Эволюция отраслевой структуры в современной российской экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция отраслевой структуры в современной российской экономике



Переход от централизованно регулируемого хозяйства к рыночному имеет своим неизбежным следствием изменение отраслевой структуры экономики, обусловленное трансформацией относительных цен на рынках товаров, финансовых ресурсов и факторов производства. Основы отраслевой и воспроизводственной структур экономики России сложились в конце 20-30-х гг., в период индустриализации. Сложившаяся отраслевая структура напоминала слоистую пирамиду: ее основание составляли природоэксплуатирующие отрасли (добывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство, рыболовство); следующий слой – отрасли первичной переработки природного сырья; далее – отрасли промышленности, производящие массовую продукцию.Завершали пирамидальное строение структуры экономики отрасли сферы услуг, науки и инновационного обслуживания, в которых высоко значение таких факторов, как квалифицированный труд и информация. Так как доля каждой следующей отрасли была меньше предыдущей, графически эта структура выглядела в виде пирамиды (треугольника).После завершения процесса формирования пирамидальной структуры в стране была сделана ставка на высокие темпы экономического роста при отсутствии у производителей реальных экономических стимулов для эффективной организации производственной деятельности.Это привело к «растяжению» пирамиды в ее основании, которое не могло не сопровождаться «сжатием» ее верхних этажей. В условиях устойчивого дефицита ресурсов сложился так называемый «остаточный принцип» финансирования отраслей, входящих в верхние этажи пирамиды.В результате структурное строение экономики приняло вид усеченной пирамиды, базирующейся на непропорционально тяжелом основании, состоящем из природоэксплуатирующих отраслей.

После начала рыночных реформ тенденция к относительному расширению и без того утяжеленного ресурсного основания еще более усилилась.

Отмена систем централизованного финансирования всех секторов экономики, либерализация цен и внешней торговли, введение внутренней конвертируемости рубля создали предпосылки для действия рыночных критериев отбора наиболее конкурентоспособных производителей.

Поскольку по мировым стандартам конкурентоспособными предприятиями в России оказались те, которые связаны с добычей и первичной переработкой стратегических видов сырья, именно они получили наиболее благоприятные условия для функционирования на отечественном и на мировом рынках.

Одновременно с расширением ресурсного основания и без того усеченной пирамиды опережающими темпами стало развиваться производство услуг потребительского назначения и связанных с обслуживанием рыночных связей.

Результатом этого и других процессов явилось формирование специфического структурного строения экономики России. В этой структуре основание расширено, а центральная часть сужена до предела.

В то же время на верхних этажах при минимальном размере производства в отраслях, культуре, науке в целом имеется достаточно широкий «пояс», включающий оптовую и розничную торговлю, услуги финансовых структур и некоторые другие виды услуг.

РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ

В макроэкономике под рынком товаров и услуг понимается совокупность отношений, связанных с куплей-продажей всех благ, произведенных в национальной экономике в течение определенного периода и предназначенных для конечного использования.

Поскольку вся сумма созданных в стране конечных товаров и услуг измеряется показателями общественного продукта, исчисленными на основе системы национальных счетов, рынок товаров и услуг в его макроэкономической интерпретации может быть определен как совокупность отношений по поводу купли-продажи произведенного в стране общественного продукта.

В составе отношений, представляющих в своем единстве рынок товаров и услуг, могут быть выделены следующие группы:

– отношения, определяющие решения макроэкономических субъектов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) об объеме покупаемых конечных товаров и услуг;

– отношения, характеризующие решения фирм об объемах производства конечных товаров и услуг;

– отношения купли-продажи, складывающиеся между покупателями и продавцами на самом рынке. При анализе рынка товаров и услуг эти отношения рассматриваются либо в статическом аспекте (как решения экономических субъектов, принимаемые в неизменных экономических условиях), либо в аспекте сравнительной статистики (как реакция субъектов рынка на изменение экономических условий).

Рынок товаров и услуг является центральным звеном общей системы взаимосвязанных рынков. Результаты и закономерности его функционирования во многом определяют состояние других рынков.

В свою очередь конъюнктура и механизм функционирования рынков труда, денег, ценных бумаг, международного валютного рынка и международного рынка капитала оказывают прямое и обратное воздействие на рынок товаров и услуг.

Для анализа всей совокупности прямых и обратных связей между отдельными рынками в рамках их единой системы используются макроэкономические модели общего экономического равновесия. Эти модели позволяют установить следующий характер макроэкономических взаимосвязей рынка товаров и услуг и остальных рынков:

рынок труда определяет формирование функции совокупного предложения на рынке товаров и услуг. В свою очередь совокупный спрос на товары и услуги в краткосрочном периоде может оказывать определяющее воздействие на формирование спроса на труд;

рынки денег (национальной валюты) и ценных бумаг оказывают влияние на рынок благ путем воздействия на формирование функций совокупного спроса. В то же время параметры равновесного состояния рынка благ (уровень цен, объем продаж) или происходящий на нем процесс приспособления к состоянию равновесия влияют на процентную ставку, величину спроса на деньги, а также на величины спроса и предложения на рынке ценных бумаг;

международные финансовые рынки в открытой экономике непосредственно влияют на совокупный спрос на товары и услуги. Существование устойчивой взаимосвязи между отдельными рынками в рамках единой системы должно учитываться при осуществлении макроэкономической политики государства.

