Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные макроэкономические показатели и пропорции национальной экономикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Главная цель экономики РБ —удовлетворение материальных и духовно-культурных потребностей нации в условиях ограниченности ресурсов, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовые функции экономической системы страны — это производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Состояние развития экономики и эффективности взаимодействия субъектов хозяйствования отражается через систему специальных показателей : 1) Валовой внутренний продукт (ВВП – GDP – gross domestic product) - стоимость, исчисленная в рыночных ценах конечных товаров и услуг, созданных в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам. Объем ВВП РБ в 2009 году составил 136,8 трлн. рублей и увеличился в сопостовимых ценах к уровню 2008 года лишь на 0,2% (при прогнозе роста ВВП на 10-12%), что было обусловлено замедлением темпов роста внешнего и внутреннего спроса. 2) Валовой национальный продукт (ВНП) - отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных национальными товаропроизводителями не только внутри страны, но и за ее пределами за год. 3) Чистый национальный продукт (ЧНП) — это ВНП за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления). 4) Национальный доход (НД) - определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др. В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования. Все эти показатели взаимосвязаны и объединяются системой национальных счетов (СНС), которая возникла в 40-х гг. XX в. в западных странах. Республиканская Система национальных счетов была разработана в 1993 г., до этого использовались статистические системы, основанные на балансе народного хозяйства. Суть схемы национальных счетов сводится к расчету обобщающих показателей развития экономики, характеризующих производство, доходы и расходы. СНС представляет собой специальные балансы, в которых отражено наличие ресурсов и их использование. Каждая операция имеет плательщика и получателя и поэтому записана один раз как ресурс и один раз - как их использование, что исключает повторный счет. СНС позволяем проследить движение массы произведенных конечных товаров и услуг, а также добавленной стоимости от производства до конечного использования. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом (продуктовом) разрезе. Важной чертой национальной экономики являются ее макроэкономические пропорции. Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики. Виды макроэкономических пропорций: • общеэкономические • межотраслевые - между отраслями промышленности и др.; • внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли; • территориальные - общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в границах определенной территории; • межгосударственны е – между государствами на основе международного разделение труда; • стоимостные - между отдельными элементами стоимости валового внутреннего продукта (денежной выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства, доходами предприятий, государства и населения); • ресурсные - между трудовыми ресурсами и производственной и непроизводственной сферами, городом и деревней, отраслями и регионами; Каждая страна, в том числе и РБ стремится установить оптимальные пропорции своей экономики, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей населения при наименьших затратах ресурсов, соответствие между структурой общественного воспроизводства и структурой общественных потребностей. Сбалансированность национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых благ и потребностями в них. Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведет к установлению новых пропорций, поэтому необходимо постоянно поддерживать сбалансированность путем корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них. Создавая или совершенствуя национальную модель экономики, государство, бизнес и гражданское общество всегда ограничены объективно имеющимися у них ресурсами, которые можно разбить на три группы — это естественные, общественные и всеобщие производительные силы. Естественные производительные силы — это природные ресурсы, под которыми понимаются ресурсы не только окружающей нас природы (объективные естественные производительные силы), но и биологически обусловленные ресурсы самого человека (субъективные естественные производительные силы). Очень важную роль в развитии общества играют общественные производительные силы — как объективные (материально-вещественные), так и субъективные (нематериальные «правила игры», социальные связи). В результате оказывалось непонятным, почему в различных странах, используя примерно одинаковые орудия и предметы труда, добивались существенно разного уровня благосостояния. И настоящее время признано, что созданные людьми институты и организации — это не только «производственные отношения», якобы полностью зависящие от производительных сил. Институты и организации сами являются важнейшим экономическим ресурсом, от которого сильно зависит эффективность использования и любых других ресурсов. В эпоху становления постиндустриального общества все более важную роль начинает играть информация как всеобщая производительная сила. Речь идет о знаниях, которые помогают наиболее эффективно комбинировать другие факторы производства. Эти знания касаются как технологий использования орудий и предметов труда (например, патенты на изобретения), так и технологий использования людей и организаций (приемы менеджмента, логистики, маркетинга). Знания как нематериальный ресурс характеризуются растущей предельной отдачей от масштаба, а также возможностью их передачи без отчуждения. Систему экономических ресурсов можно описать при помощи традиционного перечня пяти ресурсов — земли, труда, капитала, предпринимательства и информации. В современной научной литературе иногда понятие «экономический ресурс» заменяют понятием «капитал», и тогда каждый элемент системы производительных сил рассматривается как особая разновидность капитала.
