Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЕС в 90-е годы: развитие интеграции «вглубь» и «вширь».

Поиск

Стратегия развития Европейского Союза в 90-е годы разработана с учетом трех основных фактов:

 во-первых, после завершения перехода к единому внутреннему рынку Сообщество достигло такого уровня, когда очередной практической задачей стал переход к созданию экономического и валютного союза,

 во-вторых, завершение «холодной войны» и изменения произошедшие в странах Центральной и Восточной Европы, открыли новые перспективы пространственного расширения европейской интеграции,

 в-третьих, курс на расширение соседствует со стремлением к дальнейшей консолидации ЕС, что диктуется состоянием мировой экономики, обострением глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и задачами укрепления мирового правопорядка, урегулирования военных конфликтов в «горячих» регионах, обеспечения всеобщей безопасности.

Принимая во внимание эти обстоятельства, Сообщество разработало стратегию одновременного углубления и расширения европейской интеграции.

Цели и программа развития интеграции «вглубь» были определены в Договоре о Европейском Союзе (1992 г.), дополненном решениями Евросоветов в Амстердаме (1997 г.) и Ницце (2000 г.).

Как уже отмечалось, цель Маастрихтского договора заключалась в создании ЭВС, с расчетом на то, что она будет достигнута к концу 90-х годов. Два государства - Великобритания и Дания -зарезервировали за собой право решить вопрос об участии в ЭВС позже. Кроме того, Маастрихтский договор был направлен на приближение интеграции к интересам граждан Европы и значительное расширение сферы политического сотрудничества на уровне Союза. Конкретно Договор предусматривал:

 введение европейского гражданства и предоставление гражданам государств-членов права избирать и быть избранными как в местные органы власти, так и в Европарламент, независимо

 от места их пребывания в ЕС; дальнейшая демократизация процесса принятия решений в Союзе; усиление защиты прав и интересов всех граждан, курс на субсидиарность применения интеграционных мероприятий;

 расширение полномочий Европарламента; переход к общей внешней политике и общей политике безопасности с целью поднять роль ЕС в обеспечении мира и безопасности в Европе и за ее пределами;

 сотрудничество в области юстиции, правопорядка и внутренних дел;

 расширение сотрудничества в экономической и социальной сферах, а также в сфере культуры и образования.

После подписания Маастрихтского договора для характеристики главных сфер деятельности ЕС было введено понятие трех «опор».

 первая «опора» - все направления политики ЕС, связанные с функционированием таможенного союза и Единого внутреннего рынка, созданием и функционированием экономического и валютного союза, остались в ведении ЕЭС, которое переименовано в Европейское сообщество (сокращенно Сообщество), действующее в рамках Евросоюза;

 вторая «опора» - общая внешняя политика и политика безопасности;

 третья «опора» – сотрудничество в области внутренней поли- тики и юстиции.

Мероприятия, относящиеся ко второй и третьей «опорам», разрабатываются и осуществляются на принципах межгосударственного сотрудничества в рамках Евросоюза, при активном участии его основных институтов.

В Маастрихтский договор предполагалось включить положения, предусматривающие реформу всей системы институтов ЕС, сложившейся в 60-е годы и уже не соответствовавшей ни удвоенному составу участников (12 вместо 6), ни гораздо более сложным задачам, которые было намечено решить в 90-е годы и в начале следующего столетия. Однако разработать реформу не удалось из- за острых разногласий между сторонниками и противниками дальнейшего расширения полномочий органов ЕС и перехода от единогласия к принятию решений большинством голосов. Вместо этого в Договор было включено решение созвать в 1996 г. Межправительственную конференцию для пересмотра некоторых положений, не соответствующих его целям.

МПК открылась 29 марта 1996 г. в Турине (Италия) и, продлившись с перерывами более года, завершилась двумя заседаниями Европейского совета в Амстердаме – 16 – 17 июня и 2 октября 1997 г. Был подписан Амстердамский договор, который внес изменения и дополнения в Договор о Европейском Союзе и в договоры, учредившие Европейские сообщества. Новые положения предусматривают:

 осуществление в течение пятилетнего периода мер, обеспечивающих свободное передвижение граждан государств-членов в рамках ЕС;

 обязательство государств-членов соблюдать принципы демократии, прав человека и приоритета законности;

 активизацию социальной политики ЕС, защиту интересов потребителей;

 формирование общей политики безопасности и обороны, чему должна способствовать интеграция ЕС и Западноевропейского союза;

 расширение межправительственного сотрудничества в области борьбы с преступностью, терроризмом, торговлей людьми, наркобизнесом, коррупцией и контрабандой, расизмом и ксенофобией;

 повышение роли Европарламента в принятии решений и формировании законодательства ЕС.