СОВОКУПНЫЙ СПРОС

В макроэкономике под совокупным спросом понимаются запланированные всеми макроэкономическими субъектами совокупные расходы на приобретение всех конечных товаров и услуг, созданных в национальной экономике.В соответствии с распределением расходов между отдельными секторами экономики в составе совокупного спроса выделяют следующие основные элементы:– потребительские расходы домохозяйств (С);– инвестиционные расходы частного сектора (/);– государственные закупки (б);– чистый экспорт (NX). В результате совокупный спрос в целом может быть представлен как сумма указанных расходов.Большую часть совокупного спроса составляют расходы населения на товары и услуги потребительского назначения, т. е. элемент С, для краткости часто называемый потреблением. Доля этого показателя в национальном доходе страны достигает в России приблизительно 50 %, а в США – около 67 %.Под инвестиционными расходами понимается спрос фирм и домохозяйств на инвестиционные товары. Фирмы покупают эти товары, чтобы увеличить запас реального капитала и восстановить изношенный капитал. Приобретение домов и квартир тоже является частью инвестиций. Общий объем инвестиций составляет около 15–20 % ВНП страны.Третий элемент совокупного спроса – государственные закупки товаров и услуг. Он включает расходы правительственных органов всех уровней на оплату услуг(например, образование, здравоохранение), приобретение товаров и выплату заработной платы государственным чиновникам. Доля государственных закупок в общем объеме расходов на покупку товаров и услуг зависит от степени участия государства в перераспределении национального дохода страны, уровня ставок налогообложения и размеров дефицита государственного бюджета. В России ее величина составляет около 30 % национального дохода страны. Чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом (платежами иностранцев за создаваемые в стране товары и услуги) и импортом (расходами экономических субъектов данной страны на оплату товаров и услуг, произведенных за границей).Существует еще три основных эффекта, способных повлиять на изменение величины совокупного спроса:эффект процентной ставки. При повышении уровня цен повышается спрос на деньги, а это при неизменном объеме денежной массы в обращении обусловливает рост процентной ставки, что в свою очередь снижает стимулы для инвестиционных и потребительских расходов. При высоких процентных ставках многие потребители теряют заинтересованность (или способность) в получении кредитов для покупки автомобилей, мебели, недвижимости и других товаров;– эффект богатства состоит в том, что увеличение уровня цен снижает реальную стоимость многих финансовых активов, приносящих фиксированный доход (облигации, вклады). Почувствовав себя беднее из-за обесценения сбережений, потребители начинают экономить на покупках;– эффект импортных закупок. Повышение общего уровня цен в одной стране будет способствовать импорту большего количества товаров в эту страну, и снизится величина экспорта. В результате произойдет сокращение чистого экспорта, и следовательно, общей величины совокупного спроса.

ПОТРЕБЛЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ

Сущность потребления как стадии процесса воспроизводства заключается в индивидуальном и совместном использовании населением потребительских благ в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

При рассмотрении потребления как элемента совокупного спроса речь идет о расходах домашних хозяйств на покупку товаров и услуг. При макроэкономическом анализе проблема формирования потребительских расходов в текущем периоде трактуется как задача межвременного выбора потребителей.

Домохозяйства делают выбор между потреблением сегодня и увеличением потребления в будущем. Но возможность увеличения потребления в будущем зависит от сбережений в настоящем периоде.

Вместе с тем сбережения, сделанные в настоящем периоде, есть не что иное как вычет из текущего потребления, поскольку сбережения – это часть располагаемого дохода, не использованная на потребление. Иными словами, справедливо тождество: Y = C + S,

где Y – располагаемый доход (национальный доход за вычетом чистых налогов).

Благодаря двоякой роли сбережений (как источника дополнительного будущего потребления и вычета из текущего потребления) проблема потребительского выбора на макроуровне представляется как задача распределения располагаемого дохода на потребление и сбережения.

В макроэкономическом плане особое значение имеет вопрос о том, какие факторы оказывают решающее воздействие на выбор потребителей,т. е. определяют функции потребления и сбережений.

К числу основных объективных факторов потребления относятся уровень цен, имущество потребителей, реальная ставка процента, уровень потребительской задолженности, уровень налогообложения потребителей.

В число субъективных факторов включают предельную склонность к потреблению и ожидания потребителей относительно будущего изменения уровня цен, денежных доходов, налогов, наличия товаров и т. д.

Среди всех перечисленных факторов наиважнейшее значение имеет предельная склонность к потреблению, которая выступает параметром, устанавливающим количественную связь между потреблением и располагаемым доходом.

Предельная склонность к потреблению (С) показывает, какую часть от каждой единицы своего дополнительного располагаемого дохода домохозяйства направляют на приращение потребления. Количественно она измеряется как соотношение между изменением потребления и вызвавшим его изменением располагаемого дохода.

Аналогично предельной склонности к потреблению может быть определена предельная склонность к сбережению. Под предельной склонностью к сбережению понимается та часть каждой дополнительной единицы располагаемого дохода, которая идет на увеличение сбережений.

Количественно она рассчитывается как отношение изменения сбережений к определившему его изменению располагаемого дохода.

Наряду с понятиями «предельная склонность к потреблению» и «предельная склонность к сбережению» экономическая теория оперирует понятиями «средняя склонность к потреблению» и «средняя склонность к сбережению».

Средняя склонность к потреблению – это отношение общего объема потребления к располагаемому доходу.

Средняя склонность к сбережению (норма сбережений) представляет собой отношение общего объема сбережений к располагаемому доходу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.016 с.)