Членство в Европейском Союзе. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Членство в Европейском Союзе.



Понятие Европейского Союза.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.[7] Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.[8] С пятьюстами миллионами жителей[3] доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн $) — по паритету покупательной способности.[4]

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был гшосоздан общий рынок,[9] гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг,[10] включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.[11] Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли,[12] сельского хозяйства, рыболовства[13] и регионального развития.[14] Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовавеврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров.[15] Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность),[16][17] однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕСявляются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счётная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

 

Цели и задачи Евросоюза.

Главные, наиболее важные и существенные цели ЕС изложены в ст. 3 ДЕС.

Они сформулированы в виде пяти пунктов. В каждом из них раскрываются пред-

назначение Союза, его историческая миссия и роль. Так, в пункте 1 выделяются

три главных направления деятельности ЕС. Это, во-первых, защита интересов

мира, во-вторых, продвижение ценностей ЕС и, в-третьих, поддержание и обе-

спечение благополучия и благосостояния народов ЕС.

 

На первое место среди конкретизирующих постановлений ст. 3 ДЕС выно-

сится создание Пространства свободы, безопасности и законности. Подобная

цель предполагает деятельность, сочетающую в себе решение вопросов как

внутренней, так и внешней политики в их тесной взаимосвязи. Общее про-

странство предполагает отсутствие внутренних границ. В его рамках обеспечи-

вается свобода передвижения и экономической деятельности. Оно увязывается

одновременно с мерами по осуществлению контроля на внешних границах,

регулированием права убежища и миграционных процессов. В рамках этого

пространства обеспечивается принятие мер по предупреждению преступности

и борьбе против ее проявлений, сотрудничество в деле гармонизации права.

 

Одно из первых принципиальных положений жизнедеятельности ЕС — свобода передвижения лиц и свобода предпринимательской деятельности — дополнены постановлениями, которые получили закрепление и развитие в Шенгенских договоренностях (Шенген-1 и Шенген-2). Эти последние и были отчасти закреплены в Амстердамском и Ниццском договорах. Отмечая вычленение в качестве одной из важнейших целей борьбу с преступностью,нельзя не обратить внимание на то, что в документах и актах Европейского Союза последних лет эта цель в значительной мере детализирована, причем особо важное значение придается борьбе с организованной трансграничной преступностью и терроризмом.

 

Центральное место в перечне общих целей ЕС занимают положения экономического и социального характера. ЕС создает внутренний рынок (следует еще раз напомнить, что термин «общий рынок» из новых учредительных договоров полностью изымается). Союз добивается устойчивого и сбалансированного экономического роста и обеспечивает стабильные цены. Его основу, согласно ДЕС, образует высококонкурентоспособная, социально ориентированная

рыночная экономика, способствующая росту занятости и социальному про-

грессу. К главным целям ЕС отнесено также обеспечение максимально высоко-

го уровня защиты окружающей среды

 

В новой редакции ДЕС подтверждается такая цель, как поддержка и про-

движение научного и технологического прогресса

 

Среди целей социального порядка в ДЕС особо подчеркивается борьба с со-

циальной отчужденностью и дискриминацией, обеспечение равенства между

женщинами и мужчинами, солидарность между поколениями, защита прав

ребенка. ЕС надлежит обеспечивать правовую и социальную защиту своих

граждан. Решение всех такого рода задач должно опираться на повышение

экономической, социальной и территориальной сплоченности и солидарности

государств — членов ЕС. Одновременно ЕС уважает и поддерживает богатство

и разнообразие культурных и лингвистических особенностей народов ЕС и обе-

спечивает защиту и развитие европейского культурного наследия.

 

 

Членство в Европейском Союзе.

В Европейский союз входят 28 государств

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.[19]

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985-м. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к союзу, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону, Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры.[22][23] Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с союзом через различные договоры о кооперации.

 

Европейское сообщество по атомной энергии (сокр. Евратом) — международная организация членов Европейского союза.

Европейское сообщество по атомной энергии было создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году.

Евратом призван был содействовать:

Развитию мирного использования ядерной энергетики государствами-членами,

Формированию общей энергетической политики,

Принципы права ЕС

Смысл, содержание, реализацию и развитие норм права Европейского союза отражают его принципы. Одни принципы непосредственно содержатся в учредительных договорах Европейского союза, другие выработаны практикой Суда Европейского союза в результате их толкования. Принципы права ЕС разделяются на функциональные и общие.

