Этапы развития европейской интеграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития европейской интеграции



Декларация Шумана

Формально датой рождения ЕС является 18 апреля 1951 г., когда в Париже был подписан Договор, учреждающий Европейское сообщество угля и стали (в отечественной литературе оно именуется Европейским объединением угля и стали, или ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция. Однако европейская интеграция неразрывно связана с движением за единую Европу, возникшим в западноевропейских странах после окончания Второй мировой войны. Среди многих призывов к объединению наибольший резонанс вызвала речь выдающегося британского государственного деятеля Уинстона Черчилля о трагедии Европы, произнесенная 19 сентября 1946 г. в Цюрихском университете. Черчилль призвал европейцев покончить «с национальными распрями», прежде всего с франко-германским антагонизмом, и создать на континенте «нечто вроде Соединенных Штатов Европы». Практически путь к европейской интеграции открыла Декларация Шумана, который 9 мая 1950 г., будучи министром иностранных дел Франции, обратился к правительству ФРГ с предложением начать новую главу в отношениях между двумя государствами, создав франко-германское объединение угля и стали. Значение Декларации Шумана выходило за рамки двусторонних отношений Франции и ФРГ. Она призывала к созданию «общей основы экономического развития, которая явится первым шагом к Европейской федерации», обеспечивающей мир, экономический рост и улучшение условий жизни европейского населения. Причем Декларация Шумана предлагала концепцию европейского строительства, разработанную при активном участии другого известного французского «европеиста», Жана Монне. Основные положения концепции Монне-Шумана, которая впоследствии легла в основу европейской интеграции, можно сформулировать следующим образом. Вместо Европы, раскалываемой националистическими распрями, необходимо создать единую миролюбивую Европу на принципах демократии, экономического благосостояния и социального консенсуса, мира и равноправного сотрудничества. Единая Европа должна строиться постепенно, с акцентом на приоритетные области сотрудничества, требующиеся для совместной деятельности. Строительство единой Европы должно быть начато в сфере экономики, что в наибольшей степени отвечает насущным потребностям участвующих государств и не затрагивает особо чувствительные сферы государственного суверенитета, такие как национальная безопасность, оборона, внешняя политика и т.п. Фактически в последующие годы европейская интеграция шла от таможенного союза к единому внутреннему рынку со свободным движением товаров, услуг, рабочей силы и капиталов, затем к экономическому и валютному союзу. Теперь на очереди создание политического союза стран-членов. Важнейшим условием продвижения к единой Европе должно стать формирование единой правовой базы и системы общих институтов, имеющих отчасти межгосударственный, отчасти наднациональный характер и наделенных правом принятия обязательных решений и контроля за их исполнением. Иными словами, общим институтам делегируются полномочия, составляющие часть суверенных прав государств - членов ЕС. Как показал опыт последующих десятилетий, именно эта уникальная особенность в наибольшей мере отличает ЕС от других объединений интеграционного типа, созданных в различных регионах современного мира. В условиях начавшейся «холодной войны» концепцию Монне-Шумана приняли исключительно западноевропейские государства, да и то далеко не все. Некоторые из них, разделяя цели и принципы объединения Европы, придерживались иных взглядов на его конкретные формы. Это относилось прежде всего к Великобритании, создавшей в 1960 г. совместно с Австрией, Данией, Норвегией, Португалией, Швейцарией и Швецией Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ).

Этапы развития ЕС

С подписанием Договора об учреждении ЕОУС начался первый этап европейской интеграции, который можно назвать отраслевым. Договор предусматривал не только создание общего рынка товаров в двух базовых отраслях промышленности - угольной и сталелитейной, - но и сотрудничество в модернизации этих отраслей с целью повышения их рентабельности и конкурентоспособности на мировых рынках. Более или менее успешное выполнение Договора должно было стимулировать в дальнейшем разработку обширных программ экономической интеграции. Забегая вперед, страны «шестерки» попытались форсировать также военно-политическую интеграцию. 27 мая 1952 г. Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали Договор, учреждающий Европейское оборонительное сообщество. Одновременно была начата подготовка договора, учреждающего Европейское политическое сообщество. В соответствии с этими договорами предполагалось создать новую, федеральную по типу, структуру институтов, располагающих полномочиями во внешней политике, обороне, экономической и социальной политике, защите прав человека. Однако в августе 1954 г. Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС, после чего прекратилась и подготовка второго договора.

25 марта 1957 г., после двухлетней подготовки, те же шесть государств подписали в Риме два договора, учредившие Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Что касается последнего, то оно, как и ЕОУС, носило отраслевой характер.

Более важное значение имело учреждение ЕЭС, поставившего своей задачей создание таможенного союза стран-членов. Договор предусматривал введение общей аграрной и торговой политики, координацию других сфер экономической политики, а также дополнительные мероприятия, направленные на углубление интеграции. Создание ЕЭС окончательно определило стратегию развития интеграции в западноевропейском регионе. Теоретическая модель, разработанная западными экономистами, предусматривала четыре этапа интеграции (табл.). Однако жизнь внесла коррективы в эту схему. Первым этапом, как уже отмечалось, стало создание общего рынка угля и стали, т.е. интеграция в рамках двух секторов промышленности. Сразу за ним последовало формирование таможенного союза (ЕЭС), внутри которого была создана и зона свободного движения товаров. В дальнейшем фактическое развитие экономической интеграции в Западной Европе совпало с исходной моделью. Реализуя цели ЕЭС, его участники избрали вариант ступенчатого снижения общего уровня таможенных тарифов во взаимной торговле. Первое снижение на 10% было осуществлено 1 января 1959 г. Далее тарифы снижались почти ежегодно, и параллельно сокращался разрыв между усредненным и национальными уровнями тарифов(В итоге с 1 июля 1963 г. внутренняя торговля в Сообществе стала беспошлинной, а на его внешних границах введен Общий внешний таможенный тариф. Таким образом, таможенный союз был создан на полтора года раньше срока, установленного Договором о ЕЭС.

ЭТАПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Этапы Содержание
Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-членами при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам
Таможенный союз Введение общего внешнего таможенного тарифа и переход к единой торговой политике в отношении третьих стран
Единый внутренний (общий) рынок Таможенный союз плюс осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы (включая свободу их профессиональной деятельности)
Экономический и валютный союз Единый внутренний рынок плюс гармонизация и координация экономической политики государств членов На основе совместно принятых решений и контроля за их выполнением, замена национальных валют единой валютой и единая валютная и денежная политика ЕС

Следует упомянуть также два других свидетельства прогресса европейской интеграции: во-первых, слияние в 1967 г. высших органов трех Сообществ в единые Совет ЕС и Комиссию ЕС, которые вместе с Европейским парламентом и Верховным судом ЕС образовали современную институционную структуру Сообществ; во-вторых, начавшийся в июне 1969 г. третий раунд переговоров о вступлении в Европейские сообщества Великобритании, Дании, Ирландии и Норвегии. Он завершился подписаниём четырех двусторонних договоров. Норвегия так и не вошла в ЕС; так как национальный референдум незначительным большинством отверг подписанный правительством договор, а остальные три страны стали членами Сообществ. С 1 января 1973 г. «шестерка» превратилась в «девятку».

На волне этих успехов Европейское сообщество в 1971 г. приняло план перехода к Экономическому и валютному союзу (так называемый «план Вернера»,.по имени автора проекта, премьер министра Люксембурга Пьера Вернера). Датой окончания этого этапа интеграции был намечен 1980 г.

Однако план создания ЭВС потерпел крах. Главную роль в этом сыграли внешние обстоятельства. Принятое в августе 1971 г. решение Вашингтона прекратить свободную конвертацию доллара в золото привело к расстройству международной валютной системы, девальвации не только доллара, но и большинства валют государств, входящих в ЕС. Еще одним ударом по экономике этих стран стало четырехкратное повышение цен на нефть, осуществленное государствами-экспортерами в течение 1973 - 1974 гг. и повлекшее за собой резкий рост цен на промышленную продукцию, нарушение платежных балансов и другие негативные последствия в странах Запада. Крайне болезненными они оказались для стран ЕС, покрывавших более 60% своих энергетических потребностей за счет импорта ближневосточной нефти. В 1975 г. Западную Европу поразил первый за послевоенные годы экономический кризис. В 1981 - 1982 гг. спад промышленного производства повторился. В этих условиях Сообществу пришлось решать в первую очередь задачи «выживания» - сохранения достигнутого уровня интеграции, преодоления усилившихся протекционистских тенденций и сепаратных действий государств-членов. Тем не менее этот период не был бесплодным. Он показал, что ЕС обладает большим запасом прочности и политической воли, позволивших ему преодолеть критическую ситуацию. Более того, в 70-е годы Сообществу удалось добиться прогресса на ряде направлений интеграции. Важным шагом по пути консолидации и усиления координации действий его участников стало создание в 1974 г. нового института - Европейского совета на уровне глав государств и правительств. Сообщество приступило к проведению политики регионального развития. Ее главным инструментом стал Европейский фонд регионального развития (ЕФРР), созданный в 1975 г. В течение 1978 - 1979 гг. была введена Европейская валютная система, основными элементами которой стали механизм поддержания стабильных обменных курсов национальных валют Не следует смешивать (как это часто бывает) с Советом Европы-организацией, созданной западноевропейскими государствами в 1949 г. и занимающейся вопросами прав человека, сотрудничества в социальной и культурной областях. После крушения коммунистических систем в странах Центральной и Восточной Европы большинство из них вступили в эту организацию. Вслед за ними в Совет Европы вступили Россия (февраль 1996 г.), Украина, Молдова и Беларусь. В настоящее время Совет Европы объединяет 40 государств-членов и общая денежная единица ЕС – ЭКЮ. В 1979 состоялись первые прямые выборы в Европейскии парламент В 1984 г была начата реформа обшей сельскохозяиственной политики и принята Первая рамочная программа научно-технического развития на 1984 - 1987 гг., которая положила начало координации действий и сотрудничеству государств-членов в этой области. О восстановлении позитивной динамики интеграции свидетельствовали начавшиеся во второй половине 70-х годов переговоры с Грецией, Испанией и Португалией, подавшими заявки на вступление в Сообщество Греция стала членом ЕС в 1981 г, Испания и Португалия - в 1986 г Пройдя длительныи путь испытаний, Сообщество в середине 80-х годов вступило в новый этап развития - завершение формирования Единого внутреннего рынка ЕС (ЕВР). Для успешного решения этой задачи Комиссия ЕС подготовила подробную программу практических действий, опубликованную в Белой книге 11985 г.) Она содержала около 300 мероприятий, охватывавших все направления экономической политики, с указанием сроков их выполнения. Правовой базой программы стал ЕДИНЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ АКТ, подписанный государствами-членами в феврале 1986 г и вступивший в силу с 1июля 1987 г. За некоторыми исключениями (интеграция национальных рынков государственных закупок и финансовых рынков, различия между налоговыми системами и т.д.), принятая программа была выполнена к намеченному сроку - 1 января 1993 г. Единый внутренний рынок ЕС стал фактом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.009 с.)