Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, формы и показатели развития международной торговли товарами

Поиск

 

Исторически первой и наиболее развитой формой МЭО является международная торговля товарами (МТТ), которая представляет собой форму связи между товаропроизводителями разных стран, возникающую на основе международного разделения труда и выражающую их взаимную экономическую зависимость.

 

На основе изучения теоретических основ международной торговли очевидно, что она развивается потому, что приносит выгоду участвующим в ней сторонам.

 

  • Благодаря ей преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов.
  • Расширяется емкость внутреннего рынка, и устанавливаются связи внутреннего рынка с мировым.
  • Обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства.
  • Развивается специализация страны, следовательно, повышается производительность использования ресурсов, увеличивается объем производства.
  • Расширение экспорта способствует повышению занятости. По данным ЮНКТАД, увеличение экспорта промышленных товаров на 1% ВВП вызывает рост занятости на 0,6—0,7%.
  • Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике (например, НИС Юго-Восточной Азии).
  • Вовлечение предприятий в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного совершенствования организационно-технической базы производства, качества выпускаемых товаров, что является фактором роста производительности труда и эффективности экономики.

 

Кроме преимуществ для отдельно взятой страны, международная торговля оказывает влияние и на мировую экономику в целом.

  • Взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных комплексов отдельных стран усиливается настолько, что нарушения в функционировании экономики какого-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влекут за собой кризисные тенденции в других странах мира. Например, сокращение поставок нефти на мировой рынок странами ОПЕК в 1975 г. спровоцировало мировой нефтяной кризис.
  • Через международную торговлю реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоз капитала, производственная кооперация, научно-техническое сотрудничество.
  • Рост и углубление межрегиональных и межгосударственных взаимосвязей выступают важной предпосылкой международной экономической интеграции.
  • Международная торговля способствует дальнейшему углублению МРТ и интернационализации хозяйственных связей.

 

Мировой товарооборот подсчитывается путем суммирования объемов экспорта всех государств, выражаемых в долларах США.

 

Для оценки участия отдельной страны в международной торговле используются термины «внешняя торговля» и «внешнеторговый оборот». Внешняя торговля — это обмен товарами той или иной страны с другими странами, включающий в себя оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг. Термин применяется для анализа внешнеторгового оборота отдельной страны. Для характеристики как международной, так и внешней торговли используются показатели: общего товарооборота, товарной структуры, географической структуры. Внешнеторговый оборот — сумма стоимости экспорта и импорта страны.

 

Стоимостный объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять ее реальную динамику.

 

Основные формы международной торговли — экспорт и импорт товаров.

Показателями участия страны в международной торговле служат:

  • экспортная квота — отношение экспорта товаров и услуг к ВВП, показывает, какая доля всей произведенной в стране продукции реализуется на мировом рынке.
  • импортная квота — отношение импорта к объему внутреннего потребления страны, включающего в себя совокупность национального производства и запасов импорта, показывает, какова доля импортируемых товаров и услуг во внутреннем потреблении.

 

На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности. Так, к примеру, экспортер сталкивается с большим числом конкурентов на мировом рынке, чем на рынке внутреннем. Он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними национальными рыночными ценами, но и с мировыми, а также учитывать и возросшую массу покупателей.

 

Мировой товарный рынок — совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже товаров и услуг, имеющих специфические организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.) или выражающихся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.

 

Мировой рынок характеризуется множественностью применяемых цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов. Множественность цен — это наличие ряда цен на один и тот же товар одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе.

Различают цены:

 

  • по обычным коммерческим сделкам с платежом в свободно конвертируемой и неконвертируемой валюте;
  • по клиринговым соглашениям;
  • по программам в рамках государственной помощи и др.

 

Из этого множества цен можно выделить особый вид — «мировые цены» — цены крупных экспортно-импортных операций, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами, а также цены, складывающиеся в важнейших центрах международной торговли.

Признаки мировых цен:

 

  • регулярность (в отличие от цен сделок, носящих эпизодический характер);
  • коммерческий характером;
  • открытость торгово-политического режима;
  • свободная конвертируемость валюты платежа.

