Тема 2. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь



1. Эволюция стандартизации в систему технического нормирования и стандартизации.

2. Правовая основа технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

3. Понятие системы технического нормирования и стандартизации, ее органы и службы.

4. Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.

5. Планирование и финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь.

6. Организация государственного надзора в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

7. Информационное обеспечение и в области технического нормирования и стандартизации.

 

1. Эволюция стандартизации в систему технического нормирования и стандартизации

 

Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992г. и осуществлялось на принципах, выработанных Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ, и преемственности ранее действовавшей системы. При этом учитывались условия переходного периода экономики республики к рыночным отношениям, повышение самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, необходимость интеграции в мировую экономическую систему.

Созданная в Беларуси система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учётом того, что в республике ещё не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг. Кроме того, согласно этой системе, политика в области стандартизации определялась органами государственного управления, которые также осуществляли надзор за выполнением требований стандартов.

Вместе с тем в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе и проводимой заинтересованными сторонами на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых, признанных организаций по стандартизации. Результатом этой деятельности является принятие стандартов, соблюдение которых носит добровольный характер. Наблюдавшееся расхождение между Государственной системой стандартизации и системами стандартизации ведущих европейских стран стало существенным препятствием для вступления Республики Беларусь в ВТО, а также для продвижения отечественной продукции на мировой рынок.

Исходя из перспектив развития стандартизации в мировом масштабе, Госстандарт разработал «Концепцию развития стандартизации в Республике Беларусь», в которой были определены основные меры по переходу от ранее действовавшей системы на систему технического нормирования и стандартизации.

Техническое нормирование направлено на то, чтобы обеспечить на рынке достижение необходимого баланса между интересами потребителя и изготовителя, базирующегося на анализе риска продукции при ее использовании и обеспечении защиты потребителя от опасной продукции.

Главной целью технического нормирования является обеспечение оптимального уровня безопасности при минимальном государственном вмешательстве посредством разработки и применения сбалансированных мер на всем пути движения продукции от изготовителя к потребителю, позволяющих, с одной стороны, предотвратить появление на рынке опасной и фальсифицированной продукции, а с другой – минимизировать технические барьеры для изготовителей.

Задачей государственного регулирования в области технического нормирования является правовое регулирование отношений в области установления (разработки и утверждения), применения и исполнения обязательных технических требований.

С целью перехода на систему технического нормирования и стандартизации был разработан закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», с принятием которого белорусское законодательство в области технического нормирования и стандартизации было приведено в соответствие с положениями Соглашений ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и гармонизировано с законодательством в области стандартизации стран Европейского Союза, России и Украины.

Для исполнения вышеуказанного Закона была разработана и принята программа первоочередных мер по переходу на систему технического нормирования и стандартизации (СТН и С), а также план мероприятий по выполнению данной программы.

Таким образом, в настоящее время деятельность по стандартизации и техническому нормированию в Республике базируется на легитимной основе.

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» в совокупности с Законом «О защите прав потребителей» составляет законодательную основу проведения работ по стандартизации и техническому нормированию в Республике Беларусь.

Помимо законодательной существует нормативно-правовая база проведения работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь, включающая в себя:

– стандарты и другие документы системы технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь;

– межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 г.;

– Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское Соглашение 1958 г.);

– основополагающие стандарты и другие документы межгосударственной системы стандартизации.

Развитие технического нормирования и стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать международно-признанным правилам. На сегодняшний день основными направлениями развития экономики Республики Беларусь являются:

– эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику и включение в международную торговую систему в качестве равноправного партнера;

– развитие экспортных возможностей;

– защита национального рынка в условиях жесткой конкуренции на открытом рынке и присоединение Республики Беларусь к ВТО;

– экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений между странами СНГ.

Исходя из этого, а также из перспективных направлений развития стандартизации во всем мире, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь:

– необходимость государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования и необходимость отражения в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствования;

– трансформация общей идеи интеграции национальной экономики с европейской и мировой экономиками с целью проведения практических мероприятий по обеспечению присоединения Республики Беларусь к ВТО;

– создание условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки;

– сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства;

– опережающий характер развития науки и техники по отношению к торгово-экономическому сотрудничеству.

 

2. Правовая основа технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

Формирование национального законодательства в Республике Беларусь в области качества обусловило необходимость создания правовых основ защиты интересов потребителя и государства средствами стандартизации, метрологии и сертификации.