Таблица 1. Типология факторов экономического развития (производительных сил)
В системе ресурсов, определяющих производственные возможности нации, фундаментальную роль играют природные ресурсы — ресурсы окружающей нас природы. На протяжении всей цивилизованной истории человечества значение природных ресурсов имеет тенденцию к снижению. Среди современных развитых стран нет ни одной из стран древнейших цивилизаций, которые благодаря особо благоприятным природным условиям имели «фору» в развитии. Одной из наиболее развитых стран является, например, Япония, где практически нет полезных ископаемых и где из-за высокой сейсмичности нередки стихийные бедствия. А в соседнем Китае благодаря благоприятным условиям для орошаемого земледелия цивилизация зародилась примерно на 2 тыс. лет раньше, чем в Японии; однако современная КНР относится к числу относительно бедных стран. Но даже в современном обществе природные ресурсы имеют существенное значение. Только их влияние на социально-экономическое развитие наций стало более сложным: если на самых ранних стадиях истории человечества богатство природными ресурсами однозначно вело к росту богатства государства, то теперь изобильные природные ресурсы могут привести, наоборот, к снижению национального благосостояния. Это парадоксальное явление получило название «проклятие природных ресурсов». Парадоксальное сочетание богатства природными ресурсами и бедности наций экономисты объясняют при помощи двух теорий — теории рентоискательства (rent-seeking) и теории «голландской болезни». Рентоискательство — это деятельность, направленная не на создание новых доходов, а на перераспределение ранее созданных. Предотвратить рентоискательскую деградацию национальной экономики могли бы институты гражданского общества, препятствуя развитию коррупции и теневой экономики. Однако в странах «третьего мира» эти институты развиты очень слабо, что создает широкие возможности для развития рентоискательства. Есть и другой, более сложный механизм тормозящего влияния богатства природными ресурсами, от которого страдают не только развивающиеся, но и развитые страны. Поскольку это явление впервые исследовали на примере Нидерландов 1960—70-х гг., его называют «голландской болезнью». «Голландская болезнь» — это замедление развития национальной экономики, вызванное тем, что в более доходный, но менее наукоемкий ресурсный сектор переливаются ресурсы из других секторов экономики. Важнейшим ресурсом являются «человеческие ресурсы» – «человеческий капитал». Человеческим капиталом стали называть имеющиеся у индивида знания, производственные навыки и мотивации, повышающие производительность труда. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (неотделимы от личности индивида)
Человеческий капитал Физиологический капитал Социальный капитал знания, навыки, опыт здоровье, физическая сила этика, социальные связи (создаются лично работником) (создаются родителями работника) (создаются обществом)
Методы использования экономических ресурсов определяются текущей политикой, т.е. решениями, принятыми по конкретным вопросам, и долгосрочными правилами, определяющими, как надо принимать решения. «"Правила игры" в обществе, или... созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми»1 в хозяйственной жизни, называют экономическими институтами. Выделяют: • неформальные институты — традиции и нормы поведения, которые считаются общепринятыми, хотя их официально никто не закрепляет; • формальные институты — законы и правила, которые официально закреплены как обязательные для выполнения.
