От тотального контроля к тотальному менеджменту, ориентированному на качество. Запад 70-80-х годов - Россия в ближайшие годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От тотального контроля к тотальному менеджменту, ориентированному на качество. Запад 70-80-х годов - Россия в ближайшие годы



В 70-е и 80-е годы начался переход от тотального управления качеством к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появились стандарты ISO 9000 (1987 год), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества.

TQM - это еще и управление целями и самими требованиями. В TQM включается также и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, гарантирующих уверенность потребителя в качестве продукции. Это иллюстрирует.

В TQM существенно возрастает роль человека и, следовательно, большое значение придается обучению персонала.

Мотивация достигает состояния, когда люди настолько увлечены работой, что отказываются от части отпуска, задерживаются на работе, продолжают работать и дома. Появился новый тип работников - трудоголики.

Обучение становится тотальным и непрерывным, сопровождающим работников в течение всей их трудовой деятельности. Существенно меняются формы обучения, становясь все более активными. Так, используются деловые игры, специальные тесты, компьютерные методы и т. п.

Обучение превращается в часть мотивации, ибо хорошо обученный специалист увереннее чувствует себя в коллективе, способен взять на себя роль лидера, имеет преимущества в карьере. Разрабатываются и используются специальные приемы развития творческих способностей ратников.

Во взаимоотношения поставщиков и потребителей весьма основательно включилась сертификация систем качества на соответствие стандартам ISO 9000. В результате характер их взаимоотношений стал более открытым и доверительным. Потребители стали более активно использовать методы оценки поставщиков, публиковать их рейтинги, стремиться работать только с одним поставщиком того или иного вида продукции (естественно, самым лучшим).

Пятая "звезда"

Учет требований охраны окружающей среды. Запад 90-х годов - Россия в следующем тысячелетии

В 90-е годы усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ISO 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.

Одним из условий разработки и производства качественных, безопасных и конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках продукции и услуг является создание и сертификация систем менеджмента качества на предприятиях. Наличие этих систем зачастую является необходимым условием при поставке продукции, проведении тендеров, заключении договоров, а также механизмом совершенствования деятельности организации в целом.

Характерной особенностью сегодняшнего дня является распространение системного подхода не только на менеджмент качества, но и на различные аспекты деятельности организации – экологию, охрану труда, социальную ответственность и др.

С каждым годом белорусские предприятия и организации все активнее вовлекаются в процесс внедрения и сертификации всех вышеназванных систем.

По состоянию на 01.09.2010 г. в Республике Беларусь сертифицировано:

· 2195 системы менеджмента качества по международному стандарту ИСО 9001;

· 224 систем управления окружающей средой по международному стандарту ИСО 14001;

· 208 системы управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР);

· 13 систем управления безопасностью пищевых продуктов по международному стандарту ИСО 22000

· 388 систем управления охраной труда.

В современных условиях острая конкурентная борьба изготовителей товаров и услуг, рост цен на энергетические и сырьевые ресурсы стимулируют процесс непрерывного совершенствования деятельности. С учетом этого в Государственной программе «Качество» на 2007-2010 годы предусматривается проведение работ по внедрению и сертификации на предприятиях республики систем управления по международным стандартам в области автомобилестроения (ИСО/ТУ 16949), нефтедобывающей, нефтехимической и газовой промышленности (ИСО/ТУ 29001), медицинских изделий (ИСО 13485), программного обеспечения (ИСО/МЭК 90003), телекоммуникаций (TL 9000), а также методическому, консультационному и кадровому обеспечению этих процессов.

Возрастает актуальность внедрения интегрированных систем, объединяющих системы менеджмента качества, экологии и охраны труда. Внедряя их, предприятия получают реальные конкурентные преимущества, одним из которых является возможность правильно определять и корректировать свою стратегию и приоритеты развития, ресурсы, обновлять технологические схемы работы, принимать эффективные управленческие решения.

Будут также разработаны рекомендации по внедрению международного стандарта на системы менеджмента качества ИСО серии 9000 версии 2008 года. Республика Беларусь – активный участник данного процесса уже на этапе разработки проекта. Наши представители принимали участие в специальной программе ИСО по его обсуждению и ими было направлено консолидированное мнение. Такая работа позволяет оценить степень готовности организаций к внедрению новой версии, высказать свои предложения и замечания, оказать влияние на те требования, которые будут установлены и которыми предстоит руководствоваться.