Общие принципы права ЕС

 

К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

 

Акты первичного права

К актам первичного права относятся все учредительные договоры Европейского Союза.

(В качестве источников первичного права Союза выступают, в первую очередь, его учредительные документы (договоры): Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (Договор о ЕС), Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. (Договор о Евратоме) и Договор о Европейском Союзе 1992 г)

По своей юридической природе акты первичного права являются международными договорами. Нормы актов первичного права обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам Европейского Союза, содержащимся в актах вторичного права.

Акты вторичного права

К актам вторичного права относятся акты, издаваемые институтами Союза, а также все другие акты, принимаемые на основе учредительных договоров. Вторичный акт может быть принят, если существуют полномочия для его принятия и соблюдена бюджетная дисциплина.

Типы вторичных актов:

1. Юридически обязательные:

● законодательные: регламенты, директивы и решения, принятые на основе первичного права

● не законодательные: акты, принятые в соответствии с полномочиями в законодательном акте

2. Юридически не обязательные:

● рекомендации, мнения и другие необязательные для исполнения акты

Общие принципы права ЕС

К числу общих принципов права ЕС относятся: принцип охраны прав и свобод личности, принцип правовой определённости, принцип пропорциональности, принцип недискриминации, принцип субсидиарности, а также ряд процессуальных принципов.

 

 

Статья 21 ДЕС

1. Деятельность Союза на международной арене осуществляется исходя из принципов, которые руководили его созданием, развитием и расширением, и которые Союз стремится продвигать в остальном мире: демократия, правовое государство, всеобщность и неделимость прав человека и основных свобод, уважение человеческого достоинства, принципы равенства и солидарности, соблюдение принципов Устава Организации Объединенных Наций и международного права.

Союз старается развивать отношения и строить партнерства с третьими странами, региональными и универсальными международными организациями, которые разделяют принципы, указанные в первом абзаце. Он способствует выработке многосторонних решений общих проблем, в том числе в рамках Организации Объединенных Наций.

2. Союз определяет и проводит общую политику и мероприятия, стремится обеспечить высокий уровень сотрудничества во всех сферах международных отношений в целях:

а) защиты своих ценностей, основополагающих интересов, своей безопасности, независимости и целостности;

b) консолидации и поддержки демократии, правового государства, прав человека и принципов международного права;

с) сохранения мира, предотвращения конфликтов и укрепления международной безопасности в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, а также принципами Хельсинского Заключительного акта и целями Парижской хартии, включая те, которые относятся к внешним границам;

d) поддержки устойчивого развития в экономическом, социальном и экологическом плане развивающихся стран, ставя основной целью искоренение бедности;

е) поощрения интеграции всех стран в мировую экономику, в том числе за счет постепенной отмены препятствий международной торговле;

f) содействия выработке международных мер по сохранению и улучшению качества окружающей среды и надежному управлению мировыми природными ресурсами для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие;

g) оказания помощи населению, странам и регионам, которые сталкиваются с катастрофами, вызываемыми природными факторами или человеком; и

h) развития международной системы, основанной на усиленном многостороннем сотрудничестве и хорошем глобальном управлении.

 

Классификация органов ЕС.

Система институтов ("институционный механизм") в настоящее время является единой для всего Европейского Союза, хотя ввиду особенностей истории этой организации состав и порядок формирования институтов по-прежнему регулируется Договором об учреждении Европейского сообщества 1957 г. (см. вопросы N 10 и N 15).

На сегодняшний день Европейские сообщества и Союз в целом располагают пятью институтами, которые перечислены в ст. 7 Договора о ЕС 1957 г.:

"Реализацию задач, возложенных на Сообщество, обеспечивают:

- Европейский парламент,

- Совет,

- Комиссия,

- Суд,

- Счетная палата.

Каждый институт действует в пределах полномочий, которые предоставлены ему настоящим Договором".

Согласно Договору о Европейском Союзе 1992 г. в Союзе функционирует "единый институционный механизм" (ст. 3), а перечисленные институты "осуществляют свои полномочия на условиях и в целях, предусмотренных, с одной стороны, договорами, учреждающими Европейские сообщества... и, с другой стороны, иными положениями настоящего Договора" (ст. 5).

