Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет курса «Национальная экономика Беларуси»

Поиск

 

Национальная экономика возникла и развивалась как учение, оппозиционное сначала политической экономии, а потом эконо­мике. Элементы будущей науки содержались уже в камералистике — учении, широко распространенном в первой половине XIX в. в Гер­мании и России. Камералистика пыталась обобщить эмпирические концепции государственного регулирования экономики. Однако ей не хватало теоретико-методологической базы, и поэтому она не смог­ла выработать единую универсальную концепцию, применимую ко всем странам и народам.

Одним из первых критику классической политэкономии начал немецкий экономист Фридрих Лист (1789—1846). В своей «Нацио­нальной системе политической экономии» (1841) он подходит к по­литической экономии не как к универсальной и самой совершенной системе, а как к истори­ческой науке, выделяя пять стадий экономиче­ского развития наций. Такой исторический подход не случаен, ведь Ф. Листу хотелось в первую очередь отразить особенности развития своей страны. А что может быть более нацио­нальным, чем история? Поэтому, критикуя кос­мополитическую экономию А. Смита, Ф. Лист выступает прежде всего как национальный эко­номист. «Политической экономии меновых ценностей» он противопоставляет националь­ную экономическую теорию производительных сил, в центре которой — не разделение труда, а приоритет внутрен­него рынка над внешним.

Заслуга Ф. Листа состоит в том, что он раскрыл ряд условий, необходимых для формирования и развития национальной экономики: 1) показал влияние политического единства и государственного управления на экономическое развитие, прогресс национального управления на экономическое развитие, прогресс национального производства и умножение национального богатства; 2) взаимосвязь и взаимозависимость внешнеторговой политики и общей политической линии государства; 3) государственная власть должна согласовывать и направлять усилия отдельных звеньев национального хозяйства в интересах обеспечения благоприятных долгосрочных перспектив развития всей нации.

В своем развитии историческая школа про­шла три этапа: старой (В. Рошер, Б. Гильде- бранд, К. Книс), новой (Г. Шмоллер, К. Бюхер) и новейшей (В. Зомбарт, М. Вебер).

 

Особая роль К. Маркса и Ф. Энгельса в развитии и становлении национальной экономики

 

Предметом исследования К. Маркса было материальное, об­щественно-организованное, исторически определенное производ­ство. Он характеризует способ производства как диалектическое единство производительных сил и производственных отношений, а сами производительные силы — как меру власти человека над при­родой.

К. Маркс, характеризуя структуру общества, выделяет четыре уровня: производительные силы — производственные отношения (базис) — юридическая и политическая надстройка — формы обще­ственного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс употребляли понятие «способ производ­ства» в разных значениях, в том числе и как технологический способ производства (мануфактурный, машинный или фаб­ричный, промышленный способ производства и т.д.), и как социально-экономический (первобытнообщинный, азиатский, ан­тичный, феодальный, буржуазный и коммунистический способы производства).

Диалектика производительных сил и производственных отноше­ний нашла отражение в так на-

зываемом законе соответствия производственных отношений характеру производительных сил, который включает взаимодействие сторон, т.е. предполагает не только зави­симость производственных отношений от производительных сил, но и активное обратное воздействие производственных отношений на производительные силы. Однако формулировка закона указывает на ведущую сторону взаимодействия.

Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более дробная типология, что по­зволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов.

Разработанное Марксом и Энгельсом материалистическое пони­мание истории создало новые методологические предпосылки для анализа национальной экономики.

Современное изучение национальных экономических систем происходит главным образом на основе институциональной эконо­мической теории. Сформировавшись на американской почве, институционализм вобрал в себя многие идеи немецкой исторической школы, английских фабианцев, французской социологической тра­диции. Нельзя отрицать и влияние марксизма на институционализм.

