Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Практическая работа № 2.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Цель: усвоение знаний об экваторе, полюсах, полушариях. Вопросы и задания учащимся. г> -Приглядитесь внимательно к карте. Обратите внимание на чёткую синюю полосу, которая пересекает изображение планеты ровно посередине. - Есть ли такая полоса на глобусе? - Что это? (Экватор.) Экватор - это воображаемая линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария -северное и южное. Длина экватора 40 тыс. км. Давайте представим, что мы решили отправиться в путешествие вдоль экватора. Отметим точку отправления на глобусе (крепится пластилином фишка, флажок или любое другое обозначение). Двигаясь вдоль экватора, мы обогнули весь земной шар и вернулись в пункт отправления (учитель вращает глобус, показывая указкой движение вдоль экватора). Какие материки и океаны мы пересекаем? Если бы было возможно совершить путешествие вокруг Земли пешком, делая по 25 км в сутки, нам потребовалось бы 1600 суток или 4 года и 140 суток. На самолёте можно облететь Землю за 40 часов непрерывного полёта (почти двое суток), если самолёт летит со скоростью 1000 км в час. Определите местоположения Северного и Южного полюсов. Почему верхнее от экватора полушарие называется северным, а нижнее — южным? III. Итог урока. - Что особенно запомнилось из этого урока? - Что знали раньше? Домашнее задание: учебник, с. 120-123; рабочая тетрадь, с. 53-58.
Урок 66. СТРАНЫ МИРА Цена: ознакомить с названиями крупных стран мира; формировать умение находить и показывать по карте страны, океаны и материки. Оборудование: иллюстрации, фотографии наиболее известных мест на разных материках, карта полушарий, атласы. Ход урока I. Актуализация знаний. Океаны. Работа по карте. -Рассмотрите карту полушарий. - Вспомните о соотношении воды и суши на Земле. - Какие океаны знаете? - Покажите их на карте. - Почему Северный Ледовитый океан так называется? - Берега каких материков омывает Северный Ледовитый океан? (Аналогично о других океанах.) П. Изучение нового. Материки. Беседа. -Назовите самый большой материк. —Почему он имеет такое название? —Что вы о нём уже знаете? • Для учителя. Греческое слово «европа» означает «запад». Большим разнообразием отличается климат Европы: от сурового на севере, особенно за Полярным кругом, до тёплого и мягкого на юге. Человек в процессе хозяйственной деятельности сильно изменил природную растительность Европы. Люди истребили многих диких животных. С древних времён в Европе развивались различные ремёсла, а затем промышленность, сельское хозяйство. Высокого уровня достигли науки, искусство. Знаменитые художники, композиторы, великие писатели прославили на весь мир многие европейские страны. (Аналогичная работа проводится по с. 124—129.) • Для учителя. Азия — так называют часть света, входящую в состав материка Евразия. Азия занимает третью часть всей суши. В целом Азия очень высокая часть света - 3/4 площади занято горами и плоскогорьями, но есть и равнины. К югу от Гималаев есть самое дождливое место на Земле - Че-рапунджи. Если бы там оставалась вся выпавшая за год влага, она образовала бы слой высотой с четырёхэтажный дом. Щ На востоке всё азиатское побережье омывает самый большой и самый глубокий Тихий океан. Около берегов много вулканических островов, часто бывают извержения вулканов, землетрясения, а» рядом с высокими вулканами расположено несколько глубоких океанических впадин. В одной