Урок 27. ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 27. ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?



Цели: объяснить значение понятия «экономика»; рассмотреть вопросы о взаимоотношениях людей в рамках экономики, состав­ных частях экономики и их взаимосвязи; развивать умения группи­ровать, анализировать, обобщать.

Ходурока

I. Постановка учебной задачи урока. .

-Вы знаете, что такое экономика?

Как вы считаете, надо вам это знать? Почему?

Ответы могут быть положительными и отрицательными. Если отри­цательных ответов будет больше, в доказательство того, что дети ещё ма­лы и ничего не поймут, то очень уместно будет следующее предположе­ние:

«Я думаю, вы приятно удивитесь и забудете о малом возрасте. Вам предстоит узнать, из чего состоит понятие «экономика».

П. Изучение нового.

Беседа.

- Оказывается, с экономикой сталкивается любой человек - ра­бочий он или фермер, математик или певец, ученик или дошкольник.

Вы едете в автобусе, покупаете хлеб, звоните по телефону, смот­рите телевизор, читаете книгу, а экономика всегда рядом с вами.

Можете вы сейчас объяснить, что такое экономика?

Обратимся к истории возникновения слова «экономика».

На основе этого слова стоит «оикос»: на древнегреческом языке оно означает «дом». А буквальный его перевод - «искусство веде­ния домашнего хозяйства». С того, что вас окружает, с домашних дел и забот начинается ваша экономическая жизнь.

Экономика - это наука о рачительном хозяйствовании.

- Кто ведёт это хозяйство и для кого?

Экономика — это прежде всего человек, люди. Это отноше­ния между людьми, которые у них складываются, когда одни соз­дают товар, другие продают его, третьи покупают.

- Для кого товар создают, продают, покупают?

- Для кого существует экономика?

Главная часть экономики - это люди.

Цель экономики - жизнь и благоденствие людей.

- Что необходимо затратить, чтобы получить какой-либо про­дукт?

Экономика - это труд, трудовая деятельность.

- Что получается в результате осознанной, целенаправленной трудовой деятельности?

Экономический продукт - это продукция, товары, услуги,

то есть всё, что продаётся и покупается.

Это могут быть разные вещи, услуги. Например, постричь в па­рикмахерской, отправить письмо на почте и др. А так же произве­дения искусства: песня, стихотворение, картина. Идеи тоже прода­ются, будь то проект нового автомобиля или научная разработка. И рабочая сила человека идёт на продажу, за неё выплачивается зара­ботная плата.

- Что должен иметь экономический продукт, чтобы его прода­ли и купили?

Каждая вещь, услуга имеет цену. Цена позволяет сравнивать вещи, вложенный в них труд. Она подсказывает вам выбор: это до­рого, а это в самый раз, можно покупать.

- Что необходимо иметь, чтобы сделать покупку?

Деньги - это кровь экономики, они текут от покупателя к про­давцу, и рынок живёт весёлой жизнью.

Экономика - это стоимость, деньги, цены.

- Какие отрасли хозяйства включает экономика? Прочитайте об этом на с. 104, выполните задания на с. 105.

Ш. Работа по учебнику.

IV. Управление экономикой.

Рассказ учителя.

Для чего существует экономика? (Чтобы людям было удобно и приятно жить.)

Экономика удовлетворяет желания и потребности людей. Но ведь этим надо управлять, чтобы экономика была действительно во благо. Приходится принимать решения о наилучших способах экономического поведения.

Экономика - это поиск и выбор способа действия.

Прислушайтесь к совету выдающегося американского менед­жера, управляющего автомобильной корпорацией «Крайслер», Ли Якокки: «Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем делай что-нибудь! Не жди, пока что-нибудь произойдёт само собой. Это нелегко, но если ты станешь работать, не покладая рук, то сможешь достичь всего, к чему стре­мишься».

V. Итог урока.

- Как вы поняли, что такое экономика?

Домашнее задание: учебник, с. 104—107; рабочая тетрадь, с. 38.

 

Урок 28-29. ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

Цели: дать преставление о некоторых природных материалах, из которых изготовлены предметы быта человека; учить опреде­лять исходный материал, группировать предметы быта по состав­ляющим их веществам.

Оборудование: мяч, предметы, изготовленные из разных материалов, хлопчатник (гербарий).