Однако и в Амстердамском договоре не нашлось места для институциональной реформы, разработка которой была вновь отложена.

Одна из важнейших дат в истории европейской интеграции – 1 января 1999 г. В этот день, как намечалось, начал функционировать ЭВС, в который вошли 12 из 15 государств-членов ЕС, была введена в виде безналичных расчетов, единая валюта евро. С 1 января 2002 г. поступила в наличное обращение, а с 1 марта того же года полностью заменила национальные валюты в странах «еврозоны».

Экономика

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок.[24] На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону.[25] Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства.[3] Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр[26] и самый большой импортёр[27] товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.[28][29][30] Головной офис 161-й из пятисот крупнейших по выручке мировых компаний (по рейтингу Fortune Global 500 в 2010-м) находится в ЕС.[31] Уровень безработицы в апреле 2010-го составлял 9,7 %,[32] в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %.[33] Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.[34]

Внутренний рынок

Развитие между странами-участниками общего рынка (впоследствии переименованнного в единый рынок[35]), а также создание таможенного союза были двумя из основных целей создания Европейского экономического сообщества. При этом, если таможенный союз подразумевает запрещение любых пошлин в торговых отношениях между государствами-членами и формирование общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам, то общий рынок распространяет эти принципы и на другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик стран союза, гарантируя так называемые четыре свободы: свободу движения товаров, свободу движения лиц, свободу движения услуг и свободу движения капитала.[36] Исландия, Лихтенштейн, Норвегия и Швейцария входят в общий рынок, но не в таможенный союз.[20] Свобода движения капитала подразумевает не только возможность беспрепятственных платежей и переводов через границы, но и покупку недвижимости, акций компаний и инвестирование между странами.[37] До принятия решения о формировании экономического и валютного союза развитие положений о свободе капитала шло медленно. По принятию Маастрихтского договора Европейский суд начал ускоренно формировать решения в отношении ранее пренебрегаемой свободы. Свобода перемещения капитала действует также и на отношения между странами — участиками ЕС и третьими странами.[37] Свобода движения лиц означает, что гражданин Евросоюза может беспрепятственно перемещаться между странами союза в целях проживания (в том числе и по выходу на пенсию[37]), работы и учёбы.[38] Обеспечение этих возможностей включает упрощение формальностей при переезде[38] и взаимное признание профессиональных квалификаций.[37] Свобода движения услуг и свобода учреждения позволяет лицам, занимающимся самостоятельной экономической деятельностью, свободно перемещаться между странами союза и заниматься этой деятельностью на постоянной или на временной основе. Несмотря на то, что услуги представляют 70 % ВВП и рабочих мест в большинстве государств-членов, законодательство в отношении этой свободы не столь развито, как в области других устанавливаемых свобод. Этот пробел был недавно восполнен принятием директивы об услугах на внутреннем рынке с целью снятия ограничений между странами по оказанию услуг.[39]

Конкуренция

Евросоюз разрабатывает и контролирует исполнение антимонопольного законодательства для обеспечения на внутреннем рынке свободной конкуренции. Комиссия, являясь регулирующим органом в вопросах конкуренции, отвечает за антимонопольные вопросы, контроль cлияний и поглощений предприятий, разделение картелей, поддержку экономического либерализма и контроль за оказанием государственной помощи. Пост еврокомиссара по конкуренции, в настоящее время занимаемый Хоакином Альмунией, считается одним из самых влиятельных в Евросоюзе, известный своими полномочиями принимать решения, затрагивающие коммерческие интересы транснациональных компаний.[41][42] Например, в 2001 году Комиссия впервые заблокировала сделку слияния двух компаний, базирующихся в США («General Electric» и «Honeywell») и одобренных национальными властями.[43] Другое значительное разбирательство, против «Microsoft», после многолетних судебных тяжб завершилось поражением последней, выполнением требований Комиссии и выплатой компанией «Microsoft» штрафа в размере 777,5 млн?.[44]

Валютный союз

Еврозона (тёмно-синий) состоит из 17 государств-членов, официальной валютой которых является евро.