из них - Марианской - отмечена наибольшая глубина Мирового океана: 11022 м. В недрах Азии открыты огромные запасы самых разнообразных полезных ископаемых, особенно нефти, газа, каменного угля, цветных металлов, драгоценных камней. В Азии живут свыше 2 млрд человек. Они делятся на множество разных народов. Африка — второй по величине континент земного шара. Экватор делит её почти посередине, поэтому здесь круглый год тепло, а лето и зима различаются лишь по тому, что один сезон бывает влажным, а другой - засушливым. Деревья здесь круглый год покрыты листвой. Их ветки так переплетены, что образуют крышу. Высота деревьев 40-80 м. Огромные пространства пустыни покрывают пески и каменистые россыпи, здесь нет рек, растения попадаются редко. В результате хозяйственной деятельности человека, особенно за последние 100 лет, природа Африки сильно изменилась. Для того чтобы сохранить ещё нетронутые уголки природы и обитающих там животных и птиц, в Африке созданы заповедники. Америка - в неё входят два материка - Северная Америка и Южная Америка. Коренные жители обоих материков - индейцы, но их в Америке осталось немного. Сегодняшние американцы -потомки завоевателей, переселенцев из Европы. Одна из достопримечательностей природы Северной Америки -цепь Великих озёр. Пять гигантских чаш, соединённых друг с другом, образуют пресноводное море. Озеро Верхнее - самое большое на Земле. На реке Ниагаре находится самый большой в мире водопад - Ниагарский. Не менее интересна и разнообразна природа Южной Америки. Через весь материк с запада на восток тянется величайшая в мире река Амазонка, принимающая в себя более 500 притоков. Пожалуй, нигде в мире не найти сразу столько видов жуков и бабочек, сколько обитает их в бассейне реки Амазонки. Здесь водится также гигантская змея анаконда, достигающая 9 метров длины. В Южной Америке много необжитых районов, потому что непроходимые чащи тропических лесов преграждают путь человеку. Австралия — самый маленький и самый засушливый континент планеты, около половины территории страны занимают пустыни и полупустыни. Своеобразен животный мир пятого континента. Только в Австралии водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру, сумчатый медведь - коала, сумчатые белки, крысы. В Австралии много птиц. Самая большая из них - страус эму, самые красивые - нарядные, как радуга, райские птицы, самые забавные - пересмешники. Огромными стаями летают волнистые попугайчики. Антарктида — в ней нет ни лесов, ни рек. Весь материк покрыт ледниковым щитом, в котором «заморожено» 24 млн куб. км воды, почти 90 % объёма пресных вод на поверхности Земли. Жизнь в Антарктиде существует в очень суровых условиях. На свободных ото льда участках суши встречаются лишь лишайники и мхи, микроводоросли и бактерии. Однако у берега в некоторых местах располагаются колонии пингвинов, удивительных антарктических птиц. Они не умеют летать, неуклюже переваливаясь, передвигаются по берегу, плавают же очень ловко. III. Закрепление. Задания учащимся. -Рассмотрите фотографии на с. 125-129. - На каких материках всё это можно увидеть? - Покажите эти материки на карте. - Рассмотрите политическую карту мира, с. 130-131. - Подумайте, почему она Так называется? - Найдите страну, в которой вы живёте. - Найдите и назовите самые крупные страны. - О каких странах вы слышали раньше? IV. Итог урока. - Какой из материков больше всего вас заинтересовал? - Почему? Домашнее задание: учебник с. 125-133; рабочая тетрадь, с. 59-60.