 

4. Концепции управления качеством продукции в Беларуси.

 

Традиционно под управлением качеством понимается один из аспектов управления предприятием, а именно воздействие на производственный процесс в целях обеспечения требуемого качества продукции и услуг.

Концепция управления качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство товаров и оказания услуг путем последовательной реализации логически взаимосвязанных бизнес-функций (процессов) с целью обеспечения качества. В состав этих бизнес-функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работ по качеству, контроль ткачества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация (внедрение) мероприятий в области качества.

Все бизнес-функции логически связаны между собой, и их последовательная реализация образует непрерывную деятельность (процесс) по управлению качеством продукции и услуг в масштабе всего предприятия или организации. На рисунке 23 представлена концептуальная модель процесса управления качеством.

Деятельность по управлению качеством, представленная на рисунке 23, как правило, включает два аспекта управления:

- административное управление (общее руководство) качеством,

- оперативное управление качеством (методы и виды деятельности оперативного характера).

Административное управление качеством включает в себя реализацию следующих бизнес-функций:

1. Взаимодействие с внешней средой.

2. Политика и цели в области качества.

3. Планирование и организация работ по качеству.

4. Обучение и мотивации персонала.

5. Принятие стратегических решений.

Оперативное управление качеством предполагает реализацию таких бизнес-функций, как:

1.Контроль качества.

2.Информация о качестве.

3.Разработка мероприятий в области качества.

4.Принятие оперативных решений в области качества.

5.Внедрение (реализация) мероприятий в области качества.


 

 


Рисунок 23. Концептуальная модель процесса управления качеством


Беларуси утверждена государственная программа "Качество" на 2007-2010 годы. которой предусматривается внедрить и сертифицировать системы менеджмента качества не менее чем в 2100 организациях, системы управления охраной окружающей среды - не менее чем в 255 организациях, системы на основе принципов НАССР - не менее чем в 250 организациях.

В современных условиях острая конкурентная борьба изготовителей товаров и услуг, рост цен на энергетические и сырьевые ресурсы стимулируют процесс непрерывного совершенствования деятельности предприятий и организаций. С учетом этого в государственной программе "Качество" предусматривается проведение работ по внедрению и сертификации на предприятиях республики систем управления по международным стандартам в области автомобилестроения (ИСО/ТУ 16949), нефтедобывающей, нефтехимической и газовой промышленности (ИСО/ТУ 29001), медицинских изделий (ИСО 13485), программного обеспечения (ИСО/МЭК 90003), телекоммуникаций (TL 9000), а также методическому, консультационному и кадровому обеспечению этих процессов.

Актуальным является внедрение интегрированных систем, объединяющих системы менеджмента качества, экологии и охраны труда. Внедряя их, предприятия получают реальные конкурентные преимущества, одним из которых является возможность правильно определять и корректировать свою стратегию и приоритеты развития, ресурсы, обновлять технологические схемы работы, принимать эффективные управленческие решения.

Среди основных направлений программы - управление качеством и повышение экспортных возможностей отечественных изготовителей, обеспечение ресурсо- и энергосбережения в различных областях деятельности, повышение качества и конкурентоспособности основных видов услуг и работ, развитие технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия, метрологического обеспечения и технической базы испытаний.

Системный комплексный подход к обеспечению качества в различных сферах деятельности реализуется в Беларуси с 1998 года. Государственная программа "Качество" на 2007-2010 годы является логическим продолжением предыдущих и нацеливает министерства, концерны, субъекты хозяйствования всех форм собственности на выпуск более качественной и безопасной, конкурентоспособной и энергоэффективной продукции.

5. Общее представление о стандартах семейства ИСО серии 9000, ИСО 14000, ИСО 22000, HASSP. Состояние работ по сертификации систем менеджмента качества в Республике Беларусь.

Семейство стандартов ИСО 9000, разработано, чтобы помочь организациям всех типов и размеров внедрить и использовать эффективные системы менеджмента качества (СМК). Сообща они образуют комплект родственных стандартов СМК, перечисленных ниже:

ИСО 9000 обеспечивает введение в системы менеджмента качества и словарь менеджмента качества.

ИСО 9001 устанавливает детальные требования для систем менеджмента качества, в случае необходимости продемонстрировать способность организации, обеспечить соответствие продукции.

