Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1.Становление и сущность мирового хозяйства

Поиск

Введение

Методические указания для практических и семинарских занятий по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» (Б 3.Б.6) выполнены в соответствие с ФГОС ВПО-3 для укрупненной группы 080000 «Экономика и управление», направление 080100 «Экономика», профиль подготовки бакалавров «Экономика предприятий и организаций».

При создании методических указаний, автор руководствовался «Положением об электронных образовательных ресурсах Сибирского федерального университета», Рабочей программой дисциплины и имеющимися учебниками и учебными пособиями.

Практические (семинарские занятия) по дисциплине «Мировая экономика и международные отношения» предусмотрены учебным планом и графиком изучения дисциплины и представляют собой одну из форм учебных занятий, наряду с лекциями. На практических (семинарских) занятиях проверяются, закрепляются и углубляются знания студентов. В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты приобретают навыки и умения самостоятельной работы над литературой, учатся самостоятельно анализировать процессы и явления, происходящие в мировом хозяйстве.

Методические указания охватывают все темы, предусмотренные учебными планами. Они составлены по единой сложной системе, в соответствии с которой в каждой теме последовательно:

– дается перечень вопросов, которые выносятся для обсуждения на семинарском занятии;

– приводятся основные категории темы, знание которых необходимо для ее овладения;

– приводится детальный перечень литературных источников, в которых студент может найти ответы на поставленные вопросы;

– приводятся вопросы для самоконтроля, с помощью которых студент может проверить свои знания;

– приводятся типовые задачи и числовые примеры, иллюстрирующие ту или иную ситуацию в мирохозяйственной практике;

– приводятся темы докладов и рефератов;

– приводятся тесты для самоконтроля знаний.

Данные методические указания должны использоваться студентами вместе с методическими указаниями по организации самостоятельной работы студентов, где приводится детальный перечень всех видов самостоятельной работы студентов, включая подготовку к семинарским занятиям. Пользуясь дополнительными источниками и выступая с докладами на семинарском занятии, студенты получат навыки публичных выступлений. Таким образом, в комплексе, на семинарских занятиях получат необходимый объем знаний и компетенций, предусмотренный государственным образовательным стандартом.

 

Модуль 1.Становление и сущность мирового хозяйства

 

Предлагаемые темы рефератов и докладов

 

1. Великие географические открытия и их роль в развитии мировой торговли.

2. Международная специализация производства: сущность, формы, показатели и тенденции развития.

3. Международная кооперация производства: сущность, формы и тенденции развития.

4. Совместные предприятия, как форма международной кооперации.

5. Особенности возникновения и функционирования совместных предприятий в России.

 

Вопросы для самопроверки знаний

 

6. Какие факторы свидетельствовали о том, что к началу ХХ века мировое хозяйство сформировалось как целостная система?

7. По каким признакам выделяют этапы развития мирового хозяйства?

8. Что является предпосылками формирования условий автаркии?

9. Какие виды международной специализации выделяют?

10. Какие показатели используют для определения отраслей международной специализации?

11. Какие виды международного кооперирования существуют в мировом хозяйстве?

12. В каких формах проявляется интернационализация производства?

13. Каковы условия существования открытой экономики?

14. Каковы основные черты современного мирового хозяйства?

15. Чем обусловлено существование многосекторности мирового хозяйства?

16. Кого относят к субъектам мирового хозяйства?

 

Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»):

 

1. Сложившаяся между странами по разным причинам неравномерность разделения факторов производства является первичным условием развития МРТ?

2. Рост национального дохода в одной стране в условиях глобализации мировой экономики способствует росту национального дохода в других странах?

3. Автаркия является синонимом открытости национальной экономики?

4. Открытой экономикой является такая модель, развитие которой существенно зависит от внешнеторговых факторов?

5. Глобализация мировой экономики имеет не только положительные, но и отрицательные последствия.

6. Мировая экономика – это совокупность национальных экономик?

7. Международная специализация производства обязательно сопровождается международной кооперацией производства?

8. Совместные предприятия являются методом международной кооперации производства?

