Структура финансово-кредитной системы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура финансово-кредитной системы



В настоящее время в законода­тельных актах Республики Бела­русь нет определения "кредитная система" и институциональные ас­пекты рассматриваются либо как от­дельные финансовые институты, входящие в финансово-кредитную систему.

Однако в современном мире трехъярусная схема структуры кредитной системы является базо­вой для многих промышленно раз­витых стран, таких как США, Япония, страны Евросоюза. Следо­вательно современная кредитная система — это механизм, состоя­щий из множества уровней, пред­назначенный для распределения финансовых активов. Кредитная система состоит из следующих зве­ньев:

1.центральный (националь­ный) банк;

2.коммерческие банки (сбере­гательные, инвестиционные, ипо­течные банки);

3.страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые, финансовые компании и т. д.

Базовым условием вхождения в кредитную систему, по мнению штора, является посредничество в (денежно-кредитной сфере. В целом кредитная система может быть охарактеризована исходя из аспектов — сущностного, институционального и функционального.

В сущностном аспекте кредит­уя система представляет собой систему кредитно-финансовых отношений, возникающих в связи с предоставлением, использованием : погашением ссуд на условиях срочности, платности и возвратности.

С институциональной точки зрения — это система кредитно-финансовых учреждений, обслу­живающих кредитные отношения I (банки, страховые, ипотечные и финансовые компании, пенсион­ные фонды, биржи и т. п.).

С функциональных позиций кредитная система — это совокупность видов и форм кредита.

Структура кредитной системы и организация кредитного дела должны способствовать наиболее полному удовлетворению потреб­ностей в денежно-кредитном обслуживании всей экономики и ее звеньев.

В соответствии с такой организацией в Республике Беларусь выделяют два основных звена кредитной системы: банковские учреждения, формирующие банковскую систему, и небанковские кредитно-финансовые организации, формирующие небанковскую систему.

Ядро кредитной системы со­ставляет банковская система, на которую падает основная нагрузка по денежно-кредитному обслу­живанию хозяйственного оборота. Органом, координирующим деятельность банковских учрежде­ний, является центральный (эмиссионный) банк, обеспечива­ющий устойчивость денежно-кре­дитной системы, стабильность функционирования коммерчес­ких банков.

Одна из основных функций центрального банка — реализация монетарной политики государства. В зависимости от вида монетарной политики различают главные цели центральных банков — стабиль­ность цен, устойчивость нацио­нальной валюты, стабильность де- I нежной массы и др.

Существуют четыре вида моне­тарной политики:

— таргетирование валютного режима (эта стратегия представля­ет собой форму фиксации (либо ползущей фиксации) объема на­циональной валюты к валюте (кор­зине валют) страны с низкой ин­фляцией);

— таргетирование денежной массы (установление целевых ори­ентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита);

— таргетирование уровня ин­фляции (комплекс мер, принимае­мых государственными органами власти в целях контроля за уров­нем инфляции в стране);

— таргетирование скрытого показателя (разработка жесткой стратегии контроля будущего уровня инфляции) [3].

В Республике Беларусь к ос­новным целям деятельности На­ционального банка относятся:

— защита и обеспечение ус­тойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной спо­собности и курса по отношению к иностранным валютам;

— развитие и укрепление бан­ковской системы Республики Бе­ларусь;

— обеспечение эффективного, надежного и безопасного функцио­нирования платежной системы.

— Прямое и непосредственное воздействие и регулирование, кон­трольные и надзорные функции центральный банк выполняет, как правило, только по отношению к банковским учреждениям, а так­же к другим организациям, специ­ализирующимся исключительно на банковских операциях и имею­щим соответствующую лицензию центрального банка.

— На остальные звенья кредит­ной системы центральный банк и его учреждения могут оказывать прямое воздействие лишь в от­дельных случаях, а в целом — это только опосредованное воздейст­вие, что проявляется во взаимосвязи кредитных и финансовых ! операций различных секторов рынка кредитно-финансовых ус­луг.