Типы национальных систем
В современной теории и практике мирохозяйствования принято выделять несколько типов национальных экономик или национальных систем хозяйствования. В основу классификации этих систем положены самые разнообразные критерии, отражающие какую-либо одну или сразу несколько особенностей (черт), свойственных тому или иному типу хозяйственных систем. По стадиям развития рыночных отношений национальную экономику подразделяют: • на экономику свободного капитализма; • экономику современного капитализма; • централизованно планируемую и управляемую национальную экономику; • экономику «традиционного» типа. По степени интеграции в мировую практику хозяйствования различаются национальные экономики закрытого и открытого типов. По социально-экономическому и технико-технологическому уровню выделяются высокоразвитые, развивающиеся и слаборазвитые национальные хозяйственные системы. По структуре хозяйства проводят деление на аграрно-индустриальные и индустриально-аграрные национальные экономики. По национальному признаку экономики группируются по странам: Австрия (Австралия, Аргентина и т.д.); Болгария (Боливия, Бразилия и т.д.); Великобритания (Венгрия, Венесуэла и т.д.); Германия (Греция, Голландия, Гондурас и т.д.); Дания (Доминиканская республика и др.); Египт и др.; Таджикистан (Турция, Туркменистан и др.); Франция (Филиппины и др.) и т.п. По региональному признаку национальные экономики объединяются с учетом местоположения страны на конкретной территории мира: Североамериканского региона, Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки и т.д. Процесс детализации и конкретизации критериальных признаков классификации национальных хозяйственных систем может быть продолжен (рис. 5.1). Так, например, в рамках национальной экономики современного капитализма можно выделить национальные хозяйственные системы, использующие либо либерально-капиталистическую (США, Великобритания), либо государственно-корпоративную их модели (Германия, Япония, Южная Корея и др.). Можно также классифицировать национальные экономики по площади территории, по степени интеграции в мировую систему хозяйствования, а также по региональному признаку. Так, страны европейского региона можно поделить на западно- и восточноевропейские или северо- и южноевропейские и т.д.
Определенный социально-экономический смысл имеет расширение и самого числа критериев (признаков) классификации. Например, по длительности периода существования национальные экономики могут быть поделены на вновь образованные национальные экономики, национальные экономики «старых» или «молодых» государств. Имеет значение и выделение национальных экономик, объединенных или, напротив, не входящих в какие-либо международные экономические и прочие союзы государств. Например, стран ЕС (Европейский союз), стран АСЕАН (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество), НАФТА (Североамериканская зона свободной торговли), Союза двух (Россия и Республика Беларусь), Союза пяти стран СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) и т.п. Охарактеризуем кратко отдельные типы национальных хозяйственных систем, получившие наиболее широкое распространение в современной практике мирохозяйствования и играющие наибольшую роль в развитии интеграционных процессов в современном мире.
Национальная хозяйственная система рыночного типа
Современная теория и практика мирохозяйствования выделяют пять основных признаков национальной экономики рыночного типа. 2. Частная собственность на орудия и средства производства, ресурсы и результаты труда, способствующая развитию инициативы и ответственности участников производственного процесса. 2. Государственные (организационные и правовые) гарантии основных экономических свобод, и прежде всего свободы выбора вида предпринимательской деятельности каждому желающему иметь свое «дело», за исключением тех видов предпринимательской деятельности, которые запрещены или ограничены законодательством данного государства. 3. Возможность самоокупаемости предпринимательской деятельности, когда несовпадение размеров доходов и издержек производства позволяет либо покрывать затраты на создание продукции, работ или услуг (рентабельный вариант хозяйственной деятельности), либо терпеть убытки, связанные с предпринимательской деятельностью (убыточный, разорительный вариант хозяйствования, ведущий к банкротству). 4. Тенденции повышения размеров затрат и доходов автономных субъектов хозяйствования, а также их покупательной способности, что содействует постоянному росту потребления и накопления в национальной хозяйственной системе страны. 5. Нормальное, эффективное функционирование национальной хозяйственной системы страны на основе максимально возможного вмешательства государства в воспроизводственный процесс в стране. Исходя из этих признаков экономическая теория и практика мирохозяйствования к числу национальных экономик рыночного типа относят: – свободный капитализм или экономику свободной рыночной руренции; – современную регулируемую рыночную экономику. Оба эти типа национальной экономики имеют много общих черт, но и достаточно большое число различий. Эти различия связаны: – с эволюцией рыночного хозяйствования в различных странах мира; – диалектикой содержания стадий каждого конкретного типа рыночной экономики; – развитием и совершенствованием форм и методов организации и управления рыночными хозяйственными системами.