На рисунке 3 представлена система нормативного обеспечения в области качества в Республике Беларусь.

Эту правовую базу управления качеством в Республике Беларусь составляют:

1. ЗаконРеспублики Беларусь «О защите прав потребителей», который был утвержден 09.01.2002г. № 90-3. Основное назначение Закона – это правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями, изготовителями продукции (работ, услуг), а также предпринимателями при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном и иных договорах.

 
 


Рисунок 3. Система нормативного обеспечения в области качества в Республике Беларусь

В данном законе определены права потребителей в соответствии с нормами, установленными мировым сообществом и закрепленными в резолюции Генеральной ассамблеи ООН в 1985г., также установлены механизмы реализации прав потребителей, определена процедура восстановления нарушенных или утраченных прав, разъяснены возможности требования возмещения материального и морального вреда, причиненного потребителю изготовителями продукции (работ, услуг) или продавцами.

Основные положения Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» являются базой для разработки и принятия иных законодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей.

2. Закон Республики Беларусь "О техническом нормировании и стандартизации" от 05.01 2004г. № 262-3, основан на положениях Соглашений Всемирной торговой организации, учитывает аспекты систем технического регулирования и стандартизации России, Украины и других стран, а также Европейского Союза.

3. Закон Республики Беларусь "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации" от 05.01.2004г. № 269-3, принятый и введенный в действие в 2004 году, направлен на совершенствование механизма оценки соответствия с учетом положений Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) и международных принципов. Данный закон определяет правовые и организационные основы оценки соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении оценки соответствия.

4. Закон Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» от 05.09.1995г. № 3848-XII. Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы обеспечения единства измерений в Республике Беларусь и направлен на защиту прав и законных интересов граждан и государства от последствий неточных и неправильно выполненных измерений.

Таким образом, правовое пространство, включающее указанные законы, образует организационно-технический механизм, который дает государству возможность управлять экономикой и создает инструмент регулирования технических барьеров во внешнеэкономической деятельности.

3. Понятие системы технического нормирования и стандартизации, ее органы и службы

Система технического нормирования и стандартизации – совокупность технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, субъектов технического нормирования и стандартизации, а также правил и процедур функционирования всей системы в целом.

Органы и службы технического нормирования и стандартизации включают органы государственной власти и различные самостоятельные структурные подразделения, занимающиеся непосредственно техническим нормированием, стандартизацией, сертификацией и метрологией, образуя единую национальную систему государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации (рисунок 4).

Рисунок 4. Система государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации

в Республике Беларусь

Функции системы государственного регулирования и управления в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь:

– государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации;

– планирование и финансирование работ в области технического нормирования и стандартизации;

– государственный надзор в области технического нормирования и стандартизации;

– создание системы технического нормирования и стандартизации.

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации включает:

· определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

· формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

· установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

· координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

· утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

· установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;

· установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов

4. Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации.

 

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с законодательством осуществляется:

– Президентом Республики Беларусь;

– Советом Министров Республики Беларусь;

– Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь;

– Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь;

– государственными органами Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь осуществляет государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь.

В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни, здоровью и наследственности граждан, имуществу и окружающей среде, Президент Республики Беларусь может принять решение о разработке и введении в действие технического регламента в особом порядке без уведомления о его разработке и без публичного обсуждения.

Совет Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации обеспечивает проведение единой государственной политики:

- обеспечивает создание и функционирование Системы технического нормирования и стандартизации;

- утверждает программы разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

- устанавливает порядок разработки, утверждения (принятия), государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, применения, официального издания технических регламентов, уведомления и опубликования информации о них, в том числе технических регламентов в отношении оборонной продукции;

- утверждает (принимает) технические регламенты;

- устанавливает порядок государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и требования, предъявляемые к государственным инспекторам, осуществляющим государственный надзор за соблюдением технических регламентов;

- дает официальные толкования по вопросам применения технических регламентов;

- устанавливает порядок создания и ведения Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, а также правила пользования этим фондом;

- осуществляет иные полномочия в области технического нормирования и стандартизации.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 17 апреля 1992г., был образован Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт), на который было возложено «осуществление руководства стандартизацией, метрологией и сертификацией; обеспечение единства измерений, создание и ведение национальных эталонов единиц физических величин; взаимодействие по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации с уполномоченными органами других стран, международными и региональными организациями; осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий, за состоянием и применением измерительной техники».

