Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межгосударственное регулирование мировой торговли

Поиск

 

Международные организации, регулирующие мировую торговлю по критерию масштабности и профильности решаемых задач, условно можно разделить на две группы.

  • Международные организации, занимающиеся вопросами мировой торговли в целом.
  • Международные организации, занимающиеся вопросами регулирования торговли одним или несколькими связанными товарами.

 

Первая группа организаций:

 

  • Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ)/Всемирная торговая организация (ВТО);
  • Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
  • Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
  • Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
  • Международная торговая палата (МТП).

 

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) — это крупнейшая международная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли. Она была создана в 1947 г. в Женеве, а начала свою работу в 1948 г. Инициатором выступили США: укрепив свою экономику после Второй мировой войны, они испытывали потребность в создании стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность поступательного развития мирового товарооборота.

 

На основе предложений США был разработан проект Устава Международной торговой организации (МТО). Однако Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами. Вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики в виде Генерального соглашения по тарифам и торговле.

 

Соглашение включало в себя:

 

  • I часть (статьи I—II) — общий режим наибольшего благоприятствования и взаимных таможенных уступок;
  • II часть (статьи III—ХХIII) — свод правил торговой политики, которых должны придерживаться страны-члены;
  • III часть (статьи XXIV—XXXV) — процедурные вопросы, исключения в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли;
  • IV часть с 1968 г. (статьи XXXVI—XXXVIII) — «Торговля и развитие»;
  • декларации о необходимости увеличения экспортных поступлений развивающихся стран, развития их экономик и повышения уровня жизни населения.

 

В основу деятельности ГАТТ были положены следующие принципы:

 

  • тарифные меры признаются в качестве единственного приемлемого средства внешнеторгового регулирования;
  • фиксация тарифов на уровне, определенном договаривающимися сторонами;
  • прогрессивное снижение тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их «закрепление» на согласованном уровне;
  • взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
  • принцип наибольшего благоприятствования, означающий, что все договаривающиеся стороны при снижении или отмене ввозных и вывозных пошлин обязаны обеспечить каждой третьей стране аналогичные благоприятные условия.

 

Основной формой деятельности ГАТТ явилось проведение переговоров и консультаций, которые получили название «раундов». С 1947 по 1994 гг. прошло восемь торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

 

Уругвайский раунд (1986—1994 гг.) стал последним в истории ГАТТ. Рассмотрение на нем проблем, связанных с необходимостью разработки генерального соглашения по торговле услугами, по охране интеллектуальной собственности, об инвестициях в сфере торговли, о совершенствовании механизма деятельности ГАТТ, требовало расширения компетенции этой международной организации, результатом чего стала замена ГАТТ с 1 января 1995 г. Всемирной торговой организацией (ВТО). Главным же результатом деятельности ГАТТ явилось снижение средних импортных пошлин с 40% в 1947 г. до 5% в настоящее время.

 

Всемирная торговая организация (ВТО) — преемница ГАТТ, начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО функционирует во многом так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий, благодаря совершенствованию ряда процедур принятия решений.

 

Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения импортных пошлин и устранения различных нетарифных барьеров.

 

Основополагающие принципы ВТО.

 

  • Принцип наибольшего благоприятствования (принцип недискриминации), в соответствии с которым льготы, предоставленные страной участницей ВТО какому-либо товару из другой страны, немедленно распространяются на все страны-члены ВТО.

 

  • Принцип национального режима торговли, означающий, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национального законодательства, регулирующего внешнюю торговлю.

 

  • Принцип защиты национальной промышленности только таможенными тарифами, а иными торгово-политическими мерами (квотами, стандартами, импортными и экспортными лицензиями).

 

  • Принцип создания устойчивой основы торговли, предполагающий, что основные тарифы должны соблюдаться и сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии.

 

  • Принцип содействия справедливой конкуренции путем решения вопросов субсидий и демпинга. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила регулирования демпинга правительствами стран, на внутреннем рынке которых он обнаружен.

