Интеграционные процессы в Евразийском экономическом пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграционные процессы в Евразийском экономическом пространстве



В конце 2009 г. процесс интеграции на постсоветском пространстве получил новый импульс – лидеры трех стран, входящих в ЕврАзЭС, договорились об окончании формирования в 2010 г. Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Было решено, что с 1 января начнет действовать Единый таможенный тариф, а с 1 июля вступил в силу Таможенный кодекс трех государств, а с 1 января 2012 года начало действовать Единое экономическое пространство.

Вместе с тем, почти сразу после подписания необходимого пакета документов разгорелись дискуссии относительно целесообразности и возможности практического осуществления данного мероприятия. Из трех стран, подписавших Договор о Таможенном союзе, в наиболее выгодном положении оказалась Россия, которая, участвуя в данном экономическом объединении, распространяет свой таможенный тариф еще на две страны, тем самым закрепляя за собой новые рынки сбыта, в первую очередь, для продукции автомобильной и авиационной промышленности. Для Беларуси выгоды от этого союза не являются столь очевидными, так как о беспошлинных энергоносителях, на которые она рассчитывала, пока не удалось договориться. Логически возникает вопрос о том, выгодно ли для Беларуси участие в данном объединении, сможет ли данный шаг стимулировать развитие ее экономики, или, может быть, стоит выбрать другое направление интеграции или же другую ее форму.

Исследования на тему того, кто может стать наилучшим партнером по преференциальному торговому соглашению, ведутся еще со времен создателя теории таможенных союзов Вайнера. Считается, что наиболее успешные союзы возникают в том случае, если экономики объединяющихся стран являются комплементарными (взаимодополняемыми), или же страны-участницы являются друг у друга основными торговыми партнерами.

Учитывая то, что первый критерий является довольно расплывчатым и сложно формализуемым, оценка партнеров по преференциальным торговым соглашениям, начиная с середины 90-х гг., производится по второму критерию. Причем, как показывает мировой опыт, по указанному критерию происходит формирование региональных торговых соглашений между развитыми странами или же между развитыми и развивающимися. Развивающиеся государства объединяются между собой чаще всего по географическому принципу. Следует также признать, что побудительным мотивом создания преференциальных торговых соглашений часто является не только критерий основного торгового партнера, но и «эффект домино», означающий, что возникновение все новых зон свободной торговли внутри какого-либо региона увеличивает издержки неприсоединения к ним остальных стран, входящих в тот же регион.

В отношении Беларуси и России можно утверждать, что это серьезно заинтересованные друг в друге торговые партнеры. Взаимодополняемость их экономик по отдельным видам кооперации составляет от 60 до 90 %. На долю России приходится почти половина (47 % в 2009 г.) общего внешнеторгового оборота Беларуси. В свою очередь, Беларусь является основным торговым партнером России в рамках ЕврАзЭС – на ее долю приходится около 60 % товарооборота Российской Федерации со странами Сообщества. Среди стран СНГ Беларусь занимает второе место после Украины.

Подобной ситуации способствовал ряд факторов. Во-первых, экономика Беларуси изначально, еще в бытность ее в составе СССР, была глубоко интегрирована с российской. Существовали тесные кооперационные связи между белорусскими и российскими предприятиями, многие из которых сохранились и поныне. Из всех бывших союзных республик именно Беларусь экономически больше других привязана к России. Во-вторых, по уровню экономического развития Беларусь среди всех стран ЕврАзЭС наиболее близка к российским показателям. В-третьих, при всей специфике белорусской модели реформирования экономики, она тем не менее приближается к рыночным параметрам хозяйствования. И, в-четвертых, существует объективная взаимная заинтересованность обоих государств – Беларуси и России в экономической, и не только экономической, интеграции.

Производственные мощности белорусских предприятий позволяют поставлять в Россию 50–55 % от общего производства грузовых автомобилей, 20–25 % металлорежущих станков, 40–45 % химических волокон и пластмасс, от 12 до 50 % различных видов продукции электротехнической, радиоэлектронной, приборостроительной промышленности, необходимые России сельскохозяйственные машины и оборудование, изделия легкой, деревообрабатывающей, стекольной промышленности, продукцию пищевой промышленности и сельского хозяйства.

