Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. Основные черты мировой экономики.

Поиск

 

 

(Аудиторная работа – 1 час; самостоятельная работа – 10 часов).

 

Вопросы к обсуждению:

 

1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

1.1.Классификация природных ресурсов. МХ.

1.2.Земельные ресурсы в мировом хозяйстве.

1.3.Водные ресурсы в мировом хозяйстве.

1.4.Лесные ресурсы в мировом хозяйстве.

1.5.Минеральные ресурсы в мировом хозяйстве.

1.6.Энергетические ресурсы в мировом хозяйстве.

2. Население и трудовые ресурсы в мировом хозяйстве.

3. Отраслевая структура в мировом хозяйстве.

3.1.Добывающие отрасли в мировом хозяйстве.

3.2.Обрабатывающие отрасли в мировом хозяйстве.

3.3.Сфера услуг в мировом хозяйстве.

3.4.Агропромышленный комплекс в мировом хозяйстве.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать основные критерии классификации природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства; основные виды природных ресурсов, их запасы по странам и регионам; общую характеристику отраслевой структуры мирового хозяйства; особенности функционирования различных сфер мирового хозяйства.

Уметь оценивать место страны в мировом хозяйстве, исходя из имеющихся природных ресурсов; сопоставлять и сравнивать запасы, добычу и использование отдельных видов ресурсов в разных странах и мировом хозяйстве; оценивать перспективы развития отраслевой структуры мирового хозяйства, в целом, и отдельных ее секторов.

Приобрести навыки работы со статистическими данными, характеризующими запасы, добычу и использования природных ресурсов по странам и в мировом хозяйстве; анализа состояния и перспектив развития отраслевой структуры мирового хозяйства.

 

При изучении темы необходимо:

Читать учебники:

 

1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2000.гл.3, 4, 5, 6.

2. Спиридонов И.А. Мировая экономика: М.: ИНФРА М 2004., гл.1, 2.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2003. гл.10, 11, 12.

4. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999, гл.2, 3, 4.

5. Зырянова И.И. Мировая экономика. Учеб.пособие, Красноярск. 2008, т.1.2.

6. Мировая экономика: прогноз до 2020 / под ред. Акад. А.А.Дынкина/ ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2007, гл. 4.

7. Ведение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие / Е.Н.Смирнов. – М.: КНОРУС, 2008. – Разд. 1,2.

 

 

Акцентировать внимание на следующих понятиях:

 

– Прогнозные запасы полезных ископаемых;

– Разведанные запасы полезных ископаемых;

– Достоверные запасы полезных ископаемых;

– Земельные ресурсы в мировом хозяйстве;

– Водные ресурсы в мировом хозяйстве;

– Лесные ресурсы в мировом хозяйстве;

– Минеральные ресурсы в мировом хозяйстве;

– Энергетические ресурсы в мировом хозяйстве;

– Трудовые ресурсы в мировом хозяйстве;

– Демографическая ситуация в мировом хозяйстве;

– Естественный прирост населения;

– Коэффициент рождаемости (смертности);

– Воспроизводство населения и его типы;

– Профессионально-квалификационная структура рабочей силы;

– Отраслевая структура;

– Первичные отрасли

– Вторичные отрасли;

– Третичные отрасли

– Агропромышленный комплекс;

– «Зеленая революция»

– Машиностроительный комплекс;

– Постиндустриальная экономика;

– Информационные технологии;

– Добывающая промышленность;

– Информационная экономика

– Обрабатывающая промышленность.

В силу того, что на лекцию по данной теме учебным планом предусмотрено всего 2 часа, основная нагрузка по изучению темы подает на семинарские занятия (3 занятия – 6 часов) и самостоятельную работу студентов(16 часов). В форме докладов, сообщений и выступлений на семинарских занятиях следует проработать следующие вопросы.

 

Методические указания к занятию.

 

Вопросы:

1. Классификация природных ресурсов в мировом хозяйстве. Общая характеристика.

2. Характеристика земельных ресурсов в мировом хозяйстве;

3. Характеристика водных ресурсов в мировом хозяйстве;

4. Характеристика лесных ресурсов в мировом хозяйстве;

5. Характеристика минеральных ресурсов в мировом хозяйстве;

6. Характеристика энергетических ресурсов в мировом хозяйстве.

Готовясь к семинарскому занятию, обратите внимание на то, что современная наука предлагает, при классификации природно-ресурсного потенциала, мирового хозяйства использовать различные критерии, знание которых обязательно. После того, как все основные критерии оценки ресурсов будут детально проанализированы, следует приступить к характеристике отдельных их видов. Традиционно, анализ начинают с характеристики земельных ресурсов в мировом хозяйстве. Необходимо обратить внимание на величину общих запасов земельных ресурсов в мировом хозяйстве, наделенность каждой страны этим видом ресурса, структуру земельных ресурсов и основные проблемы рационального использования.

При характеристике водных ресурсов следует обратить внимание на соотношение запасов пресной и соленой воды в мировом хозяйстве, запасы воды в каждой стране, а также, особенности водопользования в мировом хозяйстве и в РФ. Далее следует акцентировать внимание на проблемы рационального использования этого вида ресурса.

Характеризуя лесные ресурсы в мировом хозяйстве, следует выделить три основных показателя оценки лесных ресурсов и их расчет (общая площадь лесов, лесистость, запасы древесины на корню). Определить страны, обладающие этим видом ресурсов в большом количестве и основные направления рационального использования лесных ресурсов в мировом хозяйстве.

Анализируя запасы минеральных ресурсов в мировом хозяйстве, следует выделить стандартную их классификацию (деление на рудные, нерудные и строительные материалы и камни), а затем дать детальное описание каждой группы. Необходимо выделить страны, обладающие запасами ресурсов из каждой группы наибольшим размером и выделить основные направления рационального использования того или иного ресурса.

В заключение рассмотрения первого вопросы, рассматриваются энергетические ресурсы в мировом хозяйстве: их общая классификация, запасы в мире и по странам, проблемы рационального использования и взаимозамещения.

 

Методические указания к занятию.

 

Вопросы:

1. Общая оценка численности населения в мировом хозяйстве и по странам;

2. Демографическая ситуация в мировом хозяйстве и по группам стран;

3. Типы воспроизводства населения, используемые при оценке динамики численности населения (особенности по группам стран);

4. Оценка состояния трудовых ресурсов (численность, структуру, тенденции развития);

5. Основные направления рационального использования трудов ресурсов в мировом хозяйстве.

Готовясь к семинарскому занятию, следует обратить внимание на основные параметры численности населения в мировом хозяйстве и их динамику за последние годы, а также распределение численности населения по группам стран и в каждой стране.

При изучении этого вопроса необходимо узнать основные показатели, используемые при оценке и анализе демографической ситуации в стране (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста и убыли населения) и научится их рассчитывать. Проанализировать значения этих показателей по группам стран и в каждой стране.

Далее следует проанализировать основные типы воспроизводства населения (классический, современный, депопуляция) и их наличие по группам стран и в каждой стране. При изучении типов воспроизводства необходимо узнать основные направления изменения демографической ситуации по группам стран и в отдельных странах.

После того, как будет проанализирована демографическая ситуация в мировом хозяйстве можно перейти к анализу состояния трудовых ресурсов и их рационального использования как в целом, в мировом хозяйстве, так и по группам стран и в отдельной стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.006 с.)