Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Технические нормативные правовые акты, применяемые в Республике Беларусь в области технического нормирования и стандартизации

Поиск

1. Виды технических нормативных правовых актов, принятых в Республике Беларусь.

2. Технические регламенты: понятие, структура, уровни и виды. Правила и порядок разработки технических регламентов.

3. Технические кодексы установившейся практики: понятие, сущность, структура, порядок разработки, проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены технических кодексов установившейся практики.

4. Государственные стандарты: понятие, сущность, содержание, классификация. Порядок и правила разработки и изменения, проверки, переиздания, отмены государственных стандартов.

5. Технические условия: понятие, сущность, структура; правила построения и изложения технических условий в Республике Беларусь.

 

1. Виды технических нормативных правовых актов, принятых в Республике Беларусь.

 

В рамках СТНиС в соответствии с ее принципами предусмотрены следующие технические нормативные правовые акты (ТНПА) (рисунок 5), устанавливающие правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов:

– технические регламенты;

– технические кодексы;

– стандарты (государственные, международные и межгосударственные, стандарты организаций);

– технические условия.

 
 

2. Технические регламенты: понятие, структура, уровни и виды. Правила и порядок разработки технических регламентов.

Технический регламент – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) на государственные стандарты обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» государственная функция «техническое нормирование» закрепляется за Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В результате реализации этой функции создается и принимается технический нормативный правовой акт – технический регламент, требования которого обязательны для исполнения.

Переход на технические регламенты имеет еще одну важную цель – концентрацию в едином документе требований по безопасности, которые в настоящее время установлены в различных документах, в том числе принятых различными органами государственного управления.

Требования, содержащиеся в технических регламентах, должны формироваться исходя из научно обоснованных критериев безопасности продукции и услуг и возможного нанесения ущерба окружающей среде.

Построение, оформление и содержание технических регламентов рекомендуется выполнять в соответствии с ТКП 1.0-2004. «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических регламентов».

Разработка технического регламента включает следующие стадии:

· подготовка к разработке;

· разработка рабочего проекта технического регламента;

· разработка окончательной редакции проекта технического регламента;

· утверждение технического регламента;

· государственная регистрация технического регламента.

 

Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий.

Он должен содержать исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования данного регламента.

В соответствии с международной практикой технические регламенты:

– содержат обязательные для соблюдения требования безопасности;

– определяют эксплуатационные характеристики изделия, оставляя право конструктивных решений за изготовителем;

– устанавливают формы и схемы подтверждения соответствия;

– предоставляют изготовителю возможность выбора схемы доказательства соответствия продукции установленным требованиям;

– используют стандарты в качестве доказательной базы;

– регламентируют правила маркировки продукции;

– определяют правила размещения продукции на рынке.

Требования, содержащиеся в технических регламентах, могут быть изменены только путем внесения изменений и (или) дополнений в соответствующий технический регламент.

Технические регламенты могут также включать требования к терминологии, символам, упаковке, маркировке либо целиком быть посвящены этим вопросам.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные (региональные) стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда все вышеперечисленное может быть непригодным или неэффективным для обеспечения:

– национальной безопасности;

– защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

– охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;

– предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Технический регламент применяется ко всей продукции одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения. Требования утвержденного (принятого) технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Технический регламент не может быть введен в действие, если отсутствуют методики контроля, измерений и испытаний технических требований, установленных в техническом регламенте.

Устанавливаемые в технических регламентах требования должны основываться на научно - обоснованных критериях. При этом государство берет на себя ответственность за установление приемлемых для общества требований безопасности и правил подтверждения соответствия продукции этим требованиям, определяемых на основе учета риска причинения вреда от ее применения.

Если в качестве критериев выбрать способ изложения требований в технических регламентах, то «условно» технические регламенты можно подразделить на следующие:

− технические требования изложены путем описания конкретных технических требований (сокращенно – Р 1);

− технические требования изложены путем описания общих технических требований (сокращенно – Р 2);

− технические требования изложены в виде ссылок на конкретные государственные стандарты или технические кодексы установившейся практики (сокращенно – Р 3).

Технические регламенты, технические требования в которых изложены путем описания конкретных технических требований (Р 1). Конкретные технические требования можно, в свою очередь изложить несколькими способами. При этом для объектов технического нормирования, у которых новые риски появляются на последующих стадиях жизненного цикла продукции, как правило, разрабатываются предписывающие технические регламенты, а для объектов технического нормирования, у которых риски устраняются на этапе разработки и новые не появляются на последующих стадиях, разрабатываются технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности.

