создания в полном смысле этого слова общеевропейского дома, опирающегося на общие правовые начала. Новый договор от­ражает реалии современной политической жизни Европейского ре- | гиона и учитывает интересы не только государств, которые в нем участвуют, но и других европейских стран. Положения Договора о присоединении 2003 г. в целом отвечают духу современных реформ Союза, направленных на модернизацию механизма интеграции и оформление его общей Конституцией для Европы.

17. Как осуществляется подготовка Конституции Европейского Союза?

Шестнадцатого февраля 2001 г. при подписании Ниццкого до- I говора государства-члены коллективно одобрили Декларацию «О бу- j дущем Союза», в которой согласились с необходимостью дальнейших j реформ в целях его демократизации и повышения эффективности, j

Для подготовки этих реформ был образован временный предста- 1 вительный орган — Европейский конвент (Конвент о будущем Союза),;

36 j


порядок формирования и мандат которого определила Лаакенская декларация от 15 декабря 2001 г. (вторая Декларация «О будущем Ев­ропейского Союза», принятая на встрече в верхах в пригороде Брюс­селя — Лаакене).

В состав Конвента (105 членов) вошли представители законода­тельной и исполнительной ветвей власти всех нынешних и будущих государств-членов, а также государств-кандидатов (по 2 парламента­рия и по одному представителю правительства от каждой страны), плюс представители соответствующих институтов Европейского Союза в целом (16 депутатов Европарламента и два члена Европей­ской комиссии).

Председателем Конвента был назначен Валери Жискар д'Эстен (президент Франции в 1974—1981 гг.), а его заместителями — Джу-лиано Амато и Жан-Люк Деан (бывшие главы правительств Италии и Бельгии).

Начав работу в феврале 2002 г., Конвент четко высказался в поль­зу «конституционализации» учредительных документов Европейско­го Союза и приступил к подготовке его конституционного договора (договорной конституции). Результатом этой работы стало принятие Конвентом 10 июля 2002 г. проекта Договора, учреждающего Консти­туцию для Европы (Конституция Европейского Союза)'.

По завершении деятельности Конвента подготовленный им про­ект Конституции был в целом одобрен руководителями госу­дарств-членов, однако по ряду пунктов между ними сохранялись раз­ногласия. Для завершения работы над документом в октябре 2003 г. приступила к работе межправительственная конференция. Последней удалось до конца 2003 г. найти решение для более 80 спорных вопро­сов. Оставшиеся несколько разногласий являются наиболее «чувст­вительными»: они касаются главным образом распределения голосов и квот между государствами-членами в некоторых институтах Союза. Их намечено устранить в ходе дальнейшей работы межправительст­венной конференции.

После того как текст Конституции Союза будет окончательно со­гласован, состоятся его подписание и ратификация государства­ми-членами (в большинстве из них планируется организовать рефе­рендум). Конституцию Союза предполагается ввести в действие в 2006 г. (срок носит ориентировочный характер, и нельзя исключать вероятность «запаздывания»).

Согласно подготовленному Конвентом проекту будущая Консти­туция должна состоять из преамбулы и свыше 450 статей, разделен­ных на четыре части.

1 См.: La Convention europeenne. Projet de Traite etablissant une Constitution pour 1'Europe. Luxembourg: Office des publications officielles des Communautes europeennes, 2003.


Часть первая «Конституционное устройство» закладывает наиболее основополагающие принципы устройства и функционирования Союза.

Часть вторая «Хартия Союза об основных правах» содержит текст Хартии об основных правах, принятой 7 декабря 2000 г. (см. вопросы № 84-85).

Часть третья «Политика и функционирование Союза» определяет компетенцию и порядок деятельности Союза в разных сферах обще­ственной жизни. Она является самой объемной в структуре докумен­та (около 350 статей).

Часть четвертая «Общие и заключительные положения» устанавли­вает порядок вступления в силу документа и некоторые условия его реализации в жизнь.

К Конституции Союза будут также приложены протоколы, в том числе большинство ныне действующих (Протокол «О статуте Суда», «Об уставе Европейской системы центральных банков и Европей­ского центрального банка» и др.).

Одним из главных результатов принятия Конституции должно служить упрощение внутренней структуры Европейского Союза: ис­чезнет деление на опоры, а договоры об учреждении Европейского сообщества и о Европейском Союзе утратят силу.

С другой стороны, предполагается сохранить Договор о Евратоме 1957 г. Ввиду большого объема и специфического предмета регули­рования этот документ посчитали нецелесообразным инкорпориро­вать в единую Конституцию. Договор о Евратоме наряду с протоко­лами будет выступать как своеобразное «приложение» к основному тексту последней.

Наряду с реформой внутреннего устройства Европейского Союза проект Конституции перестраивает систему его правовых актов (в будущем станут издаваться «европейские законы» и «европейские рамочные законы»), вносит изменения в институционный механизм, включая создание новых органов и постов (например, министр ино­странных дел Союза), впервые в истории закрепляет право госу­дарств-членов на добровольный выход из Европейского Союза и по­рядок его реализации.

Обращает на себя внимание специальный раздел первой части Конституции под названием «Союз и его ближайшее окружение». Он непосредственно касается отношений Европейского Союза с его крупнейшим соседом — Россией. Согласно единственной статье данного раздела «Союз развивает с соседними ему государствами привилегированные отношения с целью учредить пространство про­цветания и добрососедства, базирующееся на ценностях Союза и ха­рактеризуемое тесными и мирными отношениями, основанными на сотрудничестве...».

О других важнейших изменениях в правовой и политической системе Европейского Союза, предусмотренных проектом его Кон­ституции, будет рассказано в последующих разделах книги. 38




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.72.172 (0.012 с.)