Субъекты мирового хозяйства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты мирового хозяйства.



Понятие мирового хозяйства.

Хозяйство – способ производства, совокупность производственных отношений того или иного общественного уклада.

Хозяйство – производство, экономика.

Экономика – совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производственных сил.

Экономика – организация, структура и состояние хозяйственной жизни.

Мировое хозяйство – экономическая система, имеющая определенную организацию, структуру и состояние, характерное для данного периода времени. Особенностями мирохозяйственной системы являются ее видовые отличия, выделяющие ее из всех других хозяйственных систем.

Мировое хозяйство – глобальная экономическая система, состоящая из отдельных национальных экономик. Развивающаяся на основе МРТ, в которой экономические связи выходят за рамки национальных границ, охватывающая все формы экономических взаимодействий и при этом центробежные силы начинают уступать место центростремительным.

Структурные элементы мирового хозяйства выделяются на основании многих критериев. Наиболее важные:

- вид хозяйственной деятельности: на основании этого критерия можно говорить об отраслевой структуре мирового хозяйства. С точки зрения укрупненной классификации выделяются сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг.

- формы экономических отношений. На его основании выделяют следующие элементы: международная торговля товарами и услугами, международное движение капитала, международная миграция рабочей силы, международные валютно-кредитные отношения.

- виды рынков. Выделяют следующие элементы:

1. рынок товаров.

2. рынок факторов производства.

3. денежный рынок.

- уровни регулирования рынков.

1. свободный рынок (основа регулирования – рыночный механизм саморегулирования)

2.регулируемый рынок (государство и международные институты оказывают влияние на рыночные процессы с помощью различных инструментов)

- особенности субъектов мирового хозяйства (с точки зрения уровня их развития и возможностей влияния на мирохозяйственные связи)

1. центр мирового хозяйства, который образуют промышленно-развитые страны.

2. периферия мирового хозяйства.

Субъекты мирового хозяйства.

Существует множество различных классификаций субъектов, при этом они могут иметь национальную принадлежность или могут быть наднациональными (международные организации, ТНК)

Существует много критериев, на основе которых могут быть выделены группы субъектов мирохозяйственных связей. Применительно к отдельным странам, существуют следующие группы количественных критериев, на основании которых могут быть выделены страны как субъекты мирохозяйства.

1. Экономические показатели: ВВП, ВНП на душу населения, величина экспорта и импорта, доля экспорта и импорта в общем объеме ВВП (квота), объем золотовалютных резервов, величина иностранных инвестиций, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций.

2. Критерии в зависимости от развития уровня экономических отношений:

Страны с развитой экономикой (ОЭСР)

Развивающиеся страны

Страны с транзитивной экономикой

Выделяются аналитические группы:

- страны-экспортеры нефти (доля нефти в экспорте >30%)

- страны с высоким внешним долгом и невысоким уровнем развития (отношение экспортных поступлений к общему объему внешнего долга; темпы роста данных стран; величина внешнего долга на душу населения)

Тенденции развития мирового хозяйства:

1. Центростремительные силы преобладают над центробежными.

2. Главным фактором, способствующим современной глобализации, является НТП.

3. Происходит движение в сторону большей открытости национальных экономическим систем, то есть, государственная политика регулирования становится менее протекционистской.

4. Происходит усиление роли международных акторов (субъектов).

5. Происходит ускорение темпов развития всех форм международных экономических отношений и превращение внешней торговли в важнейший фактор развития национальных экономик.

6. Происходит снижение роли политического фактора в решении международных экономических проблем.

7. Происходит усиление роли международных экономических организаций.

 

Международное разделение труда.

1. Содержание МРТ и его основные формы

2. Основные проблемы современного этапа МРТ

2.1 выигрыш от внешней торговли

2.2 зарплата, занятость, протекционизм

2.3 Региональные торговые соглашения

2.4 Торговые конфликты

2.5 Международные институты

2.6 Кризисы и реформы в Латинской Америке

2.7 Международные взаимодействия при решении локальной нестабильности

2.8 Экспортно-ориентированный рост в Юго-Восточной Азии

2.9 Интеграция стран с переходной экономикой в мировую экономическую систему

Содержание и формы МРТ.

МРТ – система или способ организации, при которой отдельные хозяйствующие субъекты сосредотачивают свое усилие на производстве отдельных продуктов, а затем обменивается на открытом рынке.