В свою очередь, Беларусь заинтересована в поставках из России топливно-энергетических ресурсов, по которым она почти полностью зависит от России (100 % в общем объеме импорта нефти, 96,6 % – в импорте нефтепродуктов), проката черных металлов (70 %), сырья для химической и нефтехимической промышленности (апатитовый концентрат, циклические углеводороды), синтетического каучука (86,4 %), машин и технологического оборудования для различных отраслей народного хозяйства, которые в Беларуси не производятся, зерна (19 %).

Экономическое сближение и интеграция с Россией чрезвычайно выгодны для Беларуси. Это создает перспективу значительного расширения рынка сбыта товаров, которые благодаря своей относительной дешевизне и вполне приемлемому качеству нередко имеют конкурентные преимущества перед российскими товарами на внутреннем рынке России. Развертывание интеграционных процессов будет способствовать привлечению крупных российских инвестиций в белорусскую экономику. Это должно стать важным фактором устойчивого роста экономического потенциала республики, модернизации структуры производства и активизации рыночных реформ.

Для России интеграция с Беларусью дает ряд существенных экономических выгод:

Ø увеличение емкости внутреннего рынка;

Ø возможность использования чрезвычайно выгодного геоэкономического положения Беларуси и ее развитой транспортной и внешнеторговой инфраструктуры в общих экономических интересах;

Ø восстановление и создание новых технологических связей российских и белорусских предприятий;

Ø обеспечение перевозок, связанных с поддержанием жизнедеятельности Калининградской области;

Ø получение надежного транспортного коридора для товаропотоков на Запад (особенно газа и нефти).

Беларусь – важнейший коммуникационный коридор России в Калининградскую область, Центральную и Западную Европу. Через Беларусь проходит до 70 % экспорта России в страны Европейского Союза и примерно столько же российского импорта из этих стран. Немаловажным является и то обстоятельство, что именно территорию Беларуси наиболее экономически целесообразно использовать для прокладки новых линий газопроводов для транспортировки российского газа на Запад: газопровод «Ямал – Западная Европа», проходящий через Беларусь, на 480 км короче украинской трассы.

Предусматриваемое в рамках Таможенного союза установление эффективного таможенного контроля на внешних границах Беларуси должно укрепить экономическую безопасность России, поставить барьер на пути бесконтрольного вывоза и ввоза товаров в Россию через открытую российско-белорусскую границу и тем самым положить конец многомиллиардным потерям, которые несет Россия из-за контрабанды.

Важное экономическое значение имеет сложившееся за несколько десятилетий тесное взаимодействие предприятий военно-промыш-ленного комплекса России и Беларуси. В нашей республике более 50 предприятий оборонного сектора экономики сохранили и продолжают развивать производственную и научно-техническую кооперацию с более чем 400 оборонными предприятиями Российской Федерации в рамках межправительственного соглашения по научно-технической и производственной кооперации. Белорусские предприятия участвуют в реализации совместных проектов и через межгосударственные финансово-промышленные группы, в составе совместных предприятий. Доля поставок из Беларуси в оборонном заказе России составляет 15 %, причем это главным образом высокотехнологичная продукция, в том числе авианавигационные приборы, средства спутниковой и космической связи и др.

По имеющимся оценкам, при отсутствии кооперации с белорусскими предприятиями на организацию альтернативных производств только в оборонной промышленности России потребовалось бы единовременно около 20 млрд. рублей в ценах начала 1998 г.

Что касается взаимоотношений Беларуси и Казахстана, то здесь торгово-экономические отношения только набирают силу. Доля Казахстана в белорусском товарообороте колеблется в пределах 0,7–1,0 % (2006–2009 гг.). По итогам 2009 г. товарооборот Казахстана и Беларуси составил 388,3 млн. долларов США. При этом казахстанский экспорт составил 74,9 млн. долларов США, что на 56,4 % меньше уровня предыдущего года, а белорусский экспорт по сравнению с 2008 г. сократился на 14,2 %, составив 313,4 млн. долларов США. За 10 лет (с 1999 до 2009 г.) товарооборот возрос в 9,5 раза. Экспорт Республики Беларусь в Республику Казахстан увеличился в 11 раз, а импорт из Казахстана в Беларусь – в 6 раз. Положительное сальдо увеличилось в 15 раз. В настоящее время Казахстан занимает третье место во внешней торговле Беларуси со странами СНГ.

