Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Компас, его устройство и принцип работы.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Рассказ с элементами беседы. ' '. -Вероятно, вы с большим нетерпением ждали сегодняшнего урока. Некоторые ребята уже знащмы с прибором для ориентирования v принципом его работы, другие хотят всё это узнать. - Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться. - Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд? - Как вы определите назначение компаса? Компас - это устройство для правильного определения направления всякого движения по поверхности планеты. Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тыс. лет назад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «Ведающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. Ещё до начала нашей эры на колесницах китайских вельмож устанавливались железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. С 17-18-го веков компас получает широкое распространение в мореходстве. Первый компас совсем не был похож на теперешний - он был очень громоздок. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. Лишь лет через 200 догадались поместить стрелку на острие, находящееся в центре бумажного круга, разделённого на сектора, соответствующие сторонам горизонта. Первоначально их было только четыре. Назовите их. Потом добавились промежуточные направления. Компас заключили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях. II. Практическая работа. Дети рассматривают индивидуальные компасы, повторяют назначение его составляющих. Рассматривают в учебнике на с. 75 рисунок компаса с указателями названия составных частей. -Прочитайте в учебнике (с. 75) правила работы с компасом. - Выполните эту работу, не нарушая последовательности. - Определите, какие предметы в классе находятся в северном направлении (определяются и другие направления). Учитель может сам перемещаться по классу с тем, чтобы дети определяли направление его движения. III. Ориентирование по местным признакам. -Всем хорош компас. Но надо помнить главное правило: заходя в лес, нужно определить его положение по отношению к знакомому пункту (городу, шоссе, железной дороге), чтобы при выходе из леса пользоваться обратным направлением. Если человек не знает направления к знакомому пункту, то и компас не поможет. - Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? Надо уметь пользоваться природными «компасами». V. Работа по учебнику (с. 76-77) и таблице «Ориентирование по местным признакам». VI. Итог урока. Чем вы можете воспользоваться, если потребуется определить стороны горизонта? VII. Домашнее задание: учебник, с. 74-77; рабочая тетрадь, с. 31, задание 5.
Уроки 55-56. ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ
Знать: изучить формы поверхности Земли и родного края; учить определять различные формы поверхности по карте. Оборудование: физическая карта России и своей области, атласы, картины гор, холмов, равнин, оврагов. Ход урока I. Формы поверхности Земли. Беседа. —Кому из вас доводилось долго подниматься пешком по дороге на возвышенность? - Как вы себя чувствовали? - Чего вам хотелось больше всего? - Вероятно, вы думали о том, что нет ничего лучше ровной поверхности Земли, по которой очень удобно идти. Но в таком случае мы не смогли бы жить на?ajcoft ровной планете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров. Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть, с горами и равнинами, холмами и оврагами. Рассмотрите изображение суши на карте полушарий. Почему она пестрит разными цветами? Суша на карте обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета. Подумайте, что обозначают эти цвета. Земная поверхность бывает равнинной и гористой. Рассказ учителя с элементами беседы. Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Различают плоские равнины и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом (Западно-Сибирская равнина) и с вкраплением светло-коричневого цвета (Восточно-Европейская равнина). Найдите их на своей карте. Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд. Например, на Валдайской возвышенности есть холмы, гряды. Как же получились эти неровности равнин? Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были разрушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались только небольшие возвышения. Нельзя не упомянуть и эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким образом возникла Валдайская возвышенность. - Каким вы представляете холм? Холм - это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны. - Рассмотрите карту нашей области. - Теперь вы знаете обозначение равнин и возвышенностей. - Определите форму поверхности нашей области. - Вы обратили внимание на то, что вся территория области изрезана оврагами? v - Что такое овраг? Овраг - глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. В лесостепных и степных областях выпадает очень мало осадков, выпадают они очень неравномерно. Там, где вдоль рек естественная травянистая растительность уничтожена во время редких, но сильных ливней или при весеннем бурном таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овраги. Овраги выводят из строя большие участки полей, пастбищных угодий. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам. Из старинных книг известно, что в городе Торжке в начале 14 века овраг, который образовался за один час в результате сильнейшего ливня, снёс с лица земли несколько строений. - Найдите на карте России места с ярко выраженным коричневым цветом. - Что обозначают таким цветом? - Что такое горы? Горы - это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью. - В чём различие холмов и гор? Ж - Рассмотрите территорию нашей области. - Есть ли горы? - О каких из них вы слышали, может быть, побывали там, расскажите. - Покрыты ли снегом вершины гор? Почему? - Какие горы со снежными вершинами можете назвать? - Найдите их на карте России. П. Работа по учебнику, с. 78-в1. - Прочитайте текст (с. 78-79). В чём сходство и в чём различие холма и горы? - Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изображены овраг, холм, гора. III. Итог урока. - Какие формы поверхности Земли вы узнали? Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь, с. 33, задания 2-4.