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации занимается следующим:

- осуществляет реализацию единой государственной политики;

- осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов;

- устанавливает порядок разработки, утверждения (принятия), государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены и уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

- утверждает (принимает), вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);

- осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию);

- определяет виды продукции (услуг), технические условия на которые не проходят государственную регистрацию;

- осуществляет официальное издание государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);

- опубликовывает информацию о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях;

- организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены;

- осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям);

- применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим законом и иными актами законодательства;

- участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации (кроме стандартизации в области архитектуры и строительства);

- дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных (принятых);

- утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитетах (кроме технических комитетов по стандартизации в области архитектуры и строительства);

- предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответствия государственным стандартам;

- создает и ведет Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

В последнее время одним из важнейших направлений деятельности Госстандарта являлось международное и региональное сотрудничество. Госстандарт состоит из следующие отделов:

– стандартизации;

– метрологии и радиометрического контроля;

– сертификации;

– государственного надзора за стандартами;

– экономики, финансов и бухгалтерского учета;

– организационно-правовой работы и кадров;

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации по вопросам архитектуры, градостроительства и строительства:

- осуществляет реализацию единой государственной политики;

- координирует разработку технических регламентов и государственных стандартов;

- организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов в целях их обновления или отмены;

- утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения;

- осуществляет официальное издание государственных стандартов;

- осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов;

- применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства;

- участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации;

- дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных;

- утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитет.

5. Планирование и финансирование работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь.

 

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь с учетом государственных приоритетов, предложений заинтересованных субъектов ежегодно формирует проект программы разработки технических регламентов и связанных с ними государственных стандартов и представляют его на утверждение в Совет Министров Республики Беларусь в установленные им сроки.

Программа публикуется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Источниками финансирования работ по техническому нормированию и стандартизации являются средства республиканского и местных бюджетов, заинтересованных юридических и физических лиц, а также иные не запрещенные законодательством источники.

За счет средств республиканского бюджета финансируются расходы на:

- разработку технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

- подготовку и опубликование официальной информации об утвержденных (принятых) технических регламентах, технических кодексах и государственных стандартах;

- уплату взносов международным и межгосударственным (региональным) организациям по стандартизации;

- создание и ведение Национального фонда технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

- осуществление государственного надзора за соблюдением технических регламентов;

- иные работы по техническому нормированию и стандартизации, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.

6. Организация государственного надзора в области технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь.

 

Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется следующими органами:

- Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь,

- Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь,

- иными республиканскими органами государственного управления, уполномоченными на проведение государственного надзора в Республике Беларусь (далее – органы государственного надзора).

Государственный надзор за выполнением требований регламентов относится к одному из основных направлений деятельности Госстандарта.

Главной целью государственного надзора является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охрана окружающей среды, техническая и информационная совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов контроля и маркировки, защита прав потребителей и интересов государства.

Эффективный государственный надзор является одним из действенных средств укрепления государственной дисциплины в области стандартизации, метрологии и сертификации, а также качества продукции.

На современном этапе государственный контроль приобретает социально-экономическую ориентацию, поскольку основные его усилия направлены на проверку строгого соблюдения всеми хозяйственными субъектами обязательных норм и правил, обеспечивающих интересы и права потребителя, защиту здоровья и имущества людей и окружающей среды. Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования регламентов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой.

Прочие органы государственного надзора в области технического нормирования и стандартизации:

· Минздрав - продукция, являющаяся источником вредных факторов (шум, вибрация, ультразвук, электромагнитные поля, рентгеновское, лазерное излучение и др.); продукция, предназначенная для контакта с пищевыми продуктами; все виды продукции для детей; косметические и парфюмерные средства; пищевая продукция и т.д.

· Комитет по инспекции труда при Министерстве труда – продукция производственно-технического назначения (станки. машины и т.д); спецодежда

· Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям – оборудование для взрывоопасных химических, нефтехимических производств, для взрывоопасных производств по хранению и переработке зерна, подъемные сооружения, сосуда работающие под давлением, промышленные взрывчатые материалы и пиротехнические изделия и др.