 

Тесты для контроля знаний

 

1. Какое из перечисленных ниже определений соответствует понятию «Мировая экономика»?

а) сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделению труда;

б) система кредитных отношений между странами;

в) совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой обменом товаров, услуг и движением факторов производства;

г) объединение стран в международные экономические организации.

 

2. Политика страны, заключающаяся в добровольной самоизоляции экономики от мирового хозяйства, это:

а) автономия;

б) автаркия;

в) федерация;

г) конфедерация.

 

3. Удельный вес товара в мировом экспорте составляет 11%. Удельный вес данного товара в экспорте страны составляет 6%, какой показатель можно рассчитать на основе указанных данных?

а) коэффициент темпов роста МРТ;

б) экспортную квоту;

в) коэффициент относительной экспортной специализации;

г) коэффициент покрытия.

 

4. Время начала формирования мирового хозяйства, как правило, датируется;

а) концом ХІХ века;

б) началом ХVІІІ века;

в) ХV – ХVІ века;

г) серединой ХХ века.

 

5. Основными формами международного разделения труда являются:

а) общее;

б) частное;

в) международная специализация;

г) единичное;

д) международная кооперации;

е) подетальное.

 

6. Объективной основой развития мирового хозяйства является:

а) экономическая политика государств;

б) международное разделение труда;

в) развитие международных организаций;

г) экономические связи между странами.

 

7. Совокупность взаимодействующих национальных экономик всех стран мира и международных экономических отношений – это:

а) мировое производство;

б) мировое хозяйство;

в) мировой рынок.

 

8. Современные мирохозяйственные связи базируются на:

а) тотальном преобладании рыночных отношений;

б) ограниченном распространении рыночных отношений;

в) преобладание политических соглашений;

г) на усиление роли антитеррористических соглашений.

 

9. Форма участия страны в МРТ при условии производства продукции сверх внутренних потребностей:

а) международное разделение труда;

б) международная кооперация;

в) отраслевое разделение труда;

г) международная специализация производства.

 

10. Форма объединения труда на различных стадиях производства и реализации товара и услуг называется:

а) МРТ;

б) производительным сотрудничеством;

в) международной кооперацией;

г) импортозамещением;

д) международной специализацией.

 

 

Вопросы для самопроверки знаний

 

1. Какие отрасли в мировом хозяйстве относятся к группе первичных отраслей?

2. Какие отрасли в мировом хозяйстве относят к группе вторичных отраслей?

3. В чем особенности формирования отраслевой структуры мирового хозяйства в современных условиях?

4. На какие группы делится машиностроительный комплекс в мировом хозяйстве?

5. Что собой представляет понятие «АПК», и какие отрасли в него входят?

6. В чем разница в отраслевой структуре развитых и развивающихся стран?

7. Структура в АПК в мировом хозяйстве?

8. Каковы основные элементы мировой транспортной системы?

9. Каковы особенности развития сферы услуг в мировом хозяйстве?

10. Какие страны лидируют в сфере услуг в мировом хозяйстве?

11. Каковы основные направления интенсификации АПК в мировом хозяйстве?

12. В чем особенность залегания основных запасов нефти в мировом хозяйстве?

13. Каковы проблемы использования земельных ресурсов в мировом хозяйстве?

14. В чем разница между водопотреблением в мировом хозяйстве и РФ? Почему?

15. Каковы основные показатели, характеризующие лесные ресурсы в мировом хозяйстве?

16. В чем особенность залегания минеральных ресурсов в мировом хозяйстве?

17. По запасам, каких видов природных ресурсов РФ занимает ведущие позиции в мире?

18. Что означают понятия «классический» и «современный» типы воспроизводства населения, а что «депопуляция»?

19. Какова численность населения в мире в настоящее время, и какие страны имеют самую большую численность населения?

20. Какова ситуация с обеспеченностью трудовыми ресурсами в разных группах стран в мировом хозяйстве?

21. Какие изменения произошли в отраслевой структуре занятости в развитых странах в последнее время?

22. На каком месте в мире по численности населения находится РФ в настоящее время?