 

  • Принцип общего запрещения количественных ограничений импорта. Исключение составляют случаи применения количественных организаций в целях защиты платежного баланса и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего спроса.
  • Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах, предусматривающий «изъятия» (возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО) и применение «защитной оговорки» (возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в возрастающих количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям).

 

  • Принцип региональных торговых договоренностей, действующий в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования для региональных торговых группировок в форме таможенного союза, или зоны свободной торговли, когда пошлины и другие барьеры практически во всей взаимной торговле ликвидируются. Региональная интеграция призвана дополнять многоуровневую торговую систему.

 

  • Принцип специальных условий для развивающихся стран, предусматривающий поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров.

 

  • Принцип разрешения торговых споров путем консультаций и переговоров.

 

Все страны-члены ВТО принимают на себя обязательства выполнять 18 соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения». Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируются свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

 

Пакет соглашений Уругвайского раунда объединяет примерно 50 правовых документов, основными из которых являются Соглашение об учреждении ВТО и прилагаемые к нему.

 

  • Многосторонние соглашения по торговле товарами: по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ-94); по сельскому хозяйству; по применению санитарных мер; по текстильным изделиям и одежде; по техническим барьерам в торговле; по инвестиционным мерам, связанным с торговлей; по применению антидемпинговых мер; по субсидиям и компенсационным мерам и др.
  • Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
  • Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
  • Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС).
  • Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров.
  • Механизм обзора торговой политики.
  • Многосторонние соглашения с ограниченным участием, обязательные только для присоединившихся членов ВТО: по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам, молочным продуктам и говядине.

 

Высшим органом ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств-участников. Сессии конференции собираются не реже одного раза в 2 года для обсуждения и принятия решений по принципиальным вопросам. Конференция учреждает следующие комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям в целях обеспечения торгового баланса; по бюджету, финансам и администрации; по торговле и окружающей среде.

 

Конференция назначает Генерального директора ВТО, который назначает сотрудников Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией. Между сессиями по мере необходимости (8—10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный совет, также состоящий из представителей всех участников.

 

В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 147 стран, примерно 40 государств имеют в ВТО статус наблюдателя, из них более 20 стран (в том числе и Россия) находятся на различных стадиях присоединения к ВТО. Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда с их последующей ратификацией законодательным органом присоединяющейся страны.

 

Тенденция либерализации международной торговли услугами наиболее ярко проявилась в заключении в рамках ГАТТ в 1994 г. Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). Разработка Соглашения проходила в течение почти 20 лет и представляла собой сложный поиск компромисса между многими странами с разными интересами в этом специфическом секторе торговли.

 

Основные обязательства стран-членов ВТО в соответствии с ГАТС.

 

  • Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле услугами (за некоторыми временными и другими исключениями).
  • Взаимное предоставление национального режима в отдельных секторах торговли услугами и по каждой форме их поставок, которые определяют сами участники Соглашения.
  • Развитие процесса либерализации торговли услугами в дальнейшем.
  • Обеспечение гласности в отношении национального регулирования торговли услугами.
  • Создание ряда национальных административных органов, необходимых для функционирования ГАТС (предоставление информации, осуществление контактов, разрешение споров).

 

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) создана в 1962 г. по решению Экономического и социального совета (ЭКОСОС) ООН. Инициатором создания были развивающиеся и социалистические страны с целью восполнения недостатка внимания к торговым проблемам «третьего мира».

 

Задачи ЮНКТАД:

 

  • содействие развитию мировой торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного взаимовыгодного сотрудничества;
  • выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных МЭО;
  • участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной торговли.

 

В структуре ЮНКТАД 6 комитетов, специализирующихся на основных направлениях ее деятельности: комитеты по сырьевым товарам; готовым изделиям и полуфабрикатам; по морским перевозкам; по «невидимым» статьям торговли; финансированию и кредитованию международной торговли; по преференциям; по коммерческой передаче технологий. Особой сферой деятельности ЮНКТАД является контроль за деятельностью международных корпораций.