В 1918 г. появляется и понятие «институционализм». Его вводит Уилтон Гамильтон. Он определяет институт как «распространенный способ мышления или действия, запечатленный в привычках групп и обычаев народа». С его точки зрения, институты фиксируют устоявшие­ся процедуры, отражают общее согласие, сло­жившуюся в обществе договоренность. Под институтами понимаются: обычаи, корпорации, профсоюзы, государство и т.д. Обычно к тради­ционным институционалистам относят таких известных экономистов, как Торстейн Веблен, Уэсли Клэр Митчелл, Джон Роджер Коммонс, Карл-Август Виттфогель, Гуннар Мюрдаль, Джон Кеннет Гэлбрейт, Роберт Хайлбронер.

Под институтами в современной теории понимаются «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также сис­тема мер, обеспечивающая их выполнение. Они создают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия, уменьшают неопределенность, организуя повседневную жизнь (рис. 2).

 
 


Общество Институты Экономика

 
 


Рис. 1. Роль институтов в развитии общества

 

Институты делятся на формальные (например, Конституция США) и неформальные (например, советское «телефонное пра­во»).

Под неформальными институтами обычно понимают общеприня­тые условности и этические кодексы поведения людей. Это — обычаи, «законы», привычки или нормативные правила, которые являются результатом тесного совместного существования людей. Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо по­нимают друг друга. Эти кодексы поведения формирует культура.

Под формальными институтами понимаются правила, созданные и поддерживаемые специально на то уполномоченными людьми (госу­дарственными чиновниками).

С развитием общества возможно изменение как формальных, так и неформальных правил, а также способов и эффективности при­нуждения к исполнению правил и ограничений. Изменения в фор­мальных правилах (или в механизмах, обеспечивающих их соблюде­ние) обычно требуют весьма значительных затрат ресурсов.

Экономические субъекты могут направить свои таланты и знания на поиск выгодных возможностей через создание как конечных, так и промежуточных организаций, которые могут действовать в эконо­мической и политической сферах. Важно, чтобы они обеспечили требуемые изменения в формальных правилах. Экономические из­менения могут происходить и довольно быстро (как это бывает в периоды революций или завоеваний). Что же касается изменений в неформальных правилах, то они осуществляются постепенно. Темп изменений здесь совсем иной, здесь важную роль играют культура, случай и естественный отбор.

Возможны различные варианты возникновения институтов в ре­зультате столкновения новых и старых, формальных и неформальных правил. В современной России встречаются все эти четыре варианта. В результате мы имеем реструктуризацию всех ограничений в обоих направлениях.

Важную роль в институциональных изменениях играют органи­зации. Организация в самом широком смысле слова — это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели. Преследуя цель максимизации дохода, организации и их руко­водители формируют направление институциональных изменений.

Итак, теории национальной экономики развивались как альтернатива основному течению экономической мысли.

Если мейнстрим в основном занимался теориями универсально­го развития национальных экономик, то камералистика, немецкая историческая школа, старый институционализм, посткейнсианство, леворадикальная экономическая школа и новая институциональная теория заложили теоретические основы анализа национальной эко­номики.

Национальная экономика любой страны — сложная хозяй­ственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, по­лучаемым в результате реализации совокупности потенциалов эко­номики страны, накопленных в процессе функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производствен­ный, трудовой, научно-технический и другие потенциалы.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пре­делах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недви­жимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.

В национальной хозяйственной системе страны выделяются не­сколько уровней, взаимодействующих между собой в едином «эко­номическом поле» или «экономическом пространстве» страны.

♦ Межстрановый (межгосударственный) уровень, т.е. уровень взаимоотношений национальной экономики Республики Беларусь со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйствен­ной системой в целом и хозяйственными системами стран, объеди­ненных в различные региональные сообщества, союзы и соглаше­ния.

♦ Федеральный (общенациональный) макроэкономический уро­вень, т.е. уровень масштаба внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой РБ в целом.

♦ Региональный уровень, т.е. уровень взаимосвязей экономики каждого из субъектов РБ.

♦ Внутрирегиональный уровень, представляющий собой систему многоаспектных (экономических, социальных, правовых и др.) взаи­моотношений в рамках разделения общественного труда внутри хо­зяйства субъектов РБ.

♦ Уровень взаимоотношений комплексов отраслей националь­ной экономики: агропромышленный комплекс (АПК); военно-промышленный комплекс (ВПК); топливно-энергетический комплекс (ТЭК); потребительский комплекс (ПК); комплекс отраслей со­циальной сферы (КОСС) и др.

