Какие другие наднациональные юридические лица известны праву ЕС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие другие наднациональные юридические лица известны праву ЕС.



Одновременно с разработкой проектов первых директив о торго­вых товариществах в 1974 г. Комиссия выступила с предложением о

' Regulation No 2157/2001 of 8 October 2001 on the Statute for a European company (SE); Directive 2001/86/EC of 8 October 2001 supplementing the Statute for a European company with regard to the involvement of employees.

' От лат. Societas Europaea.


придании правового статуса особому виду юридического лица, полу­чившему наименование Европейское объединение с общей экономиче­ской целью (ЕОЭЦ1). Соответствующий регламент был принят в 1985 г., и ЕОЭЦ стало исторически первой наднациональной органи­зационно-правовой формой юридического лица в ЕС. ЕОЭЦ созда­но по модели существующего в праве Франции объединения с общей экономической целью и имеет черты полного товарищества и час­тично ассоциации (союза) юридических лиц.

Объединение может быть направлено на достижение какой-либо экономической цели участников, которая заключается, например, в продвижении на рынок товаров и услуг, их рекламе, проведении со­вместных научно-исследовательских работ, решении возникающих юридических вопросов.

Деятельность ЕОЭЦ должна быть связана с хозяйственной дея­тельностью его участников, но ни в коем случае не должна полно­стью заменять ее — иначе речь будет идти о совместном предпри­ятии. Кроме того, препятствием, направленным на недопущение превращения ЕОЭЦ в концерн, является установление максималь­ной численности сотрудников — не более 500.

Европейское объединение с общей экономической целью не яв­ляется коммерческой организацией и не должно быть направлено на получение прибыли. В случае если его деятельность все же приносит прибыль, она распределяется между участниками.

Вопрос придания ЕОЭЦ статуса юридического лица отдан на ус­мотрение национального законодателя. Тем не менее ЕОЭЦ должно на всей территории Европейского Союза обладать способностью приобретать права и нести обязанности от собственного имени, за­ключать сделки и выступать в суде в качестве истца или ответчика. Важным фактором, отличающим ЕОЭЦ от классического юридиче­ского лица, служит его имущественная необособленность от участни­ков. Важно иметь в виду, что учредители ЕОЭЦ несут неограничен­ную и солидарную ответственность по обязательствам объединения любой природы.

В июле 2003 г. был принят Регламент о статуте Европейского коо­ператива2, которому корреспондирует одновременно с ней принятая директива об участии работников в управлении Европейским коопе­ративом. Таким образом, практика показала стремление включать в законодательство о коммерческих юридических лицах выработанные в отдельных наиболее передовых в этом вопросе государствах-членах

' Франц. Groupement europeen d'interet economique, GEIE; англ. European Economic Interest Grouping, EEIG.

2 Regulation No 1435/2003 of 22 July 2003 on the Statute for a European Cooperative Society (SCE).


элементы производственной демократии и распространять их в мас­штабах всего Союза.

В Плане действий Европейской комиссии 2003 г. предусматрива­ется принятие регламентов об учреждении новых наднациональных юридических лиц, таких как Европейское общество с ограниченной ответственностью, Европейское общество взаимного кредитования, Европейский фонд, Европейская ассоциация.


Раздел XV. ПРАВОВОЕ регулирование ОКАЗАНИЯ БАНКОВСКИХ, СТРАХОВЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ ____

119. В чем специфика правового регулирования банковских и страхо­вых отношений в ЕС?

Специфика правового регулирования банковских и страховых отношений в ЕС предопределена особенностями этих отношений, реализующихся на стыке трех из четырех свобод единого рынка.

В первую очередь, правовое регулирование отношений в сфере банковского и страхового дела на уровне Сообщества развивается как специальные правовые режимы свободы предоставления услуг. В соответствии с п. 2 ст. 51 главы 3 «Услуги» части III Договора о ЕС «либерализация банковских и страховых услуг, связанных с движе­нием капитала, осуществляется в соответствии" с либерализацией движения капиталов».

Формулируя данное исключение из общего режима реализации свободы предоставления услуг, сам Договор о ЕС увязывает развитие правового регулирования банковских и страховых услуг с развитием правового регулирования свободы движения капиталов и платежей.

Вместе с тем обозначенная специфика банковской и страховой деятельности обусловливает необходимость гармонизации системы контроля и ограничений, касающихся экономических операторов, осуществляющих таковые. Соответственно полноценное правовое регулирование банковских и страховых услуг на европейском уровне невозможно без определения порядка создания, доступа к рынку, реорганизации и ликвидации кредитных и страховых организаций, взаимного признания их правоспособности по Сообществу и устра­нения дискриминационных ограничений в зависимости от места уч­реждения. Следовательно, правовой режим предоставления банков­ских услуг и оказания страховых услуг напрямую соприкасаются со свободой передвижения юридических лиц — свободой учреждения. Более того, именно в правовом регулировании банковских и страховых от­ношений наиболее ярко проявляется взаимосвязанность и взаимоза­висимость свободы учреждения и свободы предоставления услуг.

