Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Макроэкономика – особый раздел экономической теории↑ Стр 1 из 15Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РАВНОВЕСНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Экономическое равновесие – это понятие анализа, которое характеризует совпадение планов покупателей относительно объемов покупок с планами продавцов относительно объемов продаж.Продавцы и покупатели на всех рынках являются экономически независимыми, суверенными субъектами, поэтому в реальной жизни их планы могут совпасть лишь случайным образом.При несовпадении планов наступает ситуация неравновесия, выход из которой связан с корректировкой планов продавцов и покупателей, стремящихся к улучшению своего экономического положения.Если все макроэкономические рынки конкурентны, а цены на товары и ресурсы обладают высокой гибкостью, то процесс корректировки планов покупателей и продавцов при сохранении неизменных экономических условий завершается установлением экономического равновесия.Понятие «общее макроэкономическое равновесие» означает, что на всех взаимосвязанных рынках одновременно достигается равенство спроса и предложения.На рынке конечных продуктов и услуг равновесие будет означать, что производители максимизируют доходы, а потребители получают максимум полезности от покупаемой продукции. Достижение равновесия на рынке факторов производства предполагает, что все поступающие на него производственные ресурсы нашли своего покупателя, а предельный доход собственников ресурсов, формирующий спрос, равен предельному продукту каждого ресурса, формирующего предложение.Равновесие на денежном рынке характеризует такую ситуацию, при которой количество предполагаемых денежных средств равно количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели. Недостаточная конкурентность рынков, негибкость цен или несовершенство информации могут стать причинами устойчивого нарушения равновесия на тех или иных макроэкономических рынках. Если один или несколько рынков находятся в равновесии, а другие нет, возникает макроэкономическая ситуация частичного равновесия. Идея макроэкономического равновесия уходит своими корнями к работам экономистов-классиков. Так, А. Смит высказал идею о том, что в условиях свободного взаимодействия производителей и потребителей действует не хаос, а экономический порядок индивидуумов, преследующих интересы личной выгоды, который приводит к установлению общего равновесия, выгодного для всех. Принципиальная возможность достижения общего равновесия в условиях совершенной конкуренции в математической форме впервые была доказана Л. Вальрасом. В теоретическом плане концепция общего экономического равновесия Л. Вальраса важна прежде всего для понимания экономики как единого целого, как системы взаимосвязанных рынков. Позже была разработана масса математических моделей макроэкономического равновесия для различных типов экономик: закрытой, открытой и смешанной, отдельно для частного сектора и т. п. В настоящее время в макроэкономических исследованиях преобладает понимание движения к равновесию как стохастического вероятностного процесса, основанного на корректировке ожиданий экономических агентов.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ: СУЩНОСТЬ, ПОКАЗАТЕЛИ ИЗМЕРЕНИЯ В широком смысле понятие «общественный продукт» используется для характеристики суммарного объема национального производства – всей совокупности продуктов и услуг, произведенных в стране в течение года. Для измерения общественного продукта используются различные макроэкономические показатели. К ним относятся валовой продукт (ВП), конечный продукт (КП), чистый продукт (ЧП), валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП) и национальный доход (НД). ВП исчисляется как сумма всех производимых за год благ, создаваемых в отраслях, отнесенных к сфере материального производства (промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, грузовой транспорт, связь, отрасли общественного питания и ряд других), т. е. оценивается сам факт создания продукта вне зависимости от того, был данный продукт реализован или нет.Также считается и промежуточный продукт, т. е. продукт, используемый в течение года в процессе производства. В результате возникает повторный счет затрат сырья, материалов и т. п., учитываемых на разных стадиях производственного цикла одних и тех же товаров.В целях исключения повторного счета используется показатель конечного продукта, рассчитываемый как разность между валовым и промежуточным продуктами.Валовой национальный продукт (ВНП) представляет собой рыночную ценность всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных в течение года с помощью факторов производства, принадлежащих данной стране.Он близок по своему экономическому смыслу к показателю КП, но превышает его на стоимость услуг нематериального производства. ВВП является своеобразной модификацией ВНП, но, в отличие от последнего, определяется как стоимость всей совокупности конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране в течение года.