МРТ – система или способ организации взаимозависимого производства, при котором фирмы отдельных стран специализируются на изготовлении определенных товаров, затем обмениваются ими на свободном (мировом) рынке.

Этапы:

1. С появления человека до первого тысячелетия до н.э. Выделение земледелия и скотоводства, выделение ремесла из земледелия, выделение торговли.

2. Появление двух основных видов разделения труда (до 14 века). Межотраслевое разделение труда (преобладающее), внутриотраслевое разделение труда.

3. 15-16 века. Характерное преобладание внутриотраслевого разделения труда. Основная форма – цех.

4. Внутриотраслевое разделение труда. Главная организационная форма: мануфактура (17-18века). Технологические особенности: ориентация на ручной труд.

5. Появление международного межотраслевого разделения труда (18- начало 19го века).

6. Международное разделение труда становится внутриотраслевым. Появляются международные рынки дифференцированного товара (20 век до 70х годов 21го)

7. МРТ приобретает внутрипроизводственный характер; появляется подетальная и кооперационная специализация.

Особенности МРТ по сравнению с внутринациональным:

1. МРТ проходит те же этапы, что и внутристрановое, но 2е всегда опережает МРТ.

2. На развитие МРТ сильное влияние оказывает политический фактор, государственная политика протекционизма и отсутствие единого открытого экономического пространства.

3. На развитие МРТ влияют социокультурные факторы: различные уровни развития социальных систем отдельных стран, культурные и идеологические различия, языковые и территориальные факторы

Проблема выигрыша от внешней торговли.

Суть: Имеется ли вообще выигрыш от международных взаимодействий по сравнению с взаимодействиями внутри страны. Все ли участники международных взаимодействий выигрывают от них?

Выигрыш от международного обмена определяется углублением специализации, которое становится возможным только в условиях мирового рынка. От международного обмена в национально-экономической системе есть как выигрывающие, так и проигрывающие, но совокупный выигрыш больше совокупного проигрыша, следовательно благосостояние страны увеличивается.

Условие торговли (УТ)= индекс экспортных цен/индекс импортных цен

Если УТ >=1 – выигрыш страны, если УТ <1 – проигрыш страны.

Проблема заработной платы, занятости, протекционизма.

Суть: в результате импорта национальные производители не выдерживают конкуренции, следовательно, сокращается национальное производство, растет безработица.

Поскольку в развивающихся странах более низкая заработная плата, они импортируют в развитые страны более дешевую продукцию и для того, чтобы быть успешными в конкуренции, развитым странам надо снижать заработную плату.

P=w*a (а – производительность труда, w - зарплата)

Поскольку импорт тормозит развитие национальных отраслей, снижает зарплату и занятость, необходима политика протекционизма.

Проблемы бесконечных попыток России вступить в ВТО.

Классификация стран.

Показатели (критерии выделения подсистем мирового хозяйства)

Стандартная (пространственная)структура мирового хозяйства.

Рейтинговая и другие системы классификации.

В целом наиболее распространенными характеристиками выступают:

1. Уровень экономического развития характеризуется объемом ВВП (ВНП) на душу населения. Мировой банк по уровню национального дохода на душу населения выделяет группы стран:

1. Страны с низким уровнем доходов. В них ВНП на душу населения составляет менее 750$ (Эфиопия, Сомали)

2. Страны с доходом ниже среднего уровня. Страны, в которых ВНП на душу населения варьируется от 750 до 2999$ (Индия, Пакистан, Индонезия)

3. Страны с доходом выше среднего уровня. ВВП от 3000 до 8999$ (Украина, Бразилия, Венесуэла, Ливия)

4. Страны с высоким уровнем ВВП (Израиль, США)

2. Экономический рост – увеличение масштабов совокупного потребления и производства в стране. Экстенсивный рост достигается за счет количественного увеличения факторов роста при неизменной технической базе. Интенсивный – увеличение масштаба выпуска продукции путем качественных изменений факторов производства.

3. Отраслевая структура национальной экономики. Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, посчитанного по отраслям.

