Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3.3. Экономические аспекты глобальных проблем.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(Аудиторная работа – 1 часа; самостоятельная работы – 6 часов)
Вопросы к обсуждению.
1. Сущность и особенности глобальных проблем в экономике. 2. Проблема преодоления бедности и отсталости и ее решение в мировом хозяйстве. 3. Продовольственная проблема в мировом хозяйстве. 4. Проблема природных ресурсов. 5. Экологическая проблема. 6. Демографическая проблема. 7. Новые и нарождающиеся проблемы. Изучив данную тему, студент должен: Знать: общую специфику глобальных проблем; – влияние глобальных проблем на мировую экономику; – пути решения глобальных проблем. Уметь: определять приоритеты в решении глобальных проблем; – анализировать пути решения глобальных проблем; – оценивать последствия глобализации мировой экономики. Приобрести навыки: анализа глобальных проблем; оценки последствий глобализации, как для мировой экономики, так и для отдельной страны.
При изучении темы необходимо: Читать учебники:
1. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. А.С.Булатова. М.: ЮристЪ, 2007, гл. 14. 2. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2003. гл. 2. 3. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. Проф. А.С.Булатова, проф. Н.Н.Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. – Гл. 3. 4. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. Акад. А.А.Дынкина / ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2007. – Гл. 1. 5. Мировое хозяйство: динамика, структура производства, мировые товарные рынки (второая половина ХХ – начало ХХI века): учеб.пособие / И.П.Фаминский. – М.: Магистр, 2007. – Гл. 5. 6. Россия в глобализирующемся мире: Политико-экономические очерки/Отв. ред.ак.Д.С.Львов. – М.: Наука, 2004. – (экономическая наука современной России), с. 41-83. 7. Россия: интеграция в мировую экономику / Под ред. Р.И.Зименкова. – М.: Финансы и статистика, 2002. Гл. 9. 8. Россия и мир в начале ХХI века: новые вызовы и новые возможности / (отв. Ред. Н.А.Симония, А.И.Семенов, Г.Ю.Ознобищева); Секция международных отношений Отделения общественных наук РАН, - М.: Наука, 2007. – с. 47 -61. 9. Стратегические ориентиры внешнеэкономических связей России в условиях глобализации: сценарий до 2025 г./ Под общ. ред. С.А. Ситаряна; (отв. редактор А.Н. Барковский); Центр внешнеэконом. исслед. Института международных экономических и политических исследований. – М.: Наука, 2005. – 312с.
Акцентировать внимание на следующих понятиях:
– «Демографический взрыв»; – Глобализация мировой экономики; – Конверсия военного производства; – «Планетарный разум»; – Социальные проблемы глобализации; – Стабилизация численности населения Земли; – Экологические проблемы глобализации; – Эффективное использование ресурсов Земли; – Демографическая проблема.
Методические указания к занятию:
Готовясь к семинарскому занятию, обоснуйте причины возникновения глобальных проблем, дайте их общую характеристику и приоритеты в их решении. Обратите внимание, что термин «глобалистика» был введен в научный оборот в 60-е, начале 70-х годов ХХ века. Именно в этот период мирохозяйственные связи стали испытывать воздействие глобальных проблем, и их решение стало настоятельной необходимостью всего мирового сообщества Глобальные проблемы характеризуются рядом общих признаков. Это, прежде всего, относится к тому, что они затрагивают интересы всего человечества, они нуждаются в срочном и неотложном решении, они тесно связаны друг с другом. Достаточно сложным вопросом является определение приоритетов в решении глобальных проблем. Далее, последовательно необходимо проанализировать: 1. Проблемы бедности и отсталости – выяснить причины отсталости стран «третьего мира», Последствия бедности и отсталости для мировой экономики. Пути решения глобальной проблемы бедности и отсталости. Роль международных организаций в решении проблемы бедности и отсталости. 2. Продовольственную проблему в мировой экономике. Дефицит продуктов питания в слаборазвитых странах. Возможности мирового производства продовольствия. Факторы, препятствующие росту мирового производства продовольствия. Мировая торговля продовольствием. Основные участники мирового рынка продовольствия. Особенности протекционизма в мировой торговле продовольствием. Роль ВТО в мировой торговле продовольствием. Деятельность ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН). Пути решения глобальной продовольственной проблемы. 3. Проблема природных ресурсов. Взаимосвязь энергетической и сырьевой проблем. Последствия энергетического и сырьевого кризисов. Пути решения сырьевой проблемы. 4. Экологическая проблема. Деградация окружающей природной среды. Проблема отходов. Пути решения экологической проблемы. 5. Демографическая проблема. Демографический взрыв в развивающихся странах. Пути решения демографических проблем. В заключение семинарского занятия следует уделить внимание проблеме глобализации мировой экономики. Необходимо выяснить причины этого процесса, понять его объективный характер. Следует уделить внимание анализу положительных и негативных последствий глобализации мировой экономики.