На основе ВВП учитываются конечные результаты производственной деятельности на территории страны всех экономических субъектов независимо от их национальной принадлежности. Различие между ВВП и ВНП двоякое. С одной стороны, при расчетах ВВП из ВНП вычитается сумма доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (зарплата, проценты, дивиденды и т. д.) С другой стороны, при расчете ВВП к ВНП прибавляются аналогичные доходы иностранцев, получаемые в данной стране.Когда ВНП превышает ВВП, жители данной страны получают за границей больше доходов, чем иностранцы получают в данной стране. Обратная ситуация означает, что иностранцы получают больше доходов от производственной деятельности в данной стране, чем жители данной страны за границей.В большинстве стран в качестве основного показателя измерения общественного продукта используется показатель ВВП. В США и Японии в качестве основного используется показатель ВНП. ЧНП представляет собой сумму конечной продукции и услуг, оставшуюся для потребления после замены списанного оборудования. Он меньше ВНП на сумму амортизационных отчислений. Национальный доход – сумма доходов всего населения, полученная от труда и владения имуществом (землей, домами и капиталом). МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВНП ВНП можно рассчитать одним из двух методов. Метод конечного использования (по расходам). При расчете ВНП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВНП, домашних хозяйств, фирм, государства и иностранцев (расходы на наш экспорт). Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВНП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов: ВНП = C + I + G + NE, где C – потребление; I – инвестиции; G– государственные закупки; NE – чистый экспорт. Потребление – это совокупность товаров и услуг, приобретаемых домашними хозяйствами. В инвестиции включается стоимость товаров, приобретаемых для будущего использования. Инвестиции также делятся на три группы: инвестиции в основные производственные фонды; инвестиции в жилищное строительство; инвестиции в запасы. Государственные закупки – это общая стоимость товаров и услуг, приобретаемых государственными органами (военное снаряжение, строительство и содержание школ, дорог, содержание армии и государственного аппарата управления и пр.). Однако это лишь часть государственных расходов, которые включаются в госбюджет. Сюда не входят, например, трансфертные платежи, такие как выплаты по линии социального страхования, и другие пособия. Поскольку эти выплаты производятся безвозмездно, они учитываются в составе ВНП. Чистый экспорт отражает результаты торговли с другими странами, разность стоимостных объемов экспорта и импорта товаров и услуг. При равновесии в сфере внешней торговли стоимостные объемы экспорта и импорта равны, и величина чистого экспорта равна нулю; в этом случае ВНП равен сумме внутренних расходов: C+ I + G. Если экспорт превышает импорт, то на мировом рынке страна выступает в качестве «нетто-экспор-тера», и ВНП превышает объем внутренних расходов. Если импорт больше, чем экспорт, то на мировом рынке страна является «нетто-импортером», величина чистого экспорта является отрицательной, и объем расходов превышает объем производства. Данное уравнение ВНП называется основным макроэкономическим тождеством. МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВВП При расчете ВВП используются три основных метода. Метод добавленной стоимости Для правильно расчета ВВП необходимо учесть все продукты и услуги, произведенные в данном году, но без повторного, двойного счета. Вот почему в определении ВВП речь идет о конечных товарах и услугах.Эти блага потребляются в рамках домашних хозяйств и фирм и не участвуют в дальнейшем производстве, в отличие от промежуточных товаров.Если в ВВП включить промежуточные продукты, используемые для производства других товаров (мука, купленная хлебозаводом для выпечки хлеба), то получается завышенная оценка ВВП (цена муки будет учтена несколько раз).Исключить двойной счет позволяет показатель добавленной стоимости, который представляет разницу между продажами фирмами их готовой продукции покупкой материалов, инструментов, топлива и услуг у других фирм. Добавленная стоимость – это рыночная цена продукции фирмы за вычетом стоимости потребленного сырья и материалов. Суммируя добавленные стоимости, произведенные всеми фирмами в стране, можно определить ВВП, который и представляет рыночную оценку всех выпущенных товаров и услуг. Метод расчета ВВП по расходам Поскольку ВВП определяется как денежная оценка конечных товаров и услуг, произведенных за год, постольку необходимо суммировать все расходы экономических субъектов на приобретение конечных продуктов. При расчете ВВП на основе расходов или потока благ (этот метод также называют производственным методом) суммируются следующие величины:– потребительские расходы населения (С);– валовые частные инвестиции в национальную экономику (Ig);– государственные закупки товаров и услуг (G); – чистый экспорт (NX), который представляет разность между экспортом и импортом данной страны.