Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Интеграционные процессы в МЭ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Интеграция (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) - объединение отдельных частей в некое целое, по своим характеристикам отличающееся от частей. На практике говорят о существовании следующих 3-х предметных организационных форм интеграции – политической, экономической и социальной. Учитывая нацеленность курса, сделаем акцент на вторую. Закономерности экономической интеграции изучают в 2 аспектах – как процесс и как отношение. Интеграция как процесс подразумевает стираниеследующих различий между государствами, участвующими в системе МРТ и обмена: 1) политических (переход от авторитаризма и радикализма к демократическим формам правления); 2) экономических (переход от государственной собственности к смешанной и частной); 3) в уровнях технологических параметров и отраслевой структуры; 4) в уровнях дохода и качества жизни населения; 5) в уровнях и качестве образования; 6) в уровнях культуры и мотивации к труду; 7) методах и формах экономического и административного управления; 8) в уровнях развития конкурентных отношений. Устранение различий позволяет сформировать внутренние (политические, социально-экономические и культурные) предпосылки для интеграции национальных экономик в мировое сообщество на равноправных условиях. Экономические субъекты, относящиеся к различным государствам, получают единую внешнюю среду для осуществления международного бизнеса. Интеграция как отношение подразумевает устранение различных форм дискриминации иностранных субъектов хозяйствования на национальных рынках. Борьба против дискриминации и формирование единого интеграционного пространства предполагает снятие ограничений и обеспечение гарантий по следующим направлениям: 1) въезд отдельных лиц и перемещение трудовых ресурсов; 2) передвижение товаров (экспортно-импортные тарифы и нетарифные барьеры); 3) судоходство, транзитная транспортировка и перевозка грузов; 4) передвижение капиталов и денежных средств; 5) приобретение собственности; 6) экономическая безопасность (защита от национализации экспроприации, защита патентов, товарных знаков и интеллектуальной собственности); 7) военная безопасность (международные гарантии против любых форм агрессии). Итак, международная экономическая интеграция (МЭИ) - это высшая ступень МРТ, возникшая в результате углубления международной специализации и объединения национальных хозяйств ряда стран. Под неюпонимается высокая степень интернационализации производства, хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах, ведущая к их постепенному сращиванию. Поясним понятие «интернационализация». Интернационализаци я – это процесс становления и развития общих черт и свойств, ведущих к углублению экономической взаимозависимости национальных экономических систем, которые являются субъектами мирового воспроизводственного процесса. Процессы интернационализации протекают в некоем континууме, один полюс которого – независимость, другой – зависимость; где-то посередине находится взаимозависимость. Экономическая независимость – национальная экономика является ”зарытой”, воспроизводственные процессы не зависят от объемов купли и продажи на мировом рынке товаров, услуг, технологий. В условиях “закрытой” модели экономики процессы интернационализации практически отсутствуют. Экономическая зависимость характеризует отношения между странами, при которых развитие национальной экономики зависит от торговли с одним зарубежным партнером или одного товара. Среди факторов, влияющих на уровень зависимости от одного торгового партнера, можно выделить следующие: 1) наличие у партнера инвестиций, технологий, ноу-хау; 2) уровень цен и емкость рынка партнера; 3) специализация производства, ориентированная на потребительский спрос и национальные вкусы торгового партнера; 4) экономические льготы, предоставляемые торговым партнером; 5) низкий уровень политических и экономических рисков, которые обеспечивает торговый партнер. Зависимость от экспорта одним товаром обусловлена следующими факторами: 1) моноотраслевая структура национальной экономики; 2) наличие уникальных ресурсов; 3) особое географическое положение; 4) абсолютные преимущества на мировом рынке по издержкам производства. Монопольная зависимость национальной экономики от внешней торговли одним товаром и одного торгового партнера ставит социально-экономическое развитие страны в жесткую зависимость от изменения мировых цен, мирового спроса, конкуренции на мировом рынке. В условиях экономической зависимости процессы интернационализации носят ограниченный характер, затрагивают в основном сферу торговли. Экономическая взаимозависимость – это состояние, при котором взаимопереплетаются не только торговые рынки, а национальные воспроизводственные процессы и совокупный капитал. Суть экономической взаимозависимости состоит в том, что рост дохода в одной стране вызывает увеличение совокупного спроса в других странах. Для оценки уровня экономической взаимозависимости стран используют показатель мультипликационного эффекта передачи экономического роста. Для определения эффекта взаимозависимости надо знать, насколько прирост валового внутреннего продукта на 1% в одной стране увеличивает доход в другой. Расчеты, проведенные в конце 1980-х гг., показывали, что увеличение