На втором уровне кредитной системы государства находятся коммерческие банки. В Республи­ке Беларусь банки самостоятель­ны в своей деятельности, а вмеша­тельство государства, его органов и должностных лиц допускается исключительно в пределах, уста­новленных Конституцией и при­нятых в соответствии с ней зако­нодательных актов

После осуществленной в 2010 г. рекапитализации крупнейших государственных банков государства в совокупном уставном фонде банковского сектора возросла с 70 до 73,6% при одновременном снижении доли иностранного капитала с 27,3 до 24,2% и в резидентов негосударственной собственности с 2,7 до 2,2

Количество государственных банков и банков, контролируемых иностранным капиталом, в 2011 году не изменилось и составило на начало текущего года соответственно 4 и 23.

Крупнейшими кредиторами банковского сектора Республики Беларусь являются Россия (41,3%), Германия (22,5%) Австрия (8,2%). Объем заработанной банковским сектором прибыли до вычета налогов) в 2010 г. Составил 2 103,4 млрд. бел. руб., что i 44,8% превышает аналогии! показатель 2009 г. Рентабельность активов (до вычета налогов) 2010 г. возросла с 1,96 до 2,. рентабельность капитала (до вычета налогов) — с 11,93 до 14,6 [4].

 

Создание банка развития

В целях наращивания темпов экономического роста и повышения надежности финансово-кредитной системы 21июня 2011г.был принят Указ Президента Республики Беларусь №261 “О создании открытого акционерного общества “Банк развития Республики Беларусь” (далее—Банк развития).Предполагается, что уставный фонд Банка развития составит 20млрд. бел. руб., разделенных на 200тыс. простых (обыкновенных) акций номинальной стоимостью одной акции—100тыс. рублей. При этом акции данного акционерного общества будут распределены следующим образом: Совету Министров Республики Беларусь— 190тыс. акций, Национальному банку—10тыс. акций. Министерству финансов поручено внести в 2011г. в уставный фонд Банка развития вклад в сумме 19млрд. бел. руб. за счет остатков средств республиканского бюджета, образовавшихся на 1января 2011г. Основной целью этой организации будет являться развитие системы финансирования государственных программ и социально значимых инвестиционных проектов, исходя из этого, задачи Банка развития будут следующие:

— финансирование проектов, включенных в программы, утверждаемые Президентом и (или)Правительством Республики Беларусь (далее—государственные программы), путем предоставления кредитов на их реализацию от своего имени и за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Главой государства;

— приобретение активов банков в соответствии с перечнем таких активов и порядком, утверждаемыми Советом Министров.

В соответствии с законодательством для реализации целей без получения специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности Банком развития будут осуществляются следующие операции: —привлечение займов и кредитов;

— привлечение средств бюджета в депозиты;

— предоставление кредитов на реализацию государственных программ от своего имени и за свой счет на условиях срочности, платности и возвратности;

— размещение временно свободных денежных средств на счетах в Национальном банке Республики Беларусь и иных банках;

— открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, участвующих в реализации проектов, включенных в государственные программы, для аккумулирования части выручки, направляемой исключительно для погашения имеющейся перед ним задолженности;

— проведение расчетов в безналичной форме через корреспондентские и иные счета, открываемые Банком развития в Национальном банке Республики Беларусь и других банках;

— обслуживание и погашение внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, предоставляемых для финансирования проектов, включенных в государственные программы;

— приобретение активов банков на основании договоров уступки требования за счет средств, находящихся в распоряжении Банка развития.

Создание Банка развития обусловлено, прежде всего тем, что на протяжении последних нескольких лет в стране наблюдается увеличение количества государственных программ, не адекватное росту уровня их эффективности. В ряде случаев это приводит к распылению финансовых ресурсов государства и нерациональному использованию кредитных ресурсов банков. Так, задолженность по государственным программам и мероприятиям, отраженная на балансах банков, на 1января 2011г. составила 41,5трлн. бел. руб., или почти половину (44,7%) от требований к экономике.