ВВП = С + Ig + G + NX. Метод расчета ВВП по доходам (распределительный метод) ВВП можно представить как сумму факторных доходов (заработная плата, процент, прибыль, рента), т. е. определить как сумму вознаграждений владельцев факторов производства. В ВВП включаются доходы всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в географических рамках данной страны, как резидентов (граждан, проживающих на территории данной страны, за исключением иностранцев, которые находятся в стране менее года), так и нерезидентов. В показатель ВВП также включаются косвенные и прямые налоги на предприятия, амортизация, доходы от собственности и нераспределенная часть прибыли. То, что для одних субъектов является издержками, для других – доходами.Не все сделки, осуществленные экономическими субъектами за рассчитываемый период (за год), включаются в показатель ВВП.Во-первых, это сделки с финансовыми инструментами: покупка и продажа ценных бумаг – акций, облигаций и т. п. Финансовые сделки не имеют прямого отношения к изменениям текущего реального производства.Во-вторых, продажа и покупка подержанных вещей и благ, бывших в употреблении. Их ценность была учтена ранее. В-третьих, частные трансферты (например, подарки), в данном случае это лишь перераспределение денежных средств между частными экономическими субъектами. В-четвертых, государственные трансферты. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО Для оценки итоговых результатов развития страны за всю историю ее существования используется такой показатель, как национальное богатство. Национальное богатство (НБ) представляет собой совокупность материальных благ, которая накоплена в стране на определенную дату.Между национальным богатством и созданным в стране общественным продуктом существует прямая и обратная зависимости.Прямая зависимость определяется тем, что общественный продукт является основным источником пополнения и обновления НБ. Обратная зависимость заключается в том, что сам объем произведенного общественного продукта, темпы и абсолютные значения его прироста зависят от накопленного национального богатства, его величины, структуры и качественного состава образующих его элементов. Структура национального богатства характеризуется следующими основными составными элементами:– принадлежащими населению, фирмам и государству средствами производства, функционирующими как в материальной, так и в духовной сфере (машины, станки, оборудование и т. п.);– запасами готовой продукции на складах фирм;– стратегическими запасами государства;– имуществом населения, материализованным в недвижимости и предметах потребления длительного пользования;– материальными и культурными ценностями, являющимися общественным достоянием;– вовлеченными в хозяйственный оборот природными ресурсами, а также разведанными полезными ископаемыми;– нематериальными духовными ценностями. Социально-экономический прогресс общества, происходящий под влиянием научно-технических изменений, сопровождается не только увеличением, но и изменением структуры национального богатства. Увеличение национального богатства и прогрессивное изменение его структуры являются материальной основой повышения благосостояния всего населения страны.Для измерения последнего используется показатель чистого экономического благосостояния, который был введен в экономическую науку В. Нордхаусом и Дж. Тобином. В отечественной макроэкономической науке он является относительно новым. Необходимость его использования определяется тем, что ни один из рассчитанных на основе системы национального счетоводства и показателей общественного продукта не позволяет дать адекватную оценку благосостояния нации. Например, основным элементом, не относящимся к общественному продукту, но увеличивающим благосостояние населения, является свободное время. Рост этой составляющей экономического благосостояния может при прочих равных условиях явиться фактором снижения общественного продукта. Для определения показателя чистого экономического благосостояния из величины показателя, используемого для измерения общественного продукта (например, валовой национальный продукт), вычитается денежная оценка отрицательных факторов, воздействующих на благосостояние, прибавляются денежные оценки нерыночной деятельности и свободного времени. Количественные значения всех этих оценок, как правило, определяются экспертным путем. МЕЖОТРАСЛЕВОЙ БАЛАНС При анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в национальной экономике используется балансовый метод «затраты – выпуск». Суть последнего состоит в двойственном рассмотрении различных отраслей и секторов экономики, с одной стороны как потребляющих продукцию, а с другой – как выпускающих те или иные виды товаров и услуг для собственного потребления и нужд других отраслей и секторов экономики. Особенностью данного метода является его направленность на учет не только конечных, но и валовых результатов национального производства, отражаемых в категории валового общественного продукта.Поэтому метод «затраты – выпуск» позволяет анализировать и прогнозировать не только движение запасов или потоков между различными сферами экономики, но и межотраслевые связи, складывающиеся между отраслями сферы бизнеса.