♦ Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и др.).

♦ Внутриотраслевой уровень. Например, уровень взаимосвязей животноводства и растениеводства в сельском хозяйстве, граждан­ского, промышленного и жилищного строительства в строительстве и т.д.

♦ Уровень взаимосвязей объединений, предприятий, организа­ций, всех видов организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных действующим законодательством РБ и не запре­щенных им (ОАО, ООО, ФПГ и т.д.).

♦ Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприя­тий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п.

♦ Личностный уровень, включая его коллективные (артель, бригада) и индивидуальные (отдельные граждане и семьи) формы, включая домашние хозяйства.

В составе национальной экономики любой страны происходят постоянные структурные, организационные и другие изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы и харак­теризующиеся определенными тенденциями и закономерностями развития.

Все уровни функционирования национальной экономики страны, сегменты национального рынка и потенциалы объединены комплек­сом организационно-правовых, экономических, социальных, техно­логических и других взаимосвязей. Эти взаимосвязи между уровнями национальной экономики и внутри них опосредованы:

— формами собственности на орудия и средства производства, ре­сурсы и результаты труда;

— движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном (воспроизводственном) процессе и вовлеченных в хозяйственный оборот в форме затрат труда, сырья, материалов, топлива, энергии, капиталов;

— потоками денежной массы (наличных и безналичных денег), а также движением ценных бумаг всех видов (акции, облигации, векселя и т.п.).

Все взаимосвязи и взаимоотношения, протекающие в националь­ной хозяйственной системе страны, регулируются законодательны­ми и нормативными актами органов государственной власти и хо­зяйственного управления РБ, ее регионов и отраслей, а также сис­темой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РБ, нормами международного права.

Деятельность отдельных составляющих национальной хозяй­ственной системы страны (региона, отрасли, предприятия, учрежде­ния, организации и т.д.) приводит к конечному результату хозяйство­вания, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельно­сти, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру, роль и значение эко­номики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хо­зяйственного звена и уровня функционирования национальной эко­номики.

В настоящее время в национальной хозяйственной системе Республики Беларусь действуют автономные субъекты хозяйствования (предприятия, объединения и организации) различных отраслей и видов хозяй­ственной деятельности, совокупный результат хозяйственной дея­тельности которых в том или ином периоде хозяйствования может быть определен соответствующей системой макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой нацио­нальный продукт, национальный доход и др.

При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствова­ния (государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ всех типов, банков, страховых и других учреж­дений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количе­ственные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с лик­видацией и перепрофилированием деятельности предприятий, уч­реждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов, влияющих на формирование процессов динамики структурных и других транзи­тивных преобразований в экономике РФ.

Все социально-экономические процессы, протекающие в нацио­нальной хозяйственной системе страны, затрагивают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представ­ляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности: производство, распреде­ление, обмен, потребление.

В реальной практике национального хозяйствования все процес­сы воспроизводства характеризуются тем, что они:

— развиваются в единстве и взаимосвязи, по объективным эконо­мическим законам хозяйствования;

— не терпят волюнтаризма, т.е. волевого вмешательства в их содер­жание и развитие;

— находятся под влиянием факторов и условий, которые следует учитывать, принимая хозяйственные решения;

— поддаются научному познанию, изучению, а следовательно, и управлению в интересах достижения ближайших и более отда­ленных целей развития общества и государства;

— не допускают разрыва в процессе непродуманного реформиро­вания, когда нет четко поставленных задач, программ и сроков реализации, нет скоординированных по всем уровням, звеньям и параметрам осуществляемых хозяйственных решений;

— требуют комплексного, профессионального подхода в своем по­знании и управлении.

Весь воспроизводственный процесс, протекающий в националь­ной экономике любой страны, можно свести к трем основным пара­метрам (показателям), характеризующим количественную меру раз­вития самих процессов. Это:

— объем (масштаб) процесса как в натуральном, так и в стоимост­ном выражении;

— темп развития (спад или подъем);

— пропорция (соотношение) в развитии данного социально-эко­номического, технологического или иного процесса с другими процессами, протекающими технологически сопредельно или параллельно.