Урок 57. ВОДОЁМЫ Знать: выявить признаки естественного и искусственного водоёмов, реки и озера; учить отличать реку от ручья. Оборудование: атласы, карточки с названиями признаков реки, карта Волгоградской области. Ход урока I. Введение в тему. -Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк». Эй, ручей-ручеёк, Далеко ли ты потёк? Тороплюсь я в речку, В речку-быстротечку. Вместе с речкою к реке Мы помчимся налегке И с рекою вскоре Добежим до моря... -Куда бежал ручеёк? - Кто помогал ему? П. Изучение нового. Беседа с использованием карты России. -Рассмотрите карту России. - Что обозначено на ней оттенками синего цвета? - Назовите природные водоёмы. (Река, озеро, море.) - Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение? - Знаете ли вы, как образуется река? - Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке. Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Маленькие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки называется истоком. - Подумайте, почему его так назвали. То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем. - Объясните, чем ручей отличается от реки. - Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают. - Как называется эта часть реки? - Откуда они берут начало? - Как называется эта часть реки? - Найдите на карте Волгу. - Найдите её исток и устье. На доске заранее нарисована схема «Части реки» из учебника (с. 83), но без названий её признаков. - Найдите на столе карточки «исток», «устье» и прикрепите в соответствующем месте схемы. - Из чего пополняются воды реки? - Что такое приток реки? Приток - это река, впадающая в другую реку. - Найдите на карте притоки Волги. - Есть ли у Волги притоки на территории нашей области? - Прикрепите карточку на схему. - Чем река отличается от притока? Чтобы определить, где находится левый или правый берег реки, надо встать по направлению её течения, то есть в сторону устья. - На каком берегу Волги находится наш город? j. - Какие города на её левом берегу? - Прикрепите соответствующие карточки на схему. - Рассмотрите, что получилось. - Чем озеро отличается от реки? Озеро — это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами. - Как сохранить полноводность рек и озёр? П. Работа по учебнику, с. 82-85. - Прочитайте материал на с. 82-83. - Рассмотрите схемы. - Ответьте на вопросы, с. 82. - Выполните задание. - Что означают слова «естественный»'и «искусственный»? - Назовите искусственные водоёмы. - Как их создают? - Для чего человеку необходимы искусственные водоёмы? III. Итог урока. Назовите признаки реки. Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 35, задание 4.
Урок 58. В ГОСТИ К ВЕСНЕ Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны. Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий раннецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной. Ход урока I. Введение в тему. -Сегодня мы отправляемся в гости к Весне. И, как всегда велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты. Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского и определите в йём приметы весны. Весна! Весна! Как воздух чист! На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой И шумен и душист Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне... П. Изменения в природе. Беседа. -Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём приходе? - Каким настроением автора проникнут рассказ о весне? - Почему всё живое так радо весне и поёт ей «заздравный гимн»? - Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 86-87. - О чём вы услышали в стихотворении? - Почему начинается таяние льда и снега весной? - В каких местах он быстрее тает? - Как изменились осадки с наступлением весны? - Как изменилась почва? - Как будет изменяться дальше природа? - Прочитайте пословицы на доске. - Как понимаете их смысл? Весна да осень - на дню погод восемь. Не пугай, зима, весна всё равно придёт. Весна напоит - осень накормит. Хочешь есть калачи, не сиди на печи. - Вспомните, какие вы знаете пословицы о весне. - Назовите весенние месяцы. В народе каждый месяц имеет одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений. Март — проталъник Рано затает — долго не растает. Коли перелётная птица течёт стаями — к дружной весне. Длинные сосульки - к долгой весне. Апрель — снегогон Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Ранний излёт пчёл — к красной весне. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету. Май - травень Май холодный - год хлебородный. Поздний расцвет рябины - к холодной осени. •Когда цветёт черёмуха - всегда живёт холод. II. Раннецветущие растения. Беседа. —Весной оживают представители Царства растений. - Назовите раннецветущие растения. - Почему их так назвали? - Откуда они черпают силы для раннего появления и цветения? (Запас питательных веществ.) - Рано зацветают ветроопыляемые растения (ива, ольха, тополь и др.). Объясните, почему. - Найдите их среди гербария. - Затем - опыляемые насекомыми. Объясните, почему. - Рассмотрите гербарий травянистых растений. - Найдите те характерные особенности их строения, которые определяют их раннее пробуждение к жизни. - Какие из этих растений вы видели, в каких местах их встречали? - Постарайтесь объяснить происхождение их названий. IV. Перелётные птицы. Вопросы учащимся: Изменения в неживой природе и в жизни растений повлияли и на жизнь животных весной. - Подумайте, какие животные раньше появляются весной, насекомые или перелётные птицы? Почему? - Чем объясняется массовый прилёт птиц весной? (Наличием достаточного количества пищи: мух, червей и др. насекомых.) - Какие птицы возвращаются первыми? Расскажите об их поведении. V. Экологические правила. -Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелётных птиц. - Почему людям необходимо заботиться о птицах и охранять их? • Для учителя. Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых птицы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вредных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и приносят большую пользу человеку. VI. Итог урока. - Почему весна - время пробуждения природы? VII.Домашнее задание: учебник, с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 38-39, задания 6-7.