Из Беларуси в Казахстан экспортируются шины, сельхозмашины и дорожная техника, тракторы, грузовые автомобили, холодильники, мебель, лекарственные средства, сахар, молочные продукты и другая продукция.

Из Казахстана в Беларусь импортируется прокат, алюминий, цинк, хлопок, пшеница, ячмень.

Торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами реализуется в соответствии с Программой долгосрочного торгово-экономического сотрудничества между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь на 2009–2016 гг.

Приоритетными направлениями торгово-экономического сотрудничества являются организация взаимных поставок на долгосрочной основе как казахстанской, так и белорусской продукции, а также создание совместных предприятий.

Учитывая, что Казахстан испытывает большую потребность в комбайнах, тракторах и другой сельскохозяйственной технике, ведётся целенаправленная работа по увеличению ее поставок из Беларуси, организации сервисного обслуживания, а также по наращиванию объемов совместного производства в Казахстане.

На сегодняшний день в Казахстане налажено сборочное производство полуприцепов ПСТ-9 ОАО «Бобруйскагромаш» и зерноуборочных комбайнов ПО «Гомсельмаш» на базе АО «CaspianAgroServis» (ранее назывался АО «АгромашХолдинг», г. Костанай), тракторов «Беларус-80.1/82.1» на базе ТОО «СемАЗ» (г. Семей). Также открыто 23 сервисных центра белорусских предприятий, около 60 совместных предприятий, 6 торговых домов, значительное количество представительств и дилеров различных белорусских предприятий. В различной стадии проработки находятся около 30 совместных проектов, в том числе по созданию производств карьерной и сельскохозяйственной техники, продукции пищевой промышленности, минеральных удобрений.

В 2009 г. во время официального визита премьер-министра Республики Казахстан в Республику Беларусь был подписан ряд важных документов, определяющих дальнейшее сотрудничество двух стран. В их числе – Договор между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь о долгосрочном экономическом сотрудничестве на 2009–2016 гг.; Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области высшего и послевузовского образования; Соглашение между Министерством туризма и спорта Республики Казахстан и Министерством спорта и туризма Республики Беларусь о сотрудничестве в области туризма; Соглашение между Министерством культуры и информации Республики Казахстан и Министерством юстиции Республики Беларусь о сотрудничестве в области архивного дела, а также План мероприятий по сотрудничеству между МИД Республики Казахстан и МИД Республики Беларусь на 2009–2010 гг. Кроме того, были достигнуты договоренности о сотрудничестве в области сельхозмашиностроения, совместного производства холодильников, лекарственных средств, детского питания, молочной продукции, а также другой сельхозпродукции.

В 2009 г. был также подписан важный документ – «Дорожная карта» двустороннего торгово-экономического сотрудничества на 2010–2011 гг., которая определяет мероприятия по развитию сотрудничества на среднесрочную перспективу. Наиболее перспективными направлениями экономического взаимодействия двух стран на этот период определены: горнодобывающая промышленность, агропромышленный комплекс, машиностроение. Также планируется активизировать дальнейшее сотрудничество в сфере научно-технической и производственной кооперации, в области обучения, обмена технологиями и генофондом, в топливно-энергетической сфере.

Самыми масштабными из рассматриваемых и планируемых к реализации двумя сторонами проектов в среднесрочной перспективе являются освоение Жилянского и Челкарского месторождений калийных солей в Казахстане. Реализация этого проекта позволит создать в Казахстане практически новую подотрасль химической промышленности.

Как видно, интеграционное взаимодействие Беларуси и Казахстана осуществляется на современном этапе скорее в силу сложившихся благоприятных условий, нежели в силу географической или же торгово-экономической обусловленности.

Совсем иным образом обстоят дела между Россией и Казахстаном. Для Казахстана Россия – крупнейший торговый партнер, двусторонний торговый оборот с которой составляет 18 % от всего объема внешней торговли Республики Казахстан. С Казахстаном имеют торгово-экономические отношения 74 из 88 регионов России. За 2009 г. товарооборот составил 19,9 млрд. долларов США, увеличившись на 22 % по сравнению с 2008 г.

Особое значение в развитии казахстанско-российского сотрудничества в сфере экономики занимают экономические связи между приграничными областями двух стран, где действуют более 3100 совместных предприятий, среди которых такие крупные, как «Казросхром», «Коксохим», автомобильный комплекс на базе «УралАЗ» и Костанайского дизельного завода.