Действующий в настоящее время механизм финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ далек от идеала. Как показывает практика, его несовершенство способствует нарастанию системных рисков в банковском секторе и, в конечном счете, препятствует устойчивому экономическому развитию как страны в целом, так и ее банковского сектора в частности. Кроме того, опасность существует в виде рисков для реализации денежно-кредитной политики, поскольку финансирование государственных программ осуществляется в том числе за счет вынужденного увеличения предложения денег со стороны центрального банка страны.В мировой практике для обеспечения притока ресурсов в отрасли, в которые затруднено привлечение частного капитала, создаются и эффективно работают специализированные институты развития. Такие институты, как национальные, так и международные, уже давно являются предпочтительной формой участия государства в финансировании крупнейших национальных проектов в развитых странах. Положительным эффектом от функционирования подобных финансовых институтов также является повышение финансовой устойчивости банковского сектора и финансовой системы в целом.

Создание Банка развития будет способствовать повышению оперативности, ответственности и эффективности при принятии решений по выбору и финансовой поддержке ключевых инвестиционных проектов при одновременном снижении основных рисков банковского сектора, которыми являются кредитный риск и риск ликвидности. Будет устранено квазибюджетное финансирование, что повысит прозрачность статистической информации в частности и работы экономики в целом. В долгосрочной перспективе от устранения экстенсивных механизмов краткосрочного роста экономика страны только выиграет. При этом можно прогнозировать улучшение оценок национальной финансовой системы международными финансовыми институтами и повышение ее суверенного рейтинга.

С созданием Банка развития, концентрирующего свои усилия только на кредитовании приоритетных государственных программ, исчезнут угрозы формирования системной неустойчивости в банковском секторе.

Необходимо отметить, что бан­ковский сектор Республики Бела­русь играл и продолжает играть доминирующую роль на рынке фи­нансовых услуг. Так, соотношение широкой денежной массы к ВВП, характеризующее общий уровень развития финансового сектора и экономики в целом, в 2010 г. со­ставило 25,9%, увеличившись по сравнению с 2009 г. на 1,6 про­центного пункта. Совокупные ак­тивы финансового сектора соста­вили в 2010 г. 62,1% по отноше­нию к ВВП (в 2009 г. — 55,6%), из них 97% приходилось на долю банков, 3% — на долю страховых компаний [4].

Развитие небанковского сектора

Третий уровень кредитной сис­темы, на наш взгляд, представля­ют такие специализированные кредитно-финансовые учрежде­ния, как страховые организации, лизинговые компании и РУП "Белпочта".

В Ре­спублике Беларусь этот сегмент финансовой системы недостаточно развит. В настоящее время такие институты, как пенсионные фон­ды, небанковские кредитно-финан­совые организации и другие, нахо­дятся в стадии становления

Наиболее ресурсоемким инсти­тутом денежно-кредитной системы является страховой сектор Респуб­лики Беларусь. На 1 января 2011 г. он включал в себя 24 стра­ховые компании, в том числе 4 компании, осуществляющие виды страхования, относящиеся к стра­хованию жизни, и РУП "Белорус­ская национальная перестраховоч­ная организация".

На страховом рынке страны в 2010 г. страховую деятельность осуществляли 8 страховых компа­ний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государст­ву. Количество компаний, контро­лируемых иностранным капита­лом, сократилось с 9 до 8 за счет реорганизации ЗАСО "Виктория" путем слияния с СБА ЗАСО "Купа­ла". Количество частных страхов­щиков, напротив ,возросло с 7 до 8 за счет прихода в 2010 г. на стра­ховой рынок страны СООО "Рос­госстрах".

К началу 2011 г. собственный капитал страхового сектора достиг

1,98 трлн. бел. руб., причем его рост по сравнению с предшествую­щим годом существенно замедлил­ся, составив лишь 5,8%, или 108,3 млрд. бел. руб. (в 2009 г. — 35,3%, или 488,1 млрд. бел. руб.). При этом более 84% указанного прироста обеспечили страховые организации государственной фор­мы собственности.