Предлагаемые темы рефератов и докладов:
1. Глобализация в мировом хозяйстве: сущность и особенности в современных условиях. 2. Антиглобализм - как явление в мировом хозяйстве
Вопросы для самопроверки знаний
1. Какие сферы трудовой деятельности затрагивает глобализация? 2. С какой целью и каким образом следует передавать знания по глобализации народом мира и России? 3. Какое значение имеет глобализация для поколения 2000-2025 гг.? Нужна ли она (глобализация) этому поколению? 4. Можно ли сказать, что глобализация носит оптимистический характер? 5. Каково состояние биологического разнообразия природы на Земле? 6. Расскажите об истощении озонового слоя и влиянии этого процесса на здоровье человека. 7. Что означает понятие «демографическая напряженность»? 8. К каким последствиям ведет «демографическая напряженность» в мире? 9. Назовите два основных демографических показателя. Как складывается их взаимодействие? 10. Перечислите причины, которые ведут к военным конфликтам? 11. Назовите принципы, лежащие в основе модели управляемого научно-организованного мироустройства XXI века. 12. Что такое «планетарный разум»? 13. Могут ли страны мира договориться сообща об эколго-социально-экономическом развитии всей планеты?
Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»):
1. Глобальные проблемы затрагивают интересы всего человечества. 2. Приоритетной глобальной проблемой является демографическая. 3. Международные организации играют существенную роль в решении глобальных проблем. 4. Проблемы бедности и отсталости успешно решаются. 5. Глобализация мировой экономики имеет не только положительные, но и негативные последствия. 6. Решение глобальных проблем в современном мире невозможно.
Тесты для контроля знаний
1. Назовите три основные глобальные сферы человеческой деятельности: а) Экологическая, социальная, экономическая. б) Медицинская, научная, спортивная. в) Банковская, финансовая, налоговая.
2. Глобальные проблемы Мировой экономики – это… а) решение жилищных вопросов в стране, определение ставки %, подсчет дифференциации доходов в стране. б) социальные, экологические, военные. в) наркомания, алкоголизм, СПИД.
3. Назовите два основных демографических показателя. а) занятость, безработица; б) рождаемость, смертность; в) ВВП (валовой внутренний продукт), НД (национальный доход).
4. Как оценивают специалисты экологическое состояние нашей планеты: а) катастрофическое; б) адекватное (нормальное); в) кризисное.
5. Какие ресурсы можно отнести к неисчерпаемым? а) энергия ветра, солнца, морских приливов; б) сырьевые: нефть, газ, каменный уголь; в) воздушные, водные.
6. Что означает принципиально новая жизнеспособная модель мироустройства? а) стабилизация численности населения, прекращение мирового экономического роста, отказ от войн и неприменение силы. б) рост численности населения Земли, интенсивное экономическое развитие, использование военной силы для устранения конфликтов. в) книгопечатание, самолетостроение, машиностроение.
7. Социальные проблемы глобализации – это… а) народонаселение, продовольствие, здравоохранение; б) поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественного отношения между нациями, поощрение и развитие уважения к правам человека; в) охрана окружающей среды; нравственное воспитание молодежи; борьба с коррупцией.
8. Экологические проблемы глобализации – это… а) загрязнение воздушного пространства, деградация почвы; дефицит пресной воды. б) сохранение государственных границ: запрещение идеологии господства одного государства над миром, развитие самобытных культур и народов мира. в) работа на приусадебном участке, консервирование продуктов, сбор грибов и ягод.
9. Конверсия военного производства – это… а) перевод ресурсов, производственных мощностей и людей из военной в гражданскую сферу; б) реорганизация военной отрасли; в) изменение отраслевой структуры производства.
Вопросы к экзамену по дисциплине "Мировая экономика".