 

В эту категорию, в частности, входят:

- Европейский совет как орган политической координации и планирования Союза;

- банки ЕС: Европейский центральный банк и Европейский инвестиционный банк;

- контрольные органы, прежде всего Европейский омбудсман;

- правоохранительные органы: Европол, Евроюст и Европейское ведомство по борьбе с мошенничеством;

- консультативные органы: Экономический и социальный комитет, Комитет регионов и др.;

- органы специальной компетенции, имеющие собственную правосубъектность (в качестве юридического лица) и называемые, как правило, агентствами: Европейское агентство по оценке медикаментов, Европейское агентство по авиационной безопасности и др. Ввиду специфики агентств Лиссабонский договор выделяет их в отдельную подсистему организационного механизма: "институты, органы и учреждения".

 

Необходимо отметить, что наряду с органами Европейского Союза как самостоятельными элементами его организационного механизма существуют также органы, выступающие подразделениями других институтов или органов ("внутренние органы"). Например, Европейский парламент, Совет и Комиссия располагают в качестве вспомогательного органа (аппарата) собственным Генеральным секретариатом.

Законодательные функции

Европейский парламент делит законодательные функции с Советом ЕС, который также принимает законы (директивы, распоряжения, решения). С момента подписания договора в Ницце, в большинстве политических сфер, действует так называемый принцип совместных решений (ст. 251 ЕС-Договора), согласно которому Европейский парламент и Совет Европейского союза обладают равными полномочиями, и каждый законопроект, представленныйКомиссией, должен быть рассмотрен в двух чтениях. Разногласия должны быть разрешены в течение 3-го чтения.

В целом эта система напоминает разделение законодательной власти в Германии между бундестагом и бундесратом. Тем не менее, Европейский парламент, в отличие от бундестага, не имеет права инициативы, другими словами он не может вносить свои собственные законопроекты. Это право на общеевропейской политической арене имеет только Европейская комиссия. Европейская Конституция и Лиссабонский договор не предусматривают расширения инициативных полномочий для парламента, хотя Лиссабонский Договор все же допускает в исключительных случаях ситуацию, когда группа стран-членов Евросоюза вносит на рассмотрение законопроекты.

Кроме системы взаимного законотворчества, существует также ещё две формы правового регулирования (аграрная политика и антимонополистическая конкуренция), где парламент обладает меньшими правами голоса. Это обстоятельство после Договора в Ницце распространяется только на одну политическую сферу, а после Лиссабонского договора должно и вовсе исчезнуть.

Бюджетная политика

 

Европейский парламент и Совет ЕС совместно формируют бюджетную комиссию, которая формирует бюджет ЕС (например в 2006 году он составил около 113 млрд.?, в 2009 году — 133,8 млрд.?)

Существенные ограничения на бюджетную политику налагает так называемые «Обязательные расходы» (то есть расходы, связанные с совместной аграрной политикой), которые составляют почти 40 % от совокупного европейского бюджета. Полномочия Парламента в направлении «Обязательных расходов», ранее были сильно ограничены. Лиссабонский Договор ликвидировал разницу между «Обязательными» и «необязательными» расходами и наделил Европейский парламент теми же правами в области бюджетирования, что и Совет ЕС.

Контролирующие функции

Парламент также осуществляет контроль над деятельностью Европейской комиссии. Пленум Парламента должен утвердить состав Комиссии. Парламент вправе принять либо отклонить Комиссию только в полном составе, а не отдельных её членов. В соответствии с Лиссабонским договором Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии. Кроме того Парламент может через 2/3-большинство, выдвинуть вотум недоверия Комиссии, чем вызвать её отставку.

Это право Европейский парламент использовал, например, в 2004 году, когда Комиссия свободных городов высказалась против оспариваемой кандидатуры Рокко Бутильоне на пост Комиссара по делам юстиции. Тогда Социал-Демократическая, Либеральная фракции, а также фракция Зеленых, высказали угрозу распустить Комиссию, после чего вместо Бутильоне на пост комиссара юстиции был назначен Франко Фраттини.

Также Парламент может осуществлять контроль над Советом Европейского Союза и Европейской комиссией, учреждая комитет по расследованию. Это право особенно затрагивает те сферы политики, где исполнительные функции этих институтов велики, и где законодательные права парламента существенно ограничены

 

Цели и задачи

Европейская система центральных банков создавалась для поддержания ценовой стабильности, а также поддержки основных направлений деятельности Сообщества в области экономики. Эти направления перечислены в ст. 2 Договора о создании ЕС и включают в себя, в частности, обеспечение высокого уровня занятости населения и устойчивого неинфляционного экономического роста

Понятие рынка в праве ЕС.