В энергетической сфере Казахстан и Россия взаимодействуют в вопросах транспортировки казахстанского углеводородного сырья на мировые рынки с использованием магистральных трубопроводов России, совместно модернизируют нефтегазодобывающие производства. Одним из важных элементов энергетического партнерства двух стран является транзит туркменского (а также узбекского) природного газа в Россию и далее на рынки Европы.

Казахстан и Россия последовательно развивают сотрудничество в сфере высоких технологий. В первую очередь, это касается сотрудничества в космической сфере (совместное использование космодрома «Байконур»). Ведется планомерная работа по созданию современного ракетно-космического комплекса «Байтерек», включению казахстанских космонавтов-испытателей в составы космических экипажей Международной космической станции. Особое значение стороны придают инновационному сотрудничеству в области нано- и биотехнологий, создания искусственного интеллекта, а также внедрения цифрового вещания.

Таким образом, интеграционное взаимодействие в рамках Таможенного союза в настоящее время складывается не в рамках единого механизма, а как бы расколото на две части – европейскую и азиатскую. И Беларусь, и Казахстан торгуют в основном с Россией и практически не торгуют друг с другом, причем эта торговля не имеет отношения к нахождению стран в торговом блоке, а связана с двусторонними договоренностями. Даже если бы страны и не были членами одного регионального объединения, они все равно бы торговали с Россией в тех же объемах.

Вместе с тем у вышеназванных стран возникают другие полюса притяжения торговли. Например, как показывают данные табл.1 и табл. 2, и в экспорте, и в импорте Беларуси и Казахстана снижается доля стран СНГ за счет перераспределения товаропотоков на страны вне Содружества.

 

Т а б л и ц а 1. Удельный вес стран СНГ и других стран мира в общем объеме

экспорта стран – участниц Таможенного союза (%), [73]

Партнеры Годы 2009 (январь–ноябрь)
         
Беларусь
Страны СНГ            
Другие страны            
Казахстан
Страны СНГ            
Другие страны            
Россия
Страны СНГ            
Другие страны            

 

Т а б л и ц а 2. Удельный вес стран СНГ и других стран мира в общем объеме

импорта стран–участниц Таможенного союза (%), [73]

Партнеры Годы 2009 (январь-ноябрь)
         
Беларусь
Страны СНГ            
Другие страны            
Казахстан
Страны СНГ            
Другие страны            
Россия
Страны СНГ            
Другие страны            

 

За последние годы в экспорте Беларуси значительно увеличилась доля стран ЕС (табл. 3). Торговые потоки между Россией и ЕС также возросли, но не столь существенно, как в отношении ЕС и Беларуси. С 2005 г. удельный вес стран Евросоюза в экспорте республики стал даже превышать удельный вес России. Так, в 2009 г. доля России в экспорте Беларуси составила 31,5 %, а доля ЕС – 43,6 %.

 

Т а б л и ц а 3. Удельный вес стран ЕС-25 в экспортно-импортных операциях

Беларуси и России (%)

Страны Годы
               
Экспорт
Беларусь 15,9 28,0 33,5 44,1 46,1 43,7 43,5 43,6
Россия 45,0 52,8 46,7 44,9 56,6 55,8 56,7 53,3
Импорт
Беларусь 26,3 21,5 21,8 21,4 22,5 21,8 21,7 22,9
Россия 42,2 39,1 46,9 44,0 44,0 43,7 43,7 45,0

 

Во многом это объясняется торговлей энергетическими товарами (нефтепродуктами). Однако кроме них поставляются текстильные изделия, одежда, древесина и изделия из нее, черные металлы и изделия из них, инструменты и аппараты оптические, мебель. К тому же географически ЕС гораздо ближе, чем Казахстан, следовательно, товары туда могут поставляться с более низкими транспортными издержками. Наиболее крупными торговыми партнерами Беларуси из числа стран–членов ЕС являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Латвия и Италия.

Доля импорта Беларуси из Евросоюза существенно не изменилась за 2000–2009 гг. При этом надо учитывать, что основу поставок из ЕС преимущественно составляют товары, которые принято относить к инвестиционному, высокотехнологичному импорту: оборудование и механические устройства, средства наземного транспорта, электрические машины и оборудование, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них, прочие химические продукты, инструменты и аппараты оптические, фармацевтическая продукция.