Несмотря на наличие многих уровней хозяйствования и звеньев функционирования национальной экономики страны, наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэко­номический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет охарактеризовать национальную экономику, ее состояние и содержание, проблемы и задачи, факторы и перспективы совер­шенствования. Особый интерес представляют макроэкономические показатели состояния и развития национальной экономики какой- либо страны, когда они сравниваются с аналогичными данными по другим странам (так называемые международные сравнения), с по­казателями некоего «стандарта» благополучной хозяйственной сис­темы и особенно с показателями стран — конкурентов на мировом рынке товаров, работ или услуг. В эффективном управлении разви­тием национального хозяйства с учетом интересов государства и об­щества большую роль играет национальная экономика, которую можно рассматривать как отрасль экономической науки и хозяй­ственной практики, что решает ряд важнейших задач.

— На основе изучения объективных экономических законов на­циональная экономика исследует специфические формы их прояв­ления в виде закономерностей, объемов, темпов и пропорций разви­тия социально-экономических процессов расширенного воспроиз­водства.

— Национальная экономика — это научное направление, которое на основе глубокого анализа мировой и отечественной практики ис­следует тип национальных хозяйственных систем, формы организа­ции и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, ко­торые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином пе­риоде времени, реализуя эти решения на самом высшем (макроэкономическом) уровне с учетом протекающих социально- экономических процессов и явлений воспроизводства.

— Национальная экономика как наука отражает макроэкономи­ческий (интегральный) подход к воспроизводственному процессу, рассматривает национальную хозяйственную систему в наиболее общем виде и в таком виде характеризует экономическую жизнь страны, оценивает ее потенциалы, рынки, состояние, достижения, недостатки, проблемы и перспективы развития. Полученные данные дают возможность осуществлять межстрановые сравнения.

— Национальная экономика — это и область хозяйственной практики, которая имеет дело с социально-экономическими процес­сами прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем.

— Национальная экономика — наука, призванная изучать фак­торы, определяющие состояние, закономерности и тенденции раз­вития национальной хозяйственной системы страны, ее отраслей и регионов, чтобы вносить соответствующие коррективы в хозяйствен­ные решения по стабилизации, восстановлению, развитию и совер­шенствованию экономики страны, в содержание и характер социаль­ной, демографической, экономической, структурной, технико-тех- нологической, инвестиционно-инновационной, денежно-кредитной, валютной, таможенной и другой политики государства.

— Национальная экономика, анализируя обобщающие (интег­ральные) макроэкономические показатели воспроизводственного процесса в стране, отражает «лицо» хозяйственной системы страны, ее состояние и перспективы развития, а через разработку и реализа­цию целевых программ всех видов и приоритетных национальных проектов способствует совершенствованию этого «лица».

Поскольку национальные экономики отдельных стран отличают­ся по уровню своего развития, структуре, наличию ресурсов, накоп­ленному потенциалу, используемым факторам экономического рос­та и т.д., то одной из важнейших задач национальной экономики как науки и сферы хозяйственной практики является анализ принадлеж­ности национальной хозяйственной системы страны к конкретному типу хозяйствования, выявление сущности механизма управления данным типом и направлений, форм и методов транзитивных пре­образований, происходящих в экономике страны.

В конечном счете национальная экономика сводится к тому, что­бы на основе объективного научного анализа обосновывать страте­гию и тактику социально-экономической политики государства, создавать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечивать социальную защиту и социальную поддержку граждан страны в целом и каждого гражданина в отдельности.

Национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей включает в себя следующие составные части: объект науки, предмет науки, методологический инструментарий науки, субъект науки.

Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.

Предметом национальной экономики выступают социально-эко­номические процессы воспроизводства, проявляющиеся в законо­мерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факто­ров, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития хозяйственной системы страны в целом и отдельных ее составля­ющих и разработанные на этой основе меры, приемы и средства под­готовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Субъекты национальной экономики — органы государственной власти и хозяйственного управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.242.223 (0.011 с.)