Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Международное сотрудничество Республики БеларусьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В области стандартизации 1. Роль стандартизации в развитии мировой экономики, международной специализации и кооперирования в области товарного производства и услуг. 2. Участие Беларуси в деятельности Международной организации по стандартизации (ИСО). Цели, задачи и сферы деятельности Международной организации по стандартизации. Объекты стандартизации ИСО. 3. Международная электротехническая комиссия (МЭК): цели, задачи и сфера деятельности, ее структура, объекты стандартизации. 4. Разработка международных стандартов ИСО/МЭК. 5. Деятельность других международных организаций в области стандартизации. Межгосударственная стандартизация, ее цели, задачи, принципы. 6. Региональные организации по стандартизации. 1. Роль стандартизации в развитии мировой экономики, международной специализации и кооперирования в области товарного производства и услуг. Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в области стандартизации содействует, прежде всего, развитию экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке. Госстандарт как национальный орган по стандартизации представляет интересы Республики Беларусь в международных и региональных организациях по стандартизации: · Международной организации по стандартизации (ИСО); · Евро-Азиатском совете по стандартизации, метрологии и сертификации; · Европейской Экономической Комиссии ООН. Госстандарт представляет интересы республики в Международной электротехнической комиссии (МЭК) как Национальный комитет МЭК Республики Беларусь. Министерства и органы государственного управления представляют интересы Республики Беларусь в других международных и региональных организациях по стандартизации: Министерство связи – в Международном союзе электросвязи, Министерство здравоохранения - в Комиссии "Кодекс Алиментариус" ФАО/ВОЗ, Государственный комитет по авиации – в ИКАО и др. Участие в международном сотрудничестве в области стандартизации направлено, прежде всего, на максимальное применение международных и региональных стандартов с целью ликвидации технических барьеров в торговле, а также защиты интересов Республики Беларусь при разработке собственных стандартов. Важным направлением является расширение двустороннего сотрудничества с национальными организациями по стандартизации промышленно развитых стран. Госстандарт Беларуси, являясь национальным органом по стандартизации, стремится расширить свое участие в развитии международного сотрудничества в области стандартизации. Важным моментом для решения экономических и социальных задач страны, успешного продолжения реформ может стать участие Беларуси во Всемирной торговой организации (бывшей ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Интеграция экономики Беларуси в эту международную организацию, включающую более 100 стран мира, несмотря на имеющиеся сложности в приведении национальных законодательных актов и нормативных документов в соответствие с требованиями ВТО, отвечает долгосрочным интересам нашей страны. Таким образом, развитие системы стандартизации в Беларуси идет по пути устранения технических барьеров в торговле (для отечественной и импортной продукции), посредством согласования государственных стандартов Беларуси с национальными стандартами других стран. Следует отметить, что процесс прямого применения международных стандартов в качестве государственных стандартов Республики Беларусь в дальнейшем будет расширятся, а его роль возрастать. 2. Участие Беларуси в деятельности Международной организации по стандартизации (ИСО). Цели, задачи и сферы деятельности Международной организации по стандартизации. Объекты стандартизации ИСО. Международная организация по стандартизации создана в 1946г. 25 национальными организациями по стандартизации. Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии. Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. При этом в круг компетенции ИСО входит: o принятие мер, направленных на упрощения, совершенствование методов согласования стандартов во всех областях их применения в мировом масштабе; o разработка, принятие международных стандартов, их информационное обеспечение; o организация внутренних информационных потоков; o налаживание сотрудничества с другими международными организациями для совместного решения смежных вопросов. Основные объекты стандартизации и количество стандартов (в % от общего числа) характеризуют обширный диапазон интересов организации: Машиностроение – 29; химия – 13; неметаллические материалы – 12; руды и металлы – 9; информационная техника – 8; сельское хозяйство – 8; строительство – 4; специальная техника – 3; охрана здоровья и медицина – 3; основополагающие стандарты – 3; окружающая среда – 3; упаковка и транспортировка товаров – 2. Остальные стандарты относятся к здравоохранению и медицине, охране окружающей среды, другим техническим областям. Вопросы информационной технологии, микропроцессорной техники и т. п. – это объекты совместных разработок ИСО и МЭК. На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран, представленные своими национальными организациями по стандартизации. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме них членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент также введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 22) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы имеют возможность быть в курсе международной стандартизации. Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи деятельностью организации руководит Совет во главе с президентом ИСО. Рассмотрением и подготовкой решений по конкретным вопросам занимаются постоянные и временные комитеты Совета. СтандартыИСО – наиболее широко используемые во всем мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматривается и принимается вновь 500–600 стандартов, которые представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции (услугам), что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира. Во многом это объясняется ответственным отношением технических комитетов к достижению консенсуса по техническим вопросам, за что несут личную ответственность председатели ТК. Кроме принципа консенсуса при голосовании по проекту международного стандарта ИСО впредь намерена обеспечивать еще и обязательную прозрачность правил разработки стандартов, понятных всем заинтересованным сторонам. 3. Международная электротехническая комиссия (МЭК): цели, задачи и сфера деятельности, ее структура, объекты стандартизации.
Международная электротехническая комиссия создана в 1906г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой организации. Основная цель организации, которая определена ее Уставом - содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электро– и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Принципиальное различие между ИСО и МЭК в том, что в компетенцию МЭК отнесены строго определенные направления электротехники, электроники и телекоммуникации, ряд примыкающих процессов промышленного производства. Основные объекты стандартизации МЭК: – материалы для электротехнической промышленности, – электротехническое оборудование производственного назначения (двигатели, светотехническое оборудование, кабель и др.); – электроэнергетическое оборудование (паровые и гидравлические турбины, линии электропередач, генераторы, трансформаторы); – изделия электронной промышленности (интегральные схемы, микропроцессоры, т.д.); – электронное оборудование бытового и производственного назначения; – электроинструменты; оборудование для спутников связи; терминология. В сферу деятельности МЭК входят: травмоопасность, опасность поражения электротоком, пожароопасность, взрывоопасность, хим. опасность, биологическая опасность, опасность излучений оборудования (звуковых, инфракрасных, ультрафиолетовых, радиационных и т.д.). Большинство стран-членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации, в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.). Представительство каждой страны в МЭК облечено в форму национального комитета. Членами МЭК являются более 40 национальных комитетов, представляющих 80% населения Земли. Официальные языки МЭК - английский, французский и русский. МЭК принято более 4400 международных стандартов. По содержанию стандарты отличаются от стандартов ИСО большей конкретикой, т.к. связаны с вопросами безопасности. Кроме стандартизации МЭК занимается сертификацией изделий по своему профилю деятельности. 4. Разработка международных стандартов ИСО/МЭК. Международные стандарты являются важнейшими техническими нормативными правовыми актами, т.к. устраняют технические барьеры в международной торговле, устанавливают современный технический уровень продукции и услуг, аккумулируют в себе мировой научно-технический опыт. Международные стандарты основаны на следующих принципах: - возможность использования для всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг; - достижение консенсуса при разработке международных стандартов; - обеспечение единства технического нормирования и стандартизации и технического прогресса. Разработку большинства международных стандартов осуществляют Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК). Разработка международных стандартов ИСО/МЭК проводится на основе совместно принятых в 1989г. директив по технической разработке ИСО/МЭК. Официальными языками международных стандартов ИСО/МЭК являются английский, французский, русский. Разработкой стандартов занимаются технические комитеты, технические подкомитеты и технические рабочие группы. Непосредственно работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК), которые могут учреждать технические комитеты и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности. Ведение всех секретариатов ТК и ТП обеспечивают комитеты-члены, в том числе и за Республикой Беларусь и Россией закреплено 10 ТК и 31 ПК. Кроме ведения секретариатов заинтересованные комитеты-члены могут быть аккредитивными членами любого ТК или ПК, а также наблюдателями. Для перового случая в ИСО существует статус члена Р, для второго – статус члена О. Республика Беларусь вместе с Россией - активный член в!;% ТК, а наблюдатель в – 16 ТК. Основной принцип разработки стандартов состоит в том, чтобы содержание стандартов было понятно изложено и исключалась возможность различных толкований. Разработка международных стандартов включает следующие этапы: 1. предложение – разработка предложений по новому проекту на основании заявки заинтересованной стороны, которая может быть или не быть членом данной организации; 2. подготовка – составление рабочего проекта и достижение по нему