Мирохозяйственное положение новых индустриальных стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мирохозяйственное положение новых индустриальных стран



 

Классификация развивающихся стран и территорий позволяет выделить 3 группы.

 

  • Наименее развитые государства.
  • Страны со средним уровнем развития.
  • Страны, имеющие особо благоприятный режим экономического развития, так называемые новые индустриальные страны (НИС).

 

Во всех случаях провести четкую границу между принадлежностью стран к той или иной группе представляется достаточно сложным, т.к. каждая страна имеет свои индивидуальные особенности.

 

К группе НИС относится ряд государств Юго-Восточной Азии: Тайвань, Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд; Латинской Америки — Мексика, Бразилия, Аргентина, государства Ближнего и Среднего Востока — арабские НИС.

 

На совещании глав развитых государств в Торонто (1988) было отмечено, что само название НИС не отражает их содержания, т.к. первоначально имелись в виду азиатские «драконы» (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур). Было предложено использовать термин НИС, выделяя не отдельные страны, а целую систему в мировой экономике.

 

В силу множества различных факторов НИС оказались в сфере особых экономических интересов финансовых держав: последние направляли сюда почти половину всех финансовых ресурсов, предназначенных развивающимся странам. Еще в 70—80-х гг. для НИС были характерны более высокие темпы хозяйственного развития, превышающие не только аналогичные показатели других развивающихся стран, но и показатели большинства промышленно развитых стран. В последние годы азиатские НИС демонстрируют самые высокие темпы экономического развития в мире.

 

На протяжении 30 лет (1960—1990 гг.) темпы развития экономики Азиатского региона в целом составляли более 5% в год, в то время как в европейских странах — 2%. За соответствующий период темпы экономического роста Тайваня составили 8,7%, Южной Кореи — 8%, Сингапура — около 8%, Малайзии — более 9% в год.

 

Стремительный рост экономики НИС обусловлен увеличением абсолютных размеров ВВП, в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС также опережают основную массу освободившихся стран, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам мира.

 

Особое место принадлежит государству Сингапур, которому в 1995 г. первым из государств Юго-Восточной Азии по решению ОЭСР был присвоен статус «индустриально развитого». В условиях политической стабильности и экономического роста в течение 3 десятилетий Сингапур превратился из небольшого перевалочного порта в богатую страну. За этот период промышленность страны развивалась со скоростью 8,4% в год, ежегодный доход населения в среднем составил 22,3 тыс. долларов США, что выше, чем в Великобритании (бывшей метрополии).

 

За годы ускоренного развития в НИС начала складываться «особая экономическая модель», в рамках которой ведущей отраслью хозяйственного развития стала обрабатывающая промышленность, характерны использование высоких технологий, высокая производительность труда и относительно низкие затраты производства. Модернизация экономики проходит в области структурной перестройки всех звеньев технологической цепочки — от сырьевых отраслей к наукоемким производствам.

 

Большое влияние на формирование современной структуры экономики НИС оказали зарубежные инвестиции. Среди промышленно развитых стран главными инвесторами по объему прямых инвестиций оказались США и Япония. За 20 лет НИС получили более 40% прямых капиталовложений в развивающиеся страны.

 

Особая притягательность НИС для развитых рыночных стран объясняется рядом причин и обстоятельств. Прежде всего, НИС изначально избрали путь рыночных преобразований. Отдельные группы НИС (например, латиноамериканские) обладают значительным сырьевым потенциалом, достаточно дешевой рабочей силой, что особенно важно при размещении тех или иных производств на их территориях, имеют достаточно развитый внутренний рынок. Наконец, ряд НИС оказался в сфере не только экономических, но и политических интересов великих держав. В 70—80 гг. в противовес «коммунистическому влиянию» странам Юго-Восточной Азии была оказана огромная экономическая помощь и военная поддержка. Немалую роль сыграло и географическое положение этих стран на перекрестке великих торговых путей.

 

Начиная с 80-х гг. значительно возросло влияние НИС на ход мировой торговли, на экспортно-импортные операции с различными странами. Наиболее развитые из них могут стать крупными партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что особенно важно и для нас в условиях формирования зон свободного предпринимательства российского Дальнего Востока. Из НИС выделяются: Гонконг — производством одежды, радиоприемников, телефонной аппаратуры; Тайвань — мониторов, швейных машин; Южная Корея — телевизоров, магнитофонных кассет, контейнеров; Сингапур — твердых дисков, дисководов для компьютеров и т.д. Во всех этих странах наиболее общими чертами экономической политики являются:

 

  • долгосрочное планирование развития экономики в целом;
  • стимулирование развития свободного рынка и частного предпринимательства;
  • эффективное использование государственного вмешательств в различных формах (прямое и косвенное).