Ход урока

I. Введение в тему.

-Отгадайте загадки:

Поле хрустальное, межи деревянные. (Окно.)

- Как догадались?

- Из чего делают окно?

Всем, кто придёт, всем, кто уйдёт, руку подаёт. (Дверная ручка.)

- Из чего она сделана?

Пять мальчиков - пять чуланчиков. (Перчатки.)

- Из чего сделаны?

П. Изучение нового. Постановка задачи.

-Какой вопрос часто звучал?

О чём вы сегодня узнаете на уроке? j

Учитель демонстрирует разные знакомые детям предметы и просит назвать вещество, из которого они сделаны (стекло, металл, шерсть, бума­га, хлопок и др.).

Выполнение заданий учащимися.

—Прочитайте текст на с. 108.

- Рассмотрите рисунки.

- Какие предметы сделаны из древесины, глины, шерсти, ме­талла?

- Расскажите, как делают шерстяные вещи.

- Приведите примеры.

- Знаете ли вы, как делают предметы быта из глины? Прочитайте об этом на с. 109.

Приведите примеры.

• Для учителя.

Резина. В тропических лесах Южной Америки растёт с виду ничем не примечательное дерево - гевея. Если надрезать его кору, то выступит белый млечный сок, как у нашего одуванчика, только более густой. Если его собрать побольше и подержать на солнце, то получится желтоватая масса, тягучая и немного липкая.

Из этой массы перуанские индейцы лепили что-то вроде сапог и ходили в них по сырому лесу и под дождём. Застывший сок гевеи сами индейцы называли «каучук».

Эластичный материал, полученный в результате нагревания каучука с серой, назвали «резиной». Из резины стали делать гало­ши, плащи, сапоги, надувные спасательные круги и лодки, - сло­вом, массу полезных предметов. Резина защитила человека от уда­ров электрического тока.

Хлопчатник (показать в гербарии). Это очень ценное растение, дающее прекрасное волокно. Его возделывают в Индии, США, Ки­тае, Бразилии, Средней Азии, Закавказье и других местах.

Хлопковое волокно - хлопок - собирают вместе с семенами. Специальные машины снимают волокно с семян. Потом его от­правляют на прядильные фабрики. Там хлопок прядут, а на ткацких фабриках из пряжи вырабатывают хлопчатобумажные ткани: си­тец, сатин, батист, трикотаж и другие. И одеяла, и пластмасса, и целлюлоза, и фотоплёнка, и бумага тоже из хлопка. Но это не всё. Из него изготовляют крепкие прочные ткани, применяемые в технике.

Стекло. Удивительный материал - стекло. Берут совершенно непрозрачный, белый песок, такую же непрозрачную соду и неко­торые другие, тоже непрозрачные, материалы. Их смешивают, по­том плавят смесь в печах при высокой температуре - и готова про­зрачная тягучая масса. Из неё можно прокатать лист - получить оконное стекло. Можно выдуть стеклянный пузырь и превратить его в стакан, графин, вазу.

Но стекло - это не только посуда, зеркала, украшения. Объек­тивы фотоаппаратов, киносъёмочных камер изготовлены из высо­кокачественного оптического стекла особой прозрачности. А сколько стеклянных колб, пробирок в химических лабораториях! Миллиарды осветительных ламп — это тоже стекло. Из стекла де­лают искусственное волокно, а из него ткут негорючие ткани. Из стеклянной ткани, пропитанной химическими смолами, изготовля­ют кузова легковых автомобилей, корпуса морских шлюпок и не­больших судов.

Видели вы когда-нибудь чистое железо? Скорее всего, нет: его очень сложно получить, и стоит это дорого, а главное, почти ниче­го полезного из него не сделаешь. Чистое железо - очень мягкий и непрочный металл. Если же в расплавленное железо добавить чуть-чуть углерода, то после остывания получится твёрдая и прочная сталь, а если добавить углерода побольше, образуется очень твёр­дый чугун. Из стали и чугуна сделаны многие окружающие нас вещи, которые мы неправильно называем железными.

Привычная нам бумага появилась не сразу и не вдруг. Первые её листы были изготовлены из растительных волокон в Китае во II веке. Но способ её производства дорто держался в тайне.