расходов в США на 1% приводило к росту внутреннего дохода в Германии - на 0,35%, в Японии - на 0,41%, в Канаде - на 0,72%. Самый высокий уровень экономической взаимозависимости существует между промышленно развитыми странами, имеющими население с высоким уровнем профессиональной квалификации и расположенными в умеренном поясе. Структуры производства и рынки этих стран имеют схожие параметры спроса и предложения, базируются на различиях в сравнительных издержках и дифференциации продукции, обеспечивающих национальным производителям международную конкурентоспособность. Возвращаясь к категории экономической интеграции, заметим, что на микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования системы экономических соглашений между ними, создание филиалов за границей. Одновременно на межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений. Наиболее характерными чертами МЭИ являются: 1) межгосударственное регулирование экономических процессов; 2) постепенное формирование вместо независимых друг от друга национальных хозяйственных комплексов некоторого регионального интернационального комплекса с общими пропорциями и структурой производства; 3) расширение пространственных возможностей межгосударственного передвижения товаров, рабочей силы, финансовых ресурсов и устранение экономических и административных барьеров, препятствующих такому движению; 4) сближение внутренних экономических условий в государствах-участниках интеграционных объединений. Факторами, определяющими интеграционные процессы, являются: 1) возросшая интернационализация хозяйственной жизни; 2) углубление МРТ; 3) общемировая по своему характеру НТР; 4) повышение степени открытости национальных экономик. Существует пять основных форм экономической интеграции. 1. Международные зоны свободной торговли. В торговле между членами международной зоны снижаются или отменяются все таможенные пошлины на товары и нетарифные барьеры в торговле товарами и услугами между странами, однако последние сохраняют национальные внешние таможенные тарифы, направленные против стран, не входящих в зону. Кроме того, для сельского хозяйства либерализация проводится не в полной мере и только для части сельскохозяйственной продукции. На этом этапе еще нет необходимости в создании специальных наднациональных органов. Все решения принимаются должностными лицами этих стран и высокопоставленными руководителями. Примером такой ЗСТ может служить Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), которая была создана 17 декабря 1992 г. и в состав которой вошли США, Канада, Мексика[47]. 2. Таможенный союз. Более тесное сотрудничество между государствами наличествует в таможенном союзе, в котором, кроме условий ЗСТ, предполагается установление единого таможенного тарифа и проведение единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. Это своего рода коллективный протекционизм. Страны проводят согласованную внешнюю политику. Они контролируют товарные потоки. В итоге возникает потребность в регулирующих институтах ввиду пересмотра подходов к развитию отраслей, их координации и ведения переговоров по созданию союза. Иногда таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование общей расчетной системы. Таможенными союзами, по существу, являются Центрально-американский общий рынок, Сообщество и общий рынок стран Карибского бассейна. 3. Общий рынок. В общем рынке все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение товаров и услуг, а также факторов производства, например, труда и капитала. Создание общего рынка требует унификации стандартов и правовых норм интегрирующихся стран. Сегодня полностью соответствует параметрам общего рынка только Европейское сообщество. 4. Экономический союз, в котором устранены все формы взаимных экономических дискриминаций. Страны дополнительно договариваются о проведении общей экономической и валютной политики. Появляются наднациональные институты управления (например, в ЕС созданы специальные наднациональные органы и механизмы – Европарламент, Совет министров, Суд, Еврокомиссия, Европейский совет). На определенном этапе возможно проведение единой валютной политики и введение общей валюты. К этому уровню интеграции ближе всех подошли все те же страны ЕС. 5. Полная экономическая интеграция. На стадии полной экономической интеграции унифицируются кредитно-денежная и социальная политики, разрабатывается единая стратегия экономического развития, единая система налогообложения, а также создаются наднациональные органы и структуры власти, решения которых обязательны для каждого члена экономического союза. На этом этапе возникает политический союз – фактически конфедеративное государство с общей экономикой, внешней политикой и вооруженными силами. Учреждение в 1979 г. Европарламента было шагом в направлении политического объединения Европы, что не менее важно, чем экономическая интеграция. Кроме этого, переход в 2000 г. на единую валюту привело к формированию в Европе единой кредитно-денежной, налоговой и валютной политики. МЭИ обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон. Интеграционное сотрудничестводает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к ресурсам – финансовым, материальным, трудовым; к новейшим технологиям в масштабах всего региона; позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки. Экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отдельных, наиболее