Методические указания к практическому занятию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания к практическому занятию



 

При подготовке к семинарскому занятию, опираясь на знания, полученные при изучении предшествующих тем, следует в первом вопросе, объяснить причины международной торговли. Далее необходимо усвоить основные принципы осуществления внешней торговли, исходя из представлений классической школы. Следует на условном примере показать, как страны экономят ограниченные ресурсы. Участвуя во внешней торговле. Абсолютное различие в затратах производства товаров, существующее между странами, отражается на рыночных ценах. Важно подчеркнуть, сто различия в затратах производства товаров являются основой взаимовыгодности внешней торговли. Страна, участвуя во внешней торговле, отказываясь от производства товаров, которые другие страны могут производить дешевле, экономит ограниченные ресурсы. При этом не важно, что благодаря внешней торговли страны могут получать разную выгоду. Главное, что выгода существует для обеих торгующих стран.

При изучении второго вопроса темы обратите внимание, что абсолютное различие в затратах не производство товаров, существующее между странами, является частным случаем более общей ситуации. Сравнительное преимущество заключается в соотношении затрат, цен, а не в их абсолютной величине. Следует, так же, осмыслить значение понятия «альтернативная цена».

Для того чтобы далее хорошо ориентироваться в современных теориях внешней торговле, целесообразно решить несколько числовых примеров, иллюстрирующих абсолютные и сравнительные преимущества.

 

Выполнить задание:

 

1. Предположим, что США могут производить 3 компьютера или 3000 бочек вина, используя при этом одну единицу ресурсов. Франция может производить 1 компьютер или 5000 бочек вина, используя при этом также одну единицу ресурсов.

а) Приведёт ли специализация каждой страны к увеличению суммарного производства?

б) Данный пример иллюстрирует абсолютные или сравнительные преимущества?

в) Как будет выглядеть линия производственных возможностей США, если максимальное количество компьютеров, которое может быть произведено в этой стране, составляет 1000 шт.?

г) На этом же рисунке начертите линию торговых возможностей США, предполагая, что страна производит только компьютеры и продает их во Францию в обмен на вино (цена одного американского компьютера равна цене 2000 бочек французского вина).

д) Как будет выглядеть линия производственных возможностей Франции, если максимальное количество бочек вина, которое может быть произведено в этой стране, составляет 2 млн.?

е) На этом же рисунке начертите линию торговых возможностей Франции, предполагая, что страна производит только вино и продает его в США в обмен на компьютеры (цена одного американского компьютера равна 2000 бочек французского вина).

ж) Предположим, что один американский компьютер обменивается на 4000 бочек французского вина. Начертить новые линии торговых возможностей.

2. Предположим, что две страны (А и В) производят два товара – велосипеды и теннисные ракетки; обе страны используют общую валюту. В таблице показаны затраты труда на производство двух товаров в странах А и В.

 

  Затраты труда (часы на ед. прод.)
Страна А Страна В
Велосипеды    
Ракетки    

 

а) Какая страна обладает абсолютными преимуществами в производстве обоих товаров?

б) Рассчитайте для каждой страны альтернативные издержки производства велосипедов, выраженные в теннисных ракетках, и альтернативные издержки производства теннисных ракеток, выраженные в велосипедах.

в) Какая страна обладает сравнительными преимуществами в производстве велосипедов?

Предположим, что международная торговля между странами отсутствует. Каждая страна имеет 300 работников, занятых 40 часов в неделю. Первоначально в каждой стране половина работников занята в производстве велосипедов, а другая половина – в производстве теннисных ракеток.

г) Рассчитайте объемы производства велосипедов и теннисных ракеток в каждой стране и заполните таблицу.

 

 

  Объем производства (ед. в неделю)
Страна А Страна В Суммарный объем
Велосипеды      
Ракетки      

 

Предположим, что началась международная торговля. Специализация стран осуществляется следующим образом: страна, обладающая сравнительным преимуществом в производстве ракеток, выпускает только ракетки; другая страна выпускает велосипеды на уровне суммарного объема производства, имевшего место при отсутствии торговли, направляя оставшиеся трудовые ресурсы на выпуск ракеток.

д) Рассчитать объем производства велосипедов и теннисных ракеток в каждой стране и показать выгоды от международной торговли.

 

  Объем производства (ед. в неделю)
Страна А Страна В Суммарный объем
Велосипеды   -  
Ракетки      

 

3. Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна Б может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, используя также одну единицу ресурсов.

а) cтрана А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;

б) cтрана Б будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;

в) cтрана А не будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;

г) cтрана Б не будет экспортировать пшеницу импортировать уголь;

д) все предыдущие ответы не верны.

После выполнения заданий необходимо уяснить, что принцип сравнительных преимуществ, хотя и был разработан давно, имеет большое значение и в настоящее время. Более того, многие экономисты полагают, что принцип сравнительных преимуществ приобретает все большее значение в мировой торговле. Закон сравнительных преимуществ, открытый Д.Рикардо, демонстрирует простой и универсальный принцип осуществления свободной торговли и специализации стран мира. Подтверждением этого будет обсуждение 3-5 вопросов темы. Анализируя неоклассическую теорию внешней торговли, а так же современные альтернативные теории, необходимо выявить их сущность, характерные идеи и связь с классической теорией.