1. Сущность и экономические основы мирового хозяйства. 2. Международное разделение труда и его формы. 3. Этапы становления и развития мирового хозяйства. 4. Субъекты мирового хозяйства. 5. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства (общая характеристика). 6. Земельные ресурсы в мировом хозяйстве. 7. Лесные ресурсы в мировом хозяйстве. 8. Водные ресурсы в мировом хозяйстве. 9. Ресурсы энергетического и минерального сырья в мировом хозяйстве. 10. Население и трудовые ресурсы в мировом хозяйстве. 11. Общая характеристика отраслевой структуры мирового хозяйства. 12. Отраслевая структура промышленности в мировом хозяйстве. 13. Аграрный сектор в мировом хозяйстве. 14. Сфера услуг в мировом хозяйстве. 15. Мировая транспортная система. 16. Система показателей уровня социально-экономического развития стран в мировом хозяйстве. 17. Классификация стран в мировом хозяйстве. 18. Место и роль России в мировом хозяйстве. 19. Классическая теория международной торговли. 20. Неоклассические теории международной торговли. 21. Неотехнологические теории международной торговли. 22. Теория международной конкуренции М.Портера. 23. Международная торговля: сущность, понятия и государственный протекционизм. 24. Таможенное обложение в международной торговле. 25. Нетарифные барьеры в международной торговле. 26. Ценообразование в мировой торговле. 27. Платежный баланс: сущность, принципы формирования и структура. 28. Особенности международной торговли товарами. 29. Особенности международной торговли услугами. 30. Сущность, причины и формы вывоза капитала. 31. Особенности вывоза капитала в предпринимательской форме. 32. Особенности мирового рынка ссудных капиталов и международный кредит. 33. Мировой рынок капиталов и деятельность транснациональных корпораций (ТНК). 34. Сущность и причины международной миграции рабочей силы. 35. Особенности экспорта и импорта рабочей силы для стран. 36. Мировые центры миграции рабочей силы.. 37. Государственное регулирование международной миграции рабочей силы. 38. Валютные отношения: понятие и особенности проявления. 39. Валютная система и особенности ее функционирования. 40. Этапы становления международной валютной системы и их. 41. сравнительная характеристика. 42. Валютный курс, как экономическая категория. Теории определения валютного курса. 43. Виды валютных курсов и факторы их определяющие. 44. Валютные рынки: понятие, структура, инструменты. 45. Виды валютных рынков. 46. Европейская валютная система 47. Международное сотрудничество и его формы 48. Основные формы международной экономической интеграции 49. Сущность, этапы становления и особенности интеграционных процессов в Европе 50. Международные экономические союзы других регионов мира 51. Международные экономические организации и их роль в мировом хозяйстве 52. Этапы становления, причины возникновения и цели функционирования международных экономических организаций 53. Особенности взаимоотношений РФ с некоторыми МЭО 54. Глобальные проблемы в мировом хозяйстве
Заключение
Методические указания для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика» призваны облегчить самостоятельную работу студентов при подготовке к семинарским занятиям в дополнение к тестам лекций и учебникам. Методические указания охватывают все темы, предусмотренные учебными планами. Они составлены по единой сложной системе, в соответствии с которой в каждой теме последовательно: – дается перечень вопросов, которые выносятся для обсуждения на семинарском занятии; – приводятся основные категории темы, знание которых необходимо для ее овладения; – приводится детальный перечень литературных источников, в которых студент может найти ответы на поставленные вопросы; – приводятся вопросы для самоконтроля, с помощью которых студент может проверить свои знания; – приводятся типовые задачи и числовые примеры, иллюстрирующие ту или иную ситуацию в мирохозяйственной практике; – приводятся темы докладов и рефератов; – приводятся тесты для самоконтроля знаний. Данные методические указания должны использоваться студентами вместе с методическими указаниями по организации самостоятельной работы студентов, где приводится детальный перечень всех видов самостоятельной работы студентов, включая подготовку к семинарским занятиям. Пользуясь дополнительными источниками и выступая с докладами на семинарском занятии, студенты получат навыки публичных выступлений. Таким образом, в комплексе, на семинарских занятиях получат необходимый объем знаний и компетенций, предусмотренный государственным образовательным стандартом.
Содержание Введение 2 МОДУЛЬ 1 Тема 1.1 Мировая экономика: становление, сущность и тенденции Тема 1.2.Основные черты мировой экономики 8 Тема 1.3.Классификация стран в мировом хозяйств 16 МОДУЛЬ 2. Тема 2.1 Теории международной торговли 23 Тема 2.2. Международная торговля и ее особенности 30 Тема 2.3. Международная миграция капиталов и ее характерные черты 43 Тема 2.4 Международная миграция рабочей силы 48 Тема2.5.Международные валютно-расчетные отношения 54 МОДУЛЬ 3. Тема 3.1 Международное сотрудничество и ее формы 62
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.61.142 (0.008 с.) |