23. Какие ресурсы формируют понятие «первичные энергоресурсы»?

24. В чем особенность угледобычи в мировом хозяйстве?

 

Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»).

 

1. Земельные ресурсы в мировом хозяйстве имеются в избыточном количестве?

2. Направления водопользования в РФ совпадают с направлениями водопользования в мировом хозяйстве.

3. По показателю лесистости Россия находится на первом месте в мире.

4. Большая часть мировых запасов нефти находится в Российской Федерации.

5. По угледобыче лидирует в мировом хозяйстве Украина.

6. По запасам газа в мировом хозяйстве лидируют страны Ближнего Востока.

7. Большая часть запасов минерального сырья располагается в развитых странах.

8. Развитым странам присущ «классический» тип воспроизводства населения.

9. США находятся на первом месте по численности населения в мировом хозяйстве.

10. «Демографическая весна» - тип воспроизводства населения, который существует в развивающихся странах.

11. К добывающим отраслям в мировом хозяйстве относится сельское хозяйство.

12. В современных условиях постоянно увеличивается доля добывающих отраслей в мировом хозяйстве.

13. Сфера услуг наиболее быстрыми темпами развивается в развивающихся странах.

14. В современных условиях, в станкостроении лидируют США и Канада.

15. «Зеленая революция» представляет собой комплексное понятие, характеризующее интенсификацию сельского хозяйства в современных условиях.

 

Тесты для контроля знаний

 

1. Закончите фразу: «Самыми богатыми запасами природного газа среди зарубежных стран обладают…» (выбрать верную строку):

а) Саудовская Аравия, Нигерия, Ирак, Германия;

б) Россия, США, Канада, Нидерланды;

в) Иран, Саудовская Аравия, США, Алжир.

 

2. Отметьте, какие страны обладают крупнейшими в мире запасами угля (выбрать верную строку):

а) Китай, США, Россия;

б) США, Россия, Австралия:

в) Китай, Россия, Австралия.

 

3. Назовите три страны мира, которые являются крупнейшими производителями угля (выбрать верную строку):

а) США, Россия, Индия;

б) Китай, ЮАР, Украина;

в) Китай, США, Россия.

 

4. Назовите три страны мира, которые являются крупнейшими производителями нефти (выбрать верную строку):

а) США, Россия, Индия;

б) Саудовская Аравия, США, Россия;

в) Китай, США, Саудовская Аравия.

 

5. Отметьте две страны, обладающие крупнейшими в мире запасами нефти:

а) Алжир;д ) Гватемала;

б) Габон; е)Саудовская Аравия;

в) Россия; ж) Ливия;

г) Чили; з) США.

6. Пять стран, в недрах которых сосредоточено 100 млрд. т. нефти (или 2/3 от всех разведанных запасов):

а) Россия; е) Саудовская Аравия;

б) Кувейт; ж) США;

в) Китай; з) Ирак;

г) Венесуэла; и) ОАЭ

д) Иран; к) Норвегия.

 

7. Первые пять мест в мировом спросе на первичные энергоресурсы:

а) уголь; e) нефть;

б) торф; ж) атомная энергия;

в) гидроэнергия; з) энергия ветра;

г) природный газ; и) солнечная энергия.

 

8. Современная демографическая ситуация в Росси характеризуется:

а) ростом числа родившихся;

б) сокращением смертности среди населения;

в) депопуляцией;

г) снижением ожидаемой продолжительности жизни;

д) увеличением продолжительности жизни.

 

9. Продолжительная тенденция «старения» населения характерна для следующих групп стран:

а) развивающиеся страны;

б) промышленно-развитые страны;

в) страны с переходной экономикой;

г) Россия.

 

10. Характерные тенденции распределения ЭАН в промышленно развитых странах:

а) рост ЭАН в сельском хозяйстве;

б) уменьшение и стабилизация ЭАН в сельском хозяйстве;

в) рост занятых в промышленности и строительстве;

г) рост занятых в сфере услуг.

 

 

Вопросы к обсуждению.