Урок 67. ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС Цели: рассказать об исследованиях космического пространства; дать элементарные представления о работе космонавтов в Космосе; учить правильно использовать в речи некоторые термины по теме «Космос». Оборудование: иллюстрации космических кораблей, фотографии космонавтов в скафандрах, вид Земли и космического неба с борта космического корабля. Ход урока I. Введение в урок. —Из какого детского произведения эти строки? «Друзья быстро поднялись в астрономическую кабину. Посмотрев в боковые иллюминаторы, они увидели вокруг бездонное чёрное небо, усеянное крупными звёздами, среди которых сияло ослепительно яркое солнце. Казалось, был день, но в то же время была и ночь. Так на Земле никогда не бывает. Когда на Земле видно солнце, то не видно звёзд, и наоборот, когда есть звёзды - нет солнца. В одном из верхних иллюминаторов ярко светила Луна. Она казалась несколько крупнее, чем обычно кажется нам с Земли. - Совершенно ясное дело, - сказал Незнайка. £ Мы уже далеко от Земли. Мы в космосе! - Вот тебе и весь сказ! - разочарованно пробормотал Пончик». (Н. Носов. «Незнайка на Луне».) - О чём рассказывается в этой сказке? - На чём летели Незнайка и Пончик? - Как выглядит космический корабль? Опора на подготовленный иллюстрационный материал. П. Изучение нового. - Рассмотрите рисунки на с. 60-61 (рабочая тетрадь). Существует особая «космическая азбука». Впишите в клеточки слова на с. 60-61 и объясните их значение. (Невесомость, космодром, ракета, орбита, скафандр, открытый космос.) III. Составление (коллективное) рассказа о космосе с использованием слов «космической азбуки». • Для учителя. Космический корабль - это и дом, и научная лаборатория. В нём живут и работают космонавты. Космический корабль состоит из нескольких отсеков. Главный отсек - это кабина космонавтов. Этот отсек полностью изолирован от космической среды, губительной для жизни людей. Специальные приборы в отсеке следят, чтобы в нём было достаточное количество воздуха, чтобы были нормальные влажность и температура. В космическом корабле продукты хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В условиях невесомости крошки хлеба, капельки жидкости могут доставить неприятности космонавтам. В космическом доме есть холодильник и электрическая плита. В главном отсеке космонавты стартуют с Земли. Отсюда они управляют кораблём, связываются с Землёй. Кабина космонавтов единственная часть космического корабля, которая возвращается на Землю. На корабле есть и другой жилой отсек. Он называется орбитальным. Здесь космонавты отдыхают, проводят научные-эксперименты. Через орбитальный отсек космонавты могут выйти в открытый космос. Орбитальный отсек на Землю не возвращается. Выполнив все задания, космонавты готовятся к возвращению на Землю. Космический корабль разворачивается тормозным двигателем вперёд, чтобы затормозить свой стремительный полёт и начать спуск на Землю. После включения тормозного двигателя корабль разделяется на части. Ненужный теперь орбитальный отсек и отсек с приборами сгорают в атмосфере. Герметичный отсек с космонавтами продолжает полёт к Земле. На высоте нескольких километров от Земли раскрываются парашюты. В самом конце полёта двигатели мягкой посадку смягчают удар корабля о земную поверхность. IV. Итог урока. — Что запомнилось в уроке? Домашнее задание.