консенсуса; 3. утверждение – проект технического комитета направляется на утверждение и регистрацию; 4. опубликование – издание и рассылка международного стандарта. Данная схема применяется, если разрабатывается абсолютно новый стандарт и не имеется прототипа. В противном случае используются упрощенные схемы. Продолжительность разработки международных стандартов утверждена Советом ИСО и составляет 9 месяцев. Международные стандарты применяются в том виде, в котором они изданы ИСО и МЭК. В соответствии с решениями ИСО международные стандарты разделены на восемь групп: · основополагающий стандарт – стандарт, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения для определенной области; · стандарт терминов и определений – стандарт, распространяющий термины и определения; к терминам, как правило, даются определения, а в некоторых случаях примечания, иллюстрации, примеры и т.п.; · стандарт методов испытаний – стандарт, устанавливающий методы испытаний, иногда дополненный другими положениями, в частности отбора проб, порядка проведения испытаний; · стандарт на продукцию – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции для обеспечения ее соответствия назначению; · стандарт на процесс – стандарт, устанавливающий требования, которым процесс должен удовлетворять с тем, чтобы обеспечить соответствие процесса ее назначению; · стандарт на услугу – стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять обеспечить соответствие услуги своему назначению; · стандарт на совместимость – стандарт, устанавливающий требования в части совместимости продукции или систем в местах их сочленения; · стандарт с открытыми значениями (неиндефицирующий стандарт) – стандарт, содержащий перечень характеристик, для которых должны быть указаны значения или другие данные для конкретизации продукции, процесса или услуги. В разработке международных стандартов ИСО участвуют свыше 30 тысяч экспертов из разных стран мира. ИСО пользуется мировым авторитетом как честная и беспристрастная организация и имеет высокий статус среди крупнейших международных организаций. Стандарты ИСО – наиболее широко используемые во всем мире, их более 10 тысяч, причем ежегодно пересматриваются и принимаются вновь 500-600 стандартов. Стандарты ИСО представляют собой тщательно отработанный вариант технических требований к продукции и услугам, что значительно облегчает обмен товарами, услугами и идеями между всеми странами мира. ИСО поддерживает постоянные рабочие отношения с региональными организациями по стандартизации. Практически члены таких организаций одновременно являются членами ИСО. Поэтому при разработке региональных стандартов за основу принимаются стандарты ИСО нередко еще на стадии проекта. 5. Деятельность других международных организаций в области стандартизации. Европейская экономическая комиссия ООН - это орган ЭКОСОС ООН (Экономического и социального совета ООН). Она создана в 1947г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951г. ЭКОСОС ООН принял решение о продлении полномочий ЕЭК на неопределенное время, определив основные направления ее деятельности как развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН. Кроме государств-членов ЕЭК (а их около 40), в ее работе в качестве наблюдателей или консультантов могут участвовать любые страны–члены ООН. Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области. ЕЭК ООН при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает «Перечень ЕЭК ООН по стандартизации», определяющий приоритеты в этой области. Цель этого издания - помочь правительствам стран-членов ЕЭК в решении проблем национальной стандартизации, а также ускорить международную стандартизацию в приоритетных областях и скоординировать усилия всех стран, занятых вопросами стандартизации. В связи с этим ЕЭК признает необходимым: – содействие внедрению международных стандартов; – использование единообразной терминологии; – устранение технических барьеров в торговле на основе международных стандартов; – установление тесных контактов между организациями, разрабатывающими международные стандарты на один и тот же товар (услугу); – унификацию оформления международных и региональных стандартов в целом или по отдельным элементам, что, по мнению экспертов ЕЭК, должно служить ускорению их внедрения. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Основана в 1945г. как межправительственная специализированная организация ООН. Членами ее состоят около 160 государств. Цель организации согласно Уставу – содействие подъему всеобщего благосостояния путем индивидуальных и совместных действий по поднятию уровня питания и жизни народов, увеличению эффективности производства и распределению продовольственных и сельскохозяйственных продуктов, улучшению условий жизни сельского населения, что в целом должно содействовать развитию мировой экономики. Всемирная организация здравоохранения. Создана в 1948г. по инициативе Экономического и социального совета ООН и является специализированным учреждением ООН. Цель ВОЗ, которая определена ее Уставом – достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (здоровье трактуется как совокупность полного физического, душевного и социального благосостояния). Среди широкого круга проблем, которыми занимается ВОЗ, основное внимание уделяется развитию служб здравоохранения, профилактике болезней и борьбе с