 

1. Основные макроэкономические показатели уровня социально-экономического развития стран в мировом хозяйстве.

2. Развитые страны: характерные черты и место в мировом хозяйстве.

3. Развивающиеся страны: характерные черты и место в мировом хозяйстве.

4. Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве.

5. Россия, ее место и роль в мировом хозяйстве.

Изучив данную тему, студент должен:

Знать: основные макроэкономические показатели уровня социально-экономического развития стран в мировом хозяйстве; существующую стандартную классификацию стран; характерные черты и признаки каждой группы стран.

Уметь: оценивать состояние и уровень развития любой страны с помощью известных макроэкономических показателей; определять, к какой группе стран относится та или иная страна в мировом хозяйстве; проводить сравнительный анализ состояния национальных экономик различных стран; определять место и роль России в мировом хозяйстве.

Приобрести навыки: анализа состояния экономки любой страны и ее места в мировом хозяйстве.

 

При изучении темы необходимо:

Читать учебники:

 

1. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. В.П.Колесова, Н.Н.Осьмовой. М.: 2000. гл.7, 8, 9, 10, 11-22.

2. Холевинская Е.Д., Крозе И. Мировая экономика: М.: ЮристЪ, 1999. Введение, гл.4-9.

3. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ, 2003. гл.16-32.

4. Акопова Е.С., Ворожкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия "Учебники, учебные пособия". Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2000.гл.1.

5. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. Проф. А.С.Булатова, проф. Н.Н.Ливенцева. – М.: Магистр, 2008. Разд. 4.

6. Кудров В.М. Национальная экономика России: Учебник. – М.: Дело, 2006. -544 с.

7. Ведение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие / Е.Н.Смирнов. – М.: КНОРУС, 2008. – Разд. 1,2.

 

Акцентировать внимание на понятиях:

 

– Экономический потенциал страны;

– Национальное богатство;

– Паритет покупательной способности;

– Система макроэкономических показателей;

– Развитые страны с рыночной экономикой;

– Развивающиеся страны;

– Страны с переходной экономикой;

– Новые индустриальные страны (НИС);

– Беднейшие страны;

– Страны энергоэкспортеры в мировом хозяйстве.

В силу того, что на лекцию по данной теме учебным планом предусмотрено 4 часа, основная нагрузка по изучению темы подает на семинарские занятия (2 занятия – 4 часа) и самостоятельную работу студентов (16 часов). В форме докладов, сообщений и выступлений на семинарских занятиях следует проработать следующие вопросы.

 

Вопросы для самопроверки знаний

 

1. Какие условия необходимо соблюдать при расчете показателей в международных сопоставлениях?

2. Перечислите группу показателей, по которым определяется уровень социально-экономического развития страны.

3. Какова стандартная квалификация стран по уровню социально-экономического развития?

4. Перечислите основные черты группы развитых стран в мировом хозяйстве.

5. Каковы характерные черты группы развивающихся стран в мировом хозяйстве?

6. Почему одну группу стран в мировом хозяйстве называют страны с «переходной экономикой»?

7. Каковы методы осуществления рыночных преобразований в странах с переходной экономикой?

8. Почему ряд развивающихся стран называют «новыми индустриальными странами»?

9. Каковы этапы индустриализации экономики в НИС?

10. Какие страны, относя к первой «волне» НИС?

11. Каковы характерные черты НИС?

12. По каким признакам выделяют беднейшие страны в мировом хозяйстве?

13. Какие страны входят в «большую семерку» - G7?

14. Какие изменения в 1990-е гг. претерпели позиции России в мировой экономике?

15. Каков рейтинг России в современном мировом хозяйстве?

16. Перечислите факторы, влияющие на конкурентоспособность российской продукции?

 

Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»).

 

1. ВВП на душу населения является одним из основных показателей в международных сопоставлениях.

2. В международных сопоставлениях, как правило, используются реальные показатели.

3. Все страны в мировом хозяйстве подразделяются на четыре группы по уровню социально-экономического развития.

4. К группе развитых стран с рыночной экономикой относят 7 стран.