4. Социальная структура экономики. В основе этого критерия лежат характер и форма собственности. Также анализируются показатели качества жизни. Уровень и характер внешних связей (зависит от объема экспорта и импорта в стране, движения капитала и вовлеченности страны в МРТ). Выделяют 3 группы: страны с относительно закрытой экономикой (доля экспорта в ВВП менее 10%), страны с весьма открытой экономикой (доля экспорта в ВВП от 25 до 34%) Россия, Польша, Белоруссия, страны с относительно открытой экономикой (доля экспорта в ВВП превышает 35%)США, Япония, Германия.

 

Мировое хозяйство:

1. Развитые страны. 1.Большая семерка 2.Страны западной Европы

2. Страны с переходной экономикой 1. страны СНГ 2.страны востока. 3. Китай, Вьетнам, Монголия

3. Развивающиеся страны. 1. Страны ОПЭК. 2. Новые индустриальные страны. 3. Страны Африки.

 

Рейтинговая оценка. Она строится на основе сочетания различных показателей. Учитываются критические, социальные, экономические показатели.

Критерии:

1. Индекс государственности. Используется для определения способности государства поддерживать свое существование, обеспечивать самостоятельное развитие и решать существующие внешние и внутренние проблемы. В рамках этого индекса выделяют следующие показатели: внешняя долговая зависимость, время существования суверенной государственности, наличие на территории страны иностранных военных контингентов, режим привязки валют.

Согласно этому индексу высокую государственность имеют страны большой семерки, Китай, Индия.

2. Индекс внешних и внутренних угроз. Фиксирует масштаб и интенсивность угроз и вызовов, с которыми сталкиваются конкретные государства. Показатели: количество недоедающих и голодающих, несбалансированный экспорт, количество больных СПИД, угроза терроризма, количество попыток неконституционной смены власти, зависимость от импорта энергоносителей. Лидеры угроз: Индия, центр Африки, Сомали, Ирак, Иран. Страны с маленьким уровнем угроз: Западная Европа, Канада, Кувейт

3. Индекс потенциала международного влияния. Объединяет показатели, количественно и качественно характеризующие место государства в системе современных международных экономических отношений. Расходы на оборону. Доля в мировом экспорте, доля в мировом ВВП, наличие ядерного оружия, наличие Нобелевских премий (не менее 10), численность регулярной армии. Большая восьмерка без Канады, Китай, Индия, Саудовская Аравия.

4. Индекс качества жизни. Включает совокупность социально-экономических и социально-демографических показателей, характеризующих среднее для населения определенного государства уровня потребления материальных и духовных благ. Показатели: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, детская смертность до 1 года. Люксембург, Норвегия, Швейцария. Афганистан, Замбия, Конго. Россия – 73е место.

5. Индекс конституциональных основ демократии. Характер конкуренции на президентских выборах, характер парламентской конкуренции, влияние парламента на формирование правительства, доля женщин в нижней палате страны. Лидеры: Швейцария, Канада, Дания, Новая Зеландия, Австрия. Низкий уровень: Сомали, Сауд.Аравия, Конго. Россия – 93я.

 

Теория мировой торговли.

Значение основных теорий мировой торговли

Теории мировой торговли Описание свободной торговли Рекомендации по торговым отношениям
  Объем торговли Какой продукцией следует торговать С кем осуществляется торговля Нужен ли гос.контроль Следует ли контролировать объем торговли Следует ли контролировать структуру торговли? Следует ли контролировать с кем нужно торговать
1.меркантилизм - - - ДА + (конечно следует) + (конечно следует) ДА
2.неомеркантилизм - - - ДА + + -
3.теория абсолютных преимуществ (А.Смит) - + (в котором страна имеет преимущ.) - НЕТ - + -
4.теория сравнительного преимущества(Д.Рикардо) - + - - - + -
5.теория Хеншера-Олина - + + - - - -
6.теория размера страны + + - - - - -
7. теория жизненного цикла - + + - - - -
9. теория противоречий - + + - - - -
10. теория зависимости от импортозамещения - - - + - + +
11. новая торговая теория - + - + - + -
12. теория эндогенного роста или экспортоориентированного роста - + - - - + -

 