· НИИ пожарной безопасности и чрезвычайных ситуаций Министерства по чрезвычайным ситуациям – пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, электротехнические изделия, бытовые электроприборы, строительные конструкции, ковровые покрытия, игрушки и др.

· Главное управление ветеринарии Минсельхозпрода – продукты животного происхождения (мясо, молоко, яйца); кормы для животных; биологические препараты для животных, ветеринарные препараты.

· Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием и машин и оборудования Минсельхозпрода – тракторы, автомобили, комбайны, дорожно-строительные машины и др.

· Белорусская государственная инспекция по электросвязи устройства, эксплуатируемые в жилых домах; электротранспорт, устройства, содержащие двигатели внутреннего сгорания, телевизионные и радиовещательные приемники и др.

· Государственный комитет по энергосбережению и энергетическому надзору - строительные материалы и изделия (кирпич, панели, окна, витрины); котельные установки, средства измерений расхода и регулирования подачи топлива, тепла и электрической энергии и др.

· Управление ГАИ МВД – технические средства для организации дорожного движения (дорожные знаки, элементы светофорного регулирования, дорожные ограждения); контрольные и измерительные приборы дорожного движения, автотранспортные средства

· Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды – материалы, вещества, оборудование, транспорт, которые могут оказать вредное воздействие на окружающую среду.

· Министерство архитектуры и строительства – фасадные краски.

Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации. Субъекты хозяйственной деятельности обязаны не препятствовать, а оказывать содействие государственным инспекторам во всех их действиях, составляющих процедуру госнадзора: свободный доступ в служебные производственные помещения, привлечение к работе специалистов и имеющихся на предприятии технических средств, отбор проб и образцов и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями.

Государственный надзор за соблюдением технических регламентов осуществляется уполномоченными должностными лицами органов государственного надзора (далее – государственные инспекторы).

Государственные инспекторы имеют право:

– свободного доступа в служебные и производственные помещения юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, подлежащих проверке;

– получать от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;

– привлекать по согласованию с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями их специалистов и использовать технические средства для осуществления государственного надзора;

–проводить в установленном порядке отбор проб и образцов продукции для определения ее соответствия требованиям технических регламентов. Стоимость израсходованных проб и образцов, а также затраты на проведение испытаний относятся на издержки производства (обращения) проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь;

– выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований технических регламентов, а также причин, вызвавших эти нарушения;

– выдавать юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям предписания о запрете передачи продукции, выполнения процессов ее эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оказания услуг, не соответствующих техническим регламентам;

– применять в установленном порядке другие меры воздействия, предусмотренные актами законодательства.

По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, а проведенные проверки заканчиваются составлением акта.

Акт проверки – весьма важный документ, так как на его основании госнадзор выдает проверяемому субъекту предписания или постановления о применении мер воздействия за нарушения, обнаруженные в ходе контрольных проверок.

Ежегодно органами государственного надзора за стандартами проводится около 4500 проверок, охватывается контролем более 10 тысяч наименований продукции.

 

7. Информационное обеспечение в области технического нормирования и стандартизации.

 

Информационное обеспечение является необходимым условием применения и соблюдения требований технических нормативных правовых актов. Для доступности пользователям информации по техническим нормативным правовым актам Госстандарт публикует следующую официальную информацию:

– каталоги технических нормативных правовых актов;

– каталоги технических условий;

– информационные указатели стандартов (ИУС) и технических условий (ИУТУ);

– непосредственно технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (СТБ, ТУ, и др.).

Совокупность технических нормативных правовых актов на бумажных и магнитных носителях, включая все официально утвержденные и изданные или их достоверные копии составляют Национальный фонд технических нормативных правовых актов (НФ ТНПА). НФ образован в 1996 г. Правила ведения фонда установлены в РД РБ0410.46-97. Структура НФ ТНПА представлена на рисунке 5.

 

 

 
 

Основными задачами НФ ТНПА являются:

– всемерное содействие всем организациям и предприятиям в активном применении в своей деятельности ТНПА по стандартизации;

– оперативное информирование субъектов хозяйствования о наличии, разработке, пересмотре, отмене ТНПА;

В настоящее время в НФ находятся: ТКП, СТБ, ГОСТ Р, ГОСТ, стандарты ИСО и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.092 с.)