 

Главный принцип работы ЮНКТАД — групповой по социально-экономическому и географическому признакам:

 

  • А — афро-азиатские страны;
  • В — промышленно развитые страны;
  • С — латиноамериканские страны;
  • Д — бывшие социалистические (европейские) страны.

 

Наибольшая активность деятельности ЮНКТАД пришлась на конец 60-х и 70-е гг., когда формировалась концепция нового международного экономического порядка. Среди наиболее эффективных результатов деятельности ЮНКТАД можно выделить принятие «Интегрированной программы для сырьевых товаров», в результате чего улучшились условия торговли на мировых рынках 18 сырьевых товаров, занимающих особое место во внешней торговле развивающихся стран.

 

Велика роль ЮНКТАД в установлении режима преференций (льгот) для товаров из развивающихся стран на рынках промышленно развитых стран. На сессии ЮНКТАД в Дели в 1988 г. была принята «Общая система преференций при импорте готовых товаров из развивающихся стран», в соответствии с которой промышленно развитыми странами были введены режимы преференций по отношению к развивающимся, однако в последующем имел место рост новых нетарифных барьеров. В настоящее время ЮНКТАД не играет такой важной роли в регулировании международной торговли, как 15—20 лет тому назад, но свой потенциал еще сохраняет.

 

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) учреждена в 1964 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификации права международной торговли. В актив комиссии можно отнести подготовку текстов Конвенции ООН о морской перевозке грузов («Гамбургские правила»), Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о купле-продаже) и др.

 

В целом комиссия уделяет преимущественное внимание разработке единообразных норм права в таких областях, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, международный торговый арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок.

 

Международная торговая палата (МТП) была создана в 1922 г. и играет в целом дополняющую и вспомогательную роль. Она издает сборники международных коммерческих терминов («ИНКОТЕРМС»), распространяет обычаи, правила и нормы международной торговли, а также выполняет роль посредника в установлении контактов между торговцами и предпринимателями разных стран и их торгово-промышленными палатами.

 

Вторая группа организаций

 

Это организации, специализирующихся на регулировании международной торговли отдельными видами товаров:

  • Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК);
  • Международная организация производителей и экспортеров металлов (МОПЭМ);
  • Ассоциация стран-экспортеров железной руды (АПЕФ);
  • Организация стран-экспортеров меди (СИПЕК) и др.

 

Вопросы для самопроверки

 

  • Что такое внешнеторговая политика, и какие цели преследует государство, проводя ее?
  • Охарактеризуйте формы современной внешнеторговой политики.
  • Почему во внешнеторговой политике развитых стран до сих пор сохраняются протекционистские меры?
  • Какие функции выполняет таможенный тариф?
  • Дайте классификацию таможенных тарифов.
  • В каких случаях страны применяют меры нетарифного регулирования?
  • Назовите причины создания и цели деятельности Генерального соглашения по тарифам и торговле.
  • Каково значение для международной торговли решений, принятых в ходе Уругвайского раунда?
  • Чем деятельность Всемирной торговой организации отличается от деятельности ГАТТ?
  • Какие обязательства принимают на себя страны-члены ВТО в соответствии с ГАТС?
  • В чем состоит роль ЮНКТАД в регулировании международной торговли?
  • Какое значение для мировой торговли имеет Международная торговая палата и издаваемые ею сборники международных коммерческих терминов «Инкотермс»?

 

9.Международное научно-техническое и производственное сотрудничество

 

Тезисы

 

Сущность международного технологического обмена. Понятие «технология». Предпосылки международного производственного и научно-технического сотрудничества. Типы стратегий инновационного развития. Экономическая целесообразность экспорта и импорта технологии. Географическая структура мирового рынка технологий. Особенности современного мирового рынка технологий.

 

Основные пути передачи технологий. Международная торговля лицензиями. Классификация лицензий. Понятие и типы франчайзинга. Преимущества и проблемы франчайзинга. Международный лизинг и его виды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.68.201 (0.013 с.)