Европейский центральный банк во Франкфурте-на-Майне определяет денежно-кредитную политику.

Принципы, регулирующие валютный союз, были заложены уже в Римском договоре 1957 года,[45] а официальной целью валютный союз стал в 1969 году на саммите в Гааге. Однако лишь с принятием Маастрихтского договора в 1993 году страны союза были юридически обязаны создать валютный союз не позднее 1 января 1999 года. В этот день евро был представлен мировым финансовым рынкам в качестве расчётной валюты одиннадцатью из пятнадцати на тот момент стран союза, а 1 января 2002 года были введены в наличное обращение банкноты и монеты в двенадцати странах, входящих к этому моменту в еврозону. Евро заменил европейскую валютную единицу (ЭКЮ), которая использовалась в европейской валютной системе с 1979 по 1998 годы, в соотношении 1:1. На данный момент в еврозону входят 17 стран. Все остальные страны, кроме Швеции и Великобритании, юридически обязаны присоединиться к евро, когда будут соответствовать критериям, необходимым для вступления в еврозону, однако лишь несколько стран установили дату для планируемого присоединения. Швеция, хотя и обязана вступить в еврозону, использует правовую лазейку, позволяющую ей не отвечать маастрихтским критериям и не работать в направлении устранения выявленных несоответствий. Евро предназначен помочь в построении общего рынка путём упрощения туризма и торговли; устранения проблем, связанных с обменными курсами; обеспечения прозрачности и стабильности цен, а также низкой процентной ставки; создания единого рынка финансов; предоставления странам валюты, используемой в международном масштабе и защищённой от потрясений большим объёмом оборота внутри еврозоны. Управляющий банк еврозоны, Европейский центральный банк, определяет денежно-кредитную политику входящих в неё стран с целью поддержания ценовой стабильности. Он является центром Европейской системы центральных банков, объединяющей все национальные центральные банки стран Евросоюза и контролируемый Советом управляющих, состоящим из президента ЕЦБ, назначаемым Европейским советом, вице-президента ЕЦБ и управляющих национальными центральными банками государств — членов ЕС.

Финансовое регулирование

В конце 2009 года министрами финансов была согласована структура органов банковского, финансового и страхового надзора:[46] Европейская система финансового регулирования (англ. European System of Financial Supervisors), состоящая из четырёх общеевропейских надзорных ведомств, Европейской банковской организации (англ. European Banking Authority), Европейской организации по ценным бумагам и рынкам (англ. European Insurance and Occupational Pensions Authority), Европейской организации страхования и пенсионного обеспечения (англ. European Securities and Markets Authority)[47] и подчинённого Европейскому центральному банку единого Европейского совета по системным рискам (англ. European Systemic Risk Board).[48] Регуляторы начали работу 1 января 2011 года, а 7 февраля руководителем банковского ведомства был назначен Андреа Энриа (итал. Andrea Enria), ведомства страховых организаций — Стевен Майджоор (нидерл. Steven Maijoor), регулятора рынка ценных бумаг — Габриэль Бернардино (порт. Gabriel Bernardino).[47]

Энергетика

По данным 2009 года внутреннее валовое энергопотребление 27 стран-участниц составило 1,703 миллиардов тонн нефтяного эквивалента.[55] Около 47,7 % потреблённой энергии были произведены в странах-участницах, в то время как 52,3 % — импортированы,[56] при этом в расчётах ядерная энергия считается первичной, несмотря на то что лишь 3 % используемого урана добывается в Европейском союзе.[57] Степень зависимости Союза от импорта нефти и нефтепродуктов составляет 84,6 %, природного газа — 64,3 %. С момента создания Европейский союз обладает законодательной властью в области энергетической политики; это восходит своими корнями к Европейскому объединению угля и стали. Введение обязательной и всеобъемлющей энергетической политики было одобрено на встрече Европейского совета в октябре 2005 года, а первый проект новой политики был опубликован в январе 2007 года. Основные задачи единой энергетической политики: изменение структуры потребления энергии в пользу возобновляемых источников, повышение энергоэффективности, снижение объема выбросов парниковых газов, создание единого энергетического рынка и содействие развитию на нём конкуренции.[59]