С поэтапным осуществлением либерализации банковского и страхового сектора, развитием и расширением их правового регули­рования в законодательстве ЕС сложились две самостоятельные от­расли правового регулирования — банковское право ЕС и страховое право ЕС. При этом эти две отрасли имеют много общих черт, вклю­чая схожесть принципов регулирования и некоторые общие источ­ники. 192


72ft В чем сущность банковского права ЕС?

Банковское право ЕС представляет собой отрасль права Евро­пейского Союза, нормы которой регулируют отношения в сфере бан­ковских услуг, связанные с созданием, деятельностью и ликвидацией кредитных организаций и определяющие порядок надзора за дея­тельностью этих организаций.

Правовое регулирование банковской деятельности в Европей­ском Союзе берет свое начало в упомянутой выше статье учредитель­ного договора Европейского сообщества и получает развитие и тол­кование во вторичном и прецедентном праве ЕС.

Основным источником банковского права ЕС является Директи­ва Европейского парламента и Совета 2000/12/ЕС от 20 марта 2000 г. о порядке создания и деятельности кредитных организаций.

Директива 2000/12/ЕС стала результатом кодификационных ра­бот в сфере банковского регулирования, проведенных Комиссией, и воплотила в себе около 20 директив, принятых в рассматриваемой сфере с начала 1970-х гг.

Статья 1 Директивы 2000/12/ЕС дает определение кредитной ор­ганизации как предприятия, деятельность которого заключается в привлечении депозитов (вкладов) и иных средств другим лицам и предоставлении кредитов от своего имени и за свой счет. Определе­нием кредитной организации охватываются аналогичные частные и публичные предприятия, получившие лицензию на осуществление данной деятельности в третьей стране, а также филиалы кредитных организаций и их дочерние предприятия.

В соответствии со ст. 3 Директивы иным организациям запреща­ется заниматься деятельностью по привлечению вкладов и иных средств от других лиц.

Директива 2000/12/ЕС устанавливает требование обязательного лицензирования банковской деятельности, вводит общие стандарты такого лицензирования, определяет принципы сотрудничества меж­ду органами надзора за банковской деятельностью, устанавливает правила открытия подразделений кредитной организации, в том чис­ле из третьих стран.

Упомянутая Директива устанавливает национальный режим для любых кредитных организаций одних государств-членов, действую­щих на территории других государств-членов, и требует устранения всех ограничений на их учреждение и предоставление услуг ими, в том числе и путем признания национальных банковских лицензий в других государствах-членах.

При этом Директива 2000/12/ЕС возлагает функции контроля за деятельностью кредитных организаций на компетентные органы го­сударства происхождения.

13. 11097. Кашкин 193


Рассматриваемая Директива закладывает концепцию собствен­ных средств кредитной организации и определяет общие принципы исчисления, а равно составляющие собственных средств, их вычеты и ограничения.

Директива 2000/12/ЕС устанавливает правила о надзоре за дея­тельностью.кредитных организаций на консолидированной основе, принципы надзора и порядок предоставления финансовых отче­тов — основного инструмента надзора.

Банковская Директива 2000 г. определяет порядок исчисления коэффициента платежеспособности, содержит правила об учете крупных рисков (выше 10% собственных средств организации) са­мой организацией и контролирующими ее деятельность органами власти, а также правила относительно ограничения крупных рисков (не выше 25% от собственных средств организаций).

Деятельность кредитных организаций регулируется также иными документами.

Порядок реорганизации и ликвидации кредитных организаций гармонизирует Директива Европейского парламента и Совета 2001/24/ЕС от 4 марта 2001 г. о реорганизации и ликвидации кредит­ных организаций.

Правила относительно достаточности капитала кредитных ин­ститутов устанавливаются в Директиве Совета 93/6/ЕЭС от 15 мая 1993 г.

Условия и порядок составления финансовой отчетности кредит­ных организаций определяется Директивой Совета 86/635/ЕЭС от 8 декабря 1986 г. о годовом отчете и консолидированном отчете бан­ков и.иных кредитных организаций. После внедрения по Сообщест­ву единообразных международных стандартов отчетности (Регламен­том (ЕС) № 1606/2002 от 19 июля 2002 г.) в Директиву 86/635/ЕЭС были внесены незначительные изменения на основе положений Ди­рективы Европейского парламента и Совета 2003/51/ЕС от 18 июня 2003 г.

Существенную роль в регулировании банковской деятельности играют Директива Европейского парламента и Совета 94/19/ЕС от 30 мая 1994 г. о схемах гарантий возврата вкладов. Немаловажна и Директива Совета 93/22/ЕЭС от 19 мая 1993 г. об инвестиционных услугах в сфере сделок с ценными бумагами, или просто — Директи­ва об инвестиционных услугах.

Положения о дополнительном надзоре за кредитными институ­тами, являющимися частью финансовых конгломератов, вводит Ди­ректива Европейского парламента и Совета 2002/87/ЕС от 16 декаб­ря 2002 г. В области банковского регулирования данная Директива дополняет положения Директивы 2000/12/ЕС, Директивы 93/6/ЕЭС и Директивы 93/22/ЕЭС. 194


Деятельность кредитных организаций также затрагивается зако­нодательством ЕС о потребительском кредите и нормами Сообщест­ва, регулирующими порядок осуществления электронных платежей и электронной торговли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.251.37 (0.008 с.)