Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности интеграционных процессов в странах «третьего мира» и странах с переходной экономикой

Поиск

 

В 60-е гг. повышенный интерес к региональной интеграции стали проявлять и развивающиеся страны. Создание интеграционных объединений рассматривалось молодыми государствами как одно из основных средств диверсификации внешнеэкономической деятельности и ослабления зависимости от промышленно развитых стран. Применительно к развивающимся странам можно также говорить о специфическом характере поставленных целей интеграции. Если для промышленно развитых стран интеграция — это функция уже достигнутого ими высокого уровня развития производительных сил, то для развивающихся стран — это, прежде всего, средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации.

 

Процесс интеграции в развивающихся странах идет медленно, что объясняется:

 

  • внутренними особенностями экономик отдельных стран (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность национальной экономики, недостаток финансовых ресурсов для осуществления региональных проектов);
  • существенными различиями в экономической (в том числе и внешнеэкономической) стратегии участников группировок и избранных ими моделей развития;
  • характером взаимосвязей интегрирующихся государств (недостаточное развитие инфраструктуры, низкая степень взаимодополняемости интегрирующихся стран);
  • факторами внешнего порядка (финансовая зависимость от промышленно развитых стран, значительный контроль за внешней торговлей и экспортным производством развивающихся стран со стороны международных корпораций);
  • политической нестабильностью.

 

Рассмотренные интеграционные группировки мира позволяют выделить следующие существенные отличия интеграции в промышленно развитых и развивающихся странах:

 

  • различные побудительные причины интеграции;
  • различные исходные экономические и политические условия интеграции;
  • развитие интеграционных группировок в развивающихся странах вширь, а не вглубь, как в индустриальных странах;
  • отсутствие позитивной динамики в развитии интеграционных группировок третьего мира.

 

Процессы экономической интеграции не обошли стороной и бывшие социалистические страны. После распада СЭВ в 1990 г. страны Восточной Европы создали интеграционное объединение «Вышеградская тройка», в которую вошли Венгрия, Польша, Чехословакия. После распада последней оно было преобразовано в «Вышеградскую четверку». С 1993 г. в рамках этой группировки вступило в действие Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), цель которого — стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривалась не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, что и произошло в 2004 г.

 

На смену СССР пришло Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате руководители 11 суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) подписали Соглашение о создании СНГ. В январе 1993 г. был принят Устав СНГ.

 

Само Соглашение о создании СНГ имеет двойную направленность: с одной стороны, оно нацелено на окончательный демонтаж старых экономических структур, а с другой — предусматривает организацию качественно новых отношений между суверенными государствами, формирование и сохранение единого экономического пространства.

 

Объективной основой создания СНГ является система межреспубликанских взаимосвязей, существовавшая в рамках бывшего СССР. Каждая республика, находясь в зависимости от поставок важнейших сырьевых ресурсов конечной продукции из других республик и, будучи заинтересованной в емком постсоветском рынке сбыта, оказалась глубоко интегрирована в единый народнохозяйственный комплекс.

 

Факторы, предопределяющие единение постсоветских государств.

 

  • взаимозависимость народнохозяйственных комплексов бывших союзных республик как результат сложившегося разделения труда и региональной специализации в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР;
  • технологическая общность производства в различных регионах, более или менее одинаковый и относительно невысокий (по мировым меркам) технический уровень производства, препятствующий выходу изделий на внешние рынки;
  • единство применяемых технических стандартов;
  • единство сетей коммуникации;
  • факт сопредельности государств и возможности использования единой транспортной инфраструктуры и энергетической системы;
  • глубокое проникновение в массы коренного населения в каждой из бывших союзных республик представителей других национальностей — выходцев из других республик;
  • общие для всех бывших союзных республик трудности выхода на западные рынки, общие проблемы взаимодействия с международными экономическими организациями.

 

Несмотря на это, тенденции к размежеванию функционирования СНГ явно преобладают.

 

Факторы дезинтеграции стран на постсоветском пространстве.

 

 

  • Текущие конъюнктурные факторы, особенно повсеместный спад производства в 90-х гг.; приоритетное внимание удовлетворению внутренних потребностей и получению твердой валюты от экспорта; вынужденные административные меры по защите собственного рынка.

 

 

  • Системные факторы, отражающие существенные свойства прежней системы экономических отношений бывших союзных республик в составе единого народнохозяйственного комплекса, цементировавших былую экономическую интеграцию, но в новых условиях осложняющих хозяйственные связи и несущих в себе дезинтеграционный потенциал.

 

 

  • Структурные факторы, затрудняющие интеграцию стран СНГ:

 

· несоответствие сложившихся структур хозяйства бывших союзных республик потребностям их становления и развития как независимых государств;

· низкий технический уровень производства, определивший неконкурентоспособность производимой продукции даже внутри СНГ по сравнению с импортируемой из стран дальнего зарубежья;

· отсутствие у России передовых технологий, что толкало остальные республики на поиск внешних партнеров;

· потребность новых государств в глубокой перестройке структуры производства, изменениях товарной номенклатуры и географической направленности их хозяйственных связей между собой и с третьими странами.

 

 

  • Институциональные факторы, определяющие методы и скорость формирования нового хозяйственного механизма и его основных черт: различия реформационной социально-экономической политики; различия национальных хозяйственных механизмов в области ценообразования, финансовой, банковской и валютной политики, таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, степени прямого государственного управления экономикой.

 

За полтора десятка лет органами СНГ было принято большое количество совместных решений в самых разных областях сотрудничества. Большая часть из них осталась на бумаге, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего невозможна глубокая реальная интеграция. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, отсутствие у него контрольных функций. Пока ни одно наиболее крупное решение (о создании экономического союза, зоны свободной торговли, платежного союза) не было выполнено. Прогресс был достигнут только в отдельных частях этих соглашений.

 

Главное препятствие для успешной интеграции заключается в отсутствии ее согласованной цели и последовательности интеграционных действий, а также в недостатке политической воли для достижения прогресса.

 

Тем не менее, несмотря на все трудности, сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран — членов СНГ.

 

Вопросы для самопроверки

  • Что такое экономическая интеграция и каковы ее основные признаки?
  • Каковы предпосылки и цели объединения в интеграционные группировки?
  • Какие преимущества дает странам участие в интеграционных объединениях?
  • Чем характеризуются этапы интеграционного процесса?
  • Какие этапы в своем развитии прошло самое развитое интеграционное объединение — Европейский Союз?
  • Каковы особенности процесса интеграции в развивающихся странах?
  • Чем отличаются интеграционные процессы в промышленно развитых и развивающихся странах?
  • Какие факторы воздействуют на процессы интеграции на постсоветском пространстве?
  • Проанализируйте перспективы развития СНГ.

 

 

5.Международные корпорации как фактор глобализации международных экономических отношений

 

Тезисы

 

Международная корпорация как форма структурной организации крупной корпорации Формы международных корпораций: транснациональные и многонациональные корпорации. Признаки международных корпораций. Цели международной предпринимательской деятельности. Трансфертные цены. Этапы эволюции международных корпораций. Особенности деятельности международных корпораций на современном этапе.

 

Отраслевая структура ведущих ТНК мира. Последствия функционирования международных корпораций на территории развивающихся стран. Основные направления влияния ТНК на мировую экономику. Модели инвестирования ТНК. Система национального и международного регулирования деятельности транснационального бизнеса.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.008 с.)