I. Компас, его устройство и принцип работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Компас, его устройство и принцип работы.



Рассказ с элементами беседы. ' '.

-Вероятно, вы с большим нетерпением ждали сегодняшнего урока. Некоторые ребята уже знащмы с прибором для ориентиро­вания v принципом его работы, другие хотят всё это узнать.

- Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться.

- Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом мо­ре, когда берегов не видно много дней подряд?

- Как вы определите назначение компаса?

Компас - это устройство для правильного определения направ­ления всякого движения по поверхности планеты.

Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тыс. лет на­зад. Его придумали в Китае. Древние мастера называли его «Ве­дающий югом», так как вначале стрелка компаса показывала на юг. Ещё до начала нашей эры на колесницах китайских вельмож уста­навливались железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг.

С 17-18-го веков компас получает широкое распространение в мореходстве.

Первый компас совсем не был похож на теперешний - он был очень громоздок. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с во­дой. Лишь лет через 200 догадались поместить стрелку на острие, находящееся в центре бумажного круга, разделённого на сектора, соответствующие сторонам горизонта. Первоначально их было только четыре.

Назовите их.

Потом добавились промежуточные направления. Компас за­ключили в круглую коробку, очень удобную для переноски в лю­бых условиях.

II. Практическая работа.

Дети рассматривают индивидуальные компасы, повторяют назначе­ние его составляющих. Рассматривают в учебнике на с. 75 рисунок ком­паса с указателями названия составных частей.

-Прочитайте в учебнике (с. 75) правила работы с компасом.

- Выполните эту работу, не нарушая последовательности.

- Определите, какие предметы в классе находятся в северном направлении (определяются и другие направления).

Учитель может сам перемещаться по классу с тем, чтобы дети опре­деляли направление его движения.

III. Ориентирование по местным признакам.

-Всем хорош компас. Но надо помнить главное правило: захо­дя в лес, нужно определить его положение по отношению к знакомому пункту (городу, шоссе, железной дороге), чтобы при выходе из леса пользоваться обратным направлением.

Если человек не знает направления к знакомому пункту, то и компас не поможет.

- Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользо­ваться компасом?

Надо уметь пользоваться природными «компасами».

V. Работа по учебнику (с. 76-77) и таблице «Ориентирование по местным признакам».

VI. Итог урока.

Чем вы можете воспользоваться, если потребуется опреде­лить стороны горизонта?

VII. Домашнее задание: учебник, с. 74-77; рабочая тетрадь, с. 31, задание 5.

 

Уроки 55-56. ФОРМЫ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ

 

Знать: изучить формы поверхности Земли и родного края; учить определять различные формы поверхности по карте.

Оборудование: физическая карта России и своей области, атласы, картины гор, холмов, равнин, оврагов.

Ход урока

I. Формы поверхности Земли.

Беседа.

—Кому из вас доводилось долго подниматься пешком по дороге на возвышенность?

- Как вы себя чувствовали?

- Чего вам хотелось больше всего?

- Вероятно, вы думали о том, что нет ничего лучше ровной по­верхности Земли, по которой очень удобно идти.

Но в таком случае мы не смогли бы жить на?ajcoft ровной пла­нете, так как все воды растеклись бы по поверхности почвы и мы с вами оказались бы на дне океана глубиной более двух километров.

Поэтому лучше оставить её такой, какая она есть, с горами и равнинами, холмами и оврагами.

Рассмотрите изображение суши на карте полушарий.

Почему она пестрит разными цветами?

Суша на карте обозначается оттенками зелёного и коричневого цвета.

Подумайте, что обозначают эти цвета.

Земная поверхность бывает равнинной и гористой.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Равнина - это ровный участок земной поверхности, занимаю­щий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте. Различают плоские равнины и холмистые равнины. На карте они обозначены зелёным цветом (Западно-Сибирская равнина) и с вкраплением светло-коричневого цвета (Восточно-Европейская равнина). Найдите их на своей карте.

Равнины кажутся плоскими только на первый взгляд.

Например, на Валдайской возвышенности есть холмы, гряды. Как же получились эти неровности равнин?

Когда-то в доисторические времена на месте равнины могли возвышаться горы. Затем за долгие миллионы лет горы были раз­рушены под действием землетрясений, ветра, воды, остались толь­ко небольшие возвышения.

Нельзя не упомянуть и эпоху великого оледенения. В прошлом наша страна до Южного Урала была покрыта льдом. Затем ледники растаяли. Сползание огромных многокилометровых ледяных глыб влекло за собой изменение поверхности земли. Именно таким об­разом возникла Валдайская возвышенность.