 

Вопросы для самопроверки знаний

 

1. Что такое «абсолютные преимущества» по А.Смиту?

2. В чем заключается ограниченность теории А.Смита?

3. Как Д.Рикардо определял сравнительные преимущества страны?

4. От каких факторов абстрагировался Д.Рикардо, определяя сравнительные преимущества?

5. Что является источником сравнительных преимуществ, в соответствие с теорией Хекшера-Олина?

6. В чем заключался парадокс В.В.Леонтьева?

7. Как В.В.Леонтьев объяснил выявленный им парадокс?

8. Как в современных условиях можно использовать теорему Рыбчинского?

9. Что является источником сравнительных преимуществ в неотехнологических теориях?

10. Какова роль государства в неотехнологических теориях?

11. Каковы основные элементы «ромба национальных преимуществ» М. Познера?

 

Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»):

 

1. Главный вопрос всех теорий международной торговли – это вопрос о ее выгодах.

2. Согласно теории абсолютных преимуществ, страна экспортирует те товары, которые она производит с большими затратами труда, а импортирует те товары, которые производят с большими затратами труда другие страны.

3. Если какая либо страна может поставлять нам товар дешевле, чем мы можем изготовлять его, то лучше покупать его у нее в обмен на некоторую долю продукции нашей промышленности, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.

4. Согласно теории сравнительных преимуществ, страна для получения выгод внешней торговли должна поощрять вывоз товаров из страны и ограничивать ввоз товаров.

5. Выигрыш от торговли – это экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество.

6. Выгоды внешней торговли могут быть различными для торгующих стран.

7. Внешняя торговля обеспечивает странам экономию ограниченных ресурсов.

8. Закон сравнительных преимуществ не действует в современных условиях.

9. Теорема HOS была сформулирована в 19 веке.

10. «Ромб национальных преимуществ» М.Портера иллюстрирует конкурентные преимущества страны в международной торговле.

11. Основным источником сравнительных преимуществ Э.Хекшер и Б.Олин считали наделенность страны факторами производства.

12. Все современные неотехнологические теории связывают наличие сравнительных преимуществ у страны с использованием достижений НТП в производстве.

 

Тесты для контроля знаний

 

1. Абсолютное преимущество – это:

а) способность производить товары или услуги с меньшими альтернативными затратами;

б) способность производить товары или услуги с меньшими затратами на единицу продукции;

в) способность одной страны производить больше другой;

г) способность одной страны производить товар, который не может быть изготовлен в другой стране.

 

2. Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, то это означает, что она:

а) имеет сравнительное преимущество в его производстве;

б) производит его в больших количествах;

в) производит его с меньшими издержками, чем другие страны;

г) производит товар, который в других странах не производиться.

 

3. Принцип сравнительных преимуществ требует, чтобы конкретный товар производился той страной, которая:

а) имеет наибольшие альтернативные издержки, связанные с его изготовителем;

б) располагает более совершенными технологиями его производства;

в) располагает более квалифицированными кадрами;

г) производит большее количество товара на единицу ресурсов;

д) имеет наименьшие альтернативные издержки, связанные с его изготовлением.

4. Установить соответствие классических теоретических положений, на которых базируется МРТ:

 

Теория А. Смита А.Теория спроса и предложения Б.Меркантилистские теории В.Теория абсолютных преимуществ Г.Теория относительных преимуществ Д.Теория факторных условий
Теория Д. Риккардо
Теория Хекшер-Олина
Альфред Маршалл

 

5. Если Франция экспортирует в Англию вино, а Англия экспортирует во Францию текстиль, то повышение цены на вино относительно цены на текстиль означает:

а) улучшение условий торговли для Франции;

б) изменение угла наклона линии торговых возможностей Франции;

в) изменение угла наклона линии торговых возможностей Англии;

г) все предыдущие ответы верны;

д) верны только ответы а) и б).

 

6. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина:

а) приводит к сокращению международной торговли;

б) приводит к повышению цен;

в) приносит доходы в госбюджет;

г) способствует снижению жизненного уровня в стране;

д) все предыдущие ответы верны.

 

7. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал:

а) Томас Мальтус;

б) Адам Смит;

в) Пол Самуэльсон;

г) Давид Риккардо;

д) Альфред Маршалл.

 

8. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:

а) защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции;

б) увеличения внутренней занятости;

в) предотвращения демпинга;

г) обеспечения обороны страны;

д) все предыдущие ответы верны.

 

9. Страны А и Б производят следующие количества товаров Х и Y (в единицах)

 

  Товар Х Товар Y
Страна А    
Страна Б    

 

Если каждая страна специализируется на основе принципа сравнительного преимущества, то обменный коэффициент (условия торговли) составит:

а) 1 ед. Х за 1 1/3 ед. Y;

б) 1 ед. Х за 2 ед. Y;

в) 1 ед. Х за 1 ед. Y;

г) от 1 до 1 1/3 ед. Х за 1 ед. Y;

д) от 1/2 до 3/4 ед. Х за 1 ед. Y.

 

10. Какая из следующих форм торговых барьеров не является существенным препятствием для свободной торговли:

а) пошлина на импорт;

б) добровольные экспортные ограничения;

в) импортная квота;

г) лицензии на экспорт и импорт;

д) все предыдущие ответы не верны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.049 с.)