Внутренний рынок является основой, ядром, вокруг которого развиваются и право Сообщества и само Сообщество. Центром же этого ядра, его смыслом являются четыре принципа, или четыре свободы внутреннего рынка.

Все четыре свободы перечислены в тексте Договора. Пункт "с" § 1 ст. 3 Договора говорит о том, что для осуществления поставленных перед Сообществом целей "деятельность Сообщества должна включать в себя... внутренний рынок, характеризуемый отменой препятствий свободе передвижения товаров, лиц, услуг и капитала между государствами-членами". Из этой статьи мы можем определить и перечень этих свобод:

1) свобода передвижения товаров;

2) свобода передвижения лиц;

3) свобода передвижения (или, более точно, предоставления) услуг;

4) свобода передвижения капитала.

Кроме того, из текста этой статьи следует, что авторы Договора считали, что эти четыре свободы являются основными характеристиками, а значит, и основными компонентами внутреннего (единого) рынка, без которых он не может существовать. В свою очередь, без единого рынка не могут быть осуществлены и цели Сообщества. Вообще, хотелось бы отметить, что единый рынок является, пожалуй, самым значительным и развитым достижением Сообщества, а четыре свободы - одним из самых разработанных разделов права ЕС, причем как по количеству принятых в этой области нормативных актов, так и по количеству решений Суда в рамках его прямой и преюдициальной юрисдикций.

 

Политика занятости ЕС.

С тех пор, как в соответствии с Амстердамским соглашением в Договор, учреждающий Европейское Сообщество, была добавлена новая VIII глава о занятости, координация стратегии занятости в государствах-членах ЕС стала одним из приоритетов Сообщества.

Именно на основе этих новых положений на заседании Европейского Совета в Люксембурге в ноябре 1997 года была принята Европейская стратегия занятости (ЕСЗ), также известная как «люксембургский процесс».

ЕСЗ представляет собой ежегодную программу планирования, мониторинга, изучения и реорганизации стратегий, которые были введены в действие государствами-участниками с целью координации средств для борьбы с безработицей. ЕСЗ состоит из четырех компонентов:

1. Рекомендации в сфере занятости: общие приоритеты для стратегии занятости в государствах-членах ЕС, разработанные Еврокомиссией;

2. Национальные планы действий в сфере занятости: осуществление общих рекомендаций на национальном уровне;

3. Объединенный отчет о занятости: общее резюме Национальных планов действий, используемое как фундамент для разработки рекомендаций в следующем году;

4. Рекомендации: Совет принимает рекомендации, особенные для каждой страны, квалифицированным большинством голосов.

В 2005 году Лиссабонская стратегия была пересмотрена. Основными приоритетами ее стали более интенсивный и устойчивый экономический рост, создание большего количества рабочих мест и улучшение предложения на рынке труда.

Подобный пересмотр Лиссабонской стратегии привел к тщательному анализу Европейской стратегии занятости. В результате в июле 2005 г., после одобрения Европейским Советом объединенных рекомендаций для экономического роста и занятости, был начат новый процесс в рамках ЕСЗ.

Итак, теперь Европейская стратегия занятости основана на следующих четырех компонентах:

1. Объединенные рекомендации для экономического роста и занятости (одновременно с данными рекомендациями теперь представляются также указания для макроэкономической и микроэкономической стратегий ЕС на период в три года);

2. Национальные программы реформ для каждой страны;

3. Ежегодный отчет Еврокомиссии об экономическом росте и занятости, в котором анализируются 25 новых национальных программ реформ, которые были представлены государствами-членами ЕС;

4. Любые рекомендации, принятые Советом.

Объединенные рекомендации для экономического роста и занятости являются основой для Лиссабонской программы Сообщества и национальных планов действий.

 

74. Шенгенское право в системе права ЕС: предмет, содержание, этапы формирования, пространственная сфера действия.

Шенгенские соглашения - это форма продвинутого сотрудничества между государствами - членами Союза, которые стремятся к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и правосудия. Первоначальными участниками данных соглашений были пять стран (Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Впоследствии к Шенгенским соглашениям присоединились остальные государства-члены, кроме Великобритании и Ирландии.