отсталых, районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения. Вместе с тем нельзя не упомянуть и о проблемах, которые могут возникнуть в процессе интеграционного взаимодействия. В частности, ЗСТ создает неудобство, которое заключается в риске отклонения торговых потоков: производители третьих стран могут ввозить свои товары в зону через страны-участницы с самыми низкими таможенными пошлинами, что искажает движение торговых потоков, а также уменьшает таможенные сборы государств-членов сообщества. МЭИ представляет собой объективный процесс, основанный на интернационализации хозяйственной жизни. При этом обычно страны интегрируются по региональному признаку. Еще в 1950-1960-е гг. учеными предпринимались попытки объяснить необходимость региональной экономической интеграции. В традиционной теории рассматриваются главным образом экономические предпосылки, которые возникают в рамках таможенного союза. В ней анализируется значение товарных потоков между странами-участницами и их влияние на национальные хозяйства. Но у этой теории есть серьезный недостаток, заключающийся в том, что в рамках этой теории объясняются только стандартные ситуации. Другой подход состоит в том, что решающим фактором создания интеграционного объединения является желание данных стран укрепить свою оборону и обеспечить защиту от внешних врагов. Эта теория выводит на первый план причины неэкономического характера, что тоже не может дать исчерпывающего ответа на вопрос о причинах интеграции. Сторонники следующей теории утверждают, что причиной региональной интеграции является желание достичь какой-то общей цели, например социальной стабильности, увеличения объемов производства и т. д. Критики этой теории считают, что в этом случае при попытках каждой из стран отстаивать только свои интересы между ними возникли бы серьезные противоречия. Более поздней является теория, согласно которой страны стремятся объединиться для устранения факторов ограниченности ресурсов, сырья и т. д. Данный фактор ограниченности способствовал развитию инновационных технологий, росту масштабов производства и развитию товарной дифференциации. Сегодня у исследователей нет единой теории о причинах развития интеграции и преимуществах стран, входящих в эти объединения. И все же причиной образования региональной экономической группировки не может являться какой-либо один фактор. Разумеется, в основе экономической интеграции лежат желания самостоятельных хозяйствующих субъектов удовлетворить свои интересы и МРТ. Однако существуют и другие предпосылки для объединения: экономический подъем в интегрирующихся странах, географическое расположение, политические решения руководителей, совместные действия по решению определенных вопросов и создание своего рода центра интеграции, берущего на себя ответственность по сближению стран-партнеров. Следует отметить, что реальная межгосударственная интеграция возможна лишь при существовании механизмов рынка. Она начинается с первичных экономических субъектов и сращивания на базисном уровне. И лишь затем к новой ситуации приспосабливаются государственные структуры, системы и органы, вплоть до возникновения наднационального управления. Как показывает практика, только политических решений и даже согласованных документов недостаточно для того, чтобы интеграционная группировка играла какую бы то ни было значительную роль в мировых экономических процессах (доказательством этого может служить вялотекущий процесс объединения России и Беларуси). Учитывая тот факт, что МЭИ способствует повышению эффективности распределения ресурсов, оказывает влияние на масштаб производства и потребления, наибольший интерес к ней проявляют страны, имеющие общие сухопутные границы. Это обусловлено тем, что: 1) соседние государства могут иметь общие историю, культуру и интересы, поэтому их правительства проявляют больше готовности к координации экономической политики; 2) расстояния, которые приходится преодолевать товаропотокам, меньше для соседних стран; 3) соседним странам проще создавать единое правовое пространство, прежде всего таможенное; 4) более вероятно сходство вкусов и потребительского спроса; 5) легче создавать каналы распределения, хранения и гарантийного обслуживания. В итоге, в мировом хозяйстве выделяются западноевропейский, североамериканский и азиатско-тихоокеанский регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены. Там насчитывается более 30 интеграционных объединений. Однако механизм и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои различия.
