Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика форм международного технологического обмена

Поиск

 

Международная передача технологии на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам.

 

Различают следующие основные пути передачи технологий.

 

  • На некоммерческой основе:

· специальная литература, компьютерные банки данных, справочники, деловые игры и дp.;

· конференции, выставки, симпозиумы, семинары, зарубежное обучение, стажировка, практика;

· международная миграция ученых и специалистов, в том числе и «утечка умов».

 

  • На коммерческой основе:

· продажа воплощенных технологий;

· прямые зарубежные инвестиции и сопровождающие их строительство, реконструкция, модернизация предприятий;

· продажа патентных и «ноу-хау» лицензий;

· совместные НИОКР через создание совместных коллективов, работа специалистов за рубежом;

· координирование и кооперирование НИОКР; научно-техническое и производственное кооперирование;

· лизинг;

· инжиниринг;

· консалтинг;

· портфельные инвестиции, в том числе создание совместных предприятий, если они сопровождаются потоком инвестиционных товаров.

 

  • Нелегальная передача технологий:

· промышленный шпионаж — вид недобросовестной конкуренции; деятельность по незаконному добыванию сведений, представляющих коммерческую ценность;

· техническое пиратство — массовый выпуск и продажа товаров-имитаций теневыми структурами.

 

Наиболее распространенной формой передачи научно-технических знаний в настоящее время является международная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что покупка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий.

 

Лицензия — это разрешение лицензиара (владельца технологии) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изобретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т.п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение.

 

Виды лицензий.

  • По наличию патента:

 

патентные — на право использования запатентованного изобретения;

 

беспатентные («ноу-хау») — дающие право на использование научно-технических достижений; «ноу-хау» — незащищенная патентами совокупность технических, коммерческих и др. знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства.

 

Предоставление лицензии оформляется лицензионным соглашением — договором, по которому лицензиар выдает лицензиату разрешение на использование собственных изобретений или научно-технических достижений в определенных пределах. В нем оговариваются характер и объем передаваемых прав, производственная область и географические границы использования предмета лицензии.

  • По объему прав, передаваемых лицензиату:

· простая лицензия — лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления);

· исключительная — лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах соглашения, лицензиар не может выдать аналогичные лицензии др. лицам, но может самостоятельно использовать лицензии (несерийные товары);

· полная — лицензиар уступает все права в течение срока действия соглашения, отказывается от самостоятельного их использования в течение этого срока (применяется редко).

 

  • По способу коммерческой реализации:

· чистые — купля-продажа чистых (основных) лицензионных прав;

· сопутствующие — сопровождающиеся контрактом на поставку комплектного оборудования или лицензии, необходимой для основной лицензии.

 

  • По степени производственного освоения:

· достижения, освоенные в производстве;

· исследовательские.

 

  • По предмету сделки:

· научно-технические знания (изобретения и «ноу-хау»);

· промышленные образцы;

· торговые знаки;

· услуги.

 

  • По форме выплаты лицензионного вознаграждения:

· роялти — оговоренное участие в прибыли, периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения;

· паушальный платеж — единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок;

· комбинированные платежи — включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (10—15% от цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

 

В 90% лицензионные платежи осуществляются в виде роялти. В международной практике срок действия лицензионных соглашений обычно составляет 3—10 лет.

 

Динамизм лицензионной торговли объясняется следующим:

  • приобретение лицензий и сопутствующих инжиниринговых услуг ускоряет технический прогресс предприятий на 7—8 лет;
  • покупка лицензии позволяет снизить затраты на собственные НИОКР;
  • каждый доллар, затраченный на приобретение лицензии, дает экономический эффект в 3—6 долларов (в зависимости от страны и без учета фактора времени), а в Японии — 16 долларов;
  • экономический эффект от использования лицензий в течение срока действия лицензионных соглашений в 10 раз превышает расходы на их приобретение.

 

Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг — когда одна, обычно крупная, компания (франчайзер) разрешает другой (франчайзи) использовать свое широко известное фирменное наименование. История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века — с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин.

 

Различают три типа франчайзинга.

 

  • Производственный — поставка франчайзером своим франчайзи основных элементов (комплектующих) для изготовления продукции, реализуемой под лицензируемым фирменным наименованием (товарным знаком). Чтобы качество товара сохранялось на высоком уровне, франчайзер также предоставляет технологии и проводит обучение сотрудников франчайзи, осуществляя контроль за соблюдением технологической дисциплины.
  • Торговый (товарный) — фирмы покупают у известной компании право на продажу ее товаров с ее товарным знаком.
  • Лицензионный (деловой) — франчайзер выдает лицензию на право открытия магазинов для продажи покупателям товаров и услуг под именем франчайзера. Используется при эксплуатации ресторанов, предприятий общепита быстрого обслуживания, продажи мороженого.

 

Франчайзинг выгоден как мелкому, так и крупному бизнесу.