Основным источником наращи­вания капитала страхового секто­ра стали собственные средства страховых организаций (прибыль текущего года и прошлых лет, а также сформированные за счет нее фонды). Как следствие, в собствен­ном капитале страхового сектора наблюдалось незначительное по сравнению с 2009 г. снижение до­ли уставного фонда — с 88,4 до 87,9% [4].

Необходимо отметить, что в по­следние годы развитие страхового сектора заметно ускорилось, одна­ко по такому показателю, как до­ля собранных страховых взносов по отношению к ВВП, составляю­щему 0,82%, Беларусь значитель­но отстает от большинства евро­пейских стран.

Особое место в небанковской системе Республики Беларусь не­обходимо отвести РУП "Белпоч­та". На современном этапе, выпол­няя такие специфические функ­ции, как отправления письменной корреспонденции, посылки, уско­ренная почта, специальные от­правления и другие, РУП "Бел-почта" осуществляет ряд финансо­вых услуг.

С 2007 г. РУП "Белпочта" пере­сылает в электронном виде денеж­ные переводы по всей территории республики. Пересылка электрон­ных денежных переводов осуще­ствляется через систему передачи электронной финансовой инфор­мации РУП "Белпочта", участни­ками которой являются все отде­ления почтовой связи (около 4 ты­сяч).

Постоянно расширяется сеть стран-партнеров по обмену между­народными денежными перевода­ми. На сегодняшний день — это 22 зарубежных государства, в том числе с 10 странами (Азербайджан, Армения, Вьетнам, Казахстан, Молдова, Литва, Россия, Украина, Узбекистан и Эстония) клиенты бе­лорусской почты могут обмени­ваться международными электрон­ными денежными переводами.

В 2150 отделениях почтовой связи предоставляются услуги держателям банковских пластико­вых карточек международных платежных систем Master Card, С Visa International и национальной системы "БелКарт". При наличии банковских пластиковых карточек клиенты могут произвести безна­личную оплату всех услуг, пополнить карт-счет, открытый в ОАО "Белгазпромбанк" и "Приорбанк" ОАО, получить наличные денеж­ные средства и информацию о со­стоянии баланса карт-счета.

В отделениях почтовой связи осуществляется прием платежей наличными денежными средства­ми для перечисления на счета в ОАО "Белгазпромбанк" в рамках систем EasyPay и Delay, а прием платежей для пополнения электронного кошелька ОАО "Тех-нобанк" в рамках системы WebMoney

В рамках договоров поручения с различными банками клиентам предоставляется услуга по оформ­лению пакета документов на от­крытие карт-счета "Быстрый депо­зит" в "Приорбанк" ОАО, передача клиентам банковских пластико­вых карточек, эмитированных ОАО "Белгазпромбанк", с возможностью овердрафта по карт-счету (программа "Быстрые деньги"), оформление вкладных операций ОАО "АСБ Беларусбанк" в насе­ленных пунктах, где нет отделений банка [5].

В Республике Беларусь присутствуют все три уровня структуры кредитной системы, предназначенной для распределения финансовых активов.

Вместе с тем нужно отметить значительный дисбаланс в кредитной системе между банковским и небанковским секторами. В пер­вую очередь, это связано с недоста­точно развитой инфраструктурой небанковского сектора, где до на­стоящего времени нет таких ин­ститутов, как пенсионные, всевоз­можные взаимные и паевые фон­ды, кредитные союзы, факторин­говые и форфейтинговые компа­нии, отсутствуют правовые основы для создания инвестиционных и венчурных фондов.

Стратегия развития кредитной системы Республики Беларусь должна базироваться а таких фундаментальных экономических преобразованиях:

— развитие финансовых институтов, в частности, институтов страховых, информационно-консультативных и прочих бизнес-услуг, обслуживающих финансовые ,технологические, инвестиционные токи;

— интенсификация процесса приватизации и создание широко масштабного сектора частных организаций;

— создание высокой привлека­тельности страны для долгосроч­ных инвестиций путем принятия институциональных решений, способных сокращать инвестици­онные риски.