Предписывающие технические регламенты (сокращенно – Р 1.1). В данных технических регламентах излагаются:

— конкретные требования к составу продукции (тип, вид сырья, материалов, разрешенных (запрещенных) к применению при производстве продукции);

— правила производства продукции, в том числе единственно допустимые средства достижения цели (например, GMP - установившаяся производственная практика, НАССР - анализ рисков и контроль критических точек);

— правила обеспечения единства измерений.

Технические регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности (сокращенно – Р 1.2). В данных технических регламентах устанавливаются требования безопасности в виде эксплуатационных (потребительских) свойств продукции. При этом способы и методы достижения результатов, например, конструкция, не нормируются. Технические регламенты также содержат методы контроля (испытаний) и схемы подтверждения соответствия.

Технические регламенты, содержащие общие технические требования (Р 2). Данные технические регламенты содержат общие (основополагающие, существенные, базовые) технические требования. В них по результатам анализа рисков приводятся опасные факторы, характерные для объекта технического нормирования. В таких регламентах, как правило, отсутствуют требования, выраженные количественно. Такие технические регламенты применяются только совместно с взаимосвязанными с ними государственными стандартами. Выполнение взаимосвязанных государственных стандартов обеспечивает соответствие общим техническим требованиям технического регламента, т. е. презумпцию соответствия.

Сведения о конкретных взаимосвязанных государственных стандартах в технических регламентах не приводятся. Перечень таких стандартов определяется при разработке и утверждении технического регламента, может дополняться в процессе его действия. Информация о взаимосвязанных стандартах публикуется в официальных изданиях, определенных Советом Министров Республики Беларусь.

Технические регламенты, содержащие технические требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты и (или) технические кодексы установившейся практики (Р 3). В данных технических регламентах технические требования излагаются путем ссылки на конкретные государственные стандарты и(или) технические кодексы установившейся практики.

Соответствие техническому регламенту обеспечивается путем выполнения требований государственных стандартов и(или) технических кодексов установившейся практики, на которые даны ссылки. Такие технические регламенты должны непосредственно или путем ссылки на государственный стандарт содержать методы контроля (испытаний) нормируемых показателей.

Взаимосвязь между видами технических регламентов

и категориями продукции

Категория продукции Вид технического регламента
Р1 Р2 Р3*
  Р 1.1 Р 1.2
I   + + +
II +   + +

* – Применяется в исключительных случаях

 

Технические регламенты будут базироваться на Директивах ЕС, в том числе Нового и Глобального подхода, международных и европейских стандартах. Их требования апробированы ведущими зарубежными странами, что существенно снизит затраты на научное обоснование степени устранения рисков.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов технических регламентов и представления отзывов на них проекты технических регламентов должны быть опубликованы в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам. Срок рассмотрения проектов технических регламентов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

О завершении рассмотрения проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь. Со дня опубликования уведомления окончательная редакция проекта технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации должны быть доступны для ознакомления, за исключением проектов технических регламентов, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.

Техническому регламенту в процессе государственной регистрации присваивают обозначение, состоящее из индекса ТР, года утверждения, порядкового регистрационного номера (состоящего из трех цифр), присваиваемого Госстандартом, обозначения принадлежности к стране BY, разделенных косой чертой.

Пример: ТР/2004/001/BY.

Информацию о зарегистрированном техническом регламенте, постановлении Совета Министров Республики Беларусь, дате введения его в действие публикуют в официальных периодических печатных изданиях Госстандарта и Минстройархитектуры в течение пяти календарных дней с даты государственной регистрации технического регламента.

Опубликование технических регламентов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Право издания (переиздания) принадлежит Госстандарту, а в области архитектуры и строительства – Минстройархитектуры. Обеспечение изданными техническим регламентами осуществляет Госстандарт (Минстройархитектуры) в установленном им порядке.

 

3. Технические кодексы установившейся практики: понятие, сущность, структура, порядок разработки, проверки, пересмотра, изменения, переиздания и отмены технических кодексов установившейся практики.

Технический кодекс установившейся практики (технический кодекс или ТКП) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Построение, изложение, оформление и содержание технического кодекса – по ТКП 1.1-2004 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических кодексов установившейся практики» и ТКП 1.5-2004 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов».

Разработка технического кодекса включает следующие стадии:

– подготовка к разработке;

– разработка рабочего проекта;

– разработка окончательной редакции проекта;

– утверждение;

– государственная регистрация.

Разработка и утверждение технических кодексов осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Требования технических кодексов к процессам разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг основываются на результатах установившейся практики.

Государственную регистрацию технического кодекса проводят в течение 15 календарных дней с даты его поступления в Госстандарт и возвращают республиканскому органу государственного управления, утвердившему технический кодекс, один зарегистрированный экземпляр на бумажном носителе.