 

В современной МТТ применяются два вида основных цен: расчетные и публикуемые. Расчетные цены — это цены, индивидуально определяемые фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками. Публикуемые цены — цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации. Они отражают уровень мировых цен и могут быть разделены на подвиды:

 

  • справочные цены;
  • биржевые котировки;
  • цены аукционов;
  • цены торгов;
  • цены фактических сделок;
  • цены предложения крупных фирм и др.

 

Факторы развития международной торговли в послевоенный период.

 

  • НТР, приведшая к изменениям в МРТ, созданию новых отраслей, технологий и товаров, ускоренному обновлению основного капитала.
  • Развитие процессов торгово-экономической интеграции, устраняющих региональные барьеры, формирующих зоны свободной торговли, общие рынки.
  • Активная деятельность ТНК на мировом рынке, вовлекающих в международную торговлю новые страны, регионы, товары.
  • Процесс либерализации МТТ под эгидой ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле)/ВТО (Всемирная торговая организация) и других международных организаций.
  • Получение политической независимости колониальными странами и выделение из их числа НИС, ориентированных на производство товаров для внешних рынков;
  • Переход стран Центральной и Восточной Европы к рынку и повышение степени открытости их экономики.

 

Эти факторы обусловили современные тенденции развития МТТ.

 

  • Динамика МТТ характеризуется высокими темпами развития. С 1948 г. мировой экспорт товаров увеличился с 346 до 6272 млрд. долларов, т.е. в 18 раз.
  • Среднегодовой темп роста МТТ более чем в полтора раза опережал темп роста мирового производства. Внешняя торговля стран росла более быстрыми темпами, чем общие темпы внутрихозяйственного развития национальных экономик.
  • Выросли экспортная и импортная квоты многих государств.
  • Географическая конфигурация МТТ отличается ассиметричностью: товарные потоки между отдельными странами или их группами формируются по территориальному или организационному признаку:

 

а) доля промышленно развитых стран в МТТ составляет 70—75%, развивающихся государств — 20% и бывших социалистических стран — 10%;

 

б) ведущую роль играют три мировых экономических центра — США, ЕС и Япония, на которые приходится 60% мирового экспорта;

 

в) около половины мирового товарооборота приходится на страны «Большой семерки»;

 

г) тенденция к постоянному росту удельного веса в МТТ присуща развивающимся странам. Но эта тенденция неодинаково проявляется в различных регионах развивающихся стран: растет удельный вес в мировом экспорте НИС Юго-Восточной Азии, возрастает доля Китая, намечается тенденция к снижению доли стран Африки (без ЮАР) в МТТ; снижается доля развивающихся стран Латинской Америки (за исключением Мексики, Бразилии, Аргентины и Чили);

 

д) с распадом СССР и СЭВ доля стран с переходной экономикой в МТТ резко снизилась, тенденцию удалось переломить только в начале ХХI в.

  • Основные потоки МТТ приходятся на взаимную торговлю передовых стран (61%), 27% — между этими странами и развивающимися государствами, 7% — между развивающимися странами, 5% — между странами с переходной экономикой и другими странами.
  • Особенностями товарной структуры МТТ (соотношение товарных групп в мировом экспорте) являются:

 

а) диверсификация потока товаров, вовлекаемых в МТТ;

 

б) увеличение удельного веса готовых изделий в целом и машинотехнической продукции в частности в МТТ под влиянием НТП, причем главными экспортерами и импортерами на этих товарных рынках выступают промышленно развитые страны;

 

в) сокращается доля МТТ сырьем и минеральным топливом, что связано со снижением роли сырьевых товаров в производстве развитых стран (в результате перехода в 80-е гг. к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспеченности сырьем (за счет интенсивного внедрения современных технологий в добывающие отрасли);

 

г) снижается удельный вес продовольствия из-за падения доли аграрного сектора в ВВП во всех группах стран, растущей самообеспеченности стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, падения цен.

 

Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX—XXI вв. свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ). В развитых странах доля сектора услуг в ВВП достигает 70 и более процентов. МТУ — специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6—7 раз и составляет 1,6 трлн. долларов. В мировом товарообороте доля услуг достигает более 20%. Кроме того, рост МТУ на 25% опережает рост МТТ. Поэтому МТУ оказывает все большее влияние на МТТ.