ними, созданию широкого круга кадров здравоохранения, оздоровлению окружающей среды. Очевидно, что многие проблемы ВОЗ связаны со стандартизацией, чем и занимаются ее подразделения: отделение здоровья и окружающей среды; отделение защиты здоровья; отделение фармакологии и токсикологии. ВОЗ имеет консультативный статус в ИСО и принимает участие в работе более чем 40 технических комитетов. Всемирная торговая организация. Эта организация существует с 1 января 1995 г. и является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Она является единственной международной организацией, занимающейся вопросами международной торговли. Наряду с Международным валютным фондом и Всемирным банком ВТО принадлежит к трем «китам», на которых сегодня держится мировое хозяйство. Цель ВТО: Создание интегрированной и устойчивой торговой многосторонней системы на основе ГАТТ с учетом достижения Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Главная задача ВТО: либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении импортных пошлин,устранения различных не тарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами. Основополагающие правила и принципы ВТО: – предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационных условиях; – взаимное предоставление национального режима торговли товарами и услугами иностранного происхождения; – регулирование торговли преимущественно тарифными методами; – отказ от использования количественного ограничения; – “прозрачность” торговой политики; – разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров. В настоящее время в ВТО входит 146 стран, а около 30 государств, в том числе и Беларусь, находятся в стадии присоединения. Процедура вступления в организацию, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединившихся стран, этот процесс занимает несколько лет. В 1995г. Республикой Беларусь был представлен в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме, который положил начало процедуре вступления Беларуси в эту организацию. Одним из основных условий присоединения нашей республики к ВТО является создание новой системы технического нормирования и стандартизации, а для этого необходимо владение международной практикой в области стандартизации, которая определена в основополагающих документах ВТО – Соглашении по техническим барьерам в торговле и Соглашении по санитарным и фитосанитарным мерам. Исходя из перспектив развития стандартизации в мировом масштабе, Госстандартом были выработаны основные мероприятия по созданию системы технического нормирования и стандартизации, переход к которой станет для нашей республики значительным шагом в мировую экономику и торговлю, и непосредственно во Всемирную торговую организацию. Перспективы вступления Беларуси в ВТО реальны. Более того, другого пути просто не может быть. Республика Беларусь не должна остаться в стороне от глобализации. Она имеет открытую экономику, а это значит, что ей просто необходим выход на мировой рынок. 6. Межгосударственная стандартизация, ее цели, задачи, принципы.
В марте 1992г. главами правительств стран-участниц СНГ было подписано Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. Стороны, подписавшие это соглашение: – признают действующие стандарты «ГОСТ» в качестве межгосударственных; – сохраняют аббревиатуру «ГОСТ» за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, предусматривая гармонизацию их требований с международными, региональными и передовыми национальными; – осуществляют работу по сертификации на основе общих организационно-методических положений через создаваемые правительствами национальные органы по сертификации; – признают существующие государственные эталоны единиц физических величин в качестве межгосударственных. Государства участники соглашения договорились проводить согласованную политику по: · принятию общих правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации, представляющих межгосударственный интерес; · установлению единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих безопасность для жизни и здоровья граждан, охрану окружающей среды, взаимозаменяемость и совместимость, а также единые методы испытаний; · стандартизации общетехнических требований, представляющих межгосударственный интерес; · организации ведения и развития классификаторов технико-экономической информации и систем кодирования; · установлению единиц физических величин допускаемых к применению государствами-участниками соглашения; · ведению межгосударственной службы времени и частоты, информационных фондов средств измерений, стандартных образцов; · ведению и развитию эталонной базы и системы передачи размеров единиц физических величин; · формированию, хранению и ведению фонда межгосударственных стандартов, международных, региональных и национальных стандартов других государств, обеспечению участников соглашения этими стандартами; · взаимному признанию аккредитованных испытательных, поверочных лабораторий, органов по сертификации, а также сертификатов соответствия на продукцию и системы обеспечения качества; · изданию, переизданию и распространению межгосударственных стандартов; · координации программ подготовки и повышению квалификации кадров; · международному сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и сертификации. · Каждая страна имеет право вступления и свободного выхода из состава участников