Лишь в X веке в Европе впервые появилась бумага, сваренная из размолотых тряпок, древесного корья, бамбуковой щепы. Изго­тавливали её также из соломы ржи, пшеницы, овса, крапивы, водо­рослей, камыша и т. д.

Поскольку для производства бумаги требуется древесина и много воды, бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек. Вода сама несёт к фабрике связки сырых брёвен.

Простую бумагу для журналов, газет, книг делают из смеси целлюлозы с древесной массой. И чем больше в её составе целлюлозы, тем выше качество бумаги. Бумага нужна не только для книг и газет. Она широко используется в различных отраслях промышленности. Из неё делают массу различных товаров бытового назначения - одежду, постельное бельё, салфетки, полотенца, обои, картон, посуду, верёвки и т. д.

Физкультминутка (игра)

Учитель просит учащихся встать около своего места. Затем бросает мяч каждому и называет вещество. Ученик должен бросить мяч учителю, назвав при этом изделие из этого вещества. Напри­мер, стекло - стакан, шерсть - перчатки и т. д. Или наоборот, книга -бумага, галоши - резина и т. д.

III.Работа по учебнику, с. 110-111.

IV.Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание: учебник, с. 108-111; рабочая тетрадь, с. 40, задание 4.

 

 

Урок 30. КАК ПОСТРОИТЬ ДОМ

Цели: ознакомить с некоторыми видами строительных мате­риалов, строительной техники, их применением; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: таблица «На стройке», иллюстрации строительной техники, дворцов и египетских пирамид.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Отгадайте загадку К. И. Чуковского:

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (Цыплёнок.)

- Какой дом был у цыплёнка?

- Сможет ли он спрятаться в своём доме от непогоды и врагов?

- Каким должен быть надёжный дом?

- А вы знаете, как его построить?

П. Изучение нового.

Рассказ учителя с элементами беседы.

-Кто видел, как строят многоэтажный городской дом? Расска­жите.

• Для учителя.

Дома называются деревянными, каменными, кирпичными, блочными, панельными по тому материалу, из которого сделана главная часть любого дома - его стены. Они могут быть сложены из деревянных брёвен или досок, цз камня или кирпича, из бетон­ных блоков или панелей.

Дерево и камень - самые древние строительные материалы. Они всегда существовали в природе, поэтому их и именуют при­родными, а все другие материалы - искусственными.

Каменные сооружения, которые возводят с незапамятных вре­мён, отличаются высочайшей прочностью и огнестойкостью, прак­тически не выходят из строя. К известным древним каменным по­стройкам, сооружённым более 3 тысяч лет назад и сохранившимся до наших дней, относятся египетские пирамиды высотой до 150 м, многочисленные храмы и дворцы. Сейчас каменных зданий и со­оружений почти не строят.

Один из первых строительных материалов - кирпич. Размеры обыкновенного кирпича, где бы он ни был сделан, остаются одни­ми и теми же, они выработаны многолетним опытом рабочих - ка­менщиков: с кирпичом таких размеров им удобнее всего работать.

В начале прошлого века в России и Великобритании изобрели цемент - смесь известняка и 'глины, которую сначала спекали, а потом размешивали.

Если в вяжущее вещество добавить песок, щебень, гравий и во­ду, то после затвердевания смеси получится бетон - один из глав­ных строительных материалов. Из бетонных плит, блоков, панелей и т. п. собирают фундаменты и стены зданий, устои мостов, покры­тия дорог и тротуаров.

- Может ли человек, используя только строительный материал и своё умение, построить многоэтажный дом?

- Какие машины помогают строителю возводить дома?

- Для чего используется каждая?

- Рассмотрите их на рисунке (с. 112, 114). Назовите.

Без машин на стройке сейчас не обойтись - они заменяют много людей и облегчают их труд. Как, например, работает экскава­тор? Один машинист, сидя в удобной кабине экскаватора, может выкопать котлован или траншею быстрее, чем это сделают, затра­тив много сил и времени, сотни людей с лопатами.

- А как строят сельский дом? Расскажите.

- Рассмотрите рисунок (с. 113).

- Назовите строительные материалы.

- Для чего они служат?

- Почему на этой стройке нет башенного крана?

III. Итог урока.

- О каких строительных материалах узнали на уроке?

- Какие машины работают на стройке?

Домашнее задание: учебник, с. 112-115; рабочая тетрадь, с. 41.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.36.32 (0.014 с.)