Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. 1 международная экономическая интеграция и ее формы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(Аудиторная работа – 2 часа; самостоятельная работа – 6 часа).
Вопросы к обсуждению:
1. Сущность и причины возникновения международной экономической интеграции. 2. Основные формы международной экономической интеграции. 3. Европейская интеграция: эволюция и особенности на современном этапе. 4. Региональные интеграционные группировки в мировом хозяйстве. 5. Россия и мировые интеграционные группировки. Изучив данную тему, студент должен: Знать: роль международного разделения труда в возникновении и развитии процессов международной экономической интеграции; сущность и формы международной экономической интеграции; основные особенности современного экономического развития и состав участников Европейского Союза – наиболее развитой интеграционной группировки в мире; современное состояние интеграционных процессов в других регионах мира и на территории бывшего СССР, в которых участвует Россия. Уметь: выявлять предпосылки создания международных интеграционных объединений; оценивать выгоды, которые получает государство и деловые круги при развитии процессов международной экономической интеграции создании интеграционных объединений; оценивать роль и место России в развитии интеграционных процессов с интеграционными группировками в мировой экономике. Приобрести навыки экономического анализа интеграционных процессов между различными государствами и группами государств; определения преимуществ и недостатков различных форм международной экономической интеграции; выявления выгод интеграционных процессов для России.
При изучении темы необходимо: Читать учебники:
1. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / Н.В.Елова, Е.К.Муравьева, С.М.Панферова и др. -М.: Логос, 2000, гл.17. 2. Спиридонов И.А. Мировая экономика: М.: ИНФРА.М., 2001, гл. 6. 3. Мировая экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова. М.: ЮристЪ, 2007, гл. 12. 4. Россия: интеграция в мировую экономику / Под ред. Р.И.Зименкова. – М.: Финансы и статистика, 2002. 5. Россия и мир в начале ХХI века: новые вызовы и новые возможности / (отв. Ред. Н.А.Симония, А.И.Семенов, Г.Ю.Ознобищева); Секция международных отношений Отделения общественных наук РАН, - М.: Наука, 2007. - 291 с. 6. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации: сценарий до 2025 г./ Под общ. ред. С.А. Ситаряна; (отв. редактор А.Н. Барковский); Центр внешнеэконом. исслед. Института международных экономических и политических исследований. – М.: Наука, 2005. – 312с. 7. Мировая экономика и международный бизнес: учебник / кол. Авт.; под общ. ред. д-ра экон. Наук, проф. В.В.Полякова и д-ра экон. Наук, проф. Р.К.Щенина. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.: КНОРУС, 2007. – Гл. 3. 8. Мировая экономика и международный бизнес: практикум/ кол. Авт.: под общ. Ред. Проф. В.В.Полякова и проф. Р.К.Щенина. – М.: КНОРУС, 2007. – Гл. 3.
Акцентировать внимание на следующих понятиях:
– Международная экономическая интеграция (МЭИ) – Зона свободной торговли – Таможенный союз – Общий рынок – Экономический союз – Полная экономическая интеграция – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС); – Европейский Союз (ЕС); – Североамериканская Ассоциация свободной торговли (НАФТА); – Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР); – Содружество Независимых Государств (СНГ); – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС).
Методические указания к семинарскому занятию:
Готовясь к семинарскому занятию необходимо в первом вопросе уяснить, что международная экономическая интеграции является объективным экономическим процессом. В современных условиях страны могут достичь успехов в экономическом развитии только при условии включения их в систему международного разделения труда. Процесс международной экономической интеграции предоставляет возможность странам, активно действующим в системе МРТ, получить еще большую выгоду для экономического развития путем отмены таможенных и иных барьеров в движении товаров, капиталов и рабочей силы. Интеграция также помогает интегрирующимся странам в борьбе с общими проблемами – безработицей, проблемами в развитии сельского хозяйства, неравномерностью экономического развития различных регионов и другими. Во втором вопросе необходимо проанализировать основные формы международной экономической интеграции, их последовательность и эволюцию. На конкретных примерах из мирохозяйственной практики, следует показать, как через зону свободной торговли страны последовательно приходят к созданию таможенного союза, общего рынка, экономического союза и достигают полной экономической интеграции. В третьем вопросе темы необходимо познакомиться с историей создания и развития наиболее интенсивно развивающейся группировки - Европейского Союза. Составьте представление о том, какие страны стали инициаторами создания Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), как постепенно расширялся состав участников этого сообщества. Успешное развитие и расширение Европейского Союза было бы невозможно без существования органов управления всей группировкой в целом. Следует знать основное органы управления ЕС, а также их полномочия. Необходимо обратить внимание, как на количественные изменения в составе ЕС – его расширение, так и на качественные изменения – создание Единого Европейского экономического пространства и создание Валютного союза. Этапы формирования валютного союза и введение единой европейской валюты – евро, следует четко выделять и характеризовать. Используя материалы периодической печати, Интернет и другие источники, охарактеризуйте как преимущества использования единой европейской валюты и возникающие проблемы. В этом контексте следует также проанализировать выгоды и недостатки от введения «евро» для нашей страны. В четвертом вопросе темы проанализируйте интеграционные процессы, происходящие в других регионах мира, выясните их особенности и характерные черты. Особое внимание следует обратить на интеграционные процессы на постсоветском пространстве, какие государства входят в состав Содружества Независимых Государств и каковы основные проблемы функционирования этой интеграционной группировки. В пятом вопросе темы выясните, и охарактеризуйте отношения России с наиболее значимыми интеграционными группировками, такими как ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС. Целесообразно, в связи с недостатком времени, отведенном на изучение темы на семинарском занятии, отдельные проблемы заслушать в виде сообщений и докладов. Темы приведены в методических указаниях для самостоятельной работы.