соглашения. Основными целями межгосударственной стандартизации являются: – защита интересов потребителей и каждого государства-участника соглашения в вопросах качества продукции, услуг и процессов, обеспечивающих безопасность; – обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции и других требований, представляющих межгосударственный интерес; – содействие экономии всех видов ресурсов и улучшение экономических показателей производства государств-участников соглашения; – устранение технических барьеров в торговле, содействие повышению конкурентоспособности продукции на мировых рынках и эффективному участию государств в международном сотрудничестве; – содействие повышению безопасности хозяйственных объектов при возникновении природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Основные принципы межгосударственной стандартизации: – взаимное стремление всех заинтересованных государств-участников соглашения к достижению согласия по обеспечению качества взаимопоставляемой продукции; – целесообразность разработки межгосударственных стандартов, учитывающих социальную, экономическую, техническую необходимость и приемлемость для применения в государствах-участниках соглашения; – обеспечение гармонизации межгосударственных стандартов с международными и региональными; – пригодность межгосударственных стандартов для целей сертификации продукции и услуг; – комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов; – обеспечение соответствия межгосударственных стандартов современным достижениям науки и техники, передового опыта. Категории документов по межгосударственной стандартизации: · межгосударственные стандарты ГОСТ – стандарты, принятые МГС или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве; · правила; · рекомендации. Для выработки согласованной политики, определения основных направлений деятельности в области стандартизации, метрологии и сертификации и координирования вопросов финансирования в этой сфере и был создан Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). МГС состоит из полномочных представителей – руководителей национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации, которые от имени государства наделяются правом быть членом МГС и полномочиями необходимыми для выполнения функций. МГС выполняет следующие функции: – выработка и согласование приоритетных направлений и форм совместной деятельности; – принятие научно-исследовательских работ, научно-технических программ и планов; – принятие межгосударственных стандартов; – рассмотрение и согласование смет затрат для выполнения целевых программ. Члены МГС: – участвуют в заседаниях МГС с правом решающего голоса; – инициируют обсуждение различных вопросов межгосударственного сотрудничества; – информируют МГС о позиции своих государств по конкретным вопросам межгосударственного сотрудничества; – обмениваются информацией о деятельности национальных органов по стандартизации; – получают информацию о заседаниях МГС, текущей деятельности технического секретариата. Принятые МГС решения по принципиальным вопросам являются обязательными для всех национальных органов, которые издают постановления об их введении на территории государства. МГС проводит заседания не реже 1 раза в полугодие. Внеочередное созывается по инициативе одного или нескольких членов МГС, если их поддержало не менее половины членов (поочередно в каждой из стран). В заседаниях, кроме членов МГС, могут принимать участие и другие представители государств без права решающего голоса. Функции председателя на заседаниях МГС осуществляет поочередно каждый его член, представляющий государство, на территории которого проводится заседание. Председатель организует работу МГС между его заседаниями, координирует работу технического секретариата (ТС), представляет МГС как региональную организацию по стандартизации в международных организациях по стандартизации. Процедурные вопросы решаются большинством голосов. Решение по конкретным межгосударственным программам, техническим проектам и формам сотрудничества принимается на основе консенсуса. Между заседаниями МГС решение можно принимать голосованием путем переписки. Голосование путем переписки осуществляется для определения позиций члена МГС по новым проблемам, темам плана межгосударственной стандартизации, по проектам межгосударственных документов (принятие, пересмотр, изменение, отмена и продление срока действия). Результаты голосования путем переписки обобщаются ТС и доводятся до сведения всех членов МГС. Решение считается принятым, если за него подано большинство голосов. Технический секретариат является постоянно действующим рабочим органом МГС, находится в Минске. Официальный язык – русский. ТС является юридическим лицом, имеет расчетный счет и печать. Финансирование его расходов осуществляется за счет ежегодных взносов государств. ТС проводит организационно-техническую подготовку и заседания МГС, а также выполняет текущую работу. МГС может создавать и другие рабочие и вспомогательные органы как на постоянной, так и на временной основе: – межгосударственные технические комитеты по стандартизации; – рабочие комиссии и группы. Они формируются из членов МГС и специалистов-экспертов государств-участников соглашения. Разработка межгосударственного стандарта осуществляется в следующем порядке: – организация разработки