Урок 68. ВПЕРЕДИ ЛЕТО Цели: побудить учащихся к проведению наблюдений и исследованию тайн природы; на примере первого летнего месяца показать, что можно наблюдать и как; рассмотреть задания к «выводам учёного» по учебнику итребования к их выполнению в летнее время. Ход урока I. Организационный момент. Не задерживаясь, в срок Начнём последний наш урок. Летом вам предстоит отдыхать И за природой наблюдать. Тайны хотите её распознать? Приготовьтесь на уроке «учёными» стать! П. Введение в тему урока. Ученики читают стихотворение: МЕСЯЦЫ ГОДА Ты любишь ледяной январь, безветрье, стужу зверскую, а я - лютующий февраль, метель, поземку дерзкую. Ты любишь ранний месяц март с апрельскими проталинами, а я - молнирующий май с дождями моментальными. Ты любишь облачный июнь, в просторе многоярусном, а я - сжигающий июль и август - солнце в ярости! Ты любишь бархатный сентябрь, с его зелёным золотом, ая- когда несёт октябрь штыки дождя по городу. Ты любишь краски в ноябре, свинцовые с лиловыми, а я - декабрь, ведь в декабре мы переходим к новому... И бой на башенных часах, и в полночь - утро-девицй! И каждый к будущему шаг мне очень, очень нравится. С. Кирсанов - О каких из этих месяцев мы ещё не говорили с вами? (Ответы учащихся.) Какого времени года эти месяцы? Что происходит с природой в начале лета, я вам расскажу, а все наблюдения за особенностями летней природы вы будете выполнять самостоятельно на каникулах. Ш. Работа по теме урока. 1.Работа по учебнику (с. 136). 2.Рассказ учителя об июне. ВСЕ КРАСКИ ЛЕТА Июнь - это самые длинные дни и самые короткие ночи, это — тепло и свет. И самые яркие, буйные краски. Буйно растут и цветут деревья и кусты. И травы, дарящие полянам, лугам, лесным опушкам неповторимые цветочные орнаменты. Вглядишься в это пёстрое разнотравье и удивишься: словно искусный мастер-художник подбирал формы и цвет и так всё расположил на поляне, что до самой осени останется она нарядной. Отцветут одни растения; придут им на смену другие. Правда, к середине и к концу лета станет беднее цветочный ковёр, но краски его никогда не поблекнут. В этом живом травяном ковре есть растения высокие и низкие, крупные и мелкие. Но вот удивительно - ни одно из них не остаётся незамеченным! У старого пня распустились белые звёздочки земляники. Пройдёт время, и здесь, на солнцепёке, будут самые крупные земляничины. Чуть дальше величественно покачиваются крупные чашечки колокольчика персиколистного. Среди всех колокольчиков его, пожалуй, можно назвать самым красивым. Ромашки, гвоздики, одуванчики с жёлтыми цветками-солнышками и уже с белыми пушистыми шарами, голубые незабудки... Да можно ли все их перечислить! Нетрудно отыскать среди июньского разнотравья и первоцветы. Например, медуницу. И сочевичник весенний. Сочевичник весенний, или чину ведённюю, найти несложно. По строению её цветки напоминают всем хорошо известные цветки гороха. Цветки сочеврчника собраны в кисть - молодые имеют малиново-лиловую окраску, а старые уже успели стать синеватыми (вспомним медуницу: и у неё цветки тёмно-розовые и васильковые, тоже бывают молодыми и старыми). Быстро отцветёт это растение, и на месте ярких цветков появятся маленькие зелёные бобы. Зелёным и неприметным будет стоять сочевичник до осени. Но на смену чине весенней придут её сестры: чина луговая и чина лесная. И появятся на лесных опушках новые краски: сочная ярко-жёлтая — чины луговой и бело-розовая — чины лесной. Оба эти растения не только красивы: первое - ценный корм для скота (правда, животные его едят охотно только вместе с другими травами), второе можно выращивать как вьющееся декоративное растение в саду. И в июне, и в другие летние месяцы ребят ждёт много увлекательных лесных прогулок. Учитесь примечать, какие растения приходят на смену друг другу, как обновляется цветочный ковёр полян и опушек. (По Т. Горовой) 3.Работа по учебнику (с. 137).