Инфраструктура

ЕС работает в направлении развития общеевропейской инфраструктуры, например, посредством трансъевропейских сетей (TEN). Так проекты в рамках TEN включают в себя Евротоннель, LGV Est, Мон-Сенисский туннель, Эресуннский мост, тоннель Бреннер и мост через Мессинский пролив. По оценке 2001 года сеть должна была к 2010 году покрыть: 75 200 км дорог, 76 000 км железнодорожного полотна, 330 аэропортов, 270 морских портов и 210 портов внутри континента. Развивающаяся транспортная политика Евросоюза увеличивает нагрузку на окружающую среду из-за расширения транспортных сетей во многих регионах. До пятой волны расширения 2004 года основными транспортными задачами были сделать транспорт устойчивым, как в экологическом отношении (загрязнение воздуха, шум), так и в отношении перегруженности (заторы). Расширение добавило к существующим проблемам также проблему общедоступности (англ. accessibility).[61] В частности, Европейский инвестиционный банк выделил в 2006 году 650 миллионов евро на развитие дорожной системы Польши, всего с 1990 года предоставив Польше кредитов на 12 млрд евро, из которых приблизительно 40 % было направлено на развитие транспортной инфраструктуры. Другой инфраструктурный проект ЕС — система навигации «Галилео». Будучи спутниковой системой навигации, «Галилео» разрабатывается Европейским союзом совместно с Европейским космическим агентством и планируется к запуску в эксплуатацию в 2014 году. Завершение формирования спутниковой группировки назначено на 2019 год.[63] Проект нацелен, отчасти чтобы снизить зависимость от контролируемой Соединёнными Штатами GPS, отчасти чтобы обеспечить лучшие покрытие и точность сигнала по сравнению с устаревающей американской системой.[64][65] В процессе разработки проект «Галилео» испытал множество финансовых, технических и политических трудностей.[66]

Сельское хозяйство

Единая сельскохозяйственная политика — старейшая из программ Европейского экономического сообщества, его краеугольный камень. Политика ставит целью увеличение сельскохозяйственной производительности, обеспечение стабильности снабжения продовольственными товарами, обеспечение достойного уровня жизни сельскохозяйственного населения, стабилизацию рынков, а также обеспечение разумных цен на продукцию. До недавнего времени осуществлялась посредством субсидий и вмешательства в рынок. В 70-х и 80-х годах на нужды сельскохозяйственной политики выделялось около двух третей бюджета Европейского сообщества, на 2007—2013 годы доля этой статьи расходов снизилась до 34 %.

Бюджет Европейского Союза
Бюджет – важнейший финансовый инструмент ЕС, сформированный в 1967 году путем объединения бюджетов трех Европейских сообществ (Европейского объединения угля и стали, Евратома, ЕЭС). В 1970 году бюджет ЕС составил 3,6 миллиарда ЭКЮ (19 ЭКЮ на жителя). Сейчас он достигает примерно 95 миллиардов евро в год (250 евро на жителя), это около 1 процента суммарного валового национального продукта всех стран ЕС. Изначально бюджет формировался за счет взносов государств-членов, однако решением Совета ЕЭС от 21 апреля 1970 года были созданы собственные финансовые ресурсы ЕС. Они складываются из:
- таможенных пошлин на импорт;
- отчислений государств-членов в размере 0,75 процента от собираемого налога на добавленную стоимость (VAT);
- отчислений государств-членов, устанавливаемых в соответствии с величиной их валового национального продукта.

Почти половина собранных бюджетных средств идет на проведение общей сельскохозяйственной политики. Вместе с тем по сравнению с 1960-ми и 1970-ми годами доля аграрных расходов существенно сократилась, тогда как возросли расходы ЕС на региональную и социальную политику.

Через общий бюджет частично финансируются и другие направления внутренней политики ЕС (например, научно-техническая, транспортная и пр.), а также внешняя политика.

Из этого источника финансируется гуманитарная и продовольственная помощь нуждающимся странам мира. Помимо этого, с 2000 года ежегодно более 3 миллиардов евро направляется на финансирование проектов технического и структурного развития стран, готовящихся к вступлению в ЕС, что составляет порядка 40 процентов всех расходов на внешнюю политику ЕС.