- Каким вы представляете холм?

Холм - это небольшая возвышенность, имеющая округлую вершину и отлогие или крутые склоны.

- Рассмотрите карту нашей области.

- Теперь вы знаете обозначение равнин и возвышенностей.

- Определите форму поверхности нашей области.

- Вы обратили внимание на то, что вся территория области изрезана оврагами? v

- Что такое овраг?

Овраг - глубокая вытянутая промоина с крутыми склонами, размытая дождевыми и снеговыми водами. В лесостепных и степ­ных областях выпадает очень мало осадков, выпадают они очень неравномерно. Там, где вдоль рек естественная травянистая расти­тельность уничтожена во время редких, но сильных ливней или при весеннем бурном таянии снегов, струи воды, собирающиеся на склонах, разрезают их и образуют глубокие быстрорастущие овра­ги. Овраги выводят из строя большие участки полей, пастбищных угодий. От оврагов также страдают дороги, города, расположенные по высоким речным берегам.

Из старинных книг известно, что в городе Торжке в начале 14 века овраг, который образовался за один час в результате сильней­шего ливня, снёс с лица земли несколько строений.

- Найдите на карте России места с ярко выраженным коричне­вым цветом.

- Что обозначают таким цветом?

- Что такое горы?

Горы - это участки земной поверхности, сильно возвышаю­щиеся над окружающей местностью.

- В чём различие холмов и гор? Ж

- Рассмотрите территорию нашей области.

- Есть ли горы?

- О каких из них вы слышали, может быть, побывали там, рас­скажите.

- Покрыты ли снегом вершины гор? Почему?

- Какие горы со снежными вершинами можете назвать?

- Найдите их на карте России.

П. Работа по учебнику, с. 78-в1.

- Прочитайте текст (с. 78-79).

В чём сходство и в чём различие холма и горы?

- Помогите Серёже разобраться, под какими номерами изобра­жены овраг, холм, гора.

III. Итог урока.

- Какие формы поверхности Земли вы узнали?

Домашнее задание: учебник с. 78-81; рабочая тетрадь, с. 33, задания 2-4.

 

Урок 57. ВОДОЁМЫ

Знать: выявить признаки естественного и искусственного во­доёмов, реки и озера; учить отличать реку от ручья.

Оборудование: атласы, карточки с названиями признаков реки, карта Волгоградской области.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Отрывок из стихотворения Г. Ладонщикова «Ручей-ручеёк».

Эй, ручей-ручеёк, Далеко ли ты потёк? Тороплюсь я в речку,

В речку-быстротечку. Вместе с речкою к реке Мы помчимся налегке И с рекою вскоре Добежим до моря...

-Куда бежал ручеёк?

- Кто помогал ему?

П. Изучение нового.

Беседа с использованием карты России.

-Рассмотрите карту России.

- Что обозначено на ней оттенками синего цвета?

- Назовите природные водоёмы. (Река, озеро, море.)

- Какой из этих водоёмов имеет быстрое течение?

- Знаете ли вы, как образуется река?

- Если сомневаетесь, вспомните стихотворение о ручейке.

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река на­чинается с родничка, с ключа, который бьёт из-под земли. Малень­кие ручейки сливаются в речки. Из малых речек образуются реки. Они вбирают в себя подземные воды и осадки. Начало реки назы­вается истоком.

- Подумайте, почему его так назвали.

То место, где река впадает в море, озеро или другую реку, называют устьем.

- Объясните, чем ручей отличается от реки.

- Найдите на карте России крупные реки. Рассмотрите, куда они впадают.

- Как называется эта часть реки?

- Откуда они берут начало?

- Как называется эта часть реки?

- Найдите на карте Волгу.

- Найдите её исток и устье.

На доске заранее нарисована схема «Части реки» из учебника (с. 83), но без названий её признаков.

- Найдите на столе карточки «исток», «устье» и прикрепите в соответствующем месте схемы.

- Из чего пополняются воды реки?

- Что такое приток реки?

Приток - это река, впадающая в другую реку.

- Найдите на карте притоки Волги.

- Есть ли у Волги притоки на территории нашей области?

- Прикрепите карточку на схему.

- Чем река отличается от притока?

Чтобы определить, где находится левый или правый берег реки, надо встать по направлению её течения, то есть в сторону устья.

- На каком берегу Волги находится наш город? j. - Какие города на её левом берегу?

- Прикрепите соответствующие карточки на схему.

- Рассмотрите, что получилось.

- Чем озеро отличается от реки?

Озеро — это природный водоём, расположенный в углублениях суши; питается подземными и поверхностными водами.