В 1999 г. "Шенгенские достижения" (Шенгенские соглашения плюс изданные на их основе правовые акты) были признаны составной частью права Европейского Союза, которую обязаны ввести в действие на своей территории все страны, вступающие в состав этой организации.

Великобритания и Ирландия на основании специальных решений Совета Европейского Союза позднее также присоединились к Шенгенским соглашениям, но лишь в части, касающейся борьбы с преступностью. На основании специальных договоренностей ассоциированными участниками Шенгенских соглашений стали еще три страны, не входящие в состав Европейского Союза, - Исландия, Норвегия и Швейцария.

Шенгенские соглашения были подписаны во второй половине 1980-х гг., т.е. еще до заключения Договора о Европейском Союзе (1992 г.). Слово "шенгенские" в их названии указывает на место подписания этих документов: небольшая деревня и одноименный замок Шенген (Schengen), расположенные в государстве Люксембург на пересечении его границ с Францией и ФРГ.

Всего существует два Шенгенских соглашения, подписанных соответственно в 1985 и 1990 гг. Первое - Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенское соглашение 1985 г.) - носило предварительный характер и на сегодняшний день утратило значение. Второе - Конвенция о применении Шенгенского соглашения (Шенгенская конвенция 1990 г.) - сохраняет большую роль по сей день. Именно в Шенгенской конвенции:

- закреплен принцип прозрачности внутренних границ, т.е. границ между государствами - членами Союза: "Внутренние границы можно пересекать в любом месте, не подвергаясь какому бы то ни было личному контролю" (ст. 2);

- введены единые условия въезда на территорию Союза иностранцев и единая ("шенгенская") виза;

- содержатся нормы правоохранительной направленности, объединенные в специальный раздел "Полиция и безопасность" (раздел III Шенгенской конвенции);

- предусмотрено создание "Шенгенской информационной системы", благодаря которой в единую компьютеризированную сеть были объединены правоохранительные базы данных разных государств-членов.

На основании Шенгенской конвенции функционировал также специальный орган - Шенгенский исполнительный комитет, состоявший из министров внутренних дел государств-участников. Данный Комитет издал множество правовых актов по вопросам пересечения внутренних и внешних границ, борьбы с преступностью, которые образуют составную часть "Шенгенских достижений" (англ. Schengen acquis; франц. acquis de Schengen). В 1999 г. Исполнительный комитет был ликвидирован, а его полномочия перешли к Совету - главному законодательному институту Европейского Союза. В настоящее время активно развивается процесс замены "Шенгенских достижений", включая Шенгенские соглашения, нормативными актами Совета Европейского Союза и Европейского парламента. Так, в период 2006-2009 гг. взамен Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета были изданы:

- Шенгенский кодекс о границах 2006 г.*(170), в котором собраны все основные правила относительно пересечения как внутренних (между государствами-членами), так и внешних (с третьими странами) границ ЕС. Именно в Шенгенском кодексе о границах (ст. 5) закреплены теперь единые условия въезда в ЕС иностранцев, которые также применяются при выдаче Шенгенской визы;

- законодательство о Шенгенской информационной системе второго поколения 2006-2007 гг.*(171) Шенгенская информационная система второго поколения базируется на передовых технических принципах, обеспечивающих ей большую надежность, вместимость и скорость передачи данных по сравнению с Шенгенской информационной системой первого поколения, учрежденной Шенгенской конвенцией 1990 г.;

- Визовый кодекс ЕС 2009 г.*(172) После вступления в силу (5 апреля 2010 г.) он заменил собой соответствующие нормы Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета, посвященных единой (Шенгенской) визе. В соответствии с Визовым кодексом Европейская комиссия должна издать новую практическую инструкцию о выдаче виз, адресованную консульствам всех шенгенских государств.

Итак, после 2010 г. большинство норм, первоначально содержавшихся в Шенгенских соглашениях, закрепляются в нормативных актах Европейского Союза, изданных его законодательными институтами. Шенгенские соглашения все более превращаются в своеобразный "исторический памятник", который представляет интерес не столько в практическом, сколько в историко-правовом контексте.

Понятие Европейского Союза.