ПТИЦЫ В ИЮНЕ Наступили самые длинные июньские дни. Было уже за восемь часов вечера. Солнце склонялось к горизонту. Но все ещё заливались над полями жаворонки, а серые славки выскакивали на освещенные косыми лучами вершинки луговых кустов и начинали свою торопливую весёлую болтовню. Но всё больше тянуло вечерней прохладой. И вот с края болотца, поросшего низкими кустиками ивы и ещё не успевшей зацвести густой таволгой, раздался резкий крик коростеля. Пожалуй, всем, кто бывал за городом тёплыми летними вечерами, знакомо громкое и отрывистое «дерганье» этой птицы. Однако мало кому удавалось увидеть коростеля - так искусно прячется он в высокой траве. Чтобы показать его своим спутникам, я осторожно подошёл как можно ближе к поющей птице и, лишь только раздался её очередной крик, резко бросился в том направлении. Дергач, так ещё называют этих птиц, не выдержал и взлетел из-под самых моих ног. Он низко пролетел над травами, опустив ноги и быстро взмахивая рыжими крыльями, и сел на пшеничном поле. Но вот солнце, последний раз показав раскалённый свой краешек, исчезло за дальними полями. И лишь только оно скрылось за горизонтом, смолк запоздалый жаворонок, а в хлебном поле закри закричал перепел. Стало еще темнее. Все птицы ненадолго замолчали, и только издали доносился хор лягушек. А когда над лугами одна за другой начали зажигаться яркие звёзды, дергачи снова завели свои песни. Коростели возвращаются с африканских зимовок в самом начале мая, и со второй декады мая уже можно услышать их крик. Но птица не спешит обзаводиться потомством. Лишь когда зелёные волны наступающего лета захлестнут луга, коростели приступают к гнездованию. Выбрав ямку возле влажной луговой низинки, самка выстилает её толстым слоем сухой травы. Закончив кладку, самка приступает к насиживанию. Она сидит так плотно на гнезде, что на неё можно случайно наступить. Но, к счастью, в это время мало кто бывает в /лугах. Насиживающую самку почти невозможно заметить, и первое время гнездо коростеля мало подвергается опасности. Но насиживание у коростелей продолжается долго - три недели, и часто еще не успеют вывестись птенцы, начинается пора сенокоса. Вот в это-то время люди, бывает, и губят коростелиные гнёзда. При этом нередко под косой гибнет и самка. Если насиживание прошло благополучно, птенцы, как и подобает птенцам выводкового типа, долго не задерживаются в родном гнезде. Через несколько часов самка уводит их в травяные джунгли. А спустя несколько дней птенцы расстаются с матерью и приступают к самостоятельной жизни. Юркие, покрытые чёрным пухом, цыплята так ловко шныряют и прячутся среди травы, что заметить их очень труд^к Но и заметив, скорее примешь коростелёнка за шмыгнувшую мышь, чем за птицу. Если бы летняя тропа привела нас не в луга, где мы наслаждались перекличкой коростелей и перепелиным боем, а на край зарастающего пруда или к тихой речной заводи, то, возможно, мы услышали бы голоса родственников коростеля - болотных курочек, которые ещё меньше знакомы нам. Бывает, вдруг у самой дороги из затопленной и поросшей рогозом и аиром канавы раздастся резкий свист: «фить-фить». Но сколько бы вы ни лазали, по колено в воде, вряд ли удастся увидеть свистуна-невидимку. Он замолкает при вашем приближении и вновь начинает кричать, едва отойдёте. Это погоныш. Если вам очень захочется на него посмотреть, приходите на рассвете на берег заросшего затона, где густые заросли пахучего аира и стрелолиста чередуются с участками тёмного вязкого ила. Коли у вас хватит выдержки посидеть тихо, то, едва ночная тьма начнет расступаться перед жидким рассветом, из болотных трав, ловко передвигаясь между стеблями, выйдет на открытое место небольшая тёмная птица. Чуть сгорбившись и подергивая кургузым приподнятым хвостом, она проворно начнёт бегать по затопленным листьям и вязкому илу. Длинные тонкие пальцы её зеленоватых лапок не дают вязнуть и проваливаться птице на плавающей ветоши. Чуть пошевельнётесь, погоныш бросится в крепи, но вскоре опять покажется. Иногда он подбегает к самым ногам наблюдателя. И тогда видно, как ловко хватает он со стеблей блестящих жучков-радужниц или другую мелкую живность. Тут же можно увидеть, как из-за травяного островка выплывет на плёс матово-чёрная лысуха с белой бляшкой на лбу и с тихим хныканьем, чуть кланяясь, начнёт кружить по воде, что-то склёвывая с поверхности. Иногда удаётся увидеть и камышницу. Похожая на лысуху, она чуть меньше её и стройнее. Да клюв у камышницы не светлый, а красный. Эти птицы ещё более связаны с водой, чем коростели и погоныши. И гнёзда свои из сухих стеблей камыша они устраивают на кочках или небольших островках среди воды или около самого берега. Если их не тревожить, они могут поселиться на пруду у самого дома, и тогда вы сможете наблюдать за их тихой скрытной жизнью изо дня в день. (По В. Гудкову.) 4. Пояснения к выполнению летних заданий по учебнику на с. 136-139. Учитель выдаёт карту заданий каждому учащемуся, читает и комментирует вопросы. Отметь в своём календаре-дневнике наблюдений: 1) Прилёт ласточек. 2) Цветение калужницы. 3) Появление первых листьев на берёзах. 4) Появление майских жуков. 5) Цветение нарциссов. 6) Посев льна, сахарной свёклы. 7) Начало цветения берёзы бородавчатой и тополя душистого. 8) Цветение тюльпанов. 9) Прилёт серых мухоловок.