Американские ученые-экономисты выделяют 4 основные формы экономической интеграции. 1. Зона свободной торговли (free trade area, FTA). Между странами-участниками отменяются все таможенные пошлины. Для стран, не входящих в зону свободной торговли, внешние таможенные тарифы сохраняются. 2. Таможенный союз (customs union). В таможенном союзе все внутренние тарифы заменяются внешними. 3. Общий рынок (common market). В общем рынке все характеристики таможенного союза дополняются отсутствием ограничений на перемещение факторов производства. 4. Экономический союз - унифицируется стратегия экономического развития, налогообложение, создается наднациональный орган, решения которого обязательны для каждого члена экономического союза. В других исследованиях добавляется пятая форма — платежный союз, которая некоторыми экономистами трактуется как «экономический и валютный союз». Однако четкой системы форм межгосударственной экономической интеграции пока не сформировалось. Следует отметить, что первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли. В современном понимании — это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание зоны свободной торговли промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Соглашения о создании зон свободной торговли, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о зоне свободной торговли. К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование зоны свободной торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках «Уругвайского раунда», совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран-участниц зоны свободной торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) - по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности приобретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение. Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз - соглашение ряда государств об упразднении таможенных пошлин, форма коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создание единого внешнего таможенного тарифа. Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Якоба Вайнера. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов: 1) статические, являющиеся непосредственным результатом создания таможенного союза; 2) динамические - экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза. Среди статических эффектов наибольшее значение имеют «эффект создания торговли» и «эффект отклонения торговли». «Эффект создания торговли» возникает в связи с устранением импортных пошлин в рамках таможенного союза и переориентации местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник. В результате масштабы торговли возрастают, а благосостояние всех стран, в том числе и не участвующих в процессе интеграции, увеличивается. «Эффект отклонения торговли» по сути является противоположным «эффекту создания торговли» и заключается в переориентации местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный. Существующие расчеты показывают, что «эффект отклонения торговли» перекрывается эффектом создания торговли, что в целом приводит к росту благосостояния. Так, по оценке Б. Балассы, образование ЕС имело весьма существенный эффект создания торговли. Если до создания ЕС каждый процент роста ВНП приводил к увеличению торговли между странами на 2,4%, т.е. на 0,3 процентных пункта больше. «Эффект отклонения торговли» практически отсутствовал. Следует отметить, что среди российских и зарубежных специалистов нет единства в отношении определения зоны свободной торговли и таможенного союза. Например, по мнению О. В. Чер-ковца, зона свободной торговли представляет собой более высокую стадию межгосударственного экономического сотрудничества, поскольку предусматривает в качестве конкретной цели формирование единого торгового пространства, внутри которого были бы уже полностью отменены (сразу или по истечении некоторого фиксированного времени) пошлины во взаимной торговле, а нетарифные ограничения составляли бы часть заранее согласованной торговой политики'. Основным аргументом такого утверждения выступает исторический аспект этой проблемы. Действительно, первой формой развития межгосударственной экономической интеграции явились таможенные союзы, созданные в 30-е годы после депрессии. Вступавшие в них государства договаривались о сокращении либо полной отмене пошлин во взаимной торговле. Исторически зона свободной торговли появилась значительно позже, чем первоначальные таможенные союзы. Однако следует заметить, что первые таможенные союзы имели ярко выраженный протекционистский характер и использовались главным образом для защиты национальных экономик стран-участниц. Предполагалось, что такая защита будет способствовать ускорению экономического роста. Однако такого роста не произошло, а экономика тех стран, которые стали частью протекционистских торговых блоков, стала приходить в упадок. Таким образом, таможенный союз представляет собой более совершенную, чем зона свободной торговли, интеграционную структуру, поскольку зона свободной торговли предусматривает постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и, в конечном итоге, призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В таможенном союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к третьим странам. В рамках таможенного союза, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это дает импульс к изменению структуры потребления и производства. Возможны 2 варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах таможенного союза тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам-членам таможенного союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу более дорогих внутриинтеграционных ресурсов. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри таможенного союза вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д. Функционирование таможенного союза требует изменений в подходе к управлению интеграционными про-цессами. Как уже отмечалось, деятельность в рамках зоны свободной торговли не обусловливает создание постоянно действующих органов. Для таможенного союза возникает необходимость в регулирующих институтах. Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого. Необходимо отметить также, что функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики'. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является приоритетным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль. Как показывает практика, вне сферы таможенного союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др. Качественно более высокой ступенью интеграции является общий рынок. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки.Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС. Перерастание таможенного союза в общий рынок обусловливается как чисто экономическими, так и политическими факторами. Несмотря на исчезновение тарифных препятствий по обмену, существуют нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании таможенного союза, например, в Европе, не предвиделось подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание «действительно единого» общего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности. Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов. Для создания общего рынка необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач. Первые две задачи решаются на ранних этапах развития межгосударственной экономической интеграции. Упраздняются таможенные пошлины между государствами-членами и разрабатывается единая торговая политика по отношению к третьим странам. Это является предпосылками перехода к общему рынку. Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария. Не исключено, что проведение политики в рамках общего рынка, как это видится с позиций ЕС, будет осуществляться с помощью уже «наработанного» инструментария, который заключается в следующем: 1. Регламенты, представляющие собой законы, являются обязательными к применению в государствах-членах. 2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов для их выполнения. 3. Решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных действий государству-члену группировки, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики. Согласно исходному тезису, политика в области конкуренции — крайне существенное звено в интеграционной «системе обеспечения», поэтому именно эти решения должны обязательно выполняться. 4. Рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы. Создание общего рынка должно представлять собой подлинно единое экономическое, правовое и информационное пространство и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу. Следует отметить, что теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов этого этапа межгосударственной экономической интеграции, немного. Практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе общий рынок был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания платежного союза, причем в короткие сроки, к началу 1999 г. Это — межгосударственное соглашение, регулирующее организацию расчетов и платежей между двумя и более странами, определяющее также валюту, в которой платежи производятся. В роли последней может выступать как одна из действующих валют стран-участниц такого соглашения, так и специально установленная новая валютная единица. Здесь также подразумевается элемент плановости в хозяйственной деятельности на государственном уровне и даже с предпосылкой его выхода на международный уровень, ибо подобная форма межгосударственного взаимодействия предполагает не только уже сам по себе высокий достигнутый уровень торгово-экономических связей между странами, отсутствие у них политических обид и взаимных претензий, но и способность и возможность поддерживать в будущем согласованную валютно-финансовую политику, прогнозировать и по возможности преодолевать различные катаклизмы на мировых и региональных валютных рынках и даже влиять на них. Обычно считается, что составной частью платежного союза выступает валютный союз, когда сотрудничающие страны договариваются не обо всей организации взаимных платежей, проведении согласованной валютно-финансовой политики и использовании общей валюты, но для начала решают какой-либо одни вопрос — обычно или по согласованию платежей, или по введению общей валюты. Функционирование экономического союза в Европейском Союзе как единственном мировом аналоге подобного интеграционного формирования в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию экономического союза, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль. Одним из сложнейших этапов развития межгосударственной экономической интеграции является переход от общего рынка через экономический союз к платежному союзу. Применительно к Европейскому Союзу — единственной группировке, достигшей данного этапа развития интеграции, это связано с проведением единой валютно-финансовой политики по внедрению единой европейской валюты «евро». Обобщение мировой практики интеграционного развития, предполагающего последовательное прохождение различных стадий, показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интеграционных отношений. Именно поэтому не выдержали испытания практикой и временем и оказались малоэффективными такие известные в 70—80-е годы амбициозные супергруппировки, как латиноамериканские ЭКЛАК, ЛАЭС и АЛАДИ, а также «Андская группа» (Колумбия, Венесуэла, Боливия, Эквадор и Перу), созданные по принципу географический близости, без должной проработки взаимных интересов и реальных возможностей партнеров. Уход со сцены «бумажных» интег
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.163 (0.015 с.) |