В основе метода «затраты – выпуск» лежит идея о том, что описание экономической системы можно осуществлять путем редукции процессов и продуктов, т. е. их выражения через другие процессы и продукты.В нашей стране модель «затраты – выпуск» и соответствующая табличная (матричная) модель получила название модели межотраслевого баланса (МОБ). Детализированная схема межотраслевого баланса включает четыре раздела (квадранта): – в первом из них отражается текущее производственное потребление (промежуточный продукт);– во втором – состав конечного продукта по характеру его использования;– в третьем – структура добавленной стоимости (амортизация, заработная плата, налоги на бизнес);– в четвертом – распределение национального дохода.Возникновение и развитие межотраслевого баланса в его современном варианте неразрывно связано с именем В. Леонтьева. Взяв за основу модель общего экономического равновесия Л. Вальраса, В. Леонтьев впервые разработал матричную модель и таблицу «затраты – выпуск», отражающие связи между объемами конечного спроса на продукцию в отраслевом разрезе, с одной стороны, и общим объемом и отраслевой структурой создаваемого запаса продукции, необходимого для насыщения данного спроса, – с другой. Первая таблица «затраты – выпуск» В. Леонтьевым была составлена для США в 1936 г. в разрезе 41 отрасли экономики. В настоящее время такие таблицы составляются для 400 отраслей. Ценность модели межотраслевого баланса для анализа макроэкономического равновесия весьма велика. На ее базе могут быть получены следующие виды равновесия: – отраслевое равновесие для любой отрасли; – межотраслевое равновесие; – общее макроэкономическое равновесие для ВНП и конечного спроса; – общее макроэкономическое равновесие для валового общественного продукта и спроса на конечную и промежуточную продукцию. На практике все эти виды равновесия достигаются достаточно редко, в то время как в модели МОБ они существуют всегда. Модель межотраслевого баланса изначально статична. Однако она используется и в динамическом аспекте для прогнозирования сбалансированной траектории экономического роста. Для этого на базе прогнозов динамики конечного спроса рассчитываются объемы и темпы роста валового общественного продукта.
СОВОКУПНЫЙ СПРОС В макроэкономике под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в составе совокупного спроса выделяют следующие основные элементы:– потребительские расходы домохозяйств (С);– инвестиционные расходы частного сектора (/);– государственные закупки (б);– чистый экспорт (NX). В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных расходов.Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т. е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этого показателя в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50 %, а в США – около 67 %.Под инвестиционными расходами понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Приобретение домов и квартир тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15–20 % ВНП страны.Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг. Он включает расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг(например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30 % национального дохода страны. Чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей).Существует еще три основных эффекта, способных повлиять на изменение величины совокупного спроса: – эффект процентной ставки. При повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки, что в свою очередь снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, недвижимости и других товаров;– эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход (облигации, вклады). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках;– эффект импортных закупок. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, и снизится величина экспорта. В результате произойдет сокращение чистого экспорта, и следовательно, общей величины совокупного спроса. ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей. Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде. Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество: Y = C + S, где Y – располагаемый доход (национальный доход за вычетом чистых налогов). Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения. В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей,т. е. определяют функции потребления и сбережений. К числу основных объективных факторов потребления относятся уровень цен, имущество потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей. В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т. д. Среди всех перечисленных факторов наиважнейшее значение имеет предельная склонность к потреблению, которая выступает параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом. Предельная склонность к потреблению (С) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления. Количественно она измеряется как соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением располагаемого дохода. Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению. Под предельной склонностью к сбережению понимается та часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличение сбережений. Количественно она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению располагаемого дохода. Наряду с понятиями «предельная склонность к потреблению» и «предельная склонность к сбережению» экономическая теория оперирует понятиями «средняя склонность к потреблению» и «средняя склонность к сбережению». Средняя склонность к потреблению – это отношение общего объема потребления к располагаемому доходу. Средняя склонность к сбережению (норма сбережений) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Совокупным предложением в макроэкономике называется сумма всех произведенных в стране конечных товаров и услуг, которую фирмы готовы предложить на рынке в течение определенного периода при каждом возможном уровне цен. Иными словами, это – реальный объем национального производства при различных значениях индекса цен на конечные товары и услуги. Зависимость реального объема национального производства от уровня цен называется кривой совокупного предложения. Характер влияния уровня цен на объем национального производства и, следовательно, вид кривой совокупного предложения в решающей степени зависит от продолжительности рассматриваемого промежутка времени. Поэтому следует различать долгосрочную и краткосрочную кривые совокупного предложения. В макроэкономике (в отличие от микроэкономики) основным критерием выделения краткосрочного и долгосрочного периодов является гибкость цен, а не стабильность запаса капитала. При макроэкономической трактовке временных периодов предполагается, что в долгосрочном периоде все цены как на товары, так и на ресурсы являются гибкими и изменяются в одной и той же пропорции, а в краткосрочном либо все цены, либо цены на труд такой гибкостью не обладают. Можно выделить две причины, по которым фирмы вправе рассчитывать, что в долгосрочном периоде цены на товары и цены на ресурсы будут изменяться в одной и той же пропорции. В основе первой причины лежит влияние динамики товарных цен на размеры заработной платы рабочих. Вторая причина заключается в том, что многие виды продукции являются одновременно и готовыми товарами и ресурсами. Если фирмы ожидают пропорционального изменения цен на товары и ресурсы, они лишаются стимулов к увеличению объема производства при росте уровня цен, поскольку предполагают, что их издержки вырастут в той же пропорции, что и цены. Поэтому кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде имеет вид вертикальной прямой. Если фирмы будут рассчитывать на то, что в течение определенного периода цены на ресурсы (и, следовательно, издержки производства) останутся без изменения, то в ответ на увеличение совокупного спроса они будут увеличивать реальный объем предложения при сложившемся уровне товарных цен. Тогда кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде примет вид горизонтальной прямой. Если они будут рассчитывать на то, что при росте совокупного спроса цены на ресурсы будут расти, но в меньшей пропорции, чем товарные цены, кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде будет иметь положительный наклон. Помимо уровня цен, на объем совокупного предложения оказывают влияние многие неценовые факторы, под действием которых кривая совокупного предложения может смещаться влево или вправо. К числу этих факторов относятся: – изменение объема применяемых ресурсов; – изменение производительности ресурсов; – изменение налогов и субсидий. Перечисленные факторы при прочих равных условиях могут в той или иной степени повлиять на сдвиги кривой совокупного предложения как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
СТАДИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА Существуют четыре фазы цикла, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем. Существуют и другие классификации: так, некоторые современные исследователи выделяют только две фазы: рецессию и подъем. Кризис проявляется прежде всего в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного процента. Это ведет к понижению прибылей и падению производства, росту банковских задолженностей, банковским крахам и банкротствам предприятий в других сферах экономики. После кризиса наступает депрессия. Производство уже не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно рассасываются, но торговля идет вяло. Ставка ссудного процента падает до минимума. Однако постепенно в народном хозяйстве появляются «точки» роста и происходит переход к оживлению. Предприятия, приспособившиеся к новым условиям рынка, увеличивают выпуск товаров, осуществляют новое промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка ссудного процента и заработной платы, начинается фаза подъема. Уровень валового национального продукта превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растут занятость, товарный спрос, уровень цен и норма ссудного процента. Но постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый цикл. До 50-х гг. ХХ в. во время кризисов происходили всеобщее понижение уровня цен, связанное с падением платежеспособного спроса, рост безработицы. В настоящее время монополистический сектор экономики при поддержке государства не только способен удерживать докризисный