1.Меркантилизм очень часто называют теорией с нулевым результатом. 16-18 века меркантилисты поставили проблему увеличения богатства. Считали, что нужно увеличивать объем экспорта для увеличения богатства нации. Нужно следить чтобы экспорт был больше импорта. Меркантилисты считали, что государство должно создавать условия для экспорта и создавать преграды для импорта. Они рассматривали возможность обогащения нации, исходя только из ценовых выражений. В рамках меркантилизма богатство страны ассоциируется с золотом, поэтому для его увеличения считается необходимым активное использование международной торговли. Международный обмен будет способствовать увеличению богатства в том случае, когда торговый баланс будет положительный. В то же время положительный торговый баланс одной страны приводит к отрицательному балансу другой страны, в итоге положительно результата от международной экономики в целом не выделяется, с другой стороны увеличение золота приводит к росту цен на другие товары, это снижает конкурентоспособность национальных товаров и уменьшает объем экспорта. В результате положительный торговый баланс будет снижаться. Так проявляются действия рыночного саморегулирования, который меркантилисты не выделяют. По мнению меркантилистов государство должно создавать условия для развития национальной экономики, способствуя увеличению производства экспортируемых товаров и одновременно проводить протекционистскую политику относительно импорта. При этом не принималось во внимание, что страны-партнеры также будут проводить протекционистскую политику, в результате объемы внешнеторгового оборота снизятся.

2.Неомеркантилизм встречается не в теории, а в сфере регулирования внешнеторговой политики. В тех странах, которые стремятся иметь положительный торговый баланс для достижения каких-либо социально-экономических или политических целей.

3.Теория абсолютных преимуществ – первая теория, которая представила мировую торговлю как игру с положительным результатом. Она доказывает, что участие страны во внешней торговле приводит к увеличению ее богатства, поскольку порождает специализацию и создает возможности приобретать товары на мировом рынке по более низким ценам и продавать свои товары на мировом рынке по более высоким ценам. Теория также доказывает, что все участники торговых взаимодействий выигрывают, поэтому совокупный результат от международного обмена будет положительный. Государственное вмешательство только тормозит проявление международных рыночных сил.

4.Теория сравнительных преимуществ положительно отвечает на вопрос об участии любой страны в международном обмене (в отличии от теории абсолютных преимуществ, которая определяет возможности торговли только товарами, по которым имеются абсолютные преимущества). Результатом торговли является повышение эффективности использования положительных ресурсов, специализация, изменения структуры производства и потребления, что в целом дает увеличение богатства страны.

5.Теория Хеншера-Олина (начало 20 века) представляет собой своеобразное продолжение теории Д. Рикардо поскольку отвечает на вопрос почему страны специализируются на производстве одних товаров и предпочитают ввозить другие. В основе выбора лежит разная обеспеченность стран факторами производства. Содержание этой теории: страна должна специализироваться на таких товарах, в производстве которых интенсивно используются относительно избыточныедля данной страны факторы производства. Эта теория впервые связала международное перемещение товаров, факторов производства и распределения дополнительных доходов, получаемых в результате внешней торговли.

6.Теория размера страны. Эта относительно недавние исследования (60е годы), которые, объясняя причины внешней торговли, учитывают внешние факторы не рассматривающиеся в классических теориях. Факторы:

1.размер страны. Чем больше страна, тем разнообразнее ее ресурсы и тем сильнее она ориентируется на самообеспечение

2.транспортные расходы. Причины, сдерживающие или стимулирующую внешнюю торговлю, может быть уровень транспортных расходов, при этом считается, что максимально эффективное расстояние транспортных перевозок не должно превышать что миль. С увеличением расстояния транспортные расходы резко увеличиваются.

3.внутристрановой эффект масштаба. Страны с развитой экономикой и более высоким уровнем жизни будут производить товары, требующие больших затрат и большей продолжительности выпуска. Они получают в этом случае дополнительные сравнительные преимущества за счет внешней экономии от масштабов.

7. Теория жизненного цикла

Теория соединяет т.классического преимущества с т.жизненного цикла товара, в результате появляется возможность объяснить причины смены специализации и лидерства в международной торговоле. (актуальна в современной политической системе) основная идея – в том, что в процессе жизненного цикла товара факторы, определяющие сравнительные преимущества по его производству, могут изменяться (например, на первом этапе такой фактор – научно-технический потенциал, на втором – капитал, на третьем – затухание жизненного цикла – дешевая рабочая сила). В этом и заключаются причины смены лидерства для тех товаров, в производстве которых научно-технический прогресс не играет решающей роли на всех этапах жизненного цикла.

8. Теория подобия стран

Возникла в условиях интенсивного развития торговли меж промышленно-развитыми странами и доказывает, что торговля максимально выгодна между странами, у которых одинаковый уровень экономического развития, уровень доходов и потребностей, то есть рынки этих стран, максимально адаптированы друг к другу.