Важнейшие бюджетные статьи реализуются через специальные структурные фонды ЕС:
- Фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства, ответственный за реализацию общей сельскохозяйственной политики ЕС;
- Фонд регионального развития, ответственный за программы помощи регионам, отстающим в своем развитии (например, пораженным структурным кризисом в промышленности);
- Социальный фонд, стимулирующий переквалификацию трудящихся в регионах и отраслях с высоким уровнем безработицы, а также отвечающий за профессиональное обучение молодежи;
- Фонд содействия экономическому сближению государств-членов (Фонд единства), созданный в соответствии с Маастрихтским договором и ориентированный на развитие стран с наименьшими показателями ВВП на душу населения.
Существует также специальный Финансовый инструмент содействия рыболовству, через который выделяются средства для повышения конкурентоспособности предприятий, связанных с рыболовным промыслом в прибрежных районах ЕС. Бюджет ЕС готовится и принимается следующим образом. После согласования со странами-членами Европейская Комиссия подготавливает предварительный проект бюджета. Он представляется в Совет ЕС, который вносит в проект изменения и принимает его. Именно за Советом – полномочия установлению окончательной суммы Затем проект направляется в Европейский Парламент, который может предложить внести в него поправки и изменения. После двух чтений проекта бюджета Парламент принимает окончательный бюджет, и его Председатель подписывает его.

Ломейские конвенции (Lome Convention), соглашения, принятые в г. Ломе (столица Того) и регулирующие эконом, и торг, отношения между Европейским экономическим сообществом и 68 гос-вами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана. Первая конвенция, вступившая в силу в 1976 г. и подписанная 46 гос-вами, предусматривала установление техн. сотрудничества и оказание помощи. Развивающиеся страны получали свободный доступ своих товаров на европ. рынки, открывался простор для зап. инвестиций в их экономику. Второе соглашение, "Ломе-2", подписанное в 1979 г. 58 гос-вами, касалось предоставления развивающимся странам помощи в размере 3 млрд. ф.ст. в течение пяти лет. Оно было возобновлено в 1984 г. как "Ломе-3" между 60 гос-вами и ЕЭС, а "Ломе-4" в 1989 г. подписали 68 гос-в.

Европейская валютная система - План Делора.