У России отмечается рост доли ЕС не только в экспорте, но и в импорте (53,3 и 45,0 % соответственно в 2009 г.). Так же как и для Беларуси, Евросоюз является для России основным источником инвестиционного импорта.

После расширения ЕС превратился в один из крупнейших в мире рынков с высокой платежеспособностью, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе является благоприятной основой для роста белорусского и российского экспорта. Таким образом, ЕС, в перспективе, можно отнести к наилучшему после России торговому партнеру для Беларуси и оптимальному для Российской Федерации.

Следует отметить, что, в свою очередь, ЕС выступил с инициативой интеграции со странами СНГ (Россия, Беларусь, Молдова и Украина), которые не собираются становиться членами ЕС в ближайшем будущем, но имеют границу с государствами, вступившими в ЕС. Европейская Комиссия приняла Европейскую политику соседства, в которой заложила концептуальные основы «соседского» сотрудничества, включающие:

Ø углубленное сотрудничество в сфере экономики, внешней политики и безопасности;

Ø либерализацию торговли с перспективой расширенного доступа на внутренний рынок ЕС и участия в деятельности его регулирующих структур на основе гармонизации законодательств;

Ø развитие сотрудничества по вопросам регулирования миграционных процессов и борьбы с трансграничной преступностью;

Ø развитие человеческих контактов, трансграничного и межрегионального сотрудничества;

Ø интеграцию в общеевропейские инфраструктурные проекты;

Ø наращивание инвестиционного сотрудничества и технического содействия и т. д.

Европейская политика соседства предусматривает либерализацию доступа на европейский внутренний рынок для пограничных стран в обмен на прогресс в области политики, экономики и институционального развития. Несомненно, для Беларуси и России приведение, пусть и постепенное, законодательства в соответствие с нормами ЕС требует серьезных институциональных преобразований и не является делом сегодняшнего или завтрашнего дня. С другой стороны, следует принять во внимание, что развитие концепции «соседского» сотрудничества может привести к созданию зоны свободной торговли с ЕС, а взаимное открытие рынков будет способствовать ускорению институциональных реформ, снижению торговых барьеров, стимулированию конкуренции. Заключение преференциального торгового соглашения с ЕС (зоны свободной торговли) связано для России и Беларуси со значительными потенциальными выгодами, такими, как:

Ø содействие взаимовыгодной торговле и вложению инвестиций, а следовательно, и стабильному экономическому развитию;

Ø поступление необходимых для развития экономики высоких технологий через торговлю и инвестиции;

Ø отмена ЕС ограничительных мер в торговле.

Это является пока не очень реальной, но угрозой для Таможенного союза. Теоретически торговое соглашение с ЕС не означает выхода Беларуси или России из этого объединения, однако внутренние связи в данном соглашении, итак не очень прочные, еще более ослабнут.

В свою очередь, для Казахстана и России растет значение торговли с Китаем. При этом отчасти торговля сдерживается из-за неразвитой транспортной инфраструктуры. Несомненно, Китай для Казахстана (после России), да и для азиатской части России, является оптимальным торговым партнером (табл. 4).

Китай, Казахстан и Россия также являются членами регионального объединения Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая создавалась как лига коллективной безопасности. Однако постепенно в ней стали превалировать вопросы торгово-экономического взаимодействия. Поскольку Китай считает рынок стран ШОС перспективным для сбыта своей продукции, он заинтересован в формировании в рамках этого соглашения общего экономического пространства и в инвестициях в экономику стран-членов. Сотрудничество с Китаем активно поддерживается Казахстаном в связи с возможностью увеличения поставок нефти в Китай. В 2003 г. в рамках ШОС была принята Программа многостороннего экономического сотрудничества сроком на 20 лет. Вслед за ней был разработан план мероприятий, включающий более 100 конкретных проектов в транспорте и транспортной инфраструктуре, телекоммуникациях, энергетике, сельском хозяйстве и т. д. Несомненно, интенсификация торгово-экономической интеграции России и Казахстана с Китаем представляет реальный вызов Таможенному союзу. Как и в случае с ЕС, создание зоны свободной торговли (или более продвинутых форм региональной торговой интеграции) в ШОС не означает автоматического распада данного объединения, но снижает интерес к нему у стран-участниц до практически нулевого уровня, поскольку будет включать двух оптимальных для Казахстана партнеров (Китай и Россию).