5. Группа развивающихся стран является самой малочисленной в мировом хозяйстве.

6. Группе развивающихся стран присуща сильная дифференциация по уровню социально-экономического развития.

7. Новые индустриальные страны располагаются преимущественно на территории Европы.

8. Новые индустриальные страны являются относительно богатыми в группе развивающихся стран.

9. Страны с переходной экономикой являются самой многочисленной группой стран в мировой экономике.

10. В странах с переходной экономикой осуществляются преобразования экономики, преимущественно рыночного типа.

11. Российская Федерация является сырьевым импортером в мировом хозяйстве.

12. В экспорте России преобладают топливно-энергетические ресурсы.

13. Основным конкурентным преимуществом РФ на мировом рынке является ее населенность высококвалифицированными трудовыми ресурсами.

14. Знание места страны в мировой экономике позволяет более эффективно выстраивать с ней международные экономические отношения.

 

Тесты для контроля знаний

 

1. Какая группа стран обеспечивает сегодня более 70% мирового экспорта?

а) промышленно-развитые страны;

б) развивающиеся;

в) страны с переходной экономикой;

г) развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в совокупности.

 

2. Какой критерий наиболее характерен для НИС?

а) ВВП на душу населения;

б) темпы экономического роста;

в) экспортная квота;

г) суммарный объем ВВП страны.

 

3. НИС «первой волны» это:

а) Тунис; д) Сингапур;

б) Тайвань; е) Сянган;

в) Индонезия; з) Вьетнам;

г) Республика Корея; и) Пакистан.

 

4. «Большая семерка» в современных условиях обеспечивает производство мирового ВНП:

а) 25%;

б) 53%;

в) 74%;

г) 47%.

 

5. Удельный вес «большой семерки» в международной торговле:

а) 31%;

б) 47%;

в) 51%;

г) 90%.

6. В «большую семерку» не входит:

а) США; д) Великобритания;
б) Франция; е) Канада;
в) Италия; ж) Япония;
г) Норвегия; з) Германия.

 

7. Группы стран в мировой экономике в соответствии с типологией ООН:

а) развитые страны с рыночной экономикой;

б) промышленно-развитые страны;

в) страны с переходной экономикой;

г) новые индустриальные страны;

д) развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой.

 

8. Установить соответствие функций стран мирового хозяйства по критерию технической вооруженности труда:

 

ПРС А. включены в «мировой конвейер» по выполнению функций сборки, ремонта машин и оборудования; Б. новейшие в мире технологии, доминирующее влияние в мировой экономике; В. поставки сырья и энергоносителей; Г. центры международной торговли.
Страны ОПЕК
НИС

 

9. Количество наименее развитых стран (ПРС) (по списку ООН):

а) 76;

б) 24;

в) 137;

г) 48;

д) 15.

 

10. Примерная численность населения в наиболее развитых странах:

а) 500 млн. чел.

б) 120 млн. чел.

в) 1 млрд. чел.

г) 70 млн. чел.

 

 

Читать учебники

 

1. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика: Учебник. М.: МГУ им. Ломоносова, Изд-во "Дело и сервис", 1998, гл.1-4.

2. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. М.: 2008. Ч I. Гл. 3, 5, 6, 7.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: 1992. Гл.39.

4. Портер М. Международная конкуренция. М.:1993.

5. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Международные отношения, 2002. Гл.1,2.

6. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / под ред. А.С.Булатова, Н.Н.Ливенцева. – М.: Магистр, 2008.Гл.16.

 

Акцентировать внимание на следующих понятиях:

 

– Абсолютные преимущества;

­ Сравнительные преимущества;

– Закон пропорциональности факторов;

– Теорема HOS;

– Парадокс Леонтьева;

– Теорема Рыбчинского;

– Модель технологического разрыва М.Познера;

– «Ромб национальных преимуществ» М.Портер.

 

Вопросы для самопроверки знаний

 

1. Что такое «абсолютные преимущества» по А.Смиту?

2. В чем заключается ограниченность теории А.Смита?