Учитывая вышеизложенное, следует резюмировать, что дости­жение европейских стандартов в кредитной системе Республики Бе­ларусь, в том числе выход белорус­ских банков по относительным по­казателям объема активных (кре­дитных) операций на уровень, со­поставимый с уровнем ряда евро­пейских стран, может быть обеспе­чено при значительном ускорении всех процессов качественного из­менения структуры экономики, масштабном внедрении инноваций и новых технологических реше­ний, развитии эффективного фи­нансового рынка.

Основные направления денежно-кредитной политики.

Основными направлениями ужесточения монетарной политики являются ограничение денежной эмиссии, «удорожание» белорусского рубля для потреби­телей кредитов и повышение его привлекательности как средства сбережения. Увеличение процентных ста­вок в экономике- в основном будет проводиться посредством постепенного повышения ставки рефи­нансирования и ставок по инстру­ментам Национального банка. Так, с начала года Нац.банк уже :девять раз повышал ставку рефинансирования с 10,5% до 30 % годовых. Одновременно были — повышены и ставки по инструментам Национального банка: по кредиту овернайт и сделкам своп овернайт - с 16 % до 40 % годовых, депозиту овернайт –с 7% до 20% годовых.

Принимаются меры по сдерживанию темпов роста денежного предложения. С 1 июня 2011 года в Беларуси прекращена эмиссионная поддержка финансирования государственных программ.

Ужесточены условия и повы­шена стоимость рефинансирова­ния банков. В настоящее время рефинансирование банков осу­ществляется только через стан­дартные операции регулирования ликвидности на рыночных усло­виях и на короткие сроки.

В развитие этих решений Национальный банк сократил до 7 дней сроки рефенансирования банков посредством двусторонних операций и операций на открытом рынке. Ранее максимальный срок операций составлял 30 дней и 3 месяца соответственно. Кроме того НацБанк приостановил предоставление банком кредитов под залог закладных. Прежде они выдавались на срок до 6 месяцев.

В дальнейшем политика рефи­нансирования Национального

банка будет сосредоточена на регулировании текущей лик­видности банков па рыночных условиях в соответствии с уста­новленными целями монетарной политики: А все экономические программы будут осуществляться только при наличии финансовых источников.

Решая вопрос о дальнейшем повышении ставки рефенансирования, НацБанк будет придерживаться взвешенного подхода. С одной стороны, постепенное повышение ставки рефенансирования увеличивает доходность по вкладам в беларусских рублях, а с другой -предоставляет кредитным заемщикам время для адаптации к новым экономическим условиям. Кроме того такой подход позволяет не допускать резкого роста проблемных кредитов в банковском секторе.

Ужесточение денежно-кредитной политики, в том числе поэтапное повышение ставки рефинансирования ,которое происходит в настоящее время, вероятнее всего будет продолжено.При этом величина повышения ставки будет во многом определяться развитием экономической ситуации в стране, интенсивностью инфляционных процессов, а также эффективностью других монетарных и общеэкономических мер.

Инфляция предстает в виде долговременного процесса, кото­рый проявляется в росте общего уровня цен. В результате денежные «агрегаты обесцениваются по отношению к реальным активам. В этом суть данного явления, которое зависит от многих факторов. Однако не всякое изменение цен на отдельные товары, совокупного спроса или предложения обязательно перерастает в инфляцию или являет­ся ею.

С целью отражения многообразия сущности инфляции следует выделить следующие ее определения.

Инфляция — процесс обесценения национальной денежной еди­ницы, что, в свою очередь, вызывает рост цен

Инфляция — процесс скрытого перераспределения реальных доходов между экономическими субъектами и их накопления2. Инфляция — форма движения системы основных макроэкономических показателей (объемов производства, доходов, цен и денег) : к динамическому равновесию экономики в целом3.

Приведенные определения инфляции, описывающие те или иные стороны инфляционного процесса, тем не менее, не отражают его во всей полноте и сложности системных экономических взаимосвя­зей.