 

Т а б л и ц а 4. Удельный вес Китая во внешней торговле России и Казахстана, 2001–2008 гг.

Страны Годы
         
Экспорт Импорт Экспорт   Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт
Россия 5,1 3,7 5,4 7,4 5,2 9,4 4,5 12,2 4,5 13,0
Казахстан 7,6 2,7 8,7 7,2 9,4 8,1 11,8 10,7 10,8 12,0

 

Таким образом, на современном этапе такая форма интеграционного взаимодействия между Россией, Беларусью и Казахстаном, как таможенный союз, пока не является в полной мере реализованной.. Данное объединение как бы расколото на две части – европейскую и азиатскую. Несомненно, каждая из этих частей заинтересована в углублении интеграционного взаимодействия на двусторонней основе – Беларусь с Россией, Казахстан с Россией, Россия – с Казахстаном и Беларусью.

С 1 января 2012 года начало действовать Единое экономическое пространство. Его сформировали три страны Таможенного союза – Беларусь, Казахстан, Россия. По существу, как объективная реальность продолжает действовать Таможенный союз. Но при этом он переходит в более высокую стадию интеграции, обеспечивающую свободу движению товаров, услуг, капитала, рабочей силы, равные условия для субъектов хозяйствования.

Для полноценного функционирования Единого экономического пространства в 2011 году была принята необходимая международно-договорная база. Три страны ратифицировали 17 ключевых международных договоров. Таким образом, для полноценной работы Единого экономического пространства формально приняты все необходимые документы. Из этого пакета очень важными для Беларуси являются документы, касающиеся снятия барьеров при осуществлении поставок нефти и нефтепродуктов, транспортировки газа, электроэнергии. В их числе – соглашения о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа, включая основы ценообразования и тарифной политики.

Приняты соглашения о макроэкономической политике, о единых принципах и правилах конкуренции, о предоставлении промышленных субсидий, о валютной политике. С 1 января 2012 года в Едином экономическом пространстве начали действовать единые правила государственных закупок.

В соглашениях определены основные подходы, принципы, сроки и соответствующие требования к участникам. Они создают основу для обеспечения равных условий функционирования субъектов хозяйствования трех стран на единых товарных рынках, позволяют устранить имеющиеся барьеры и ограничения в продвижении продукции. Все это способствует дополнительному росту экономик Беларуси, Казахстана и России, повышению их конкурентоспособности.

Накануне вступления в Единое экономическое пространство три страны подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции. В соответствии с ней ЕЭП основывается на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенство государств, утверждаются основопологающие права и свободы человека, правовго государства и рыночной экономики. В своем практическом сотрудничестве государства ЕЭП намерены руководствоваться нормами и правилами Всемирной торговой организации. В документе учтено предложение Беларуси о возможном создании совместных транснациональных корпораций для углубления производственной кооперации. В декларацию включено также предложение белорусской стороны о стремлении к дальнейшему укреплению всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества Таможенного союза и ЕЭП с другими странами, международными интеграционными объединениями, включая Европейский союз, с выходом на создание общего экономического пространства.

Кроме того, для обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства стороны учредили Евразийскую экономическую комиссию, деятельность которой будет осуществляться в интересах всего интеграционного сообщества и носить высокопрофессиональный характер. Соответствующий договор о Евразийской экономической комиссии подписали президенты трех стран 18 октября 2011 года. Эта комиссия станет преемницей Комиссии Таможенного союза и будет первым на постсоветском пространстве наднациональным органом. Объем его полномочий будет паостепенно расширяться.

Комиссия будет осуществлять свою деятельность на основе принципов обеспечения взаимной выогоды, равноправия и учета национальных интересов сторон, экономичсекой обоснованности принимаемых решений, открытости, гласности и объективности. В связи с расширением и усложнением функций комиссии договором предусматривается создание двухуровневого органа в составе Совета комиссии и Коллегии комиссии, функции и полномочия которых разграничиваются. Таким образом, создаются необходимые условия для обеспечения учета интересов Беларуси в процессе принятия решений, поскольку предусмотрена возможность вынесения чувствительных вопросов на более высокий уровень, вплоть до Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, где решения принимаются консенсусом. Белорусский парламент ратифицировал договор о Евразийской экономической комиссии.