- Как сохранить полноводность рек и озёр? П. Работа по учебнику, с. 82-85.

- Прочитайте материал на с. 82-83.

- Рассмотрите схемы.

- Ответьте на вопросы, с. 82.

- Выполните задание.

- Что означают слова «естественный»'и «искусственный»?

- Назовите искусственные водоёмы.

- Как их создают?

- Для чего человеку необходимы искусственные водоёмы? III. Итог урока.

Назовите признаки реки.

Домашнее задание: учебник, с. 82-85; рабочая тетрадь, с. 35, задание 4.

 

Урок 58. В ГОСТИ К ВЕСНЕ

Цели: понаблюдать и выявить весенние приметы в неживой и живой природе; учить определять по внешним признакам период наступления весны.

Оборудование: рисунки перелётных птиц, гербарий ран­нецветущих растений, рисунки и фотографии природы весной.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Сегодня мы отправляемся в гости к Весне.

И, как всегда велось на Руси, мы должны прославить хозяйку, чтобы она была к нам добра и открыла для нас свои секреты.

Прослушайте стихотворение Е. А. Баратынского и определите в йём приметы весны.

Весна! Весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна! Весна! Как высоко

На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несёт На торжествующем хребте Поднятый ею лёд! Ещё древа обнажены, Но в роще ветхий лист, Как прежде под моей ногой

И шумен и душист

Под солнце самое взвился И в яркой вышине Незримый жаворонок поёт Заздравный гимн весне...

П. Изменения в природе.

Беседа.

-Какими изменениями в природе Весна заявляет о своём при­ходе?

- Каким настроением автора проникнут рассказ о весне?

- Почему всё живое так радо весне и поёт ей «заздравный гимн»?

- Рассмотрите рисунки и фотографии на с. 86-87.

- О чём вы услышали в стихотворении?

- Почему начинается таяние льда и снега весной?

- В каких местах он быстрее тает?

- Как изменились осадки с наступлением весны?

- Как изменилась почва?

- Как будет изменяться дальше природа?

- Прочитайте пословицы на доске.

- Как понимаете их смысл?

Весна да осень - на дню погод восемь. Не пугай, зима, весна всё равно придёт. Весна напоит - осень накормит. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

- Вспомните, какие вы знаете пословицы о весне.

- Назовите весенние месяцы.

В народе каждый месяц имеет одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних на­блюдений.

Март — проталъник Рано затает — долго не растает.

Коли перелётная птица течёт стаями — к дружной весне. Длинные сосульки - к долгой весне.

Апрель — снегогон

Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету. Ранний излёт пчёл — к красной весне.

Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне - к холодному лету.

Май - травень

Май холодный - год хлебородный. Поздний расцвет рябины - к холодной осени. •Когда цветёт черёмуха - всегда живёт холод.

II. Раннецветущие растения.

Беседа.

—Весной оживают представители Царства растений.

- Назовите раннецветущие растения.

- Почему их так назвали?

- Откуда они черпают силы для раннего появления и цветения? (Запас питательных веществ.)

- Рано зацветают ветроопыляемые растения (ива, ольха, тополь и др.). Объясните, почему.

- Найдите их среди гербария.

- Затем - опыляемые насекомыми. Объясните, почему.

- Рассмотрите гербарий травянистых растений.

- Найдите те характерные особенности их строения, которые определяют их раннее пробуждение к жизни.

- Какие из этих растений вы видели, в каких местах их встре­чали?

- Постарайтесь объяснить происхождение их названий.

IV. Перелётные птицы.

Вопросы учащимся:

Изменения в неживой природе и в жизни растений повлияли и на жизнь животных весной.

- Подумайте, какие животные раньше появляются весной, на­секомые или перелётные птицы? Почему?

- Чем объясняется массовый прилёт птиц весной? (Наличием достаточного количества пищи: мух, червей и др. насекомых.)

- Какие птицы возвращаются первыми?

Расскажите об их поведении.

V. Экологические правила.

-Давайте составим правила поведения в природе, в которых отразим заботу о сохранении раннецветущих растений и перелёт­ных птиц.

- Почему людям необходимо заботиться о птицах и охранять их?

• Для учителя.

Вот некоторые примеры о количестве насекомых, которых пти­цы съедают сами и приносят птенцам. Большая синица уничтожает в течение дня до 6000 насекомых, грачи уничтожают до 8000 вред­ных червей и гусениц. Ласточка за лето ловит до 1 000 000 мошек и комаров. Таким образом, птицы охраняют посевы и посадки и при­носят большую пользу человеку.

VI. Итог урока.

- Почему весна - время пробуждения природы?

