Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.2. Основные черты мировой экономики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(Аудиторная работа – 1 час; самостоятельная работа – 10 часов).
Вопросы к обсуждению:
1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. 1.1.Классификация природных ресурсов. МХ. 1.2.Земельные ресурсы в мировом хозяйстве. 1.3.Водные ресурсы в мировом хозяйстве. 1.4.Лесные ресурсы в мировом хозяйстве. 1.5.Минеральные ресурсы в мировом хозяйстве. 1.6.Энергетические ресурсы в мировом хозяйстве. 2. Население и трудовые ресурсы в мировом хозяйстве. 3. Отраслевая структура в мировом хозяйстве. 3.1.Добывающие отрасли в мировом хозяйстве. 3.2.Обрабатывающие отрасли в мировом хозяйстве. 3.3.Сфера услуг в мировом хозяйстве. 3.4.Агропромышленный комплекс в мировом хозяйстве. Изучив данную тему, студент должен: Знать основные критерии классификации природно-ресурсного потенциала мирового хозяйства; основные виды природных ресурсов, их запасы по странам и регионам; общую характеристику отраслевой структуры мирового хозяйства; особенности функционирования различных сфер мирового хозяйства. Уметь оценивать место страны в мировом хозяйстве, исходя из имеющихся природных ресурсов; сопоставлять и сравнивать запасы, добычу и использование отдельных видов ресурсов в разных странах и мировом хозяйстве; оценивать перспективы развития отраслевой структуры мирового хозяйства, в целом, и отдельных ее секторов. Приобрести навыки работы со статистическими данными, характеризующими запасы, добычу и использования природных ресурсов по странам и в мировом хозяйстве; анализа состояния и перспектив развития отраслевой структуры мирового хозяйства.
При изучении темы необходимо: Читать учебники:
1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2000.гл.3, 4, 5, 6. 2. Спиридонов И.А. Мировая экономика: М.: ИНФРА М 2004., гл.1, 2. 3. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2003. гл.10, 11, 12. 4. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: Учебное пособие для студентов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999, гл.2, 3, 4. 5. Зырянова И.И. Мировая экономика. Учеб.пособие, Красноярск. 2008, т.1.2. 6. Мировая экономика: прогноз до 2020 / под ред. Акад. А.А.Дынкина/ ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2007, гл. 4. 7. Ведение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие / Е.Н.Смирнов. – М.: КНОРУС, 2008. – Разд. 1,2.
Акцентировать внимание на следующих понятиях:
– Прогнозные запасы полезных ископаемых; – Разведанные запасы полезных ископаемых; – Достоверные запасы полезных ископаемых; – Земельные ресурсы в мировом хозяйстве; – Водные ресурсы в мировом хозяйстве; – Лесные ресурсы в мировом хозяйстве; – Минеральные ресурсы в мировом хозяйстве; – Энергетические ресурсы в мировом хозяйстве; – Трудовые ресурсы в мировом хозяйстве; – Демографическая ситуация в мировом хозяйстве; – Естественный прирост населения; – Коэффициент рождаемости (смертности); – Воспроизводство населения и его типы; – Профессионально-квалификационная структура рабочей силы; – Отраслевая структура; – Первичные отрасли – Вторичные отрасли; – Третичные отрасли – Агропромышленный комплекс; – «Зеленая революция» – Машиностроительный комплекс; – Постиндустриальная экономика; – Информационные технологии; – Добывающая промышленность; – Информационная экономика – Обрабатывающая промышленность. В силу того, что на лекцию по данной теме учебным планом предусмотрено всего 2 часа, основная нагрузка по изучению темы подает на семинарские занятия (3 занятия – 6 часов) и самостоятельную работу студентов(16 часов). В форме докладов, сообщений и выступлений на семинарских занятиях следует проработать следующие вопросы.
Методические указания к занятию.
Вопросы: 1. Классификация природных ресурсов в мировом хозяйстве. Общая характеристика. 2. Характеристика земельных ресурсов в мировом хозяйстве; 3. Характеристика водных ресурсов в мировом хозяйстве; 4. Характеристика лесных ресурсов в мировом хозяйстве; 5. Характеристика минеральных ресурсов в мировом хозяйстве; 6. Характеристика энергетических ресурсов в мировом хозяйстве. Готовясь к семинарскому занятию, обратите внимание на то, что современная наука предлагает, при классификации природно-ресурсного потенциала, мирового хозяйства использовать различные критерии, знание которых обязательно. После того, как все основные критерии оценки ресурсов будут детально проанализированы, следует приступить к характеристике отдельных их видов. Традиционно, анализ начинают с характеристики земельных ресурсов в мировом хозяйстве. Необходимо обратить внимание на величину общих запасов земельных ресурсов в мировом хозяйстве, наделенность каждой страны этим видом ресурса, структуру земельных ресурсов и основные проблемы рационального использования. При характеристике водных ресурсов следует обратить внимание на соотношение запасов пресной и соленой воды в мировом хозяйстве, запасы воды в каждой стране, а также, особенности водопользования в мировом хозяйстве и в РФ. Далее следует акцентировать внимание на проблемы рационального использования этого вида ресурса. Характеризуя лесные ресурсы в мировом хозяйстве, следует выделить три основных показателя оценки лесных ресурсов и их расчет (общая площадь лесов, лесистость, запасы древесины на корню). Определить страны, обладающие этим видом ресурсов в большом количестве и основные направления рационального использования лесных ресурсов в мировом хозяйстве. Анализируя запасы минеральных ресурсов в мировом хозяйстве, следует выделить стандартную их классификацию (деление на рудные, нерудные и строительные материалы и камни), а затем дать детальное описание каждой группы. Необходимо выделить страны, обладающие запасами ресурсов из каждой группы наибольшим размером и выделить основные направления рационального использования того или иного ресурса. В заключение рассмотрения первого вопросы, рассматриваются энергетические ресурсы в мировом хозяйстве: их общая классификация, запасы в мире и по странам, проблемы рационального использования и взаимозамещения.
Методические указания к занятию.
Вопросы: 1. Общая оценка численности населения в мировом хозяйстве и по странам; 2. Демографическая ситуация в мировом хозяйстве и по группам стран; 3. Типы воспроизводства населения, используемые при оценке динамики численности населения (особенности по группам стран); 4. Оценка состояния трудовых ресурсов (численность, структуру, тенденции развития); 5. Основные направления рационального использования трудов ресурсов в мировом хозяйстве. Готовясь к семинарскому занятию, следует обратить внимание на основные параметры численности населения в мировом хозяйстве и их динамику за последние годы, а также распределение численности населения по группам стран и в каждой стране. При изучении этого вопроса необходимо узнать основные показатели, используемые при оценке и анализе демографической ситуации в стране (коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста и убыли населения) и научится их рассчитывать. Проанализировать значения этих показателей по группам стран и в каждой стране. Далее следует проанализировать основные типы воспроизводства населения (классический, современный, депопуляция) и их наличие по группам стран и в каждой стране. При изучении типов воспроизводства необходимо узнать основные направления изменения демографической ситуации по группам стран и в отдельных странах. После того, как будет проанализирована демографическая ситуация в мировом хозяйстве можно перейти к анализу состояния трудовых ресурсов и их рационального использования как в целом, в мировом хозяйстве, так и по группам стран и в отдельной стране.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.59 (0.006 с.) |