3. Как Д.Рикардо определял сравнительные преимущества страны?

4. От каких факторов абстрагировался Д.Рикардо, определяя сравнительные преимущества?

5. Что является источником сравнительных преимуществ, в соответствие с теорией Хекшера-Олина?

6. В чем заключался парадокс В.В.Леонтьева?

7. Как В.В.Леонтьев объяснил выявленный им парадокс?

8. Как в современных условиях можно использовать теорему Рыбчинского?

9. Что является источником сравнительных преимуществ в неотехнологических теориях?

10. Какова роль государства в неотехнологических теориях?

11. Каковы основные элементы «ромба национальных преимуществ» М. Познера?

 

Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»):

 

1. Главный вопрос всех теорий международной торговли – это вопрос о ее выгодах.

2. Согласно теории абсолютных преимуществ, страна экспортирует те товары, которые она производит с большими затратами труда, а импортирует те товары, которые производят с большими затратами труда другие страны.

3. Если какая либо страна может поставлять нам товар дешевле, чем мы можем изготовлять его, то лучше покупать его у нее в обмен на некоторую долю продукции нашей промышленности, в которой мы обладаем некоторым преимуществом.

4. Согласно теории сравнительных преимуществ, страна для получения выгод внешней торговли должна поощрять вывоз товаров из страны и ограничивать ввоз товаров.

5. Выигрыш от торговли – это экономический эффект, который получает каждая из участвующих в торговле стран, если специализируется на торговле тем товаром, в производстве которого она имеет относительное преимущество.

6. Выгоды внешней торговли могут быть различными для торгующих стран.

7. Внешняя торговля обеспечивает странам экономию ограниченных ресурсов.

8. Закон сравнительных преимуществ не действует в современных условиях.

9. Теорема HOS была сформулирована в 19 веке.

10. «Ромб национальных преимуществ» М.Портера иллюстрирует конкурентные преимущества страны в международной торговле.

11. Основным источником сравнительных преимуществ Э.Хекшер и Б.Олин считали наделенность страны факторами производства.

12. Все современные неотехнологические теории связывают наличие сравнительных преимуществ у страны с использованием достижений НТП в производстве.

 

Тесты для контроля знаний

 

1. Абсолютное преимущество – это:

а) способность производить товары или услуги с меньшими альтернативными затратами;

б) способность производить товары или услуги с меньшими затратами на единицу продукции;

в) способность одной страны производить больше другой;

г) способность одной страны производить товар, который не может быть изготовлен в другой стране.

 

2. Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, то это означает, что она:

а) имеет сравнительное преимущество в его производстве;

б) производит его в больших количествах;

в) производит его с меньшими издержками, чем другие страны;

г) производит товар, который в других странах не производиться.

 

3. Принцип сравнительных преимуществ требует, чтобы конкретный товар производился той страной, которая:

а) имеет наибольшие альтернативные издержки, связанные с его изготовителем;

б) располагает более совершенными технологиями его производства;

в) располагает более квалифицированными кадрами;

г) производит большее количество товара на единицу ресурсов;

д) имеет наименьшие альтернативные издержки, связанные с его изготовлением.

4. Установить соответствие классических теоретических положений, на которых базируется МРТ:

 

Теория А. Смита А.Теория спроса и предложения Б.Меркантилистские теории В.Теория абсолютных преимуществ Г.Теория относительных преимуществ Д.Теория факторных условий
Теория Д. Риккардо
Теория Хекшер-Олина
Альфред Маршалл

 

5. Если Франция экспортирует в Англию вино, а Англия экспортирует во Францию текстиль, то повышение цены на вино относительно цены на текстиль означает:

а) улучшение условий торговли для Франции;

б) изменение угла наклона линии торговых возможностей Франции;

в) изменение угла наклона линии торговых возможностей Англии;

г) все предыдущие ответы верны;

д) верны только ответы а) и б).

 

6. Различие между импортной пошлиной и квотой состоит в том, что только пошлина:

а) приводит к сокращению международной торговли;

б) приводит к повышению цен;

в) приносит доходы в госбюджет;

г) способствует снижению жизненного уровня в стране;

д) все предыдущие ответы верны.