VII.Домашнее задание: учебник, с. 86-89; рабочая тетрадь, с. 38-39, задания 6-7.

 

 

Урок 59. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОЙ СТРАНЕ

Цели: дать представление о географическом положении России; учить определять водные и сухопутные границы России, ориентироваться по карте России.

Оборудование: карта полушарий, карта России, атласы.

Ход урока

I. Введение в тему.

-Наша родина Россия в древности называлась Русью. Слави­лась Русь своими реками и озёрами, где было много рыбы, своими лесами, где водилось много пушных зверей. Но больше всего сла­вилась Русь своими зодчими, строившими белокаменные города, своими кузнецами, гончарами, пахарями.

- А как велика наша родина Россия?

- Можно ли её увидеть всю сразу?

- Видел ли её так кто-нибудь? (Космонавты.)

- А где мы можем увидеть всю территорию России? (На карте.)

П. Работа с картой.

- Подумайте, на каком материке находится Россия. Учитель называет материки и показывает их на карте.

- Почему материк называется Евразия?

Территория России включает в себя восточную половину Евро­пы и северную треть Азии. Условная граница Европы и Азии нахо­дится в районе Уральских гор.

- Найдите Северный полюс и Южный полюс, щ - К какому из них ближе расположена Россия?

- Какие обозначения помогут нам определить территорию на­шей страны и не спутать с другими странами? (Граница.)

- Давайте определим границы России.

Учитель показывает границы государства, начиная с Северного полю­са и называя моря и участки суши, по которым они проходят.

- Покажите границы России в атласе соседу по парте.

Работа в парах.

Протяжённость страны с запада на восток так велика, что когда на одном её краю наступает ночь, на другом 1 уже началось утро. Чтобы проехать поездом с востока нашей страны на запад, понадо­бится двенадцать дней.

- Какие океаны и моря омывают нашу страну с севера, юга, за­пада, востока? Покажите на карте.

- Воды каких морей являются территорией России?

Две трети наших границ - морские, а одна треть - сухопутные.

Ш. Практическая работа.

Детям предлагаются различные задания. Для их выполнения надо сначала поработать в атласах, затем показать на классной физической карте России.

Примерные задания:

1. Назвать по порадку с запада на восток шесть морей Северно­го Ледовитого океана и показать на карте.

2. То же, но в обратном порядке.

3. Назвать и показать на карте с севера на юг три моря Тихого океана.

4. То же с юга на север.

Назвать и показать одно море на западной и два моря на юж­ной границе России.

5. Назвать и показать полуостров, разделяющий Охотское й Бе­рингово моря.

6. Назвать и показать полуостров в Баренцевом море.

7. Назвать и показать столицу России.

8. Показать на карте города, в которых вы бывали.

10. Показать на карте реку Волгу, начиная с истока.

11. Назвать и показать крупную сибирскую реку.

Выполните задание на с. 92-93.

IV. Итог урока.

- Что интересно было для вас на уроке?

Домашнее задание: приготовить для одноклассников задания -загадки по карте; рабочая тетрадь, с. 41, задание 5.

 

 

Урок 60. РОССИЯ НА КАРТЕ

Цели: показать основные условные обозначения физической карты; изучить правила работы с картой; учить работать с картой; развивать умения рассуждать, делать выводы.

Оборудование: атласы, физическая карта России.

Ход урока

I. Работа по карте.

Вопросы и задания учащимся. -Что такое карта?

- Как об этом Сказано в учебнике (с. 93)?

- Назовите и покажите самую северную точку земного шара.

- Определите на карте остальные стороны горизонта.

- Какие моря омывают территорию России с севера, запада, юга, востока?

- Что обозначают на карте зелёный и коричневый цвета?

- Что означает голубой цвет?

- Почему каждый цвет имеет разные оттенки?

- Найдите на карте равнины, низменности.

- Назовите их.

- Найдите и назовите возвышенности.

- Найдите горы.

- Прочитайте названия самых высоких точек.

- Были вы в горах? Расскажите.

- Найдите и назовите самые крупные реки России. I

- Подумаете, почему люди понимают карту, умеют её читать?

- Какие условные обозначения вы нашли на физической карте?

- Будут ли одинаковыми условные обозначения карты полез­ных ископаемых и почвенной карты? Объясните.

- Назовите и покажите крупные города России.

II. Работа по учебнику, с. 94-95.

III. Как показывать на стенной карте.

IV. Итог урока.

- Что такое карта?

Домашнее задание: учебник, с. 93-97; рабочая тетрадь, с. 41-43.

 

Уроки 61,63,64



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.106 с.)