9. Теория противоречий (Х-Лоурена)

Доказывает что максимально выгодна торговля между странами, имеющими различную обеспеченность факторами производства, что определяет их специализацию (промышленный север – аграрный юг)

10. Теория зависимости и импортозамещения

Исследователи – Сингер, Пребиш (латинская америка).

Данная теория исходит из положения о том, что в современном мире нет ни одной полностью независимой с экономической т.з. страны, т.к. международное разделение труда постоянно усиливается; поэтому можно говорить лишь о типах зависимости и выделения такого типа зависимости, который обеспечивал бы странам условия для эффективного развития национальных экономик. С этих позиций как наиболее эффективную выделяют взаимозависимость (развитие внешней торговли происходит на основе взаимного удовлетворения потребностей, что основано на внутрипроизводственном разделении труда; в этой ситуации каждый участник внешней торговли примерно в равной степени зависит от другого, поэтому маловероятно, что какая-либо страна откажется от выполнения своих обязательств – в этом случае проиграют все).

 

В отличие от взаимозависимости выделяют зависимость. В рамках ее существует два подвида:

а) от одного товарного рынка (более 25% дохода экспорта связано с одним товарным рынком)

б) зависимость от одного географического рынка

Ситуация зависимости наиболее характерна для развивающихся стран, экономика которых имеет монопродуктовую специализацию. Для таких стран требуется создание благоприятных условий для диверсификации (расширение продуктового ассортимента) национальной экономики. Для этого государство должно проводить протекционистскую политику с помощью введения протекционистских пошлин по типу эскалации тарифа (т.е., для сырья – наименьший товар, для комплектующих – средний, для готовой продукции – наибольший). К тому же государство должно обеспечивать макроэкономическую стабильность, прежде всего поддерживая стабильный курс национальной валюты. Это усилит конкурентные позиции, позволит диверсифицировать национальное производство и уменьшить зависимость.

11. Новая торговая теория (П.Кругман)

Основана на теории рынков несовершенной конкуренции, предполагающей существование положительного эффекта масштаба и дифференциации продуктов. Делается акцент на рынки-олигополии. Главная причина международного обмена – возможность достижения положительного эффекта масштаба при ориентации на мировой рынок. Поэтому в современных условиях теория сравнительного преимущества объясняет только небольшую часть международного обмена, в основе которого – обеспеченность стран факторами производства и межотраслевая специализация. В то же время на рынках дифференцированного продукта можно достичь положительной отдачи от масштаба только ориентируясь на мировой рынок. При этом будет развиваться отраслевая специализация.

Каждая страна должна стремиться к проникновению своих фирм на олигополистические мировые рынки. Для этого необходимо, чтобы национальные фирмы уже до выхода на мировой рынок достигли необходимого эффекта масштаба и были конкурентоспособными. Поэтому на первом этапе развития внешней торговли государство должно содействовать укреплению национального товаропроизводителя и обеспечивать ему протекционистскую защиту до тех пор, пока он не достигнет мировых уровней издержек. Наиболее эффективные инструменты функционирования государственной политики – экспортные субсидии и импортные квоты.

Данная теория ориентируется прежде всего на промышленно-развитые страны.

12. Теория эндогенного роста или экспортоориентированного роста (поиск причин роста внутри экономической системы)

Представители – Родрик, Ромар, Люкас.

Данная теория делает акцент на том, что факторы развития любой страны содержатся в национальных экономических системах. При этом страна должна ориентироваться на развитие внешней торговли и специализации,которые становятся двигателями развития всей мировой экономики. Такая специализация основывается не на сырьевых отраслях, а на наукоемких. Подобное направление развития должно сопровождаться либерализацией внешнеторговой политики.

Рекомендуется три основных направления в политике либерализации:

1 – снижение роли методов нового протекционизма, или ориентации на использование таможенных пошлин

2 – выбор в качестве точек роста экспортоориентированные отрасли, производящие готовую продукцию

3 – обеспечение макроэкономической стабильности.