10) Начало цветения абрикоса. 11) Начало цветения черемухи. 12) Начало цветения красной смородины и крыжовника. 13) Начало цветения бузины красной. 14) Первый крик иволги. 15) Посадка картофеля. 16) Цветение купальницы и ландыша майского. 17) Начало цветения вишни и чёрной смородины. 18) Цветение дуба летнего. 19) Начало цветения сирени. 20) Начало цветения яблони. 21) Цветение красного клевера. 22) Посев кукурузы. 5. Составление кроссворда с ключевым словом «Солнце».
6. Игра «Путаница». Описание. Раскладывают на ровном месте несколько разных предметов: ветку ели, ветку сосны, еловую шишку и шишку от сосны, веточки с различными ягодами и сами ягоды, грибы, цветы. Из числа учащихся выбирается (назначается) водящий. Учитель предлагает водящему ученику посмотреть на все эти предметы и назвать их, затем водящий уходит, учитель перекладывает предметы: к ветке сосны - еловую шишку, к ёлке — сосновую, к зелени брусники - ягоду земляники, к берёзе - жёлудь и, наоборот, к ножке мухомора — шляпку подберёзовика и т. п. Водящий должен назвать ошибки и разложить всё по порядку: «распутать путаницу». IV. Итог урока. 1.Обобщение по теме. Учитель. Проверим, наблюдательны ли вы. Ответьте на вопросы: —Какой хищный зверь падок до малины? —Что ест стрекоза? —Какие звери летают? —Что случается с пчелой после того, как она ужалит? —Птенцы какой птицы не знают своей матери? —Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник? —Эти приметы характеризуют явления природы одного из времён года. Какого? Послушайте и проверьте свои ответы. Ученики читают стихотворение: ЛЕТО Если в небе ходят грозы, Если травы расцвели, Если рано утром росы Гнут былинки до земли, Если в рощах над калиной Вплоть до ночи гул пчелиный, Если солнышком согрета Вся вода в реке до дна, -Значит, это уже лето! Значит, кончилась весна! Е. Трутнева 2. Выполнение задания: вспомните испишите названия летних цветов. Учитель. Какие из них можно назвать «гордыми!? «грустными»? «весёлыми»? Нарисуйте любимый летний цветок. Встречайте лето! Радуйтесь тёплым, солнечным денькам, звонкому птичьему гомону, вдыхайте аромат цветущих садов, наслаждайтесь счастливой порой - детством! Хорошего и здорового вам отдыха, ребята, интересных и полезных наблюдений и встреч с окружающим миром. Запасайтесь впрок витаминами - епщге больше фруктов, овощей, ягод, занимайтесь спортом, закаляйтесь, укрепляйте здоровье. Только не забывайте обо всех правилах разумного и безопасного поведения, где бы вы ни находились: дома, на природе, на водоемах, на улице. Буду ждать вас 1 сентября подросшими, загорелыми, сильными и умными. Дети все вместе исполняют песню «Мир похож на цветной луг» (под фонограмму) на слова М. Пляцковского, музыку В. Шаинского.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.74 (0.011 с.) |