ИСО 9004 обеспечивает руководство по внедрению широко развитой системы менеджмента качества, чтобы достичь постоянного улучшения деловой деятельности.

ИСО 19011 обеспечивает руководство по управлению и проведению внутреннего и внешнего аудитов системы менеджмента качества.

В настоящее время в Республике Беларусь действуют государственные стандарты, идентичные стандартам ISO. К ним относятся:

СТБ ISO 9000-2006 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»

Данный стандарт устанавливает терминологию для систем менеджмента качества и описывает основные положения системы, заключающиеся в следующем:

- обоснование необходимости системы менеджмента качества, предназначенной для применения организациями, заинтересованными в повышении удовлетворенности потребителя;

- процессный подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества;

- оценка процессов системы менеджмента качества;

- взаимосвязь между системой менеджмента качества, другими системами управления и моделями совершенства.

СТБ ISO 9001-2009 «Системы менеджмента качества. Требования»

Стандарт определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей. Данный стандарт имеет несколько особенностей: новую философию подхода к менеджменту качества, содержит меньше обязательных требований к документированию и является более гибким в применении.

СТБ ISO 9004-2009 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»

Стандарт содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.

СТБ ISO 9001-2009 и СТБ ISO 9004-2009 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Для удобства использования они имеют аналогичную структуру.

СТБ ISO 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента»

В общем случае, в стандартах ИСО 9000 уделяется особое внимание запросам потребителя, распределению ответственности, а так же снижению рисков и получению преимуществ на рынке. Система менеджмента качества призвана обеспечить уверенность потребителей (заказчиков) в качестве получаемой продукции, улучшить деятельность организации, повысить эффективность управления. При этом ее главная задача – не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции и услуг). Одной из причин брака являются неправильные действия. Для того, чтобы их избежать необходимо формулировать (описать) правильные действия для создания качественной продукции или услуг, разработать инструкции по выполнению правильных действий и контролировать эти действия.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь признает в качестве одного из факторов устойчивого развития внедрение экологически ориентированных методов управления, обеспечивающих сбалансированное экономическое развитие в сочетании с охраной окружающей среды и учетом интересов будущих поколений. При этом под устойчивым развитием понимается такое развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, поэтому природная среда для воспроизводства жизни человека не разрушается.

Согласно Декларации Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (UNCED-92), экологическая составляющая должна стать неотъемлемой частью процесса развития общества в целом. Сегодня общепризнанным является тот факт, что экологические факторы становятся существенными в повышении производительности и конкурентоспособности любой организации. В связи с этим международные стандарты в области экологического управления ИСО серии 14000 можно рассматривать как эффективное руководство к действию.

Серия стандартов СТБ ИСО 14000 включает в себя инструменты, необходимые для создания систем управления окружающей средой (СУОС) и разработки экологически безопасной продукции и услуг.

Документы, входящие в систему, можно условно разделить на три основные группы:

o принципы создания и использования систем экологического менеджмента (EMS);

o инструменты экологического контроля и оценки;

o стандарты, ориентированные на продукцию.

Данная система стандартов призвана обеспечить уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

- организационном – через улучшение «экологического» поведения предприятий и организаций;

- национальном – через создание государственной экологической политики;

- международном – через улучшение условий международной торговли.

ISO 14001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению».

ISO 14001 устанавливает требования к системе экологического менеджмента, позволяющие организации разработать и внедрить экологическую политику и цели, учитывающие законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять. В стандарте приведена информация о значимых экологических аспектах. Данный стандарт применим к экологическим аспектам, которые организация идентифицировала как те, которыми она может управлять и на которые может влиять. Он не устанавливает конкретных критериев в отношении экологической результативности.

ISO 14001 предназначен для применения любой организацией, которая заинтересована в том, чтобы:

  • разработать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и улучшать систему экологического менеджмента;
  • удостовериться в своем соответствии заявленной экологической политике;
  • продемонстрировать соответствие настоящему стандарту.

Все требования настоящего стандарта применимы к любой системе экологического менеджмента. Степень их применения зависит от таких факторов как: экологическая политика организации, характер ее деятельности, продукции и услуг, а также местоположение и условия ее функционирования.

ISO 14004:2004 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования».

ISO 14004 представляет руководство по созданию, внедрению,поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы менеджмента окружающей среды и ее согласованию с другими системами менеджмента.