 

Ускоренное развитие прогнозируется в Индии, Китае, Турции, Египте, Чили. В структуре промышленной продукции большое место стала занимать наукоемкая продукция. На мировом рынке высокой конкурентоспособностью обладает продукция обрабатывающей промышленности НИС. Они стали крупнейшими экспортерами одежды, обуви, текстильных изделий, ЭВМ, компьютеров, автомобилей и других технологий.

 

Резюмируя глобальные и региональные особенности социально-экономического развития НИС, необходимо отметить, что здесь протекают процессы, характерные для стран с развитой рыночной экономикой: концентрация производства и капитала, слияние промышленного и банковского капитала, образование международных монополий, не уступающих ТНК.

 

НИС имеют активные позиции в международном разделении труда, в борьбе за рынки сбыта. Наиболее выражены 2 основные тенденции:

 

  • интенсивное развитие за счет оптимального взаимодействия внутреннего экономического, сырьевого, научного и людского потенциалов с внешними инвестициями;

 

  • активная интеграция с развитыми странами, охватывающая крупные экономические регионы и имеющая свое конкретное экономическое лицо.

 

На мировом рынке продукция НИС обладает достаточно высокой конкурентоспособностью. Этого удалось добиться за счет эффективного использования передовой техники и технологии, достижений НТР, современных методов организации производства.

 

Безусловно, успехи сопровождаются определенными противоречиями, возникающими в условиях циклических кризисов, валютных потрясений. Противоречия особенно часто возникают в сфере торгово-экономических отношений с развитыми странами на фоне протекционистских мер последних. Сохраняет свою актуальность проблема внешней задолженности, особенно для латиноамериканских НИС.

 

3.3.Экономические преобразования в постсоциалистических странах

 

В XX в. в истории человеческой цивилизации осуществился уникальный социально-экономический эксперимент — ряд стран встали на путь переустройства своей экономики и политики на «социалистических началах». До Второй мировой войны по этому пути шли только СССР и Монголия, после войны на этот путь встал ряд европейских и азиатских стран. В конце 50-х гг. возник «форпост социализма» на Кубе. Во всех этих странах специфически были организованы производство, распределение, потребление. Главной чертой этих процессов было господство государства во всех названных сферах. В подавляющем большинстве случаев промышленность была государственной, сельское хозяйство соединяло в себе черты государственной и коллективной организации, причем последнюю также постоянно контролировало государство. Крайне редким было частное землепользование (фрагментарно — в Польше и Венгрии).

 

Тотальное господство государства в экономической сфере привело к подмене экономических стимулов к труду (повышение заработной платы, премии, социальные льготы и т.д.) административными рычагами. Главным из этих рычагов был план — основной инструмент организации всей работы. Долгое время планирование выдавалось за решающее преимущество социализма, и лишь длительный опыт работы в этом направлении привел к отказу от этой практики.

 

Вся экономическая система характеризовалась резкими перекосами в структуре экономики. В странах социалистической системы приоритет был отдан отраслям тяжелой индустрии в ущерб сельскому хозяйству, услугам, легкой промышленности, инфраструктуре и т.д. Это привело к резкому сужению фонда потребления в национальном доходе.

 

Наиболее ярко минусы «социалистического устройства» проявились в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), который существовал с 1949 по 1990 гг. Организация была создана на основе принуждения к слепому копированию советского опыта строительства социализма вместо разделения труда на эффективной базе, используя потенциал, исторические особенности, сложившуюся структуру и т.д.

 

В целом в качестве главной, но не единственной причины распада СЭВ следует назвать искусственность его основы (идеологии и экономики).

 

Все постсоциалистические страны стали перед очень сложной задачей — полноценного приобщения к мировому хозяйству. Сложности этого процесса связаны с недавним прошлым этих стран, которое определило специфический характер структуры их экономики, сделавший непригодным эффективное взаимодействие в мировом хозяйстве. Практически во всей системе здесь господствовал государственный сектор, была утяжелена структура промышленности, недоразвит агросектор, а в СССР, кроме всего прочего, экономика была перегружена сверхвысокими военными расходами. Это предопределило абсолютную необходимость целого комплекса реформаторских мер во всех странах так называемого социализма.