 

ВТО и МВФ

 

Формально ВТО существует с 1.1.1995. Однако фактически развитие процесса международного регулирования торговли началось с 1947 года, когда было подписано ГАТТ (генеральное соглашение по тарифам и торговле). В рамках этого соглашения существовало решение о создании МТО, которая должна была появиться после того, как все страны ратифицируют соответствующее соглашение. Но США, ратифицировав в целом ГАТТ, не подписали соглашение о создании МТО. Всеобщее согласие о создании ВТО было достигнуто в 1995. Несмотря на то, что организационное строение растянулось на столько лет, правовые основы международного сотрудничества продолжали развиваться в рамках многосторонних внешнеторговых переговоров, получивших название «раунды». Основная их цель – в либерализации внешнеторговых режимов. Первые успехи в решении данной проблемы начинаются с 1967, когда в рамках кеннеди-раунда было достигнуто соглашение о 50типроцентном сокращении всех таможенных пошлин. На всех последовавших за этим раундов сокращение таможенных пошлин продолжалось. Увеличивалось количество вопросов, становившихся предметом международных переговоров, что увеличивало продолжительность раундов и осложняло процесс переговоров. Последний уругвайский раунд перед созданием ВТО продолжался с 1983 по декабрь 1994 года. Его основными вопросамиы были вопросы о таможенных тарифов, сельхоз политике, иностранных инвестиций, охране прав интеллектуальной собственности, госзаказах, особенностях занятости. При решении любого вопроса требовалось достижение консенсуса.

Основные функции ВТО:

 

· Контроль за выполнением торговых соглашений и наблюдение за торговой политикой членов организации

· Организация и проведение многосторонних торговых переговоров

· Разрешение торговых споров между членами

 

Существует правовая система, на основе которой функционирует ВТО. Она представляет собой международное законодательство, устанавливающее правила обмена товарами/услугами. В эту систему включены два основных элемента: само соглашение о создании ВТО + четыре приложения к соглашению.

Первое приложение состоит из генерального соглашения по тарифам и торговле (от 1994) и отдельных соглашений по наиболее значительным отраслям и инструментам регулирования.

Второе приложение – «понимание о правилах и процедурах решения споров».

Третье – механизм обзоров торговой политики.

Четвертое включает в себя несколько многосторонних торговых соглашений, обязательных только для подписавших их заинтересованных членов ВТО.

 

Основные принципы правового механизма ВТО:

 

· Недискриминация во внешней торговле. Т.е., все участники торгового процесса находятся в одинаковых условиях. Для его реализации определены три основных внешнеторговых режима. Первый – режим наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин (общий внешнеторговый режим). Содержание режима: обязывает каждое государство распространять на всю совокупность поставщиков какого-либо товара льготы, которое данное государство предоставило или предоставит в будущем ему (поставщику). В то же время ВТО предполагает два исключения из этого правила.

Эти два исключения означают существование преференциального режима. Этот режим используется для развивающихся стран. Для них может быть использован тариф в два раза ниже чем для остальных стран (стимуляция ВТО торговли развивающихся стран). Другая возможность преференции – для стран, создающих таможенных союзов. Она предполагает полную отмену пошлин во взаимной торговле. Т.к. это делает товары, приобретаемые третьими странами, более дешевыми, ВТО разрешает такую дискриминацию.

Национальный режим. Он предполагает уравнение в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и правилам, регулирующим внутреннюю торговлю. Т.е., должны на внутренних рынках страны существовать общие правила как для отечественных, так и для импортных товаров (без ограничений за пределами таможни на внутреннем рынке страны).

· Принцип гласности. Все страны обязуются регулярно и в полном объеме информировать других членов о применении средств торговой политике, а также заблаговременно ставить их в известность о мерах, готовящихся к введению.

· Принцип свободной торговли. Использование преимущественно тарифных средств (традиционный протекционизм; максимальный тариф – 20%; средневзвешенный – 3-5%) защиты национального рынка и отказ от количественных ограничений и методов антиконкурентной практики (новый протекционизм; лицензии на импорт, квоты, система госзаказов; возможность получения экспортных кредитов, стандарты по изготовлению, требования сезонности поставок, смешивания импортной и национальной продукции, ограничения переводов прибыли и внешнеторговых расчетов, антидемпинговые меры, добровольные экспортные ограничения, …).

 

На современном этапе деятельность ВТО может быть характеризована как кризис международного регулирования. Причины его таковы:

· Многие государства научились обходить требования ГАТТ и других международных торговых соглашений; в результате произошла переориентация с использования тарифного регулирования на использование инструментов нового протекционизма. протекционистская защита стала более сложной с точки зрения ее регулирования.