ISO 14004 включает в себя специальные потребности и запросы предприятий малого и среднего бизнеса и содействует использованию ими системы управления окружающей средой.

В Республике Беларусь международным стандартам серии ISO 14000 соответствует:

  • СТБ ISO 14001-2005 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»;
  • СТБ ISO 14004-2005 «Системы экологического менеджмента. Руководящие указания по принципам, системам и методам обеспечения функционирования»

 

Стандартом подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управления организацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу системы экологического менеджмента, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическим менеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

Стандарты ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для:

o внутренних нужд, например, как модель EMS или формат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

  • внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системы экологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можно предполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения систем экологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, существует мнение, что через 10 лет от 90 до 100 процентов больших организаций, включая транснациональные компании, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам. Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14001 в первую очередь потому, что такая сертификация (или регистрация по терминологии ISO) будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назвать такие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
  • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
  • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
  • улучшение системы управления предприятием;
  • интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.

 

Серия стандартов ISO 22000:2005 «Системы менеджмента в области безопасности продовольствия – Требования для любых организаций в цепи поставок» была опубликована Международной организацией по стандартизации (ISO) в 2005 году. Это первый международный стандарт, на основании которого можно внедрить и сертифицировать систему менеджмента безопасности пищевой продукции. В нем рассмотрены вопросы информирования, управления системой и контроль рисков.

В настоящее время в Республике Беларусь в качестве национального стандарта введен стандарт СТБ ISO 22000-2006.

Наличие сертифицированной в соответствии с требованиями стандартов OHSAS ISO 22000 системы менеджмента в области безопасности продовольствия позволит организации:

· использовать предупредительные меры управления для производства безопасной продукции,

· осуществлять квалифицированный контроль за опасными факторами производства во всей цепи поставок,

· предотвращать возможность производства продукции, не отвечающей общепринятым нормам качества и безопасности,

· совершенствовать управление ресурсами,

· существенно уменьшить расходы, связанные с выплатой штрафов и компенсаций.

Современное производство – это сложный технологический процесс, где качество выпускаемой продукции можно обеспечить только при правильной организации общей системы управления предприятием. Сегодня компании, занимающиеся производством автомобильной техники, испытывают растущую необходимость в соблюдении промышленных стандартов, предъявляющих требования к построению общей системы качества. В 1994 году на основе положений международного стандарта ISO 9001 и в сотрудничестве со специалистами компаний «Крайслер», «Форд» и «Дженерал Моторс» был разработан промышленный стандарт QS-9000, ориентированный на создание системы качества, обеспечивающей постоянное совершенствование, предотвращение дефектов продукции и уменьшение потерь в цепи поставок. В наши дни сертификация по стандарту QS-9000 является необходимым условием для организации делового сотрудничества с ведущими производителями, обеспечения признания компании на международном рынке и роста доверия среди потребителей.

«Крайслер», «Дженерал Моторс, «Форд» и ряд других крупных компаний требуют в настоящее время от своих поставщиков применения системы качества, сертифицированной по стандарту QS-9000.

Требования стандарта QS-9000 касаются предприятий-поставщиков:

—комплектующих для производства, сервиса или технического обслуживания;

—производственных материалов и сырья;

—осуществляющих, завершающие этапы производства готовой продукции (покраску, термообработку и т.п.).

Стандарт QS-9000 включает в себя три раздела:

—набор требований, основанных на международном стандарте качества ISO 9001;

—отраслевые требования;

—специфические требования потребителей.

Отраслевые требования являются дополнительными условиями для построения эффективной системы качества на предприятии и отражают специальные требования к качеству, учитывающие особенности автомобильной промышленности. Они включают в себя требования для процесса согласования (одобрения) производства комплектующих, непрерывного усовершенствования и производственных возможностей. Например, при изменении условий производства комплектующих или применении новых материалов поставщиком, он должен известить об этом потребителя и заново получить одобрение на поставку своей продукции.

Последний раздел промышленного стандарта QS-9000 посвящен различным специфическим требованиям к системам качества, которые определяются индивидуально каждой компанией-производителем для своих поставщиков.

В современных условиях сертификация на соответствие требованиям QS-9000 становится все более актуальной, и все больше производителей будут требовать от своих поставщиков не только наличия сертификата ISO 9001, но и соблюдения требований QS-9000. Отличие стандарта QS-9000 от общепринятого стандарта качества ISO 9001 заключается в том, что QS-9000 содержит дополнительные требования к системам качества поставщика, установленных непосредственными потребителями их продукции, комплектующих или производственных материалов.