 

Общий вектор этих мер — маркетизация экономики через ее разгосударствление, структурную перестройку, либерализацию цен и финансовое оздоровление.

 

Первое направление движения постсоциалистических стран к мировому хозяйству — разгосударствление экономики. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти 100% экономики.

 

Второе направление — финансовое оздоровление и обуздание инфляции. Подобное было неизбежно, так как бывшая социалистически экономика, с одной стороны, производила мощные потоки денег, а с другой — не создавала достаточных источников их покрытия. Мощные потоки денег рождались в гипертрофированном военном комплексе, чрезмерном капитальном строительстве, но во всех этих сферах не создавались источники покрытия денег.

 

Очень тесно к проблеме финансового оздоровления примыкает проблема либерализации цен. Свободное ценообразование — необходимое условие нормальной рыночной конкуренции. Во всех бывших социалистических странах осуществлена либерализация цен. Эта реформа — одна из самых болезненных рыночных реформ, она имеет и исключительную политическую остроту.

 

Открытие национальных границ для экспорта и импорта товаров, услуг и капитала представляет собой еще один элемент перехода к рыночной экономике. Это предполагает на начальном этапе снижение реального обменного курса национальной валюты, чтобы стимулировать экспорт и ограничить импорт.

 

Специфика переходной экономики связана с тем, что здесь присутствуют элементы и механизмы обоих типов. В практике существуют 2 альтернативы экономических реформ: радикальные (быстрые) реформы — «шоковая терапия», через которую прошли Россия, Польша и др., и постепенного эволюционного перехода — Китай, Венгрия. В целом программа «шоковой терапии» разработана специалистами МВФ и МБРР и предлагает следующий пакет мер, рассчитанных на 10—15 лет.

 

  • Макроэкономическая стабилизация — ужесточение налоговой и кредитной политики, ликвидация «избыточной» денежной массы.
  • Либерализация экономики — реформа внутренних цен, либерализация внешней торговли, система распределения ресурсов, зарплаты, рынка труда, финансов.
  • Либерализация предпринимательской деятельности — приватизация, структурная перестройка, развитие различных форм собственности.
  • Пересмотр роли государства.

 

Но практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты прав человека.

 

За последние годы страны Восточной Европы добились определенных экономических успехов в углублении рыночных преобразований. Особенно это заметно в Польше, Чехии, Венгрии и Словакии.

 

В целом макроэкономические показатели развития Восточной Европы отмечаются стабильностью развития, и для большинства стран характерен устойчивый подъем экономики, хотя по степени и уровню развития они занимают разные позиции.

 

Вопросы для самопроверки

 

 

  • Какое место в системе мирового хозяйства занимают развивающиеся страны?
  • Какими факторами был обусловлен рост экономики развивающихся стран во второй половине ХХ в.?
  • Назовите характерные особенности и черты развивающихся стран.
  • С какими демографическими проблемами сталкиваются страны «третьего мира»?
  • Покажите и докажите, что группа развивающихся стран очень неоднородна и дифференцирована.
  • В чем сущность проблемы внешней задолженности развивающихся стран, и какие пути выхода из нее могут предложить развитые страны?
  • Какие страны относятся к группе новых индустриальных стран?
  • В чем кроются причины экономических достижений НИС?
  • Назовите общие черты экономической политики НИС.
  • В чем заключаются экономические причины краха социалистической системы?
  • Охарактеризуйте направления преобразований экономики постсоциалистических стран.
  • Каковы экономические меры перехода к рынку и почему получили название «шоковой терапии»?

 

4.Интеграционные процессы в мировом хозяйстве

 

Тезисы

 

Понятие и признаки экономической интеграции. Предпосылки и цели объединения стран в интеграционные группировки. Этапы интеграционного процесса. Европейский Союз как наиболее развитая интеграционная группировка: этапы становления, цели и межгосударственные органы управления. Состав и цели деятельности ЕАСТ. Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА).

 

Проблемы интеграции развивающихся стран. Отличия интеграционных процессов в промышленно развитых и развивающихся странах. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Содружество Независимых Государств (СНГ): проблемы и перспективы развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.041 с.)