 

Литература: 20,22,25,28,32,38,39,54,63,66,67,70,72,78.

Тема 8. Национальная эконоимка и экономическая безопасность Республики Беларусь

 

План

 

1. Концепция национальной безопасности Республики Бела­русь.

2. Экономическая безопасность в системе национальной бе­зопасности. Виды экономической безопасности, важней­шие факторы и угрозы

3. Показатели и индикаторы экономической безопасности, пороговые значения экономической безопасности

 

1. Концепция национальной безопасности Республики Бела­русь

 

В 1984—85 гг. по заданию Генерального секретаря ООН была создана экспертная группа, которая выполняла иссле­дование по разработке «концепции безопасности». По ре­зультатам данного исследования и был сформулирован вы­вод о том, что безопасность должна рассматриваться как все­объемлющее понятие, отражающее растущую взаимозависи­мость политических, военных, экономических, социальных и технических факторов. В Республике Беларусь экономи­ческая безопасность на официальном уровне была обозначе­на после утверждения Концепции национальной безопаснос­ти Республики Беларусь в 2001 году. Затем в 2006 г. в Концепции проблема обеспечения безопасности рассматривалась в контексте от­стаивания и защиты жизненно важных интересов государ­ства от внешних угроз, в том числе и в экономической сфере.

1. Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства.

Под угрозой национальной безопасности понимаются действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

2. Обеспечение национальной безопасности включает:

определение жизненно важных интересов личности, общества и государства;

выявление факторов, создающих угрозу национальной безопасности;

формирование системы противодействия негативным факторам и возникающим угрозам.

Новая концепция национальной безопасности принята 9.11.2010 г.

 

Основные разделы концепции национальной безопасности:

 

Раздел I Основные положения

Раздел II Современный мир и национальные интересы Республики Беларусь

Глава 1 Основные тенденции современного мира

Глава 2 Национальные интересы

Раздел III Состояние и угрозы национальной безопасности

Глава 3 Состояние национальной безопасности на современном этапе

Глава 4 Основные угрозы национальной безопасности

Глава 5 Внутренние источники угроз национальной безопасности

Глава 6 Внешние источники угроз национальной безопасности

Раздел IV Обеспечение национальной безопасности республики беларусь

Глава 7 Цель, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности

Глава 8 Основные направления нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз национальной безопасности

Глава 9 Система обеспечения национальной безопасности

Раздел V Заключительные положения

Настоящая Концепция закрепляет совокупность официальных взглядов на сущность и содержание деятельности Республики Беларусь по обеспечению баланса интересов личности, общества, государства и их защите от внутренних и внешних угроз.

Являясь базисом для консолидации усилий личности, общества и государства в целях реализации национальных интересов, настоящая Концепция призвана обеспечить единство подходов к формированию и реализации государственной политики обеспечения национальной
безопасности, а также методологическую основу совершенствования актов законодательства в различных сферах национальной безопасности, разработки документов стратегического планирования.

Сохраняя преемственность по отношению к ранее принятым основополагающим документам в сфере национальной безопасности, настоящая Концепция исходит из основных тенденций развития Республики Беларусь, ее места и роли в современном мире.

 

2. Экономическая безопасность в системе национальной бе­зопасности.

Виды экономической безопасности, важней­шие факторы и угрозы

 

Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в
сфере экономики, которые оказывают регулирующеё воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно важных интересов страны в от-
ношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых
рынках и устойчивость се финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности.

В экономической сфере внутренними источниками угроз национальной безопасности являются:

устаревшие технологии и основные средства, обусловливающие высокую энергоемкость и материалоемкость производства, низкое качество выпускаемой продукции;

отставание от других стран, прежде всего сопредельных, по темпам и качеству экономического роста;

структурная деформированность экономики, преобладание материале- и энергоемких производств, недостаточное развитие сферы услуг, невысокий удельный вес высокотехнологичной наукоемкой продукции и медленное обновление продукции;

низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами;

высокие административные барьеры для развития бизнеса, предпринимательской активности;

несбалансированность экономического развития, выражающаяся в росте совокупного потребления сверх реальных возможностей экономики;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.184.237 (0.084 с.)