Госстандарт публикует информацию о зарегистрированном техническом кодексе, дате введения в действие, утвердившем его республиканском органе государственного управления, а также об организации, которой поручено его издание, в официальных периодических печатных изданиях и размещает эту информацию на официальном сайте в Интернете.

Опубликование технических кодексов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Право издания (переиздания) принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим. Порядок издания, включающий редакционно-издательскую обработку, а также изменения технических кодексов устанавливает республиканский орган государственного управления, их утвердивший. Обеспечение изданными техническим кодексами, изменениями к ним осуществляют республиканские органы государственного управления в установленном ими порядке.

Обязательность применения технических кодексов определяют республиканские органы государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством.

Техническому кодексу в процессе государственной регистрации присваивают обозначение, состоящее из индекса ТКП, порядкового регистрационного номера от Госстандарта, года утверждения и в скобках кода республиканского органа государственного управления, утвердившего технический кодекс.

Примеры:

ТКП 43–2004 (09170),

ТКП 11.05.01–2004 (02300).

Технические кодексы вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.

Право официального издания технических кодексов принадлежит республиканским органам государственного управления, их утвердившим.

Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов.

4. Государственные стандарты: понятие, сущность, содержание, классификация. Порядок и правила разработки и изменения, проверки, переиздания, отмены государственных стандартов.

Стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или к оказанию услуг.

Международный стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) международной организацией по стандартизации.

Межгосударственный (региональный) стандарт – стандарт, утвержденный (принятый) межгосударственной (региональной) организацией по стандартизации.

Государственный стандарт Республики Беларусь (государственный стандарт) – стандарт, утвержденный (принятый) Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В зависимости от уровня стандартизации все стандарты подразделяются по следующим категориям:

– на государственном уровне – государственные стандарты (СТБ);

– на уровне предприятий – технические условия (ТУ), стандарты организаций (СТП).

На государственном уровне имеется такая разновидность стандартов, как – предварительный стандарт, – это временный документ, который принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также тех, кто может его применить. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразности его принятия. Цель разработки предварительного стандарта – это ускоренное внедрение в экономику Республики Беларусь международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран и их проектов. Предстандарты могут также разрабатываться в целях ускоренного внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В качестве предстандартов могут быть приняты:

– международные, региональные стандарты или национальные стандарты другого государства;

– региональный предстандарт;

– проект межгосударственного стандарта;

– проект государственного стандарта.

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований в Беларуси разрабатываются следующие виды стандартов:

Основополагающий содержит общие или руководящие положения для определенной области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого могут разрабатываться другие стандарты.

Терминологический – объектом стандартизации являются термины. Такой стандарт содержит определение (толкование) термина, примеры его применения и т. п.

Стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, правила, процедуры различных испытаний и сопряженных с ними действий (например, отбор пробы или образца).

Стандарт на продукцию – содержит требования к продукции, которые обеспечивают ее соответствие назначению. Может быть полным или неполным. Полный стандарт устанавливает не только вышеуказанные требования, но также и правила отбора проб, проведения испытаний, упаковки, этикетирования, хранения и т. д. Неполный содержит лишь часть требований к продукции (только к параметрам качества, только к правилам поставки и пр.).

Стандарт на процесс (услугу), – объектом стандартизации выступают соответственно процесс (например, технология производства), или услуга (например, автосервис, транспорт, банковское обслуживание и др.)

Построение, изложение, оформление и содержание технического кодекса осуществляется по ТКП 1.2-2004. «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки государственных стандартов» и ТКП 1.5-2004 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила построения, изложения, оформления и содержания технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов».

По заявкам Госстандарт Беларуси формирует годовой план государственной стандартизации. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы:

– подготовка к разработке;

– разработка проекта;

– утверждение;

– государственная регистрация.

Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии - любыми заинтересованными лицами.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

· национальной безопасности;

· защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

· охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

· требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

· требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;

· требования к технической и информационной совместимости;

· правила оформления технической документации;

· общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;

· требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

· термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры, градостроительства и строительства - в официальных изданиях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Срок рассмотрения проектов государственных стандартов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового регистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственного стандарта.

Примеры: СТБ 1248–2000, СТБ 4.227–2003, СТБ 6.01.2–2001.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Право официального издания государственных стандартов принадлежит Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры, градостроительства и строительства - Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.

Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования информации о них устанавливается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их утвердившими.

Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших.

Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые им услуги.

Применение государственных стандартов. Государственные стандарты являются добровольными для применения. Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.

Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Государственные стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов.

Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения.

Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта или знак соответствия государственным стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.

Применение международных и межгосударственных (региональных) стандартов. Международные и межгосударственные (региональные) стандарты применяются в Республике Беларусь, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь. Международные и межгосударственные (региональные) стандарты вводятся в действие в качестве государственных стандартов в порядке, предусмотренном для государственных стандартов.