Предлагаемые темы рефератов и докладов
1. Особенности международной интеграции в НАФТА. 2. Интеграционные процессы и их особенности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 3. Особенности интеграции в СНГ. 4. Проблемы европейской интеграции в современных условиях.
Вопросы для самопроверки знаний
1. Какие условия необходимо соблюдать при осуществлении международной экономической интеграции? 2. Какие признаки присущи МЭИ? 3. Каковы экономические последствия МЭИ? 4. Что собой представляет зона свободной торговли? 5. Какие признаки присущи таможенному союзу? 6. Какова сущность полной экономической интеграции? 7. Каковы причины возникновения европейской интеграции? 8. Сколько стран в настоящее время входит в ЕС? 9. Каковы отношения РФ с ЕС? 10. В какие интеграционные группировки входит РФ?
Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»)
1. Развитие процессов международной экономической интеграции обусловлено различиями в уровне экономического развития стран-участниц интеграционного процесса. 2. Оффшорная зона является формой международной экономической интеграции. 3. Валютный и экономический союзы создаются на основе функционирующего общего рынка интегрирующихся стран. 4. Таможенный союз предполагает свободное перемещение товаров и услуг между странами-участницами, а также наличие единого таможенного тарифа и единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. 5. Наиболее развитой интеграционной группировкой в мировом хозяйстве является НАФТА. 6. Европейский Союз представляет собой на современном этапе общий рынок. 7. Общая валюта стран ЕС – это ЭКЮ. 8. В 2002 году в европейский валютный союз добровольно не вошли Великобритания, Дания и Швеция. 9. В НАФТА входят СЩА, Канада и Мексика. 10. Российская Федерация входит в интеграционную группировку АТЭС.
Тесты для контроля знаний
1. Только экономическая интеграция характеризуется: а) расширением международного разделения труда; б) ростом объемов взаимной торговли; в) наличием единого механизма, регулирования социальных и экономических отношений; г) интернационализаций производства.
2. Первым шагом к образованию торгово-экономических блоков в мировой экономике стали: а) экономические союзы государств; б) зона свободной торговли; в) таможенные союзы; г) зоны совместного предпринимательства.
3. Объединение независимых государств, заключивших соглашение о свободной торговле с установлением общего внешнего таможенного тарифа в отношении третьих стран, - это: а) зона свободной торговли; б) свободная экономическая зона; в) таможенный союз; г) интеграционная группировка.
4. Какие из американских государств входят в состав интеграционной группировки МЕРКОСУР: а) США; д) Аргентина; б) Мексика; е) Чили; в) Панама; ж) Парагвай; г) Бразилия; и) Уругвай.
5. Какие страны не вошли добровольно в Европейскую валютную систему: а) Ирландия; д) Греция; б) Дания; е) Испания; в) Нидерланды; ж) Финляндия; г) Великобритания; з) Швеция.
6. Какие страны входят в интеграционную группировку НАФТА: а) Канада; д) Уругвай; б) Бразилия; е) Мексика; в) Аргентина; ж) Парагвай; г) США; з) Венесуэла.
7. Что из перечисленного не относится к формам международной экономической интеграции: а) зона свободной торговли; б) полная экономическая интеграция; в) экономический союз; г) свободная торговля.
8. Какая из стран не входит в «большую семерку»: а) Япония; д) Канада; б) Швеция; ж) Франция; в) Великобритания; з) Италия; г) США; и) ФРГ.
9. Из перечисленного ниже списка выберете государство, не входящее в состав Европейского союза: а) Великобритания; д) Швеция; б) Франция; е) Дания; в) ФРГ; ж) Бельгия; г) Норвегия; з) Нидерланды.
10. Введение единой денежно единицы в рамках интеграционной группировки относится к: а) зоне свободной торговли; б) полной экономической интеграции; в) экономическому союзу; г) таможенному союзу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.208.238 (0.006 с.) |