Чем выше уровень инфляции, тем обычно сильнее ее дестабилизирующее воздействие на экономику и отрицательные последствия. Уровень инфляции соответствует темпу прироста индекса цен, выраженному в процентах:

• при темпах роста цен до 10% в год отмечают умеренную или ползучую инфляцию, она позиционируется как неизбежный, позитивный процесс, так как является необходимой при росте экономики, отражая инвестиционную динамику, научно-техничский прогресс, который находит выражение в развитии новы технологий, выпуске новых видов продукции и т.д.;

• при росте цен до 200% в год — галопирующую, или «латинскую» Во время такой инфляции периоды резкого роста цен обычно чередуются с периодами их относительной стабильности;

• при росте цен свыше 200% (или от 50% в месяц согласно крите­рию Кейгана1) — гиперинфляцию. При подобном характере ин­фляции изменения цен можно наблюдать каждый день. Также можно выделить существующее в экономической литературе понятие «высокая инфляция». По критерию, предложенному Д. Хейманном и А. Лайонхуфвудом2, темп роста цен при этом уров­не инфляции составляет 5—50% в месяц

Подобный критерий деления в принципе условен. Для определения реально происходящей инфляции необходимо выяснить, на­сколько существующие темпы роста цен изменяют параметры обще­ственного воспроизводства. Обычно ползучая инфляция не оказы­вает серьезного отрицательного воздействия на хозяйственную систему. Наличие галопирующей инфляции свидетельствует о воз­никновении диспропорций в структуре экономики, кризисном со­стоянии финансовой системы. Гиперинфляция в большинстве слу­чаев наступает в периоды серьезных нарушений пропорций воспроизводства, когда экономика близка к краху. Принято считать, что экономика в рамках цикличности движется между стагнацией — па­дающими ценами, высокой безработицей, низкими уровнями эко­номической активности и роста и инфляцией — растущими ценами, низкой безработицей и высокими зарплатами, быстрым экономиче­ским ростом и увеличением кредита. В реальной экономике неод­нократно наблюдались одновременно и высокая безработица, и рас­тущие цены на товары при отсутствии экономического роста; такое явление получило название стагфляция.

Исследователи различают национальную, региональную и миро­вую инфляцию. В масштабе отдельной страны объектом анализа и является динамика оптовых, розничных и потребительских цен, де­флятор ВНП. Подобные показатели анализируются на уровне объ­единения стран (ЕС) и мирового хозяйства в целом.

Если экономика успешно адаптируется к темпам роста цен, то она называется сбалансированной, в обратном случае — несбалансиро­ванной. В первом случае цены растут умеренно и стабильно. Осталь­ные макроэкономические показатели изменяются практически аде­кватно. При несбалансированной инфляции цены на товары разно-Моментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

Монетаристы считают инфляцию чисто денежным феноменом. Всякий прирост количества денег и/или скорости их оборота сверх величины прироста ВНП согласно этой концепции будет вызывать инфляцию.

Увеличение денежной массы в обращении может быть вызвано различными причинами: экспансионистской финансовой политикой государства; покрытием бюджетного дефицита с помощью «печат­ного станка»; резким расширением кредита; ростом использования долговых обязательств населения в качестве средств платежа. Тогда виновником инфляции выступает кредитно-банковская система, осуществляющая неэффективный контроль над денежными агрега­тами. Данный способ развития инфляционного процесса характерен для «классической» инфляции эпохи домонополистического капи­тализма.

Методами регулирования такого вида инфляции могут высту­пать:

• жесткая кредитно-денежная политика, ограничение массы де­нег в обращении, повышение процентной ставки;

• законодательное ограничение заработной платы;

• минимизация доли государственной собственности и уменьше­ние хозяйственной активности государства;

• сокращение государственных расходов и бюджетного дефицита, который может стать источником дополнительного спроса;

• ужесточение налоговой политики.

• В рамках кейнсианского подхода можно выделить «инфляцию спроса» и «инфляцию издержек» как две взаимосвязанные составля­ющие инфляционного процесса.