«План Делора» предусматривал:
- создание общего (интегрированного) рынка, поощрение конкуренции в ЕС для совершенствования рыночного механизма во избежание злоупотреблений монопольным положением, политикой поглощений, слияний, государственных субсидий;
- структурное выравнивание отсталых зон и регионов;
- координацию экономической, бюджетной, налоговой политики в целях сдерживания инфляции, стабилизации цен и экономического роста, ограничения дефицита госбюджета и совершенствования методов его покрытия;
- учреждение наднационального Европейского валютного института в составе управляющих центральными банками и членов директората для координации денежной и валютной политики;
- единую валютную политику, введение фиксированных валютных курсов и коллективной валюты — ЭКЮ.
Кроме того, поставлена задача образования политического союза ЕС к 2000 г., обязывающего страны-члены (большинство входит в НАТО) проводить общую внешнюю политику и политику в области безопасности.
В связи с проектом создания Европейского центрального банка и единой валюты потребовалось изменение Римского договора (1957 г.). Для валютного союза необходимо: 1) участие валют в «европейской змее»; 2) соблюдение странами единых пределов колебаний курса валюты; 3) соединение официального и частного секторов функционирования ЭКЮ по линии унификации порядка и субъектов эмиссии и введение их взаимной конвертируемости.
На основе «плана Делора» к декабрю 1991 г. был выработан Маастрихтский договор о Европейском союзе, предусматривающий, в частности, поэтапное формирование валютно-экономического союза. Договор о Европейском союзе подписан 12 странами ЕС в Маастрихте (Нидерланды) в феврале 1992 г., ратифицирован и вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Позднее к ЕС присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.
В соответствии с Маастрихтским договором экономический и валютный союз реализуется в три этапа.
Первый этап (1 июля 1990 г. — 31 декабря 1993 г.) — этап становления экономического и валютного союза ЕС (ЭВС).* В его рамках были осуществлены все подготовительные мероприятия, необходимые для вступления в силу соответствующих положений Маастрихтского договора о Европейском Союзе.В частности, устранены все ограничения на свободное движение капиталов внутри Европейского Союза, а также между Европейским Союзом и третьими странами. Уделено особое внимание обеспечению сближения показателей экономического развития внутри ЕС, и его страны-члены принимали там, где это было уместно, программы такого сближения, рассчитанные на несколько лет, в которых определялись конкретные цели и показатели антиинфляционной и бюджетной политики. При подготовке введения евро как единой денежной единицы такие программы представлялись на рассмотрение Совету по экономическим и финансовым вопросам ЕС (ЭКОФИН) и были ориентированы на обеспечение достижения устойчиво низких показателей инфляции, оздоровления государственных финансов и стабильности курсов валют в отношениях между странами-членами, как это и предусматривалось Маастрихтским договором.
Второй этап (1 января 1994 г. — 31 декабря 1998 г.) был посвящен дальнейшей, более конкретной подготовке стран-членов к введению евро. Главным организационным событием этого этапа стало учреждение Европейского валютного института (ЕВИ), выступающего как предтеча Европейского Центрального банка (ЕЦБ), основной задачей которого являлось определение правовых, организационных и материально-технических предпосылок, необходимых ЕЦБ для выполнения своих функций, начиная с третьего этапа введения евро. ЕВИ отвечал также за усиление координации национальных денежных политик стран-членов в преддверии становления ЭВС и в этом качестве мог выносить рекомендации их центральным банкам.
Другими важнейшими процессами данного этапа были:
принятие законодательства, запрещающего поддержку деятельности государственного сектора путем кредитования центральными банками его предприятий и организаций в странах-членах, равно как и прямое приобретение центральными банками долгов государства; тот же запрет на третьем этапе становления ЭВС распространяется и на ЕЦБ;
- принятие законодательства, отменяющего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов; аналогичный запрет распространяется также и на ЕЦБ на третьем этапе;
- утверждение законодательных актов, запрещающих брать на себя обязательства государственного сектора одной из стран-членов другой страной-членом или ЕС в целом; эта мера получила название «оговорки об отказе от поручительства»;
- формулирование требования о том, что страны-участницы должны прилагать усилия для недопущения чрезмерного дефицита государственных финансов (показатель бюджетного дефицита не выше 3% ВВП при нормальных условиях развития и величины государственного долга не выше 60% ВВП), которое затем было подкреплено процедурой наблюдения со стороны Совета ЕС за бюджетным процессом стран-членов с вынесением им рекомендаций о корректирующих мерах, если такой чрезмерный дефицит имеет место;
- принятие там, где это уместно, национального законодательства, предоставляющего центральным банкам стран-участниц уставную независимость от их правительств с тем, чтобы уравнять их правовой статус с аналогичным статусом, предоставленным ЕЦБ.

 

Торговые соглашения и политические союзы.

НАТО

НАТО, или Организация Североатлантического договора (от англ. North Atlantic Treaty Organisation, NATO) — военно-политический блок, созданный на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 двенадцатью государствами. Через некоторое время после этого начался процесс расширения блока, который особенно ускорился после распада Организации Варшавского Договора — основного противника НАТО.

Высшими управляющими органами НАТО являются Совет НАТО (занимающийся, в основном, политическими вопросами), Комитет военного планирования и Военный комитет. Штаб-квартира организации находится в Брюсселе, столице Бельгии.

В последние годы НАТО продолжает постепенно увеличивать свое влияние на востоке (о своем желании вступить в организацию заявляют некоторые страны Восточной Европы), проводит операциии с участием вооруженных сил стран-членов блока и является самой большой военной организацией в мире.

  страна год вступления
     
  Бельгия  
  Великобритания  
  Дания  
  Исландия  
  Италия  
  Канада  
  Люксембург  
  Нидерланды  
  Норвегия  
  Португалия  
  Соединенные Штаты Америки  
  Франция  
  Греция  
  Турция  
  Германия  
  Испания  
  Венгрия  
  Польша  
  Чехия  
  Болгария  
  Латвия  
  Литва  
  Румыния  
  Словакия  
  Словения  
  Эстония  

ОПЕК

Организация стран-экспортёров нефти, ОПЕК (от англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC) — объединение стран, экономика которых сильно зависит от экспорта нефти; было создано с целью контроля над мировыми ценами на этот ресурс.

Официально ОПЕК, как организация, была создана на конференции 10-14 сентября 1960 года, прошедшей в Багдаде. Штаб-квартира картеля находится в Вене, столице Австрии.

В настоящее время членам ОПЕК принадлежат около двух третей мировых запасов нефти и примерно 40% от её добычи, что дает организации немалое влияние на мировую экономику.