Урок 59. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОЙ СТРАНЕ Цели: дать представление о географическом положении России; учить определять водные и сухопутные границы России, ориентироваться по карте России. Оборудование: карта полушарий, карта России, атласы. Ход урока I. Введение в тему. -Наша родина Россия в древности называлась Русью. Славилась Русь своими реками и озёрами, где было много рыбы, своими лесами, где водилось много пушных зверей. Но больше всего славилась Русь своими зодчими, строившими белокаменные города, своими кузнецами, гончарами, пахарями. - А как велика наша родина Россия? - Можно ли её увидеть всю сразу? - Видел ли её так кто-нибудь? (Космонавты.) - А где мы можем увидеть всю территорию России? (На карте.) П. Работа с картой. - Подумайте, на каком материке находится Россия. Учитель называет материки и показывает их на карте. - Почему материк называется Евразия? Территория России включает в себя восточную половину Европы и северную треть Азии. Условная граница Европы и Азии находится в районе Уральских гор. - Найдите Северный полюс и Южный полюс, щ - К какому из них ближе расположена Россия? - Какие обозначения помогут нам определить территорию нашей страны и не спутать с другими странами? (Граница.) - Давайте определим границы России. Учитель показывает границы государства, начиная с Северного полюса и называя моря и участки суши, по которым они проходят. - Покажите границы России в атласе соседу по парте. Работа в парах. Протяжённость страны с запада на восток так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, на другом 1 уже началось утро. Чтобы проехать поездом с востока нашей страны на запад, понадобится двенадцать дней. - Какие океаны и моря омывают нашу страну с севера, юга, запада, востока? Покажите на карте. - Воды каких морей являются территорией России? Две трети наших границ - морские, а одна треть - сухопутные. Ш. Практическая работа. Детям предлагаются различные задания. Для их выполнения надо сначала поработать в атласах, затем показать на классной физической карте России. Примерные задания: 1. Назвать по порадку с запада на восток шесть морей Северного Ледовитого океана и показать на карте. 2. То же, но в обратном порядке. 3. Назвать и показать на карте с севера на юг три моря Тихого океана. 4. То же с юга на север. Назвать и показать одно море на западной и два моря на южной границе России. 5. Назвать и показать полуостров, разделяющий Охотское й Берингово моря. 6. Назвать и показать полуостров в Баренцевом море. 7. Назвать и показать столицу России. 8. Показать на карте города, в которых вы бывали. 10. Показать на карте реку Волгу, начиная с истока. 11. Назвать и показать крупную сибирскую реку. Выполните задание на с. 92-93. IV. Итог урока. - Что интересно было для вас на уроке? Домашнее задание: приготовить для одноклассников задания -загадки по карте; рабочая тетрадь, с. 41, задание 5.
Урок 60. РОССИЯ НА КАРТЕ Цели: показать основные условные обозначения физической карты; изучить правила работы с картой; учить работать с картой; развивать умения рассуждать, делать выводы. Оборудование: атласы, физическая карта России. Ход урока I. Работа по карте. Вопросы и задания учащимся. -Что такое карта? - Как об этом Сказано в учебнике (с. 93)? - Назовите и покажите самую северную точку земного шара. - Определите на карте остальные стороны горизонта. - Какие моря омывают территорию России с севера, запада, юга, востока? - Что обозначают на карте зелёный и коричневый цвета? - Что означает голубой цвет? - Почему каждый цвет имеет разные оттенки? - Найдите на карте равнины, низменности. - Назовите их. - Найдите и назовите возвышенности. - Найдите горы. - Прочитайте названия самых высоких точек. - Были вы в горах? Расскажите. - Найдите и назовите самые крупные реки России. I - Подумаете, почему люди понимают карту, умеют её читать? - Какие условные обозначения вы нашли на физической карте? - Будут ли одинаковыми условные обозначения карты полезных ископаемых и почвенной карты? Объясните. - Назовите и покажите крупные города России. II. Работа по учебнику, с. 94-95. III. Как показывать на стенной карте. IV. Итог урока. - Что такое карта? Домашнее задание: учебник, с. 93-97; рабочая тетрадь, с. 41-43.
Уроки 61,63,64
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.01 с.) |