 

Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по следующим причинам:

  • имидж авторитетной фирмы гарантирует быстрое признание у потребителей;
  • уменьшается объем капиталовложений;
  • возможность владеть и управлять собственным предприятием при ограниченном предварительном опыте;
  • гарантия постоянной помощи в менеджменте, маркетинге, исследованиях;
  • возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

 

Заинтересованность крупных корпораций объясняется следующим:

 

  • они расширяют сбыт продукции, проникая на малые и отдаленные рынки, быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети;
  • получают возможность привлечения доп. капитала за счет средств мелких и средних предпринимателей;
  • компания имеет право на строгий контроль за качеством продукции, производимой и реализуемой франчайзи, для сохранения своего имиджа.

 

Однако франчайзинг имеет и недостатки: франчайзи и франчайзер подвержены определенному риску, опасности потерь.

Возможные проблемы франчайзи:

  • объемы продаж могут быть ниже предсказанных франчайзером;
  • помощь франчайзера в управлении и маркетинге может быть меньше ожидаемой;
  • франчайзи не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

Проблемы франчайзера:

 

  • ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий;
  • затраты на подготовку пакета материалов для создания франчайзинговой системы могут значительно превысить предполагавшиеся затраты;
  • проблемы получения с франчайзи обусловленной договором роялти;
  • крах франчайзи бросает тень на репутацию франчайзера, даже если его вины нет.

 

Международный лизинг — финансово-коммерческая операция по предоставлению одной стороной (арендодателем) другой (арендатору) в исключительное пользование на установленный срок имущества (машин, оборудования) за определенное вознаграждение на основе арендного договора.

 

В отличие от купли-продажи аренда сохраняет за арендодателем право собственности на сданное внаем оборудование, предоставляя арендатору лишь право на его временное использование.

 

Наибольшее распространение в МЭО получил лизинг, который подразделяется на:

 

  • оперативный — более короткий, чем жизненный цикл изделия, срок соглашения, неполная амортизация оборудования за время аренды. По окончанию срока оборудование возвращается владельцу либо вновь сдано в аренду;

 

  • финансовый — полная окупаемостью арендуемого оборудования. По истечении срока арендатор может вернуть оборудование арендодателю, заключить новое соглашение, или купить объект лизинга по остаточной стоимости на условиях опциона (предварительное соглашение о заключении договора в будущем в сроки, обусловленные сторонами). По сути, он равнозначен долгосрочному кредитованию покупки.

 

Международный лизинг характеризуется тем, что его участники: производитель, арендодатели (банк, лизинговая компания) и арендатор могут находиться в разных странах. Выделяют прямой зарубежный лизинг — арендную сделку между юридическими лицами различных стран и косвенный — сдачу в аренду через третье лицо.

 

Экспортный лизинг — сделка, когда лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы и предоставляет его в аренду зарубежному арендатору. Импортный лизинг — закупка оборудования у иностранной фирмы и предоставление его отечественному арендатору.

 

Лизинг актуален для стран с высоким уровнем внешней задолженности и с ограниченными валютными средствами. По правилам МВФ обязательства, вытекающие из аренды, не включаются в объем внешней задолженности государства, поэтому международный лизинг находит государственную поддержку во многих промышленно развитых и развивающихся странах.

 

Вопросы для самопроверки

 

 

  • В чем значимость международного научно-технического и производственного сотрудничества для экономического развития страны?
  • Как Вы понимаете, что такое технология?
  • Какие предпосылки международного обмена технологиями Вы можете назвать?
  • В чем смысл стратегий инновационного развития, и какая из них, на Ваш взгляд, наиболее приемлема для России?
  • Что дает странам экспорт и импорт технологий по сравнению с экспортом и импортом самой продукции?
  • Охарактеризуйте географическую структуру мирового рынка технологий.
  • Отметьте основные особенности современного мирового рынка технологий.
  • Какими путями возможна международная передача технологий?
  • Дайте классификацию лицензий.
  • Что такое франчайзинг, и какие его типы вы можете назвать?
  • В чем состоит заинтересованность крупных и мелких предприятий во франчайзинге?
  • В чем заключаются преимущества международного лизинга?

 

 

10.Сущность, структура и динамика международного движения капитала

 

Тезисы

 

Сущность и этапы эволюции международной миграции капитала. Факторы, способствующие развитию международной миграции капитала. Экономическая целесообразность экспорта и импорта капитала. Показатели участия страны в процессах международной миграции капитала.

 

 

Формы международной миграции капитала. Условия миграция капитала в предпринимательской форме. Прямые и портфельные зарубежные инвестиции.

 

Инвестиционная политика, инвестиционный климат и его параметры. Современные тенденции миграции капитала в предпринимательской форме.

 

Ссудная форма международной миграции капитала. Мировой кредитный рынок. Отличия мирового денежного рынка и мирового рынка капитала. Мировой финансовый рынок. Еврорынок. Особенности современного мирового рынка ссудного капитала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.009 с.)