 

7. Принцип сравнительного преимущества впервые сформулировал:

а) Томас Мальтус;

б) Адам Смит;

в) Пол Самуэльсон;

г) Давид Риккардо;

д) Альфред Маршалл.

 

8. Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:

а) защиты молодых отраслей от иностранной конкуренции;

б) увеличения внутренней занятости;

в) предотвращения демпинга;

г) обеспечения обороны страны;

д) все предыдущие ответы верны.

 

9. Страны А и Б производят следующие количества товаров Х и Y (в единицах)

 

  Товар Х Товар Y
Страна А    
Страна Б    

 

Если каждая страна специализируется на основе принципа сравнительного преимущества, то обменный коэффициент (условия торговли) составит:

а) 1 ед. Х за 1 1/3 ед. Y;

б) 1 ед. Х за 2 ед. Y;

в) 1 ед. Х за 1 ед. Y;

г) от 1 до 1 1/3 ед. Х за 1 ед. Y;

д) от 1/2 до 3/4 ед. Х за 1 ед. Y.

 

10. Какая из следующих форм торговых барьеров не является существенным препятствием для свободной торговли:

а) пошлина на импорт;

б) добровольные экспортные ограничения;

в) импортная квота;

г) лицензии на экспорт и импорт;

д) все предыдущие ответы не верны.

 

 

Вопросы для самопроверки знаний

 

1. В чем разница между совершенной и несовершенной формой международной торговли?

2. В чем особенность встречной торговли товарами на мировых рынках?

3. Как осуществляется прямая торговля на мировых товарных рынках?

4. Перечислите основных посредников в международной торговле.

5. Какие виды бирж существуют?

6. Назовите признаки «биржевых» товаров.

7. Каков механизм осуществления международных торгов?

8. Каковы признаки товаров, торгуемых на аукционах?

9. Как изменилась отраслевая структура международной торговли товарами?

10. Как изменилась география международной торговли товарами?

11. Как рассчитывается мировой товарооборот?

12. Как рассчитывается внешнеторговый оборот страны?

13. В чем разница между стоимостным и физическим объемом внешней торговли?

14. В каких ценах учитываются экспортные операции?

15. В каких ценах учитываются импортные операции?

16. Какие формы государственного протекционизма существуют?

17. Какие виды таможенных пошлин существуют?

18. Какие виды таможенных тарифов существуют?

19. В чем особенность нетарифных барьеров, в отличие от тарифных барьеров?

20. Какие виды количественных нетарифных барьеров существуют?

21. Приведите примеры скрытых технических барьеров.

22. Какие виды демпинга существуют?

23. В отношении, каких стран используют экономическое эмбарго в настоящее время? Приведите примеры.

24. Где и когда существовала государственная монополия на внешнюю торговлю?

25. Каковы характерные черты мировых цен?

26. Какие виды контрактных цен используются в международной практике?

27. В чем разница между платежным и расчетным балансом?

28. Какие организационные принципы положены в основу составления платежного баланса?

29. В соответствии, с каким принципом внешнеэкономические операции страны разносятся по «дебету» и по «кредиту», и с какими знаками?

30. Каково состояние платежного баланса РФ в современных условиях?

31. Какие виды мировых цен существуют?

32. Какова стандартная структура платежного баланса?

 

Контрольные вопросы (ответьте «да» или «нет»):

 

1. Неторгуемые товары, как правило, не участвуют в международной торговле.

2. Важной тенденцией мировой торговли является рост удельного веса торговли продовольствием, сырьем и топливом и сокращение удельного веса торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами.

3. Пассивный торговый баланс страны показывает, что импорт страны, больше, чем экспорт.

4. Активный торговый баланс приводит к оттоку валютных средств из страны.

5. Внешнеторговый оборот показывает сумму экспорта и импорта страны.

6. Протекционизм всегда выгоден потребителям.

7. Свободная торговля стимулирует конкуренцию.

8. Протекционизм – это политика минимального вмешательства государства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе мирового спроса и предложения.