• Инфляция спроса. Источником инфляции спроса является увели­чение платежеспособности спроса на товары по сравнению с его прежней величиной. Если такой процесс происходит по большинству видов товаров на протяжении длительного времени, возникают ин­фляционные процессы, т.е. инфляция спроса означает нарушение

равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса.

Следует отметить, что антиинфляционная политика при инфляции спроса во многом совпадает с антиинфляционными методами монетаристской теории.

Инфляция издержек. Источником инфляции издержек может быть рост издержек производства, который может быть обусловлен внешними причинами (удорожание импорта), так и внутренними (рост материальных затрат).

Увеличение издержек производства приводит к смещению кривой предложения вправо вниз. При этом новая равновесная цена будет больше прежней. Общее повышение цен увеличивает издержки производства в номинальном исчислении, что приведет к ново: смещению кривой предложения.

В отличие от инфляции спроса для инфляции издержек характерно сокращение объемов реализуемой продукции вместе с ростом цен. Уменьшение объема производства может привести к росту себестоимости продукции за счет накладных расходов и других фиксированных компонентов затрат.

В качестве методов регулирования инфляционного процессов кейнсианская теория предлагает следующие подходы:

· политика доходов (прямой контроль или установление целевых показателей для роста заработной платы и цен);

· либерализация кредитно-денежной политики;

· участие органов государственной власти в структурных экономических преобразованиях и формировании инфраструктуры рынка;

· государственное регулирование внешней торговли и рынка валют;

· развитие производства (снижение издержек производства, определяющих себестоимость продукции).

В реальной экономике одновременно действуют монетарные и немонетарные причины повышения общего уровня цен.

В экономической литературе также часто разделяют методы борьбы с инфляцией на прямые и косвенные.

Прямые методы — это прямое регулирование государством денежной массы; государственное регулирование цен; государственное регулирование заработной платы; государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности и валютного курса.

К косвенным методам относятся регулирование общей массы де­нег центральным банком; регулирование центральным банком ряда финансовых процессов коммерческих банков; операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Коротко перечислим следующие основные социально-экономические последствия инфляции, которые весьма многообразны, противо­речивы и зависят от вида инфляционного процесса:

· снижаются реальные доходы населения;

· неравномерный рост цен;

· усиливается перераспределение национального дохода между слоями населения из-за неполноты прогнозирования инфля­ции;

· наблюдается перераспределение доходов в пользу государства ввиду монополии последнего на процесс печати денег (сеньораж);

· формируются дополнительные доходы государства, извлека­емые в основном из частного сектора, из-за влияния инфляции на налогообложение;

· наблюдается рост степени неопределенности и риска ведения любой экономической деятельности;

· на внешнем рынке растет конкурентоспособность отечественных товаров при увеличении инфляции;

· инфляция является несанкционированным налогом государ­ства;

· при умеренной инфляции создаются стимулы для внутреннего экономического роста (согласно кейнсианской теории);

· галопирующая инфляция и гиперинфляция порождают соци­ально-политические проблемы: подрывается политическая ста­бильность общества, растет социальная напряженность.

1) Важным объектом регулирования инфляции является скорость обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях,

2) Составной частью антиинфляционной политики в стратегии эко­номического роста является санация и реструктуризация банковской системы. После кризиса активы банков увеличились в несколько раз в реальном исчислении. Количество действующих банков снизилось.

3) Одним из антиинфляционных факторов является сдерживание роста регулируемых государством цен и тарифов на продукцию ес­тественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные пе­ревозки). Удорожание продукции естественных монополий обуслов­ливает значительную часть от общего роста потребительских цен.

4) Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс.

5) Объектом регулирования являются не только внутренние, но и внешние факторы инфляции. Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции.

6) Составными частями антиинфляционной политики являются регулирование валютного рынка и относительная стабилизация кур­са рубля.

7) Инфляционным фактором является не только внутреннее «бег­ство» от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» белорусского капи­тала за рубеж, что характерно для стран, переживающих экономиче­ские и политические трудности.

8) Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля.

Любая стабилизационная программа и регулирование инфляции требуют активного противостояния «теневой» экономике.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.013 с.)