· Существует несбалансированность в международной торговле в промышленно-развитых странах. В этих странах усилились протекционистские настроения.

· Очевидной стала необходимость распространить правила ВТО на торговлю услугами, прямое иностранное инвестирование, торговлю с\х продукцией, права интеллектуальной собственности. В результате включения этих вопросов в переговорный процесс достижение консенсуса стало затруднительным, и переговоры стали растянутыми во времени (в сравнение с первыми этапами существования ГАТТ)

· Усилилось значение региональных экономических союзов, что перемещает центр тяжести внешнеторговых контактов на региональный уровень

 

Особенности регулирования внешней торговли продукцией с\х.

До 90х годов этот сектор фактически не регулировался правилами ВТО. Но, в 90х годах были приняты очень серьезные соглашения, определившие возможности использования протекционизма относительно данного сектора. Все меры протекционистской политики государств были разделены на 4 группы:

1ая группа: меры «голубой корзины», куда включались выплаты государствам-национальным производителям за снижение объемов производства.

2ая группа: меры «зеленой корзины», куда включаются затраты государства на консалтинг, пенсионное обеспечение, страхование от неурожаев.

3я группа: меры специального и дифференцированного режимов, куда включается частичная компенсация затрат на приобретение с\х производителями материально-технических средств. Эти меры разрешены только для развивающихся стран.

4я группа: меры «желтой корзины», включающие все меры поддержки, направленные на стимулирование с\х сектора, и по этой причине нарушающие условия конкуренции на мировом аграрном рынке. На основе этой корзины подлежат сокращению те меры, стоимостная оценка которых превышает для развитых стран 5%, для развивающихся – 10% стоимости валовой продукции с\х.

 

Вашингтонский консенсус.

Программа, принятая в 1990 по инициативе МВФ и МБРР. Она была разработана на основе результатов реформ, проводившихся в странах Латинской Америки в 70-80е. Основа для разработки программы – выделение основных отличительных особенностей развивающихся стран.

 

Эти критерии:

1. Сильная деформируемость товарных и ресурсных рынков

2. Потребители и производители не обладают необходимой информацией

3. В экономике и обществе в целом идет процесс радикальных структурных преобразований

4. Преобладают ситуации неравновесия: цены, предложение и спрос несбалансированны

5. Часто экономические решения определяются политическими или социальными приоритетами

6. В решениях отдельного человека, интересов семьи, клана, группы могут взять верх над личными интересами, соображениями практичности, максимизации прибыли

 

Основные пункты вашингтонского консенсуса:

1. Либерализация международной торговли (самый важный пункт)

2. Продвижение прямых иностранных инвестиций

3. Ужесточение финансовой дисциплины государства (обеспечение профицита, снижение нерациональных государственных расходов)

4. Сокращение государственных субсидий частному сектору

5. Налоговая реформа. Цель – увеличение прозрачности налоговой системы

6. Либерализация финансовой системы

7. Введение конкурирующих свободноплавающих национальных курсов валют

8. Приватизация

9. Дерегулирование экономической жизни

10. Защита прав собственности, в том числе иностранных

Программа «вашингтонский консенсус» была принята многими развивающимися странами, однако ее реализация не была успешной. Причина неуспеха – отсутствие учета особенностей отдельных стран, прежде всего – институциональной основы их. В конце 90х все страны отказались от этой программы

 

История расширения

1957—2007: Расширение ЕС

Дата Страна Общее количество членов
25 марта 1957 Бельгия, Германия,[nb 2] Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция[nb 3]  
1 января 1973 Великобритания,[nb 4] Дания,[nb 5] Ирландия  
1 января 1981 Греция  
1 января 1986 Испания, Португалия  
1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция  
1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония  
1 января 2007 Болгария, Румыния  

Политическое устройство

Ниже следует описание основных органов, или институтов ЕС. Необходимо иметь в виду, что традиционное для государств разделение на законодательные, исполнительные и судебные органы для ЕС не характерно. Если Суд ЕС можно смело считать судебным органом, то законодательные функции принадлежат одновременно Совету ЕС, Европейской комиссии и Европарламенту, а исполнительные — Комиссии и Совету.

Европейский совет

Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей — министров иностранных дел. Членами Европейского совета также являются председатель Европейского совета и председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.109 с.)