9. Свободная торговля – это политика защиты внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции.

10. Адвалорная пошлина устанавливается в процентах от таможенной стоимости товара.

11. Специфическая пошлина устанавливается в фиксированном размере за натуральную единицу товара.

12. Импортная пошлина выполняет фискальную и протекционистскую функции.

13. Импортная квота относится к тарифным инструментам протекционизма.

14. «Добровольные экспортные ограничения» позволяют стране-экспортеру сохранить присутствие на рынке крупной страны-импортера.

15. Демпинг во внешней торговле означает продажу товара на внешнем рынке по ценам ниже, чем на внутреннем рынке.

16. При обнаружении факта демпинга со стороны иностранных фирм, страна-импортер имеет право ввести антидемпинговые пошлины.

17. Налоги не могут быть инструментом протекционизма.

 

Контрольные тесты

 

1. Политику протекционизма впервые рекомендовали:

а) физиократы;

б) меркантилисты;

в) неоклассики;

г) маржиналисты.

 

2. Специфическая пошлина взимается:

а) со стоимости, превышающей лимитную стоимость товара;

б) в процентах от таможенной стоимости товара;

в) в виде твердой ставки с единицы товара;

г) с разницы стоимости ввозимой продукции и стоимости национальных товарах в оптовых ценах.

 

3. Отмена таможенной пошлины на импортируемый товар приведет:

а) к снижению внутренней цены данного товара;

б) к увеличению потребления этого товара;

в) к снижению производства данного товара внутри страны;

г) к потерям бюджета;

д) все предыдущие ответы верны.

 

4. Запрещение ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны тех или иных товаров – это:

а) демпинг;

б) лицензирование;

в) квотирование;

г) эмбарго.

 

5. Мировой экспорт рассчитывается в ценах:

а) СИФ;

б) мировых;

в) ФОБ;

г) внешнеторговых контрактов.

 

6. К количественным нетарифным барьерам не относят:

а) лицензирование;

б) добровольные экспортные ограничения;

в) демпинг;

г) квотирование.

 

7. Таможенные пошлины по способу взимания бывают:

а) транзитные;

б) экспортные;

в) адвалорные;

г) преференциальные.

8. Оборот мировой торговли – это:

а) стоимость мирового импорта;

б) стоимость экспорта и импорта;

в) стоимость мирового экспорта;

г) мировой экспорт минус мировой импорт.

 

9. Вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране – это:

а) экспорт;

б) импорт;

в) реэкспорт;

г) реимпорт.

 

10. Внешнеторговый баланс страны – это:

а) превышение экспорта над импортом;

б) национальный доход минус импорт;

в) сумма экспорта и импорта страны;

г) превышение импорта над экспорт

 

 

Вопросы для самопроверки знаний

 

1. Перечислите основные этапы развития процесса международного движения капитала.

2. В чем отличие этапа «зарождения вывоза капитала» от этапа «международной миграции капитала»?

3. По каким причинам капитал вывозится из страны?

4. С помощью, каких показателей характеризуется процесс вывоза капитала?

5. По каким признакам выделяют формы вывоза капитала?

6. С помощью, каких признаков характеризуют вывоз предпринимательского капитала?

7. В чем разница между прямыми и портфельными инвестициями?

8. Каковы особенности портфельных инвестиций?

9. Каковы особенности прямых инвестиций?

10. Какие функции выполняет международный кредит в мировом хозяйстве?

11. Какие формы международного кредита существуют?

12. Наличие, каких условий предполагает возможность образования международного финансового центра в том или иной регионе?

13. Каковы основные признаки выделения ТНК по методике ООН?

14. Каковы причины возникновения ТНК?

15. Назовите особенности ТНК, по сравнению с национальными фирмами?

16. Каковы характерные признаки функционирования ТНК?

17. Каковы недостатки деятельности ТНК?

18. В какие отрасли преимущественно направляется капитал ТНК?

19. В чем проявляется процесс диверсификации в деятельности ТНК?

 

Контрольные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.234.124 (0.015 с.)