стандарта; – разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка его на отзыв; – разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка на рассмотрение и голосование; – принятие и регистрация стандарта. Государство-разработчик может ввести дополнительные (предшествующие 2-й) стадии разработки стандарта. Разработка «ГОСТ» осуществляется в соответствии с Программой работ по межгосударственной стандартизации. Программа разрабатывается на три года и является постоянно действующим в этот период документом, содержащим перечень проводящихся в настоящее время и намеченных к выполнению работ по межгосударственной стандартизации. Межгосударственные стандарты применяют в качестве государственных в странах, чьи национальные органы приняли стандарт (присоединились к нему) в порядке, установленном этими национальными органами. При этом применение ГОСТа осуществляется непосредственно, без переоформления в государственный стандарт. На территории Беларуси введение в действие ГОСТа осуществляется организационно-распорядительным документом Госстандарта после регистрации и получения экземпляра стандарта пригодного к тиражированию. При этом Госстандарт устанавливает для каждого стандарта дату введения его в действие. При издании в Беларуси межгосударственного стандарта на 2-й странице титульного листа в предисловии указывают информацию, каким документом и когда вводится данный стандарт на территории. Информация о введении в действие ГОСТа публикуется в ИУС Беларуси. Национальный орган по стандартизации вправе прекратить применение ГОСТа в одностороннем порядке в следующих случаях: – при возникновении противоречий между установленными в данном стандарте требованиями, положениями законодательных актов этого государства; – при несоответствии установленных в данном стандарте требований потребностям национальной экономики и безопасности; – при несогласии с содержанием изменений, внесенных в данный стандарт или с содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего. Госстандарт прекращает действие ГОСТа организационно-распорядительным документом. Информация о прекращении применения ГОСТа публикуется в ИУС Беларуси. 7. Региональные организации по стандартизации.
К целям европейской стандартизации относятся: · согласованность национальных стандартов в странах—участницах ЕС; · единое принятие странами—участницами ЕС международных стандартов; · разработка единых европейских стандартов в областях, где не приняты международные стандарты. Вопросы стандартизации в рамках ЕС решаются равноправными европейскими организациями по стандартизации, различающимися областями деятельности: – CEN (Comite europeen de normalisation) — Европейский комитет по стандартизации; – CENELEC (Comite europeen de normalisation en electro-technique) — Европейский комитет по стандартизации в электротехнике. Согласно бельгийскому или французскому праву европейские организации по стандартизации, как и соответствующие международные организации по стандартизации, являются гражданско-правовыми объединениями. Каждая страна имеет только одного официального представителя, который выражает интересы этой страны в области стандартизации. При согласовании на европейском уровне (особенно при принятии европейских стандартов) представители стран имеют голоса, взвешенные в соответствии с экономическим уровнем развития их стран. Европейский комитет по стандартизации (СЕН) Европейский комитет по стандартизации (до 1970г. - Европейский комитет по координации стандартов) существует с 1961г. Членами СЕН состоят национальные организации по стандартизации 18 европейских государств: Австрии, Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Германии, Испании, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, ФРГ, Франции, Швеции, Швейцарии. Это закрытая организация, куда до 1992г. входили только члены ЕС и ЕАСТ (кроме Лихтейнштейна, не имеющего национальной организации по стандартизации). По решению Генеральной ассамблеи СЕН создана новая категория членства - ассоциативный член. Ассоциативным членом может быть любая общественная, научная, экономическая или другая организация страны-члена СЕН, чей статус определяется национальным или европейским законодательством. Ассоциативные члены обязаны способствовать достижению целей СЕН, содействовать процессу стандартизации, принимать участие в обсуждениях проектов стандартов (до принятия решения), но они не имеют права голоса. Процесс стандартизации на европейском уровне СЕН включает планирование, разработку и принятие стандарта на основе консенсуса всех заинтересованных сторон. При планировании работ по стандартизации учитываются предложения, поступающие от национальных организаций; европейских организаций (чаще всего по линии ЕАСТ); ассоциативных органов (АО); европейских торговых ассоциаций. Подготовка проекта стандарта возложена на соответствующий технический комитет, который утверждает первоначальный проект (на трех официальных языках), а после регистрации его в Центральном секретариате документ становится официальным проектом европейского стандарта. В ряде случаев подготовка проекта стандарта проводится в рамках ИСО, причем руководителем проекта назначается представитель европейской страны-члена ЕС. Основная цель СЕН - содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандарт
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.19 (0.015 с.) |