Централизованно планируемая и управляемая национальная хозяйственная система
Этот тип национальны хозяйственных систем имманентно (внутренне) присущ всем странам, общественно-политическое устройство которых строится на производственных отношениях социалистической модели. Начало этой системе хозяйствования было положено в процессе формированияэкономики СССР и выполнения советских пятилетних планов, от плана развития народного хозяйства СССР 1928/1929— 1932/1933 гг. (первый пятилетний план) до плана экономического и социального развития СССР на период 1986-1990 гг. (план двенадцатой пятилетки). Для централизованно планируемой и управляемой национальной экономики как хозяйственной системы характерны определенные признаки. 1. Масштабная общественная собственность (государственная, кооперативно-колхозная и собственность общественных организаций). 2. Высокая степень бюрократизации управления и монополизация подавляющего числа отраслей. 3. Централизованное планирование производства, распределение ресурсов производства (материальных, трудовых, финансовых) и результатов труда. 4. Организационно-экономический механизм хозяйствования, основанный на сочетании административно-распорядительных, экономических и морально-этических методов воздействия на социально-экономические процессы воспроизводства в стране при значительном преобладании методов первой группы. 5. Жесткий масштабный контроль со стороны органов государственной власти и хозяйственного управления, всемерная координация ими хозяйственной деятельности отраслей, регионов, предприятий, учреждений и организаций, что в известной мере сдерживает свободу деятельности, снижает ответственность за конкретные результаты хозяйствования и материальную заинтересованность участников производственного процесса. 6. Непосредственное управление процессами производства, распределения, обмена и потребления, протекающими в национальной хозяйственной системе, со стороны единого экономического центра — Госплана, что исключает самодеятельность и сдерживает инициативу всех звеньев и уровней хозяйствования — от низовых хозяйственных единиц (предприятий, учреждений и организаций) до отраслевых министерств и ведомств, а также регионов и территорий страны.
Национальные экономики «традиционного» типа
«Традиционный» тип национальных хозяйственных систем занимает особое место в мировой практике. Этот тип характерен для большинства стран нашей планеты, которые следуют согласно действующей классификации государств, принятой в ООН и в ряде других международных экономических организаций (МВФ, МБРР и др.), относить к слаборазвитым и развивающимся. Эту группу государств относят еще и к странам «третьего мира», что ныне, после распада СССР и стран, входивших ранее в социалистический лагерь и в лагерь стран социалистической ориентации, в известной степени потеряло всякий смысл. «Традиционная» национальная хозяйственная система, развиваясь, вбирает в себя все лучшее, что накоплено в мировой теории и практике экономик рыночного и централизованно планируемого и управляемого типа. Однако пока и масштабы деятельности, и состояние, и степень вовлечения прогрессивного опыта мирохозяйствования не позволяют говорить о «традиционной» хозяйственной системе как о достаточно развитой. Это объясняется экономическими, политическими, историческими, национальными и другими условиями влияния становления хозяйства в этих странах. Характерны следующие черты хозяйственных систем «традиционного» типа. 1. Слабое развитие техники и технологии производства, приводящее к тому, что производственный аппарат национальной экономики все более и более отстает от технико-технологического уровня производства, удовлетворяющего современным требованиям. 2. Использование большой массы ручного труда практически во всех отраслях экономики. 3. Многоукладные системы хозяйствования в стране, сочетающая элементы государственной, частной (отечественной и зарубежной), смешанной (государственно-частной) собственности с подразделениями транснациональной собственности и натурального крестьянского хозяйства. 4. Незначительная роль в экономике национального капитала и предпринимательства (как правило, они занимают «ниши» в сфере услуг и мелкого товарного производства) при постоянном увеличении масштабов деятельности подразделений крупного и крупнейшего иностранного капитала. 5. Преобладание во всех сторонах жизнедеятельности общества и государства ментальных традиций и обычаев, религиозных и культурных ценностей. Кастовые и сословные деления в обществе, затрудняющие и активно сдерживающие экономический и социальный прогресс. 6. Острая необходимость в дифференцированном подходе к решению основных социально-экономических задач страны в разрезе каждого из укладов, функционирующих в рамках национальной хозяйственной системы. 