Проверка, пересмотр, изменение, переиздание, отмена государственного стандарта. Для обеспечения соответствия государственного стандарта требованиям нормативных правовых актов Республики Беларусь, технических регламентов, потребностям промышленности, экономики, населения и государства, уровню развития науки и техники с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, а также для установления степени их соответствия требованиям международных, региональных и национальных стандартов других государств, проводят проверку научно-технического уровня (далее – проверка НТУ) государственного стандарта.

Проверку НТУ государственного стандарта осуществляет разработчик или, по решению Госстандарта, другая уполномоченная им организация. Проводят не реже одного раза в пять лет, по результатам составляют акт проверки НТУ государственного стандарта, в котором приводят предложения по дальнейшему применению государственного стандарта:

– сохранить (оставить) в действии без пересмотра и изменения;

– подлежит пересмотру;

– внести изменения;

– подлежит переизданию;

– подлежит отмене.

В акте проверки НТУ государственного стандарта при необходимости устанавливают сроки его пересмотра, внесения изменений или отмены.

Предложения могут при необходимости включать подготовленный проект изменения государственного стандарта.

Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт.

Пересмотр государственного стандарта, внесение в него изменений, переиздание или отмена могут также проводиться по решению Госстандарта (Минстройархитектуры) без проведения проверки НТУ на основании:

– законодательных актов Республики Беларусь;

– постановлений, распоряжений Совета Министров Республики Беларусь;

– обоснованных предложений заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Такая необходимость пересмотра возникает в случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены.

5. Технические условия: понятие, сущность, структура; правила построения и изложения технических условий в Республике Беларусь.

 

Технические условия – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.

Технические условия разрабатываются на:

– конкретный тип, марку, модель(модификацию), вид продукции;

– группу однородной продукции, обладающую общими признаками, единством конструкции при различных параметрах и (или) размерах, при некоторых конструктивных различиях отдельных составных частей, при различном расположении и разном количестве одинаковых составных частей в изделии (групповые технические условия);

– конкретный вид услуг;

– группу однородных услуг, обладающих общим целевым и (или) функциональным назначением и общими технологиями и методами предоставления.

Технические условия допускается не разрабатывать на:

– единичную продукцию, выпускаемую по техническому заданию либо документу, его заменяющему (контракт, протокол, эскиз и т.п.), содержащему необходимые и достаточные требования для выпуска продукции и признанному заказчиком и изготовителем;

– составные части изделия, поставляемые заказчику изделия и изготавливаемые по его конструкторской документации;

– запасные части изделия, изготавливаемые по конструкторской документации изготовителя изделия и на его предприятии;

– вещества, материалы и полуфабрикаты, выпускаемые в установленном объеме по прямому заказу (контракт, договор и т.п.) одного предприятия и подлежащие на нем дальнейшей обработке;

– продукцию, предназначенную только для экспорта, если наличие технических условий не предусмотрено контрактом (договором).

Требования, устанавливаемые в технических условиях, не должны противоречить требованиям технических регламентов и законодательных актов Республики Беларусь, распространяющихся на данную продукцию.

Срок действия технических условий устанавливает держатель подлинника технических условий.Срок действия технических условий (продление срока действия технических условий) - не более 5 лет. Срок действия технических условий на опытную партию устанавливает приемочная комиссия или держатель подлинника технических условий. Срок действия технических условий на опытную партию должен быть не более 2 лет. В обоснованных случаях решением приемочной комиссии срок действия технических условий на опытную партию может быть увеличен до 3 лет.

Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации.

Технические условия, держателем подлинников которых являются другие юридические лица или индивидуальные предприниматели, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели других государств - участников СНГ, по которым предполагается изготавливать продукцию, могут применяться изготовителями продукции только при наличии у них учтенных копий. Эти технические условия должны быть зарегистрированы в Республике Беларусь.

Требования к разработке технических условий устанавливает ТКП 1.3-2004 «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила разработки технических условий" и

Кроме того, в этой области действуют следующие ТНПА:

ГОСТ 2.114-95 «ЕСКД. Технические условия»;

ГОСТ 2.105-95 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам»

ГОСТ 2.503-90 "ЕСКД. Правила внесения изменений"

РД РБ 03180.47-98 «Согласование технических условий с органами государственного надзора. Основные положения»;

РД РБ 03180.48-98 «Порядок проведения экспертизы технических условий».

Обозначение техническим условиямприсваивает разработчик. Обозначение состоит из:

· индекса вида технического нормативного правового акта – ТУ;

· международного буквенного кода Республики Беларусь – BY;

· кода держателя подлинника технических услов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.023 с.)