 

Основные отличия услуг от товаров в материальной форме заключаются в том, что, во-первых, они не осязаемы и невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

 

Этим обусловливаются особенности МТУ по сравнению с МТТ:

 

  • экспорт (импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;
  • в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны-продавца;
  • ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный товарооборот;
  • имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровнях.

 

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни, часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот, и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.

 

В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на виды:

 

  • транспорт;
  • поездки;
  • связь;
  • строительство;
  • страхование;
  • финансовые услуги;
  • компьютерные и информационные услуги;
  • роялти и другие лицензионные платежи;
  • другие бизнес-услуги (правовые, рекламные и др.);
  • лицензионные культурные и рекреационные услуги;
  • правительственные услуги.

 

ВТО выделяет следующие формы МТУ:

  • поставка услуг через границу, когда торговля происходит с территории одной страны на территорию другой (транспорт, связь);
  • перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм, образование и др.);
  • временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированных служащих или лиц определенных профессий: консультантов, инженеров, врачей);
  • коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковские, страховые, аудиторские, рекламные и другие услуги).

 

Факторы бурного роста МТУ:

 

  • длительный экономический подъем в большинстве стран, который привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм и платежеспособности населения;
  • увеличение доли услуг в структуре ВВП стран мира, особенно промышленно развитых;
  • НТП способствовал росту объемов производства, образованию новых видов услуг и расширению сфер их применения;
  • развитие международных экономических связей стран и форм международных экономических отношений (МЭО).

 

Особенности и тенденции на мировом рынке услуг:

 

  • Сокращение доли транспорта в экспорте услуг, связанное с падением доли перевозки грузов под влиянием уменьшения удельного веса сырья в МТТ; снижением фрахтовых ставок в условиях уменьшения спроса на перевозки.
  • Увеличение доли туризма за счет увеличения доходов населения, совершенствования средств транспорта и гостиничного хозяйства.
  • Наиболее динамично развивается сегмент «Особые частные услуги», в состав которого входят финансовые и разнообразные бизнес-услуги.
  • Сокращение доли официальных или правительственных услуг.
  • Увеличение инвестиций в сферу услуг. В США, Японии и ФРГ доля ПЗИ в сферу услуг других стран в начале 90-х гг. приблизилась к 50%.
  • Долгое время на мировом рынке услуг (кроме финансовых) действовали мелкие и средние фирмы, но в конце 70-х — начале 80-х гг. на нем стали доминировать ТНК. Поэтому степень монополизации мировой торговли услугами выше, чем международной торговли товарами.



Вопросы для самопроверки

 

  • Какие практические рекомендации в области внешней торговли давали меркантилисты, и из чего они исходили?
  • В чем значение и недостатки теорий абсолютных и сравнительных преимуществ?
  • Как теорема Хекшера—Олина объясняла причины международной торговли?
  • Как был разрешен парадокс Леонтьева?
  • Чем характеризуются подходы неотехнологической школы международной торговли?
  • Какую выгоду дает международная торговля ее участникам?
  • Как измеряется и характеризуется внешнеторговый оборот страны?
  • Назовите показатели участия страны в международной торговле.
  • Какие признаки имеют мировые цены?
  • Какие факторы способствовали развитию международной торговли в послевоенный период?
  • Обозначьте современные тенденции развития международной торговли товарами.
  • Какие особенности имеет международная торговля услугами по сравнению с международной торговлей товарами?
  • Назовите виды и формы международной торговли товарами.
  • Каковы тенденции развития современного мирового рынка услуг?

 

8.Государственное и международное регулирование внешней торговли

 

Тезисы

 

Сущность и цели внешнеторговой политики государства. Формы внешнеторговой политики. «Новый» протекционизм. Тарифное регулирование внешней торговли. Таможенный тариф и его функции. Таможенная пошлина. Классификация таможенных тарифов. Режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле как главный принцип деятельности ГАТТ/ВТО. Меры нетарифного регулирования.

 

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Принципы деятельности ГАТТ. Уругвайский раунд и его итоги. Всемирная торговая организация (ВТО) как преемница ГАТТ: цели, задачи, принципы, руководящие органы. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и ее роль в регулировании международной торговли. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Международная торговая палата (МТП). «ИНКОТЕРМС».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.01 с.)