7. Активная роль центральных органов власти и хозяйственного управления в решении вопросов экономического и социального развития общества и государства; использование такой системы бюджетного устройства, которая позволяет в государственном бюджете формировать, централизованно распределять и перераспределять подавляющую часть (до 95-98%) всех финансовых ресурсов страны и привлеченные со стороны валютные заимствования. Тем не менее процессы глобализации, межгосударственной региональной экономической интеграции (образование экономических союзов, группировок и объединений экономик стран, расположенных в отдельных регионах мира), а также процессы мирохозяйственной интеграции ведут к тому, что экономики стран, относящихся к «традиционному» типу, постепенно заменяются более современными типами рыночного хозяйствования. Хотя этот процесс идет крайне медленно. Среди множества современных национальных моделей смешанной экономики можно выделить три ее основные региональные разновидности, которые определяют социально-экономическое развитие современного мира: 1) американская либеральная модель, для которой характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании хозяйственной жизни; 2) западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая внимание на социальной политике государства; 3) японская патриархально-корпоративная модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста. Американская либеральная модель ближе всего к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Крайним случаем представляется экономика Швеции, которую часто называют «шведским социализмом». Японская модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями. Переломным пунктом в истории рыночного хозяйства, когда и были заложены основы современных национальных моделей смешанной экономики, стала Великая депрессия 1929—1933 гг. — экономический кризис, вызванный во многом слабым контролем общества над хозяйственными процессами. Поэтому уже в 1930-е гг. на Западе начались коренные изменения: их политической формой были американский Новый курс Ф.Д. Рузвельта и Сальтшебаденское соглашение в Швеции, а теоретическим обоснованием — теория Дж.М. Кейнса («кейнсианская революция»), В период Нового курса (1933-1941) американское правительство решительно отказалось от позиции невмешательства в экономику: организовывались крупномасштабные гражданские работы для безработных, оказывалась финансовая поддержка фермерам, были легализованы профсоюзы, приняты «кодексы честной конкуренции» и т.д. Пиком кейнсианской политики правительства США стали 1960 гг., когда и Д.Ф. Кеннеди, и Л. Джонсон сознательно увеличивали бюджетный дефицит ради стимулирования экономического роста. В 1980-е гг. при Р. Рейгане правительство провозгласило поворот к консервативной экономической программе, восстанавливая баланс бюджета путем сокращения государственных расходов (особенно социальных). Впрочем, неоконсервативный курс означал не только сокращение государственного регулирования хозяйства, сколько смену более «жестких» форм регулирования на более «гибкие». Если американскую модель называют «обществом свободного (предпринимательства», то западноевропейскую — «социальным рыночным хозяйством». Яркими ее образцами являются Германия и Швеция. «Отцами» германской модели считают О. Бисмарка, инициатора принятия законов 1883 г. о социальном обеспечении и Л. Эрхарда, осуществившего программу восстановления экономики Закадной Германии после Второй мировой войны. Формирование шведской модели началось в 1930-е гг., когда на выборах к власти пришли социал-демократы. В 1938 г. Центральное объединение профсоюзов и Объединение предпринимателей заключили Сальтшебаденское соглашение о мирных методах урегулирования трудовых конфликтов и заключения коллективных договоров. Хотя впоследствии буржуазным партиям и удавалось перехватить бразды правлениям, но социал-демократическое влияние на экономическую политику неизменно оставалось преобладающим. Шведскую модель часто именуют «функциональным социализмом», так как она предполагает максимальную социализацию (обобществление) распределительных отношений при сохранении «буржуазного» производства. Развитие германской смешанной экономики, направляемое в основном христианско-демократическими политическими силами, пошло иным путем: здесь социализация идет в большей степени на уровне фирмы (а не государства), через «производственную демократию». Свои пути построения социализированного рыночного хозяйства ищут и другие западноевропейские страны. Японская модель смешанной экономики сложилась в послевоенный период во время американской оккупации. Японскую экономику иногданазывают «конкурентным коммунизмом» — не столько за сильное государственное регулирование (оно как раз относительно умеренно, хотя и высокоэффективно), сколько за интенсивную социализацию на внутрифирменном уровне (знаменитый принцип «фирма — одна семья»). Японский опыт активно используется другими развивающимися странами Дальневосточного региона (например, Южной Кореей). В XIX в. мировое развитие определялось странами Западной Европы. В первой половине XX в. лидерство в мировой цивилизации перешло в руки США, однако в начале XXI в. это лидерство стало ослабевать. В настоящее время Соединенные Штаты являются неоспоримо сильнейшей в военном отношении державой мира, но ее экономическая сила уже не абсолютна. Белорусская модель социально ориентированной экономики согласно НСУР — это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов. Характерные черты белорусской модели развития экономики являются: • сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок; • равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства; • многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей; • активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза; • эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь.
Литература: 18,25,21,23,28,36,46.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 466; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.016 с.) |