Сертификация по стандарту QS-9000 – это необходимое условие для заключения договоров на поставку комплектующих ведущим мировым производственным компаниям.

Система управления безопасностью пищевых продуктов (англ. HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points).

Современный потребитель стал предъявлять более высокие требования к безопасности продуктов питания. Он хочет не только хорошо и качественно питаться но и быть уверенным в полной безопасности потребляемой пищи.

Эти обстоятельства побудили все развитые страны мира искать новые формы управления безопасностью пищевой продукции.

Самой эффективной оказалась - система НАССР (в английской транскрипции HACCP "Hazard Analysis and Critical Control Points", что в переводе означает "Анализ рисков и критические точки контроля") используется в основном предприятиями производителями пищевой продукции. В 2005 году международная организация по сертификации ISO утвердила стандарт ISO 22000:2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке», который объединил требования стандарта ISO 9001 и принципы НАССР. Стандарт основывается на соблюдении законодательных и нормативных требований к производству, тщательном анализе производственных процессов, с целью выявления возможных опасностей в пищевой продукции, и установлению мер управления для предотвращения, устранения или снижения этих опасностей до приемлемого уровня.

Эта система обеспечивает контроль на всех этапах пищевой цепи, любой точке процесса производства, хранения и реализации продукции, где могут возникнуть опасные ситуации.

При этом особое внимание обращено на критические точки контроля, в которых все виды риска опасны для здоровья человека, связанные с употреблением пищевых продуктов, могут быть предотвращены, устранены и снижены до приемлемого уровня в результате целенаправленных мер контроля.

Для внедрения системы НАССР производители обязаны не только исследовать свой собственный продукт и методы производства, а и применять эту систему и ее требования к поставщикам сырья, вспомогательным материалам, а также системе оптовой и розничной торговли.

В Республике Беларусь введен в действие СТБ 1470-2004 "Системы качества. Управление качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек", который идентичен ISO 22000-2005 «Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организации, участвующей в пищевой цепочке»,

Система НАССР не является системой отсутствия рисков. Она предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами с безопасностью пищевой продукции. Система НАССР является эффективным орудием управления, которое используется для защиты предприятия (торговой марки) при продвижении на рынке пищевых продуктов и защите производственных процессов от биологических (микробиологических), химических, физических и других рисков загрязнения. Система НАССР первоначально разрабатывалась для работы с рисками для безопасности пищевой продукции посредством систематического исследования каждого этапа производственного процесса, начиная от сырья и заканчивая конечным потребителем.

Можно назвать следующие внешние преимущества, которые получает организация от внедрения HACCP:

· Повышается доверие потребителей к производимой продукции.

· Открывается возможность выхода на новые, в том числе международные рынки, расширение уже существующих рынков сбыта.

· Дополнительные преимущества при участии в важных тендерах - повышается конкурентоспособность продукции предприятия.

· Повышение инвестиционной привлекательности.

· Снижение числа рекламаций за счет обеспечения стабильного качества продукции.

· Создание репутации производителя качественного и безопасного продукта питания.

 

6. Порядок и правила сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО серии 9000.

Сертификация системы менеджмента качества – это высокоэффективный рыночный инструмент, т.к. сертификат, выданный авторитетной организацией, признается как осязаемое свидетельство качества, которого вправе ожидать потребитель (заказчик).

Сертификация системы качества подтверждает, что должным образом идентифицированная система качества соответствует требованиям выбранной модели обеспечения качества.

Сертификация СМК в Республике Беларусь проводится для создания уверенности у потребителей продукции, руководства организации и других заинтересованных сторон в том, что организация имеет условия и принимает меры для выпуска продукции, соответствующей требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям, а также с целью повышения удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения.

Основные цели сертификации систем качества:

- расширение экспортных возможностей предприятий и организаций за счет выхода на рынки тех стран, где сертификация обязательна,

- увеличение эффективности экспорта путем повышения цен на продукцию и услуги предприятий и организаций при получении ими сертификата на систему качества

Принципы сертификации систем качества:

- добровольность,

- объективность оценок,

- информативность,

- конфиденциальность,

- воспроизводимость результатов оценок.