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейских государств.[7] Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.[8] С пятьюстами миллионами жителей[3] доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн $) — по паритету покупательной способности.[4]

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был гшосоздан общий рынок,[9] гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг,[10] включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства.[11] Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли,[12] сельского хозяйства, рыболовства[13] и регионального развития.[14] Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовавеврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров.[15] Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций, ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.

ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственность) и государства (надгосударственность),[16][17] однако формально он не является ни тем, ни другим. В определённых областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами. Наиболее важными институтами ЕСявляются Европейская комиссия, Совет Европейского союза, Европейский совет, Суд Европейского союза, Европейская счётная палата и Европейский центральный банк. Европейский парламент избирается каждые пять лет гражданами ЕС.

 

Цели и задачи Евросоюза.

Главные, наиболее важные и существенные цели ЕС изложены в ст. 3 ДЕС.

Они сформулированы в виде пяти пунктов. В каждом из них раскрываются пред-

назначение Союза, его историческая миссия и роль. Так, в пункте 1 выделяются

три главных направления деятельности ЕС. Это, во-первых, защита интересов

мира, во-вторых, продвижение ценностей ЕС и, в-третьих, поддержание и обе-

спечение благополучия и благосостояния народов ЕС.

 

На первое место среди конкретизирующих постановлений ст. 3 ДЕС выно-

сится создание Пространства свободы, безопасности и законности. Подобная

цель предполагает деятельность, сочетающую в себе решение вопросов как

внутренней, так и внешней политики в их тесной взаимосвязи. Общее про-

странство предполагает отсутствие внутренних границ. В его рамках обеспечи-

вается свобода передвижения и экономической деятельности. Оно увязывается

одновременно с мерами по осуществлению контроля на внешних границах,

регулированием права убежища и миграционных процессов. В рамках этого

пространства обеспечивается принятие мер по предупреждению преступности

и борьбе против ее проявлений, сотрудничество в деле гармонизации права.

 

Одно из первых принципиальных положений жизнедеятельности ЕС — свобода передвижения лиц и свобода предпринимательской деятельности — дополнены постановлениями, которые получили закрепление и развитие в Шенгенских договоренностях (Шенген-1 и Шенген-2). Эти последние и были отчасти закреплены в Амстердамском и Ниццском договорах. Отмечая вычленение в качестве одной из важнейших целей борьбу с преступностью,нельзя не обратить внимание на то, что в документах и актах Европейского Союза последних лет эта цель в значительной мере детализирована, причем особо важное значение придается борьбе с организованной трансграничной преступностью и терроризмом.

 

Центральное место в перечне общих целей ЕС занимают положения экономического и социального характера. ЕС создает внутренний рынок (следует еще раз напомнить, что термин «общий рынок» из новых учредительных договоров полностью изымается). Союз добивается устойчивого и сбалансированного экономического роста и обеспечивает стабильные цены. Его основу, согласно ДЕС, образует высококонкурентоспособная, социально ориентированная

рыночная экономика, способствующая росту занятости и социальному про-

грессу. К главным целям ЕС отнесено также обеспечение максимально высоко-

го уровня защиты окружающей среды

 

В новой редакции ДЕС подтверждается такая цель, как поддержка и про-

движение научного и технологического прогресса

 

Среди целей социального порядка в ДЕС особо подчеркивается борьба с со-

циальной отчужденностью и дискриминацией, обеспечение равенства между

женщинами и мужчинами, солидарность между поколениями, защита прав

ребенка. ЕС надлежит обеспечивать правовую и социальную защиту своих

граждан. Решение всех такого рода задач должно опираться на повышение

экономической, социальной и территориальной сплоченности и солидарности

государств — членов ЕС. Одновременно ЕС уважает и поддерживает богатство

и разнообразие культурных и лингвистических особенностей народов ЕС и обе-

спечивает защиту и развитие европейского культурного наследия.

 

 

Членство в Европейском Союзе.

В Европейский союз входят 28 государств

Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утверждённым в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.[19]

Ни одно государство не покидало союза, однако Гренландия, автономная территория Дании, вышла из состава в 1985-м. Лиссабонский договор предусматривает условия и процедуру выхода какого-либо государства из союза.

В настоящий момент 5 стран имеют статус кандидата: Турция, Исландия, Македония, Сербия и Черногория, при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению. Остальные государства Западных Балкан, Албания и Босния и Герцеговина, входят в официальную программу расширения. Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми членами союза.

Три государства Западной Европы, кото



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 796; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.004 с.)