уровень цен, но нередко способствует их росту. Для характеристики экономической конъюнктуры используется ряд экономических показателей. В зависимости от того, как изменяется значение экономических параметров в ходе цикла, они делятся на проциклические, контрциклические и ациклические. Проциклические параметры в фазе подъема увеличиваются, а в фазе кризиса уменьшаются (загрузка производственных мощностей, агрегаты денежной массы, общий уровень цен, прибыли предприятий и т. д.) Контрциклическими параметрами называются показатели, значение которых во время спада увеличивается, а во время подъема уменьшается (уровень безработицы, число банкротств, запасы готовой продукции и т. п.) Ациклическими называются параметры, динамика которых не совпадает с фазами экономического цикла (например, объем экспорта). Кроме того, различают три вида параметров по признаку синхронизации – опережающие, запаздывающие и соответствующие. Опережающие достигают максимума или минимума перед приближением пика или низшей точки (изменения в запасах, денежной массе). Запаздывающие достигают своего максимума или минимума после пика или низшей точки (численность безработных, расходы на зарплату). Совпадающие параметры изменяются в соответствии с колебаниями экономической активности (национальный продукт, уровень инфляции, объем промышленного производства). БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ВИДЫ Безработица – неотъемлемый элемент рынка труда. Она представляет собой сложное, многоаспектное явление. Взрослое население, обладающее рабочей силой, делится на несколько основных категорий в зависимости от того положения, которое оно занимает относительно рынка труда. Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и состоянию здоровья способны работать. Из состава взрослого населения выделяется институциональное население, ориентированное на нерыночные структуры, т. е. на такие институты государства, как армия, полиция, государственный аппарат. Все остальное взрослое население является неинституциональным. В состав занятого населения включают тех, кто ориентирован на рыночные структуры экономики. Безработными считаются те лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, выходят на рынок труда и ведут ее активный поиск. Лица, имеющие работу, а также лица, занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категории занятых. К рабочей силе относятся и занятые, и безработные. Различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, сезонную, циклическую, технологическую, региональную. Фрикционная безработица связана с определенными затратами времени на поиск работы. На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое. Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели – рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы. Структурная безработица связана с технологическими изменениями и сдвигами в производстве, которые изменяют структуру спроса на рабочую силу. Структурная безработица обусловлена возникновением профессионально-квалификационного несоответствия между структурой свободных рабочих мест и структурой работников. Развитие экономики постоянно сопровождается следующими структурными изменениями: возникают новые технологии, новые товары, вытесняющие старые. Происходят сдвиги в структуре спроса на рынке капиталов, рынке товаров и рынке труда. В результате этого происходят изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы, что требует ее постоянного территориального и отраслевого перераспределения. Сезонная безработица обусловлена сезонными колебаниями в объеме производства определенных отраслей: сельского хозяйства, строительства, промыслов, в которых в течение года происходят резкие изменения спроса на труд. Сезонные колебания спроса на труд, как правило, определяются особенностями ритма производственного процесса. Поэтому размеры сезонной безработицы в общем виде могут быть спрогнозированы и учтены при подписании договоров между работодателями и работниками. Циклическая безработица. Ее основой являются циклические колебания объемов выпуска продукции и занятости, связанные с экономическим спадом и недостатком спроса. Циклическая безработица связана с уменьшением реального ВНП и высвобождением части рабочей силы, что ведет к росту числа безработных. ЗАКОН ОУКЕНА Если фактический у ровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть валового национального продукта. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном. (Y – у)/у = b x(U – U*), где Y– фактический объем производства (валового внутреннего продукта); Y* – потенциальный валовый внутренний продукт (при полной занятости); U – фактический уровень безработицы; U* – естественный уровень безработицы; b – параметр Оукена, устанавливается эмпирическим путем (3 %). Естественная безработица – безработица при полной занятости – норма безработицы при неуско-ряющейся инфляции. В западной инфляции для обозначения этого показателя используется термин NAIRU (Non-Accelerating-Inflation Rate of Un employment).Естественный уровень безработицы отража<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.107.144 (0.019 с.) |