Основные объекты проверки и оценки при сертификации систем качества:

- деятельность по управлению и обеспечению качества,

- качество продукции, работ, услуг,

- производственная (хозяйственная, торговая) система.

Результаты оценки и сертификации производства и системы качества могут быть востребованы в следующих ситуациях:

- при сертификации продукции по определенным схемам,

- при получении кредитов в банковских учреждениях,

- при заключении договоров на поставку продукции и оказание услуг,

- при взаимодействии со страховыми организациями,

- при слиянии, поглощении, продаже предприятия, организации.

Правила процедуры сертификации СМК определены ТКП 5.1.05-2004 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Порядок сертификации систем менеджмента качества. Основные положения». В соответствии с этим ТНПА сертификация СМК осуществляется аккредитованными в Системе аккредитации Республики Беларусь органами по сертификации систем менеджмента качества по инициативе организации или когда она предусмотрена схемой обязательной сертификации или декларирования соответствия, применяемой при подтверждении соответствия продукции.

Правилами сертификации (ТКП 5.1.05-2004) предусмотрено проведение предварительного аудита СМК (по желанию предприятия), который осуществляется по аналогии с аудитом, проводимом при сертификации системы менеджмента качества. При этом его результаты могут быть учтены органом по сертификации в случае проведения аудита СМК при ее сертификации не позднее, чем через 6 мес. после проведения предварительного аудита.

Сертификация СМК включает:

1)представление заявки на сертификацию. Вместе с заявкой предприятие направляет следующие документы:

aисходную информацию;

aанкету-вопросник, содержание и формы которых устанавливает орган по сертификации;

aРуководство по качеству,

aдокументы СМК.

В состав обязательной исходной информации входят сведения о производстве (структурная схема предприятия, структурная схема службы управления качеством, численность работающих, описание технических ресурсов), сведения о продукции (объем изготовления, в том числе объем поставок на экспорт, перечень стран, в которые продается продукция), информация о качестве продукции за последний календарный год, образцы форм документов. в которых регистрируются данные о качестве, техническая документация на продукцию, перечни наиболее значимых (лимитирующих) и специальных технологических процессов (ТП) и технологических операций (ТО). Требования к исходной информации в целом регламентируются в порядке сертификации систем менеджмента качества органа по сертификации.

Орган по сертификации должен принять решение по заявке в течение 5 дней после ее регистрации, в котором указывает о принятии (отказе в принятии) заявки к исполнению;

2)анализ документов СМК проводит группа по аудиту, состоящая их руководителя группы и экспертов-аудиторов, или эксперт-аудитор, входящий в нее, с подтвержденной компетентностью в оцениваемой области деятельности организации. При этом рассматриваются и анализируются: заявка, исходная информация, анкета-вопросник, Руководство по качеству, обязательные документированные процедуры, описания процессов с целью определения адекватности требованиям ТНПА на систему менеджмента качества и ТНПА на продукцию. Результаты анализа документов СМК оформляются в виде акта, в котором делается заключение по результатам анализа и устанавливаются сроки (не более 6 мес.) устранения замечаний. Организация обязана представить в орган по сертификации документы, подтверждающие устранение выявленных в документации СМК несоответствий;

3)аудит системы менеджмента качества. В начале руководителем группы по аудиту разрабатывается и утверждается план аудита, который должен содержать:

– цели аудита;

– критерии аудита и ссылочные документы;

– область аудита;

– дату и место проведения аудита;

– временной график аудита;

– распределение ресурсов в наиболее важных областях аудита;

– список ответственных специалистов организации, назначенных для сопровождения и работы с группой по аудиту;

– требования к конфиденциальности информации, не подлежащей разглашению.

Затем группа по аудиту подготавливает рабочие документы для регистрации результатов аудита, которые содержат: контрольные листы с перечнем вопросов для оценки системы качества, формы протоколов совещаний, формы протоколов несоответствий. Собственно аудит СМК включает:

– предварительное совещание;

– сбор и верификацию информации;

– получение свидетельств и подготовку выводов;

– подготовку заключения по результатам аудита;

– заключительное совещание.

Цель предварительного совещания:

aпредставление членов группы по аудиту руководству и специалистам проверяемой организации,

aрассмотрение цели, области и критериев аудита,

aпредоставление краткого обзора плана аудита,

aознакомление с методами аудита, составления отчетов, включая классификацию несоответствий,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.174 (0.128 с.)