  страна год вступления
     
  Венесуэла  
  Ирак  
  Иран  
  Кувейт  
  Саудовская Аравия  
  Катар  
  Индонезия  
  Ливия  
  Объединенные Арабские Эмираты  
  Алжир  
  Нигерия  
  Ангола  

Содружество

Содружество наций — объединение независимых государств, в которое входит Великобритания и большинство ее бывших колоний, которые ранее образовывали Британскую империю. Членство в организации является сугубо добровольным — каждый участник Содружества может в любое время выйти из него по своему желанию.

По традиции формальной главой Содружества избирается монарх Великобритании, а административное руководство осуществляется Секретариатом, штаб-квартира которого находится в Лондоне. Монарх Великобритании также юридически является правителем многих стран, входящих в Содружество, хотя фактически никакого отношения к их управлению не имеет.

Сейчас в странах Содружества, занимающих около четверти суши, проживает примерно 30% населения земли. Культурные, политические связи между этими государствами за вторую половину XX века существенно ослабели, но в экономике, для большинства членов объединения, Великобритания по-прежнему остается одним из главных партнеров.

Страны Содружества:

  1. Австралия
  2. Антигуа и Барбуда
  3. Багамы
  4. Бангладеш
  5. Барбадос
  6. Белиз
  7. Ботсвана
  8. Бруней
  9. Вануату
  10. Великобритания
  11. Гайана
  12. Гамбия
  13. Гана
  14. Гренада
  15. Доминика
  16. Замбия
  17. Индия
  18. Камерун
  19. Канада
  20. Кения
  21. Кипр
  22. Кирибати
  23. Лесото
  24. Маврикий
  25. Малави
  26. Малайзия
  27. Мальдивы
  28. Мальта
  29. Мозамбик
  30. Намибия
  31. Науру
  32. Нигерия
  33. Новая Зеландия
  34. Пакистан
  35. Папуа - Новая Гвинея
  36. Самоа
  37. Свазиленд
  38. Сейшелы
  39. Сент-Винсент и Гренадины
  40. Сент-Китс и Невис
  41. Сент-Люсия
  42. Сингапур
  43. Соломоновы Острова
  44. Сьерра-Леоне
  45. Танзания
  46. Тонга
  47. Тринидад и Тобаго
  48. Тувалу
  49. Уганда
  50. Фиджи
  51. Шри-Ланка
  52. Южно-Африканская Республика
  53. Ямайка

АТЭС

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС — крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60 % мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. Цели организации — укрепление сотрудничества между странами Тихоокеанского региона и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли.

АТЭС было образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Первоначально высшим органом Сотрудничества были совещания на уровне министров, но позже стали проводиться и встречи лидеров государств.

Так как в организацию входят не только страны, но и территории (Гонконг и Тайвань), его участников принято назыать "экономиками АТЭС":

  1. Австралия
  2. Бруней
  3. Вьетнам
  4. Индонезия
  5. Канада
  6. Китай
  7. Малайзия
  8. Мексика
  9. Новая Зеландия
  10. Папуа - Новая Гвинея
  11. Перу
  12. Россия
  13. Сингапур
  14. Соединенные Штаты Америки
  15. Таиланд
  16. Филиппины
  17. Чили
  18. Южная Корея
  19. Япония
  20. Тайвань
  21. Гонконг

Большая Восьмерка

Большой Восьмеркой называют 8 наиболее промышленно развитых стран мира (на их долю приходится около 60% мирового ВВП). Восьмерка не является официальной международной организацией, ее решения не имеют юридической силы, но, тем не менее, ежегодный саммит лидеров стран Восьмерки является одним из важнейших политических событий.

Сам термин "Большая Семерка" появился в русском языке из-за неверной трактовки сокращения "G7": вместо "Group of Seven" ("группа семи") журналисты расшифровали его как "Great Seven" ("большая семерка").

Первое совещание лидеров промышленных стран состоялось в 1975 году (без участия Канады) и впоследствии такие встречи стали регулярными. В 1992 году к странам-участницам присоединилась Россия, после чего Семерка превратилась в Восьмерку.

  1. Великобритания
  2. Германия
  3. Италия
  4. Канада
  5. Россия
  6. Соединенные Штаты Америки
  7. Франция
  8. Япония

СНГ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.28.196 (0.016 с.)